Научная статья на тему 'Активное воображение как основа организации досуговой деятельности личности'

Активное воображение как основа организации досуговой деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность как субъект досуговой деятельности / воображение / активное воображение / специалист социокультурной сферы / продукт творческого воображения / антиципаци / personality as a subject of leisure activities / imagination / active imagination / specialist in the sociocultural sphere / product of creative imagination / anticipation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Владимировна Шарковская

В статье исследование сущности активного воображения в виде основы организации досуговой деятельности центрируется на учете социальных и индивидуальных когнитивных свойств личности. Являясь ведущей познавательной способностью личности, активное воображение обеспечивает ее включение в мир ценностей общечеловеческой культуры и искусства. Показана роль учреждений культуры и дополнительного образования в ориентации на культуротворческое развитие и воспроизводство в расширенном ракурсе подвидов активного воображения личности: воссоздающего и творческого. Предлагая разные формы досуга для обеспечения аксиологически сбалансированного процесса развития активного воображения, они предоставляют личности свободу выбора на основании принципов добровольности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи с реальной социокультурной действительностью. Раскрывается значение феномена антиципации как мобильного компонента структуры профессиональных способностей специалистов социокультурной сферы, направленных на организацию досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE IMAGINATION AS A BASIS ORGANIZATIONS OF PERSONAL LEISURE ACTIVITIES

In the article the study of the essence of active imagination in the form of the basis for the organization of leisure activities is centered on the social and individual cognitive properties of the person. Being the leading cognitive ability of a person, an active imagination ensures its inclusion in the world of values of universal human culture and art. The role of cultural institutions and additional education in the orientation towards cultural development and reproduction in an expanded perspective of subspecies of the active imagination of the person: recreating and creative is shown. Offering various forms of leisure to ensure an axiologically balanced process of developing active imagination, they provide individuals with freedom of choice based on the principles of voluntariness, taking into account age and individual characteristics, and connection with real sociocultural reality. The significance of the phenomenon of anticipation as a mobile component of the structure of professional abilities of specialists in the sociocultural sphere, aimed at organizing leisure time, is revealed.

Текст научной работы на тему «Активное воображение как основа организации досуговой деятельности личности»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.24411/2310-1679-2020-10109

Наталия Владимировна ШАРКОВСКАЯ,

доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: 7948493@mail.ru

В статье исследование сущности активного воображения в виде основы организации досуговой деятельности центрируется на учете социальных и индивидуальных когнитивных свойств личности. Являясь ведущей познавательной способностью личности, активное воображение обеспечивает ее включение в мир ценностей общечеловеческой культуры и искусства. Показана роль учреждений культуры и дополнительного образования в ориентации на культуротворческое развитие и воспроизводство в расширенном ракурсе подвидов активного воображения личности: воссоздающего и творческого. Предлагая разные формы досуга для обеспечения аксиологически сбалансированного процесса развития активного воображения, они предоставляют личности свободу выбора на основании принципов добровольности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи с реальной социокультурной действительностью. Раскрывается значение феномена антиципации как мобильного компонента структуры профессиональных способностей специалистов социокультурной сферы, направленных на организацию досуга.

Ключевые слова: личность как субъект досуговой деятельности, воображение, активное воображение, специалист социокультурной сферы, продукт творческого воображения, антиципация.

ACTIVE IMAGINATION AS A BASIS ORGANIZATIONS OF PERSONAL LEISURE ACTIVITIES

Natalia V. Sharkovskaya, Full Doctor of Education, Professor, Department of management and technology socio-cultural activities of the faculty of state cultural politicians of Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: 7948493@mail.ru

In the article the study of the essence of active imagination in the form of the basis for the organization of leisure activities is centered on the social and individual cognitive properties of the person. Being the leading cognitive ability of a person, an active imagination ensures its inclusion in the world of values of universal human culture and art. The role of cultural institutions and additional education in the orientation towards cultural development and reproduction in an expanded perspective of subspecies of the active imagination of the person: recreating and creative is shown. Offering various forms of leisure to ensure an axiologically balanced process of developing active imagination, they provide individuals with freedom of choice based on the principles of voluntariness, taking into account age and individual characteristics, and connection with real sociocultural reality. The significance of the phenomenon of anticipation as a mobile component of the structure of professional abilities of specialists in the sociocultural sphere, aimed at organizing leisure time, is revealed. Keywords: personality as a subject of leisure activities, imagination, active imagination, specialist in the sociocultural sphere, product of creative imagination, anticipation.

