Научная статья на тему 'Активизация процесса коммерциализации инновационных технологий как основное условие увеличения инновационного потенциала региона'

Активизация процесса коммерциализации инновационных технологий как основное условие увеличения инновационного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМ / ПРОЦЕСС / НАПРАВЛЕНИЕ / СПОСОБ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матковская Я. С.

Процесс коммерциализации инновационных технологий является одним из основных практически значимых и первичных механизмов инновационной деятельности. Именно поэтому важно активизировать процесс коммерциализации на уровне регионов и отдельных предприятий, особенно в условиях кризиса. В статье, на основе изучения особенностей процесса коммерциализации инновационных технологий, оценки инновационного потенциала и инновационной активности Волгоградской области, предложены направления и способы активизации процесса коммерциализации инновационных технологий в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация процесса коммерциализации инновационных технологий как основное условие увеличения инновационного потенциала региона»

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Я. С. МАТКОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ)

Сегодня в России на уровне законодательной, исполнительной власти, в обществе и в бизнесе, наконец, достигнуто понимание того, что инновационная модель развития является наиболее перспективной для отечественной экономики. Только этот путь гарантирует уход от гипертрофированной сырьевой зависимости и означает дальнейшую ориентацию на обновление устаревших фондов, создание перспективных инновационных производств, нового качественного витка в развитии страны. Со стороны государства предпринят ряд мер по формированию национальной инновационной системы (например, создание Российской венчурной компании и т.д.). Став на инновационный путь, по прогнозам Министерства экономического развития РФ, Россия в период с 2015 по 2020 г. должна начать играть одну из лидирующих ролей в экономике Европы, а к 2020 г. — выйти на пятое место в мире по уровню экономического развития. Между тем этот весьма оптимистичный сценарий, предложенный в докризисную эпоху, в современных условиях имеет гораздо меньше шансов реализоваться. Однако именно в этой сложной ситуации необходимо активизировать инновационную политику, более того, сложная кризисная обстановка должна стать катализатором процесса формирования инновационной экономики (и это сегодня признают все). Это означает, что первоочередными задачами становится развитие национальной инновационной системы, инновационного потенциала России, субъектов Федерации и отдельных предприятий, активизация процессов создания экономически эффективных и перспективных инноваций и, самое главное, их коммерциализации.

Одним из основных практически значимых механизмов инновационного процесса является процесс коммерциализации инновационных технологий. С одной стороны, процесс коммерциализации — это условно выделенные этапы инновационного цикла, а с другой стороны, это процесс, формирующий основу инновационного развития экономики, стимулирующий к созданию инноваций и их потреблению. От развитости практики процесса коммерциализации инновационных технологий субъектами, действующими в экономике, зависят темпы и скорость инновационного развития на уровне государства.

Следует отметить, что традиционное представление этапов коммерциализации технологий как пошагового движения от фундаментальных и прикладных научных исследований до внедрения — является узким и не отражающим важнейших институциональных, рыночных, маркетинговых, управленческих составляющих этого процесса. Недостатки данной концепции состоят в том, что, во-первых, эта модель процессная и не учитывает субъектного ряда, и, соответственно, дифференциации субъектов-создателей: инновационная технология может быть создана не только на предприятии-потребителе, но и специализированной технологической фирмой. Во-вторых, инновация, созданная ради самой инновации, обречена на провал, поэтому первым этапом должна становиться оценка потенциального рыночного спроса, а не научные исследования, кроме того, рыночный мониторинг необходим как на этапах появления идеи, так и на этапах ее внедрения и эксплуатации. В-третьих, заключительного этапа в процессе коммерциализации не существует, так как жизненный цикл инновационной техно-

логии продолжается далее, когда она (технология) овеществляется в созданных с ее помощью товарах и потребляется вместе с ними, совершенствуется в ходе эксплуатации и распространяется.

