Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / государство / методы финансирования партнерство / расходы / регион / социальная сфера / budget / state / methods of financing partnership / expenses / region / social sphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.М. Макейкина, Е.Е. Родина, О.А. Минаева, М.А. Родин, А.В. Артемов

В современных условиях возрастает роль социальной сферы как элемента прогрессивного развития региона, государства в целом. Авторами акцентируется внимание на необходимость применения механизма государственно-частного партнерства в финансировании социальной сферы на региональном уровне с учетом лучших практик регионов РФ. Поскольку именно социальные расходы выступают важнейшей категорией социально-экономического развития региона, обеспечивая достаточный уровень материального и духовно-культурного развития населения в региональном разрезе. В статье предлагается использовать рекомендуемую методику формирования и оценки проектов государственно-частного партнерства в рамках финансирования социальной сферы в регионах. При этом, важно совершенствовать и методы бюджетного финансирования социальных расходов республиканского бюджета Республики Мордовия наряду с активизацией государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.М. Макейкина, Е.Е. Родина, О.А. Минаева, М.А. Родин, А.В. Артемов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL

In modern conditions, the role of the social sphere as an element of the progressive development of the region and the state as a whole is increasing. The authors focus on the need to apply the mechanism of public-private partnership in the financing of the social sphere at the regional level, taking into account the best practices of the regions of the Russian Federation. Since it is social expenditures that are the most important category of socio-economic development of the region, providing a sufficient level of material and spiritual and cultural development of the population in the regional context. The article suggests using the recommended methodology for the formation and evaluation of PPP projects in the framework of financing the social sphere in the regions. At the same time, it is important to improve the methods of budget financing of social expenditures of the republican budget of the Republic of Moldova along with the activation of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 351.72

doi:10.52210/2224669X_2022_4_275

АКТИВИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

С.М. Макейкина, Е.Е. Родина, О.А. Минаева, М.А. Родин, А.В. Артемов

Аннотация. В современных условиях возрастает роль социальной сферы как элемента прогрессивного развития региона, государства в целом. Авторами акцентируется внимание на необходимость применения механизма государственно-частного партнерства в финансировании социальной сферы на региональном уровне с учетом лучших практик регионов РФ. Поскольку именно социальные расходы выступают важнейшей категорией социально-экономического развития региона, обеспечивая достаточный уровень материального и духовно-культурного развития населения в региональном разрезе. В статье предлагается использовать рекомендуемую методику формирования и оценки проектов государственно-частного партнерства в рамках финансирования социальной сферы в регионах. При этом, важно совершенствовать и методы бюджетного финансирования социальных расходов республиканского бюджета Республики Мордовия наряду с активизацией государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: бюджет, государство, методы финансирования партнерство, расходы, регион, социальная сфера.

ACTIVATION OF THE USE

OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL

S.M. Makeikina, E.E. Rodina, O.A. Minaeva, M.A. Rodin, A.V. Artemov

Abstract. In modern conditions, the role of the social sphere as an element of the progressive development of the region and the state as a whole is increasing. The authors focus on the need to apply the mechanism of public-private partnership in the financing of the social sphere at the regional level, taking into account the best practices of the regions of the Russian Federation. Since it is social expenditures that are the most important category of socio-economic development of the region, providing a sufficient level of material and spiritual and cultural development of the population in the regional context. The article suggests using the recommended methodology for the formation and evaluation of PPP projects in the framework of financing the social sphere in the regions. At the same time, it is important to improve the methods of budget financing of social expenditures

of the republican budget of the Republic of Moldova along with the activation of public-private partnership.

Keywords: budget, state, methods of financing partnership, expenses, region, social sphere.

