Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности российской промышленности: перспективные направления поддержки инновационной деятельности на период до 2035-2045 годов'

Повышение конкурентоспособности российской промышленности: перспективные направления поддержки инновационной деятельности на период до 2035-2045 годов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN INDUSTRY / MEASURES OF INNOVATION ACTIVITY ENHANCEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е.Ю., Кузнецов С.В.

На основе анализа мер стимулирования инновационной деятельности ведущих мировых держав за период с 50-х годов ХХ века по первое десятилетие ХХI века, опыта формирования национальной инновационной системы Российской Федерации, начиная с 1990 года по настоящее время, выявлен факт недостаточности темпов роста инновационной активности промышленных предприятий. Данное обстоятельство негативно влияет на достижение экономических показателей развития РФ, необходимых для повышения уровня благосостояния, сравнимого с аналогичным показателем развитых стран. Для устранения данного фактора, являющегося барьером на пути повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, авторами разработаны комплексы мероприятий по стимулированию инновационной деятельности для применения отдельно на этапах подъема экономики и спада мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN INDUSTRY COMPETITIVENESS IMPROVEMENT: PERSPECTIVE SUPPORT AREAS OF INNOVATIVE ACTIVITY FOR THE PERIOD UNTIL 2035-2045

Based on the analysis of innovative activity stimulation measures of the world’s major powers in the period from the 1950s to the first decade of the 21st century, and the formation of national innovative system of the Russian Federation from the 1990s to the present day, the authors elicit a fact of insufficiency in growth rates of industrial companies’ innovative activity. The following issue negatively affects the process of reaching high rates of economic development, required for greater level of prosperity in comparison with similar indicators of developed countries. To eliminate this factor being an obstacle for improving Russia’s competitiveness at the global market, the authors present the programs for innovative activity stimulation, which can be applied separately at the phases of world economic growth and recession.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности российской промышленности: перспективные направления поддержки инновационной деятельности на период до 2035-2045 годов»

Б01 10.15593/2224-9354/2017.3.14 УДК 330.3

Е.Ю. Кузнецова, С.В. Кузнецов

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035-2045 ГОДОВ

На основе анализа мер стимулирования инновационной деятельности ведущих мировых держав за период с 50-х годов ХХ века по первое десятилетие ХХ1 века, опыта формирования национальной инновационной системы Российской Федерации, начиная с 1990 года по настоящее время, выявлен факт недостаточности темпов роста инновационной активности промышленных предприятий. Данное обстоятельство негативно влияет на достижение экономических показателей развития РФ, необходимых для повышения уровня благосостояния, сравнимого с аналогичным показателем развитых стран. Для устранения данного фактора, являющегося барьером на пути повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, авторами разработаны комплексы мероприятий по стимулированию инновационной деятельности для применения отдельно на этапах подъема экономики и спада мировой экономики.

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность российской промышленности, меры по повышению инновационной активности.

Введение. Процессы глобализации мирового сообщества, характеризующиеся высокой степенью интенсивности, определяют новое качественное состояние экономических систем. Конкуренция приобретает всеобщий и быстро-изменяющийся характер. По данным большинства современных исследователей, основным фактором, способным обеспечить конкурентоспособный уровень товаров и услуг, является активное использование научно-технического прогресса в процессе создания новой и усовершенствования существующей продукции, что определяет суть инновационной деятельности.

Инновационный механизм позволяет разрабатывать и выпускать не только конкурентоспособную продукцию в традиционном секторе продаж, но и осваивать новые виды продукции, расширяя тем самым целевой сегмент деятельности предприятия.

© Кузнецова Е.Ю., Кузнецов С.В., 2017

Кузнецова Елена Юрьевна - д-р экон. наук, профессор кафедры организации машиностроительного производства ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», e-mail: elena.bstm@gmail.com.

Кузнецов Сергей Валерьевич - аспирант ФГАОУ Во «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», e-mail:kuznetsov1507@mail.ru.

Инновационная модель развития экономики, основанная на преобладающем использовании в деятельности хозяйствующих субъектов результатов научно-технической деятельности, является на сегодня системообразующей во многих ведущих странах мира. В развитых странах мира от 70 до 85 % прироста ВВП обеспечивается новыми знаниями, воплощенными в технологии, оборудовании, организации производства, новых продуктах и материалах [1, с. 3]. В крупнейших корпорациях (Microsoft, IBM и др.) стоимость нематериальных активов, непосредственно связанных с внедрением достижений научно-технического прогресса и реализацией инновационных разработок, составляет в среднем 86 % от их рыночной стоимости [2, с. 45].

