Научная статья на тему 'Активизация внеучебной работы как фактор продвижения инновационной деятельности вуза'

Активизация внеучебной работы как фактор продвижения инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ORGANIZATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES WITH STUDENTS / INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гисматуллина Эльвира Курбангалеевна

Активность вузов в развитии внеучебной деятельности вносит свой вклад в создание институциональной основы инновационной системы страны. Сегодня темпы развития внеучебной работы определяются самостоятельной инновационной деятельностью самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни. Внеучебная деятельность способствует развитию инновационного потенциала вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS THE STEP FORWARD OF INNOVATION IN UNIVERSITY

Activity of high schools in development of extracurricular activity brings the contribution to creation of an institutional basis of innovative system of the country. Today rates of development of extra-curricular work are defined by independent innovative activity of students in the sphere of free time transforming them in subjects of their own and public life. Extra-curricular activity promotes development of innovative potential of high school.

Текст научной работы на тему «Активизация внеучебной работы как фактор продвижения инновационной деятельности вуза»

активизация внеучебнои работы как фактор продвижения инновационной деятельности вуза

УДК 338

Эльвира Курбангалеевна Гисматуллина,

аспирантка кафедры Экономической теории и инвестирования Московского государственного университета экономики статистики и информатики (МЭСИ) Эл. почта: [email protected]

Активность вузов в развитии внеучебной деятельности вносит свой вклад в создание институциональной основы инновационной системы страны. Сегодня темпы развития внеучебной работы определяются самостоятельной инновационной деятельностью самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни. Внеучебная деятельность способствует развитию инновационного потенциала вуза.

Ключевые слова: организация внеучебной работы со студентами, инновационная деятельность вуза, инновационный потенциал.

Elvira Gismatullina,

Post-graduate student, the Department of Economic Theory and Investment Moscow State University of Economics Statistics and Informatics (MESI) E-mail: [email protected]

ACTIVATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS THE STEP FORWARD OF INNOVATION IN UNIVERSITY

Activity of high schools in development of extracurricular activity brings the contribution to creation of an institutional basis of innovative system of the country. Today rates of development of extra-curricular work are defined by independent innovative activity of students in the sphere of free time transforming them in subjects of their own and public life. Extra-curricular activity promotes development of innovative potential of high school.

Keywords: organization of extra-curricular activities with students, innovative activity of high school, innovative potential.

1. Введение

Высшее образование в России, как и другие сферы производственной и непроизводственной деятельности, все острее ощущает давление рынка [1]. В качестве одной из главных причин неэффективной деятельности вузов в области разработки, охраны и коммерциализации инноваций специалисты называют недостаточную проработку вопроса управления инновационным процессом. Это должно рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли деятельности вуза, обеспечивающей эффективность научного и инновационного процессов.

По оценкам экспертов в России, лишь 15-20 процентов государственных вузов занимаются инновационной деятельностью [2]. Низкая инновационная активность объясняется разными причинами, в том числе недостаточным финансированием, трудностями развития партнерства с региональным бизнесом, противоречивостью правовых аспектов.

2. Реализация инновационных программ в высших учебных заведениях

В последнее время наметились определенные тенденции формирования государственной политики по вовлечению российских инновационных разработок в хозяйственный оборот и развитию рынка научно-технической продукции. Так, серьезным стимулом развития инновационной деятельности в системе высшего образования стала реализация инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Поддержка вузов осуществлялась в 2006-2008 годах на конкурсной основе. В открытом творческом конкурсе могли участвовать российские вузы, представляющие свои инновационные образовательные программы, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года. Несмотря на то, что основной акцент был сделан именно на образовательный компонент, большинство вузов-победителей благодаря значительным бюджетным средствам смогло существенно усилить инновационный компонент, связанный с разработкой и коммерциализацией научно-технологических новшеств. В 2007 году было признано 57 вузов-победителей проекта, в том числе 17 университетов получили поддержку на 2006-2007 годы, и 40 университетов - на 2007-2008 годы. Финансирование из средств федерального бюджета в расчете на вуз составило от 200 млн. до почти 1 млрд. рублей на два года (от почти 6 млн. евро до 27 млн. евро). При этом вузы должны были гарантировать наличие внебюджетных средств для выполнения проекта в размере не менее 20% бюджетных ассигнований. Вузы-победители использовали дополнительное финансирование и привлеченные средства в зависимости от уже имеющегося потенциала, а также профиля деятельности. Технические и классические университеты вложили существенные средства в обновление приборной базы науки и образования, вузы гуманитарно-социального профиля - в разработку новых методик обучения и подготовку кадров, в том числе для инновационного предпринимательства. Благодаря реализации инновационных образовательных программ были усилены такие элементы инновационной инфраструктуры вузов, как студенческие бизнес- инкубаторы, центры передачи технологий, УНИК (учебно-научно-инновационные комплексы) [2].

3. Факторы, замедляющие развитие ииновационного образования в России

Тем не менее, темпы развития инновационной деятельности в системе высшего образования сдерживаются рядом внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам, которые препятствуют развитию инновационной деятельности, в первую очередь относятся:

- низкая инновационная активность научных работников и преподавателей и, а также нехватка специалистов в области инноваций.

