Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная деятельность / профессиональные компетенции / практическая подготовка / методика обучения / самостоятельная работа / музыкальное искусство / творческое мышление / cognitive activity / professional competencies / practical training / teaching methods / independent work / musical art / creative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.П. Айкина, Т.С. Скоморохова

В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки обучающихся в сфере высшего музыкального образования в условиях прохождения производственной практики. Авторами анализируются педагогические условия для развития творческого мышления, профессиональных навыков обучающихся, подчеркивается роль практической подготовки в активизации познавательной деятельности через непосредственное участие в учебном процессе. В статье уделяется внимание специфике познавательной деятельности будущего педагога-музыканта, подчеркивается роль самостоятельной работы в приобретении профессиональных компетенций; актуализируется многоплановость работы преподавателя в условиях дополнительного образования детей. Авторами подчеркивается, что деятельностное развитие студентов в условиях производственной практики способствует раскрытию творческих способностей обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности, позволяет актуализировать знания, умения и навыки, приобретенные в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.П. Айкина, Т.С. Скоморохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS LEARNING MUSIC IN CONDITIONS OF WORK EXPERIENCE INTERNSHIP

The article considers aspects of professional training of students in the field of higher music education in the context of work experience internship. The authors analyze pedagogical conditions for the development of creative thinking and professional skills of students, highlighting the role of practical training in enhancing cognitive activity through direct participation in the educational process. The article pays attention to the specifics of the cognitive activity of a future teacher and musician, emphasizing the role of independent work in the acquisition of professional competencies. Additionally, the versatility of a teacher’s work in the context of additional education for children is being updated. The authors emphasize that the activity-based development of students in conditions of work experience internship contributes to reveal the creative abilities of students in their upcoming professional activities and allows them to update the knowledge, skills and abilities acquired during the educational process.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

4. Filicheva T.B., Soboleva A.R. Razvitierechidoshkol'nika: metodicheskoe posobie s illyustraciyami. Ekaterinburg: ARGO, 1996.

5. Mastyukova E.M., Moskovkina A.G. Semejnoe vospitanie detej s otkloneniyami v razvitii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2003.

6. Federal'naya adaptirovannaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya dlya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406l49049/

7. Abramova N.A., Fedotova V.E. Vyyavlenie osobennostej formirovaniya proiznositel'noj storony rechi u detej rannego vozrasta s DCP. Afanas'evskie chteniya. Innovacii i tradicii pedagogicheskoj nauki - 2023. Kirov: Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tehnologij v obrazovanii, 2023: 69-75.

8. Arhipova E.F. Logopedicheskaya rabota s det'mirannego vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Astrel', 2007.

9. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogopsihologa: uchebnoe posobie. Moskva: VLADOS, 1999.

10. Ovcharova R.V., Nikolaeva I.A. Roditel'skaya tolerantnost'kak faktorrazvitiya lichnostirebenka. Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2019.

11. Tkacheva V.V. Psihokorrekcionnaya rabota s materyami, vospityvayuschimi detej s otkloneniyami v razvitii: praktikum po formirovaniyu adekvatnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Gnom-Pres, 2000.

12. Abramova N.A., Sofronova S.M. Rol' logopeda v razvitii rechi detej rannego vozrasta s OVZ v sisteme kompleksnogo soprovozhdeniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100). 277-279.

Статья поступила в редакцию 10.04.24

УДК 377.1

Aykina L.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru

Skomorokhova T.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: t_skomorohova@mail.ru

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS LEARNING MUSIC IN CONDITIONS OF WORK EXPERIENCE INTERNSHIP. The article considers aspects of professional training of students in the field of higher music education in the context of work experience internship. The authors analyze pedagogical conditions for the development of creative thinking and professional skills of students, highlighting the role of practical training in enhancing cognitive activity through direct participation in the educational process. The article pays attention to the specifics of the cognitive activity of a future teacher and musician, emphasizing the role of independent work in the acquisition of professional competencies. Additionally, the versatility of a teacher's work in the context of additional education for children is being updated. The authors emphasize that the activity-based development of students in conditions of work experience internship contributes to reveal the creative abilities of students in their upcoming professional activities and allows them to update the knowledge, skills and abilities acquired during the educational process.