На современном этапе следует особое внимание уделять финансированию расходов бюджета на социальную сферу на региональном уровне, поскольку во многих субъектах РФ представлены проблемы и недостатки в контексте методов бюджетного финансирования, несмотря на внедрение новых инструментов бюджетной политики на национальном уровне. Многие регионы РФ не повышают эффективность расходов бюджета за счет новых инструментов, а напротив, усложняют бюджетные процессы, что приводит к снижению уровня информационной открытости и прозрачности финансирования расходов. В условиях нестабильности и волатильности на рынках система взаимодействия государства и бизнеса в рамках финансирования социальной сферы на региональном уровне приобретает особое значение. Государство в рамках подобного взаимодействия имеет возможность повысить эффективность финансирования социальной сферы за счет привлечения внебюджетных источников. В свою очередь, бизнес-структуры получают необходимый уровень поддержки, минимизацию рисков со стороны государства. Одной из форм взаимодействия государства и частного бизнеса является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое представляет собой юридически оформленное партнерство между частным и публичным партнером на определенный срок на основе объединения ресурсов.

Юридическое оформление соглашения партнерства ГЧП в настоящий момент в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ» [1]. ГЧП как форма взаимодействия бизнеса и государства доказало свою практичность и результативность за рубежом. В российской практике подобная форма только начинает развиваться. При этом ключевое значение приобретает ГЧП в сфере социального развития, как мы ранее отметили. В этой связи важно развивать механизмы активизации ГЧП на региональном уровне в целях решения ряда вопросов финансирования социальной сферы. Остановимся на рассмотрении практике внедрения ГЧП в Республике Мордовия.

Регион не входит в перечень лучших регионов РФ по развитию ГЧП. Участие региона в развитии ГЧП в проекции социальной сферы описывается применением следующих форм и моделей:

1. Заключение соглашения о ГЧП и заключение концессионного соглашения (представляет собой вид соглашения между инвестором-частным партнером и государством относительно создания/ реконструкции объекта государственной собственности за счет средств частного инвестора. В результате соглашения частный инвестор имеет возможность эксплуатировать объект и получать доход от эксплуатации).

2. Применение формы «Квази ГЧП», характеризующейся в анализируемом регионе применением долгосрочной аренды с инвестиционными обязательствами, льготной арендой в целом, составлением инвестиционного меморандума (структурированная информация для потенциального инвестора), соглашением о социально-экономическом сотрудничестве, корпоративной формой партнерства и т.д.

3. Предоставление частным инвесторам (частным партнерам в рамках ГЧП) земельных участков, находящихся в собственности региона. На данных земельных участках должны создаваться/реконструироваться объекты в соответствии с заключенным соглашением.

Как мы видим, формы и модели ГЧП в представленном регионе неразвиты и в целом являются типичными для регионов, только начинающих внедрение ГЧП. При этом большая часть проектов ГЧП является «Квази» в форме соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. В рамках социальной сферы ГЧП неразвито, основное внимание в рамках данного партнерства уделяется ЖКХ, 1Т-сфере (создание единой социальной карты).

В отношении социальной сферы представлены проекты в рамках развития физической культуры и спорта в то время, как направления образования и здравоохранения отдалены от ГЧП [3]. Причину подобной проблемы, на наш взгляд, можно найти в неразвитости форм ГЧП. На данной основе считаем необходимым представить полный перечень форм и моделей ГЧП, которые необходимо развивать в региональном разрезе в целях повышения эффективности финансирования социальной сферы. Так, на рисунке 1 представлены формы ГЧП, которые могут применяться в региональной практике.

• Частная сторона осуществляет стротельство/ реконструкцию объекта передает объект в собственность пубшнного партнера, осуществляет эксплуатащпо объекта и

• Частная сторона осуществляет строшельство / реконструкцию объекта, пполучает право собственности на объект, осуществляет эксплуатащпо и получает доход, передает в собственность публичного партнера по окончашш соглашения_

• Частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта осуществляет эксплуатащпо объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, сохраняя право собственности по

• Частная сторона осуществляет проекпгрованпе и/или стротельство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатащпо объекта в течение согласованного с публтной стороной срока и получает доход, а затем передает объект в собственность

• Частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, который передается в собственность пубшгчной стороны за вознаграждение

Рисунок 1. Формы и модели ГЧП, предлагаемые для активизации на региональном уровне в контексте оптимизации бюджетного финансирования социальной сферы

