Научная статья на тему 'Активная жизненная позиция пожилых людей: детерминанты формирования'

Активная жизненная позиция пожилых людей: детерминанты формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3230
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ СТАРОСТЬ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА / ДЕТЕРМИНАНТЫ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ / МОТИВАЦИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / OLDER PEOPLE'S PRO-ACTIVE ATTITUDE TOWARDS LIFE / DETERMINANTS OF OLDER PEOPLE'S PRO-ACTIVE ATTITUDE TO LIFE / ACTIVE AGEING / MOTIVATION / AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнышева Александра Евгеньевна

В статье раскрываются внешние и внутренние детерминанты формирования активной жизненной позиции пожилых людей. Приводятся результаты проведенного автором исследования соответствующих детерминант. Подробно описывается разработанный аудиовизуальный метод, направленный на формирование активной жизненной позиции пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outer and inner determinants to shape older people's pro-active attitude towards life

The article pinpoints outer and inner determinants of older people's pro-active attitude towards life and provides their brief outline. It presents the results of the author's research devoted to this problem. In addition, it focuses on the description of an audiovisual method aimed at sustaining motivation of older people for active ageing.

Текст научной работы на тему «Активная жизненная позиция пожилых людей: детерминанты формирования»

А. Е. Корнышева

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ:

ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в России, как и во всем мире, наблюдается процесс «старения населения», то есть увеличения доли лиц пожилого и старческого возраста в обществе. По данным Госкомстата, в 2010 году в России численность людей старше трудоспособного возраста, то есть женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет, составляла 30 млн 700 тыс. чел. (21,6%), а людей старше 70 лет — 13 млн 811 тыс. человек. В Санкт-Петербурге же тенденция к старению населения особенно выражена. По данным 2008 года, в Санкт-Петербурге проживали 1 млн 137 тыс. людей пенсионного возраста, что составляет 24,9% от численности всего населения города [1]. Такая демографическая ситуация ведет к изменению соотношения долей социальных групп в обществе и, соответственно, к эволюции их взаимоотношений, требует соответствующей социальной политики.

Однако в настоящее время пожилой возраст и старость воспринимаются противоречиво, поскольку у одной части населения они ассоциируются с постепенной физической и интеллектуальной деградацией человека, с его исключением из общества, а у другой — с возрастом мудрости и заслуженного отдыха от трудов. Такое несоответствие во взглядах на данный жизненный этап может объясняться, с одной стороны, тем, что старение действительно сопряжено с процессом постепенного снижения физических, психических функций и уровня социальных контактов и т. п. Но, с другой стороны, справедливо и то, что пожилые люди накапливают ценный социальный опыт, являются хранителями знания, обладают потенциалом для транслирования этой накопленной информации другим поколениям или ее использования для позитивных социальных изменений.

Кроме того, хотя старение — индивидуальный процесс, в современном обществе определена четкая граница пожилого возраста, в качестве которой выступает возраст выхода на пенсию. Это повлекло за собой образование большой группы людей, считающихся по возрасту пожилыми, но при этом сохраняющих активность. Увеличение числа таких людей привело к изменению и взгляда на старость, было введено понятие «третьего возраста» как периода активной жизни на пенсии [2]. Соответственно, стал актуальным вопрос о том, чтобы, с одной стороны, содействовать повышению мотивации пожилых людей к насыщенной жизни, а с другой, создать им необходимые для этого условия.

Под активной жизненной позицией пожилого человека в данном случае понимается сохранение им прежнего деятельного отношения к жизни, что может проявляться в его включенности в различные социальные среды, а следовательно, в наполненности его жизни различными видами активности, социальными контактами и т. д. Очень важным для формирования подобной позиции является позитивное отношение самого пожилого человека к новому жизненному этапу, принятие им своего возраста и себя в новом статусе, что предполагает в числе прочего понимание широких возможностей

© А. Е. Корнышева, 2011

для саморазвития и насыщенной жизни, которые открываются перед людьми в данный период [3].

С активной жизненной позицией пожилого человека связано часто встречающееся в литературе понятие «активная старость», которая может пониматься в двух основных смыслах: как сохранение здоровья и физической активности на максимально долгое время [4, 5], и как сохранение посильной включенности пожилого человека в систему социальных связей [6, 7].

Для наиболее полного рассмотрения феномена, оба подхода должны быть синтезированы. Например, комплексное понимание активной старости представляет Всемирная Организация Здравоохранения. Согласно ему активная старость — это процесс оптимизации возможностей здоровья (физического, ментального и социального), участия в экономической, социальной, культурной и духовной жизни общества и безопасности пожилых людей для повышения качества их жизни [8].

Соответственно, активность в пожилом возрасте может проявляться в разных сферах: в профессиональной деятельности; в общественной жизни; в семейной и домашней сфере; в образовании и саморазвитии; в активном общении; в активном отдыхе и путешествиях; в поддержании хорошей физической формы, а также здоровом образе жизни [9].

