Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Е.А., Чернов Д.С.

Статья посвящена рассмотрению особенностей государственно-частного партнерства как формы финансирования проектов. Анализом развития рынка проектов государственно-частного партнерства в России за 2013-2016 подтверждена приоритетность концессии как основной формы финансирования проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства и определены лучшие практики финансирования таких проектов проекты в социальной и жилищно-коммунальной сферах)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF PROJECTS WITH USE OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE PRESENT STAGE

Article is devoted to consideration of features of public-private partnership as forms of financing of projects. The analysis of development of the market of projects of public-private partnership in Russia for 2013-2016 has confirmed priority of concession as main form of financing of projects with use of mechanisms of public-private partnership and the best practicians of financing of such projects projects in social and housing-and-municipal spheres are defined)

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 336.58

Шкарупа Е. А., к. э. н.

доцент

кафедра теории финансов, кредита и налогообложения институт мировой экономики и финансов

Чернов Д.С. магистрант 2 курса кафедра теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей государственно-частного партнерства как формы финансирования проектов . Анализом развития рынка проектов государственно-частного партнерства в России за 2013-2016 подтверждена приоритетность концессии как основной формы финансирования проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства и определены лучшие практики финансирования таких проектов проекты в социальной и жилищно-коммунальной сферах)

Ключевые слова: государство, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство, концессия, финансирование

Shkarupa E. A., Candidate of Economic Sciences, associate professor departments of the theory offinance, credit and taxation

Volgograd state university institute of "World economy and finance" Volgograd State university Chernov D. S., undergraduate 2 rates Volgograd State university institute of "World economy and finance"

Russia, Volgograd FINANCING OF PROJECTS WITH USE OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE PRESENT STAGE Abstract. Article is devoted to consideration of features of public-private partnership as forms offinancing of projects. The analysis of development of the market of projects of public-private partnership in Russia for 2013-2016 has confirmed priority of concession as main form offinancing ofprojects with use of mechanisms of public-private partnership and the best practicians offinancing of such projects projects in social and housing-and-municipal spheres are defined)

Keywords: state, investment projects, public-private partnership, concession, financing

Модернизации российской экономики предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, направленных на координацию усилий и обеспечение учета интересов всех сторон.

По состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2 446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП. При этом более 480 проектов находятся в проработке органов власти и порядка 1 000, по экспертным оценкам, структурируются частным партнеромдля запуска с использованием механизма «частной инициативы84.

Проекты ГЧП, прошедших стадию принятия решения о реализации представлены на рисунке 1.

проекты проекты проекты

федерального регионального муниципального уровня уровня уровня

Рисунок 1 - Проекты ГЧП, прошедшие стадию принятия решения о реализации, количество (на начало 2017 года) Источник: составлено автором по: Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - С.2

Проекты ГЧП, прошедшие стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений / договоров) представлены в количестве 2 183. Инвестиционные обязательства по проектам ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений / договоров) отображены на рисунке 2.

84 Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. -С.2

из них обязательства частных партнеров

совокупные инвестиционные обязательства (обязательства по

финансированию создания / строительства / реконструкции)...

1,336

2,040

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 2- Инвестиционные обязательства по проектам ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений /

договоров)

Источник: составлено автором по: Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - С.2

Концессия продолжает оставаться основной формой реализации проектов ГЧП в России. 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения.

Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры и объема инвестиций можно проследить по рисункам 3,4.

1%

3%

I Информационно-ко ммуникацио нная

Социальная Транспортная

I Коммунально-энергетическая Иные сферы

Рисунок 3 - Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры (начало 2017 года). Источник: составлено автором по: Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация

«Центр развития ГЧП», 2016. - С.6

417,2

•^46,9

I Информационно-коммуникационная

I Социальная

I Транспортная

I Коммунально-энергетическая

I Иные сферы

Рисунок 4 - Распределение количества проектов ГЧП в разрезе объема

инвестиций), млрд.руб.

Источник: составлено автором по: Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - С.6

Региональные и муниципальные органы власти продолжают перенимать опыт структурирования проектов ГЧП федерального уровня в отрасли автомобильных дорог - спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры в российских регионах остается по-прежнему высоким.