Разработка и реализация первой обоснованной модели инновационного процесса в странах Западной Европы и США датируется началом 1950-х годов [3, с. 7—31]. В целях повышения инновационной активности промышленных предприятий государственными структурами были инициированы процессы по разработке и введению в действие соответствующих мероприятий стимулирующего характера.

В СССР вследствие отсутствия предпринимательского сообщества и конкурентоспособности промышленных предприятий отсутствовала потребность в проведении инновационной деятельности. Тем не менее необходимо отметить, что разработки мощного сегмента академической и отраслевой науки в лице академических институтов АН СССР и научно-исследовательских институтов, выполнявших огромный комплекс научных исследований, успешно внедрялись в промышленности. К недостаткам существовавшей деятельности можно отнести неконкурентоспособные, по сравнению с показателями лучших зарубежных практик, временные и стоимостные показатели внедрения достижения научно-технического прогресса в промышленность.

Становление и развитие рыночной экономики в постсоциалистической России, включение отечественной экономики в мировые экономические цепочки создания стоимости инициировали необходимость перехода с сырьевой модели развития на инновационную модель развития или модель экономики знаний. Однако ни принятые законодательные акты в данной сфере, ни реализованные проекты по строительству объектов национальной инновационной системы и инновационной инфраструктуры не обеспечивают показателей инновационной активности, достаточных для обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке [4, с. 149—154]. Целью данной работы является анализ причин недостаточной инновационной активности отечественных предприятий и выработка мер поддержки инновационной деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности российской промышленности.

Циклы экономического развития и их взаимосвязь с этапами рыночной деятельности в РФ. В современной экономической науке для описания процессов экономического развития наиболее востребованы краткосрочные циклы Китчина (продолжительность 2-4 года), среднесрочные циклы Жюгляра (продолжительность 7-11 лет), ритмы Кузнеца (продолжительность 15-20 лет), длинные волны Кондратьева (продолжительность 40-60 лет) [5, с. 29].

На рис. 1 представлены повышательные А-фазы и понижательные В-фазы волны Кондратьева [5, с. 30], а также прогнозный вариант развития мировой экономики на период до 2035-2045 годов.

1810-1817 1870-1875 1929-1933 1974-1975 2008-2010 2035-2045

1780-1790 1844-1851 1890-1896 1948-1949 1990-1993 2015-2025

Рис. 1. Повышательные А-фазы и понижательные В-фазы К-волн:

-повышательная А-фаза волн Кондратьева (К-волн),

— • — понижательная В-фаза волн Кондратьева (К-волн), •••• прогноз направления развития мировой экономики

Опыт ведущих стран мира подтверждает правильность выводов, приведенных выше. В табл. 1 приведены меры по стимулированию и поддержке инновационной активности, предпринятые ведущими капиталистическими странами во второй половине XX - начале XXI века [6, с. 299].

Развитие инновационной деятельности в Российской Федерации непосредственно связано с процессами формирования и развития рыночной экономики. На рис. 2 на временной диаграмме представлены основные этапы становления рыночных отношений в современной России начиная с 1990 года, а также соответствующие этапы становления и развития инновационной деятельности.

В качестве наиболее значимых этапов развития рыночной экономики в РФ и периодов формирования и становления инновационной деятельности в РФ соответственно использованы даты принятия нормативных законов (указов Президента РФ, ФЗ, ПП РФ), внесших наибольшее влияние в формирование вышеуказанных сфер деятельности. Перечень документов и их краткое содержание приведены в табл. 2.