Активная жизненная позиция может рассматриваться как проявление социальной компетентности и профилактика социального исключения в пожилом возрасте [7].

Целесообразно выделить две группы детерминант, способствующих формированию активной жизненной позиции пожилых людей:

1. Внешние детерминанты, то есть необходимые внешние условия для ведения активной жизни в пожилом возрасте.

2. Внутренние детерминанты, то есть внутренняя позиция пожилого человека и его мотивация к занятию активной жизненной позиции.

Такое разделение соответствует взглядам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на активную старость, согласно которым и сам индивид, и общество должны создавать условия для благополучного существования пожилого человека, а также для его защиты и заботы о нем в случае необходимости [8].

К внешним условиям, необходимым для активной жизни в пожилом возрасте, можно отнести наличие для пожилых людей возможности продолжать трудовую деятельность, иметь достойный уровень дохода, получать образование, общаться, иметь собственные интересы и увлечения.

Возможность работать для пожилых — продукт социальной политики государства в области занятости, которая, однако, неоднозначна. С одной стороны, государство предпринимает меры для поддержки данной категории населения, обеспечения ей равных трудовых прав по сравнению с трудоспособными гражданами. Например, пожилые люди в соответствии с законом могут продолжать свою профессиональную деятельность после выхода на пенсию и обладают равными трудовыми правами с трудоспособными гражданами. Но, с другой стороны, этот закон не всегда исполняется. Несмотря на это, уровень занятости людей старше трудоспособного возраста остается достаточно высоким, особенно людей в возрасте от 60 до 70 лет, что говорит о том, что определенные условия для занятости в таком возрасте все же созданы.

Государственная политика должна решать и проблему предоставления пожилым людям достойной пенсии. В частности, в 2010 году была проведена реформа по вало-

ризации пенсий, которая имеет свои достоинства и недостатки. Сторонники реформы говорят о пересчете пенсионных прав как об акте справедливости по отношению к бывшим работникам, о том, что она ведет к значительному повышению пенсий некоторых граждан. Критики же ее указывают на ориентированность реформы на краткосрочное решение проблемы, что не способствует долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Кроме того, реформа не затрагивает интересов людей, только что вышедших на пенсию, и будущих пенсионеров.

Для обеспечения оставшихся внешних условий реализуются специальные целевые программы как на федеральном, так и на региональном уровнях (развивается сеть образовательных и социально-досуговых центров для пожилых людей).

Основным внутренним условием, способствующим развитию у пожилого человека активной жизненной позиции, является его мотивация, которая в общем смысле понимается как основа человеческой активности. Мотивация возникает при наличии осознанной потребности и подразумевает наличие неудовлетворенности своей жизнью, что приводит к возникновению потребности изменить ее, постановке соответствующей цели и некоторой активности, необходимой для ее достижения. Это может выражаться в стремлении человека изменить структуру своих ежедневных занятий, внести в них разнообразие, наполнить различными видами интересной, полезной и важной деятельности. Пожилой человек может быть неудовлетворен собой и своей жизнью и на более глубоких личностных уровнях, тогда ему следует изменить отношение к своему в какой-то степени новому «Я», к старости как жизненному этапу, к своей жизни в целом.

Мотивация может быть как основанной на внутренних потребностях, так и вызванной внешней ситуацией. Соответственно, мотивация к активной социально компетентной жизни в пожилом возрасте может возникнуть как из-за неудовлетворенности человеком своей жизнью, потребности изменить ее, так и из-за не устраивающих человека внешних условий. В качестве таковых часто выступают выход на пенсию и связанные с этим перемены (снижение социального статуса и дохода, сужение сети социальных контактов, потеря работы как фактора регламентации жизни) или изменение ситуации в семье (взросление внуков).

На мотивацию можно влиять через внешние условия, в этом смысле она можем быть внешне организованной. Известны технологии создания внешних условий, приводящих к возникновению у пожилых людей потребности в изменении своей жизни. Например, создание инфраструктуры для творческой, образовательной, профессиональной и досуговой деятельности и общения пожилых людей — развитие сети социально-досуговых центров, предоставляющих возможность продолжить образование, проявить творческую и профессиональную активность, предоставление пожилым людям льгот при посещении ими культурных мероприятий, театров, музеев и т. д. Другое направление работы — влияние на мотивацию путем предоставления информации об активной жизни в пожилом возрасте. Для этого можно использовать информационные листы в поликлиниках, газеты, в том числе, местные, аудиовизуальные методы, например, видеоролики об активной старости.

Автором было проведено исследование, которое предполагало определение, с одной стороны, уровня сформированности внешних детерминант, то есть внешних условий, необходимых для активной жизни пожилых людей в Санкт-Петербурге, а с другой — наличия у пожилых внутренних детерминант, в частности, мотивации, для развития активной жизненной позиции.

