Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОГРУЖЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

Дается авторская трактовка актуальных проблем обучения студентов в образовательной среде вуза; раскрывается место учебно-познавательной активности обучающихся в контексте повышении качества их подготовки. Обосновывается мнение о том, что одной из основных задач преподавателей и применяемых педагогических технологий - не передача научной информации, а мотивация студентов к учебно-познавательной активности, к систематической интеллектуальной деятельности. Отмечается, что в условиях относительно небольшого количества часов аудиторных занятий необходимо использовать такие методы и формы обучения, которые всячески поощряют студентов к самостоятельной работе и в качестве такой формы в работе представлены технологии погружения студентов в изучаемые дисциплины. Раскрыта ролевая позиция преподавателя в современной высшей школе - не ментора, строгого наставника, а научного лидера, гуманиста, заинтересованного в учебных и научных успехах студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF STUDENTS 'INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY

The author's interpretation of the actual problems of teaching students in the educational environment of the university is given; the place of educational and cognitive activity of students in the context of improving the quality of their training is revealed. The author substantiates the opinion that one of the main tasks of teachers and applied pedagogical technologies is not the transfer of scientific information, but the motivation of students to educational and cognitive activity, to systematic intellectual activity. It is noted that in the conditions of a relatively small number of classroom hours, it is necessary to use such methods and forms of training that encourage students to work independently in every possible way, and as such, the technologies of students ' immersion in the studied disciplines are presented in the work. The role position of a teacher in a modern higher school is revealed-not a mentor, a strict mentor, but a scientific leader, a humanist interested in the educational and scientific success of students.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

3. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Модели демонстрационного экзамена для промежуточной/итоговой аттестации по программам СПО // Академический вестник. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2020. - Вып. 1 (74). - С. 49-55.

4. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Пилотный проект демонстрационного экзамена (на примере колледжей Санкт-Петербурга) // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта. РИО ГПА, 2019. -Вып. 63. - Ч.3. - С. 99-102.

5. Стратегия развития национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям: [сайт]. // URL: https://nspkrf.ru/ (дата обращения: 06.08.2021).

6. Тараканова А.Н. Опыт проведения независимой оценки квалификаций в сотрудничестве с ГоЦИСС в рамках экспертизы инновационной деятельности Колледжа туризма Санкт-Петербурга // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. - Ч.1. - С. 206-209.

7. Туринский процесс 2018-2020 Российская Федерация [Электронный ресурс]: Федеральный институт развития образования: [сайт]. // URL: https://firo.ranepa.ru/ (дата обращения: 06.08.2021).

Педагогика

УДК 377.01

доктор педагогических наук, профессор Тахохов Борис Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Дается авторская трактовка актуальных проблем обучения студентов в образовательной среде вуза; раскрывается место учебно-познавательной активности обучающихся в контексте повышении качества их подготовки. Обосновывается мнение о том, что одной из основных задач преподавателей и применяемых педагогических технологий -не передача научной информации, а мотивация студентов к учебно-познавательной активности, к систематической интеллектуальной деятельности. Отмечается, что в условиях относительно небольшого количества часов аудиторных занятий необходимо использовать такие методы и формы обучения, которые всячески поощряют студентов к самостоятельной работе и в качестве такой формы в работе представлены технологии погружения студентов в изучаемые дисциплины. Раскрыта ролевая позиция преподавателя в современной высшей школе - не ментора, строгого наставника, а научного лидера, гуманиста, заинтересованного в учебных и научных успехах студентов.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, познавательная активность, мотивация, технология погружения, интерактивное сотрудничество.

Annotation The author's interpretation of the actual problems of teaching students in the educational environment of the university is given; the place of educational and cognitive activity of students in the context of improving the quality of their training is revealed. The author substantiates the opinion that one of the main tasks of teachers and applied pedagogical technologies is not the transfer of scientific information, but the motivation of students to educational and cognitive activity, to systematic intellectual activity. It is noted that in the conditions of a relatively small number of classroom hours, it is necessary to use such methods and forms of training that encourage students to work independently in every possible way, and as such, the technologies of students ' immersion in the studied disciplines are presented in the work. The role position of a teacher in a modern higher school is revealed-not a mentor, a strict mentor, but a scientific leader, a humanist interested in the educational and scientific success of students.

