Научная статья на тему 'Активизация инновационной деятельности малых и средних предприятий на основе кластерной структуры их организации'

Активизация инновационной деятельности малых и средних предприятий на основе кластерной структуры их организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые предприятия / средние предприятия / кластер / инновационная деятельность / экономика / развитие. / small enterprises / middle enterprises / cluster / innovative activity / economy / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т А. Дементьева

Рассмотрен кластерный тип организации малых и средних предприятий для активизации их инновационной деятельности. Приведены факторы, которые негативно влияют на формирование кластерной структуры организации предприятий. Разработана модель регионального промышленного кластера для малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of innovative activity of small and middle enterprises on the basis of cluster structure of their organization

The cluster type of organization of small and middle enterprises is considered for activation of their innovative activity. Factors which negatively influence on forming of cluster structure of organization of enterprises are resulted. The model of regional industrial cluster is developed for small and middle enterprises.

Текст научной работы на тему «Активизация инновационной деятельности малых и средних предприятий на основе кластерной структуры их организации»

УДК 33.012.61-022.51:330.341.1

Т. А. Дементьева,

аспирант ИЭП НАН Украины, г. Донецк

АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОЙ СТРУКТУРЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

Постановка проблемы. В условиях рыночной экономики для устойчивого экономического роста малым и средним предприятиям крайне необходимы новые организационные формы, подходы и разработки для достижения конкурентоспособности как на национальном, так и мировом рынках, активизации инновационной деятельности, что является главным показателем уровня инновационности экономики.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучения работ украинских и зарубежных ученых (В. Гееца, М. Войнаренко, С.Соколенко, В. Прайса и др.) свидетельствуют об активном исследовании основных вопросов организации предпринимательского сектора экономики на основе кластерных технологий.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В научной среде достаточно внимания уделяется инновационной деятельности в предпринимательском секторе экономики, организации различных форм для предприятий, которые повышают их устойчивость, конкурентоспособность. Однако необходимо больше внимания уделять малым и средним предприятиям как сектору, который наиболее подвержен различным рискам.

Формулирование целей статьи (постановка задачи). Целью данной статьи является разработка организационной модели для малых и средних предприятий на основе кластерной структуры с целью повышения их инновационной деятельности.

Основной материал исследования. В мировой практике используются различные способы активизации инновационной среды в экономике страны: формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансферта технологий, прямая и косвенная финансовая поддержка инновационных проектов, кластерный подход к инновационной политике [1].

Зарубежный и национальный опыт развития предпринимательства убеждает, что одним из эффективных способов активизации инновационной деятельности в среде малых и средних предприятий является кластерный подход в реализации инновационной политики. Крупные предприятия, находясь на верхней ступени экономической иерархии в государстве, име-

ют в своем распоряжении значительный интеллектуальный потенциал для решения разнообразных экономических и научно-технических задач, и поэтому к новаторским предложениям со стороны науки, как правило, проявляют ограниченную заинтересованность. Следует признать, что отечественная экономическая наука рассматривает понятие «кластер», основываясь на западных теоретических разработках, при этом повторяя в различных вариациях классическое определение «кластера», введенное М. Портером, основанного на теории конкурентных преимуществ страны или отдельного региона. Разделяя мнение авторов [2] под кластером понимается система взаимосвязанных предприятий и ассоциированных институтов, общественных и научных организаций и государственных органов, планирующих и координирующих свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности продукции (услуг) кластера, на основе эффекта синергизма.

Вольфганг Прайс, известный австрийский экономист, инициатор и вдохновитель развития кластерного движения в Украине, акцентирует внимание на том, что для реализации данного проекта не требуется привлечения дополнительных финансовых ресурсов, при этом используя внутренний потенциал региона, кластеры в перспективе могут стать неотъемлемой инновационной составляющей политики социально-экономического развития [3, с. 24 — 25].

Для успешного внедрения и функционирования кластеров В.Прайс считает необходимым наличие следующих условий [3]:

1. Организация в регионе Координационного центра, который бы направлял свою работу не только на реализацию идей кластерных технологий, но и поиск эффективных форм взаимодействия власти и бизнеса, практической реализацией инновационных разработок, получение грантов на мониторинг социально-экономических составляющих регионального развития. Значение этой работы особенно возрастает в условиях отсутствия институциональной среды функционирования кластеров.

