Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эфендиева Джамиля Сабировна

В статье проанализированы некоторые проблемы современного российского рынка труда. На текущем этапе справедливая цена на труд, оптимальное соотношение спроса и предложения, а также обеспечение стабильного состояния рынка труда являются первостепенными задачами. Трансформация экономики из традиционной в инновационную требует применения новых подходов и введения эффективных механизмов государственного регулирования занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE MODERN RUSSIAN LABOR MARKET

The article analyzes some problems of the modern Russian labor market. At the current stage, a fair price for labor, the optimal balance of supply and demand, as well as ensuring a stable state of the labor market are paramount tasks. The transformation of the economy from traditional to innovative requires the use of new approaches and the introduction of effective mechanisms for state regulation of employment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5 УДК 331.5

Эфендиева Джамиля Сабировна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: efendireva.d.s@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

В статье проанализированы некоторые проблемы современного российского рынка труда. На текущем этапе справедливая цена на труд, оптимальное соотношение спроса и предложения, а также обеспечение стабильного состояния рынка труда являются первостепенными задачами. Трансформация экономики из традиционной в инновационную требует применения новых подходов и введения эффективных механизмов государственного регулирования занятости населения.

Ключевые слова: рынок труда; занятость; проблемы; регулирование.

UDC 331.5

Efendieva Jamilya Sabirovna,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: efendireva.d.s@mail.ru

PROBLEMS OF THE MODERN RUSSIAN LABOR MARKET

The article analyzes some problems of the modern Russian labor market. At the current stage, a fair price for labor, the optimal balance of supply and demand, as well as ensuring a stable state of the labor market are paramount tasks. The transformation of the economy from traditional to innovative requires the use of new approaches and the introduction of effective mechanisms for state regulation of employment.

Keywords: labor market; employment; Problems; regulation.

Одной из важнейших сфер экономики, несомненно, является рынок труда, поскольку он во многом определяет процессы производства товаров и услуг [19]. На текущем эта -пе справедливая цена на труд, оптимальное соотношение спроса и предложения, а также обеспечение стабильного состояния рынка труда являются первостепенными задачами [8]. Однако в последние годы экономическая ситуация в стране заметно ухудшилась, что негативно сказалось на всех сферах экономики, при этом не стал исключением и рынок труда [18].

В результате введенных санкций сократилась производственно-экономическая деятельность в стране, выросла безработица и снизились реальные доходы населения

[3]. Реальные располагаемые доходы - это сумма, которая остается у человека после выплаты всех обязательных платежей. При этом проводится корректировка на процент инфляции. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в I квартале 2022 года снизились на 1,2 % [16].

Санкции охватили все возрастные группы рабочей силы, в том числе и молодежь, которая лишилась большинства масштабных программ стажировок, предоставляемых крупными международными компаниями [1, с. 28].

По мнению Н. П. Кущева, основными проблемами регулирования рынка труда являются: снижение численности трудоспособного населения вследствие неблагоприятной

демографической обстановки; падение темпов роста заработной платы, что приводит к снижению мотивации работников к результатам труда и повышению производительности труда; неравномерная занятость в различных отраслях экономики и регионов, обусловленная большой разницей в уровне заработной платы работников, в том числе занимающих равные должности и выполняющие одинаковые функции; высокий уровень безработицы населения в возрастных группах молодежи (от 20 до 29 лет) и предпенсионного возраста (от 55 до 65 лет) [11]. Уже сейчас основной проблемой рынка стало превышение предложения рабочей силы над спросом. Согласно рекрутинговому агентству HeadHunter прирост вакансий за год сократился на 21 %, за месяц на 3 %, в то время как прирост резюме за год увеличился на 16 %, а за месяц снизился в меньшей степени (всего на 2 %) [15]. Можно предположить, что при уходе с российского рынка иностранных компаний освободившиеся ниши смогут попытаться заполнить российские предприниматели, неконкурентоспособные когда-то продукты которых найдут спрос и своих покупателей на рынке. В этом случае сокращение старых рабочих мест будет, пусть частично, компенсироваться созданием новых [1].

По данным заместителя министра труда и социальной защиты РФ Е.В. Мухтияровой по состоянию на апрель 2022 года уже уволены около 90 тыс. работников, еще подлежат увольнению до 59 тыс. человек. Это в 2,5 раза выше и на 20 % больше соответствующих показателей предыдущего месяца. В отпуск без сохранения заработной платы отправлены около 14 тыс. работников [4].

