Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ С ИНФОРМАТИКОЙ)'

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ С ИНФОРМАТИКОЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова К.В.

В статье поднимается вопрос о системе интеграции дисциплин для проведения учебных занятий, а именно раскрывается суть использования метода в соединении информатики и других дисциплин, его цели, задачи и особенности. Указаны недостатки и достоинства формы занятия. Статья будет интересна как студентам педагогических специальностей, так и преподавателям для усовершенствования навыков развития творческого потенциала с использованием техники междисциплинарных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF SECONDARY STUDENTS BY THE INCLUSION OF INTEGRATED LESSONS (AS AN EXAMPLE OF INTEGRATION DIFFERENT SUBJECTS WITH INFORMATICS)

The article raises the question of inclusion different subjects in one discipline, its goals, tasks and features. The shortcomings and advantages of the form of such integration are indicated. The article will be interesting both for students of pedagogical specialties, and for teachers to improve the skills of developing creative potential using techniques of interdisciplinary studies.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ С ИНФОРМАТИКОЙ)»

/catalog/doc_1138623506156

4. Валяева Г.Г. Дистанционный курс «Внешнеэкономическая деятельность»: электронный учебно-методический комплекс Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67) С. 115. [Электронный ресурс]. URL: :http://distant .magtu.ru/magtu_classes/login_form/login_form.php

5. Валяева Г.Г., Волкова Е.А., Мельникова А.В. Прямые иностранные инвестиции в РФ //Корпоративная экономика. -2016.-№4(6). С.43-49.

6. Russia's Human Capital: Performance and Comparisons./ Ivanova T.A., Karelina M. G., Trofimova V. Sh., Valyaeva G. G., Reent N. A. //Economics and financial issues. -2015. -Vol 5, no 2s, special issue. -P. 136-141.

УДК 37.011.33

Ефимова К.В. студент магистратуры МГТУ им. Г. И. Носова Российская Федерация, г. Магнитогорск АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ С ИНФОРМАТИКОЙ) Аннотация. В статье поднимается вопрос о системе интеграции дисциплин для проведения учебных занятий, а именно раскрывается суть использования метода в соединении информатики и других дисциплин, его цели, задачи и особенности. Указаны недостатки и достоинства формы занятия. Статья будет интересна как студентам педагогических специальностей, так и преподавателям для усовершенствования навыков развития творческого потенциала с использованием техники междисциплинарных занятий.

Ключевые слова: педагогика, интеграция, информатика, междисциплинарные формы обучения, творческий подход.

Efimova K. V.

A second year master's degree student Nosov Magnitogorsk State Technical University Russian Federation, Magnitogorsk STIMULATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF SECONDARY STUDENTS BY THE INCLUSION OF INTEGRATED LESSONS (AS AN EXAMPLE OF INTEGRATION DIFFERENT

SUBJECTS WITH INFORMATICS) Abstract. The article raises the question of inclusion different subjects in one discipline, its goals, tasks and features. The shortcomings and advantages of the form of such integration are indicated. The article will be interesting both for students of pedagogical specialties, and for teachers to improve the skills of

developing creative potential using techniques of interdisciplinary studies.

Key words: pedagogy, integration, informatics, interdisciplinary forms of education, creative approach

В условиях повсеместного внедрения достижений науки и техники становится более ощутимой потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих целостной картиной мира, позволяющей не только соединять научные знания из различных областей исследований, но и уметь принять знания, определяя зоны прикладного характера науки. Данный социальных запрос в подготовке такого рода специалистов проявляется в предъявлении определенных требований, прежде всего, к организации образовательного процесса на уровне среднего общего образования, позволяющего создавать условия для формировалась у учащихся школ, лицеев, гимназий целостную систему знаний на основе усвоения разных дисциплин.

В традиционной системе обучения в школе пока главный акцент ставится на ориентацию отдельно взятого предмета, где каждая дисциплина имеет свои цели и задачи, «жесткие» границы. И хотя в рабочих программах учитель отмечают, что основные компетенции, полученные при изучении конкретной дисциплины, являются необходимыми для следующих дисциплин, однако эта информация иногда носит формальный характер.

Указанные противоречия частично, как нам кажется, могут быть устранены путем целенаправленной организации интегрированного обучения в условиях средней школы. Целью данной статьи является описание педагогических условий, направленных на организацию интегративного обучения информатики в интеграции с другими дисциплинами.