2. Привлечение к работе в Координационном центре представителей центральных учреждений области, руководителей предприятий, организаций, делега-

тов от местных органов власти.

3. Активная информационная работа, включающая в себя проведение заседаний круглых столов, региональных экономических конференций, инвестиционных форумов и социологических опросов по направлениям развития региона.

4. Научное обоснование политики инновацион -ного развития на основах реализации кластерных технологий, наиболее приемлемых для отечественной экономики.

5. Поддержка местными органами власти путем льготного кредитования социально значимых проектов, организации образовательных программ переподготовки и стажирования, пропаганда идей кластерного движения в средствах массовой информации.

Все перечисленные мероприятия, основной целью которых является организация эффективных предпринимательских структур, непосредственным образом будут влиять на формирование стратегического вектора развития и экономическое поведение в деловой среде региона. На уровне каждого отдельно взятого предприятия необходимо формировать понимание того, что конкурентоспособность региона, его общий потенциал, развитие внутреннего рынка, в конечном счете, важнее и экономически целесообразней краткосрочных финансовых результатов и максимизации собственной прибыли.

В последнее время в экономическую терминологию для более полного и глубокого рассмотрения вопросов регионального развития, а также отдельных субъектов хозяйствования введено [4, с. 24] понятие субъектности. Субъектность — это способность социальной системы формировать собственную стратегию, ставить и корректировать цели, ориентировать и осуществлять свои действия, оценивать их соответствие задуманному [4, с. 24]. Субъектность можно рассматривать как весомость, значимость субъекта в системе социальных и хозяйственных связей, его самобытность, идентифицированность и способность к саморазвитию на основе интеллектуальных, ресурсных и иных внутренних возможностей, а также как дальнейшее развитие или более высокую и емкую ступень региональной идентификации. Понятие субъектности можно применять также для кластерных объединений предприятий, в которых эффект синергизма вносит существенный вклад в значимость или весомость данной характеристики. Основной смысл понятия субъектность заключается в том [4 с. 24], что одна и та же система может в широком диапазоне повышать или понижать свой уровень субъектности в зависимости от «правильности» или «ошибочности» своих намерений и действий, в зависимости от тактики внешних и внутренних партнеров и конкурентов.

Оценивая значительный вклад ученых-экономистов [1 — 4] в разработку теории и практики кластеров, следует отметить, что ключевые принципы организации кластера в европейском варианте, такие как взаимодополнение в деятельности предприятий, поддержка, доверие во взаимоотношениях, обмен информацией и опытом, работа на конечный продукт многих самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности региона недостаточно увязаны экономической наукой с противоположными, но реально существующими в отечественной экономической практике понятиями независимости предприятий, конкуренции, коммерческой «тайны», стремлению предприятий к максимизации собственной прибыли и лидерству на рынке. Любая система (в том числе кластерная) как форма организации субъектов хозяйствования, изначально предполагает определенные ограничения независимости в действиях участников этой системы, неизбежный учет их взаимных интересов и возможностей. Наличие разноплановых факторов функционирования предпринимательских структур в современных условиях рассматривается экономической наукой как парадокс субъект-ности. Это прежде всего соотношение зависимости и самостоятельности отдельного предприятия или региона в условиях глобализации мировой экономики и усиления прозрачности таможенных границ между государствами. Превалирующее ранее мнение в среде руководителей-хозяйственников, что максимальный успех возможен лишь при максимальной рыночной независимости, в нынешних условиях меняется на «понимание того, что нужно идти навстречу весьма серьезной зависимости от эффективных партнеров, от источников научно-технической информации, маркетинговой информации т. д.» [5, с. 92].

