СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СТАТИСТИКИ
DOI 10.54220/1994-0874.2022.27.62.006 УДК 336.1+338
Ниворожкина Л.И., Музаев М.З.
АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ СЕЛЬСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ: НАСКОЛЬКО ДОСТИЖИМО?
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа социально-экономических, демографических характеристик городских и сельских пенсионеров, включая субъективные оценки уверенности в ближайшем будущем. Исходные данные представлены информацией Росстата и проекта «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE)» за 2020 год. Сельских пенсионеров характеризует более низкий размер пенсии. Оплата труда работающих пенсионеров на селе также ниже, в результате и денежные душевые доходы в семьях с пенсионерами на селе почти на четверть ниже городских, что отражается в более высокой степени неуверенности в ближайших жизненных перспективах. Формирование политики активного долголетия российских пенсионеров, направленной на улучшение качества жизни граждан старшего поколения, предполагает выравнивание возможностей для жителей города и села. Необходима дифференциация пенсионной политики, учитывающая специфику занятости и условий жизни на селе, разработка мер для повышения уровня жизни сельских пенсионеров.
Ключевые слова
Пенсионная реформа, пенсии, занятость пенсионеров, логит-модель.
JEL: H55, J26, O18
Nivorozhkina L.I., Muzayev M.Z.
ACTIVE LONGEVITY OF RURAL PENSIONERS: HOW ACHIEVABLE?
Annotation
The article presents the results of a comparative analysis of socio-economic, demographic characteristics of urban and rural pensioners, including subjective assessments of confidence in the near future. The initial data are presented by information from Rosstat and the project «Russian Monitoring of the economic situation and public Health (RLMS-HSE)» for 2020. Rural pensioners are characterized by a lower pension. The wages of working pensioners in rural areas are also lower, as a result, monetary per capita incomes in families with pensioners in rural areas are almost a quarter lower than urban ones, which is reflected in a higher degree of uncertainty in the immediate life prospects. The formation of a policy of active longevity of Russian pensioners, aimed at improving the quality of life of older citizens, involves equalizing opportunities for residents of the city and village. It is necessary to differentiate the
РАЗДЕЛ II.
pension policy, taking into account the specifics of employment and living conditions in rural areas, the development of measures to improve the standard of living of rural pensioners.
Keywords
Pension reform, pensions, employment of pensioners, logit model.
Введение. Старение населения -один из значимых глобальных вызовов устойчивому развитию современного общества. Долговременный процесс увеличения ожидаемой продолжительности жизни ведет к росту численности пожилого населения, что на фоне снижения рождаемости в развитых странах мира имеет следствием сокращение рабочей силы, увеличение государственных расходов на пенсионное обеспечение. Результатом осмысления этого феномена с учетом его как негативных, так и позитивных сторон стала стратегия активного долголетия как «процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью улучшения качества его жизни в ходе старения», опубликованная в 2002 году Всемирной организацией здравоохранения [1]. Основные принципы активного долголетия были включены в итоговый документ второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения - Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года [2].
Анализ ситуации. В Российской Федерации понятие «активное долголетие» используется в таких стратегических документах и проектах, как Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, национальный проект «Демография»2 и федеральный проект «Старшее поколение» . В 2020 году мультидисциплинарной и межведомственной рабочей группой на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представлен проект концепции «Активное долголетие в Российской Федерации», в
2 https://национальныепроекты.рф/pшjects/demog rafiya/a.
3 https://национальныепроекты.рф/projects/demog rafiya/starshee_pokolenie.
котором сформулированы основные понятия политики Российской Федерации в сфере активного долголетия, направленной на повышение качества жизни граждан старшего поколения, обретение ими большей самостоятельности и независимости, увеличение продолжительности здоровой жизни населения, сохранение и укрепление здоровья, улучшение социального и психологического благополучия граждан старшего поколения, расширение возможностей их участия в различных сферах жизни общества и улучшение благодаря этому социально-экономической ситуации в стране. В частности, термин «политика активного долголетия» сформулирован как «целостная система принципов, задач и мер, направленная на повышение качества жизни граждан старшего поколения благодаря расширению возможностей для физического, социального, экономического и психологического благополучия на протяжении всей жизни», а термин «активное долголетие» как «состояние социального, экономического, физического и психологического благополучия граждан старшего поколения, которое обеспечивает им возможность для удовлетворения потребностей, включение в различные сферы жизни общества и достигается при их активном участии» [1, с. 7].
