Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ООП НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ООП НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с особенными образовательными потребностями / английский язык / игра / дети с нарушением слуха / коммуникация / игровые технологии.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шагирова Гульнар Мамыровна

В данной статье описывается опыт работы педагога английского языка в специальной школе для детей с нарушением слуха. Применение игровых технологий в обучении английскому языку способствует развитию монологической и диалогической речи, слухового восприятия, памяти, активизации словаря. Различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс изучения английского языка у детей с особыми образовательными потребностями, сделать его интересным и увлекательным, так как игры являются, по сути, естественной средой обитания учащихся. Поэтому игровые технологии имеют очевидные преимущества для дальнейшей активизации и формирования стойкого познавательного интереса у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ООП НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ООП НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ШАГИРОВА ГУЛЬНАР МАМЫРОВНА

Учитель английского языка КГУ «Специальная школа-интернат №4»

г. Кокшетау, Казахстан

Аннотация. В данной статье описывается опыт работы педагога английского языка в специальной школе для детей с нарушением слуха. Применение игровых технологий в обучении английскому языку способствует развитию монологической и диалогической речи, слухового восприятия, памяти, активизации словаря. Различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс изучения английского языка у детей с особыми образовательными потребностями, сделать его интересным и увлекательным, так как игры являются, по сути, естественной средой обитания учащихся. Поэтому игровые технологии имеют очевидные преимущества для дальнейшей активизации и формирования стойкого познавательного интереса у учащихся.

Ключевые слова: дети с особенными образовательными потребностями, английский язык, игра, дети с нарушением слуха, коммуникация, игровые технологии.

Знание иностранных языков определяет кругозор и общий культурный уровень личности, приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему языком межнационального общения. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус. Сказанное имеет прямое отношение и к детям с особыми образовательными потребностями. Изучение иностранного языка может стать сложной задачей для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП), так как предполагает обучение процессам чтения, письма и устной коммуникации на иностранном языке. Овладение английским языком становится одним из условий их социальной адаптации, профессиональной востребованности. Программа для детей с ООП не предполагает сокращения тематических разделов, но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала уменьшается. Учителя английского языка должны адаптировать свои уроки в работе с обучающимися с ООП, вовлекать их в занятия в классе и использовать интерактивные методы, используя разнообразные приемы и техники, видоизменяя их с учетом возможностей и способностей.

Целью обучения детей с особыми образовательными потребностями иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне. Большую проблему представляет недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ООП, причинами которой являются недостаточность объёма внимания, памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, т. е. обучаемость у них значительно снижена. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи. Кроме того, у учащихся есть значительные трудности в звукопроизношении иностранных слов. Познавательная активность у детей с нарушениями слуха и речи проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной учебной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения - только внешняя.

Ученики с нарушениями слуха нуждаются в активном использовании игровых упражнений и упражнений занимательного характера, так как на уроке они получают большую психофизическую нагрузку по сравнению со своими сверстниками с нормальным слухом. В целом, для эффективного обучения английскому языку слабослышащим детям

необходимо учитывать особенности их восприятия, проводить работу по развитию слухо-зрительного и слухового восприятия, использовать игровые упражнения и опираться на наглядность.

Дети с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь, у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка. У таких ребят имеются проблемы со сверстниками и взрослыми из-за недостатка общения. Обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись путем прямого использования существующих методик, применяемых при обучении детей, обладающих нормальным слухом.

В данной статье мне хотелось остановиться на проблемах, возникающих при обучении детей с особыми образовательными потребностями иностранному языку в специальной школе и специальных методах обучения таких детей английскому языку. На сегодняшний день обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья актуально в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться, обеспечить его личностное и познавательное развитие. Современный учитель должен выбрать для каждого учащегося такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. А также активизировать его познавательную деятельность в процессе обучения иностранного языка. Каждый ребенок независимо от состояния здоровья, способностей имеет право на качественное образование и дети с ООП не исключение. Иностранный язык очень сильно отличается от других предметов. Специфичность преподавания этого предмета в его речевой направленности. Учитывая тот факт, что дети с нарушениями слуха имеют недоразвитие речи различной степени, специфика преподавания иностранного языка проявляется в способах проведения самих занятий, в их построении, в методах подачи учебного материала, в приёмах, обеспечивающих его усвоение.

Я работаю учителем английского языка в специальной школе для детей с нарушениями слуха, где главным приоритетом в работе является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого учащегося. По работе с «особенными» детьми мне пришлось изучить опыт работы других учителей, ознакомиться с большим количеством информации, пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми с ООП.