Процесс коммерциализации инновационных технологий обеспечивают несколько основных факторов. Первая группа факторов — наличие законодательно-нормативной базы, обеспечивающей инновационный процесс, особенно в отношении защиты интеллектуальной собственности. Вторая группа факторов определена существованием стимулов к инновационной деятельности, которые могут быть инициированы как государством, так и рынком. Стимулирование со стороны государства предполагает, во-первых, развитие работы по антимонопольному регулированию экономической деятельности субъектов, с точки зрения стимулирования конкуренции с другими отечественными или иностранными производителями. Во-вторых, стимулирование со стороны государства должно быть направлено на создание режима благоприятствования инновационной деятельности для агентов, создающих инновации, и для тех, кому предназначены инновационные технологии (предприятия промышленности, строительства, связи, сельскохозяйственной продукции, и сферы услуг). Стимулирование сферы создания также имеет два направления воздействия: стимулирование интенсивности создания эффективных инновационных технологий специализированными научными учреждениями, за счет частичной государственной поддержки (1); стимулирование потенциальных потребителей (предприятий) к восстановлению (созданию, активизации) заводской науки и подразделений НИОКР и мотивация внедрения этими предприятиями инновационных технологий (2). Методами такого стимулирования могут стать создание условий экономического и финансового благоприятствования, налоговые послабления, создание условий тем агентам, которые создают, приобретают или применяют инновационные технологии, новое оборудование, обучают персонал. Государственное стимулирование инноваций в российских условиях действительно актуально, так как обусловлено сложившейся практикой: в России доля государственных ассигнований на развитие науки традиционно превышает инвестиции промышленности. Например, в 2006 г. соотношение было 62 % к 30 %, тогда как в США - 29,3 к 64,9 %, в Японии - 32,8 к 76,1 % [17, р. 14].

Рыночные стимулы к реализации инновационной активности распространяют свое влияние, во-

первых, на сферу производства и услуг в результате конкуренции со стороны других производителей продукции, которые, внедрив инновационную технологию, получают рыночные преимущества. Например, по издержкам или по рынкам сбыта, а, во-вторых, рыночные стимулы воздействует и на сферу создания инноваций в форме заказов со стороны бизнеса на создание инновационных технологий.

Третья группа факторов определяется необходимостью реального функционирования финансовых механизмов, обеспечивающих процессы создания, приобретения и потребления инновационных технологий, и инновационной продукции (конечными потребителями). Главными финансовыми механизмами является развитие системы лизингового инвестирования, предоставление льготных кредитов на приобретение инновационных технологий - для потребителей и венчурного финансирования - для создателей. Конечно, государство может брать и здесь ответственность на себя, но гораздо эффективнее стимулировать банки или давать государственные гарантии под закупки инновационной продукции в будущем.

Четвертая группа факторов состоит в формировании информационных баз данных о существующих разработках и перспективах их внедрения. Эти базы данных должны быть доступны и даже популяризированы в бизнес-кругах, естественно, с обеспечением защиты интеллектуальной собственности.

Основной проблемой с точки зрения активизации инновационной деятельности в современной России является не создание адекватной законодательной базы и специальных инновационных стратегий, в направлении которых проведена достаточно серьезная и результативная работа, а реализации процесса коммерциализации, который происходит в микроэкономике, на уровне предприятий. В ряде регионов созданы специальные условия, функционируют венчурные фирмы, действуют технопарки, но статистика по-прежнему свидетельствует о достаточно низких темпах инновационной активности российской экономики.

Конечно, существуют регионы, отличающиеся высокой инновационной активностью и выделяющиеся на фоне других субъектов1, но степень этой активности остается по-прежнему недостаточной. Противоречия между созданной, хотя не идеальной, но моделью инновационного развития регионов и реальной ситуацией нарастают, и сегодня стоит острая необходимость выяснения причин таких дисбалансов. Для объяснения причин противоречий и определения пути их разрешения нами

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

29

проанализирована Волгоградская область. Причин для выбора именно этого региона стало несколько. Во-первых, Волгоградская область относится к Южному федеральному округу, который сегодня включен в сферу приоритетных интересов развития России в силу своего геополитического положения и подготовки к Олимпиаде — 2014.

Интерес к ЮФО может быть мотивирован еще и неоднородностью экономического и социального развития регионов, входящих в него (тринадцать регионов), а также тем, что проживающие в этом округе 15 % населения России в совокупности производят лишь 6,7 % промышленной продукции, в то время как 26 % населения РФ, проживающего в Центральном федеральном округе, производят почти 24 % объема всей российской промышленной продукции. [Рассчитано по: 12, с. 41; 15, с. 59—60]. Это означает не столько преобладание аграрного сектора, сколько низкий уровень инновационной активности. Кроме того, по оценкам экспертов, характерной чертой ЮФО в кризисный период является то, что в силу финансовой экономической пассивности субъектов данного макрорегиона, в целом, кризисные явления затронули его в меньшей степени, чем другие регионы [5, с. 46]. Согласно различным статистическим данным Южный федеральный округ по уровню инновационной активности занимает пятое — шестое место, опережая только Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (лидером является Приволжский Федеральный округ).