Необходимо создать образовательные форумы, на которых будут обосноваться преимущества ГЧП для бизнеса, а также будет проводиться обучение по заключению соглашений ГЧП, заключению концессионных соглашений. При этом важно в рамках образовательного форума объяснить наиболее доступно порядок конкурсного отбора, оценки эффективности проектов и т.д. То есть, в первую очередь активизировать ГЧП возможно только при достаточном уровне информирования, обучения частного бизнеса в данном направлении. Однако, не стоит забывать, что активизация ГЧП зависит не только от бизнес-структур, но и от практики формирования непосредственно системы ГЧП, то есть от сформированной методики проведения конкурсного отбора, оценки эффективности, практик соглашений и т.д. Для этого рассмотрим тенденции развития ГЧП в Республике Мордовия. Так, ГЧП в представленном регионе начало развиваться относительно недавно - в 2011 г. и по состоянию на 2019-2022 гг. характеризуется следующими данными (таблица 1).

Таблица 1

Реализация проектов ГЧП в регионе

Показатель 2019 г 2020 г. 2021 г. 2022 г Динамика 2022-2019 гг.

Проекты, всего 34 44 46 49 15

- в том числе: региональные проекты 5 5 4 3 -2

- муниципальные проекты 29 39 42 46 17

Частные инвестиции, млрд руб. 1,946 2,074 2,365 2,372 0,426

Примечание: составлено автором.

В 2022 г. было сформировано 49 проектов ГЧП, 3 из которых являются региональными и 46 муниципальными. Частные инвестиции возросли с 1,946 млрд руб. в 2019 г. до 2,372 млрд руб. в 2022 г. (рост на 0,426 млрд руб.). Однако, не стоит забывать, что в основном проекты направлены на сферы ЖКХ и ГЧП и осуществляются в форме «Квази», что не отражает развитости ГЧП в проекции финансирования социальной сферы. На данной основе составлен рейтинг региона в развитии ГЧП для того, чтобы определить общий уровень развития данного взаимодействия (таблица 2).

Таблица 2

Рейтинг региона в развитии ГЧП

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Динамика 2022-2019 гг.

Место в рейтинге 61 42 42 42 -19

Интегральный показатель рейтинга, % 22,3 41,8 46,0 38,3 16

Опыт реализации проектов ГЧП, баллы 1,5 3,6 3,5 13,2 11,7

Институциональная среда и НПА, баллы 5,5 9,1 10,7 25,1 19,6

Показатель по уровню развития ГЧП (план) 36,4 50,4 67,8 - -

Достижение КР1 КР1 (факт) = ИП - КР1 (план) -14,1 -8,6 -21,8 - -

Примечание: составлено автором.

В 2019 г. регион занимал 61 место в рейтинге развития ГЧП, в 2022 г. ситуация улучшилась рейтинг, поднялся до 42 места, что в целом свидетельствует об вполне последовательном развитии ГЧП. Так, развитие ГЧП объясняется развитием институциональной среды и НПА, совершенствование опыта реализации проектов ГЧП и т.д. В таблице 3 представлен рейтинг субъектов ПФО по развитию ГЧП за 2022 г.

Таблица 3

Уровень развития сферы ГЧП в субъектах ПФО за 2022 г.

Место (2020) Субъект ПФО Уровень развития ГЧП, баллы Динамика, баллы Накопленный опыт, баллы НИС, баллы Изменения относительно показателя «место» 2019-2020 гг.

7 Самарская область 20,6 0,3 55,5 93,1 -6

11 Республика Башкорстан 13,6 4,7 1,4 100,00 +9

13 Пермский край 13,1 0,1 42,2 45,1 -8

16 Нижегородская область 12,2 5,2 5,5 74,8 -12

20 Удмуртская Республика 9,3 0,7 9,2 69,8 -4

21 Саратовская область 9,2 0,0 10,2 71,2 +16

25 Оренбургская область 8,7 4,8 0,3 53,1 +14

35 Республика Мордовия 7,1 0,0 0,1 70,2 +7

38 Ульяновская область 6,7 0,1 1,5 63,4 -13

41 Пензенская область 5,9 0,1 0,6 56,9 +2

42 Республика Марий Эл 5,8 0,2 0,0 57,1 +30

51 Чувашская Республика 5,4 0,0 0,7 52,2 -16

53 Кировская область 5,0 0,1 0,2 49,2 -17

67 Республика Татарстан 1,2 1,2 1,0 8,3 -16

Примечание: составлено автором.