Проводя постоянный мониторинг, правительство принимает меры, направленные на оптимизацию рынка труда в плане снижения нагрузки на него. Государством ассигнова-

ны из резервного фонда до 40 млрд руб. для поддержки рынка труда [17]. Дополнительно предусмотрены около 26 млрд руб. для трудоустройства граждан, находящихся под риском увольнения, а также для обеспечения работой граждан, регистрированных на бирже труда. Свыше 7 млрд руб. предусмотрено на реализацию региональных программ занятости [13]. В рамках программы субсидиро -вания найма правительство рассматривает оказание господдержки компаниям, которые в 2022 году возьмут на работу молодых людей. Здесь речь идет о трудоустройстве отдельных категорий граждан в возрасте до 30 лет. В их числе выпускники вузов и колледжей без опыта работы, молодые люди без среднего профессионального или высшего образования, инвалиды, дети-сироты, родители несовершеннолетних детей. Субсидия будет равна трем минимальным размерам оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных [13, с. 428].

Вопрос сохранения занятости населения актуален для всех субъектов России. В нескольких регионах страны уровень занятости ниже, чем в среднем по стране. К таковым относятся Северо-Кавказский (54,3 %), Южный (57,4 %), Приволжский (59,0 %) и Сибирский (58,4 %) федеральный округ. Лучше выглядит ситуация в Центральном (62,0%), Северо-Западном (61,9%) и Дальневосточном (61,0%) федеральных округах (см. табл. 1) [12].

Текущее состояние рынка труда настоятельно требует постоянного и квалифицированного регулирования. Государственная служба занятости играет исключительную роль в регулировании рынка труда. В принципе, этой службе надо бы оперативно и эффективно осуществлять посреднические услуги на рынке труда с охватом всех субъектов страны.

Таблица 1 - Основные показатели рынка труда по федеральным округам Российской Федерации (2021 год)

Наименование федеральных органов Уровень занятости, % Рейтинг Уровень общей безработицы, % Рейтинг

Российская Федерация 59,9 4,3

Центральный федеральный округ 62,0 1 3,1 1

Северо-Западный федеральный округ 61,9 2 3,3 2

Южный федеральный округ 57,6 7 4,8 4

Северо-Кавказский федеральный округ 54,3 8 10,9 7

Приволжский федеральный округ 59,0 5 3,6 3

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 5, 2022 471

Уральский федеральный округ 60,8 4 3,6 3

Сибирский федеральный округ 58,4 6 5,0 5

Дальневосточный федеральный округ 61,0 3 5,4 6

В реальности результаты деятельности данной службы на рынке труда не удовлетворительны. Она плохо контролирует потребительские запросы, что приводит к большим диспропорциям в спросе и предложении рабочей силы [2]. Неразвитый рынок труда ограничивает эффективное использование трудового населения страны, в результате чего сдерживает активное развитие экономики страны [14]. Аналитики Всемирного экономического форума прогнозируют (в докладе The Future of Jobs Report, 2020) значительный рост безработицы к 2025 г. Новый рынок труда формируется в условиях четвертой промышленной революции, демографических изменений и меняющихся потребностей населения. Например, изменение экологии значительной части континента Австралии обусловливает большую актуальность профессий эколога, ветеринара и пожарного для указанного региона по сравнению с другими профессиями. Профессиональный рынок труда будет вынужден адаптироваться под возникающие вакансии с каждым годом все больше. Новые вакансии требуют наличия новых навыков у соискателей уже к 2025 году [11].

Основой цивилизованного рынка труда является высокоразвитый сектор социальных услуг и системы социальных гарантий занятости, обеспечивающих условия для подготовки людей к трудовой деятельности в целом и профессиональных кадров в частности. Трансформация экономики из традиционной в инновационную диктует применение новых подходов и введение эффективных механизмов государственного регулирования занятости населения [11]. С другой стороны, рост числа бедных оказывает пагубное воздействие на рынок труда. Избыток безработных способствует согласию безработного на любую работу и стимулирует расширение атипичной и нестабильной занятости. Такие формы занятости провоцируют полную незащищенность работника, включая, как правило, отсутствие социальных пособий, пенсий, отпуска, коллективного договора, профсоюза, заниженную и произвольную заработную

плату, увеличенный риск производственного травматизма. Не удивительно, что такие работники только начинают трудовую деятельность с элементарной реализации своих социальных гарантий - права на труд, его оплату, отвечающую современному уровню социальных потребностей, удовлетворительные производственные и бытовые условия. При этом происходит не только существенная деградация данного сектора рынка труда, но и определенная деградация общества [9]. Меры, принимаемые правительством для решения проблем эффективного регулирования рынка труда, носят половинчатый характер. Принятые правительством нормативные акты предусматривают возможность доступа к центрам занятости безработным, переведенным на неполный рабочий день, и тем, кто находится под риском увольнения или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Центры занятости помогут таким категориям людей сориентироваться на рынке труда, повысить свой доход или, по крайней мере, поддержать его. Они получат помощь при временном трудоустройстве, финансовую поддержку при регистрации собственного бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя (создании организации или фермерского хозяйства) [13].