Key words: cognitive activity, professional competencies, practical training, teaching methods, independent work, musical art, creative thinking

Л.П. Айкина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru

Т.С. Скоморохова, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: t_skomorohova@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки обучающихся в сфере высшего музыкального образования в условиях прохождения производственной практики. Авторами анализируются педагогические условия для развития творческого мышления, профессиональных навыков обучающихся, подчеркивается роль практической подготовки в активизации познавательной деятельности через непосредственное участие в учебном процессе. В статье уделяется внимание специфике познавательной деятельности будущего педагога-музыканта, подчеркивается роль самостоятельной работы в приобретении профессиональных компетенций; актуализируется многоплановость работы преподавателя в условиях дополнительного образования детей. Авторами подчеркивается, что деятельностное развитие студентов в условиях производственной практики способствует раскрытию творческих способностей обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности, позволяет актуализировать знания, умения и навыки, приобретенные в учебном процессе.

Ключевые слова: познавательная деятельность, профессиональные компетенции, практическая подготовка, методика обучения, самостоятельная работа, музыкальное искусство, творческое мышление

Среди актуальных задач высшей школы сферы культуры особое место принадлежит поиску путей совершенствования профессиональной подготовки будущих музыкантов-преподавателей. Эффективность организации процесса обучения, по нашему мнению, следует определять по уровню их подготовленности, интереса к творчеству, сформированности профессиональных компетенций. «Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [1, с. 8].

В круг вопросов, привлекающих внимание исследователей в сфере музыкального искусства, входит широкий спектр теоретико-методологических вопросов, так или иначе влияющих на формирование личности будущего музыканта-исполнителя, включающий такие компоненты, как научно-исследовательская, музыкально-исполнительская, педагогическая деятельность и т. д. Такой интерес обусловлен тем, что задачей высшего образования в сфере музыкального искусства является не только оснащение обучающихся определенным объемом знаний, умений и навыков, но и компетенциями, позволяющими в дальнейшей практической деятельности использовать приобретенные знания в любых нестандартных ситуациях, проявлять творческое мышление, умение находить решение сложных педагогических задач [2]. Для контроля уровня сформирован-ности профессиональных компетенций профильными кафедрами разработаны специальные задания, отражающие комплекс знаний, умений и навыков, которые должен продемонстрировать студент, завершивший прохождение практической подготовки.

В решении обозначенных вопросов особое место отводится производственной педагогической практике как одной из результативных видов практики, поскольку на ее базе моделируется будущая профессиональная деятельность. Цель производственной педагогической практики - обучение основам педагогического мастерства в подготовке к работе в учебных заведениях в сфере музыкального образования.

В системе профессиональной подготовки студентов-музыкантов производственная практика позволяет выполнить основные функции обучения: обучающую, развивающую и воспитательную.

Важной составляющей обучающей функции является углубленное приобретение и закрепление на практике теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических и специальных музыкальных дисциплин. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию у практикантов навыков и умений решать педагогические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности.

Развивающая функция направлена в первую очередь на формирование достаточно широкого круга интеллектуальных способностей обучающихся, включающего коммуникативные навыки, стремление к самообразованию, различные формы проявления творческого мышления и др.

Воспитательная функция, являясь не менее важной, нацелена на формирование мировоззрения будущего педагога, его личностной профессиональной позиции, внутренней мотивации к реализации в профессии.