- устаревшая материально-техническая база.

- задержка темпов развития инновационной инфраструктуры вузов из-за недостатка площадей (с такой проблемой нередко сталкиваются технопарки и инкубаторы при вузах);

- слабость связей университетов с экономикой, промышленностью и социальной сферой регионов, в следствие этого - недостаток информации о потребностях рынка.

Что касается внешних факторов, которые препятствуют инновационному развитию вузов,то к ним можно отнести следующие:

№4, 2011

2

Таблица 1

Наличие в вузах условий для организации внеучебной работы

Государственный университет ГУ-ВШЭ — Высшая школа экономики (Москва) 13 т ети с ре в и н у й ксо евт М ср и( ад кии дусо ио мг но й оы эок ныч от с ов е н ь ла ч Кубанский государственный аграрный университет (Краснодар) 15 Московская медицинская академия 16 Московский государственный институт стали и сплавов (технический университет) 17 Московский государственный институт электронной техники (технический университет) 18 Московский государственный технический университет им Н Э Баумана 19 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 20 Московский физико-технический институт (государственный университет) 21 Нижегородский государственный университет 22 Пермский государственный университет 23 Самарский государственный аэрокосмический университет 24 Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) 25 Санкт-Петербургский государственный университет 26 Таганрогский государственный радиотехнический университет 27 Томский государственный университет 28 Томский государственный университет систем управления и ра диоэлектроники 29

1. Наличие концепции внеучебной деятельности в ВУЗе, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

2. Наличие программы и плана внеучебной деятельности в ВУЗе да да да да да да да да да да да да да да да да да

3. Наличие оценки внеучебной деятельности (отчеты, опросы преподавателей, студентов) да да да да да да да да да да да да да да да да да

4. Наличие административной структуры, функционально ответственной за организацию внеучебной деятельности в ВУЗе (управление, отдел, ответственный за воспитательную работу, институт кураторства) да да да да да да да да да да да да да да да да да

5. Наличие органов студенческого самоуправления (службы занятости, профкома, службы порядка, клубов, объединений, строй. отрядов, и т.д.) да да да да да да да да да да да да да да да да да

6. Наличие материально-технической базы для внеучебной работы со студентами (актовых залов, спортивных и тренажерных залов, репетиционных помещений, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.) да да да да да да да да да да да да да да да да да

7. Финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования) да да да да да да да да да да да да да да да да да

8. Наличие основных видов (или их элементов) внеучебной деятельности

8.1 Познавательная внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.2 Творческая внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.3 Спортивно-оздоровительная внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.4 Научная внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.5 Профессионально-трудовая внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.6 Общественная внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.7 Коммуникативная внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.8 Гражданско-правовая внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

8.9 Культурно-нравственная внеучебная деятельность да да да да да да да да да да да да да да да да да

_

- слабое развитие рычагов государственной поддержки малых инновационных предприятий;

- отсутствие системной и долгосрочной государственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры (в первую очередь, ЦПТ и технопарков^].

В рамках сказанного роль вузов как объектов инновационного процесса связана с развитием следующих направлений деятельности:

- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;

- производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

- создание предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;

- формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;

- подготовка кадров для работы в области инноваций;

- формирование и адаптация инновационной культуры в бизнес-среде.

Некоторые из перечисленных направлений актуализируют необходимость творческой разработки новых подходов и приемов внеучебной рабо-ты,в соответсвии с потребностям студентов; требуются инновационный поиск, развитие студенческих инициатив и инноваций в различных сферах деятельности вуза. Активность вузов в развитии внеучебной деятельности внесет свой вклад в создание институциональной основы инновационной системы страны.

4. Анализ работы инновационной деятельности российских вузов

В рамках сказанного в качестве одной из задач внеучебной деятельности следует рассматривать создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

Для подтверждения того, что вне-учебная деятельность способствует развитию инновационного потенциала вуза, был проведен анализ воспитательной работы в 17 вузах, которые были признаны первыми лучшими инновационными высшими учебными заведениями в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (см. таблицу 1.) [ Составлено

№4, 2011

автором по результатам конкурса «Поддержка инновационных образовательных программ вузов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» http:// mon.gov.ru/pro/pnpo/vuz/].

Таким образом, проведенный анализ показывает, что все вузы, которые были отмечены в качестве инновационных, внеучебной работе уделяют большое внимание.

5. Заключение

Резюмируя, можно отметить, что при организации внеучебной деятельности в вузе необходим системный подход, который предполагает, во-первых, подчиненность актуальной цели и постановку задач для достижения данной цели, во-вторых, структурированность и наличие системы управления, в-третьих, создание условий для организации внеучебной работы.

Литература

1. Ахметов Б.С. Информационные и коммуникационные технологии во внеучебной деятельности ВУЗа // XII Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2002») , Москва, 2002 г

2. Буздалин А.В. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. // Исследование Центра экономического анализа «Интерфакс -ЦЭА», сентябрь 2007. http:// www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf

3. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Управление развитием инновационного потенциала ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6. С. 94-96.