Решение комплекса задач, направленных на структурную перестройку экономики, обеспечение ее квалифицированными кадрами, повышение темпов экономического развития государства и производительности труда требует создания достаточного количества высокооплачиваемых рабочих мест [11]. Высокоразвитый рынок труда обеспечивает работнику доступ именно к тому месту работы, где он сможет максимально эффективно и с пользой реализовать свои возможности и потребности (в аспекте потребления демонстрирует взаимосвязь рынка труда и качества рабочей силы). Свободная конкуренция на рынке труда и возможность у работника максимально свободно иметь доступ к сфере своей специализации, стимулирует его постоянно совершенствовать свои способности к труду, повышает качество рабочей

силы, что в условиях действия закона стоимости должно привести к росту цены на рабочую силу. Поэтому вполне правомерен вывод о возрастании стоимости рабочей силы, а следовательно, о значительном повышении уровня оплаты труда. Таким образом, ее увеличение в современных условиях носит объективный характер [9].

В отличие от стран с развитым рынком труда основной целью трудовой деятельности граждан России является удовлетворение насущных нужд работающих и членов их семей. Существенным отличием труда в России от такового в западных странах является его ценность. В западных странах труд воспринимается как ценность процессуальная, а в России - как ценность инструментальная. Большие различия в оплате труда сказались и на отличиях в общественном сознании работника в России (цена рабочей силы в России значительно отстает от ее реальной стоимости). А там, где отсутствует реализация воспроизводственной функции заработной платы, не может быть и речи о самоценности трудовой деятельности. Именно поэтому почти половина россиян, как следует из результатов опроса ВЦИОМ, опубликованных в июне 2019 года, не поддерживает перспективу сокращения трудовой недели до четырех дней, опасаясь снижения заработной платы [5]. «У нас зарплата даже до последнего провала в долларовом выражении была в среднем ниже, чем в Шанхае и ряде других китайских провинций. А без высокой зарплаты мы не создадим ни конкурентоспособный человеческий капитал, ни внутренний спрос», -говорится в докладе главного экономиста государственной корпорации развития ВЭБ Андрея Клепача [20].

Развитие народного хозяйства России сдерживают противоречия между существующими проблемами в системе социально-трудовых отношений и целесообразностью создания высокопроизводительной, прорывной экономики. Создалась ситуация, когда возрастающие социальные риски, с одной стороны, и необходимость обеспечения эффективности и конкурентоспособности экономики страны - с другой, требуют пересмотра социально-трудовых отношений, нацеленных на существенное увеличение количества рабочих мест. К сожалению, мероприятия по реализации государственной

политики в сфере социально-трудовых отношений, проводимые в рамках концепции «Достойный труд» (достойный труд - это труд, позволяющий работнику заниматься любимым делом в условиях свободы, справедливости, безопасности и уважения человеческого достоинства.), принятой Международной организации труда (далее - МОТ) еще в 1999 г., и направленные на изменение качественных параметров трудовой жизни работников, требуемых результатов не дали. По таким показателям, как соотношение про -житочного минимума и уровня МРОТ, уровень безработицы населения и т.д., Россия продолжает уступать передовым экономикам мира [11]. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество официально безработных в феврале 2022 г. составило 3,01 млн чел., что указывает на существенный разрыв между навыками людей и потребностями рынка. Экономические, социальные и технологические преобразования, происходящие в России с 2010 г., привели к существенному сокращению рабочих мест. Технологическое развитие открывает перспективы для профессий будущего и экономики в целом, но одновременно создает условия сокращения рабочих мест [14].