Keywords: self-educational activity, cognitive activity, motivation, immersion technology, interactive cooperation.

Введение. В исследованиях, посвященных профессиональной подготовке студентов, обсуждаются проблемы использования современных образовательных технологий, участия обучающихся в различных видах учебно-познавательной деятельности, вопросы взаимодействия организаций-работодателей и вузов и другие актуальные направления деятельности вузовских коллективов. Круг таких мнений довольно широк, однако проблема, избранная нами в данной статье, не была предметом рассмотрения теоретиков и практиков педагогики, что и обусловило выбор автором темы статьи.

Цель данной статьи - раскрыть и обосновать формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов как важного компонента их профессиональной подготовки и показать ведущую роль преподавателя в формировании самообразовательной компетентности будущих педагогов и психологов образования.

Изложение основного материала статьи. Согласно последним образовательным стандартам самостоятельная работа становится ведущей формой освоения студентами содержания образования. Такой перенос акцента на самообразовательную деятельность объясняется несколькими факторами, среди которых отметим:

- увеличение доли дистанционных форм образовательной деятельности;

- значительное расширение информационного поля, важного и необходимого для освоения студентами;

- выработка у студентов привычки систематической самостоятельной работы;

- потребность и необходимость для любого специалиста постоянного обращения к открытой информационной библиотеке.

Сформированные в образовательном процессе вуза самообразовательные компетенции не только будут востребованы в практической работе, но станут основой профессиональной культуры личности, фактором ее востребованности в условиях постоянного обновления содержания и форм профессиональной деятельности.

В публикациях последнего времени самостоятельная работа студентов рассматривается в контексте повышения качества образовательного процесса [4; 7], как необходимое условие гармонизации вузовского этапа подготовки педагога [9]. Е.А. Столбова [10] характеризует подготовку педагога с точки зрения его профессионального имиджа; обусловленность подготовки студентов профессионально-педагогической компетентностью преподавателей доказывается в исследованиях И.В. Григорьева [2], Л.Ф. Красинской [3], Б.А. Тахохова [11].

Несмотря на важность указанных работ для системы подготовки педагогов и психологов образования наиболее актуальной проблемой следует признать качество образования с ведущим компонентом организация и эффективность самообразовательной деятельности студентов. Ежегодный мониторинг базовых интегральных характеристик готовности выпускников школ разных регионов страны к обучения в вузе свидетельствует о низком уровне сформированности их самообразовательных компетенций [1; 3].

Методологической основой исследования избрана гуманистическая парадигма в психологии и педагогике; системный,

компетентностный, деятельностный и персоно-дидактический подходы и методы исследования: изучение и анализ, наблюдение и обобщение.

Для исследования уровня готовности студентов первого курса к самообразовательной деятельности разработано дидактическое средство - анкета, состоящая из трех блоков, в которые включены 15 диагностических заданий. В них отражающие следующие позиции: поиск необходимой научной литературы, подготовка реферата, написание тезисов, подготовка сообщения (выступления, доклада), разработка презентации, интерпретация психологического или педагогического факта (ситуации), знание технологии работы с электронными документами, решение ситуативных психологических или педагогических задач, анализ конкретных психолого-педагогических ситуаций.

Результаты выполнения заданий 184 студентами первого курса свидетельствуют о преобладающей низкой оценке -67%, хорошую оценку заслужили 18,5% и высокую - 15,3%.

По мнению преподавателей, подготовлены к обучению в вузе на высоком и достаточном уровнях 50,6% первокурсников.