В ходе работы, я пришла к выводу, что главным образом необходимо развивать психические процессы: мышление, память, речь. Необходимо активизировать познавательную деятельность, обогащать знания об окружающем мире, а английский язык способствует этому как никакой другой предмет. Практическое овладение языком является не целью, а средством для решения этой задачи. В нашей школе учащиеся начинают изучать английский язык с 3 класса, когда не имеют ещё достаточную учебную базу. Поэтому одной из важных задач методики и организации процесса обучения иностранному языку становится создание условий, в которых этот перенос осуществляется. Тем самым в значительной степени могут быть компенсированы трудности овладения языком, повышена эффективность.

Обучение детей с ООП английскому языку строится на основе синтеза подходов и методов, используемых для обучения русскому языку при нарушенном слухе и обучения иностранному языку при сохранном слухе. В теории сурдопедагогики давно проявлялся интерес к взаимосвязям, существующим между овладением русским языком при слуховой недостаточности и овладением иностранным языком при нормальном слухе. Известно, что сходство между этими двумя процессами порождено тем, что и тот, и другой процесс протекают в условиях целенаправленного, специально организованного обучения языку. Это следует из работ P.M. Боскис, Л.С. Выготского, Ж.И. Шиф и других исследователей. В методическом плане особое внимание в своих работах на это сходство обращал К.Г.Коровин, и это означало следующее: методы и приемы, используемые при обучении детей в

общеобразовательных школах, могут быть эффективно перенесены на обучение учащихся с нарушенным слухом иностранному языку [ 1].

Работая с детьми на разных ступенях обучения, я пришла к выводу, что усвоение лексических единиц более успешно осуществляется посредством игр. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Это хороший прием в организации занятий, который поможет нам заинтересовать ребят и увлечь их, активизировать мыслительный процесс и творческий потенциал. Ведь игра - это именно то, что понятно и естественно для детей. А при изучении иностранного языка, такого как английский, использование игр просто обязательно. Они помогут ребятам освоить изученный объем материала и систематизируют эти знания. Правильно организованная с учётом специфики материала игра должна быть интересна и посильна для учащихся, соответствовать их уровню подготовки [2]. Игры - это активный способ достичь многих образовательных целей, например:

• закрепить только что пройденный материал;

• повторить пройденный материал на предыдущем уроке;

• развить способности монологической и диалогической речи;

• с помощью игры можно активизировать учащихся, улучшить их восприятие к материалу и, как следствие, повысить продуктивность урока.

Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Игры на уроках английского языка могут быть сфокусированы на тех темах, которые вы проходите на занятиях. Например: лексические, фонетические, орфографические, дидактические, коммуникативные, грамматические. Каждая из них будет полезна и интересна детям. Ведь включая игры в учебный процесс, вы помогаете ученикам:

• расширить словарный запас,

• повторить и закрепить лексику на английском языке,

• воспринимать информацию на слух,

• развить слуховую реакцию и слуховую память,

• речевую реакцию в процессе коммуникации,

• активизировать и стимулировать познавательную деятельность,

• снять языковой и психологический барьер, страх говорить на английском языке, снять усталость и напряжение учеников в классе.

В играх обязательно следует учитывать возраст учеников, их уровень знаний, общую психологическую картину класса. Таким образом, у вас получится вовлечь в обучающий процесс каждого ученика в классе, повысить их мотивацию и стимулировать активность на уроке. При подборе заданий для учащихся с ООП необходимо учитывать принцип доступности. Содержание становится эффективным средством учебной деятельности в том случае, если оно соответствует интеллектуальным, психическим возможностям детей, а так же и их потребностям. В связи с тем, что группа детей с ООП крайне неоднородна, то учителю необходимо тщательно отбирать материал в каждой конкретной ситуации, соответствие возможностям учащихся, методов и форм организации обучения [3]. Наиболее востребованными методами в практической работе считаются объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникационный, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. В качестве примеров хочу представить различные формы адаптированных игровых заданий и упражнений, которые я провожу на своих уроках, а

также они могут быть использованы моими коллегами. При организации и анализе проведения игры обращаю внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень их включенности в игру, активность, проявляемую инициативу

1. Игра «Кто быстрее?» Задача которой: - соотнести название и картинки; соотнесение слова с его транскрипцией и переводом. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо многократно повторять. При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках или кубиках.

2. Игра «Ромашка». Для этой игры сделали с детьми на уроке самодельную ромашку, с ней использую яркие флэш-карты на разную тематику. Раскладывая карточки -лепестки на основной «Ромашке», ученик называет каждый цвет по-английски (если затрудняется, предъявляю таблички).

