Научная статья на тему 'Активизация способностей обучающихся при формировании функциональной грамотности в условиях перехода российского образования на обновленный ФГОС'

Активизация способностей обучающихся при формировании функциональной грамотности в условиях перехода российского образования на обновленный ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / развитие способностей / теории и подходы / учебный процесс / функциональная грамотность / старшеклассники / abilities / development of abilities / theories and approaches / learning process / functional literacy / high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна, Морозова Ольга Анатольевна

В статье анализируются сложившиеся на сегодняшний день теории и подходы к проблеме развития способностей обучающихся в старшей школе. На основе выявленных закономерностей исследуются возможные способы и целесообразные пути их реализации в учебном процессе, механизмы активизации способностей старшеклассников при формировании функциональной грамотности в условиях перехода на обновленный ФГОС. Показано, что необходимо на каждом уроке активизировать способности через интерес, благодаря которому знания и процесс их приобретения станут движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания многих качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головнева Елена Вениаминовна, Головнева Наталья Александровна, Морозова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATING THE ABILITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE TRANSITION OF THE RUSSIAN EDUCATION TO THE UPDATED SYSTEM OF FSES

The article analyzes the existing theories and approaches to the problem of development of students' abilities in high school. Possible ways and expedient ways of their realization in the educational process, mechanisms of activation of abilities of senior pupils at formation of functional literacy in the conditions of transition to the updated FSES are investigated on the basis of the revealed regularities. It is shown that it is necessary to activate abilities at each lesson through interest due to which knowledge and the process of their acquisition will become a driving force of intellectual development and an important factor of education of many personal qualities.

Текст научной работы на тему «Активизация способностей обучающихся при формировании функциональной грамотности в условиях перехода российского образования на обновленный ФГОС»

УДК 373.022

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-3-4-5-8

Активизация способностей обучающихся при формировании функциональной грамотности в условиях перехода российского образования на обновленный

ФГОС

Головнева Е.В.1, Головнева Н.А.1, Морозова О.А.2

1 Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: golovneva_ev@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: golovneva_nat@mail.ru

2 Институт химических технологий и инжиниринга Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке 453103, г. Стерлитамак, Россия

ORCID: https://orcid.org/0009-0006-6694-4604, E-mail: morozovaol@yandex.ru

Резюме: В статье анализируются сложившиеся на сегодняшний день теории и подходы к проблеме развития способностей обучающихся в старшей школе. На основе выявленных закономерностей исследуются возможные способы и целесообразные пути их реализации в учебном процессе, механизмы активизации способностей старшеклассников при формировании функциональной грамотности в условиях перехода на обновленный ФГОС. Показано, что необходимо на каждом уроке активизировать способности через интерес, благодаря которому знания и процесс их приобретения станут движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания многих качеств личности.

Ключевые слова: способности, развитие способностей, теории и подходы, учебный процесс, функциональная грамотность, старшеклассники.

Для цитирования: Головнева Е.В., Головнева Н.А., Морозова О.А. Активизация способностей обучающихся при формировании функциональной грамотности в условиях перехода российского образования на обновленный ФГОС // История и педагогика естествознания. 2023. № 3-4. С. 5-8. D0I:10.24412/2226-2296-2023-3-4-5-8

ACTIVATING THE ABILITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE TRANSITION OF THE RUSSIAN EDUCATION

TO THE UPDATED SYSTEM OF FSES Golovneva Elena V.1, Golovneva Natalya A.1, Morozova Olga A.2

1 Sterlitamak branch of Ufa University of Science and Technology

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5752-4863, E-mail: golovneva_ev@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4682-5417, E-mail: golovneva_nat@mail.ru

2 Institute of Chemical Technologies and Engineering, Ufa State Petroleum Technological University in Sterlitamak 453103, Sterlitamak, Russia

ORCID: https://orcid.org/0009-0006-6694-4604, E-mail: morozovaol@yandex.ru

Abstract: The article analyzes the existing theories and approaches to the problem of development of students' abilities in high school. Possible ways and expedient ways of their realization in the educational process, mechanisms of activation of abilities of senior pupils at formation of functional literacy in the conditions of transition to the updated FSES are investigated on the basis of the revealed regu-larities. It is shown that it is necessary to activate abilities at each lesson through interest due to which knowledge and the process of their acquisition will become a driving force of intellectual development and an important factor of education of many personal qualities. Keywords: abilities, development of abilities, theories and approaches, learning process, functional literacy, high school students. For citation: Golovneva E.V., Golovneva N.A., Morozova O.A. ACTIVATING THE ABILITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE TRANSITION OF THE RUSSIAN EDUCATION TO THE UPDATED SYSTEM OF FSES. History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 3-4, pp. 5-8.