Во-вторых, Волгоградская область — это достаточно крупный регион с миллионной столицей, развитым промышленным производством и сельским хозяйством. В-третьих, этот регион развивается противоречиво: имея интеллектуальные активы, высокие рейтинги инновационной активности (см. ниже), инновационная активность в нем остается низкой. Вместе с тем в Волгоградской области создано немало условий для инновационной деятельности, но интенсивность процессов коммерциализации по-прежнему низка.

Действительно, в Волгоградской области проведена значительная работа по формированию нормативно-законодательной базы, призванной обеспечить развитие региона. Это законы Волгоградской области «О научной деятельности и региональной научно-технической политике», «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области», «Об инновационной деятельности в Волгоградской области», «О поставках продукции для государственных нужд Волгоградской области», «О премиях

в сфере науки и техники», «О государственных научных грантах Волгоградской области», «Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года», «Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» и другие нормативные акты. В каждом из них прописываются направления инновационного развития. Так, согласно Закону Волгоградской области «Об инновационной деятельности в Волгоградской области», принятому областной Думой в 2004 г., основными направлениями государственной инновационной политики Волгоградской области являются:

• выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности;

• обеспечение увеличения ВРП Волгоградской области за счет освоения производства принципиально новых для Волгоградской области видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынков их сбыта;

• формирование целевых инновационных программ Волгоградской области для решения выявленных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов;

• развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную сферу Волгоградской области;

• формирование эффективной системы государственного регулирования инновационной деятельности;

• государственная поддержка инновационной деятельности;

• создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной деятельности;

• создание условий для интеграции инновационной и научно-образовательной деятельности;

• обеспечение информированности населения Волгоградской области о ходе реализации инновационной политики с проведением мониторинга инновационной деятельности [1]. «Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года» определяет ряд направлений инновационной деятельности:

1) научно-технические советы с представителями вузов и предпринимателями в сфере инновационной деятельности;

2) формирование каталога инновационных проектов;

3) участие в ФЦП, ОЦП на конкурсной основе по

продвижению инноваций в промышленности,

АПК, социальной сфере;

4) создание Центра трансфера технологий.

В рамках реализации «Программы социально-экономического развития до 2010 года» между администрацией области и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере действует соглашение, которое позволяет производить субсидирование двух третей процентной ставки по кредитам, взятым инновационными предприятиями малого и среднего бизнеса. В 2007 г. при участии администрации области и губернатора было создано Агентство инвестиций и развития, которое разработало проект — Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере области. Общая стоимость проекта — 280 млн руб., в настоящий момент уже выделено 70 млн руб. для формирования Фонда, столько же выделит Минэкономразвития России, 140 млн руб. — Управляющая компания Фонда2.

Предприняты меры по реализации сценария инновационного социально ориентированного развития региона, обусловленные инновационной составляющей в принятом в 2008 г. и сформированном в соответствии с задачами долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа Законе Волгоградской области «Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года». В соответствии с этим законом предусматриваются три этапа реализации сценария инновационного социально ориентированного развития региона.

Первый этап (2008—2012 гг.) наряду с рядом социальных мер предусматривает развитие институтов государственно-частного партнерства, обеспечение мер поддержки профессионального образования, модернизацию технической и технологической базы дорожно-транспортного комплекса и т. д.

Второй этап (2013—2020 гг.) ориентирован на развитие сети транспортно-логистических центров в Волгограде и в области. Главной целью третьего этапа (2021 — 2025 гг.) является превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества. Планируемый результат реализации закона «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» предполагает рост ВРП в 5 раз (в 2007 г.

ВРП — 313,2 млн руб.), объемов промышленного производства — в 2,3 раза (в 2007 г. 326,0 млн руб.), объемов сельскохозяйственного производства — в 2 раза (в 2007 г. — 49,4 млн руб.) и реальных располагаемых доходов населения — в 6,4 раза (средний темп роста в 2000—2007 гг. составлял 112,6 %), а также количества родившихся — на 45,8 % (для сравнения: в 2008 г. численность населения составила 2 614,4 тыс. чел) [10].