Развитие потенциала активного долголетия возможно только при условии социально приемлемого уровня жизни граждан старшего поколения. Экономическая независимость и достойная жизнь в старшем возрасте складываются из нескольких составляющих: пенсионного обеспечения, занятости с определенным уровнем оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, ренты, процентов по банковским вкладам, сбережений и т.д. Обеспечение роста уровня пенсионного
обеспечения выше уровня инфляции заявлено в качестве национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 г. Законодательство Российской Федерации гарантирует также уровень денежных доходов неработающих пенсионеров не ниже величины регионального прожиточного минимума пенсионера. Показатели пенсионного обеспечения в России обусловливаются мерами, предпринимаемыми для со-
кращения последствий старения населения для экономики, котрые осуществляются в основном по двум направлениям: повышение пенсионного порога и стимулирование участия пенсионеров в составе рабочей силы. В России численность населения старше трудоспособного возраста, достигнув максимума в 2018 году, начала снижаться, но прогнозные расчеты указывают, что после 2025 года рост возобновится (рис. 1).
40000
25000 20000 15000 10000 5000 0
•Ч> ^ ^ ^ ^ ^ ^
• ••••• старше трудоспособного (средний) старше трудоспособного (низкий)
— — старше трудоспособного (высокий)
Рисунок 1 - Население в возрасте старше трудоспособного (фактическая численность и прогноз)
Источник: Росстат [Электронный тесурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781.
Стартовавший в нашей стране с 2019 года процесс постепенного повышения возрастного порога выхода на
пенсию призван увеличить размеры пенсий, частично компенсировать снижение предложения на рынке труда.
Таблица 1 - Показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Численность занятых, 1,65 1,60 1,59 1,57 1,55 1,53 1,51
приходящихся на од-
ного пенсионера(в
среднем за год), че-
ловек
Общая численность 301,6 304,2 308,3 311,4 313,7 316,7 314,8
пенсионеров, прихо-
дящаяся на 1000 че-
ловек населения
Соотношение средне- 33,2 35,2 33,8 32,9 30,6 29,6 29,2
го размера пенсии со
средним размером заработной платы
Источник: Росстат [Электронный тесурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877
Как видно из данных таблицы 1, при выходе на пенсию доход индивида существенно сокращается. Каковы механизмы замещения утраченного дохода среди пенсионеров и различаются ли они для городских и сельских пенсио-
0,8 -
0,7 ""—
0,6 -
0,5 -
0,4 -
0,3 — — — —
0,2 -
0,1 -
0
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
неров, поскольку один из наиболее существенных факторов дифференциации населения по уровню доходов - место проживания (город - село)? Что говорит об этих различиях официальная статистика?
Рисунок 2 - Динамика численности пенсионеров, проживающих в городской и сельской местности (% от общей численности пенсионеров)
Источник: Росстат [Электронный тесурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877
На фоне роста численности населения в возрасте старше трудоспособного (см. рис. 1) налицо тенденция относительного сокращения доли сель-
ских пенсионеров (рис. 2). Чем это обусловлено? Насколько различается размер пенсий сельских и городских пенсионеров?
0,88 0,87 0,86 0,85 0,84 0,83 0,82 0,81 0,8
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рисунок 3 - Динамика отношения средней пенсии сельских пенсионеров к средней пенсии городских пенсионеров, %
Источник: Росстат [Электронный тесурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877.
Пенсии горожан устойчиво превышают пенсии на селе. При выходе на пенсию доходы пенсионера существенно сокращаются, и если позволяют обстоятельства и здоровье, то многие из них продолжают трудиться. Представленные официальной статистикой показатели динамики участия пенсионеров в составе рабочей силы не позволяют выявить мотивацию пенсионеров к продолжению трудовой деятельности, обусловленную такими факторами, как состояние здоровья, состав семьи, индивидуальные характеристики работника. Условия занятости в городах и на селе существенно различаются. В городах диверсифицированный рынок труда предоставляет широкий выбор рабочих мест, в то время как на селе эти возможности ограничены и зачастую выбор происходит в пользу работы в собственном подсобном хозяйстве.