С целью выяснения степени сформированности внешних детерминант предполагалось выяснить, какие условия для ведения активной жизни пожилыми людьми созданы в Санкт-Петербурге на региональном и местном уровнях, а также в государственных и общественных организациях. В исследовании акцент был сделан на изучении сформированности последних трех из перечисленных выше пяти внешних условий, а именно: возможности продолжать образование, реализовать свои интересы и общаться. В процессе исследования было проведено экспертное интервью с представителями соответствующих социально-досуговых центров для пожилых.

Для того чтобы выяснить наличие внутренних детерминант активной жизненной позиции пожилых людей, их мотивов для продолжения активной жизни и предпочитаемых ими видов деятельности, было проведено полуструктурированное интервью.

В обоих исследованиях была использована репрезентативная выборка. В первом случае было выбрано по одному типичному учреждению в государственном и негосударственном секторах на городском, районном и местном уровнях. Для того, чтобы изучить ситуацию именно в Санкт-Петербурге как мегаполисе, а не в отдельно взятом районе, организации выбирались в разных районах, не учитывались пригороды. Респонденты были условно разделены на две возрастные группы: 60-70 лет и старше 70 лет. Такое разделение было сделано на основе данных демографии, статистики занятости, ценностей пожилых людей с целью проследить изменения с возрастом в мотивации к ведению насыщенной жизни в предпочитаемых видах активности и в желании участвовать в программах социальных учреждений.

В результате изучения созданных в городе внешних условий для ведения пожилыми людьми активной жизни было выяснено, что в настоящее время создана разветвленная система социальных учреждений, предоставляющих пожилым людям ряд условий для активной жизни, в частности для организации досуга.

Несомненным достоинством существующих программ следует считать то, что существует разветвленная сеть социально-досуговых учреждений на городском, районном и местном уровнях, в которых, помимо прочего, организованы компьютерные курсы для пожилых людей, многие из которых стремятся оставаться социально включенными. Существующие центры предоставляют пожилым людям возможность для общения, которое имеет для них большую ценность.

К недостаткам можно отнести кратковременность многих действующих программ и их реализацию на основе работы волонтеров, что ведет к отсутствию стабильности. Следует отметить также ограниченность деятельности многих учреждений предоставлением льготных билетов в театры (такого рода помощь наиболее доступна). Многие программы не соответствуют потребностям пожилых людей или удовлетворяют в основном интересы женщин в ущерб интересам мужчин. Ограничен круг пожилых людей, участвующих в программах. Существует проблема с привлечением новых клиентов, что может объясняться двумя причинами — сложностью информирования населения о своей деятельности из-за отсутствия доступа к СМИ в одних организациях и ограниченной площадью помещений, а также недостаточным количеством волонтеров для привлечения всех желающих пожилых людей в других. Одна из самых главных проблем — нехватка финансовых, материальных и человеческих ресурсов для реализации широкого круга программ.

На основании результатов опроса пожилых людей был сделан вывод об относительной активности респондентов в какой-либо из сфер: физической, социальной или

духовной, — выбор которой объясняется их возможностями и интересами. Отмечено гендерное различие в предпочитаемых видах деятельности: для мужчин более важной является работа. Хотя многие женщины остаются занятыми в профессиональной деятельности после выхода на пенсию, домашнее хозяйство и забота о семье значат для них больше.

Выбор видов активности респондентами разных возрастных групп различается, но мотивы их оказываются сходными. Можно выделить два наиболее типичных — сохранение прежних интересов и стремление к ведению насыщенной жизни, а также способ уйти от чувства одиночества посредством постоянной занятости.

Среди мотивов к пассивной жизни наиболее часто встречались стереотипное представление о пожилом возрасте как времени дожития и недостаточная для предпочитаемых видов активности материальная обеспеченность.

Выяснилось, что респонденты недостаточно осведомлены о социально-досуговых программах. Отсутствие желания участвовать в них часто объясняется пассивностью, неадекватным представлением о них, несоответствием многих программ потребностям целевой группы.

Однако заинтересованность в подобных проектах часто растет с годами. В качестве причин этого можно назвать поздний выход на пенсию, освобождение от заботы о внуках, сужение сети социальных контактов при наличии потребности в общении и т. д.

Итак, можно сделать вывод, что, с одной стороны, программ, предоставляемых социальными учреждениями, недостаточно для удовлетворения потребности клиентов даже при их относительно малой информированности. Стоит отметить также, что не все пожилые люди нуждаются в таких программах, одни из них самодостаточны, другие либо не располагают нужной информацией, либо имеют превратное представление о работе центра. Поэтому социальным учреждениям важно прилагать определенные усилия для того, чтобы лучше информировать представителей целевой группы. Но, с другой стороны, им это не всегда выгодно, поскольку, как было упомянуто выше, у них недостаточно ресурсов для обслуживания всех клиентов. Поэтому еще встает вопрос о недостаточном финансировании подобных программ.

