Научная статья на тему 'АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА / РАБОЧЕЕ МЕСТО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низова Людмила Михайловна, Исаева Валерия Васильевна

Исследуется роль активной политики на рынке труда в снижении безработицы и увеличении занятости. Проведен рейтинг данных показателей в разрезе федеральных округов Российской Федерации, а также республик и областей Приволжского федерального округа. На основе мониторинга таких активных форм занятости, как трудоустройство, общественные работы, индивидуальная предпринимательская деятельности, социальный контракт, определена их динамика на примере Республики Марий Эл. Социологический опрос двух категорий респондентов (безработные и занятые граждане) позволил выявить проблемы и их причины, а также определить пути их решения. К основным мерам стабилизации рынка труда авторы отнесли создание временных и общественных работ, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, повышение квалификации с учетом профессионального среза вакансий, легализацию социально-трудовых отношений и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE LABOUR MARKET POLICY AMIDST SANCTIONS

The role of active labour market policy in reducing unemployment and increasing employment is analyzed. In the context of the federal districts of the Russian Federation, as well as the republics and regions of the Volga Federal District, the ranking of these indicators is given. Based on the monitoring of such active forms of employment as job placement, public works, individual entrepreneurial activity, social contract, their dynamics is determined. The research is conducted on the example of the Republic of Mari El. A sociological survey of two categories of respondents (unemployed and employed citizens) made it possible to identify problems and their causes, as well as to determine possible solutions. The authors identify a number of basic measures to stabilize the labour market. They are as follows: the creation of temporary and public works, the balance of supply and demand of labour, professional development taking into account the professional cross-section of vacancies, the legalization of social and labour relations, and others.

Текст научной работы на тему «АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 9 • Номер 8 • Август 2022

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

Активная политика на рынке труда в условиях санкций

Низова Л.М. 1, Исаева В.В. 1

1 Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Исследуется роль активной политики на рынке труда в снижении безработицы и увеличении занятости. Проведен рейтинг данных показателей в разрезе федеральных округов Российской Федерации, а также республик и областей Приволжского федерального округа. На основе мониторинга таких активных форм занятости, как трудоустройство, общественные работы, индивидуальная предпринимательская деятельности, социальный контракт, определена их динамика на примере Республики Марий Эл. Социологический опрос двух категорий респондентов (безработные и занятые граждане) позволил выявить проблемы и их причины, а также определить пути их решения. К основным мерам стабилизации рынка труда авторы отнесли создание временных и общественных работ, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, повышение квалификации с учетом профессионального среза вакансий, легализацию социально-трудовых отношений и другие.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, активная политика, рабочее место, общественные и временные работы, социальный контракт, профессиональное обучение, неформальная занятость.

Active labour market policy amidst sanctions

Nizova L.M. 1, Isaeva V.V. 1

1 Volga State University of Technology, Russia

Введение

Актуальность исследования обусловлена значительной ролью занятости населения на современной стадии развития социально-экономических отношений. Происходящие существенные перемены в обществе являются следствием качественных изменений в сфере труда, развития рынка рабочей силы и, как следствие, возникновения кардинальных преобразований в отношении занятости населения, что ведет к таким социальным и экономическим последствиям, как безработица, необходимость в социальной защите и обеспечении права на труд.

Сложившаяся экономическая ситуация в стране, вызванная влиянием санкций и распространением коронавирусной инфекции COVID-19, отразилась на состоянии занятости населения в Республике Марий Эл и спаде таких показателей, как численность рабочей силы (на 7,6 тыс. чел.), численность занятого населения (на 14,3 тыс. чел.),

а количество граждан, потерявших работу и, как следствие, признанных безработными, возросло на 6,7 тыс. человек [14]. Слабо используются такие активные меры, как общественные работы, временная занятость, услуги по самозанятости и предпринимательской деятельности, обучение и переобучение, профессиональная ориентация. Именно приоритетность этих задач отметил Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин в Ежегодном отчете Правительства Российской Федерации Государственной Думе [1], что подтверждает необходимость дальнейшего исследования. В этих целях Правительством Российской Федерации приняты превентивные меры [1]:

• создание рабочих мест на временной основе для тех граждан, которые могут быть сокращены;

• создание общественных работ для граждан, потерявших рабочее место;

• расширены возможности пройти переобучение;

• реализуется специальная программа содействия молодежной занятости;

• поддержка работодателей, создающих рабочие места для молодежи;

• развитие практики социального контракта.