Возможным разрешением парадокса субъектно-сти могли бы стать объединения предприятий по кластерному типу, где «каждое предприятие фокусируется на своих конкурентных преимуществах, которые они усиливают в максимально возможной для них степени. Предприятие оставляет в собственном производстве только то, что оно способно делать лучше других, оставляя партнерам остальные направления, где их преимущества неоспоримы [5, с. 92]». При таком подходе резко возрастает уровень партнерского сотрудничества предприятий в кластере, значительно снижается объем затрат и усилий на конкурентное соперничество. Уско -ряющийся темп глобализации материального сектора выдвигает на передний план значимые реальные связи предприятий между собой и инфраструктурным окружением, отношения с властными структурами, с партнерами и конкурентами, отношения с ближним и дальним зарубежьем. Потенциальные возможности кластера открываются для тех предприятий, которые «быст-

Таблица 1

Факторы, негативно влияющие на формирование кластерного подхода для развития предприятий [7]

№ п /п Характеристика факторов

1. Отсутствие широкомасштабной государственной поддержки процессов объединения предприятий в кластеры, особенно на начальных этапах создания кластера

2. Отделенность и слабый уровень взаимодействия между предприятиями региона

3. Устойчивая направленность предпринимателей на ведение дела поодиночке, неуверенность в действенности новых подходов, ментальность руководителей, которые не желают изменять отношения к поиску новых путей организации деятельности собственных предприятий

4. Слабый уровень доверия между предпринимателями, предпринимателями и органами власти

5. Слабая информированность предпринимателей относительно сущности понятия «кластера», практическое отсутствие или слабое распространение информации о положительных результатах деятельности кластеров в других регионах и за границей

6. Отсутствие средств для реализации кластерных проектов, нежелание предпринимателей рисковать через неопределенные условия деятельности кластеров, отсутствие законодательных и нормативных документов, которые стимулируют и регулируют деятельность кластеров

7. Слабая мотивация у предпринимателей региона, которые имеют разные цели хозяйственной деятельности, разных руководителей и т .п., к созданию кластеров

8. Отсутствие активной позиции относительно участия в кластерах среди научных учреждений

9. Отрицательное восприятие промышленными гигантами, работающих на экспорт, идеи увеличения направленности на удовлетворение внутренних потребностей из-за отсутствия гарантий наличия реального, а не потенциального спроса на продукцию

10. Отсутствие налаженного партнерства между органами власти и предпринимательским сектором, который не оказывает содействие формированию кластеров, ведь на начальных этапах только рыночной потребности недостаточно, необходима еще и государственная поддержка развития кластерных отношений

рее сформировали стратегические и тактические схемы совместного рыночного поведения, которые построили надежные связи с наиболее влиятельными партнерами» [5], сознательно поступившись при этом частью своей независимости, получая взамен «высший уровень субъектности [4]».

Для преодоления разрыва и сближения позиций указанных факторов в региональной экономической политике государства должны разрабатываться и внедряться значимые «центробежные» мероприятия, позволяющие предприятиям региона видеть в перспективе реальные преимущества и экономическую целесообразность участия в кластерах, в сравнении с самостоятельным и независимым функционированием в рам-

ках становления рыночных отношений. Формирование региональных и отраслевых программ инновационного развития для обеспечения скоординированной деятельности власти, общества, предпринимательства и науки — главная задача кластерной технологии организации хозяйственной деятельности в регионе.

Ученые-экономисты, работающие в области организационных технологий предпринимательства предполагают [6, с. 60], что кластерная организация субъектов хозяйствования в материальном производстве достигнет максимального своего развития к 2020 — 2030 гг. и далее пойдет на спад. Для Украины точкой отсчета в практической реализации кластерных инициатив можно считать конец ХХ века (1998г.)

Таблица 2

Организационные кластерные принципы

№п/п Принципы

1 2

1. Инновационность, вытекающая из соотношения внутренней конкуренции и кооперации участников кластера

2. Наличие главенствующей цели в виде конкурентоспособной продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках

3. Доверие и взаимодополнение в отношениях между участниками кластера; возможность объединившимся предприятиям эффективно отстаивать свои интересы в рыночных условиях и в отношениях с местной и региональной властью

4. Коллегиальность и нежесткие формы управления

К устремлениям предпринимательских структур среднего и в большей степени

малого бизнеса можно отнести следующие:

5. Устойчивое и стабильное развитие

6. Чувство правовой защищенности от неблагоприятных внешних воздействий (к которым можно отнести конкурентное давление крупного бизнеса, контролирующие действия со стороны властей и т.п.)