Выявление и оценка факторов, которые ведут пенсионеров к выбору в пользу продолжения трудовой деятельности, оставаясь при этом скрытыми от внимания официальных органов, призванных принимать решения и меры в области занятости, социальной политики, представляется насущной научной и практической задачей. Рассмотрение
этой проблемы сквозь призму территориальной принадлежности пенсионера (город - село) позволит выявить проблемы в жизнедеятельности пенсионеров, обусловленные этим фактором и требующие своего решения.
Данные и дескриптивные статистики. Источник данных для анализа детерминант участия пенсионеров в рабочей силе - Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РЭМЗ) за 2020 год. Объектом анализа стали лица, ответившие, что они являются получателями пенсий (за исключением пенсий по потере кормильца). К индивидуальным признакам пенсионеров добавлены характеристики домохозяйства, в которых они проживают.
В 2020 году в выборке число получателей пенсии составило 4263 человека, из которых 25,4% проживали в сельской местности. Основная часть пенсионеров и в городе, и на селе (более восьмидесяти процентов) получали трудовую пенсию. Продолжали работу 17,6% сельских пенсионеров и 20,7% горожан. Соотношение уровня пенсий в городе и на селе составило 85,0%, что близко к официальным данным.
Таблица 3 - Социально-демографические характеристики пенсионеров, 2020 год
Переменная Городские пенсионеры, % Сельские пенсионеры, %
Пол
Женщины 70,02 66,14
Мужчины 29,98 33,86
Возраст
<55 9,08 9,62
55-60 11,97 14,43
60-65 20,14 23,50
65-70 19,09 19,59
>70 39,72 33,86
Образование
Ниже среднего 13,33 27,57
Среднее общее 26,67 35,34
Среднее специальное 30,54 24,88
Высшее 20,46 12,21
Оценка здоровья
Хорошее и очень хорошее 28,45 23,20
Среднее, не хорошее, но и 61,45 61,65
не плохое
Переменная Городские пенсионеры, % Сельские пенсионеры, %
Плохое и совсем плохое 10,11 15,15
Состояние в занятости
Работает 20,7 17,6
Не работает 79,3 82,4
Среди пенсионеров большинство женщины, но в городах их больше. За гендерными различиями пожилых людей стоит более низкий возраст выхода на пенсию для женщин, а также значительный межгендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни, составляющий для России 11 лет. Сельские пенсионеры более молодые, но уровень образования среди них в среднем ниже. Образование ниже среднего и среднее общее у 63,1% селян, но лишь у 40,0% горожан. Сельские пенсионеры чаще негативно оценивают свое здоровье.
Рост продолжительности жизни имеет следствием то, что в выборке наиболее многочисленной группой оказались пенсионеры в возрасте свыше 70 лет. Однако они в основном уже не работают. В составе рабочей силы остаются преимущественно пенсионеры в возрасте до 65 лет. Однако доля занятых сельских пенсионеров в наиболее активном возрасте до 65 лет превышает долю занятых городских пенсионеров, но среди горожан выше доля работающих пенсионеров старше 70 лет.
Моделирование детерминант занятости пенсионеров в городе и на селе. Чем, при прочих равных отличаются пенсионеры, остающиеся в составе рабочей силы, от тех, кто предпочитает покинуть работу, и совпадают ли их характеристики у горожан и селян? Для выяснения различий была специфицирована и оценена модель логистической регрессии, в которой зависимая переменная принимает значение, равное единице, если пенсионер работает, и равное нулю, если не работает. Оценки моделей осуществлены отдельно для сельских и городских пенсионеров. Ре-грессорами выступили переменные, представленные в таблице 3. Размер пенсии был преобразован в набор из пяти дихотомических переменных по числу квинтилей в распределении пенсий. В первом квинтиле 20% пенсионеров с наименьшими по размеру пенсиями. Эта переменная принимает значение, равное единице, если пенсионер попадает в эту группу, и равное нулю, в другом случае. Аналогично определены переменные по остальным квинтилям.