Данные направления имеют особую значимость для регионального рынка труда.

Цель исследования - выявление приоритетов и проблем в сфере занятости населения в условиях санкций и разработка мер по ее совершенствованию.

ABSTRACT:_

The role of active labour market policy in reducing unemployment and increasing employment is analyzed. In the context of the federal districts of the Russian Federation, as well as the republics and regions of the Volga Federal District, the ranking of these indicators is given. Based on the monitoring of such active forms of employment as job placement, public works, individual entrepreneurial activity, social contract, their dynamics is determined. The research is conducted on the example of the Republic of Mari El. A sociological survey of two categories of respondents (unemployed and employed citizens) made it possible to identify problems and their causes, as well as to determine possible solutions. The authors identify a number of basic measures to stabilize the labour market. They are as follows: the creation of temporary and public works, the balance of supply and demand of labour, professional development taking into account the professional cross-section of vacancies, the legalization of social and labour relations, and others.

KEYWORDS: labour market, active politics, workplace, public and temporary work, social contract, vocational training, informal employment

JEL Classification: J21, J23, J24 Received: 26.06.2022 / Published: 31.08.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Nizova L.M. (nizova@yandex.ru)

CITATION:_

Nizova L.M., Isaeva V.V. (2022) Aktivnaya politika na rynke truda v usloviyakh sanktsiy [Active labour market policy amidst sanctions]. Ekonomika truda. 9. (8). - 1249-1262. doi: 10.18334/et.9.8.115049

Гипотеза: использование активных форм содействия занятости способствует сохранению занятости граждан, находящихся под риском увольнения.

На основе использования таких научных методов, как мониторинг активных форм занятости за последние 10 лет, определена их динамика, а на основе социологического опроса респондентов установлены причины выявленных проблем и определены меры по совершенствованию занятости населения. При этом авторы особое значение придают двум направлениям, что мы относим к новизне авторского исследования:

• использование социального контракта как наиболее эффективной активной формы повышения занятости и поддержки населения;

• легализация социально-трудовых отношений.

По мнению Д.М. Кейнса, главным механизмом регулирования занятости являются государственные расходы на увеличение эффективного спроса (субсидирование создания новых рабочих мест и организация общественных работ). А для сокращения безработицы необходимо расширять личное потребление, военное производство, общественные работы [2] (Квут, 1978).

Область применения полученных результатов, по мнению российских ученых, лежит в сфере государственного регулирования экономики и может быть взята как черновая основа для формирования направлений развития российских предпринимательских структур на рынках труда в условиях санкционного давления [3] (Chekmarev, Швв, Konev, 2022).

Авторское исследование показало, что проблемы сохранения занятости имеют место на всех уровнях административно-территориального деления страны. Так, в четырех федеральных округах по итогам 2021 года уровень занятости ниже, чем в среднем по стране. Это относится к Приволжскому федеральному округу (59,0%), Сибирскому (58,4%), Южному (57,4%), Северо-Кавказскому (54,3%). На этом фоне наиболее высокий уровень занятости сложился в Центральном (62,0%), СевероЗападном (61,9%) и Дальневосточном (61,0%) федеральных округах [4] (табл. 1).

Антиподом уровня занятости является уровень общей безработицы. Так, в СевероКавказском федеральном округе он составляет 10,9%, что в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране. Самый низкий уровень общей безработицы относится к СевероЗападному федеральному округу (3,3%) [4] (табл. 1).