Различные стороны поиска путей формирования творческой самостоятельности и активности личности рассматривались в работах Л.И. Анциферовой, А.П Васильевой, С.Н. Гадая, М.А. Галагузовой, Т.И. Дмитриенко, А.Н. Леонтьева, Н.А. Томина и др. Вопросам развития творческих способностей и самостоятельности как личностных качеств уделено внимание в трудах Т.В. Абрамовой, Е.В. Белоруссовой, Н.А. Митиной, О.Р. Михайловой, С.Н. Серикова, П.М. Цыпи-на, Н.М. Яковлевой и др. Разработке и изучению диагностических материалов в оценке эффективности формирования самостоятельности, стремления к познавательной активности, творческого потенциала личности посвящены труды Т.П Богдановой, Ю.А. Егоровой, А.З. Иоголевича, Л.П. Русиновой, Н.С. Стерхо-вой, А.Н. Лука и др.

Поиск путей развития познавательной деятельности - основы становления профессионала - продолжительный период привлекает внимание исследователей. Этот интерес только усиливается в настоящее время, поскольку единой позиции по этому вопросу пока не сформировано. С точки зрения нашего исследования важным являются выводы А.Б. Звоненко, которая определяет позна-

вательную деятельность в рамках организации образовательного процесса как «специально организованную, целенаправленную, регулируемую деятельность обучающегося по овладению учебно-познавательными компетенциями, результатом которой является не только учебно-познавательный (проблемно-творческий) продукт, но и личностные изменения (новообразования), способствующие дальнейшему саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию» [3, с. 165].

Цель исследования - определить пути активизации познавательной деятельности студентов-музыкантов в условиях производственной практики. Достижение цели предполагает решение следующих задач: проанализировать потенциал производственной практики с позиций активизации познавательной деятельности; рассмотреть педагогические условия производственной практики для успешной реализации потенциальных возможностей будущих педагогов-музыкантов; обозначить многоплановость работы преподавателя в условиях дополнительного образования детей в области музыкального образования.

Научная новизна обусловлена определением возможности применения механизмов активизации познавательной деятельности студентов-музыкантов в условиях практической подготовки.

Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование расширяет представление о возможностях производственной практики в подготовке студентов-музыкантов. Практическая значимость работы выражается в возможности применения условий производственной педагогической практики, необходимых для активизации познавательной деятельности студентов музыкального факультета вуза культуры.

Анализ существующего опыта производственной практики позволяет считать, что при ее оптимальной организации она может способствовать развитию профессионального мышления в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. При этом у студентов-музыкантов активизируется творческое самовыражение через общение с детьми, вырабатываются навыки анализа результата учебного занятия, его планирования, умения контролировать ход педагогического действия и корректировки в связи с развитием реальной ситуации, навыки диагностики уровня сформированности творческих способностей детей и их творческого потенциала. Погружение студентов в практическую работу, то есть непосредственное включение в живой педагогический процесс, выявляет их профессиональные способности и возможности, формирует специфические умения. «Результаты педагогической практики позволяют не только выявить уровень профессиональной компетентности каждого студента, но и отражают качество реализации модели профессиональной подготовки в целом» [4].

Умение пользоваться знаниями на практике - это показатель ценностного аспекта обучения. Возможность реализации и совершенствования творческого мышления в практической деятельности формирует студента-музыканта как будущего специалиста, что, конечно, во многом это зависит как от его способностей, от природного потенциала, так и от влияния внешних причин.

Проблема заключается в создании необходимых условий для формирования профессиональной готовности, развития потенциальных возможностей в благоприятном социальном окружении, где будет потребность в творческом применении полученных знаний, умений и навыков.

В научно-педагогической литературе понятие «педагогические условия» не нашло окончательного определения. Достаточно большое количество исследователей уделили свое внимание поиску наиболее оптимальных условий организации образовательного процесса, определению их влияния на приобретение обучающимися тех или иных компетенций, влиянию педагогических условий на процесс формирования личности обучающихся. С позиций формирования готовности обучающихся к самостоятельной работе этому вопросу уделили внимание Т.В. Вакулова, А.В. Галыгина, Н.В. Гризодуб, Т.А. Ерина, И.Г Калинина, Н.С. Ковалева, С.И. Нищетова, Н.А. Фролова и др. При этом ряд ученых (Н.Г Баженова, И.В. Хлудеева и др.) особое внимание уделяют созданию педагогической среды, ориентированной на развитие обучающихся, которая базировалась бы на понимании того, что структура такой среды состоит из целого спектра составляющих, взаимодействующих на основе взаимодополняемости [5].