4. Внеучебная жизнь // http:// rtf.ustu.ru/Plazmennye_displei.58.0.html

5. Кельчевская Н.Р. Маркетинг - рыночная инновация в управлении государственным вузом / Н. Р. Кельчевская, И. В. Котляревская // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 3 (14). С. 47-49.

6. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО / С.В.Кортов // Университетское управление. 2004. N 1(29). С.61-68.

7. Набойченко, С.С. Идентификация профессионального образования как процесса воспроизводства интеллектуального капитала / С.С. Набойченко // Журнал Ассоциации инженерного образования России «Инженерное образование». 2005. № 3

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., № 11.

9. Орлова Е.А. Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект): диссертация к.э.н.специальность 08.00.01. Москва, 2010. 160 с.

10. Пиличев В.В., Котляровская ИВ. Совершенствование инновационной деятельности в ВУЗах. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007 . 170 с. С.45

11. Радченко М.В. Совершенствование инновационной деятельности вузов: Диссертация . ... к.э.н: 08.00.05. Ставрополь, 2005 г. 168 с.

12. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. Р76 М., 2010. 813 с.

13. http : //www. hse. ru/org/hse/aup/ extra/ (дата обращения: 12.05.2011)

14. http://www.dvgu.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

15. http://kubsau.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

16. http://www.mma.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

17. http://www.misis.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

18. http://www.miet.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

19. http://www.bmstu.ru (дата обращения: 12.05.2011)

20. http://www.msu.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

21. http://www.mipt.ru (дата обращения: 12.05.2011)

22. http://www.unn.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

23. http://www.psu.ru (дата обращения: 12.05.2011)

24. http://www.ssau.ru (дата обращения: 12.05.2011)

25. http:// www.spmi.ru (дата обращения: 12.05.2011)

26. http://www.спбгу.рф (дата обращения: 12.05.2011)

27. http://tti.sfedu.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

28. http://www.tsu.ru (дата обращения: 12.05.2011)

29. http://www.tusur.ru/ (дата обращения: 12.05.2011)

References

1. Kotlyarevskaya IV, Marketing -market innovation in management of the state university/ Kelchevsky NR, Kotlyarevskaya IV// Management Science 2000. № 3 (14). p. 47-49

2. National Innovation System and the

state innovation policy of the Russian Federation. Background report to the OECD Review of National Innovation System of the Russian Federation. Москва, 2009 г.

3. Pilichev VV, Kotlyarevskaya IV Improving innovation in higher education: monograph. - Ekaterinburg: Ural State Technical University, 2007. - 170. P.45

4. National doctrine of education in the Russian Federation (approved by RF Government Resolution dated 4 October 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Akhmetov, BS INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HIGHER extracurricular activity // XII International Conference and Exhibition ITO-2002, Moscow,2002.

6. Buzdalin AV Development of innovative component of the Russian economy: prospects and the role of economic policy // according to the Center for Economic Analysis (CEA), September 2007 http://www.buzdalin.ru/text/ innovation_rus.pdf

7. Vasyuhin OV, Pavlova EA MANAGEMENT DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF HIGH

SCHOOL / / Modern problems of science and education. - 2009. - № 6 - S. 94-96

8. Extracurricular activity// http:// rtf.ustu.ru/Plazmennye_displei.58.0.html

9. Kortov VS Capacity for innovation and innovative activity of universities UFD/ / Management Science. 2004. N 1(29). S.61-68.

10. Naboychenko SS Identification of occupational education as a process Reproduction Intellectual Capital // Journal Association for Engineering Education of Russia "Engineering Education" 2005. № 3

11. Orlova E "The government funding of innovative institutions (economic aspect)" dissertation Ph.D. in Economics, Specialty 08.00.01 - economic theory, Moscow, 2010. 160c.

12. Radchenko, MV Improving the innovation high schools: degree candidate. Econ. sciences, specialty 08.00.05 - Economy and management of national economy: innovation management and investment activities. -Stavropol State. University, 2005. - 169.

13. http://www.hse.ru/org/hse/aup/ extra/ (date of access: 12.05.2011)

14. http://www.dvgu.ru/ (date of access: 12.05.2011)

15. http://kubsau.ru/ (date of access: 12.05.2011)

16. http://www.mma.ru/ (date of access: 12.05.2011)

17. http://www.misis.ru/ (date of access: 12.05.2011)

18. http://www.miet.ru/ (date of access: 12.05.2011)

19. http://www.bmstu.ru (date of access: 12.05.2011)

20. http://www.msu.ru/ (date of access: 12.05.2011)

21. http://www.mipt.ru (date of access: 12.05.2011)

22. http://www.unn.ru/ (date of access: 12.05.2011)

23. http://www.psu.ru (date of access: 12.05.2011)

24. http://www.ssau.ru (date of access: 12.05.2011)

25. http:// www.spmi.ru (date of access: 12.05.2011)

26. http://www.cn6ry.p$ (date of access: 12.05.2011)

27. http://tti.sfedu.ru/ (date of access: 12.05.2011)

28. http://www.tsu.ru (date of access: 12.05.2011)

29. http://www.tusur.ru/ (date of access: 12.05.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.