экстремизму в целом, направленных на подрыв безопасности субъектов страны, возбуждение социальной, религиозной, национальной розни, ненависти и вражды. Органам власти всех уровней и муниципальным образованиям следует уделять особое внимание воспитанию населения в духе этно-конфессио-нальной толерантности, нетерпимости идеологии экстремизма и терроризма. Необходимо расширить географию действия Центров профилактики экстремизма (на территории СКФО он 1 в Дагестане), деятельность которых направлена на индивидуально-профилактическую работу с молодёжью. К данной работе помимо сотрудников правоохранительных органов необходимо привлекать религиозных представителей, педагогов и психологов.
В целях предупреждения и профилактики экстремизма в молодёжной среде в образовательных организациях России активно проводятся мероприятия, направленные на неприятие идеологии экстремизма. На современном этапе развития заслуживают внимания, например, стратегические шаги Правительства Санкт-Петербурга, принявшего на 2015-2020 гг. программу «Толерантность», рассчитанную на совершенствование системы формирования толерантного сознания и поведения, воспитания культуры мира, обеспечения атмосферы межнационального мира и согласия в регионе [5].
Для граждан России характерна неуверенность в себе, робость, пассивность, астения, аутизм, хроническая тревожность, безадресная агрессия. Это подтверждают результаты исследований, проводимых Аналитическим центром Ю. Левады («Левада-Центр») и Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) [6]. Именно по вышеуказанным причинам наше многонациональное государство, активно пытается создать формулу национального единства, необходимую для сплочения населения
Библиографический список
вокруг незыблемых ценностей преодоления разобщенности и кризиса самоидентификации [7].
В данной связи предпринимаются попытки найти те скрепы, которые бы сумели объединить российское население. Сюда можно отнести отношение к Великой Отечественной войне. Фактически только на молодое поколение рассчитаны и сегодняшние фильмы о войне, такие как «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Сталинград». Еще, в феврале 2011 года В.В. Путин на заседании государственного совета по развитию отечественной кинематографии сказал: «Кино по сущности своей намного больше, чем развлечение. Это значительный источник образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, в особенности в молодёжной среде, данный источник обязан использоваться в полной мере» [8].
Эффективным мероприятием, обращённым на объединение российской нации, является отношение к спорту. Зимние олимпийские игры в Сочи показали сплочённость и высокие патриотические чувства абсолютно всех граждан Российской Федерации. Весомым шагом по сплочению нации стали события весны 2014 года, связанные с присоединением Крымского полуострова и поддержкой населения Донбасса в их борьбе за самоопределение региона, операции наших ВКС в Сирии. Поиск новых консолидирующих идей и символов немыслим, с точки зрения властей, без обращения к патриотизму, призванному объяснить, прежде всего, молодому поколению, за какие идеалы боролись предки, и за что стоит бороться в будущем. В настоящее время всё более активно обсуждается вопрос об общероссийском патриотическом идеале, который будет способен вдохновить соотечественников на славные свершения во имя духовного преображения Отчизны.
1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - март 2016 года. Available at: https://mvd. ru/folder/101762/item/7572658/
2. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде. Наша молодёжь. 2011; 6: 40.
3. Бидова Б.Б. Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России. Молодой учёный. 2013; 5: 498 - 501.
4. Новый сайт Новой газеты. Available at: http://www.novayagazeta.ru/politics/7285-4.html
5. Программа Толерантность. Available at: http://k-obr.spb.ru/page/229/
6. Зарубина С.Н. Патриотизм в современном российском кинематографе. Общественные науки и современность. 2012; 6: 167.
7. Урнов М.Ю., Касамара В.А. Современная Россия: вызовы и ответы. Москва, 2005.
8. Стенограмма заседания Правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии. 2011. Available at: http:// gover-ment.ru/docs/-14014/
References
1. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar' - mart 2016 goda. Available at: https://mvd.ru/ folder/101762/item/7572658/
2. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodejstviyu 'ekstremizmu v molodezhnoj srede. Nasha molodezh'. 2011; 6: 40.