Воображение как психический процесс, выражающийся в создании образов предметов, объектов на основе приведения личностных знаний в ранее неизвестное сочетание в ситуациях смысловой неоднозначности, выступает фундаментальной когнитивной особенностью человека. Позволяя предвидеть развитие предстоящих социальных, культурных событий, активизировать сложившийся ранее индивидуальный жизненный опыт в новом контексте многообразных форм познания, оно ориентирует личность в разных областях человеческой деятельности, в том числе досуговой.

Характерная особенность воображения состоит в актуализации его именно тогда, когда для полной достижимости формирования умственных действий, связанных с созданием программы поведения в социально-культурных институтах и, соответственно, моделирования образа предварительного/конечного результата досуга, недостаточно нужной информации. В связи с этим воображение помогает как бы «ускорить» стадии осуществления мыслительных операций, заранее спроектировать последствия самой досуговой деятельности, способные выразиться в самодеятельном художественном творчестве, эдьютейнменте, любительских видах спорта, межкультурном сотрудничестве и т. д. Поэтому чем насыщеннее впечатлениями опытное знание личности и значительнее уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, тем больше вероятности для продуктивного сочетания уже сложившихся образов, средств и непосредственного эффекта планируемого досуга в культурном пространстве социума.

Как структурный элемент модели организации досуговой деятельности, воображение выступает основанием созидательных деяний личности, способствующих проявлению разных видов ее социально-культурной инициативности. В целом мыслительным процессам воображения, так же как

и процессам мышления, памяти и восприятия, присуща аналитико-синте-тическая направленность на непосредственно-чувственное ориентирование в окружающем мире, основной функцией которой является отделение единичных признаков уровней эмпирического и рационального познания, в том числе художественного, а также объяснение сущности структурных элементов уровней, выделенных в результате анализа [8, с. 54]. Подобные преобразования способствуют конструктивному выполнению личностью поставленных поисково-ориентированных задач с эвристическим содержанием в контексте расширения спектра любительских увлечений с целью претворения в жизнь духовных потребностей и досуговых предпочтений.

Активное воображение — одно из разновидностей воображения, определяющееся по степени выраженности активности, а также внутренних, в том числе эмоциональных, состояний личности в период ее продуктивного действования, когда произвольные и преднамеренные действия опосредованы прогнозируемой ситуацией. В отличие от пассивного, активное воображение, дифференцируясь на подвиды — воссоздающее и творческое, обладает фундаментальной познавательной способностью создания многозначных образов, в том числе наглядных, тактильных, слуховых, которые непосредственно воплощаются в организацию культурной деятельности личности в свободное от основных занятий время.

Воссоздающее воображение, базируясь на системе знаков как носителей социальных отношений, общения, в том числе неформального, их смысловой, стимулирующей и символической роли в общекультурном развитии личности, позволяет насыщать эту систему уже имеющимися в мыс-ледеятельности личности теоретическими и эмпирическими знаниями. К числу наиболее распространенных примеров можно отнести чтение художественной литературы на досуге, интерпретацию графиков мероприятий спортивного уик-энда, экспресс-планов экскурсионных маршрутов выходного дня, карт культурно-исторических достопримечательностей города, передачу эмоционального состояния в рисунках, а также постижение языка искусства (живописи, танца, пантомимы), в том числе самодеятельного и т. д. Без участия этого вида воображения невозможна организация диалогичного по своему содержанию неформального общения, а также продуктивного усвоения личностью опыта социальной перцепции, обусловленных мотивационной структурой предметных действий, совершаемых в часы досуга.