Таким образом, законодательную и нормативную базу вполне можно считать достаточной, а вот данные об инновационной активности противоречивы. Так, согласно данным журнала Эксперт-Юг, из 230 отобранных для исследования крупнейших предприятий юга России, абсолютное большинство компаний (229) не инвестируют в научные исследования [6, с. 12]. В то же время инновационный потенциал отдельных регионов ЮФО достаточно высок, и Волгоградской области принадлежит 23-е место в общероссийском рейтинге и второе — относительно других регионов ЮФО, после Ростовской области (11-е место), опережая даже Краснодарский край (29-е место) [7, с. 102—103].

Между тем, по данным Комитета по статистике Волгоградской области в 2000—2007 гг., несмотря на рост расходов на инновации, количество организаций, коммерциализирующих инновации, сокращалось. Так, в 2007 г. расходы на инновации составили 6 757 млн руб., что почти в 3 раза больше, чем в 2000 г., а количество инновационно активных организаций сократилось на девять, а сама выборка увеличилась на 115 организаций (рис. 1) и их доля составила 11 % против 16 %3.

В структуре затрат на технологические инновации большую долю занимают приобретение машин и оборудования, приобретение програм-

Годы

2000

2005

2006

2007

□ Инновационно неактивные организации Ш Инновационно активные организации

Рис. 1. Динамика соотношения инновационно активных и инновационно неактивных организаций Волгоградской области в 2000—2007 гг.

мных средств, производственное проектирование, дизайн и другие работы, не связанные с научными исследованиями, а также обучение и подготовка персонала. Примечательно, что волгоградские предприятия больше размещали заявок на получение прав на интеллектуальную собственность, чем приобретали ее (патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели).

Интерес представляет еще и структурное соотношение количества затрат, связанных с коммерциализацией инноваций, созданных собственными силами и посредством сторонних организаций. Так, 60 % затрат на инновации составляют расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций, при том, что 8,43 % исследованных организаций имеют научно-исследовательские и проектно-конструк-торские подразделения с общей численностью работников в 2 555 человек4, из которых, согласно отраслевому распределению, 97,8 % работают в промышленности, 0,67 % — в сфере производства и распределения электроэнергии, пара и горячей воды, а 2,1 % в своей деятельности связаны с использованием вычислительной техники и информационных технологий5.

Положительным является факт, что большая часть средств на инновации отправляется в сферу производства с преобладанием технологических инноваций над продуктовыми в соотношении 68 % против 32 % (рис. 2)6. Однако инновационную продукцию выпускали только 1,5 % из обследованных организаций. Не менее удручающей является и статистика о доле инновационных продуктов в объеме отгруженных товаров, которые составил 0,65 % в целом по экономике региона. По структуре лидером по отгруженным инновационным товарам является производство резины и пластмассовых изделий (43,7 % от объема всех инновационных товаров), а минимальное количество

5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

осуществленных в течение последних трех лет. Доля товаров, вновь внедренных в производство, подвергшихся значительным технологическим изменениям и усовершенствованиям в 2007 г., составляет лишь 2,12 % от количества таких же товаров, внедренных на протяжении последней трехлетки8.

Еще одной важной особенностью инновационной деятельности организаций в Волгоградской области в 2007 г. является количество приобретенных новых технологий и программных средств, число которых составило в 2007 г. 692 единицы, более половины которых было направлено на приобретение прав на патенты, лицензии и использование изобретений, промышленных образцов, более четверти — на покупку и продажу оборудования. За рубежом было приобретено 23 технологии, а передано за рубеж две инновационные технологии9.

Несмотря на такую достаточно положительную динамику, проблемы, существующие в Волгоградской области, нуждаются в решении именно за счет инновационной деятельности. Во-первых, на волгоградских предприятиях по-прежнему отмечается высокая себестоимость затрат на производство продукции. Во-вторых, низки темпы модернизации производства, что не позволяет многим предприятиям выпускать продукцию, соответствующую международным стандартам.

25

£ ¡Ё Отрасли

инновационных товаров показали оптовая торговля (0,6 %) и производство электрооборудования (0,4 %)7.