3. Игра на внимание «Самый внимательный». Я называю слово, учащиеся находят и поднимают нужный предмет или показывают флэш-карту (например на тему: «Школьные принадлежности») и произносят нужное слово.

4. Найди «Спрятанные слова» в тексте. Это задание использую и индивидуально, и в группе. Если индивидуально, использую для взаимопроверки.

5. Для преодоления трудностей в процессе восприятия, анализа, соотносить их в пространстве, складывать целое из частей, я часто использую разрезные картинки. Например, игра «Разрезанные буквы», «Разрезанные предложения». Прошу ребят помочь мне восстановить их. После того, как буква или предложение будет составлено, мы вместе прочитываем его. (индивидуально, хором).

6. Упражнение в написании английских слов, позволяют освоить алфавит, знание которого необходимо для дальнейшего обучения чтению. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие можно использовать при проверке домашнего задания. Задание: Вставьте пропущенные буквы в словах на тему «Sport» (пропущенные буквы даны в скобке). Здесь обратить внимание детей на то, что слова, интернациональные, т.е. пришли с английского языка. Читаются легче.

7. Игра «Достопримечательности Лондона». Задание 1) Подпиши иллюстрации. Задание 2) Соедини слова так, чтобы получились названия известных достопримечательностей Лондона.

8. Использование ролевых игр помогает развивать навык общения, развивает диалогическую речь. Например: Игра «What's your name?» Ребята встают в круг, хлопают два раза в ладоши, задают по очереди вопрос: «What's your name?» Потом они по очереди отвечают: «My name is...».

9. Еще одна «многофункциональная» игра, «The Chain of Letters». «Цепочка букв». Ее в основном можно использовать при изучении алфавита, а также может использоваться для актуализации знаний. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т. д. Ею можно заменить физкультминутку или же использовать в конце урока, как элемент рефлексии. В течение урока необходимо проводить динамические паузы, по мере уставания детей. Здесь можно сыграть в подвижные игры соревновательного характера. В игровой форме можно провести и физкультминутку, где можно закрепить изученную лексику по определённым темам или глаголы движения.

10. В качестве закрепления изученного материала использую упражнения следующего вида: Ребята, сегодня мы научились приветствовать друг друга и прощаться по-английски. Давайте, поиграем и вспомним, чему мы научились. Задание: Составьте предложение из слов: are, you, How?

Применяя систематически такие интересные игры на уроках, которые помогают детям расслабиться, мы сможем достичь развития речи у учащихся, обеспечив им хорошее запоминание лексического материала. Эти игры могут использовать не только учителя, но и родители, которые стремятся развивать речь детей не только в школе, но и дома. Также на

уроках английского языка для отработки изученной лексики или грамматического материала по той или иной теме, мы делаем кластеры, аппликации. Например, в качестве формы контроля изученной лексики детям вместо словарного диктанта можно дать полупустой кластер с просьбой дописать недостающие слова.

На уроках английского языка мною эффективно используется дактиль русского языка, что помогает лучше запомнить произношение иностранного слова. К примеру, в произношении английских фраз звездочкой (*) обозначено ударение («ма*нки» - ударение на «а»), а двоеточием (:) - долгота звука («а:» - произносим несколько протяжно).

Также активно используются на уроках английские фразы-клише и конструкции на карточках, которые показываю ученикам, произнося фразы громко и четко, используя крупный яркий шрифт. Благодаря занятиям по данной методике обучающиеся зрительно запоминают и произношение нового слова, и верное написание, а в будущем смогут прочитывать слово целиком, а не по буквам. Изученные фразы в форме «вопрос-ответ» закрепляются как дома с родителями для демонстрации ситуации бытового общения на английском языке, так и на самоподготовке в школе.

На уроках разыгрываются небольшие диалоги для практики в общении с использованием новых фраз и лексики на элементарном уровне:

1.

-Good morning!

-How are you?

-I'm fine!

-What's your name?

2.

-Hello!

-Hello!

-What's your name?

-My name is Ben!

-How are you Ben?

-Good bye Ben!

Отсутствие или недоразвитость речи не только усложняет контакты ребенка с окружающими, но и нарушает процесс формирования его познавательной деятельности и личности в целом. Соответственно, чем раньше начинается коррекционное воздействие, тем быстрее и эффективнее можно справиться с последствиями нарушений слуховой функции. Таким образом применение игровых технологий на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва: Совет. спорт, 2004 (ППП Тип. Наука). - 303 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2015. - 524 с.

3. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.