Среди совокупности движущих сил процесса воссоздания того, что заложено в знаковой системе и что, соответственно, определяет ее функционирование, связанное со стимулированием поисковой активности субъекта, проявляющейся в выборе той или иной сферы реализации досуговой деятельности, выделяются:

а) первоначальная социальная информация (известие, сведение, мера, процесс и т. д.), направленность которой предопределена характеристикой общественного пространства, значимого для осуществления культурного развития, саморазвития личности и выражена в разных формах, в том числе адресной/безадресной, полной/неполной;

б) общекультурные компетенции, позволяющие субъекту добыть из памяти необходимую информацию и различить за теми или иными знаками сущностный смысл принятых в конкретной среде социальных норм, эталонов, правил, способных непосредственно проецироваться на организационные процессы, предопределяющие активное проведение личного времени;

в) смысловые установки, содержащие взгляды субъекта на мир индустрии культуры и образ той социальной роли (зрителя, читателя, слушателя) в досуговой деятельности, к которой он желал бы стремиться, а также симпатии/антипатии по отношению к значимым объектам, в которых возможно его самоутверждение.

На какой бы из этих социокультурных и психологических факторов ни опиралось воссоздающее воображение, в его функционировании всегда имеется общее — актуализация образов, предметов, которые непосредственно не даны в восприятии, адекватном общекультурной реальности. В своей целостности вышеуказанные факторы определяют качественный аспект процесса воссоздания, который значим при осуществлении досу-говых занятий в разных типах учреждений культуры и дополнительного образования.

Так, нацеленность клубов исторической реконструкции на сохранение культурного наследия, формирование традиций активного отдыха при проведении массовых мероприятий и, соответственно, на стимулирование актов социального инициативного поведения участников, привлечение их к решению задач, связанных с гуманистическим воспитанием, «достигается в ходе воссоздания реалий того или иного исторического периода с максимальной точностью. Кульминационная составляющая процесса воссоздания — полное постижение основ материальной и духовной культуры избранной эпохи, когда исторические события начинают "оживать" в режиме реального времени» [8, с. 102].

В учреждениях дополнительного образования при изучении основ изобразительного, певческого, театрального, хореографического и других видов искусства, особое внимание уделяется аккумулированию выразительных образов, действий в устойчивой для воспитанников общественно нормированной форме с тем, чтобы базируясь на них, воссоздавать у каждого из обучаемых соразмерные реальной действительности события. Исследования Б.П.Юсова по теории и психологии художественного воспитания детей показывают, что существующая тесная связь создания

художественного образа с овладением изобразительной грамотностью как вспомогательным средством художественного развития воспитанников способствует формированию у них способности понимать проблемы современной и исторической действительности в произведениях искусства [11, с. 7]. Эти особенности, по убеждению ученого, должны активно использоваться в педагогическом процессе дополнительного образования для развития восприятия и воображения, так как способность к посильному созданию художественного образа можно формировать у каждого ребенка с учетом значимости ассоциаций и собственного опыта в искусстве [11, с. 172]. Наблюдаемое в развивающей среде многофункциональных центров культурного развития, арт-студий при учреждениях культуры, а также оздоровительных детских лагерей активное стремление детей к художественным проявлениям вообще и к изобразительному творчеству в частности можно объяснить «потребностью в развитии воображения как всеобщей и объективно необходимой человеку способности» [5, с. 5].

Способность когнитивной эмпатии — одной из общепризнанных разновидностей воссоздающего воображения — выполнять важное предназначение в моральном развитии личности, социальной адаптации к условиям ближайшей микросреды конкретного учреждения культуры зависит от степени устойчивости форм проявления навыков децентрации. Базируясь на интеллектуальных процессах и, соответственно, выражаясь в виде умения личности прогнозировать аффективные реакции других субъектов досуговой деятельности в тех или иных ситуациях развития, эмпатия усиливается, когда при реализации общих целей появляется обоюдный познавательный интерес, сходство эмоциональных состояний, сокращается психологическая дистанция, а также принимаются общие социальные роли, предопределяющие диапазон их ролевой свободы. Исследования показывают, что эмпатическая способность участников, избравших инновационные формы проведения досуговой деятельности, в том числе мегаквесты, интернет-конкурсы и соревнования, неконференции, волонтерские пикники и т. д., значительно возрастает с ростом их витального и личностного опыта, социокультурная составляющая которого формируется и регулируется на протяжении всей жизнедеятельности [1; 10].