7. Облегченный доступ к финансовым ресурсам (банки с бо льшим доверием относятся к кластерам, нежели к каждому предприятию в отдельности)

8. Благоприятная деловая среда

—разработана программа «Подолье Первый», на базе которой были созданы швейный, строительный и агропромышленный кластеры и пик развития кластеров можно прогнозировать на 2040 — 2050 гг. Как любое новшество, внедряемое в существующие рамки социально-экономической среды, кластерные модели в процессе реализации сталкиваются с определенными трудностями. В табл. 1 автором [7] приводится совокупность факторов, негативно влияющих на становление кластерных структур в Запорожском регионе, однако, можно утверждать, что такие факторы присущи всей национальной экономике.

Углубленный и объективный анализ каждого из десяти факторов вышеприведенной таблицы позволяет сделать заключение, что на уровне государственной экономической политики (факторы № 1, № 4, № 6), на региональном уровне (факторы № 2, № 4, № 5, №10), на уровне экономической культуры, национальной ментальности руководителей предприятий (факторы № 3, № 4, № 8, №9) для успешной реализации кластерных инициатив должны быть разработаны региональной и местной властью мероприятия на уровне стратегических планов развития регионов по каждому из проблемных факторов, наполненные конкретным и реальным содержанием. По мнению В.Гее-ца, к негативным факторам, препятствующим распространению кластерных образований в экономической среде, нужно отнести также «отсутствие нормативно-

правовых основ формирования и функционирования кластерных форм организации бизнеса и научно обоснованных и практически апробированных методов измерения результатов их деятельности» [8]. Согласно действующему законодательству Украины кластеры юридически могут выступать как общественные объединения без права осуществления полноценной предпринимательской деятельности. Поэтому каждый из активных нынешних кластеров «работает по своим индивидуальным организационным и финансовым схемам, рискуя и обучаясь на собственных ошибках» [9]. Отсюда следует, что неправомерно рассчитывать экономическую эффективность общественной организации, не являющейся субъектом хозяйствования, что можно наблюдать в работах некоторых авторов [7]. Доказано зарубежной и отечественной практикой, что кластерная модель способствует развитию каждого из её участников и можно говорить лишь об интегральном показателе результативности кластера как сумме составляющих его частей.

Одной из приоритетных задач, возлагаемых на кластерные объединения, можно считать активизацию механизма саморазвития предпринимательских устремлений на основе внутренних, потенциальных возможностей организационных кластерных принципов.

На основе вышеприведенных принципов (табл. 2) кластерная структура может выглядеть следующим образом (рис. 1).

Производственный блок регионального промышленного кластера представлен ведущим отраслевым предприятием в регионе, стратегической целью которого является производство конкурентоспособной продукции, в перспективе — мирового уровня. К этому блоку относятся множество профильных малых предприятий, обеспечивающих функции поставщиков сырья, комплектующих, реализующих продукцию, обслуживающих основное производство ведущего предприятия. В данном блоке присутствуют присущие кластеру принципы, такие как конкуренция среди малых предприятий, так и сотрудничество с ведущим предприятием на основе доверия и поддержки путем предоставления на взаимной выгоде товарных кредитов, авансовых или отсроченных платежей, взаимным гарантированием банковских кредитов. Формальные кластерные рамки не ограничивают развитие каждого из малых предприятий, их дополнительные производственные возможности могут реали-зовываться с внешними партнерами. Конкуренция между малыми предприятиями является стимулирующим фактором к совершенствованию их экономической деятельности на основе инноваций во взаимодействии с научно-исследовательскими подразделениями кластера. Инновационность кластера обеспечивает научно-исследовательский институт соответствующего профиля или филиал этого института, организованный совместными усилиями региональной власти и участников кластера.

Объединяющим началом, способствующим кластеру приобретать структурные очертания, является группа правовой защиты, представленная юристами, аудиторами, адвокатами, которые обеспечивают правовое сопровождение хозяйственной деятельности каждого из участников кластера во взаимоотношениях с региональной и местной властью, контролирующими государственными органами, внешними партнерами. В силу объективных причин руководитель малого предприятия должен совмещать в своем лице все функции, перечисленные выше, не являясь, как правило, профессионалом ни в одном из них.