DOI:10.24412/2226-2296-2023-3-4-5-8

3-4 • 2023

Активизация способностей старшеклассников в образовательном процессе является одной из значимых педагогических задач в современных условиях развития российского образования. Это объясняется тем, что в современной школе перед педагогом поставлен ряд задач, связанных с формированием одного из основных показателей качества образования в масштабах от школьного до государствен-

История и педагогика естествознания

ного - уровня сформированности функциональной грамотности как способности человека применять приобретенные в течение жизни знания и практические умения для решения широкого спектра жизненных и профессиональных задач в различных сферах жизнедеятельности человека, его общении и в социальных отношениях с другими людьми.

В 1957 году, когда впервые появилось понятие «функциональная грамотность», оно относилось к взрослому населению. Время поставило задачу ликвидировать неграмотность общества - научить писать, читать и считать. Читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции - это список, который время предъявляет человеку, готовому адаптироваться в современном реальном пространстве, используя задатки, способности, одаренность, талант, знания, опыт.

Способности - это один из важных аспектов и значимая точка опоры для старшеклассников в момент перехода к углубленному, профильному образованию. Они сформированы под влиянием наследственности, окружающего ребенка социума и сложившихся в обществе социальных институтов. Их детерминантные индивидуальные проявления и развитие, отношение к виду деятельности влияют на возможность старшеклассников реализовать себя как уникальную личность в современном мире. Изменение ведущей деятельности обусловливает снижение у старшеклассников познавательного интереса, поэтому возникает необходимость в его коррекции. Сфера интересов старшеклассников смещена за пределы школы и учебного процесса, и поэтому познавательный интерес слабо выражен на некотором этапе - этапе перехода из основной в среднюю школу. Это происходит, на наш взгляд, из-за сложившейся проблемной ситуации в области обучения. Но профессионально подходящий к своему делу грамотный педагог рано или поздно поставит задачу - стимулирование и организация способностей ребенка в соответствии с объектом его интереса. Эта задача может быть решена через различные подходы в обучении. На наш взгляд, наиболее эффективный из них - формирование функциональной грамотности как возможность развития способностей, заложенных от рождения, получивших развитие во время обучения в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной и средней школе.

Проведя анализ педагогической, методической и психологической литературы, освещающей данную проблему, мы выявили, что одним из путей активизации способностей школьников является необходимость акцентирования внимания на функциональной грамотности в учебном процессе.

В исследовании М.А. Холодной выявлено, что изучением способностей и их связи с интеллектуальным развитием человека на разных этапах деятельности и в зависимости от возраста занимались Г.Ю. Айзенк, Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, Р.Б. Кэттелл, Ж. Пиаже, Р. Стенберг, Ч. Спирмен и др. Они доказывали, что интеллект - «это общая способность личности, влияющая на успешность выполнения определенной деятельности» и позволяющая адаптироваться к новым жизненным условиям [1]. В основе предложенной Р.Б. Кэттеллом модели интеллектуальных способностей -связанный и свободный интеллекты, которые определяются первичными и полученными знаниями. Ученый Р. Стенберг, изучая способности человека, охарактеризовал три формы интеллектуального поведения: вербальную (лексикон, эрудиция, умение понимать прочитанное, беглость речи), практическую (аналитическое и синтетическое мышление, умение пользоваться личным опытом), индивидуальную (способность решать проблемы индивидуумом, практичность, гибкость, разумность, быстрота мыслительных операций). На наш взгляд, эта схема относительно имеет точки соприкосновения с современной классификацией предметных, личностных и метапредметных результатов освоения основных общеобразовательных программ, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС): «предметные результаты -

усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» [2].

В российской науке исследователи (Б.Г. Ананьев [3], Э.А. Голубева [4], В.Н. Дружинин [5], И.П. Павлов [6], Б.М. Те-плов [7], В.Д. Шадриков [8] и др.) осветили совокупность проблем, характеризующих структуру и развитие способностей, выделив такую категорию, как одаренность личности. По мнению Б.М. Теплова, способности - это индивидуально психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельно-стей и не относятся только к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [7]. Именно они влияют на успешность и результативность выполнения какого-либо действия или деятельности.

