Научная статья на тему 'Активизация психических процессов у детей с задержкой психического развития через наглядно-игровые средства'

Активизация психических процессов у детей с задержкой психического развития через наглядно-игровые средства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Т. В., Калина В. И.

Авторами рассмотрены проблемы психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и дается характеристика наглядно-игровых средств по развитию психических процессов. Особый научный интерес работы состоит в стремлении авторов выявить и обозначить эффективность использования наглядно-игровых средств по развитию психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигунова Т. В., Калина В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация психических процессов у детей с задержкой психического развития через наглядно-игровые средства»

Список литературы:

1. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983.

2. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. - М., 2003.

3. Теория и методика обучения игре на фортепиано. - М., 2001.

4. Цыпин Г.М. Исполнитель и его техника. - М., 1999.

5. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. - М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», МПГУ 2007.

АКТИВИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА

© Мигунова Т.В.*, Калина В.И.*

Дубровская средняя общеобразовательная школа (дошкольное отделение), Ленинградская область, Всеволожский район, п. Дубровка

Авторами рассмотрены проблемы психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и дается характеристика наглядно-игровых средств по развитию психических процессов. Особый научный интерес работы состоит в стремлении авторов выявить и обозначить эффективность использования наглядно-игровых средств по развитию психических процессов.

Итоговым показателем работы специалистов в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является положительная динамика психического развития ребенка.

В исследовании дефектологов (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Н.А. Цыпина и др.) указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов [2].

Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ЗПР (Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Н.А. Никашина, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, УВ.Ульянкова и др.) выявили ряд специфических особенностей их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы и поведения. Отмечаются следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная

* Учитель-дефектолог.

* Воспитатель.

истощаемость внимания и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудность звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. У этих детей страдают все виды памяти. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Трудности обусловлены сниженной познавательной деятельностью, недостаточностью смысловой переработки информации [4].

Отставание обнаруживается и во всех видах мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР характерен недостаточно высокий уровень сформированно-сти всех основных интеллектуальных операций: анализ, обобщение, абстракции, переноса. В целом, мышление детей с ЗПР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным (З. Тржесоглава) [1].

К особенностям восприятия у детей с ЗПР относятся отклонения в процессах переработки сенсорной информации, так как скорость зрительного восприятия ниже, чем в норме. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники [5]. Нарушения внимания также являются характерным признаком детей с задержкой психического развития. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания, нарушения отрицательно влияют на протекания всех познавательных процессов. Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности.

Таким образом, проблемы нарушения психического развития у детей с ЗПР, заключаются в том, что ребенок не усваивает необходимые знания и у него с трудом формируются умения и навыки в те же сроки, что у его сверстников, поэтому он оказывается не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть программой дошкольного, а в будущем и школьного обучения.

Особую роль в коррекционно-развивающем процессе для детей с задержкой психического развития, на наш взгляд, играет выбор эффективных и интересных форм работы на индивидуальных и групповых занятиях.

Широкое использование игрового метода, в данном случае различных видов дидактических игр, имеет ряд преимуществ. Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее эффективно. Она выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, формирует определенные свойства личности [3].

Учитывая то, что детям дошкольного возраста присуще конкретность, образность, наглядность мышления, процесс его обучения и развития должен

строиться на применении разнообразных наглядных средств и пособий, которые помогают создавать игровую ситуацию, активизируют знания детей, объясняют правила, формируют дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности. Благодаря наглядным пособиям процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим детям усвоить свой собственный опыт.

Дети с ЗПР нуждаются в особом подборе наглядно-игровых пособий, которые не должны отвлекать ребенка от образовательного процесса, а будут органично вливаться в структуру коррекционного обучения.

Наглядные пособия, которые сейчас можно встретить на прилавках магазина, не всегда соответствуют тем нормам и задачам которые ставятся в коррекционной работе с детьми ЗПР, а традиционные дидактические игры требуют современной переработки.

Исходя из выше сказанного, в своей работе мы решили использовать наглядно - игровые средства, которые объединили в себе с одной стороны основу дидактической игры с обучающими задачами и игровыми действиями, с другой современные разработанные наглядные пособия, что связывает слово с восприятием наглядного образа и активизирует познавательные процессы дошкольников с задержкой психического развития.

С целью развития психических процессов у детей с ЗПР нами были разработаны наглядно-игровые средства и методические рекомендации, которые использовались в структуре обучающих и закрепляющих занятий, а так же в свободной деятельности.

Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствуют развитию психических процессов и выполнены с учетом решения максимального количества задач: для развития пространственно-временных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления и речевой практики.

Например, пособие «Времена года» Задачи: Расширять знания детей об окружающем мире. Формировать пространственно-временные ориентировки. Развивать внимание, память, мышление и речь. Пособие представляет собой -четырех кукол в разных платьях (Осень в желтом, Зима в голубом, Весна в зеленом, Лето в красном) и книгу, которая содержит иллюстрированный материал, игры, загадки и викторины в соответствии с временами года.

Примерные варианты игр: «Когда это бывает?» дети получают картинки с изображениями предметов характерных для определенного времени года, рассматривают и помещают в карман к соответствующей кукле, при этом объясняя свой выбор.

«Круглый год» детям, предлагается расставить кукол в заданной последовательности: на дворе зима, после зимы ... на дворе осень, после осени..., ответить на вопросы: что бывает после зимы? после осени? ...

«Осенние подарки» у куклы «Осень» в кармашке спрятаны карточки (по любой осенней тематике: овощи, грибы и т.д.) Педагог рассказывает о нари-

сованном предмете: это овощ, круглый, красный и т.д. ребенок, отгадавший, о чем идет речь, продолжает игру в роли ведущего (аналогичную игру можно провести по другим временам года).