Творческое воображение — формирование совершенно нового самостоятельного образа, представления, реализуемого в культурных продуктах деятельности, рассматриваемых в виде окончательного результата удовлетворения конкретных потребностей личности: познавательных, эстетических и других в художественном, техническом или ином виде творчества. Совокупность таких признаков творческого продукта, как новизна, общественная/личная значимость, совершенство исполнения, выражается в степени: а) эксклюзивности среди продуктов такого же типа

(онтологический смысл); б) оценивания с позиций системы социальных/ субъективных ценностей (аксиологический смысл); в) мастерства создания (эстетическая смысл). Параметрами, определяющими суть субъективного творческого продукта, сопряженного с организованным досугом в пространственно-временной последовательности событий и выраженного в создании авторской песни, разнообразных предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе арт-а-порте, являются категории «оригинальный», «эффективный», «качественный». Данные категории приемлемы также к созданию и продвижению электронных продуктов — результатов совместного творчества учреждений культуры и их социальных партнеров. В качестве электронных продуктов, востребованных личностью в свободное время, выступают электронные энциклопедии, справочники объединений культурно-просветительной и культурно-творческой направленности, электронные издания книг, включающие видеофильмы, виртуальные выставки в среде электронных библиотек, видеодайджесты культурных событий, литературные и туристические карты и т. д .

Смысл коллекционирования детских рисунков — разновидностей творческих продуктов, а также их представленности в проектной социально-культурной деятельности, в том числе в инновационном проекте «Передвижная выставка детского рисунка», состоит в художественно-образной выразительности, эмоциональной значимости и эстетической насыщенности как субъективных форм выражения духовных потребностей, составляющих основу детского творческого воображения. Это позволяет «поставить ребенка в ситуацию зрителя, ценителя и критика самодеятельного искусства» [4, с. 24] с целью развития художественного вкуса, стимулирования творческой активности, а в целом — расширения сферы досуговой деятельности [9].

Основным источником творческого воображения «заключающегося в свойстве образов группироваться в новые комбинации, благодаря самопроизвольности», по определению Т.Рибо, является «какое-нибудь стремление, потребность, специальное определенное желание» [6, с. 205-206]. Среди распространенных приемов создания творческих образов в деятельности, в том числе досуговой, выделяются: агглютинация — данный прием достаточно популярен в любительском художественном творчестве, так как обладает способностью создания креативного образа посредством соединения не присоединяемых в повседневной действительности объектов без их заметных изменений; аналогия (личная, прямая, синтетическая) — моделирование образа, сходного с предметом, фактически существующим в действительности, наибольшее распространение прием получил в организации коллективной мыслительной деятельности участников юмористических игр «Клуба веселых и находчивых», членов творческих художественных советов; специфика приема

гиперболизации состоит в том, что он способен распространяться не только на весь познаваемый объект, но и на всю общекультурную ситуацию в целом, преувеличивая или преуменьшая значимость избранной стратегии оценки эстетического аспекта значимости продуктов разных видов творчества; прием типизации позволяет формировать неабстрактный образ участника досуговой деятельности, устанавливать тот или иной тип взаимодействия (сотрудничество, кооперацию, состязательность) в психолого-педагогических подсистемах «субъект — субъект», «субъект — субъекты досуговых мероприятий», «специалист социокультурной сферы — коллективный субъект».

Реализуясь в педагогическом процессе учреждений культуры и дополнительного образования, оснащенных современными технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, данные приемы способствуют результативному постижению новых знаний, удовлетворению ситуативных эмоций, а также развитию наглядно-образного и ассоциативного мышления, чувства юмора не только технологов, менеджеров, аниматоров, но и непосредственно самих посетителей — субъектов досуговой деятельности.