Таблица 1

Меры по стимулированию инновационной активности, предпринятые ведущими капиталистическими странами

во второй половине XX — начале XXI века

Фазы К-волн и их датировки Даты мировых экономических кризисов Меры по стимулированию инновационной активности

США Германия Франция Англия

1 2 3 4 5 6

А-фаза (1948/9-1974/75) 1957-1958 Госрегулирование экономики (1945-1951): - госзаказ продукции; - контроль цен; - повышение минимума зарплаты; - строительство жилья для малообеспеченных; -увеличение социальных выплат; - строительство школ и университетов Госрегулирование экономики с одновременным стимулированием предпринимательской деятельности. Контроль над ценами. Льготы при осуществлении предпринимательской деятельности. Акцент на малый и средний бизнес Госрегулирование экономики. Национализация части финансового и промышленного сектора Госрегулирование экономики: - национализация части финансового и промышленного сектора (1945-1951), частичная реприватизация (1952-1955); - введение социальных пособий; - бесплатное образование

В-фаза (1974/75-1990/93) 1974-1975 Приватизация государственных предприятий Субсидирование компаниям затрат в области научно-технической деятельности Предпринимательская деятельность государства, индикативное планирование, государственное финансирование капиталовложений, административные методы (контроль за ценами и др.), сокращение расходов на социальные нужды, отмена дотаций убыточным предприятиям Стимулирование развития передовых отраслей, отмена контроля за выводом капитала

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

А-фаза (1990/93-2008/10) 1987; 1994-1995; 1997; 2008 Прогрессивная система налогообложения; сокращение социальных расходов Государственное «дерегулирование» экономики: - приватизация части государственных предприятий; - поощрение частных капиталовложений Денационализация некоторых отраслей промышленности, банковского сектора, отмена контроля над ценами, сокращение бюджетных расходов для убыточных предприятий, стимулирование развития перспективных отраслей, ограничение роста денежной массы в обращении Ограничение государственного вмешательства в экономику: - прекращение госдотаций предприятиям; - снижение налогов; - отмена контроля над ценами; - сокращение госрасходов; - приватизация госпредприятий; - жесткая кредитно-денежная политика; - снятие ограничений на передвижение капитала

В*-фаза (2008/10-2015/25) Госрегулирование экономики. Льготы предпринимательскому сектору при осуществлении инвестиций. Национализация экономических субъектов. Контроль над ценами. Повышение мер социальной обеспеченности населения. Меры по ограничению безработицы

щ этапы развития рыночной экономики в РФ

■ этапы становления инновационной деятельности в РФ

о гм

17 13

Рис. 2. Основные этапы становления рыночных отношений и инновационной деятельности в РФ начиная с 1990 года

Сравнение и анализ видов деятельности показал, что в периоды, характеризующиеся экономическим спадом, частный бизнес предпочитает минимизировать рискованные инвестиции, к которым относятся инновационные проекты [7, с. 35]. Поэтому основной «груз» инновационных вложений в кризисные периоды экономического развития вынуждено брать на себя государство, чтобы обеспечить необходимую поддержку инновационной деятельности.

Наоборот, в период экономического роста доминирующую роль в процессах инвестирования инновационной деятельности занимают структуры частного бизнеса (промышленные предприятия) [8, с. 42]. Данное обстоятельство объясняется стабильно растущим инновационным сегментом экономики, обеспечивающим наиболее оптимальное среди альтернативных увеличение инвестированного капитала. Практическим подтверждением данных теоретических выводов служат статистические данные (рис. 3) по соотношению государственных и частных инвестиций, осуществленных в промышленный сектор РФ в период 2005-2016 годов.

Непосредственно первые шаги по переходу российской экономики на инновационную схему развития были предприняты в период 2000-2005 годов. Принятая законодательная база [9, с. 29] позволила осуществить первые мероприятия в области формирования инновационного облика страны -создание 25 пилотных территориальных кластеров, формирование особых экономических зон на условиях государственного софинансирования строительства инновационной инфраструктуры, венчурное финансирование инновационных проектов, предоставляемое государственными фондами поддержки инновационной деятельности, создание инновационных центров (ИЦ «Сколково») и государственных компаний поддержки перспективных и новых технологий (ОАО «Роснано», НП «Агентство стратегических инициатив») и т.д.