Таблица 4 - Оценка параметров логистической регрессии по выбору пенсионером состояния в занятости в городе и на селе
Зависимая переменная: пенсионер работает = 1, не работает = 0
Переменная Городские пенсионеры Сельские пенсионеры
Пол
Женщины - -
Мужчины 1,467*** 1,467**
Семейное положение
Одинокий 1,029 1,086
Супружеская пара 0,887 1,014
Другое - -
Возраст
<55 1,631*** 2,253***
55-60 1 717*** 1,950***
60-65 - -
65-70 0,423*** 0,393***
Переменная Городские пенсионеры Сельские пенсионеры
>70 0,137*** 0,069***
Образование
Ниже среднего 0,426*** 0,251***
Среднее общее - -
Среднее специальное 1,304*** 1,757**
Высшее 2,750*** 2 791***
Квантиль пенсии
I 1,331 1,012
II 1,303 0,838
III - -
IV 0,470*** 0,848
V 0,353*** 0,341
Оценка здоровья
Хорошее и очень хорошее 0,287*** 0,568**
Среднее, не хорошее, но и не плохое - -
Плохое и совсем плохое 1,433** 1,439
Константа 0,381*** 0,246***
Число наблюдений 2865 1081
Я2 0,261 0,248
, **, * - коэффициент значим на 1, 5 и 10%-м уровне соответственно.
В таблице 4 результаты представлены в терминах отношения шансов, что позволяет провести их более наглядную содержательную интерпретацию. Поясним подробнее. Пусть зависимая переменная У принимает значение, равное единице, если пенсионер работает. В свою очередь, независимая переменная X отражает, например, пол. Эта переменная принимает значение, равное нулю, если пенсионер - женщина, и равное единице, если пенсионер - мужчина. Шансы работать для пенсионеров-мужчин есть е хр ((0 + (1X), а для женщин - ехр(((0). Тогда отношение шансов выражается следующей формулой:
_ 0йй8(У= 1 \Х= ^ _ ехрфо+р^) _ ~ 0йй8(У= 1 \Х=0) _ ехр(Ро) ~
е хр(((1).
Отношение шансов, равное единице, указывает на отсутствие различий между мужчинами и женщинами. Если эти OR >1, то шансы работать у мужчин больше, чем у женщин. Если OR < 1, то шансы работать больше у женщин.
В рассматриваемом случае (табл. 4) коэффициент отношения шансов равен 1,467 и статистически значим, следова-
тельно, можно сказать, что шансы работать у пенсионера-мужчины были приблизительно на 47% выше, чем у женщин, как в городах, так и в селах.
По сравнению с домохозяйствами сложного состава наличие супружеских пар на селе более вероятно, но в целом различия в семейном положении и для городских, и для сельских пенсионеров статистически незначимы. Среди сельских пенсионеров гораздо меньше тех, кто получает пенсию до достижения официального пенсионного возраста. По сравнению с пенсионерами в возрастной группе от 60 до 65 лет более молодые пенсионеры продолжали трудиться намного чаще, а для тех, кто старше 65 лет, шансы продолжать работу резко сокращались. Но среди селян шансы продолжать трудиться в возрасте от 55 до 65 лет были выше, чем среди горожан. Рост образовательного уровня резко повышал шансы на продолжение работы, однако среди селян более востребованы были специалисты со средним специальным образованием. По сравнению с нейтральной самооценкой здоровья негативная резко снижала, а
позитивная повышала шансы продолжать трудовую деятельность.
С уменьшением размера пенсии шансы на продолжение работы растут среди городских пенсионеров, но по сравнению с третьим, серединным квинтилем первый и второй квинтиль-ные коэффициенты статистически незначимы, а четвертый и пятый - значимы, но только среди городских пенсионеров. Полученный результат можно интерпретировать как то, что относительно высокий размер пенсии при прочих равных снижает стимулы к продолжению работы, что согласуется со стандартной экономической теорией, утверждающей, что при выборе между досугом и работой более высокий размер пенсии будет вести к тому, что индивид предпочтет досуг работе, но для
сельских пенсионеров размер пенсии не влиял статистически значимо на шансы продолжения работы после пенсии.
Продолжение трудовой деятельности после пенсии, безусловно, влияет на уровень благосостояния домохо-зяйств, где они проживают. В 2020 году средняя заработная плата работающих пенсионеров составила на селе около 81% от заработной платы работающих пенсионеров в городах, а душевые доходы в сельских домохозяйствах с пенсионерами составили 77,7% от городских.
Где в основном продолжали трудовую деятельность пенсионеры? Таблица 5 представляет характеристики занятости работающих пенсионеров в разрезе занимаемой квалификационной позиции.