В июне 2016 года была заключена первая федеральная концессия в отношении объектов железнодорожного транспорта. Речь идет о строительстве нескольких объектов в сухогрузном районе морского порта Тамань объемом частных инвестиций 500 млн руб.

Примечательно то, что проект был инициирован частным инвестором, а на стороне концедента выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта - Росжелдор.

Одной из наиболее динамичных не только в общеэкономическом масштабе, но и в контуре инфраструктуры считается информационно-коммуникационная сфера. В 2015 году стартовали проекты по созданию систем контроля безопасности ПДД, весогабаритного контроля, комплексной системы взимания платы, проект «Платон».

Сегодня в этой сфере также реализуются проекты, направленные на поддержание общественного порядка и безопасности.

Отрасль здравоохранения традиционно остается привлекательной для частной стороны ввиду возможности компенсации операционных затрат за счет внешнего источника - через платежи системы ОМС и, в отдельных случаях, достаточно маржинальные платные услуги.

Более того, публичная сторона, как правило, выражает готовность

софинансировать создание объектов здравоохранения в виду их высокой социальной значимости.

В 2016 году было уделено внимание возможностям модернизации объектов санаторно-курортного лечения, а также созданию туристско-рекреационных кластеров с помощью механизмов ГЧП.

Сейчас проекты ГЧП в отраслях социальной сферы (за исключением здравоохранения) в большей степени ориентированы на возмещение затрат инвестора по строительству / реконструкции объектов, чем на повышение качества оказываемой услуги за счет компетенций оператора. Однако игроками рынка предпринимаются попытки по формированию «инфраструктуры качества» именно в этих отраслях

В сфере обращения с ТКО инвесторы готовы к долгосрочному партнерству при условиях комплексности проекта на каждом из этапов обращения с отходами, а также включения проекта в отраслевую схему. Спрос на реализацию таких проектов со стороны частных инвесторов постоянно растет.

Однако с внедрением новой модели рынка, предусматривающей наличие единого оператора как гаранта исполнения схемы обращения, актуальность применения концессионных соглашений или соглашений о ГЧП/ МЧП, как инструментов для гибкого распределения рисков между сторонами, отошла на второй план.

Все чаще участники рынка запускают проекты в отрасли ТКО в рамках обычных инвестиционных договоров.

Развитие регулирования в сфере тепло- и водоснабжения позволяет говорить не только об увеличении числа заключаемых концессионных соглашений, но и о совершенствовании подходов при подготовке и реализации таких проектов.

Появление региона как обязательной третьей стороны в концессионных соглашениях в данных отраслях уже дало импульс к увеличению доли более крупных и качественно подготовленных проектов

ГЧП в коммунальной сфере, однако на количественных показателях данная новелла, скорее всего, скажется негативно

Несмотря на то, что отрасль электроснабжения традиционно финансируется за счет монополий, у крупных игроков рынка появляется интерес к реализации проектов ГЧП именно в сфере электроснабжения объектов инфраструктуры в силу недостаточной обеспеченности инвестиционных программ.

Темпы развития рынка проектов ГЧП в 2016 году по сравнению с 2015 годом в количественном выражении соответствуют прогнозам, сделанным в начале 2016 года экспертами Центра развития ГЧП (фактический CAGR = 124,5 % против прогнозного - 130 %) (учитывались проекты, прошедшие стадию коммерческого закрытия) (рисунок 5)

Рисунок 5 - Динамика роста количества проектов ГЧП за период с 2013 по 2016 годы

Составлено автором по данным Центра развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pppcenter.ru/

В 2016 году также наблюдалась положительная динамика роста рынка проектов ГЧП и в денежном выражении.

Удалось преодолеть негативный тренд 2015 года по отрицательной динамике привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. С осторожностью можно сказать о преодолении негативных факторов посткризисного периода, оказывавших влияние на рынок проектов ГЧП в 2015 году.

В 2016 году в рамках проектов ГЧП было «законтрактовано» инвестиционных обязательств частных партнеров на сумму почти в полтора раза больше, чем в 2015 году и практически в два раза больше, чем в 2014 (рисунок 6).