Развитию многих волевых и коммуникативных свойств и качеств способствует соотношение сигнальных систем (И.П. Павлов), использования навыков, приобретенных в процессе социализации и обучения, функциональной грамотности. Как отмечают исследователи, необходимо иметь в виду и понимание характерных особенностей структуры любой конкретной способности, состоящей из универсальных и общих качеств, соответствующих требованиям различных видов деятельности, с одной стороны; с другой -специальных качеств, которые обеспечивают овладение функциональной грамотностью именно в одном виде деятельности. Ведущие и вспомогательные особенности способностей создают средовое пространство, влияющее на результативность любого вида деятельности, опираясь на всю имеющуюся у человека совокупность навыков.

Необходимость активизации способностей обучающихся в своих исследованиях отмечали следующие педагоги и психологи: Ю.К. Бабанский [9], Л.С. Выготский [10], А.Г. Ковалев [11], А.В. Крутецкий [12], Е.Л. Мельникова [l3], А.М. Матюшкин [14], В.Н. Мясищев [15] и др.

Говоря о путях развития способностей, А.Г. Ковалев [11] и В.Н. Мясищев [15] подчеркнули, что главным условием является «определенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности», на основе чего образуется «определенная, единая специальная сенсомоторная организация индивида, составляющая опорное свойство его способности». Из этого следует, что без создания специальных организационно-педагогических условий, направленных на формирование умений и навыков учебной деятельности, способности обучающихся не могут развиваться и не смогут закрепиться в конкретном виде деятельности.

Функциональная грамотность предполагает организацию деятельности учащихся, способствующую развитию познавательного интереса. Опора на технологию выявления способностей в процессе проблемного обучения обоснована Е.Л. Мельниковой [13]. На наш взгляд, выбор данной технологии продиктован теми условиями, которые сложились в настоящий момент при уменьшении количества часов в сочетании со значительным объемом учебного материала, заявленного в федеральной основной образовательной программе (ФООП) по всем предметам основного общего

История и педагогика естествознания

3-4 ■ 2023

образования (ООО) и среднего общего образования (СОО). Следовательно, традиционная подача материала не может привести к стабильно высоким результатам, тем более активизации способностей каждого ребенка. Отсюда и вытекает необходимость выбора форм и методов подачи нового материала, который будет присутствовать на каждом уроке в старшей школе с целью закрепления уверенности обучающегося в правильном выборе профиля обучения и верном направлении к будущей профессиональной деятельности.

Стержнем развития способностей, на наш взгляд, в современной педагогике становится формирование функциональной грамотности в условиях перехода всей образовательной системы на обновленный ФГОС. А следовательно, каждое занятие независимо от предмета, назначения, структуры, вида и формы должно быть направлено на сохранение стабильного интереса обучающихся в течение всего урока. Для этого педагогу необходимо еще в самом начале при формировании программы обучения определить цели, задачи, способствующие вектору получения знаний и развития индивидуальных способностей детей. Грамотное планирование деятельности самого педагога помогает распределить время занятия между обучающимися с разным уровнем подготовки. Целеполагание дает возможность детям и педагогу увидеть перспективу занятия, определить продуктивность деятельности и решить, насколько данный урок значим в системе личностных, метапредметных и предметных результатов для конкретного ученика. Финал занятия (учебного или внеурочного) - это демонстрация продукта учебной деятельности в виде публикаций и выступлений, ответов на вопросы и т.п. Учитель не только оценивает качество усвоения обучающимися программного материала, но и контролирует его и может проверить качество своей педагогической деятельности (умение организовать поисково-исследовательскую деятельность, активизировать способности учащихся через постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций). А следовательно, для педагога есть возможность реализовать план, составленный еще вначале, при подходе к занятию: решение функциональных задач доведено до финала, результат имеет предметное отображение.

Используя педагогические способности, педагог может привлечь к деятельности на уроке максимальное количество учащихся, следовательно, равнодушные должны остаться в меньшинстве. В этом случае становится необходим личный опыт (способности, дивергентное и конвергентное мышление) учащихся, который поможет вывести их к обсуждению основных вопросов: практическое применение полученных знаний, практикоориентированность, жизненная борьба, любовь во всех ее проявлениях, смерть и сопутствующее ей стремление к спасению, игра как свободная деятельность и др. В этом случае занятие переходит на новый уровень общения: между учителем и учеником возникает открытый диалог.