Таблица 5 - Характеристики занятости работающих пенсионеров, 2020 год
Работающие пенсионеры
Низкой квалификации 46,21 48,42
Средней квалификации 24,11 26,32
Высокой квалификации 22,60 17,68
Управленцы 7,08 7,37
Сельские пенсионеры преобладали среди работников низкой и средней квалификации. Как ощущают это неравенство жители села? Следующая таблица представляет распределение отве-
тов на вопрос «Вас беспокоит то, что Вы не сможете обеспечивать себя самым необходимым в ближайшие 12 месяцев?»
Таблица 6 - Оценки устойчивости существования, 2020 год
Городские пенсионеры Сельские пенсионеры
Очень беспокоит 29,40 33,46
Немного беспокоит 31,13 35,51
И да, и нет 74,82 83,97
Не очень беспокоит 18,73 11,65
Совсем не беспокоит 6,44 4,38
Уровень оптимизма у сельских пенсионеров существенно ниже, что вполне объяснимо как более низким размером пенсий, так и характеристиками занятости работающих пенсионеров.
Выводы. Анализ микроданных, полученных в результате репрезентативного опроса населения, позволяет дополнить данные официальной стати-
стики углубленными срезами, раскрывающими детерминанты продолжения трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста городских и сельских пенсионеров. Представленные расчеты показывают, что, несмотря на прогнозируемый рост пожилого населения, доля остающихся в рабочей силе пенсионеров будет сокращаться, потому
что на сегодняшний день основная часть пенсионеров прекращает работу после 65 лет - возраста, который к 2028 году станет официальным пенсионным порогом.
Численность сельских пенсионеров ниже и имеет тенденцию к сокращению. Сельских пенсионеров характеризует более низкий размер пенсии. Оплата труда работающих пенсионеров на селе также ниже, в результате и денежные душевые доходы в семьях с пенсионерами на селе почти на четверть ниже городских. И это отражается в неуверенности в ближайших жизненных перспективах.
Формирование политики активного долголетия российских пенсионеров, направленной на улучшение качества жизни граждан старшего поколения, предполагает выравнивание возможностей для жителей города и села. Необходима дифференциация пенсионной политики, учитывающая специфику занятости и условий жизни на селе, разработка мер для повышения уровня жизни сельских пенсионеров.
Библиографический список
1. Концепция политики активного долголетия: научно-методологический докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / под ред. Л.Н. Овчаровой, М.А. Морозовой, О.В. Синявской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. -40 с.
DOI 10.54220/1994-0874.2022.64.61.007 УДК 336.1+314.1
2. Организация объединенных наций: доклад второй всемирной ассамблеи по проблемам старения. - В продаже под № R.02.- Нью-Йорк: Изд. ООН, 2002.
3. Ы^://национальныепроекты. рф/projects/demografiya/.
4. htttps://национальныепроекты. рф/projects/demografiya/starshee_pokolenie.
5. https://rosstat.gov.ru/folder/13877.
6. https://rosstat.gov.ru/folder/12781.
7. https://rosstat.gov.ru/compendiu m/document/13285?print=1.
Bibliographic list
1. The concept of active longevity policy: scientific and methodological report to XXI Apr. intl. scientific conf. on the problems of development of the economy and society, Moscow, 2020 / ed. L.N. Ovcharova, M.A. Morozova, O.V. Sinyavskaya; National research University «Higher School of Economics». -M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2020. - 40 p.
2. Organization of the United Nations: Report of the Second World Assembly on Aging. - Sales No. R.02. - New York: Ed. United Nations, 2002.
3. Ы^://национальныепроекты. рф/projects/demografiya/.
4. htttps://национальныепроекгы. рф/proj ects/demografiya/ starshee_pokolenie.
5. https://rosstat.gov.ru/folder/13877.
6. https://rosstat.gov.ru/folder/12781.
7. https://rosstat.gov.ru/compendiu m/document/13285?print=1.
Музаев М.З., Синявская Т.Г., Трегубова А.А.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассмотрена динамика демографических процессов в России за последние 30 лет, создавшая предпосылки необходимости интенсификации пенсионных реформ с целью предотвращения дальнейшего снижения уровня жизни лиц старших воз-