Таким образом, актуальная задача, стоящая перед профессорско-преподавательским составом, - научить студентов постигать будущую профессию в комплексе, где ведущее место отводится самостоятельной работе, в процессе приобретения знания, умения и владения не только в аудитории под руководством преподавателя, но в ходе самообразования. Без осознанной систематической самообразовательной деятельности не может быть постижения учебной информации, невозможна интериоризация знаний: они не могут стать частью мировоззрения личности, профессиональной компетентности специалиста [1; 41. Парадоксально, что об учебной деятельности сложилось представление как о тяжелом труде, требующем напряжения, твердой воли, характера. Нам представляется, что такое мнение, мягко говоря, неправильное: узнавание чего-то нового как на теоретическом, так и на практическом уровне для любого человека должно быть радостью, наслаждением, тем более, что этот процесс протекает в максимально приспособленных для этого условиях: преподаватели, готовые дать необходимую консультацию, товарищи, «собратья по учебе», занятые тем же, образовательная среда, необходимое оборудование и т.д. - все в распоряжении обучающихся. Говорят соблазнов много, гаджеты отвлекают, мышление молодежи имеет клиповый характер, мотивация к учебной деятельности отсутствует, но все эти причины столь несерьезны, что достаточно напомнить то желанное благо, которое открылось перед человечеством с массовой доступностью образования, те «сияющие вершины» науки, которые всегда манили все поколения человечества. Думаем, что нужны не ссылки на типичный характер современных молодых людей эпохи постмодерна, якобы мало приспособленных к систематической учебной деятельности, а организация такого учебного процесса, в котором они чувствовала бы себя счастливыми людьми, делающими любимую работу. Образно говоря, ключ к «сундуку знаний» находится в образовательной системе вуза, у преподавателей, и важны их профессионализм, компетентность, педагогическая культура, уважение к личности студента даже при недостаточном его учебно-познавательном усердии. Поэтому вся работа, связанная с организацией и выполнением самостоятельной работы, постоянно должна находиться в центре внимания педагогического коллектива любого вуза.

Содержание самостоятельной работы, формы и методы ее контроля во многом определяются спецификой образовательной организации и конкретными условиями учебного процесса в ней. Самое важное - спланированная, продуманная система, методическое обеспечение и действенный контроль. Существенным элементом в организации самостоятельной работы является обязательное собеседование каждого студента с преподавателем; это должно быть не просто выяснение уровня знаний, своего рода пропедевтика к данной дисциплине, а творческий контакт, развивающий студента и дающий необходимую информацию преподавателю для определения форм и методов дальнейшего взаимодействия со студентом. Для плодотворной организации собеседований можно использовать ряд идей из арсенала интерактивной педагогики сотрудничества. Среди них - «идея трудной цели», суть которой состоит в том, что с самого начала изучения конкретного курса объявляется цель и сверхзадача данного учебного предмета, важного в будущей профессиональной деятельности специалиста. Свое логическое завершение на собеседованиях может получить принцип опережения, заключающийся в фрагментарном введении сложных вопросов, проблем в материал предшествующих занятий задолго до специального изучения соответствующей темы. Этот прием связан с воздействием на подсознание студента и предполагает постепенную подготовку к восприятию наиболее трудных для усвоения вопросов.

В формировании у студентов - будущих педагогов и психологов образования умения анализировать различные психологические и педагогические факты и осуществлять правильные научно обоснованные практические действия большую роль играет выполнение специальных заданий, направленных на формирование соответствующих компетенций. Поэтапное развитие знаний, умений и навыков предполагает вариативность действий преподавателя, а именно: индуктивный или дедуктивный путь, при этом в одном случае теория предваряет практические задания, в другом - по результатам выполнения заданий делается теоретическое обобщение. Как известно, любая компетенция - это сформированные способности личности на основе знания, умения и владения, поэтому при решении профессиональных задач целесообразно учитывать индивидуальные психологические и познавательные особенности обучающихся, На каждом практическом занятии должна быть предусмотрена интеграция теоретического положения с развитием практических умений и навыков.