3. Bidova B.B. Istoriko-pravovye aspekty fenomena 'ekstremizma v Rossii. Molodoj uchenyj. 2013; 5: 498 - 501.
4. NovyjsajtNovojgazety. Available at: http://www.novayagazeta.ru/politics/7285-4.html
5. Programma Tolerantnost'. Available at: http://k-obr.spb.ru/page/229/
6. Zarubina S.N. Patriotizm v sovremennom rossijskom kinematografe. Obschestvennye nauki isovremennost'. 2012; 6: 167.
7. Urnov M.Yu., Kasamara V.A. Sovremennaya Rossiya: vyzovy iotvety. Moskva, 2005.
8. Stenogramma zasedaniya Pravitel'stvennogo Soveta po razvitiyu otechestvennoj kinematografii. 2011. Available at: http://gover-ment.ru/ docs/-14014/
Статья поступила в редакцию 01.08.16
УДК 373.3
Zhirkova K.A., postgraduate (Pedagogy), Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
ACTIVATION OF COGNITIVE PROCESSES OF PUPILS IN THE TEACHING PROCESS OF ENGLISH IN THE CONTEXT OF A PERCEPTUAL ACTIVITY. The article is dedicated to activation of cognitive processes of students at a primary school in the study of the English language. The term "perceptual activity" is analyzed and defined. The author pays attention to the scale of productivity of perceptual activity of primary school students at lessons of a foreign language. The article also describes scientific experiments, the practical compliance of which was defined by theoretical research on the subject. On the basis of these results it is possible to formulate a set of recommendations for teachers.
Key words: perceptual activity, English, elementary school, cognitive activity.
К.А. Жиркова, аспирант Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
г. Москва, E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена активизации познавательных процессов у учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка. Проанализировано и раскрыто понятие «перцептивная деятельность». Основное внимание уделено шкале продуктивности перцептивной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка. Также в статье описано проведение научного эксперимента, в ходе которого было определено практическое соответствие теоретическим исследованиям по данной тематике. На основе приведённых в статье выводов возможно сформулировать комплекс рекомендаций практикующим педагогам.
Ключевые слова: перцептивная деятельность, английский язык, начальная школа, познавательная деятельность
Важнейшем источником активности в познавательном процессе у ребёнка и одним из самых эффективных побудителей его внимания является интерес. Повышению активности учеников и повышению успеваемости и самостоятельности способствует наличие познавательного интереса к предмету.
Для эффективного развития познавательной деятельности следует рассмотреть её индивидуальные и типологические особенности. Под типологическими особенностями познавательной деятельности мы понимаем такие её особенности, которые характерны для данного возраста и класса обучения определённых групп учащихся [1, с. 14].
Под индивидуальными же особенностями следует понимать возможности каждого ученика, определённые уровнем развития познавательных процессов.
Для нашего исследования важно, что в литературе имеются сведения об использовании уровневого подхода применительно к формированию учебных умений младших школьников. В опубликованных научных работах выделяются уровни сформиро-ванности учебной деятельности обучающихся, разделяются дети с высокими, средними, низкими и очень низкими учебными возможностями. Для каждого из уровней приводятся описания соответствующих индивидуальных особенности учащихся, а также даются определенные рекомендации учителям по повышению в ходе работы уровня сформированности учебной деятельности учеников [2, с. 32].
В научной работе Е.В. Коротаевой [3] были определены уровни и намечены пути активизации познавательной деятельности. Она выделила следующие уровни:
- нулевой уровень познавательной активности (дети с трудом вкпючаютсявработу.привыкли к постоянному давлению со стороны педагога, для их активизации необходимо создать доброжелауульяую птрясферусыять стрдх педед неправиюьныу ответом);
- пассивный уровонь(туинттресыва ннеятуутеттопрояв-ляется лишь в определённых ситуациях, связанных с привлека-тельнослтюсоддижаньямаоетсилаилифоииы поепьыадартя);
- активный уровень (с детьми, относящимися к этому уровню целесообразно применять проблемные задачи, ролевые игры, стимулирующие их активность);
- высший уровень (у учащихся проявление активности в познавательной деятельности является творческим) [3, с. 75 - 80].