Таблица 2

Федеральные законодательные акты РФ в области инновационной деятельности

№ п/п Статус документа Название документа Номер и дата принятия Краткий комментарий к содержанию; результаты принятия документа

1 Указ Президента РФ О свободе торговли №5 от 29.01.1992 Развитие рыночных отношений, стимулирование конкуренции, преодоление монополизма

2 Приказ Министерства науки, высшей школы и тех-политики РФ Об учреждении внебюджетного Российского фонда технологического развития при Министерстве науки, высшей школы и технической политики РФ №212 от 26.02.1992 Координация интеграционных проектов с участием разработчиков инновационных предложений, среднего и крупного частного бизнеса

3 Указ Президента РФ О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ №427 от 27.04.1992 О создании Российского фонда фундаментальных исследований

4 ППРФ О Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере №65 от 03.02.1994 О создании Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере

5 ФЗРФ О науке и государственной научно-технической политике № 127-ФЗ от 23.08.1996 Введение терминологического аппарата в области инновационной деятельности

7 ППРФ Об утверждении заявления Правительства РФ и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации №851 от 20.07.1998 Меры по стабилизации экономической и финансовой политики, стимулирующих рост промышленного производства

8 ФЗРФ Об особых экономических зонах (ОЭЗ) в РФ № 116-ФЗ от 22.07.2005 О деятельности инновационных кластеров, финансировании создания инновационной инфраструктуры ОЭЗ

9 ППРФ Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания» №516 от 24.08.2006 О создании и ОАО «Российская венчурная компания»

10 ФЗРФ О Российской корпорации нанотехнологий № 139-Ф3 от 19.07.2007 О создании ОАО «Роснано»

Окончание табл. 2

№ п/п Статус документа Название документа Номер и дата принятия Краткий комментарий к содержанию; результаты принятия документа

11 ФЗРФ 0 развитии малого и среднего предпринимательства в РФ № 209-ФЗ от 24.07.2007 Об основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства

12 ФЗРФ 0 Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростех» № 270-ФЗ от 23.11.2007 О создании ОАО «Ростех»

13 ФЗРФ О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014 № 175-ФЗ от 27.10.2008 О мерах по преодолению последствий банковского кризиса

14 ППРФ О мерах господдержки развития кооперации российских образовательных организаций ВО, научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства № 218 от 09.04.2010 О реализации высокотехнологичных инновационных проектов

15 ППРФ О господдержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования №219 от 09.04.2010 О мерах поддержки предпринимательской деятельности при осуществлении инновационной деятельности в вузах

16 ФЗРФ Об инновационном центре Сколково № 244-ФЗ от 28.09.2010 О создании ИЦ «Сколково»

17 РПРФ Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) № 1393-р от 11.08.2011 О создании АСИ

20 ППРФ Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов № 1312 от 30.12.2013 О стимулировании организаций для проведения НИОКР

Совокупный объем инвестиций, млн долл. США

доля российских государственных источников капитала инвестиционных фондов, %

доля российских частных источников капитала инвестиционных фондов, %

В Совокупный объем

инвестиций, млн долл. США

■ Совокупный инвестиций с участием госкапитала, млн долл. США

(III кв.)

Рис. 3. Динамика государственных и частных инвестиций промышленного сектора РФ, реализованных за период 2005-2016 годов [11]

Однако, несмотря на формирование нормативно-законодательной базы в данной области, начавшиеся процессы по созданию национальной инновационной системы, анализ показателей экономической деятельности, оценивающих влияние инновационной деятельности по решению задач, связанных с уходом от «сырьевой» модели экономики, свидетельствует о недостаточности темпов роста инновационной активности промышленных предприятий, увеличения количества внедренных инновационных разработок, что напрямую влияет на повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке [10, с. 38-51]. Эти обстоятельства обусловливают необходимость выработки комплекса мер инновационной поддержки, направленных на повышение темпов роста инновационной активности, минимизации недостатков инновационной деятельности.

Меры стимулирования инновационной деятельности. Характер инновационной деятельности непосредственно связан с оценкой реального состояния экономики на данном этапе общественного развития. На этапе подъема мировой экономики частные структуры превалируют в качестве субъектов инновационной деятельности над государственными, приоритетные объекты инновационной поддержки находятся на этапах, характеризующихся большой степенью готовности продукта к внедрению (start-up, early growth),

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

меры инновационной поддержки ориентированы на проекты с большим потенциалом экономической эффективности. Соответственно на этапе спада мировой экономики государственные структуры преобладают в общем числе субъектов инновационной системы, объекты инновационной поддержки находятся на начальных этапах инновационного цикла, меры воздействия направлены на поддержку перспективных фундаментальных проектов, рассчитанных на реализацию в диапазоне 30-50 лет. Большой временной цикл перспективных проектов с учетом обстоятельств высокого риска и низкой ликвидности, которыми характеризуются фундаментальные исследования, поисковые и прикладные исследования, обусловливают отсутствие заинтересованности частных структур в осуществлении инновационной деятельности во время понижающего тренда развития мировой экономики.