Одним из методов активного психолого-педагогического обучения является педагогика интерактивного сотрудничества, ставящая на первое место в процессе обучения и воспитания взаимоотношения преподавателя и студента [19; 201. Главная фигура в ней - не преподаватель-предметник, который идет от предмета к студенту, а преподаватель-навигатор, старший друг, путеводитель, блогер-предметник, идущий со студентом к предмету. Педагогика сотрудничества нацеливает на свободное, раскованное общение, преследующее целенаправленное и последовательное постижение знаний. Свободный интерактивный диалог, педагогическое сотворчество, элементы театральной педагогики, живой энтузиазм, заинтересованность - все это свидетельство педагогического мастерства преподавателя, желающего обнаружить и развивать потенциальные способности каждого студента. Смеем утверждать, что только педагогика интерактивного сотрудничества дает возможность сформировать у студентов основы подлинной культуры профессиональной компетентности. При организации самоподготовки студентов используется «идея крупных блоков», заключающаяся в группировке всего объема информации по предмету на ряд блоков, знания по каждому из которых оцениваются преподавателем, а объем знаний по блокам, формы их контроля, время опроса должны сообщаться заранее. Оценка не за ответ на случайный вопрос билета, хотя и это важно, а с учетом оценок по каждому блоку будет способствовать исключению субъективизма и случайностей, в конечном счете - улучшению качества подготовки специалистов.

Самостоятельная работа не должна пониматься лишь как новая форма занятий: это - прежде всего принцип, способ работы, подход к учебе, который пронизывает все формы обучения. Оправданной, более того, желательной в этом случае будет активность студентов на лекциях, выражающаяся в постановке вопросов непосредственно в ходе изложения материала: если слушающий лекцию студент задает вопросы, просит пояснения, значит он активно работает. Организация самостоятельной работы: система заданий, сроки и контроль являются прерогативой преподавателя. При этом часы,

отводимые на СР по учебному плану на данную дисциплину, должны быть использованы полностью. Создание условий, рекомендуемая литература, алгоритм выполнения заданий, сроки - все это входит в обязанности преподавателя. Таким образом, современный преподаватель вуза - это не только специалист в области конкретной науки, но и методист, психолог, помогающий студентам постигать науку, создающий для этого необходимые условия. Изучение каждой дисциплины следует начать с объяснения ее места и роли в профессиональном становлении личности, в конкретной практической работе, к которой готовится студент. Этот этап формирования мотивов освоения данной учебно-научной информации должен подкрепляться и в дальнейшем, на протяжении всего семестра. Именно с будущими профессиональными обязанностями следует раскрывать суть формируемых компетенций, показывать их значение, важность для профессионализма специалиста. Следующий этап системы самостоятельной работы студентов связан с подробным знакомством с той литературой, которая рекомендуется, с объяснения того, по каким признакам в рабочей программе литература делится на основную и дополнительную, каковы сильные и слабые стороны того или иного источника. Целесообразным является составление каждым студентом логико-содержательной карты изучаемой дисциплины, с конкретными заданиями, указанием источника, вида самостоятельной работы, сроками выполнения, использованием методов и интерактивных технологий обучения. Такая труктурно-технологическая карта служит студенту путеводителем, помогая в самостоятельной работе как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Обращаем внимание на то, что учебно-познавательная деятельность студентов строится в контексте формирования компетенций, предусмотренных учебными планами, и трудовыми функциями психолога и педагога, указанными в документах Министерства труда и социальной защиты населения. В методическое обеспечение образовательного процесса входит определение цели и задач, структуры, теоретического содержания каждой учебной дисциплины. В профессиональной компетентности преподавателя организация самообразовательной деятельности студентов как в аудитории, на контактных занятиях, так и в форме дистанционного обучения занимает ведущее место.