Открытый равноправный диалог - залог взаимопонимания и сотворчества, проявления заложенных способностей и приобретенных навыков. Мы считаем, что воспитание потребности быть грамотным и готовым к равноправному диалогу - одно из условий, которое поможет ребенку влиться в творческий процесс обучения и сформирует в нем потребность в знаниях, стремление к открытиям, к активному умственному труду, ведь сотворчество - активный поиск ответов на значимые и сложные вопросы, которые задает жизнь личности.

Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как процесс активизации развития способностей обучающихся, процесс добывания знаний. Самостоятельность при целеполагании, во время

работы над исследовательским проектом, поиск ответов в первоисточниках, сопоставление условий задач, решение практикоориентированных задач, умение выстраивать логические цепочки, причинно-следственные ряды - это все способности, получившие развитие в процессе совместной функциональной деятельности педагога и обучающегося. Преодоление любой проблемы начинается с умения подвести себя к задаче и определить ее функционал. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Отсюда следует, что необходимо на каждом уроке активизировать способности через интерес, благодаря которому знания и процесс их приобретения станут движущей силой развития интеллекта и важным условием воспитания многих качеств личности.

Условие, которое необходимо выполнять всем участникам диалога, - соблюдение принципа научности, сформулированного как правило: «Любую мысль, любое решение рассматривай как гипотезу, подлежащую проверке, исследованию. Доказывай. Аргументируй». Заинтересованности учащихся во многом способствует эмоциональность как одна из составных успешной работы учителя. Задача учителя - преодолеть разрыв между сухостью дат и определений и смысловой, образной, эстетической стороной предмета.

В таких случаях поддержку учителю могут оказать законы драматургии, риторики и даже современной рекламы:

1) начать урок с проблемного вопроса, который бы заинтересовал учащихся и потребовал активного внимания;

2) чтобы новые сведения лучше усвоились, необходимо актуализировать их, проверить истинность или ложность новых знаний через накопленный опыт, знания по истории, литературе: расшифровать таблицу дат, составить хронологическую таблицу определенного периода;

3) рассказать о событии, в результате которого изменилась жизнь автора произведения искусства, ученого (такой прием учит школьников видеть за учебным материалом живую личность);

4) дать детям почувствовать, что они уже в курсе многих событий, явлений и могут их связать воедино (например, заполнить пробелы в таблице «А в этот момент...» (знакомые образы вызывают живой отклик);

5) эмоциональное окончание урока возможно через комментирование результата работы творческой группы (данный вид работы способствует развитию способностей, новому восприятию и обобщению материала).

В этом случае чувство успешности, высокой самооценки «Я - творец» становится залогом развития эстетического восприятия у учащихся, повышения значимости собственных способностей в личностной линейке роста. Бытует мнение, что способности - это дар, данный природой. Но это и огромный труд ума, души. И для души растущей, развивающейся он необходим в первую очередь. А.С. Пушкин утверждал, что «вдохновение нужно в геометрии, не меньше, чем в поэзии».

Использование в практической деятельности учителя нестандартных форм проведения уроков способствует развитию творческих сил обучающихся. В этом случае на уроке создаются педагогические ситуации для формирования функциональной грамотности: ситуация обработки данных; ситуация мозгового штурма (сформулировать основные положения, выдвинуть гипотезы, создать объемную модель урока или явления); ситуация вживания в образ или создания новых условий и т.п.

Творческая деятельность сама по себе вызывает интерес у большинства учащихся. В таком случае уменьшается удельный вес заданий, требующих прямого заучивания и возрастает значение проблемных ситуаций, требующих поиска ответа из других источников, формирования соб-

3-4 • 2023

История и педагогика естествознания

ственных мнений и подходов, аналитических и синтетических действий. Реализацию способностей обучающихся на данном этапе можно организовать через групповую работу, коллективное дело (создание игры, приложения, программного обеспечения, презентации к уроку). Коллективное дело возникает как последействие, становится элементом функционального действия. Последействие реализуется на внеурочных занятиях. И тогда рядом с учителем, по мнению Н.С. Юлиной, оказывается человек, «способный свободно обращаться со знаниями, подвергающий пересмотру свои прежние установки, не пасующий перед решением неорди-

нарных проблем, умеющий видеть прикладную значимость своих идей и т.д. Одним словом, субъект, критически и творчески работающий со знанием» [16].