Проведя анализ практики ГЧП в регионах, можно отметить, что ГЧП в регионах не развито в достаточной степени. Кроме того, практики лучших регионов РФ демонстрируют активизацию ГЧП преимущественно в социальных сферах в то время, как исследуемом регионе в основном развивается ГЧП в части ЖКХ. Несомненно, внедрение ГЧП стало новым направлением совершенствования бюджетного финансирования региона, однако, на наш взгляд, не-

обходимо привлекать частные инвестиции в социальную сферу. Для достижения данной цели важно сформировать четкую систему ГЧП, ее этапы и конкретные действия в рамках каждого этапа. Важно провести работы оптимизации и существующих основ ГЧП [7]. Определим направления совершенствования существующих основ ГЧП, на которые можно представить следующим образом:

1. Формирование правил (нормативно-правовых актов) на каждом этапе жизненного цикла проекта ГЧП. Сформированные правила будут действовать для всех муниципальных образований и на уровне региона в целом, что будет характеризовать единую методику ГЧП в Республике Мордовия.

2. Определение ответственных органов власти (выделение структурных подразделений) в рамках вопросов ГЧП.

3. Создание «проектного офиса» в регионе. Подобный «офис» представляет собой отдельное структурное подразделение, которое осуществляет координацию, управление проектами. Отметим, что на Западе действует «офис управления проектами», который доказал свою эффективность в рамках развития ГЧП [2; 7]. В этой связи предлагается сформировать «проектный офис» в регионах для того, чтобы сделать систему ГЧП доступнее и прозрачнее как для самих органов государственной власти, так и для бизнес-структур. Кроме того, создание «проектного офиса» позволит повысить ответственность в рамках отбора и сопровождения проектов ГЧП.

4. Создание единого института отбора частных партнеров (концессионеров), который может быть создан на базе «проектного офиса» или отдельно. Данный институт будет осуществлять исключительно конкурсный отбор и не будет осуществлять дальнейшее сопровождение.

5. Формирование в соответствии с объектами соглашений ГЧП или концессионных соглашений комплексного инфраструктурного плана региона.

Представленные направления активизации ГЧП в рамках финансирования социальной сферы носят преобразовательный характер, поскольку оптимизируют существующие условия ГЧП на региональном уровне.

На наш взгляд, представленных мер недостаточно для того, чтобы более ускоренно развивать ГЧП. Важно сформировать

конкретные методики этапов ГЧП в проекции социальной сферы. При этом в качестве основы методики будем принимать тот факт, что ГЧП - инструмент разработки, принятия проектов, которые имеют стратегическое значение для региона, преимущественно для социальной сферы [4]. Именно поэтому методика ГЧП, позволяющая активизировать данный вид партнерства в регионе, представляет собой формирование этапов разработки, рассмотрение, оценки, принятия, мониторинга проектов. Выделим, что в России ежегодно формируется рейтинг регионов по развитию ГЧП, в рамках которого можно выделить лучшие практики. Общие этапы ГЧП, которые применялись в практике лучших регионов РФ представлены на рисунке 2.

Представленные этапы сформированы в соответствии с «Рекомендациями по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики». В рамках данного документа Министерство экономического развития РФ представляет конкретные мероприятия активизации ГЧП в соответствии с практиками лучших регионов РФ [6]. Проанализировав данный документ можно выделить, что в лучших регионах действует управленческая команда по раз-

Частный партнер - разработка проекта Публичный патнер - разработка / рассмотрение проекта (<90 дней) Уполномоченный орган - оценка проекта (<90 дней)

Правительство субъекта РФ, Глава МО - принятие решения о реализации проекта (<60 _дней)_

Публичный партнер - Публикацга частной инициативы (<45 дней)

Публичный партнер - разработка и согласование КД проведение конкурса, заключение _соглашения (<180 дней)_

Частный партнер - создание и эксплуатащм объекта (>3 года)

Пубшиный партнер - контроль и мониторинг хода реалшащш проекта (>3 года)

