Научная статья на тему 'Активизация исследовательской деятельности студентов нефилологического вуза: возможности предмета «Русский язык и культура речи»'

Активизация исследовательской деятельности студентов нефилологического вуза: возможности предмета «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИЕМ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНСПЕКТ / КЛАСТЕР / СИНКВЕЙН / COMPETENCY-BASED APPROACH / EDUCATIONAL STANDARD / RESEARCH ACTIVATION / METHOD / PLANNING / NOTE-TAKING / CLUSTER / CINQUAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Екатерина Александровна, Журавлёва Ольга Васильевна

В данной статье говорится о компетентностном подходе, реализуемом в высшей школе, благодаря которому достигаются обозначенные в образовательных стандартах результаты обучения. В работе идет речь о необходимости активизации исследовательской деятельности студентов в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», посредством таких приемов, как подбор научной литературы по теме, планирование ответа на вопрос, составление кластеров и синквейнов, конспектов научных текстов, разработка целей, задач, гипотез по заданной теме, подготовка проектных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлова Екатерина Александровна, Журавлёва Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY IN A TECHNICAL COLLEGE: «RUSSIAN AND CULTURE OF SPEECH» COURSE OPPORTUNITIES

The article deals with the competency-based approach in higher education which results in state educational standards levels attainment. The article refers to the need of students’ research activation in the course of study of “Russian and Culture of Speech” using such methods as bibliography selection, answer planning, cluster and сinquain making, note-taking, developing goals, aims and hypotheses, project work.

Текст научной работы на тему «Активизация исследовательской деятельности студентов нефилологического вуза: возможности предмета «Русский язык и культура речи»»

УДК 378

АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА РЕЧИ»

© 2015 Е.А.Горлова, О.В.Журавлёва

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 27.03.2015

В данной статье говорится о компетентностном подходе, реализуемом в высшей школе, благодаря которому достигаются обозначенные в образовательных стандартах результаты обучения. В работе идет речь о необходимости активизации исследовательской деятельности студентов в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», посредством таких приемов, как подбор научной литературы по теме, планирование ответа на вопрос, составление кластеров и синквейнов, конспектов научных текстов, разработка целей, задач, гипотез по заданной теме, подготовка проектных заданий.

Ключевые слова: компетентностный подход, образовательный стандарт, активизация исследовательской деятельности, прием, планирование, конспект, кластер, синквейн.

Современные актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед высшей школой сложные задачи, важнейшей из которых считается всестороннее развитие личности обучаемого, посредством формирования у него общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Это предполагает вырабатывание у студентов не просто отдельных умений и навыков, а целого комплекса характеристик. Достижение поставленного результата происходит за счёт изменения самого процесса обучения, введения компетентностного подхода, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности студентов. Формирование исследовательской позиции обучаемых является достаточно сложной задачей для преподавателя, поскольку средняя школа, которая должна закладывать основы поисковой деятельности, к сожалению, не всегда учит мыслить, предпочитая сообщать готовые факты и теории.

Такая позиция средней школы зачастую приводит к отсутствию понимания учебного материала и, как следствию, - отсутствию интереса к предмету. В современной педагогической литературе термин «понимание» раскрывается с нескольких сторон. Так, А.М.Матюшкин в своей

° Горлова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации. E-mail:eagorlova@hotbox. ru. Журавлёва Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации. E-mail: zhuravl9@yandex. ru

статье1 термин «понимание» рассматривает как итог процесса познания, как реализация познавательного интереса. Другие исследователи считают, что понимание является толчком к поисковой работе, когда желание и способность выполнить понятное действие самому становится индикатором понимания нового учебного мате-риала2. В процессе активизации самостоятельной поисковой деятельности возможно снять отдельные проблемы понимания учебного материала. Конечно, научить студента грамотной устной и письменной речи, жанровому многообразию и стилистическим возможностям русского языка «с нуля» в рамках изучения предмета «Русский язык и культура речи» вряд ли представляется возможным, но повышение интереса к предмету, возможность саморазвития вполне реальны. Для этого, по мнению Н.С.Евстроповой и К.С.Опариной, которое они высказывают в своей статье необходимо активно развивать критическое мышление, сообщать основы поисковой деятельности в рамках предмета с опорой на цели высшего образования, использовать интерактивные методы обучения3.

1 Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С.5 - 17.

2 Абушенко, В.Л. Понимание / В.Л.Абушенко // Новейший философский словарь / сост. А.А.Грицанов. - М.: Книжный двор, 2003. - С. 767.