Среда, в которой студенты проходят практику, может либо сдерживать их волю, либо мотивировать к максимальной реализации своего творческого потенциала. Поскольку творчество представляет собой деятельность, создающую качественно новое, выходящее за пределы существующих стандартов, обучающиеся, занимаясь с детьми в условиях производственной педагогической практики на индивидуальных занятиях или коллективных, имеют возможность развивать и свои творческие способности, что в дальнейшем позволит их реализовывать в самостоятельной профессиональной деятельности.

Основным видом деятельности обучающихся в ходе практики является самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы направляет на активизацию приобретения различных профессиональных компетенций, в том числе в области коммуникативных навыков будущего педагога-музыканта. В самостоятельной практической деятельности студенты-музыканты развивают профессиональные компетенции через познание сущности работы с детьми, их возрастных психофизиологических особенностей, объективных и субъективных факторов специфики организации педагогического процесса. Все это поможет музыкантам - будущим преподавателям избежать многих педагогических ошибок в дальнейшей профессиональной деятельности.

Каждый коллектив, в который приходят практиканты, имеет свои специфические черты, устоявшиеся традиции, свой план работы. Чем выше педагогический и исполнительский уровни коллектива, в котором студенты проходят практику, тем больше усилий они должны направить на то, чтобы самим соответствовать этим уровням, при этом важно, чтобы они сами стремились самостоятельно пополнять свои знания. Для того чтобы практиканты умели осмысливать и перерабатывать необходимую информацию, вносить собственное понимание поставленных в ней задач, они должны знать и владеть методами, приемами педагогического процесса. Знание методики поможет справиться с различными задачами, способствует самообразованию, совершенствованию навыков, полученных в процессе обучения в вузе. Приобретенные знания и умения дают возможность работать по специальности, но, не обновляя и не совершенствуя их, высоких результатов можно не достигнуть. Самообразование, являясь частью самостоятельной работы, воспитывая волю, развивает личность. Это в конечном счете активизирует в целом познавательную деятельность и на практике способствует развитию профессиональных интересов.

В ходе производственной практики в учебных заведениях дополнительного образования детей изначально не все студенты в полной мере понимают специфику работы преподавателя, которая заключается в ее многоплановости. Непросто сразу творчески себя реализовать в профессиональной работе без четкого понимания всей сложности педагогического процесса. Преподаватель-музыкант соединяет в своей работе разные виды деятельности, а именно - педагогическую, творческо-исполнительскую, воспитательную, организационную. Он обучает игре на музыкальном инструменте или вокалу, является руководителем (дирижером) детского творческого коллектива, организует концертную деятельность. Преподаватель занимается с детьми с разным уровнем развития творческих способностей, ему необходимо, укладываясь в ограниченное время занятий, развивать у них исполнительские навыки, подбирая наиболее оптимальные методы обучения, уметь найти правильный подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные качества, решать разные вопросы в самых различных ситуациях. Преподаватель должен обладать высоким уровнем общей личностной культуры: проявлять эрудированность, коммуникабельность, инициативность, организованность, ответственность, творческое отношение к своей деятельности, креативность, музыкальность, артистизм, исполнительскую волю, творческое воображение, художественный вкус, стремиться к постоянному профессиональному росту [6].

В силу специфики преподавателя дополнительного образования детей студенты должны при прохождении практической подготовки приобрести умения обучать детей средствами различных форм занятий (индивидуальных, мелкогрупповых, групповых), выбирать педагогический и концертный репертуар, делать инструментовки, переложения, аранжировки, готовить партитуры и партии, организовывать концертную деятельность. И только при условии профессионального отношения к работе, овладевая педагогическими умениями и методикой обучения и воспитания детей, можно показать качественный результат творческой работы.