В дальнейшей работе по созданию внешних условий, необходимых для ведения пожилыми людьми активной жизни, представляется целесообразным увеличивать финансирование подобных социальных программ, реализовывать востребованные целевой группой проекты. К ним относятся прежде всего образовательные программы, особенно в сфере компьютерной грамотности. Следует предоставлять населению больше информации о деятельности центров, использовать с этой целью местные газеты, ресурсы поликлиник, сообщать пожилым людям о подобных возможностях лично, так как многие из них по тем или иным причинам отказываются от самостоятельного поиска информации.

Работу по содействию в формировании мотивации к активной жизни представляется целесообразным вести со следующими группами:

— со здоровыми пожилыми людьми, то есть психически сохранными, способными к физической и социальной активности;

— преимущественно с теми из них, кто не реализует свой потенциал к ведению полноценной жизни в обществе в результате различных причин, к которым можно отнести недостаточный для умения самостоятельно вести активную

жизнь уровень социальной компетентности, негативное отношение к своему возрасту и к себе на данном жизненном этапе, стереотипное представление о старости как о времени дожития, незнание о возможности вести активную жизнь, отсутствие информации о созданных внешних условиях для разного рода активности.

Итак, можно сделать вывод о том, что активная старость — следствие как внутренней позиции самого человека, так и воздействия внешних условий. Действительно, как можно заключить на основании результатов интервью, если человек активен, он будет искать выход своей энергии, у него сохранятся интересы и желания. Часто он сам будет организовывать свой досуг согласно своим возможностям и увлечениям. Но, есть активные люди, не способные самостоятельно направить свою энергию в конструктивное русло, что заставляет их либо активно негативно на все реагировать, либо быть пассивными. Поэтому для позитивной активной старости и необходимо создание внешних условий.

При безусловной важности обеих детерминант, внутренняя мотивация остается первостепенной, именно от нее в конечном счете зависит, какой образ жизни будет вести человек в старости. Существует много методов для повышения мотивации к активности, например, аудиовизуальные технологии, создание видеороликов об активной старости, в которых предоставляется информация о возможностях активной жизни в пожилом возрасте. Эффективность данного метода обусловлена, во-первых, тем, что фильм, в отличие, например, от лекции вызывает живое внимание аудитории. Во-вторых, в нем не только рассказывается о возможностях активной жизни, но и показываются активные пожилые люди. В-третьих, в фильме нет назидательности, которая часто вызывает отторжение, особенно у опытных людей старшего возраста. С помощью такого ролика можно наглядно и кратко передать идею активной старости. Данный метод предполагает последующее обсуждение увиденного, что дает пожилым людям возможность лучше осознать и осмыслить материал, высказать свое мнение и услышать точку зрения других.

Нами было создано несколько подобных видеороликов. Один из них являлся своего рода презентацией возможностей насыщенной жизни для пожилых людей. В нем поставлена и кратко обрисована проблема, названы различные виды активной деятельности в пожилом возрасте. В фильме звучит монолог, сопровождающийся соответствующим видеорядом, где показаны обычные пожилые люди, активные люди старших возрастов и примеры их деятельности. Фильм вызвал живую дискуссию по данной проблеме и был в целом положительно оценен аудиторией.

Итак, в современном обществе становится все более важным вопрос о требующихся в нем изменениях, связанных с процессом старения населения, которые затрагивали бы социальную и экономическую политику в отношении пожилых людей. Важно также формировать в обществе представление о жизни в пожилом возрасте и правильное отношение к нему, а также изменять восприятие себя пожилыми людьми. Люди третьего возраста обладают большим потенциалом в смысле возможностей использования их знания, опыта, а также свободного времени.

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/ (дата обращения: 02.02.2011).

2. Vincent J. Old Age. London: Routledge, 2003.

3. Аверин В. А. Психология человека от рождения до смерти / ред. А. А. Реан. М.: ОЛМА-Пресс, 2001.

4. Брэгг П. Чудо голодания. М.: ЭКСМО-пресс, 1999.

5. Микулин А. А. Активное долголетие: Моя система борьбы со старостью. М., 1977.

6. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная компетентность/инкомпетентность в современном обществе // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. № 3.

7. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России // Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. № 3.

8. Health and aging: a discussion paper // Всемирная Организация Здравоохранения. ГКД: http://whqlibdoc. who. int/hq/2002/WH0_NMH_NPH_02. 8. pdf (дата обращения: 05.03.2010).

9. Long J. A part to play: men experiencing leisure through retirement // Becoming and being old / ed. by Bytheway Bill. London, 2000.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.