Значение целостного подхода к исследованию феномена воображения, закреплению его важнейшего значения в виде первоосновы активной творческой деятельности субъекта показано в работе Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». Обратив внимание на прямую зависимость творческой деятельности воображения от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, он отмечал, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют отличительные признаки, обусловленные объемом и характером жизненного и эмоционального опыта, ибо «в каждый период развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития» [2, с. 26]. Им выделена и актуализирована значимость четырех основополагающих положений: проявление воображения во всех сторонах культурной жизни, что «делает возможным художественное, научное и техническое творчество»; установление связи между готовым продуктом воображения и каким-нибудь сложным явлением действительности; наличие двойственной эмоциональной связи между деятельностью воображения и реальностью (чувства влияют на воображение, воображение влияет на чувства) как основы закона эмоциональной реальности воображения; создание чего-то существенно нового, не бывшего в опыте человека и не соответствующего какому-нибудь реально существующему предмету; такое воображение становится действительностью [2, с. 8-15]. Данные психолого-педагогические положения востребованы в современной практике не только поддержки самодеятельного художественного творчества детей, подростков, но и предметного воплощения образов их активного

воображения в коллективной/индивидуальной деятельности, в том числе игровой. Именно на принятии во внимание сущностных основ этих положений, а также учете комплекса многообразных возрастных свойств детей при «запуске детского творчества» базируется разработанная Дж.Ро-дари «Грамматика фантазии». При этом стимулом к активизации детского творческого воображения для раскрытия созидательных возможностей выступает процесс формирования способности к самооценке и художественному вкусу, а главное — установление отношений взаимного доверия, заинтересованности и уважения между ребенком и взрослым [7, с. 12].

Активное воображение — неотъемлемая часть креативных начинаний специалистов социокультурной сферы, так как вся их профессиональная деятельность предполагает развитие антиципации — способности принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении будущих событий [3, с. 5], адекватно реагировать на намерения и действия партнеров по творчеству. Достижение успешности организации досуга личности в учреждениях культуры направлено на реализацию регулятивной, когнитивной функций антиципации, так как предусматривает приобщение ее к целеполаганию своей досуговой деятельности, овладению социально-культурными технологиями, а главное — изменение социальной роли: от пассивного участника, зрителя к активному разработчику, исследователю того или иного общекультурного проекта. Поэтому для специалистов социокультурной сферы в качестве основных каналов информационного пополнения антиципации образов социальных ролей личности являются: неформальное общение, межличностное взаимодействие в виде сотрудничества, сотворчества. Использование многообразных уровней проявления антиципации, в том числе перцептивного в планировании и регулировании досуговых предметных действий личности, дает им возможность преобразовывать конкретное досуговое пространство того или иного учреждения культуры для организации совместного творчества, основанного на прогнозировании конечного результата.

Таким образом, специфика активного воображения, являющегося необходимым компонентом предметной досуговой деятельности субъекта, состоит в том, что оно позволяет представить результат организации досуга до начала процесса его осуществления на основе аккумулирования личностных знаний об окружающем мире культуры и тем самым сориентировать в наиболее востребованных социокультурных сферах его реализации. Принятие во внимание индивидуальных особенностей субъектов, которые во многом обусловлены тем или иным типом активного воображения, позволяет специалистам на основе антиципации воплощать разные модели и виды их творческого продукта — итогового, эскизного —

в педагогический процесс учреждений культуры и дополнительного

образования.

Литература

1. Акунина Ю.А., Ванина О.В. Инновационные формы молодежного досуга: тренды современности // Культура и образование. 2019. № 2 (33). С. 105-117.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 278 с.

4. Передвижники: дети и педагоги: двадцать лет передвижным выставкам детского изобразительного творчества. Сост. и авт. вступ. ст. Т.А.Копцева. Москва: ИХОиК РАО, 2016. 370 с.

5. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.

6. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Пер. с фр. СПб.: Издание Л.Ф.Пантелеева, 1901. 232 с.

7. РодариДж. Грамматика фантазии. 4-е изд. М.: Самокат, 2017. 272 с.

8. Шарковская Н.В. Введение в педагогику досуга: учебное пособие. М.: МГИК, 2017. 124 с.

9. Шарковская Н.В. Содержание художественного образования как средство культурного развития личности // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 144-155.

10. Шарковская Н.В. Личностный смысл отношения молодежи к активному досугу как фактору творческой самореализации // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 153-159.

11. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.