Научная статья на тему 'Активизация работы с «Нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока'

Активизация работы с «Нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
352
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНОЕ ЗНАНИЕ / NONLINEAR KNOWLEDGE / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / SYSTEM THINKING / ПРИНЦИП ЛИНЕЙНОСТИ / LINEARITY PRINCIPLE / НЕЛИНЕЙНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / NONLINEAR PERCEPTION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА / INFORMATIONAL OVERLOAD / МЕТАЗНАНИЕ / "КРОССЕНС" / СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ / АССОЦИАЦИИ / ASSOCIATIONS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / METAKNOWLEDGE / "CROSSSENSE" / SEMANTIC CONNECTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сосновская Ирина Витальевна, Островская Валентина Вячеславовна

В статье обосновывается необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса на современном уроке. Авторы доказывают, что передача объёмного массива информации в современных условиях может осуществляться эффективно и увлекательно через ассоциативную нелинейную организацию знаний на уроке. Одним из интересных методов в этом направлении является кроссенс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Nonlinear knowledge» work activation as a motivation aspect of the modern lesson

The necessity for searching of the new approaches to the educational process organization on the modern lesson is proved. The authors state, that a large amount of information in the modern environment can be introduced effectively and in an interesting form via the associative nonlinear knowledge presentation. One of the most interesting methods in this course is «crosssense».

Текст научной работы на тему «Активизация работы с «Нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 371 ББК 74.268,3 С665

И. В. Сосновская Иркутск, Россия В. В. Островская Иркутск, Россия

АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С «НЕЛИНЕЙНЫМ ЗНАНИЕМ» КАК МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

В статье обосновывается необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса на современном уроке. Авторы доказывают, что передача объёмного массива информации в современных условиях может осуществляться эффективно и увлекательно через ассоциативную нелинейную организацию знаний на уроке. Одним из интересных методов в этом направлении является кроссенс.

Ключевые слова: нелинейное знание, системное мышление, принцип линейности, нелинейное восприятие, информационная перегрузка, метазнание, «кроссенс», смысловая связь, ассоциации, мотивация

I. V. Sosnovskaya Irkutsk, Russia V. V. Ostrovskaya Irkutsk, Russia «NONLINEAR KNOWLEDGE» WORK ACTIVATION AS A MOTIVATION ASPECT OF THE MODERN LESSON

© Сосновская И. В., 2014 © Островская В. В., 2014

The necessity for searching of the new approaches to the educational process organization on the modern lesson is proved. The authors state, that a large amount of information in the modern environment can be introduced effectively and in an interesting form via the associative nonlinear knowledge presentation. One of the most interesting methods in this course is «crosssense».

Key words: nonlinear knowledge, system thinking, linearity principle, nonlinear perception, informational overload, metaknowledge, «crosssense», semantic connection, associations, motivation

Кто из детей не любит смотреть в небольшую трубку (калейдоскоп) и вертеть её во все стороны, радостно наблюдая, как из быстро сменяющихся разнообразных цветных кусочков складываются чудесные цветы или просто замысловатые узоры? Кто не любит собирать мозаику (пазлы), видя, как из неправильных и непонятных кусочков вдруг рождается целостная картина? В образном мышлении ребёнка заложено стремление постигать мир не плоско, а объёмно, не линейно, а на пересечении самых неожиданных связей. Детское ощущение живой сложности мира отзывается восприятием не столько самих вещей и предметов, сколько выявлением связей между ними, порой таких неожиданных и трудноуловимых, которые потом уже взрослым сознанием нередко воспринимаются как парадоксальные. Можно предположить, что детское мышление обладает качествами системности, ибо улавливает целое практически мгновенно.

Давно стала аксиоматичной мысль, что мы живём в мире взаимодействующих систем, в мире, где «всё связано со всем», поэтому детское чувство этой взаимосвязанности, широкого видения явлений поистине уникально. Однако существующая и по сей день система школьного образования, в том числе и литературного, основана на принципе линейности - выявлении и констатации частей, тем, разделов, которые следуют друг за другом в хронологической последовательности (будь то программный курс литературы или биография писа-

теля на уроке). Но современный школьник не может составить более или менее целостную картину действительности. Поясним сказанное.