При различных видах учебных занятий применяются свои специфические приемы вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Прежде всего, остановимся на тех, которые используются на лекциях. Осмыслить содержание лекции студенту помогает заранее заготовленные преподавателем тезисы базовой теоретической информации, которую можно предъявить на интерактивной доске. Сюда входит все, что студент должен включить в свой конспект, что поможет ему в дальнейшей работе: базовые понятия, пояснения, структурные образования, схемы, диаграммы, учебные задания и инструкции - по сути, все это определяет и форму и содержание студенческих записей. Заранее продумав последовательность подачи новой информации, лектор вовлекает каждого студента в ее осмысление и помогает в ее адекватном отображении в конспекте.

Плодотворную рецепцию необходимой познавательной информации преподаватель добивается таким приемом, как обращение в ходе занятия к самостоятельной работе студентов, которая направлена на практическое использование излагаемого теоретического материала, воплощая теорию в таблицы, схемы или словесные зарисовки.

Интенсификации СР на практических занятиях служат специальные комплекты пособий - руководств, с помощью которых организует свою работу каждый студент. В этих пособиях формулируется цель каждого занятия, описывается постановка заданий, предназначенных для выполнения в ходе аудиторных занятий, дается теоретическая информация и указывается алгоритм их выполнения.

Пособие составляется таким образом, чтобы включенные в него материалы обеспечивали последовательное вовлечение студентов в самостоятельную работу по овладению получаемой информацией и приобретению ими опыта ее практического применения, формирования соответствующих компетенций.

Можно предусмотреть следующие формы заданий типового характера:

1. Составить проблемный вопрос с формулировкой профессиональной ситуации.

2. Представить системный ряд понятий с целью оформления его в виде таблицы или схемы.

3. Тексты главы учебника или первоисточника: найти ответы на конкретно поставленные вопросы (порядка 5-10).

4. Тексты первоисточника или из специальной литературы: что не совсем или совсем непонятно (выписать).

5. Фрагмент текста первоисточника с заданием: изложить свое мнение, понимание данного фрагмента (сформулировать проблемную ситуацию).

6. Графическое очертание схемы: заполнить пустующие клетки (ячейки) понятиями, перечисленными ниже в произвольном порядке.

7. Текст учебного пособия или монографии с заданием: выписать 5-7 небольших фрагментов, особенно яркие, убедительные.

8. Структурно-логическая схема темы, раздела (составить).

9. Текст проблемной (дискуссионной) статьи в периодической печати. Сформулировать свое мнение.

10. Тезис из текста лекции преподавателя: воспроизвести дальнейшее - какие были приведены аргументы и примеры.

11. Задание-предложение: сформулировать 5 вопросов, которые желательно получить на предстоящем зачете или экзамене и др.

Формы СР при изучении психолого-педагогических дисциплин могут быть разнообразными:

- составление и решение педагогических задач, моделирование учебных игр;

- выполнение тестовых, проверочных и контрольных заданий;

- изучение и анализ имеющихся на сайтах общеобразовательных организаций планов работы по разным направлениям деятельности и подготовка по ним письменного заключения;

- анализ предложенных кафедрой или отдельными преподавателями учебных материалов по специальности (по рекомендации преподавателя или по выбору самого студента);

- слушание записей, просмотр слайдов, фотографий, их анализ и подготовка аннотации.

Анализ литературы по тому или иному вопросу может быть двух видов: а) диахронный, историко-педагогический и историко-психологический и б) синхронный, раскрывающий современное состояние педагогики и педагогической психологии.

Выводы. Таким образом, мы описали некоторые формы и методы, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов в процессе аудиторных занятий и в ходе самообразования.

Завершая статью, отметим: целенаправленная и эффективная учебная деятельность студентов возможна лишь при достаточно высоком психолого-педагогическом сопровождении со стороны преподавателей, особенно в вопросах организации их самостоятельной работы, современном учебно-методическом обеспечении и своевременном контроле.

Литература:

1. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевёрнутый класс» / Т.А. Борзова // Высшее образование в России. - 2018. - № 8- 9. - С. 80-89.

2. Гребнев И.В. Методическая компетентность преподавателя: формирование и способы оценки / И.В. Гребнев //

Педагогика. - 2014.- №1.- С. 70-74.

3. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2015. - №1. - С. 37-46.

4. Круглов В.И., Горленко О.А., Можаева Т.П. Становление и развитие систем качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, О.А. Горленко, Т.П. Можаева // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 46-51.

5. Лазарев В.С. К проблеме модернизации педагогического образования / В.С. Лазарев // Педагогика. - 2018. - № 1. -С. 3-13.

6. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический аспект к оценке компетенций выпускников / О.О. Мартыненко, З.В. Якимова, В.И. Николаева // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 35-45.

7. Окрепилов В.В. Создание многоуровневой системы образования в области качества как фактор устойчивого развития / В.В. Окрепилов // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 5-12.

8. Прохоров В.А. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата / В.А. Прохоров // Высшее образование в России. - 2018. - №1. - С. 33-36.

9. Саранцев Г.И. О гармонизации профессионального образования педагога / Г.И. Саранцев // Высшее образование в России. - 2015. - №11. - С. 150-154.

10. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущего педагога / Е.А. Столбова // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. - 2017. - Том 6. - №4 (21). - С. 206-209.

11. Тахохов Б.А. О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя / Б.А. Тахохов // Высшее образование в России. - 2015. - №10. - С. 97-104.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос всестороннего внедрения и широкого использования в образовательном процессе педагогических технологий обучения. Авторы раскрывают, и анализирую сущность основных звеньев педагогической технологии, которые позволят вовлечь обучающихся в процесс учебного и профессионального развития, что позволит повысить уровень подготовленности выпускников высших учебных учреждений.

Ключевые слова: инновационные технологии, технологи проблемного обучения, игровые технологии, технология сотрудничества, модульные технологии.

Annotation. The article deals with the issue of comprehensive implementation and wide use of pedagogical learning technologies in the educational process. The authors reveal and analyze the essence of the main links of pedagogical technology that will allow students to be involved in the process of educational and professional development, which will increase the level of preparedness of graduates of higher educational institutions.

Keywords: innovative technologies, technologies of problem-based learning, game technologies, technology of cooperation, modular technologies.

Введение. Педагогическая наука - наука, которая находится в постоянном поиске новых методов и средств для подготовки высококвалифицированных специалистов в конкретной предметной области [1].

Сегодня педагогика, как наука имеет немалое число действенных методик, которые позволяют обучающимся не только получить знания с теоретической, но и приобрести навыки с практической точки зрения, что способствует более глубокой усвояемости изучаемого материала в конкретной предметной области.

Тем не менее, проблемы есть, они заключаются в нестабильности образовательного процесса, которые диктует время. В таких условиях педагогические технологии могут служить инструментом для более качественно преподавания изучаемых дисциплин, и именно они позволят осуществить комплексный подход к организации учебной деятельности. Следовательно, появляется необходимость совершенствования методик преподавания при внедрении в учебный процесс современных образовательных технологий с целью достижения более качественных учебно-профессиональных результатов подготовки специалистов в конкретной предметной области. Именно это и делает педагогические технологии актуальной темой для научного исследования.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая технология - это системная совокупность научно обоснованных приемом, методов, способов и средств, направленные на создание образовательного процесса, основой которого является учебно-воспитательная деятельность образовательного учреждения [1]. Ее основой следует считать:

- инновационные технологии;

- технологи проблемного обучения;

- игровые технологии;

- технология сотрудничества;

- модульные технологии;

- проектные технологии;

- информационно-телекоммуникационные технологии.

В основе инновационных технологий закладываются новые способы и методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, что позволяет достичь большей эффективности в учебной деятельности.

Технологии проблемного обучения изучаются давно, но и сегодня мы не можем сказать, что данная проблема нашла свое полное решение. Это обуславливается тем, что педагогика, как наука постоянно развивается и находится в постоянном поиске новых методов, способов и средств.

Д. Дьюи, американский филолог и педагог, заложил основу проблемного обучения. Именно он:

- начал разрабатывать и изучать проблему развития мышления в образовательной деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.