Для реализации творческих педагогических способностей на практике студентам-музыкантам следует развивать профессиональные умения и навыки, необходимые в учебно-творческой деятельности. Эти взаимодополняющие качества можно условно разделить на группы:

- конструктивные: способность самостоятельно работать со специальной и научно-методической литературой, подбирать учебный и концертный репертуар с учетом поставленных задач и условий работы, подготовка нотного материала;

- организационные: решать вопросы технического плана, уметь организовать концертное выступление;

- коммуникативные: уметь общаться с детьми разного возраста, корректно излагать требования, замечания и поощрения, аргументированно высказывать свое мнение. Конечно, этот перечень необходимых умений и навыков не исчерпывает всего, что требуется знать студентам.

Основное время производственной педагогической практики проходит на репетиционных занятиях. Содержание занятий предполагает различные виды работы: изучение репертуара, обсуждение исполнительской проблематики, проведение тематических уроков, выполнение различных форм проверки успеваемости детей. Все эти виды взаимосвязаны и могут сочетаться в различных вариантах.

Репетиция является важной формой учебно-воспитательной работы, это всегда творческий процесс, в котором решаются не только педагогические задачи, но и исполнительские, такие как постановка исполнительского аппарата, контроль за звукоизвлечением, выбор аппликатуры, штрихов, исполнительских приемов. Для демонстрации степени сформированности профессиональных компетенций студентам-музыкантам необходимо за время производственной педагогической практики накопить определенный репертуарный багаж, пополнить знания педагогического репертуара и умение использовать его в процессе обучения обучающихся, что в конечном счете является основой педагогического мастерства в профессиональной деятельности музыканта-преподавателя. Каждый урок на практике является одновременно формой обучения студента, комплексной проверкой его знаний и умений и одновременно стимулом для дальнейшего самообразования.

Деятельность студентов-музыкантов в роли преподавателя дополнительного образования детей в сфере музыкального искусства - это всегда трудоемкая

и ответственная работа, она требует творческой инициативы, характера и воли. Трудности, испытываемые практикантами в этом плане, направляют мышление, побуждают мыслить и искать, формируют умение выявлять и решать проблемы, связанные с процессом развития обучающихся.

Таким образом, условия производственной педагогической практики, являясь активной формой активизации познавательной деятельности студентов-музыкантов, создают необходимый подлинный материал, подлежащий в дальнейшем

Библиографический список

обобщению и совершенствованию, служат критерием проверки достоверности результатов знаний и умений, ориентируют студентов-музыкантов на будущую профессию. Практика предоставляет возможность использовать эти условия для воспитания навыков самостоятельной подготовки, которые необходимы для реализации в профессии, стимулирует стремление к совершенствованию, соединяет знания и накопленный практический опыт для раскрытия творческих индивидуальных способностей в дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Компетентностный подход к образованию: коллективная монография. Санкт-Петербург, 2004.

2. Скоморохова Т.С., Константинова Н.В., Виноградов В.А., Оркина И.Ф. Межпредметные связи как средство активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 197-198.

3. Звоненко А.Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность». Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; № 2: 162-167.

4. Рачина Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015.

5. Баженова Н.Г, Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012; № 151: 218-224.

6. Зеленкова Е.В. Формирование личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей в процессе фортепианной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 146-148.

References

1. Kompetentnostnyjpodhod k obrazovaniyu: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg, 2004.

2. Skomorohova T.S., Konstantinova N.V., Vinogradov V.A., Orkina I.F. Mezhpredmetnye svyazi kak sredstvo aktivizacii tvorcheskoj samostoyatel'nosti muzykanta-instrumentalista. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 197-198.

3. Zvonenko A.B. Genezis ponyatiya «uchebno-poznavatel'naya deyatel'nost'». Pedagogika. Voprosy teorii iprakíiki. 2021; № 2: 162-167.

4. Rachina B.S. Pedagogicheskaya prakíika: podgotovka pedagoga-muzykanta. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2015.

5. Bazhenova N.G., Hludeeva I.V. Pedagogicheskie usloviya, orientirovannye na razvitie: teoreticheskij aspekt. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2012; № 151: 218-224.