Современный мир усложняется, и человечество сегодня стало порождать гораздо больше информации, чем кто-либо в состоянии её не только воспринимать, но и понимать. Так, например, мы знаем, что познавательный аспект урока литературы складывается практически из трёх составляющих: филологические (специальные) знания, культура и человек (фоновые знания). Основными для словесника всегда были специальные знания, ибо они являются определённым теоретическим фундаментом предмета. К специальным знаниям, прежде всего, относятся знания художественной литературы, то есть сумма текстов или их фрагментов, которые представляют каждый этап развития литературы. Это эстетическая и аксиологическая характеристика этих текстов, их определённое «иерархическое» распределение с точки зрения идеологии, общекультурной позиции, стилистических и языковых норм. Этим, кстати, определяются и критерии выбора текстов в программы по литературе. Филологические знания включают также теоретико-литературные сведения и историко-литературные знания (биографии писателей, поэтов, литературные явления). К ним также относятся лингвистические сведения о языке, мифологические, фольклористические, этнографические, этические и другие знания.

Основным содержанием литературного образования является культура, ибо «текст - конденсатор культурной памяти» [Лотман, 2000, с. 162]. Художественная литература - важнейший источник культуроведческой информации, включающей традиции, обычаи, образ жизни разных народов, исторические факты и реалии, концепты, культурные коды, символы и т.д. Это и определённая система духовных ценностей. Среди них - такие общечеловеческие ценности, как жизнь, здоровье, природа, труд, семья, патриотизм, терпимость, свобода слова, добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, совесть, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, красота, самобытность, вера и другие. Есть и национальные. Например, для русского человека это -Масленица, блины, Василиса Прекрасная, Иван-дурак, поле с ромашками, бе-

резка, рябина, Ясная Поляна и др. Именно эти знаки культуры заполняют бытийное пространство человека и художественное пространство литературы, становясь основой формирования его личности. Овладевая культурой, человек получает образование, цель которого и есть формирование человека духовного. Ценность приобщения ребенка к литературе заключается еще и в том, что он получает важнейшие знания о Человеке. Человек с его внутренним миром, с его мыслями, убеждениями, чувствами, идеями, с его миропониманием и мировосприятием является героем литературы. Узнавая его характер, свойства его натуры, следя за поведением в разных жизненных ситуациях, оценивая его поступки, школьник-читатель познает одновременно и себя.

Одним словом, масса накопленного в литературе и культуре сегодня так велика, что оказывается для школьников просто неподъемной. А когда стараются дать как можно больше, то ребенок, теряясь в «сетях культуры», отчуждается этим объемом. «Если в перегруженном культурными знаками пространстве у человека нет средств выстраивать свой «культурный космос», то его затягивает в подобие безграничной культурной свалки...» [Бабушкина, 2009, с. 19]. Знания становятся мертвыми. Мы изо всех сил стараемся ввести школьника в мир литературы прошлых веков, а отклика и контакта нет.

Еще в 50-х гг. 20-го века специалисты по когнитивной психологии доказали, что человек может удерживать в кратковременной памяти только до семи единиц информации. Когда ребенок получает слишком много информации, то наступает информационная перегрузка, которая негативно сказывается на его способности воспринимать и усваивать знания. Информационная перегрузка снижает и уровень мотивации. Кроме того, современный школьник, «цифровой», совсем по-другому отбирает и обрабатывает информацию. Он не может сегодня конспектировать текст строка за строкой, столбец за столбцом, медленно читать книгу от корки до корки, как это делали его родители, которые пользовались ограниченным диапазоном информации. Развитие сети Интернет привело к тому, что «дети сетевого разума» обладают нелинейным восприятием. Их мозг может работать сегодня совсем по другим принципам, используя

образы, ассоциации, ссылки, создавая креализованные тексты, например мемы. По словам Роберта Гросса, «... только теперь, в наше время, огромный багаж знаний, мудрости и красоты, накопленный за всю историю человечества, стал доступен каждому из нас, и практически по первому требованию» [Драйден, 2003]. Именно это обусловливает поиск новых подходов, методов и стратегий обучения.