Рисунок 2. Этапы разработки, реализации ГЧП в практике лучших регионов РФ

витию ГЧП проектов, в то время как в отстающих данная команда отсутствует и система управления проектами в большей степени формальна, что и определяет неразвитость ГЧП. При этом данную управленческую команду можно сформировать в рамках предлагаемого ранее «проектного офиса». Полномочия и функции управленческой команды по развитию ГЧП, предлагаемые в качестве направления активизации ГЧП финансирования социальной сферы, следующие:

- обеспечение достаточного уровня проработки и верификации критериев, параметров оценки, принятия проектов;

- формирование четкой системы управления проектами, их сопровождение и последующий мониторинг (включая оценку эффективности с позиции использования бюджетных средств и установленных целевых параметров);

- снижение барьеров административного, экономического характера, который препятствуют участию бизнеса в ГЧП;

- обеспечение полной информационной открытости проектов ГЧП;

- формирование информационных источников, доступных для заинтересованных пользователей с постоянным обновлением информации; это условие необходимо в связи с тем, чтобы расширить круг участников ГЧП и сделать систему практичной и «повседневной» в регионе в контексте финансирования социальной сферы.

На основе рассмотренного опыта практик лучших регионов сформируем методику формирования, принятия проектов ГЧП в рамках финансирования социальной сферы. Методика позволит сделать процессы ГЧП открытыми, доступными и понятными бизнес-представителем. При этом следует понимать, что методика требует выделение отдельного структурного подразделения, которое будет отвечать за каждый этап ГЧП, представленный в методике. Кроме того, необходимо создать ранее названную управленческую команду, которая будет во главе проектного офиса и будет осуществлять ключевые направления этапов.

Каждый этап проекта ГЧП является уникальным и важным, поскольку только при эффективной реализации направления данного этапа возможно эффективное осуществление следующего. В таблице 4 представлена методика формирования проектов ГЧП в рамках финансирования социальной сферы, предлагаемая для применения на региональном уровне.

Таблица 4

Методика формирования проектов ГЧП в рамках финансирования социальной сферы, сформированная на основе лучших практик регионов РФ в проекции развития ГЧП

Жизненный цикл проекта ГЧП Цель Основные направления

Инициирование и разработка проекта Всестороннее описание проекта и определение его оптимальных параметров при заданных ограничениях - разработка и согласование концепции; - анализ исходных технических данных; - оценка спроса на объект; - разработка правовой и финансовой модели; - проведение сценарного анализа; - тестирование проекта по рынку; - определение оптимальных технико-экономических параметров проекта и правовой модели

Оценка и согласование проекта Оценка целесообразности реализации проекта на предлагаемых условиях и учет позиции всех участников проекта - первичное согласование проекта с заинтересованными ОИВ; - проведение оцени эффективности и определения сравнительного преимущества проекта; - итоговое тестирование проекта по рынку; - определение всех существенных условий проекта

Принятие решения о реализации проекта Утверждение существенных условий проекта и параметров конкурсного отбора, запуск конкурсной процедуры - разработка проекта нормативного-правового акта о реализации проекта ГЧП или о заключении концессионного соглашения; - согласование и принятие нормативного-правового акта, который определит существенные условия проекта, запускает конкурс и определяет иные мероприятия

Подготовка и проведение конкурса Отбор частного партнера, соответствующего всем установленным требованиям и предложившего лучшие условия реализации - подготовка объекта для заключения соглашения по итогам конкурса; - внесение необходимых изменений в документы стратегического планирования; - формирование конкурсной комиссии; - разработка конкурсной документации; - проведение предквалификационного и конкурсного отбора;

Жизненный цикл проекта ГЧП Цель Основные направления

Коммерческое и финансовое закрытие Утверждение итоговой версии соглашения с учетом интересов всех сторон; подписание иных договоров, в том числе кредитных, для реализации проекта - проведение переговоров для итогового согласования текста соглашения в том числе особых обстоятельств; - коммерческой закрытие (подписание соглашения и подрядных договоров); - финансовое закрытие (подписание кредитных договоров)

Реализация проекта Контроль за ходом реализации проекта и соблюдений частным партнером условий соглашения - контроль проектирования и/или строительства объекта; - контроль за техническим обслуживанием и/или эксплуатацией объекта соглашения; - приемка объекта по итогам реализации соглашения в том числе возврат объекта в казну (если данная опция применима)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: составлено автором.