ОБ АВТОРАХ:_

Низова Людмила Михайловна, профессор кафедры СНиТ, доктор экономических наук, доцент (nizova0yandex.ru)

Исаева Валерия Васильевна, магистрант ([era.isaeva.OO.OO0bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Низова Л.М., Исаева В.В. Активная политика на рынке труда в условиях санкций // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 8. - С. 1249-1262. doi: 10.18334М.9.8.115049

Таблица 1

Основные показатели рынка труда по федеральным округам Российской Федерации (2021 год)

Наименование федеральных округов Уровень занятости, % Рейтинг Уровень общей безработицы, % Рейтинг

Российская Федерация 59,9 4,3

Центральный федеральный округ 62,0 1 3,1 1

Северо-Западный федеральный округ 61,9 2 3,3 2

Южный федеральный округ 57,6 7 4,8 4

Северо-Кавказский федеральный округ 54,3 8 10,9 7

Приволжский федеральный округ 59,0 5 3,6 3

Уральский Федеральный округ 60,8 4 3,6 3

Сибирский федеральный округ 58,4 6 5,0 5

Дальневосточный федеральный округ 61,0 3 5,4 6

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 2

Основные показатели рынка труда по республикам и областям Приволжского федерального округа за 2021 год

Наименование республик и областей ПФО Уровень занятости, % Рейтинг Уровень общей безработицы, % Рейтинг

Российская Федерация 59,7 4,3

Приволжский федеральный округ 59,0 3,6

Республика Башкортостан 56,4 12 3,8 4

Республика Марий Эл 57,2 10 4,4 10

Республика Мордовия 59,8 5 4,1 7

Республика Татарстан 62,6 2 2,4 1

Удмуртская Республика 60,8 4 3,7 3

Чувашская Республика 58,3 8 4,3 9

Пермский край 56,2 13 4,0 6

Кировская область 59,0 6 4,3 9

Нижегородская область 62,7 1 3,8 4

Оренбургская область 57,8 9 4,2 8

Пензенская область 58,5 7 4,3 9

Самарская область 61,0 3 3,0 2

Саратовская область 55,3 14 3,7 3

Ульяновская область 56,7 11 3,9 5

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.

Республика Марий Эл (далее - РМЭ) относится к Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО). Уровень занятости, по официальной статистике, составляет 57,2%, что ниже, чем по стране (59,7%) и в Приволжском федеральном округе (59,0%). Данные проблемы относятся также к Кировской области (59,0%), Пензенской области (58,5%), Чувашской Республике (58,3%), Ульяновской области (56,7%), Республике Башкортостан (56,4%), Пермскому краю (56,2%) и Саратовской области (55,3%) (табл. 2). При этом в Республике Марий Эл по итогам 2022 года был один из самых высоких уровней безработицы (4,4%). За последние 5 лет численность рабочей силы сократилась на 17,2 тыс. чел., занятых - на 13,6 тыс. человек. В то же время сократилась и численность безработных граждан на 3,6 тыс. человек [4].

Причинами вышеназванных проблем, по мнению авторов, являются распространение коронавирусной инфекции COVID-19 и нарастание проблем социально-экономического развития в условиях санкций.

Активные методы на рынке труда способствуют скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышают эффективность занятости и конкурентоспособность рабочей силы [5] (Nizova, 2012).

Учитывая вышеназванные показатели рынка труда в Республике Марий Эл в условиях COVID-19 и санкций, были приняты следующие меры:

Реализуется Государственная программа РМЭ по содействию занятости населения до 2025 года [6].

Развивается система социального контракта по трем направлениям: поиск работы, ведение подсобного домашнего хозяйства, содействие предпринимательской деятельности [7].

Организуется профессиональное обучение для работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения [8].

В рамках вышеназванных документов повысилось внимание к использованию активных форм занятости. Особое место занимают вопросы трудоустройства незанятых граждан на основе создания рабочих мест. Так, заявленная потребность работодателей за последние 10 лет показала наибольшую востребованность в работниках в 2021 году, по отношению к наивысшему показателю число вакансий выросло почти вдвое [9] (рис. 1).