По результатам анализа мер стимулирования инновационной активности, предпринятых ведущими капиталистическими странами во второй половине XX - начале XXI века (см. табл. 1), мероприятий по формированию и развитию инновационной деятельности в Российской Федерации за период с 1990 года по настоящее время, авторами предложены комплексы мероприятий по стимулированию инновационной деятельности на этапах рыночного подъема и рыночного спада в период до 2035-2045 годов, обеспечивающие повышение конкурентоспособности российской промышленности.

Меры стимулирования инновационной деятельности на этапе рыночного спада («кризисный» этап состояния экономики):

1. Реализация Федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития науки и техники, предусматривающих выполнение НИОКР, изготовление прототипов продукции.

2. Прямое финансирование - субсидии, займы и ссуды, в том числе на льготных условиях без выплаты процентов, на безвозмездной основе.

3. Целевые дотации и гранты на выполнение НИР.

4. Создание и поддержка сети особых экономических зон инновационного типа, научных парков, бизнес-инкубаторов.

5. Налоговые льготы - НДС (освобождение от НДС и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ и ноу-хау), налоговой кредит, льготное налогообложение хозяйствующих предприятий при университетах и вузах.

6. Стимулирование патентования разработанных инноваций.

7. Перенос убытков на будущие периоды.

Меры стимулирования инновационной деятельности на этапе рыночного подъема («междукризисный» этап состояния экономики):

1. Вычет расходов на НИОКР.

2. Списание расходов на НИОКР.

3. Введение повышающего коэффициента.

4. Ускоренная амортизация первоначальной стоимости основных средств.

5. Снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей.

6. Разрешение госслужащим, которые являются сотрудникам государственных НИИ, участвовать в коммерческой деятельности по внедрению научных разработок.

7. Законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав, а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования.

8. Информационная и методическая поддержка участников инновационной деятельности в виде создания информационных ресурсов, разъясняющих порядок получения грантов, создания банков данных запатентованных изобретений и т.п.

Выводы. Перспективным направлением дальнейших исследований в данной области являются изучение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение инновационной активности для более коротких экономических периодов: циклов Китчина, среднесрочных циклов Жюгляра, ритмов Кузнеца. Интересным также представляется определение перспективных сегментов оборудования российского производства, конкурентоспособного на мировой арене в рассматриваемой временной перспективе, для формирования приоритетного инвестиционного финансирования инновационных проектов. Кроме того, возможным направлением исследований может быть выявление перспективных логистических цепочек в процессе производства российского оборудования, востребованного на мировом рынке.

Список литературы

1. Буздалин А.В. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf.

2. Баранов А.М. Информационная экономика и трансформация стратегий развития Беларуси / под ред. Б.В. Сорвирова. - Гомель, 2010. - 174 с.

3. Rothwell R. Towards the Fifth-generation Innovation Process // International Marketing Review. - 1994. - Vol. 11, № 1. - Р. 7-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Отчет Счетной палаты РФ о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на формирование инфраструктуры инновационной системы России» [Электронный ресурс] // Бюллетень Счетной палаты. - 2011. - № 12. -URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/602/16458.

5. Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Гринберг Р.С. Кризисы и прогнозы в свете теории длинных волн. - М.: Учитель, 2016. - 368 с.

6. Индикаторы инновационной деятельности. 2015: стат. сб. / Н.В. Го-родникова [и др.]. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2015. - 320 с.

7. Басарева В.Г. Малый бизнес в региональной экономике: последствия промышленного спада // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 17. — С. 65—69.

8. Авилова В.В., Башкирцева С.А. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — № 10. — С. 238—246.

9. Чистякова Н.О., Заболотнов А.Ю. Законодательство в области инновационной деятельности в РФ: проблемы и перспективы // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 2. — С. 96—103.

10. Национальный доклад об инновациях в России в 2016 г. [Электронный ресурс] / ОАО «Российская венчурная компания». — URL: http://www.rvc.ru/up-load/RVK_innovation_2016_v.pdf

11. Статистические данные Российского агентства венчурных инвестиций [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rvca.ru.