Как давать знания, чтобы ребёнок захотел их взять? Сегодня словеснику необходимо понять, что важнее, чем передача огромного массива литературы, является сам способ передачи или подачи, ситуация, через которую ребёнок может зайти в эту глубину и что-то для себя из неё взять. Считаем бесполезным делом гнаться за объёмом, строго соблюдать хронологию в изучении литературного материала. Лучше всего незаметно, но продуманно «подкидывать» ребёнку что-то из разных эпох, времён, жанров, имён, явлений, умело увязывать всё это с текстом и с самой жизнью и комбинировать. В этом случае знания могут соединяться в цепочку, ряд взаимосвязей, формироваться перекрёстными потоками, наслаиваться разнообразно и неожиданно [Сурова, 2000, с. 48-49]. Примечательно, что Л. Сурова в своей книге «Православная школа сегодня», написанной в 90-х гг., указывает на это явление, считая, что с 7 до 10 лет душа ребёнка не нуждается в системной полноте знаний [Сосновская, 2013]. Ему не нужна строго хронологическая последовательность. Он должен усваивать знания ассоциативно, связывая новое с уже знакомым, личностным, родным. Можно составлять программы по «узлам» (культуры, литературы, истории). Главное - уловить связь. В этом контексте уместно вспомнить труды Г. Д. Га-чева, известного и оригинального поэта, философа, доктора филологических наук. Марина Москвина вспоминает, что «.всех смущал жанр, в котором работает Георгий Дмитриевич - жанр «жизнемысли» [Москвина, 2008, с. 203]. Таковы его трактаты «Гуманитарный комментарий к физике и химии», «Евангелие от растений», «Дневник удивлений математике», «Эллин, итальянец, француз и германец о воде» («ВОДА видится глазами Архимеда, Галилея, Паскаля»). Продолжим ряд: глазами Тютчева, Экзюпери, Пришвина, Бунина и др.

От свойств и качеств воды, например, к словам Экзюпери: «Вода бывает нужна и сердцу», «Вода, ты божество, которое не хочется спугнуть». По признанию самого ученого, «свежесть первых удивлений - это большая ценность. Когда материал становится привычным, то перестаешь замечать узловые вещи» [Там же, с. 205]. В этом случае предметные знания будут плавно перетекать в мета-предметные и наоборот. При этом урок литературы будет меняться. Обычный традиционный урок превращается в «урок-кейс», «урок-квест», «урок-опцию», в «синергетические уроки времени и пространства» [Спиваковский, 2011]. В центре такого урока - «нелинейное знание», архитектурно объемное, рассыпанное по полю урока, но объединенное темой, проблемой, идеей, концептом, ключевым образом.

Материал будет усваиваться ярче и быстрее, если мы научимся пользоваться инструментарием установления смысловых связей в сознании воспринимающего. Особенно это необходимо делать при освоении учащимися объемных и сложных тем, таких, например, как обзорное изучение материала, изучение биографии писателя на уроке или изучение теории литературы. Покажем это на примере использования уникального метода «кроссенс», открытого писателем и ученым С. Фединым и художником и философом В. Буслаенко и впервые опубликованном в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». «Кроссенс» (в букв. переводе - «пересечение смыслов») является своеобразной ассоциативной цепочкой, состоящей из 9 картин (квадратов), каждая из которых связана с предыдущей и последующей смысловой связью, установив которую, школьник по-новому, неожиданно и объемно открывает для себя какой-либо факт, понятие или явление.

Продемонстрируем это на конкретном примере.

Как можно построить работу с кроссенсом «Грозовые шестидесятые»?

Данный кроссенс требует символической трактовки, поэтому использовать можно на любом этапе урока по теме «Грозовые шестидесятые»: на стадии формирования мотивации к изучению материала - знакомства с портретом эпохи (перекличка нескольких эпох 19, 20 и 21 столетий); для определения темы,

плана раскрытия материала (в форме опорного конспекта) и постановки проблемы; на стадии закрепления материала, как способ организации групповой и парной работы на уроке повторения и обобщения; как творческое домашнее задание и так далее.