3 Евстропова, Н.С. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе (на примере технологии «командо-

Задания, повышающие степень самостоятельной исследовательской работы студентов, соответствуют требованиям компетентностного подхода к образованию. Остановимся на некоторых основных составляющих компетенций, которых могут быть успешно сформированы у обучающихся в ходе изучения ими дисциплины русский язык и культура речи: 1) готовность к качественному разрешению проблем. Студент должен быть готовым анализировать нетипичные ситуации, ставить нужные цели, планировать результат научной поисковой деятельности, оценивать её результат; 2) технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, описания технологии; 3) готовность к самообразованию. Студент должен уметь выявлять пробелы в собственных знаниях и умениях во время решения новой задачи, оценивать значимость конкретной научной информации для учебной и будущей профессиональной деятельности, осуществлять поиск информации; 4) готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность продуктивно взаимодействовать с членами группы для решения общей задачи; 5) коммуникативная компетентность, т.е. способность и готовность получать информацию в процессе общения, отстаивать свою позицию в процессе выступления, при публичном общении, воспринимать точку зрения оппонента и анализировать её.

В вузе возможно и необходимо поэтапно обучить студентов ведению исследовательской работы. Для этого необходимо вводить в курс различные формы организации обучения, например, учебно-исследовательские практикумы, тренинги, различные виды семинаров (развернутая беседа по заранее данному студентам плану семинарского занятия, комментированное чтение первоисточников, семинар-коллоквиум, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления). Е.А.Горлова в своей статье указывает, что подобные задания способствует активизации исследовательской деятельности обучаемых, организации контроля учебно-познавательной деятельности4. При этом данные упражнения естественно интегрируются в про-

образования») / Н.С.Евстропова, К.С.Опарина // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. - Киров: 2014. - С.149 - 152.

4 Горлова, Е.А. Принципы организации контроля учебно-познавательной деятельности учащихся при уров-невой дифференциации процесса обучения / Е.А.Горлова // Научный потенциал. - Чебоксары: На-

учно-исслед. ин-т педаг. и психол., 2014. - С. 47 - 50.

цесс изучения даже самых сложных теоретических тем. В рамках предмета «Русский язык и культура речи» в нефилологическом вузе студентам можно предлагать следующие задания, вовлекающие их в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

1. Задания по подбору научной литературы. Задания по подбору научной литературы, её анализу в рамках изучаемой темы - самые простые поисковые задания. Их польза заключается, во-первых, в том, что студенты учатся самим принципам поиска источников, как имеющимся в печатном виде, так и электронным. Во-вторых, анализ научной литературы, несомненно, необходим для развития критического мышления, выработки личной позиции по отдельным научным вопросам, что важно для формирования личности специалиста. Так, в статье О.В.Жу-равлёвой указано, что во время подбора литературы при изучения названной темы первокурсники столкнулись с тем, что некоторые ученые используют различные классификации при обозначении данных норм5. Кроме того, определение наиболее удачной формы реализации поиска - реферат, доклад, таблица, схема и т.д. - важное общепредметное умение. На занятиях по русскому языку и культуре речи необходимо развить это умение, подкрепить его умением оформлять научную работу любого жанра.

2. Задания по планированию ответа на вопрос. Задания по планированию ответа на вопрос, также по составлению планов научного текста активизируют процесс мышления студента, такие его мыслительные умения, как анализ, синтез, сопоставление. Результатом данных заданий становится план научного текста, в зависимости от конкретной темы и учебной задачи он может быть сжатым, развернутым, тезисным, цитатным. Также в процессе выполнения подобных заданий студент учится оформлению цитации и ссылок, совершенствует умение переводить прямую речь в косвенную, умению перестраивать синтаксические конструкции первоисточника в зависимости от вида плана текста. Наиболее сложные задания данного вида связаны с составлением плана собственного ответа, по сути -отдельного научного текста без опоры на письменный источник.

5 Журавлёва, О.В. Проблемы изучения норм современного русского литературного языка студентами-бакалаврами направления подготовки «Строительство» / О.В.Журавлёва // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Том. 16. - №2. - С. 74 - 78.

3. Задания на составление кластеров. Кластер в педагогике представляет собой графический прием по систематизации материала. Данный прием состоит из четырех этапов. На первом этапе студентам дается ключевое слово, тема, то есть то, над чем они будут дальше работать. Во время второго этапа студенты должны написать все, что помнят по обозначенной теме в виде отдельных слов, словосочетаний, фактов, идей, образов. Во время третьего этапа происходит систематизация написанного: хаотичные фразы, слова, словосочетания объединяются в группы. На четвертом этапе происходит графическая работа над написанным: группы слов или отдельные слова объединяются линиями с главным словом задания - темой. В итоге у студентов должна получиться структура, графически отображающая размышления над заданной темой, ее информационное поле. Практика показала, что наиболее успешно данный прием реализуется при изучении тем «Социальная стратификация национального русского языка» и «Функциональные стили современного русского литературного языка». Прием составления кластеров позволяют студентам сформировать и закрепить умение выделять основные понятия, смысловые единицы, их признаки, устанавливать связи между ними, предполагает умение делать выводы. Кроме того, создание кластеров готовит студентов к представлению результатов своей поисковой деятельности в сжатой форме, что важно для будущих специалистов.