«Праздничный концерт» педагог выбирает любую куклу и предлагает показать для нее праздничный концерт, дети по очереди читают стихи, загадывают загадки о соответствующем времени года.

Игры и игровые упражнения в книге по теме «Зима», можно провести как итоговое занятие, в содержание которого могут быть включены следующие задания: отгадай загадку и найди отгадку, составление рассказа по сюжетным картинкам, четвертый лишний, найди девятое, собери елочную гирлянду (установить закономерность), найди одинаковых снеговиков, «Веселая викторина», сделай также (выполнение упражнений по схемам).

Некоторые наглядно-игровые средства сопровождаются стихотворными текстами автора.

Пособие «Умный кубик» представляет собой куб (15 х 15 см) из толстого картона, обтянутого ковролином и набором карточек на липучках.

Игра «Исполни желание». Цель: Закреплять зрительный образ цифры, упражнять в счете движений. Оборудование: кубик, карточки с цифрами.

Эй, ребята не скучайте, Цифру смело называйте .. .(5) А теперь, внимание!

Слушайте задание (хлопнуть, топнуть. - пять раз)

Игра «Веселый счет». Цель: Закреплять последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Счет прямой и счет обратный,

Кубик умный точно знает,

Ну-ка (имя ребенка) не зевай,

Счет обратный начинай (до десяти нам посчитай)

Игра «Разноцветные фигуры». Цель: Закреплять умение детей различать и называть цвет и форму предмета. Оборудование: кубик с геометрическими фигурами разного цвета.

Умный кубик очень рад, Что собрал вокруг ребят Я бросаю, ты лови,

Цвет и форму назови. (синий квадрат)

Игра «Счетовод». Цель: закрепление определения понятий «на один больше», «на один меньше». Оборудование: кубик с цифрами.

Кубик бросим и поймаем

И к числу один прибавим (5 + 1 = 6) (от числа один убавим)

Пособие «Чудо-дерево» представляет собой плоскостной силуэт дерева шириной 100 см и высотой 120 см с ковролиновой основой и подбором счетного материала и картинок по лексическим темам.

Примерные варианты игр по теме «Осень»

Игра «Загадки от Незнайки».

Цель: закреплять понятия о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира.

Я, Незнайка, я - художник,

Осень вам изображу.

(На дереве выставляются кленовые листья, еловые шишки, белка в дупле, дятел, снегирь, снежинка, гусеница).

Но немножко не похоже,

Отгадайте почему? (детям надо найти и исправить ошибки)

Цель: развитие внимания, операции сравнение.

Много разных листьев,

Осень принесла,

Вы ребята потрудитесь,

Одинаковых лишь два (детям предлагается найти листья)

Вышеуказанные и другие разработанные нами пособия использовались на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи в соответствии с лексическими темами, по формированию элементарных математических представлений и в подготовке детей к обучению грамоте. Каждое пособие носит многофункциональный характер и может варьироваться и использоваться в разнообразных играх и игровых ситуациях.

В процессе проведения этих игр у детей наблюдался стойкий интерес, повышенная активность и проявление взаимовыручки, взаимопомощи по отношению друг к другу. Многие дети самостоятельно придумывали новые сюжеты игр и часто использовали в свободной деятельности. Такие проявления у детей, как инициативность, усидчивость, терпение и целеустремленность поддерживались и поощрялись со стороны педагога.

Эффективность применения разработанных наглядно-игровых средств подтвердил сравнительный анализ результатов диагностики за последние два года, который показал, что положительная динамика психического развития детей за 2010-2011 уч.г. на 16 % стал выше, чем за 2009-2010 уч.г. (табл. 1).

Диагностика проводилась по следующим методикам, направленным на исследование памяти, внимания, мышления, речи: «10 картинок», «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний» (Т.Д. Марцинковской); методика исследования вербального мышления (по Й. Ерасеку), «Нелепицы» (С.Д. Забрам-

ная), методика изучения словарного запаса и грамматического строя речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и т.д.

Таблица 1

Психические процессы 2009-2010 уч.г. 2010-2011 уч.г.

уровень развития уровень развития

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Восприятие 9 % 18 % 55 % 18 % - - 9 % 55 % 18 % 18 %

Внимание 9 % 27 % 46 % 18 % - - 9 % 64 % 18 % 9 %

Память 9 % 9 % 55 % 18 % 9 % - 9 % 46 % 27 % 18 %

Мышление 9 % 55 % 18 % 18 % - - 55 % 18 % 27 %

Речь 9 % 27 % 46 % 18 % - - 18 % 55 % 18 % 9 %

Результаты итоговой диагностики за 2010-2011 уч.г. свидетельствуют о высоком показателе (91 %) в развитии психических процессов. Уровень ниже среднего (9 %) обусловлен наличием сложных дефектов в развитии детей.

За период обучения с использованием наглядно-игровых средств у детей расширились знания об окружающем мире, сформировались умения: наблюдать, выделять существенные признаки, находить сходства и различия, классифицировать, обобщать, делать выводы. Обогатился словарный запас. Повысился объем памяти и внимания. Закрепились сенсорные эталоны. Сформировались математические и фонематические представления. У детей повысились познавательный интерес, инициативность и уверенность в своих силах.

Таким образом, использование наглядно-игровых средств в коррекци-онно-развивающей работе приводит к значительной положительной динамике в развитии психических процессов у дошкольников с задержкой психического развития.

Список литературы:

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.

2. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2004.

4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000.

5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.