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что в основе познавательных процессов лежат несколько видов деятельностей, в число которых входит и перцептивная.
Индивидуальные различия учеников в пределах одного возраста достаточно велики. Рассматривая познавательную деятельность как восприятие, возможно провести диагностику продуктивности данной деятельности на основе анализа перцептивной деятельности младших школьников на уроках английского языка и дать им свою уровневую характеристику.
Перцептивная деятельность - это совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности [4]. Согласно Ж. Пиаже, к перцептивной деятельности относится всякое установление взаимосвязей между воспринимаемыми элементами [5].
Наш научный эксперимент был построен на визуальном прочтении картинок. Детям предоставлялись картинки, которые следовало внимательно рассмотреть, а затем описать сюжет. Тематика изображений включала в себя лексику, входящую в программу 3 класса. Учебники Enjoy English [6] и Spotlight [7]. С помощью анализа высказываний и ошибок, производилась оценка результатов изучаемых познавательных процессов. Все ответы учеников записывались на электронный носитель и сохранялись отдельным файлом.
По итогам нами было выявлено четыре уровня продуктивности познавательной деятельности:
1) Минимальный уровень. Школьники, отнесённые нами к этсмсуровню, соссавили односсоронннй и поверхностный рассказ. Дети данного уровня не умеют всматриваться в объекты, мндлелно вмлючаюнсд в уаебрыдпроцесс.Отвхты нтвопросы односложные, с большими паузами. Учащиеся не обращают вни-данияра действия им картинаи.авыделмнтр олисыдамдоолько крупные объекты. Ответ ребенка не последователен и не логи-чсо,в Ыыотс^огв^г^тврмт^1^и е, заключение и концовка. Часто обрывается случайной фразой.
2) Низкий уровень. Дети данной группы стремятся выделить основное в картинке. Они постоянно спешат, не выслуши-
вают до конца экспериментатора. Часто ученики импульсивны и невнимательны. Из ответа ребёнка видно, что основное содержание ему доступно, он обращает внимание на происходящие действия. Но ученик полностью не осознает, что происходит на картинке. Анализ её недостаточно полон и местами фрагмента-лен. План анализа картинки отсутствует.
3) Средний уровень. Дети этого уровня проводят достаточно глубокий анализ. В их рассказах присутствует логичность и полнота описания увиденного на картинке. Анализируя ответы учеников, можно сделать вывод, что дети не только наблюдают, но и выражают увиденное довольно полно. В их ответах передается все увиденное кратким описанием с указанием отдельных деталей. Все предложения связаны в единое целое, но встречаются предложения, отрывающиеся от общего смысла. Дети, относящиеся к среднему уровню продуктивности, отличаются от своих одноклассников (минимальный и низкий уровень) более высоким уровнем восприятия, умением наблюдать, выделять значительное количество признаков, определять действия предмета, полнее анализировать объект, передавать эмоции героев на изображении.
Библиографический список
4) Высокий уровень. Дети высоко уровня свободно пользуются лексикой, отмечают детали, называют действия и состояния объектов. Картинка вызывает интерес у школьников. Ученики переходят от анализа существенных предметов к второстепенным. Ответ более последователен, чем у учеников со средним уровнем продуктивности. Они делают попытку составить свое собственное суждение, рассматривая знакомые предметы. Односторонней логичности в рассказах так же нет.
Количественное распределение испытуемых по уровням продуктивности перцептивной деятельности можно представить в виде диаграммы:
В результате было установлено, что шкала продуктивности перцептивной деятельности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка (0 - 100%) условно разделяется на четыре уровня: минимальный - от 0 до 25 %, низкий - от 25 до 50 %, средний - от 50 до 75 % и высокий - 75 - 100%. Соответственно этим уровням, можно выделить 4 группы младших школьников, которые отличаются друг от друга характером и интенсивностью протекания основных познавательных процессов.