4. Задания по составлению синквейна. Син-квейн - это важный прием, необходимый для активизации когнитивной деятельности студентов во время занятия. Слово «синквейн» имеет французское происхождение, переводится как «пять», что обозначает стихотворение, состоящее из пяти строк. Это особая форма свободного творчества, следующего определённым правилам: все пять строк должны строго соответствовать теме. Первая строка - тема синквейна, выраженная существительным. Во второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему. В третьей - три глагола, описывающих действия, которые относятся к теме синквейна. Четвёртая строка - фраза, с помощью которой выражается отношение студента к теме (это может быть цитата, крылатое выражение, самостоятельное высказывание). Пятая строка - одно слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме. Таким образом, с помощью данного приема студент должен научиться резюмировать материал. Задание такого типа сложно для выполнения, поскольку требует точного подбора слов, а также выраженной лично-

стной позиции по отношению к изучаемому материалу, но подобное упражнение весьма полезно для активизации процесса обучения, для стимулирования поисковой деятельности (особенно в четвёртой части, когда у студентов появляется возможность подобрать наиболее подходящую и оригинальную цитату). Особенно подходит этот прием к теме «Подготовка публичного выступления», для подбора различных способов активизации внимания слушателей.

5. Задания по составлению конспектов научных текстов. Подобные задания важны, если они не сводятся к дословному цитированию источника. Как правило, знания первокурсников о составлении конспектов научных текстов ограничиваются далеко не полным набором сведений об этом виде работы. Это не позволяет студентам объективно оценивать значение данного приема при изучении новой темы и качественном освоении материала. Студенты в основной своей массе начинают работы по составлению конспектов с дифференциации на главное и второстепенное, ориентируясь на формальные признаки (правила, формулы, определения и т.д.), или используют описательно-иллюстративный тип (перечисление и описание событий, дат и т.д.). Если студентам не объяснить содержательные основания требований по составлению конспектов, то оценка проделываемой обучаемыми работы будет весьма низкой. Конспектирование - это творческая работа, которая состоит из определенных технических приемов, и задача преподавателя - познакомить студента с этими приемами. Главное, что студент должен уяснить, что конспект - это не краткая запись текста, его пересказ, но передача его замысла, идеи. Развитию мышления, формированию общепредментых умений и навыков способствуют конспекты в виде таблиц, кластеров, иных визуальных форм при соблюдении обучающимися правил цитирования.

6. Задания по разработке целей, задач, гипотез. Задания по разработке целей, задач, гипотез используются на этапе объяснения нового материала, способствуют более основательному уяснению научных проблем, активизируют научное воображение, позволяют повышать интерес к изучаемому предмету. Создание собственной научной гипотезы может стать основой для выполнения небольшого исследования, а его результатом - научная статья, доклад, презентация, отчёт. То есть в рамках выполнения подобного задания параллельно можно научить выполнению исследования (индивидуально или в группах), оформлению результатов исследова-

ния, правилам выступления с текстом научного стиля.

7. Проектные задания. Проектные задания ориентированы на активную самостоятельную работу и определение знаний и умений, которые необходимы специалисту в будущей профессиональной работе. Проектные задания могут быть индивидуальными, но, учитывая большие затраты времени на их выполнение, в процессе изучения дисциплины русский язык и культура речи в нефилологическом вузе успешнее реализуются групповые проекты. Можно разделить задания данного вида на три группы: профессионально-проблемные проекты (решение проблем и поиск информации по вопросам, непосредственно связанным с будущей профессиональной деятельностью студентов), профессионально-ролевые проекты (связаны с будущей профессией социальными ролями, проблема заключается в адекватном языковом оформлении проекта), профессионально не ориентированные (предполагают

решение отдельных языковых или речевых проблем). В любом варианте проектная методика подразумевает высокий уровень самостоятельной поисковой деятельности.

Все перечисленные виды заданий могут быть использованы для развития творческого мышления студентов, что немаловажно для успешного будущего специалиста: он должен уметь генерировать и проецировать идеи, самостоятельно выдвигать проблемы, находить нестандартные способы их решения.

Образовательная среда, созданная на основе активизации исследовательской деятельности студентов, стимулирует их к поиску, развивает важнейшие личностные качества. Наиболее широкое использование интерактивных методов обучения позволяет раскрыть и усовершенствовать творческие и коммуникативные способности обучаемых, что в конечном итоге является основной целью компетентностного подхода в современном образовании.

ACTIVATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY IN A TECHNICAL COLLEGE: «RUSSIAN AND CULTURE OF SPEECH» COURSE OPPORTUNITIES

© 2015 E.A.Gorlova, O.V.Zhuravleva°

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The article deals with the competency-based approach in higher education which results in state educational standards levels attainment. The article refers to the need of students' research activation in the course of study of "Russian and Culture of Speech" using such methods as bibliography selection, answer planning, cluster and cinquain making, note-taking, developing goals, aims and hypotheses, project work.

Key words: competency-based approach, educational standard, research activation, method, planning, note-taking, cluster, cinquain.

° Ekaterina Aleksandrovna Gorlova, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of linguistics and cross-cultural communication. E-mail:eagorlova@hotbox. ru. Olga Vassilievna Zhuravleva, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of linguistics and cross-cultural communication. E-mail: zhuravl9@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.