Финансовый механизм реализации государственно-частного партнерства может быть определен как «совокупность форм и способов (инструментов) организации финансовых отношений в сфере сотрудничества государства и частного сектора с целью обеспечения благоприятных условий для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие соответствующей территории»85 (рисунок 7).

85 Анфимова. К.С. Совершенствование финансового механизма государственно-частного партнёрства: дисс. ... канд. экон. наук / Российский университет дружбы народов. - Москва: [б.и.], 2016.- 207с.

Всего

Объем частных инвестиций, муниципальный уровень

Объем частных инвестиций, региональный уровень

Объем частных инвестиций, федеральный уровень

408,1

408,1

1038

,7

-4-

35,14

2016 2015

0 200 400 600 800 1000 1200 1400

1

Рисунок 6 - Объем частных инвестиций в проектах ГЧП за 2015-2016

гг.

в разрезе уровней власти накопительным итогом Составлено автором по данным Центра развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pppcenter.ru/

Механизм представлен формами финансовых отношений; порядком формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе реализации проектов ГЧП, финансовым законодательством. Информационно-правовая база реализации ГЧП представлена нормативными актами как федерального, так и регионального назначения

Развитая институциональная среда - необходимое условие успешного функционирования финансового механизма реализации ГЧП.

Это совокупность институтов и норм их взаимодействия, которые способствуют развитию финансового механизма.

Институциональная среда ГЧП в России включает в себя: -Инвестиционный фонд;

- Банк развития и другие государственные корпорации; -Российская венчурная компания;

-Центр развития государственно-частного партнерства; -региональные инвестиционные фонды и центры развития ГЧП

Участники реализации проектов ГЧП (государство и частные инвесторы)

Финансовые инструменты

- долговое финансирование (предоставление денежных средств, в том числе на целевое использование, на приобретение основных фондов и

пр.);

- процентная ставка

- права на государственные активы (земля, производственные объекты, недра), кроме права собственности; - лицензия на разработку недр и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- налоговые льготы;

- налоговые ставки;

Финансовые методы

Финансовое планирование; Финансовый учет и

анализ;

Финансовое регулирование; Финансовый контроль и

Нормативно- правовое обеспечение Законодательные акты; Постановления правительства и др.

Формы ГЧП Концессия; Контракт ЖЦ; Соглашение о РП

Рисунок 7- Финансовый механизм реализации ГЧП Источник: составлено автором по результатам исследования Главным приоритетом для Центра развития ГЧП на сегодняшний день по-прежнему остается помощь в развитии инфраструктуры на территории Российской Федерации путем использования качественно новой модели сотрудничества государства и бизнеса - государственно-частного партнерства. Однако в настоящее время помимо вышеперечисленных направлений деятельности обозначены еще несколько, переход к которым осуществляется постепенно

Таким образом, институциональная среда представляет собой систему, через которую реализуется финансовый механизм государственно-частного партнерства.

Основным источником финансирования проектов ГЧП должен быть частный капитал. Однако, учитывая высокую ресурсоемкость, сроки окупаемости проектов ГЧП и недостаточность собственного капитала частного бизнеса, необходимо использовать альтернативные источники финансир ования.

Такими могут являться средства Банков, инвестиционных фондов, ресурсы государства, предоставляемые под реализацию конкретных проектов на возмездной или безвозмездной основе, гранты и субсидии фондов развития. Дополнительными источниками финансирования являются средства Инвестиционного фонда РФ.

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда предоставляются как для «проектов общегосударственного значения, так и для региональных инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов РФ в части объектов инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ и/или муниципальных образования, а также для реализации инвестиционных проектов86

В качестве примера привлечения средств Инвестиционного фонда в ЮФО приведем Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области (начало реализации - 2004, окончание- 2021 г.) (рисунки 8,9).

Помимо прямого финансирования государство может оказывать поддержку частному сектору в реализации проектов ГЧП по нескольким направлениям.

■ средства Инвестиционного фонда РФ

■ средства бюджета субъектов

■ средства бюджета муниципального образования

249,48

2018,5

\

Рисунок 8 - Источники финансирования Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г.

Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области Источник: поставлено автором по: Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.evraziyskiy.ru/proj ects/

Другим источником государственного финансирования проектов ГЧП являются средства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

86 Маховикова, Г.А. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. - С.113_

А.