10000

7185

63? чч

5000

0

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

всего по Республике Марий Эл

Рисунок 1. Динамика потребности предприятий в работниках в Республике Марий Эл, ед. Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

Тем не менее проблема трудоустройства продолжает сохраняться, так как профессиональный срез вакансий не соответствует профессионально-квалификационной структуре безработных. Их основная часть предназначена для производственных отраслей и малоквалифицированного труда, а среди безработных 31,6% - граждане с высшим образованием, а 43,4% - со средним профессиональным образованием.

Это аргументирует мнение Н.А. Горелова: «В связи с глобализацией экономики обостряется конкуренция на рынке квалифицированной рабочей силы, усугубляются структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда» [10] (Gorelov, 2016).

Так, нез0ависимо от роста численности вакансий снизилось число трудоустроенных граждан по отношению к наивысшему показателю по причине отсутствия сбалансированности между профессионально-квалификационной структурой безработных и профессиональным срезом вакансий (рис. 2).

воооо 8000 6000 4000 2000 0

6346 7438 80е0 77е3 7043 6546 7043

Рзе0 е в 87 е42в 4995

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ ' ♦— -♦-----

2И12 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 —Э всего пб Республике Мари й Эл

Рисунок 2. Динамлка трудоустройства незанятых граждан через Государственную службу занятости в Республике Марий Эл, чел. Источник: составлен— авторами по да—ны1м Департамента труда и занятостиРМЭ.

3000

2000

в000

26в2

2012 2013 20В4 2015 20В6 20В7 2018 20В9 2020 2021 ♦ всего по Республике Марий Эл

0

Рисунок 3. Численность граждан, напр) авленнык на—бщественные работа,— ел. Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

Учитывая это, в республике используется такая форма активной политики, как направление на общественные работы. Так, за 10 лет (2012-2021 гг.) этим воспользовались более 11,5 тыс. человек. Однако общее количество направленных граждан имеет тенденцию к снижению, хотя ее значимость в условиях санкций возрастает [9] (рис. 3).

В последние годы большая поддержка оказывается самозанятым гражданам и индивидуальным предпринимателям. Так, за последние 10 лет 2288 человек получили услуги по содействию самозанятости, наибольшее количество из которых было в 2019 г. и резкое снижение их - в последние два года [9] (рис. 4).

758

800

600

400

200

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ♦ всего по Республике Марий Эл

Рисунок 4. Динамика граждан,получивших услуги по содействию самозанятости, чел. Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

Иное

Ведение подсобного хозяйства

Индивидуальное предпиинимательство

Проф. обучение и получение доп. проф. образования

Пниск работы Всего по республике

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 I квартал 202;? г. ■ 2021 т 2020

0

Рисунок 5. Динамика граждан, заключивших социальный контракт, чел. Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

♦ всего по Республике Марий Эл

Рисунок 6. Динамика организации профессиональной ориентации гражданам, тел. Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

Самозанятость обычно рассматривается как простейшая форма ведения самостоятельной предпринимательской деятельности без использования труда наемных работников [11] (Сквктатву, Ьыкккву, Конву, 2022).

В целях увеличения численности граждан, направленных на индивидуальную предпринимательскую деятельность, в республике с 2020 года используется такая форма, как социальный контракт, которым воспользовались более 7000 человек, в том числе:

• поиск работы - 2910 чел.;

• профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования - 461 чел.;

• индивидуальное предпринимательство - 941 чел.;

• ведение подсобного хозяйства - 483 чел.;

• иные услуги - 2221 чел. (рис. 5).

Несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг приводит к тому, что каждый 3-4-й выпускник учебных заведений получает статус безработного, а 60% -работают не по специальности. Одной из причин этого стало снижение услуг по профессиональной ориентации за последние 3 года в 2,3 раза [9] (рис. 6).

В целях уточнения причин вышеназванных проблем нами проведен социологический опрос двух категорий респондентов (безработных и занятых граждан) на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр занятости населения города Йошкар-Олы» с апреля по май 2022 года. Общая выборка составила 200 человек.