Важным этапом, на наш взгляд, является оценка эффективности проекта, поскольку остальные этапы в большей степени определены в региональной практике. В то время, как оценка эффективности носит формальный характер и при этом отсутствует единый подход оценки. Так, оценку эффективности проводит уполномоченный орган субъекта РФ [5]. Оценка включает в себя определение: финансовой эффективности; социально-экономической эффективности; определение сравнительного преимущества.

На рисунке 3 представлена методика оценки проектов ГЧП, которая предлагается для внедрения в региональную практику финансирования социальной сферы.

Подводя итог, выделим, что для большинства регионов формы и модели ГЧП неразвиты и в целом являются типичными для регионов, только начинающих внедрение ГЧП. При этом большая часть проектов ГЧП является «Квази» в форме соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. В рамках социальной сферы

1ЭТАП Да Оценка финансовой эффективности проекта Нет

Следующий этап оценки ЖУе>0 (при г > ОФЗ +2,5%) Отказ от реализации проекта

Оценка социально экономического эффекта

Да Соответствие целевым показателям

Следую щий Нет Отказ от реализации проекта

этап оценки государственных (муниципальных)

программ

3 ЭТАП Определение сравнительного преимущества проекта

Возможность принятия проекта Куйп > 0 (с учетом Отказ от реализации проекта

рисков)

Рисунок 3. Методика оценки проектов ГЧП, рекомендуемая для субъектов РФ

ГЧП неразвито, основное внимание в рамках данного партнерства уделяется ЖКХ, 1Т-сфере. Нами были определены направления совершенствования существующих основ ГЧП на региональном уровне в проекции активизации ГЧП для финансирования социальной сферы, которые можно представить следующим образом:

- формирование правил (нормативно-правовых актов) на каждом этапе жизненного цикла проекта ГЧП;

- определение ответственных органов власти (выделение структурных подразделений) в рамках вопросов ГЧП;

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

- создание «проектного офиса» в регионе;

- создание единого института отбора частных партнеров (концессионеров), который может быть создан на базе «проектного офиса» или отдельно;

- формирование в соответствии с объектами соглашений ГЧП или концессионных соглашений комплексного инфраструктурного плана региона.

Резюмируя, следует выделить, что в контексте активизации ГЧП финансирования социальной сферы были разработаны: методика формирования проектов ГЧП в рамках финансирования социальной сферы на основе лучших практик регионов РФ, а также методика оценки проектов ГЧП на региональном уровне. При этом важно совершенствовать и методы бюджетного финансирования социальных расходов региональных бюджетов наряду с активизацией ГЧП.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 01.12.2022).

2. Вайцехович О.В. Тенденции финансирования инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в зарубежной практике // Вестник Белорусского государственного экономического университета.

2020. № 5 (142).

3. Князев Ю.К. Социальная сфера: современное состояние и особенности финансирования // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 6.

4. Мащенко Ю.А. Совершенствование механизма бюджетного финансирования социальной сферы в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 1.

5. Сарагашева А.В. Социальная политика государства: понятие, инструменты реализации, система финансирования социальной сферы в России // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129).

6. Яруллин Р.Р. Проблемы бюджетной обеспеченности социальной сферы в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

2021. № 1-2 (52).

7. Shmidt A.V., Antonyuk V.S. Urban agglomerations in the regional development: theoretical, methodological and applied aspects // R-economy, 2016. Vol. 2. № 3.

С.М. Макейкина

кандидат экономических наук доцент кафедры финансов и кредита

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева E-mail: makeikinasm@yandex.ru

Е.Е. Родина

кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой экономики и менеджмента Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Rodina.E@mfua.ru

О.А. Минаева

кандидат экономических наук проректор

Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: Minaeva.O@mfua.ru

М.А. Родин

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: axe230ml@yandex.ru

А.В. Артемов

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики и менеджмента

Московский финансово-юридический университет МФЮА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.