Более позитивную картину дает динамика инноваций,

I I Объем затрат на продуктовые новации I I Объем затрат на инновационные технологии —д— Число организаций, занимавшихся продуктовыми инновациями —х— Число организаций, внедрявших инновационные технологии

Рис. 2. Соотношение числа организаций и типов производственных инноваций по отраслям экономики в Волгоградской области в 2007 г.

В-третьих, сохраняется высокая доля энергетической составляющей в экономике, и существует острая необходимость проведения реконструкции на энергетических мощностях. В-четвертых, требуется осуществление ряда инновационных мероприятий на предприятиях тракторостроения, в химической промышленности, в транспортном комплексе. В-пятых, остро стоит вопрос обеспечения высокого качества и экологической безопасности мясного, молочного и растительного сырья, что связано с необходимостью применения инновационных технологий. В-шестых, недостаточные темпы перевода производств на новые виды конкурентоспособной продукции, которые пользуются спросом и обеспечивают повышение доходной части бюджета [16].

Источниками для реализации указанных тенденций, противоречий и проблем Волгоградской области является, конечно, активизация инновационной деятельности, особенно стимулирования коммерциализации инновационных технологий.

Волгоградская область, несмотря на ряд проблем, имеет довольно жизнеспособные источники инновационного развития. В частности, в 2007 г. в Волгоградской области был создан Центр трансферта технологий, имеющий макрорегиональный характер. В его задачи вошли: создание сети и из шести подобных центров в других регионах ЮФО с дирекцией в Волгограде; подготовка электронного и печатного каталога инновационной продукции; создание международного центра коммерциализации разработок; формирование пилотных проектов производства экспортно ориентированной продукции; создание технологической площадки для малых инновационных предприятий и студенческого бизнес-инкубатора на базе одного из вузов области и т. д. [4].

Кроме того, уже в 2006 г. на научные исследования и разработки в Волгоградской области было направлено на научные исследования и разработки 1,6 млрд руб. (рост на 43,5 %).

Свидетельством того, что в Волгоградской области отмечается активизация инновационной деятельности, является, например то, что 40 % наиболее коммерчески привлекательных инновационных проектов для малых инновационных предприятий, из отобранных в результате конкурса по программе «СТАРТ-08», который проводится Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основная цель — безвозмездное государственное финансирование из федерального бюджета предприятий Волгоградской области (отбор проводился в рамках ЮФО) [2].

В настоящее время в Волгоградской области, согласно информации, размещенной на сайте Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Кавказскому району, действует около 70 инновационных проектов [13], а научные разработки ведутся во всех вузах и филиалах вузов Волгограда и области. Основные — Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, Волжский институт строительства и технологий, которые в совокупности ведут исследования по 79 проектам. Ряд проектов ведутся ОАО «Завод «Метеор», ВНИАЛМИ, Группой компаний «Диамант», ООО «Ассоциация Волгоградэкотехзер-но», Открытое Акционерное Общество «Волжский завод асбестовых технических изделий», НижнеВолжский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Камышинский отдел селекции сельскохозяйственных культур [11].

Согласно данным Комитета по экономике Администрации Волгоградской области научные исследования и разработки, направленные на развитие естественных, экономических, гуманитарных наук, и на их основе — теории и практики во многих прикладных областях техники и технологии, выполняются учеными 12 государственных вузов и 6 филиалов вузов, 5 лицензированных негосударственных вузов, 11 филиалов, 6 академическими НИИ и отделами РАН, РАМН, РАСХН, а также 35 отраслевыми НИИ и научно-исследовательскими центрами [11].

Кадровая структура научного потенциала Волгоградской области представлена 8 действительными членами и 6 членами-корреспондентами государственных академий наук России, 471 доктором и 2 529 кандидатами наук, 141 докторантом и 2 039 аспирантами. Общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 4,69 тыс. человек. Основу научного потенциала Волгоградского региона составляет вузовская наука, в которой сосредоточено 89,7 % докторов и 90,7 % кандидатов наук, с мощной базой по подготовке кадров высшей квалификации, имеющей широкую сеть аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов. Подготовка научных кадров осуществляется по 82 научным специальностям. [11]

Несмотря на достаточное количество профессиональных кадров, Волгоградская экономика по-прежнему нуждается в инновациях. Кроме того, очевидно узкое понимание бизнесом возможностей и реальных проблем инновационного развития.