Инвестор Муниципалитет Субъект РФ Инвестиционный фонд Всего

1

1 643,80 —. 278,8

-6 66

0

0,20

J 24 542

50

ттттт

37 1

25,45

0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000

Рисунок 9- Привлечение финансовых ресурсов для реализации комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада

Ростовской области Источник: составлено автором по: Справочные материалы по проектам, реализуемым с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. economy. gov.ru/minec/activity/sections

К примеру - это гарантии активов. Предоставляя такие гарантии, правительство обязуется при определенных условиях выкупить у своего партнера по проекту ГЧП объект по цене, которая обеспечивала бы ему минимальную или согласованную заранее доходность

Одним из источников финансирования проектов ГЧП являются коммерческие кредиты.

В большинстве проектов ГЧП частный партнер стремится получить долгосрочные кредиты, поскольку строительство инфраструктурных объектов занимает, как правило, годы, а полный возврат средств инвесторов нередко составляет 10 и более лет. В некоторых случаях финансирование строительства объектов инфраструктуры обеспечивается краткосрочными ссудами.

Главной формой привлечения финансовых ресурсов в рамках ГЧП на муниципальном уровне является концессионное соглашение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях», «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект

концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности» 87.

За 2014-2015 количество заключенных концессионных соглашений увеличилось в 5 раз (рисунок 10).

2013/2014 2014/2015

Рисунок 10 - Статистика заключения концессионных соглашений,

2013-2015гг.

Источник: составлено автором по: Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015. - С.41.

Статистика заключения концессионных соглашений по сферам представлена в таблице 1.

В Волгограде также проводятся мероприятия по привлечению финансовых ресурсов в рамках подготовки и передачи на условиях концессионного соглашения централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности города.

Повысившийся в 2014-2015 гг. интерес к инструментам ГЧП необходимо поддерживать и развивать, стимулируя инвесторов к дальнейшей реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП. С этой целью возможны разработка и предоставление налоговых льгот частным партнерам, а также использование неналоговых мер стимулирования и поддержки частных инвесторов, например:

• льготное или безвозмездное подключение к коммунальным сетям;

87 О концессионных соглашениях: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 115 -ФЗ // Рос. газ. -2005. - 26 июля. - № 30.

• субсидирование процентной ставки по займам;

• методическое и организационное содействие при инициировании, разработке и реализации проектов (помощь в составлении заявки и структурировании проекта, помощь в поиске финансирования и

пр.);

• использование иных мер поддержки.

Таблица 1 - Статистика заключения концессионных соглашений по сферам______

Уровень/Этап Коммуналь Социаль Транспорт Энергетичес итог

реализации ная ная ная кая

итог Общий

Муниципальный 159 23 3 143 328

Завершение 1 1 2

Инвестиционный 108 8 115 231

Инициирование 13 3 4 20

Предынвестиционный 3 1 2 2 11

Э ксплуатационный 31 11 1 21 64

Региональный 18 40 29 6 93

Инвестиционный 7 7 3 1 18

Инициирование 5 15 11 1 32

Предынвестиционный 4 12 15 1 32

Э ксплуатационный 2 2 3 11

Федеральный 1 8 9

Инициирование 1 1

Предынвестиционный 4 4

Инвестиционный 2 2

Э ксплуатационный 2 2

Общий итог 180 65 41 149 436

Источник: Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015. - С.42

Также дальнейшему развитию ГЧП может поспособствовать обеспечение максимальной открытости информации о потребностях в инфраструктуре и планах по реализации проектов ГЧП

Совершенствование финансового механизма, на наш взгляд, должно быть в первую очередь инициировано государством, как лицом, заинтересованным в реализации проекта с точки зрения достижения конечного результата (оказание общественно значимых услуг), при этом государство является ответственным за предоставление не только высококачественных, но и доступных населению услуг.

Интересы частного сектора более очевидны и состоят преимущественно в поддержании необходимого уровня рентабельности проекта, чистого приведенного дохода, в поддержании рисков в рамках

допустимого уровня и т.д.