Регулирование занятости населения должно производиться исходя из реальных потребностей экономики с четким обозначением целей и задач, которые стоят перед нею. Условно, к цели можно прийти по двум направлениям. Помощь гражданам в трудоустройстве (применяя различные меры) является первым направлением. Это создание нормальных условий для поиска вакансий, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве незащищенных слоев населения, поддержка самозанятости. Вторым направлением выступает прямая борьба с безработицей среди людей, которые обладают той или иной квалификацией. Это предполагает разделение трудовых ресурсов по различным экономическим сферам, внедрение политики на макроэкономическом уровне [10].

Ключевые задачи формирования политики регулирования занятости можно свести к следующим [10]:

- формирование новых рабочих мест в различных компаниях и предприятиях при условии сохранения прежних;

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 5, 2022 4 73

- поддержка предпринимателей с целью создания новых рабочих мест;

- поддержка формирования свободных вакансий для людей, трудовые возможности которых ограниченны;

- улучшение системы профессиональной ориентации;

- улучшение системы обучения, переобучения и повышения профессиональной квалификации людей, оставшихся без работы;

- поддержка самозанятости населения;

- регулирование процессов миграции, противодействие нелегальным миграционным потокам;

- оказание профессиональной психологической и социальной помощи безработным гражданам [6, c.16] и др.

Российский рынок труда остро нуждается в дальнейшей разработке и реализации мер по оптимальному использованию трудовых ресурсов, содействии предприятиям в перенастройке производственных процессов, поддержке работников в поиске работы, эффективному социальному обеспечению и улучшению качества жизни россиян.

Список литературы

1. Беседина Н.Э., Коваленко С.Н. Влияние современных санкций на российский рынок труда: реалии и перспективы // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. Пенза, 2022. С. 26-29.

2. Болотханов Э.Б. Стратегия и тактика государственного регулирования рынка труда // Пространство экономики. 2008. № 1-3. С. 23-25.

3. Власова О.В. Проблема занятости и безработицы в РФ в контексте развития феномена «самозанятости» // Экономические исследования. 2019. № 1.

4. В России собрались уволить 59 тыс. работников. Минтруд назвал это «высвобождением» // Новая газета. 2022. 24 марта. URL: https://novayagazeta.ru/ articles/2022/03/24/v-mssM-sobraMs-uvoMt-59-tysiach-rabotnikov-mintrud-nazval-eto-vysvobozhdeniem-news (дата обращения: 24.10.2022).

5. ВЦИОМ выяснил отношение россиян к четырехдневной рабочей неделе. URL: https://www.rbc.ru/rbcfr eenews/5d1037539a79471c48856dfa (дата обращения: 24.06.2022).

6. Головин А.А., Минакова И.В., Пархомчук М.А. Государственное регулирование и содействие занятости на региональном рынке труда // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 4 (47). С. 14-19.

7. Дмитриева А.В. Проблемы государственного регулирования рынка труда // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 12 (46). С. 30-32.

8. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Исследование рынка труда в России // Политика, экономика и инновации. 2016. № 8 (10). С. 12.

9. Золин И.Е. Государственное регулирование современного российского рынка труда: социально-экономический анализ // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 3 (55). С. 135-140.

10. Исраилов М.В. Формирование государственной политики регулирования рынка труда на региональном уровне // Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. 2020. Т. 38. № 2. С. 26-31.

11. Кущев Н.П. Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда - важный фактор социально-экономического развития России // Финансовая жизнь. 2019. № 3. С. 34-37.

12. Низова Л.М., Исаева В.В. Активная политика на рынке труда в условиях санкций // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 8. С. 1249-1262.

13. Осадчая Е.Р., Макаревич М.Л. Изменение рынка труда с 2018 по 2022 год // Перспективы развития институтов права и государства: сб. науч. ст. 5-й Между-нар. науч. конф. / отв. ред. А.Н. Пенькова. Курск, 2022. С. 420-429.

14. Пашко Т.Ю., Тышко Е.В. Конкурентоспособность новых поколений на современном рынке труда: экономический аспект // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2022. № 2 (55). С. 162-169.

15. Россия - статистика рынка труда // HeadHunter. URL: https://stats.hh.ru/ (дата обращения: 24.10.2022).

16. Росстат: реальные располагаемые доходы населения в I квартале 2022 года снизились на 1,2 % (графики). URL: https://erzrf.ru/news/rosstat-realnyye-raspolagayemyye-dokhody-naseleniya-v-i-kvartale-2022-goda-sniziMs-na-12-grafiki?tag=%D0%A0%D0%BE%D1 %81%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82 (дата обраще-ния: 20.10.2022).

17. Состояние рынка труда: поддержка государства. URL: https://www.garant.ru/news/1536899/ (дата обращения: 25.10.2022).