6. Zelenkova E.V. Formirovanie lichnostno-professional'nyh kachestv muzykantov raznyh special'nostej v processe fortepiannoj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 146-148.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 378

Aleksandrov A.V., senior teacher, Department of English Language and professional communication, Financial University under the Government f the

Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: avaleksandrov@fa.ru

SPECIFICITY AND PROBLEMS OF PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING SPEAKING A FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. Problems of teaching ESL students speaking at the current stage at non-linguistic universities in the Russian Federation are considered in the article. There also exist some certain arising problems that students have to face in the process of both development and activation of speaking skills in a foreign language. Special attention is paid to such psychological problems when teaching speaking a foreign language as: the lack of interest, a rather low level of motivation and self-confidence, feeling of stress, high rate of anxiety, slow reaction in communication. Some approaches, communication strategies used by English teachers for both the development of speaking skills among these students, based on research done into this field, have also been determined. It has been proven that speaking a foreign language is one of the most important types of speech activities in the XXI century of digitalization and communication in foreign languages. The focus is on some approaches, communication strategies, techniques and methods of teaching speaking a foreign language to non-linguistic students, such as: role-play, debate and discussions, panel discussions on specific topics in a foreign language, business games, simulations, flipped classroom, interviews of any kind, live footage of some important events.

Key words: professionally oriented education, teaching to speak a foreign language, communicative approach, communicative strategies for students of non-linguistic specialties, flipped classroom

А.В. Александров, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: avaleksandrov@fa.ru

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

В данной статье рассматривается проблема обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых специальностей на современном этапе в нелингвистических высших учебных заведениях Российской Федерации. Также прослеживаются конкретные проблемы, с которыми приходится сталкиваться (ESL) студентам в процессе развития и активизации умений говорения на иностранном языке. Особое внимание уделено таким психологическим проблемам при обучении говорению на иностранном языке, как недостаток заинтересованности, низкий уровень мотивации, уверенности в себе, беспокойство, стресс, высокий показатель тревожности, замедленная реакция при коммуникации. Определены некоторые подходы, коммуникативные стратегии, используемые преподавателями английского языка для развития умений и формирования навыков разговорной речи студентов на основе проводимых в этой области исследований. Доказано, что говорение на иностранном языке является одним из важнейших видов речевой деятельности в XXI веке цифровизации и коммуникации на иностранном языке. Основное внимание акцентируется на некоторых подходах, коммуникативных стратегиях, приёмах и методах обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов, таких как ролевые игры (role play), дебаты и обсуждение (panel discussions) конкретных тем на иностранном языке, деловые игры, симуляции, «перевёрнутый класс» (flipped classroom), интервью.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, обучение говорению на иностранном языке, коммуникативный подход, коммуникативные стратегии для студентов неязыковых специальностей, «перевёрнутый класс»

Умение говорения на иностранном языке представляется одним из наиболее сложных и важных навыков, которые необходимо развивать, поскольку это средство общения со всем остальным миром. Поэтому большинство изучающих английский в качестве второго языка (ESL) стараются развивать свои разговорные навыки на английском языке, так как он является средством международного общения, академической мобильности студентов. Таким образом, в данной статье представлены определённые проблемы, с которыми сталкиваются студенты (ESL) при освоении навыков говорения на иностранном языке, а также рассматриваются специфические подходы преподавателей английского языка к обучению навыкам говорения. Некоторые из

проблем, с которыми сталкиваются студенты (ESL), - это отсутствие заинтересованности, мотивации и уверенности в себе, беспокойство, замедленная реакция из-за ограниченного знания словарного запаса изучаемого языка. Следовательно, необходимо определить некоторые подходы, коммуникативные стратегии, используемые преподавателями английского языка для развития умений и формирования навыков разговорной речи среди этих студентов, на основе проводимых в этой области исследований. Некоторые из подходов преподавателей английского языка к обучению навыкам разговорной речи заключаются в использовании социальных сетей, ролевых (role play) и деловых игр (business games), дебатов, интервью, обсуждений и разнообразных тема-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.