Так, опираясь на результаты статистического обозрения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, можно сделать выводы, во-первых, о низкой мотивации ряда предприятий области в инновационной деятельности и слабом представлении у исследуемых производителей о способах коммерциализации инновационных технологий и, во-вторых, отсутствии инновационной грамотности, свидетельствующей о том, что многие из предприятий вообще не отдают себе отчета в необходимости инноваций и не представляют о существовании препятствий на пути коммерциализации инновационных технологий.

Безусловно, дефицит собственных денежных средств на инновационную деятельность, высокая стоимость нововведений, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, а также высокий экономический риск от инноваций. Выделенные четыре важнейшие по влиянию на развитие инновационной деятельности предприятий фактора являются очень важными и во многом определяющими развитие инновационной деятельности в регионе, тем не менее это несистемообразующие факторы. Между тем системообразующим факторам исследованные организации отдали второстепенную роль. Речь идет о таких факторах, как недостаток квалифицированного персонала, помещенный на седьмое место, низкий инновационный потенциал организации (девятое место), а особенно недостаток информации о потребностях рынка в новых товарах, неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток информации о новых технологиях, помещенных, соответственно, на десятое, одиннадцатое и двенадцатое места. Более того, развитость инновационной инфраструктуры, нормативно-правовой базы, высокий инновационный потенциал и наличие квалифицированных рабочих, а также информации о рынках сбыта являются важнейшими условиями инновационной активности. Их недооценка означает отсутствие технологической и инновационной конкуренции у исследованных предприятий, а также представлений у них о возможности получения этих преимуществ за счет инновационного развития10.

Очевидно, что низкая инновационная активность вызвана отсутствием, с одной стороны, мотивации к инновациям, о чем свидетельствует распределение баллов, а с другой стороны, характеризует отсутствие или слабо выраженное действие механизмов коммерциализации инновационных технологий. Для активизации процесса

коммерциализации инновационных технологий в Волгоградской области необходимо предпринять ряд мер, которые следует дифференцировать по направлениям.

Первое — это действия государственных органов власти, которые должны быть направлены:

• на усиление нормативной и законодательной базы, регламентирующей инновационное развитие, и особенно на процесс коммерциализации инновационных технологий;

• стимулирование производителей к более активным действиям в области инноваций. Следует развивать деятельность по созданию особых экономических зон на базе тех предприятий, которые производят инновационные технологии или потребляют их11;

• создание информационной базы — «Банка инновационных технологий» и «Банка инновационных запросов»;

• активизация деятельности администрации области по проведению семинаров и научных конференций, направленных на выявление проблем инновационного развития, становление эффективных механизмов коммерциализации инноваций, в частности путем целенаправленной посреднической деятельности государства в направлении установления тесных взаимосвязей между вузами, научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями;

• содействие формированию венчурных инвестиций в регионе;

• доведение до участников рынка информации об изменениях в налоговом законодательстве, налоговых льготах, применяемых в отношении организаций, осуществляющих НИОКР12. Второе направление — работа научных учреждений и вузов, интерес которых к коммерциализации инноваций и установлению контактов с реальным и финансовым сектором растет. Задачей этих учреждений должно стать, во-первых, выстраивание взаимовыгодных инновационных коммуникаций с промышленными предприятиями как основными потребителями результатов научной деятельности вуза, направленное, в конечном итоге на получение заказов на создание промышленных образцов, инновационных технологий и, впоследствии, их коммерциализацию. Во-вторых, необходимо более эффективно использовать инновационный потенциал научных кадров, активизировать процесс НИОКР. В-третьих, следует развивать методики коммерциализации имеющихся инноваций.

В-четвертых, развивать хоздоговорное направление деятельности вузов.

Третье направление — обновление производственной базы, коммерциализация эффективных технологических инноваций — источники конкурентных преимуществ и оптимизации производственного и сбытового процесса. Бизнес должен осознать проблемы и составить заказ на разработку инноваций или содействовать сотрудничеству с научными учреждениями и вузами в области технологического, экономического и маркетингового консалтинга.

Резюмируя сказанное, отметим, что в настоящей работе приводятся лишь некоторые из направлений деятельности, необходимые для активизации процесса коммерциализации инновационных технологий. Дополнительно стоит сказать, что исследованный регион не является частностью. Проблемы инновационного развития, имеющиеся у этого региона, во многом свойственны и ряду других регионов.