Рис.1. Кроссенс «Грозовые шестидесятые»

1. Обложка романа Б. Акунина «Беллона», посвящённого событиям Крымской войны

2. Фотография дуба, посаженного в 1861 году, в год отмены крепостного права

3. Эмблема некоммерческого литературного интернет-проекта, представляющего деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов

4. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

5. Картина И. С. Глазунова «Вечная Россия»

6. Картина И. Репина «Портрет Третьякова»

7. Афиша моноспектакля «Гражданин поэт», М. Ефремов читает стихи на злобу дня

8. Международный конкурс имени П. И. Чайковского

9. Кадр из кинофильма Никиты Михалкова по мотивам романа И. А. Гончарова «Обломов»

Для преобразования информации учащимся необходимо выделить главное -то, что объединяет девять изображений, включенных в кроссенс, заменить ассоциативные и символические изображения прямыми образами, составить краткий или развернутый ответ на поставленные вопросы.

Рассмотрим этап раскрытия информационного блока урока. Объявив тему, учитель организует работу в парах: рассмотрите изображения, простройте ассоциативные связи и определите причины возникновения революционной ситуации в России 60-х годов. На причины сложившейся в России ситуации указывают изображения 1 и 2: Крымская война, которая показала гнилость и бессилие крепостной России, отмена крепостного права.

На следующем этапе урока учащиеся, рассматривая и анализируя изображения, дают ответы на вопросы: из каких событий складывается портрет данной эпохи? почему 60-е годы называют «грозовыми»? Черты эпохи: появление различных журналов (3), развитие поэзии (4, 7), сатиры (7), бунт в Академии художеств (6), появление «могучей кучки» (8), появление новых произведений, характеризующих сложное время (9). Что же объединяет в это время и музыку, и журналистику, и живопись, и сатиру, и поэзию, и прозу? Основная черта «грозовых шестидесятых» выражена в полотне Ильи Глазунова «Вечная Россия» - это объединение русского народа при определении судьбы Родины, обличение «власти имущих».

Для домашней работы предлагаем творческое задание: написать очерк «Связь времен и поколений», сравнив время прошлое и настоящее. Стремясь отразить свое видение темы, школьники проявят нестандартное мышление, повысят не только уровень эрудиции, но и культуры; разовьют воображение и креативность.

Таким образом, кроссенс как методический прием исполняет следующие функции: мотивационную (формирует интерес и желание понять, на первый взгляд, непонятное и даже абсурдное); информативную (помогает ответить на вопросы: что? как? зачем?); коммуникативную (организует диалог между уча-

щимися, учащимися и учителем, учащимися и учебником и т. д.); развивающую; дифференциации и индивидуализации обучения.

Предлагаем ещё один кроссенс и задание к нему: установить связи между изображениями, определить тему и написать эссе.

Рис. 2. Кроссенс «Пушкин - наше всё»

1. Камень, указывающий на дорогу в Михайловское и Тригорское

2. Восстание на Сенатской площади

3. Афиша театрального фестиваля «Болдинская осень»

4. Наталья Николаевна Гончарова

5. Александр Сергеевич Пушкин

6. Анна Андреевна Ахматова

7. Сцена из фильма «Пушкин» (перед дуэлью). Сергей Безруков

8. Отзыв на спектакль «Пушкин». 2014 год. Минск

9. Энциклопедия русской жизни - «Мертвые души». Н. В. Гоголь

Использование кроссенса в системе урока во многом меняет мышление и язык учащихся, придавая и тому, и другому интегрированный, системный характер. Постигать и учить новый язык всегда трудно. Но сегодня важно понять: пока взрослые (учителя) не научатся строить образовательную среду так, чтобы

ребёнок хотел учиться и учился радостно и увлекательно, никакие, даже самые перспективные и современные образовательные идеи не начнут работать.

Библиографический список

1. Бабушкина Т. Одушевляющая связь / Т. Бабушкина. СПб.: Речь, 2009. 160 с.

2. Драйден Г. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому / Г. Драйден, Д. Вое. М.: ПАРВИНЭ, 2003. 649 с.

3. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. 704 с.

4. Москвина М. Радио «Москвина» / М. Москвина. М.: Гаятри, 2008. 240 с.

5. Никоарэ М. Пересечение смыслов... или Творим с историей / М. Никоарэ // Учительская газета: независимое педагогическое издание. 2012. URL: http://www.ug.ru/method article/214 (дата обращения: 15.03.2014).

6. Сосновская И.В. «Как слово наше отзовётся.» / И.В. Сосновская. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2013. 192 с.

7. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв / В.М. Спиваковский. Киев: Гранд-Экспо, 2011. 436 с.

8. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. В 2 ч. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек / Л.В. Сурова. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.