Таким образом, такие формы работы, как нам представляется, дают возможность создать необходимые организационно-педагогические условия для решения поставленной задачи, направленной на активизацию способностей старшеклассников при формировании функциональной грамотности в условиях перехода на обновленный ФГОС на основе реализации субъект-субъектного подхода в организации учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

2. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: мат. IV междунар. науч. конф. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 27.02.2023).

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 327 с.

4. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: М.: Педагогика, 1980. 151 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 356 с.

6. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Психология индивидуальных различий. М.: Директ-Медиа, 2008. 50 с.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Teplov (дата обращения: 19.05.2023).

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 315 с.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

10.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.

11. Ковалев А.Г. Психология личности: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1965. 289 с.

12.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.; Воронеж: МОДЭК, 1998. 411 с.

13.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2002. 166 с. 14.Одаренность и возраст: развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб.-метод. пособие / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Изд-во

Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 191 с.

15.Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: Модэк, 1995. 356 с.

16.Юлина Н.С. Философия для детей. Обучение навыкам разумного мышления. М.: Канон +, 2005. С. 87.

REFERENCES

1. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence. Research paradoxes]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 264 p.

2. Vasil'yeva T.S. FGOS novogo pokoleniya o trebovaniyakh k rezul'tatam obucheniya. Materialy IVMezhdunar. nauch. konf. «Teoriya i praktika obrazovaniya vsovremennom mire» (Federal State Educational Standards of the new generation on the requirements for learning outcomes. Materials of the IV Intern. scientific conf. «Theory and practice of education in the modern world») Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/99/4793/ (accessed 27 February 2023).

3. Anan'yev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya [Man as an object of knowledge]. Leningrad, LGU Publ., 1969. 327 p.

4. Golubeva E.A. Individual'nyye osobennostipamyati cheloveka [Individual features of human memory]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 151 p.

5. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Psychology of general abilities]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. 356 p.

6. Pavlov I.P. Obshchiye tipy vysshey nervnoy deyatel'nosti zhivot-nykh i cheloveka. Psikhologiya individual'nykh razlichiy [General types of higher nervous activity of animals and humans. Psychology of individual differences]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2008. 50 p.

7. Teplov B.M. Sposobnostii odarennost' (Ability and talent) Available at: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Teplov (accessed 19 May 2023).

8. Shadrikov V.D. Deyatel'nost' i sposobnosti [Activities and abilities]. Moscow, IK Logos Publ., 1994. 315 p.

9. Babanskiy YU.K. Optimizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Optimization of the educational process]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1982. 192 p.

10. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, AST Publ., 2005. 670 p.

11. Kovalev A.G. Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1965. 289 p.

12. Krutetskiy V.A. Psikhologiya matematicheskikh sposobnostey shkol'nikov [Psychology of mathematical abilities of schoolchildren]. Moscow, Voronezh, MODEK Publ., 1998. 411 p.

13. Mel'nikova YE.L. Problemnyy urok, ilikak otkryvat' znaniya s uchenikami [Problem lesson, or how to discover knowledge with students]. Moscow, APK i PRO Publ., 2002. 166 p.

14. Odarennost' i vozrast: razvitiye tvorch. potentsiala odaren. detey [Giftedness and age: development of the creative potential of gifted children]. Moscow, Mosk. psikhologo-sotsial. in-ta Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2004. 191 p.

15. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relations]. Moscow, In-t prakt. Psikhologii Publ., Voronezh, Modek Publ., 1995. 356 p.

16. Yulina N.S. Filosofiya dlya detey. Obucheniye navykam razumnogo myshleniya [Philosophy for children. Teaching the skills of rational thinking]. Moscow, Kanon + Publ., 2005. p. 87.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Головнева Елена Вениаминовна, д.п.н., проф. кафедры дошкольного и начального образования, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий.

Головнева Наталья Александровна, ст. препод. кафедры дошкольного и начального образования, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий.

Морозова Ольга Анатольевна, ассистент кафедры информатики, математики и физики, Институт химических технологий и инжиниринга Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке.

Elena V. Golovneva, Dr. Sci. (Ped.), Prof. of the Department of preschool and primary education, Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology.

Natalya A. Golovneva, Senior Lecturer of the Department of preschool and primary education, Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology.

Olga A. Morozova, Assistant of the Department of Computer Science, Mathematics and Physics, Institute of Chemical Technologies and Engineering of Ufa State Petroleum Technical University in Sterlitamak

История и педагогика естествознания

3-4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.