Примечания: 1. Например, по мнению некоторых экспертов, региональная инфраструктура инноваций полностью построена пока только в одном регионе России — в Татарстане, где функционирует ОАО «Инновационный технопарк «Идея» (Казань) [9].

2. Заместитель главы Администрации Волгоградской области по инвестициям и торговле А. Бровко отметил, что «обладая значительным научным потенциалом, Волгоградская область в ближайшее время должна стать регионом с развитым инновационным бизнесом» [3].

3. Рассчитано автором по: 8, с. 3—5.

4. Рассчитано автором по: 8, с. 4, 11.

5. Рассчитано автором по: 8, с. 11.

6. Рассчитано автором по: 8, с. 15.

7. Рассчитано автором по: 8, с. 17.

8. Рассчитано автором по: 8, с. 17.

9. Рассчитано автором по: 8, с. 20.

10. Рейтинг составлен автором по: [8, с. 23].

11. В Волгограде уже действует несколько особых экономических зон на базе ЗАО «Волгоградский инструментальный завод» ОАО «ВгТЗ»; ПО «Баррикады»; ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь»; ОАО «Аврора»; ОАО «НИЦ «Химпром» с опытным заводом; ОАО «Волгоградский завод ЖБИ-1» и других предприятий города [16].

12. Изменения в налоговом законодательстве: п. 2 ст. 346.17 НК РФ; п. 1 ст. 262 НК РФ; п. 2 ст. 262 НК РФ; пп. 2.3. п. 1 ст. 346.16 НК РФ; п. 3 ст. 262 НК РФ; пп. 14 п. 1. ст. 251. НК РФ; пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ; пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, введенных с 1 января 2008 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Волгоградской области от 22 июня 2004 г. № 925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области». Принят областной Думой 27 мая 2004 г. http:// www.innovatika.ru/bibl/zakon/tab1/34.html

2. Информационные технологии, программный продукт, телекоммуникационные системы. Информация пресс-службы Волгоградской областной администрации. 05.03.2008 // http://www.volgograd.ru/news/common/2008/147578.news

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бровко А. Волгоградская область в ближайшее время должна стать регионом с развитым инновационным бизнесом. Информационное агентство Лента новостей. 14.01.2009 //http://www.ra-pilot.ru/lenta/ ?mode=today&new=3308

4. Волгоград становится инновационной «столицей» ЮФО. Новые деловые вести. № 51. 9 сентября 2006 г. // http://www.ndwesti.ru/article. php?id=3049.

5. Дончевская М. Кризис как руководство по деловому поведению. — Ростов-на-Дону: Эксперт Юг. 10—16 ноября 2008 г. № 27. С. 46.

6. Инкубатор лидеров. — Эксперт — Юг. № 25. 27 октября — 2 ноября 2008 г. С. 8-17.

7. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, 2007-2008 годы: инвестиционная привлекательность как главный фактор антикризисного развития регионов. — М.: Эксперт. № 49. 15-21 декабря 2008 г. С. 102—103.

8. Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. — Волгоград: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, 2008. С. 4, 11.

9. Найдён М. От инкубаторов коррупции — к инкубаторам инноваций: http://www.strf.ru/innovation. aspx?CatalogId=368&d_no=16863

10. Основы социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года закреплены законом: в Волгоградской области будет реализован сценарий инновационного социально ориентированного развития региона. — ИА «Высота 102». — 28.11.2008. По данным пресс-службы Администрации Волгоградской области. http://v102.ru/politics/7672.html

11. Официальный сайт Администрации Волгоградской области — Комитет экономики. http://www.volganet. ru/economics/main.htm

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. /Росстат. — М., 2007. — 982 с.

13. Сайт Управления Уполномоченного Минэкономразвития по Северокавказскому району. http://www. mert-skr. aaanet. ru/html/invest/volgpgrad/innov_volg.htm

14. Социально-экономическое положение Волгоградской области. Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2004, 2005 годы и на период до 2010 г. http://www.infovolgograd. ru/economy/ economy26.htm

15. Читая Т. О. Инновационно-структурные детерминанты промышленного развития макрорегионов России. — М.: Финансы и Кредит. — 144 с. ISBN 5-8024-0045-5., С. 41, 59—60, 63.

16. http://www. infovolgograd. ru/economy/econall1.htm

17. Main Science and Technology Indicators/ OECD Vol. 2007/ 1, P. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.