References

1. Buzdalin A.V. Razvitie innovatsionnoi sostavliaiushchei ekonomiki Rossii: perspektivy i rol' ekonomicheskoi politiki [Development of an innovative component of the Russian economy: prospects and the role of economic policy]. Available at: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf.

2. Baranov A.M. Informatsionnaia ekonomika i transformatsiia strategii raz-vitiia Belarusi [Information economy and transformation of Belarus development strategies]. Ed. by B.V. Sorvirov. Gomel, 2010, 174 p.

3. Rothwell R. Towards the Fifth-generation innovation process. International Marketing Review, 1994, no. 1, vol. 11, pp. 7—31.

4. Otchet Schetnoi palaty RF rezul'tatakh kontrol'nogo meropriiatiia "Proverka effektivnosti raskhodovaniia sredstv federal'nogo biudzheta, napravlen-nykh na formirovanie infrastruktury innovatsionnoi sistemy Rossii" [Report of the Auditing Chamber of the Russian Federation on the results of the control measure "Checking the efficiency of disbursing the federal budget funds aimed at forming Russia's innovation system infrastructure"]. Biulleten' Schetnoi palaty, 2011, no. 12. Available at: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/602/16458.

5. Grinin L.E., Korotaev A.V., Grinberg R.S. Krizisy i prognozy v svete te-orii dlinnykh voln [Crises and forecasts in the light of long waves theory]. Moscow, Uchitel' Publ., 2016, 368 p.

6. Indikatory innovatsionnoi deiatel'nosti [Innovation activity indicators]. Moscow, Izd. dom NIU VShE Publ., 2015, 320 p.

7. Basareva V.G. Malyi biznes v regional'noi ekonomike: posledstviia pro-myshlennogo spada [Small business in regional economy: the effects of industrial slowdown]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika, 2009, no. 17, pр. 65—69.

8. Avilova V.V., Bashkirtseva S.A. Opyt podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v razvitykh stranakh [Practice of supporting small and medium businesses in developed countries]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo uni-versiteta, 2011, no. 10, pp. 238-246.

9. Chistiakova N.O., Zabolotnov A.Iu. Zakonodatel'stvo v oblasti innovat-sionnoi deiatel'nosti v RF: problemy i perspektivy [Legislation in the field of innovation in the Russian Federation: problems and prospects]. Vestnik nauki Sibiri, 2013, no. 2, pp. 96-103.

10. Natsional'nyi doklad ob innovatsiiakh v Rossii 2016 (podgotovlen OAO "Rossiiskaia venchurnaia kompaniia") [National report on innovations in Russia in 2016 (prepared by OAO Russian Venture Company)]. Available at: http://www.rvc.ru/upload/RVK_innovation_2016_v.pdf.

11. Statisticheskie dannye Rossiiskogo agentstva venchurnykh investitsii [Statistical data of the Russian Agency of Venture Capital Investments]. Available at: http://www.rvca.ru.

Оригинальность 88 %

Получено 29.05.2017 Принято 28.06.2017 Опубликовано 30.09.2017 E.Yu. Kuznetsova, S.V. Kuznetsov

RUSSIAN INDUSTRY COMPETITIVENESS IMPROVEMENT: PERSPECTIVE SUPPORT AREAS OF INNOVATIVE ACTIVITY FOR THE PERIOD UNTIL 2035-2045

Based on the analysis of innovative activity stimulation measures of the world's major powers in the period from the 1950s to the first decade of the 21st century, and the formation of national innovative system of the Russian Federation from the 1990s to the present day, the authors elicit a fact of insufficiency in growth rates of industrial companies' innovative activity. The following issue negatively affects the process of reaching high rates of economic development, required for greater level of prosperity in comparison with similar indicators of developed countries. To eliminate this factor being an obstacle for improving Russia's competitiveness at the global market, the authors present the programs for innovative activity stimulation, which can be applied separately at the phases of world economic growth and recession.

Keywords: innovative activity, competitiveness of the Russian industry, measures of innovation activity enhancement.

Elena Yu. Kuznetsova - Doctor of Economic Sciences, Professor, Dept. of Engineering Production Management, Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, e-mail: elena.bstm@gmail.com.

Sergey V. Kuznetsov - Postgraduate Student, Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, e-mail:kuznetsov1507@mail.ru.

Received 29.05.2017 Accepted 28.06.2017 Published 30.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.