Сравнение мнений респондентов показало, что главной проблемой в обеспечении занятости, по мнению безработных, является отсутствие достойного рабочего места, а по мнению занятых - низкий уровень заработной платы.

Причинами вышеназванных проблем, по мнению занятых респондентов, являются нарушение трудового законодательства работодателями и отсутствие необходимого уровня квалификации, а по мнению безработных - эконмическая нестабильность и несоответствие уровня образования вакантным рабочим местам (рис. 7).

Таблица 3

Сравнение мнений респондентов о проблемах в обеспечении занятости, %

Вопрос Варианты ответа Безработные занятые

Какие Вы видите проблемы в обеспечении занятости? Отсутствие достойногорабоче го места 50% 14%

Низкий урс^ено зтвaДотнoЧ о латы 30% 68%

Дискриминант ло итношению к женщинам и гражданам оpйдneнcийнооуo внзраста 6% 6%

Несоответствие прафиссии востребованным вакансиям 14% 12%

Источник: результаты авторского социологического исследования.

экономическая нестабильность

нарушение трудового законадательства работодателями

отсутствие необходимого уоовня квалификации

несоответствие уровня образования | вакантным рабочим местам

32%

( 42%

28%

0% 10% 20% 30% В0% 50% Занятые ■ Безработные

Рисунок 7. Сравнение мнений респондентов по причинвм выявленных проТлем, % Источник: результаты авторского социологического исследования.

не получил(а) никаких услуг оказание психологической поддержки организация профессиональной ориентации организация профессионального обучения направление на самозанятость направление на общественные работы направление на социальную адаптацию подбор рабочего места

48%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%

Рисунок 8. Распределение безработных граждан по формам активной политики, предоставленной им в Центре занятости, % Источнпоп результаты авторского социологичестоги исследования.

Рисунок 9. Динамика численности граждан, занятых в неформальном секторе экономики в

Республике Марий Эл, тыс. чел.

Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

Одной из прио ритетныкх задач содействия занятости являытся использование направле ний активной политики. Социологическое исследование показало, что наиболее востребованными формами являются подбор рабочего места, направление на самозанятость и организация профессионального обучения (рис. 8).

Нельзя не согласиться с мнением респондентов по нарушению трудового законодательства, которое ведет, как правило, к неформальной занятости. Эта проблема имеет прямое отношение и к Республике Марий Эл, самое большое число граждан, занятых в неформальном секторе, было в 0017 гоау [9] Срис. 9).

В целях легализации трудовых отношений функционирует правительственная комиссия из числа заинтиресованнылх министерств и ведомств республики [12].

Легализация социально-трудовях отношений имеет особую значимость «а отннше-нии отчислений в социальные фонды и требует принятия государством дополнительных мер по поддержанию уровня социальных гарантий населению» [11] (СНвктатву, ЬыЫскву, Копву, 2022).

Закло чение

Таким образом, общими индикаторами для регионов в этот период являются уровень экономического развития, стимулирование работодателей к развитию производства и созданию рабочих мест, профессиональное обучение, снижение неформальной занятости, широкое использование мер активной политики на рын ке труда и др. Все это способствовало повышению уровня занятости в 2021 году на 1,6%, снижению уровня общей безработицы: на 1,5% и регистрируемой безработицы: - на 1,9% [9] (рис. 10).

Данная тенденция положительно отразилась на снижении коэффициента напряженности в республике, в том числе в сравнении с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом [9] (рис. 11).

Все это аргументирует выдвинутую авторами гипотезу.

Однако учитывая дальнейшее усиление санкций в социальной, экономической и финансовой сферах, считаем целесообразным расширить арсенал использования активных форм содействия занятости населения, основными из которых являются:

создание дополнительных и новых рабочих мест; направление граждан на общественные работы;

развитие предпринимательства и использование социального контракта; профориентация, подготовка и переподготовка кадров;

усиление роли межведомственной комиссии в легализации трудовых отношений.