Поэтому именно государство, на наш взгляд, должно производить анализ в области реализации проектов государственно-частного партнерства и выбирать адекватные финансовые инструменты для необходимого воздействия на ситуацию.

К таким инструментам авторы относят: отложенный механизм оплаты, синдицированное кредитование, финансовое лидерство, мезонинное финансирование.

Инвесторы в большинстве случаев не готовы входить в проекты социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства по данным Центра развития ГЧП, количество проектов ГЧП продолжает расти: 212 проектов на начало 2016 года против 117 проектов на начало 2015 года (рисунок 11).

Это в первую очередь связано с дефицитом бюджетных средств и развитием сферы ГЧП в целом. Большинство проектов ГЧП реализуются в сфере здравоохранения.

Авторами проанализирован существующий рынок проектов ГЧП и представлены лучшие практики в образования, гораздо меньше проектов осуществляется в отраслях туризма, культуры и культурного наследия. Проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта, а также социального обслуживания населения мало, однако эксперты считаютданные отрасли перспективными для привлечения частных инвестиций на условиях ГЧП.

В сфере здравоохранения успешным проектом стал Центр экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической фузиологии на территории ГБУ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Сердавина».

Рисунок 11 - Объем частных инвестиций в проектах ГЧП социальной

сфере (млрд. рублей) Источник: составлено автором по: Официальный сайт Института развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. -

■ Федеральный уровень

■ Региональный уровень

■ Муниципальный уровень

Режим доступа: http://www. p3institute.ru/; Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.pppcenter.ru/

■ Соглашение о ГЧП

■ Иные формы ГЧП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здравоохранение Образование Социальное обслуживание населения

Спорт Культура Туризм

Другие проекты социального направления

Концесионные соглашения

_

-

-

/ -J У

0%

50%

100%

Рисунок 12 - Количество проектов ГЧП в социальной сфере в разрезе отраслей и форм реализации проектов ГЧП Источник: составлено автором по: Официальный сайт Института развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. p3institute.ru/; Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.pppcenter.ru/

В марте 2013 года министерство здравоохранения Самарской области инициировало реализацию проекта по реконструкции и переоснащения отделений гемодиализа в лечебно-профилактических учреждениях на территории городского округа Самара

Данный проект структурирован представителями органов государственной власти Самарской области в форме концессии в первую очередь с целью повышения качества оказываемых услуг (в соответствии со стандартами ISO) населению по лечению почечной недостаточности на территории региона, а также повышения уровня доступности медицинской реабилитации и устранения очередности в реабилитационные учреждения Самарской области. Соглашение о реализации проекта было подписано 5 июня 2014 года.

Объем капитальных затрат составляет 350 млн. Срок проекта 16 лет. Концессионер полностью финансирует реализацию проекта на стадии капитального строительства и эксплуатации объекта здравоохранения.

Бюджетных средств для реализации проекта ГЧП не предусмотрено.

В рамках проекта предполагается реконструкция зданий и сооружений медицинского учреждения, состоящее из 3 блоков (отделение диализа, отделение переливания крови, стационар), общей площадью 4593,7 кв. м (коэффициент полезной площади составляет 0,7). Мощность объекта составит 280 пациентов в год и до 52 500 процедур гемодиализа по году

Концессионер (ООО «ФАРМ СКД») за свой счет создает недвижимое имущество, право собственности на которое будет принадлежать концеденту, осуществить деятельность с использованием движимого и недвижимого имущества посредством оказания услуг по комплексному технологическому сопровождению процедуры диализа

За свой счет создает недвижимое имущество, право собственности на которое будет принадлежать концеденту, осуществить деятельность с использованием движимого и недвижимого имущества посредством оказания услуг по комплексному технологическому сопровождению процедуры диализа пациентам с острой и хронической почечной недостаточностью

Использует (эксплуатирует) объект соглашения и имущество, входящее в состав объекта соглашения. Поддерживает объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет капитальный и текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, оснащение объекта соглашения всем необходимым оборудованием, расходными материалами, изделиями, мебелью, лекарственными средствами, осуществление технического обслуживания медицинского оборудования, нести коммунальные и эксплуатационные расходы.