Понятие «интеграция» прочно заняло своё место в ряду других педагогических терминов. Оно произошло от латинского «integratio», что означает «восстановление, восполнение». Смыслом процесса интеграции в этом случае являются качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. С точки зрения ведущих педагогов, это процесс объединения каких-либо элементов в единое целое, при этом существуют многообразие пути достижения интеграции [1].

Основной целью интеграции обучения является формирование целостных представлений о явлениях, рассмотрение которых возможно с разных точек зрения (разных дисциплин), а также формирование у учеников собственного отношения к данным явлениям [3].

При этом интегрированные уроки должны обогащать учеников различными полезными для них знаниями, активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать творческие способности и интеллектуальный потенциал обучающихся [4].

Особенностью интегрированных уроков является то, что их не рекомендуется проводить слишком часто, так как в таком случае они быстро

потеряют новизну и ученики утратят к ним интерес. Кроме того, далеко не все темы и разделы из учебной программы можно и нужно интегрировать. Важно, чтобы компоненты из разных дисциплин, соединяемые в одном занятии, становятся системообразующими и собирают вокруг себя новый учебный материал, побуждая при этом детей к творческому поиску, дискуссии, продуктивному обсуждению придуманного варианта или решения.

Важным моментом в подготовке интегрированного занятия является оптимальный выбор формы его проведения. Наибольшие возможности для интеграции и реализации межпредметных связей дает урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков. Результативность урока находится в прямой зависимости от того, насколько свободно применяются на нем различные технологии и виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. [5].

Широкие возможности для организации интегрированного обучения открывает информатика. Информатика - исключительно многоплановая научная дисциплина. Ее можно рассматривать как в технологическом аспекте, как естественнонаучную дисциплину. Наконец её можно определить как дисциплину языкового плана, изучающую различные формализованные и формальные языки. Изучение информатики дает возможность снять многие возникающие в процессе обучения познавательные трудности к физическим и математическим проблемам, показать возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией решения сложных задач на компьютере, возможностью смоделировать и наглядно увидеть на экране монитора физические и математические процессы и управлять этими процессами и т. д.

Рассмотрим некоторые варианты интегрирования информатики с некоторыми другими учебными дисциплинами. Одной из наиболее удачно интегрируемых с информатикой дисциплин является математика. Между учебными дисциплинами информатики и математики выявляются особые межпредметные связи. Они основаны, прежде всего, на взаимодополнении понятий информатики и математики.

В другом случае интеграция информатики с экономикой позволяет разрешить ряд проблем, которые возникают при преподавании последней. Одной из таких проблем можно назвать снижение интереса учеников к получению знаний, а также разобщенность этапов формирования у них знаний по экономике. Сочетание экономики и информатики одно из самых многообещающих, так как интеграция данных предметов является естественной. Они своеобразно усиливают друг друга и практическую значимость. Информатика в данном случае является связующим звеном между экономическими знаниями и позволяет систематизировать их, а также привить навыки практического применения полученных знаний.

Планомерное и систематическое использование интеграции учебных

дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера в процессе обучения дисциплинам информатики способствует: формированию потребности применения информационных технологий в ходе обучения, повышению качества образования в области интегрируемых дисциплин.

На основе проведенного нами анализа различных уроков на примере интеграции информатики с другими дисциплинами нами выделены следующие положительные моменты:

- эти уроки позволяют осознать изучаемый учебный материал более глубоко, показав его с различных сторон;

- занятия способствуют не только прочному овладению учащимися знаниями и формированию целого комплекса необходимых компетенций;

- интеграция позволяет более эффективно провести закрепление знаний на основе систематизации и обобщения полученной информации с разных позиций.

Кроме того, данные уроки позволяют более целенаправленно решают воспитательные задачи образовательного процесса, связанные с развитием самостоятельности, активности, ответственности и навыков продуктивного общения учащихся при поиске связей и доказательности своего варианта практического применения знаний из разных областей.

Однако интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему и требуют определённую подготовку в их проведении. Для того, чтобы удачно использовать их на практике, учитель должен не только знать теоретические аспекты интегрированного обучения, но и владеть различными технологиями.

Использованные источники:

1. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода/И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.,1973

2. Груздева, Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. /.СПб, 1996.- С. 70-80.

3. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. - 2006. - 195 с.

4. Ибраева, А. О формировании иноязычных умений и навыков в школьной практике средствами межпредметных.- М., 1989г.

5. Иванова, М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование. - 2005. - №5. - С. 17-20.

6. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся / подред. Н. А. Сорокина. - Тула: 1983.- 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.