80,00% 60,00% 40,00%% 20,00°% 0,00%

63,40%

56,40%

57,40%

ее,00%

56,60%

6,е0%

5,00%

4,60%

6,80%

5,30%

0,91% 20е7

0,74% 2019

2,70% 2020

0,82% 2021

♦ Уровень занятости —■—Уровень общей безработицы А Уровень регистрируемой безработицы

Рисунок ТО. Динамика уровня цанятости, общее и регистрируемий безработицы в Республике Марий Эл,% Источник: сеставлено авторами по данным Депертамеьта труда и занятости РМЭ.

2 1,8 е,б

1,4

е,2

1

0,8 0,6 0,4 0,2 о

1,4 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 —♦—Россия —Щ—ПФО —±—РМЭ Рисунок 1°. Сравнительный уровень коэффициента напряженности на рынке труда в России, ПФО, РМЭ, численность граждан уа 1 вакансию Ист0чник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.

При этом предстоит, с одной! отороны, поднять ответств0нность работодателей за сохранение и создание дополнительных рабочих мест в первую очередь для социально незащищенных категорий граждан (молодежь, инвалиды, женщины). А с другой стороны, обеспечить прквовмю защиту наемоых работников, отказывающихся от трудо-вой деятельности без оформления трудовых отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ежегодный отчет Правительства Российской Федерации Государственной Думе о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой от 7.04.2022. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/news/45073/ (дата обращения: 23.05.2022).

2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 1978. - 321 с.

3. Чекмарев О.П., Ильвес А.Л., Конев П.А. Потенциал занятости и безработицы в России в условиях санкций 2022 года // Экономика труда. - 2022. - № 4. - с. 765780.

4. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 16.05.2022).

5. Низова Л. М. Государственное регулирование занятости населения в современной экономической системе. / монография. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. - 364 с.

6. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 03 октября 2012 года № 382 «О государственной программе Республики Марий Эл «Содействие занятости населения на 2013-2025 годы» (ред. от 30.03.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/422451543 (дата обращения: 19.05.2022).

7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 г. № 442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1200202001040002 (дата обращения: 19.05.2022).

8. Постановление правительства Республики Марий Эл от 17 мая 2022 г. № 225 «О

реализации в 2022 году мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 апреля 2022 г. № 179». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/mariel/1547245/ (дата обращения: 19.05.2022).

9. Интерактивный портал службы занятости населения Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: https://marieltrud.ru/reports/index (дата обращения: 20.04.2022).

10. Горелов Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход. / учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Мельников; под ред. Н.А. Горелова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 270 c.

11. Чекмарев О.П., Лукичев П.М., Конев П.А. Самозанятые в России: легализация, тенденции развития и влияние на рынок труда // Экономика труда. - 2022. - № 2. -c. 233-248.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 75 «О межведомственной комиссии при Правительстве Республики Марий Эл по вопросам укрепления дисциплины оплаты труда и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию». [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/hotlaw/mariel/137678/ (дата обращения: 19.05.2022).

13. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mari-el.gov.ru/fgszn/Pages/main.aspx (дата обращения: 19.05.2022).

14. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: http:// maristat.gks.ru/ (дата обращения: 20.05.2022).

REFERENCES:

Chekmarev O.P., Ilves A.L., Konev P.A. (2022). Potentsial zanyatosti i bezrabotitsy v Rossii v usloviyakh sanktsiy 2022 goda [The potential of employment and unemployment in Russia under the sanctions of 2022]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 765-780. (in Russian). Chekmarev O.P., Lukichev P.M., Konev P.A. (2022). Samozanyatye v Rossii: legalizatsiya, tendentsii razvitiya i vliyanie na rynok truda [Self-employed in Russia: legalization, development trends and impact on the labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 233-248. (in Russian). Gorelov N. A. (2016). Upravlenie chelovecheskimi resursami: sovremennyy

podkhod [Human resource management: a modern approach] (in Russian). Keyns Dzh. (1978). Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [The General

Theory of Employment, Interest and Money] (in Russian). Nizova L. M. (2012). Gosudarstvennoe regulirovanie zanyatosti naseleniya v sovremennoy ekonomicheskoy sisteme [State regulation of employment in the modern economic system] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.