За свой счет разрабатывает и согласовывает с концедентом проектную документацию, необходимую для создания объекта соглашения, в течение 12 месяцев с момента подписания концессионного соглашения Предоставляет концеденту для обеспечения исполнения обязательств по настоящему соглашению в течение 30 календарных дней с момента подписания концессионного соглашения банковскую гарантию в обеспечение исполнения обязательства концессионера по созданию и вводу в эксплуатацию объекта соглашения в размере 30% от объема инвестирования сроком действия на 1 год. Банковская гарантия подлежит ежегодному продлению на тех же условиях до окончания срока по строительству и вводу объекта соглашения.

Еще одним успешным проектом стало создание сети офисов врачей общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Объем капитальных затрат составляет 90 млн. руб.

Финансирование реконструкции (ремонта и оснащения помещений) полностью осуществляет частный партнер в размере 90 млн руб. Возвратность инвестиций осуществляется за счет тарифа ОМС.

В рамках реализации проекта предусмотрена реконструкция (ремонт и оснащение) 6 объектов первичной медико-санитарной помощи, общей мощностью более 50 тыс. обслуживаемого населения.

Применение механизмов ГЧП в отношении объектов системы образования в настоящее время распространенно в сегменте обучения детей дошкольного возраста.

Предпринимаются дополнительные попытки дать старт реализации проектов в отраслях общего, среднего профессионального и высшего образования, но в настоящий момент они не дали результатов. И проектов, которые можно было бы тиражировать в других субъектах РФ в данных сегментах, на текущий день нет.

При этом в сегменте развития инфраструктуры дошкольного образования применялась только одна организационно-правовая форма -соглашение о ГЧП в рамках законодательства субъекта РФ.

Данная модель не подразумевает оказания конечно услуги по обучению и воспитанию детей, а основывается на техническом обслуживании объекта образования с последующей передачей в публичную собственность

В образовании успешным опытом является Строительство оснащение и эксплуатация образовательных учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе.

Данный проект структурирован в рамках законодательства о ГЧП Ямало-Ненецкого автономного округа и ставит перед собой цель создания 7 образовательных учреждений для повышения уровня удовлетворенности населения доступностью и качеством образования, а также увеличения показателя по обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях и школах.

В рамках реализации проекта предусмотрено строительство, оснащение и ввод в эксплуатацию 6 дошкольных образовательных учреждений и 1 общеобразовательного учреждения общей площадью 5575 кв. м и вместимостью 1540 человек. При этом частный партнер берет на себя обязательства обеспечивать техническую эксплуатацию объектов инфраструктуры и оформить права частной собственности на объекты соглашения.

Публичный партнер передает частному партнеру проектно-сметную документацию, предоставляет земельные участки и подключает их к необходимым инженерным сетям.

После оформления права собственности частного партнера на объекты образования публичный партнер содействует в заключении договоров аренды для эксплуатации объектов муниципальными бюджетными учреждениями.

Соглашение о ГЧП может быть расторгнуто по соглашению сторон, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством

Объем капитальных затрат составляет 5906,5 млн. руб.Срок проекта 18 лет. Стоимость создания объектов инфраструктуры составляет 5,9 млрд руб. и финансируется за счет собственных или привлеченных средств частным партнером. Выкупная стоимость объектов соглашения, включая платежи за рассрочку составляет 9,2 млрд руб.

Реализация проектов ГЧП в отрасли социального обслуживания населения может быть обеспечена в том числе за счет действия федерального закона 442-ФЗ, закрепившего возможность компаниям, которые определены в качестве поставщиков социальных услуг, получать плату за соответствующие социальные услуги по установленному в регионе тарифу.

В перспективе ожидается существенный рост числа реализации проектов ГЧП в данной отрасли, но на текущий момент определить лучшие практики, например в отношении объектов по уходу за пожилыми людьми (геронтологических центров), не представляется возможным, поскольку все проекты находятся на стадии подготовки и структурирования.

Тем не менее достаточно интересная практика сложилась в отношении объектов социально-бытового назначения, в частности банно-прачечных комплексов, в отношении которых за последние два года активно применяется механизм заключения концессионных соглашений.