18. Томских А.А. Российский рынок труда: тенденции и трансформации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. № 10. С. 120-126.

19. Трудовые ресурсы как фактор развития региональной экономики / О.В. Власова, О.Н. Пронская, А.Ю. Быстрицкая [и др.] // Экономические науки. 2019. № 173. С. 51-57.

20. URL: https://octagon.media/ekonomika/realnye_ rasxody_rossiyan_upali_na_10_procentov.html (дата обращения: 24.10.2022).

References

1. Besedina N.E., Kovalenko S.N. The impact of modern sanctions on the Russian labor market: realities and prospects. Development of the labor market at the present stage of socio-economic transformations. Collection of articles of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the scientific editorship of F.E. Udalova, V.V. Bondarenko. Penza, 2022, рр. 26-29.

2. Bolotkhanov E.B. Strategy and tactics of state regulation of the labor market. Space of the economy, 2008, № 1-3, рр. 23-25.

3. Vlasova O.V. The problem of employment and unemployment in the Russian Federation in the context of the development of the phenomenon of «self-employment». Economic research, 2019, No. 1.

4. In Russia, they were going to Are 59 thousand workers. The Ministry of Labor called it «liberation». Novaya Gazeta March 24, 2022. https://novayagazeta. ru/articles/2022/03/24/v-rossii-sobralis-uvolit-59-tysiach-rabotnikov-mintrud-nazval-eto-vysvobozhdeniem-news (date of access: 24.10.2022).

5. VCIOM found out the attitude of Russians to the four-day working week URL: https://www.rbc.rU/rbcfreenews/5 d1037539a79471c48856dfa (date of access: 06.24.2022).

6. Golovin A.A., Minakova I.V., Parkhomchuk M.A. State regulation and promotion of employment in the regional labor market. Region: systems, economics, management, 2019, No. 4 (47), pp. 14-19.

7. Dmitrieva A.V. Problems of state regulation of the labor market. Scientific electronic journal Meridian, 2020, No. 12 (46), pp. 30-32.

8. Ermakova K.L., Shtokolova K.V. Study of the labor market in Russia. Politics, Economics and Innovations, 2016, No. 8 (10), p. 12.

9. Zolin I.E. State regulation of the modern Russian labor market: socio-economic analysis. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2019, No. 3 (55), pp. 135-140.

10. Israilov M.V. Formation of the state policy of regulation of the labor market at the regional level. Bulletin of the Chechen State University. A.A. Kadyrov, 2020, vol. 38, No. 2, pp. 26-31.

11. Kushchev N.P. Improving the system of state regulation of the labor market - an important factor in the socio-economic development of Russia. Financial life, 2019, No. 3, pp. 34-37.

12. Nizova L.M., Isaeva V.V. Active policy in the labor

market under sanctions. Labor Economics, 2022, vol. 9, No. 8, pp. 1249-1262.

13. Osadchaya E.R., Makarevich M.L. Changes in the labor market from 2018 to 2022. Prospects for the development of institutions of law and the state: Collection of scientific articles of the 5th International scientific conference. Editorial Board: A.N. Penkova (responsible ed.). Kursk, 2022, pp. 420-429.

14. Pashko T.Yu., Tyshko E.V. Competitiveness of new generations in the modern labor market: economic aspect. Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), 2022, No. 2 (55), pp. 162-169.

15. Russia - labor market statistics. URL: https://stats. hh.ru/ (date of access: 24.10.2022).

16. URL: https://erzrf.ru/news/rosstat-realnyye-raspolagayemyye-dokhody-naseleniya-v-i-kvartale-2022-goda-snizilis-na-12-grafiki?tag=%D0%A0%D0%BE%D1 %81%D1%81 %D1%82%D0%B0%D1%82 (date of access: 20.10.2022).

17. State of the labor market: state support. URL: https://www.garant.ru/news/1536899/ (date of access: 10.25.2022).

18. Tomskikh A.A. Russian labor market: trends and transformations. Bulletin of the Transbaikal State University, 2020, No. 10, pp. 120-126.

19. Labor resources as a factor in the development of the regional economy / O.V. Vlasova, O.N. Pronskaya, A.Yu. Bystritskaya et al. Economic sciences, 2019, No. 173, pp. 51-57.

20. URL: https://octagon.media/ekonomika/realnye_ rasxody_rossiyan_upali_na_10_procentov.html (date of access: 24.10.2022).

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 5, tom 5, 2022 4 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.