1. Щербаков Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учётом из индивидуально-типологических особенностей. Диссертация... доктора педагогических наук. Москва, 1980.
2. Формирование учебной деятельности младших школьников при дифференцированном обучении: методические рекомендации. О.М. Смирнова, Т.В. Тюкмаева, В.А. Бирюкова и др. Москва, 2002.
3. Коротаева Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия. Директор школы. 2000; 9.
4. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакцией А.А. Реана. Санкт-Петербург, 2002.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Перевод с французского. Москва: Просвещение, 1969. Available at: http://elib.gnpbu. ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English для 3 класс. Москва: Титул, 2013.
7. Быкова Н.И, Дули Д., Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе. 3 класс. Москва: Просвещение, 2012. References
1. Scherbakov Yu.I. Pedagogicheskoe rukovodstvo poznavatel'noj deyatel'nost'yu mladshih shkol'nikov s uchetom iz individual'no-tipologicheskih osobennostej. Dissertaciya... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1980.
2. Formirovanie uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov pri differencirovannom obuchenii: metodicheskie rekomendacii. O.M. Smirnova, T.V. Tyukmaeva, V.A. Biryukova i dr. Moskva, 2002.
3. Korotaeva E.V. Tipy uchebnoj aktivnosti: pedagogicheskaya taktika i strategiya. Direktorshkoly. 2000; 9.
4. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. Pod obschej redakciej A.A. Reana. Sankt-Peterburg, 2002.
5. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. Perevod s francuzskogo. Moskva: Prosveschenie, 1969. Available at: http://elib.gnpbu.ru/text/ piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
6. Biboletova M.Z., Denisenko O.A., Trubaneva N.N. Anglijskij yazyk: Anglijskij s udovol'stviem / Enjoy English dlya 3 klass. Moskva: Titul, 2013.
7. Bykova N.I, Duli D., 'Evans V. Anglijskij yazyk. Anglijskij v fokuse. 3 klass. Moskva: Prosveschenie, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.07.16
УДК 372.878
Utkin A.S., postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTIONS OF Z. KODALY AND D. B. KABALEVSKY: TWO VIEWS ON MUSIC EDUCATION. This article discusses conceptions in musical education proposed by a Hungarian musician and educator Zoltan Kodaly and a Russian composer and teacher Dmitri Kabalevsky. The two concepts are compared for the first time in the academic research. The article contains translations of publications by Kodaly and other Hungarian teachers, made by the author of the article. Kodaly and Kabalevsky considered music as an important way of education, thanks to which it is possible to form the spiritual culture of children and society as a whole. However, in practice Kodaly's and Kabalevsky's concepts have many significant differences. It should also be noted that if Kabalevsky is both a creator of his theoretical concept and an author of teaching methods, the conceptual ideas by Kodaly had been embodied by his student and follower Jeno Adam, who developed the techniques. The Kodaly's and Kabalevsky's music education concepts undoubtedly are of interest today, since they are in the basis of the musical education in Hungary and Russia.
Key words: music pedagogy, music education, music lessons at school, Kodaly's concept, method by Jeno Adam, Kabalevsky's curriculum.
А.С. Уткин, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИИ З. КОДАЯ И Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО: ДВА ВЗГЛЯДА НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В данной статье рассматриваются концепции музыкального воспитания венгерского музыканта и педагога Золтана Кодая и русского композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. Сравнение этих двух концепций в научной литературе приводится впервые. В статье использованы переводы публикаций Кодая и других венгерских педагогов, выполненные автором статьи.
И Кодай, и Кабалевский считали музыку важным средством воспитания, благодаря которому можно формировать духовную культуру детей и общества в целом. Однако на практике концепции Кодая и Кабалевского имеют много существенных различий. Также следует отметить, что если Кабалевский одновременно является и создателем теоретической концепции,