В отрасли физической культуры и спорта был реализован один из первых в России региональных концессионных проектов - строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области. Планировалось, что механизмы ГЧП в данной сфере будут активно применятся в перспективе, но на сегодняшний день можно констатировать, что большого количества лучших практик ГЧП в отношении объектов спорта в регионах и муниципалитетах нет.

В настоящее время идет поиск оптимальной схемы, по которой такие проекты могут быть реализованы, и если в начале нулевых инвесторы могли позволить себе реализовать проект без бюджетного рубля, то сейчас повышенное внимание уделяется вопросам софинансирования таких проектов из государственных средств на капитальной стадии.

Строительство ледового дворца спорта в Ульяновской области является успешным проектом в рассматриваемой сфере. Объем капитальных затрат составляет 2,02 млрд. руб.Срок проекта 12 лет. Возвратность вложенных средств осуществляется за счет оказания платных услуг населению. Бюджетных средств в реализации проекта ГЧП не предусмотрено.

Успешным примером является Реконструкция имущества Парка культуры и отдыха в Самарской области.

Муниципальный концессионный проект, направленный на реконструкцию имущества, расположенного в Парке культуры г. Сызрань Самарской области и осуществление деятельности по организации досуга

граждан. Объем капитальных затрат составляет 100 млн. руб.Срок проекта 49лет.

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из приоритетных отраслей экономики России.

Именно поэтому законодатель уделил особое внимание концессионным соглашениям, связанным с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее - объекты теплоснабжения и водоснабжения), вынеся регулирующие их нормы в главу федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» .

Пристальное внимание законодателя к рассматриваемым вопросам обусловлено не только социально-экономическим «весом» самой отрасли ЖКХ, но и определенной спецификой отношений, складывающихся в отрасли. Последняя, в свою очередь, связана с рядом организационно-технических и экономических особенностей осуществления инвестиционной и операционной деятельности с использованием объектов теплоснабжения и водоснабжения.

2-,25

I объекты освещения городских и сельских поселений

I объекты переработки и утилизации ТКО

I объекты электроснабжения

объекты из двух или более отраслевых групп,указанных выше («мульти»)

объекты водоснабжения и

водоотведения г объекты теплоснабжения

^13

456

348

Рисунок 13 - Общее количество реализуемых концессионных проектов в коммунальной сфере по состоянию на 01.10.2016 г.

Источник: составлено автором по: Концессионные соглашения в коммунальной сфере: Актуальная статистика, изменение концессионного Законодательства и совершенствование регулирования Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pppcenter.ru/

я

муниципальным уровень

региональный уровень

1

0 200 400 600 800 1000

Рисунок 14 - Количество проектов в коммунальной сфере по уровню реализации (конец 2016 года) Источник: составлено автором по: Концессионные соглашения в коммунальной сфере: Актуальная статистика, изменение концессионного Законодательства и совершенствование регулирования Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pppcenter.ru/

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 20 - Объем инвестиций в концессионных проектах в коммунальной сфере по годам (млрд руб.)

Источник: составлено автором по: Концессионные соглашения в коммунальной сфере: Актуальная статистика, изменение концессионного Законодательства и совершенствование регулирования Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pppcenter.ru/

Также законодательством осуществлена попытка урегулирования отношений, связанных с передачей по концессионному соглашению отдельных объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости.

Концессия продолжает оставаться основной формой реализации проектов ГЧП в России. 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения.

Анализ распределения количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры и объема инвестиций показал, что приоритетными являются проекты в социальной и жилищно-коммунальной сферах

Использованные источники:

1. О концессионных соглашениях: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Рос. газ. - 2005. - 26 июля. - № 30.

2. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36с.

3. Концессионные соглашения в коммунальной сфере: Актуальная статистика, изменение концессионного Законодательства и совершенствование регулирования Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pppcenter.ru/

4. Анфимова. К.С. Совершенствование финансового механизма государственно-частного партнёрства:. дисс. ... канд. экон. наук / Российский университет дружбы народов. - Москва: [б.и.], 2016.- 207с.

5. Маховикова, Г.А. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 251с.

6. Справочные материалы по проектам, реализуемым с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections

7. Официальный сайт Института развития государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. p3institute.ru/; Официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. pppcenter.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.