Финансовое состояние кластера, как объединения субъектов хозяйствования, зависит, в конечном счете, от правильности выбранной маркетинговой политики, обеспечивающей позиции выпускаемой продукции на рынке. Тенденции движения товара на внутреннем и внешнем рынках, активные мероприятия по завоеванию рыночных сегментов могут быть обеспечены специалистами экономического вуза или коммерческого предприятия, организованного на базе вуза.

При поддержке местных властей на базе муниципальных учебных заведений осуществляется профессиональная кадровая подготовка для соответствующих направлений хозяйственной деятельности кластера. Переподготовка и повышение квалификации

руководящего состава участников кластера возможна на базе экономических вузов.

Присутствие и непосредственное участие банков в функционировании регионального промышленного кластера является необходимым условием жизнеспособности такого объединения предприятий. По мнению специалистов кредитно-банковской сферы, малые и средние предприятия, составляющие основу кластерных объединений, представляют собой более привлекательный сектор кредитования в сравнении с независимыми субъектами хозяйствования.

Совместными усилиями всех участников кластера может быть сформирован инновационный фонд развития, средства которого будут использоваться на проведение общекластерных мероприятий, таких, как организация обучения, переподготовки, повышение квалификации сотрудников предприятий, кредитование участников кластера на льготных условиях. Управление инновационным фондом осуществляет коллегиальный орган, к примеру, Наблюдательный Совет кластера, состоящий из участников.

Одним из источников наполнения фонда могут быть взносы участников на уровне благотворительных отчислений (около 4% от полученной прибыли), разрешенных законодательством Украины и не облагаемых налогами. Каждый из участников имеет право «финансового вето» в пределах перечисленных им средств в инновационный фонд на любое решение Наблюдательного Совета по использованию этих средств.

Инновационный фонд может также выполнять функции гарантийного обеспечения при классическом кредитовании предприятий, состоящих в кластере, другими сторонними банками.

Средства инновационного фонда могут направляться на патентование, сертификацию изобретений, поддержку авторских коллективов на ускорение перспективных разработок, доведение экспериментальных образцов до серийного промышленного уровня, организацию выставок инновационной продукции и готовых к внедрению в производство проектов, проведение мероприятий по маркетингу.

Такая организация финансовой поддержки становления и развития кластерных инициатив является весомым объединяющим фактором для всех его участников и формирующим новый тип взаимоотношения между ними в духе кооперации, учета общих интересов и каждого в отдельности.

Основополагающим началом создания жизнеспособного кластера является действующая целевая региональная программа развития конкретного направления с соответствующим бюджетным финансированием, сроками исполнения, контролем, конкретными исполнителями.

В рамках действующего законодательства участниками кластера создается Координационный центр, включающий в себя представителей местной и региональной власти, науки, производственных предприятий и имеющий статус общественной организации. Функциями Координационного центра является коллективное управление развитием вновь созданного объединения предприятий и организаций, представление кластера на региональном и национальном уровнях, в средствах массовой информации. Формы управления координационного центра являются нежесткими и имеют рекомендательный характер для всех участников кластера по осуществлению общей стратегической цели.

Активная позиция региональной власти Донецкой области на начальных этапах становления металлургического и сельскохозяйственного кластеров является залогом их успешного развития в дальнейшем. Низовая инициатива на уровне предприятий по формированию кластеров в современных условиях, поддерживаемая автором [10], представляется неосуществимой по следующим причинам:

1. Для успешной реализации масштабных проектов необходимы финансовые средства в достаточных объемах и равномерным распределением их по этапам освоения мероприятий проекта.

2. Собственники успешных отечественных предприятий не станут вкладывать собственные средства в организацию сомнительных с их точки зрения проекты, которые не гарантируют им экономических выгод в ближайшей перспективе. Такие выводы сделаны автором работы по результатам непосредственного общения с руководителями малых и средних предприятий и анализа социологических опросов, проведенных Институтом экономики промышленности НАН Украины по вопросам инноватики [11].

3. Малые и средние предприятия с низким уровнем рентабельности не имеют свободных средств на организацию кластерных проектов.

4. Кластеры как организационная хозяйственная структура не определена в украинском законодательстве и может функционировать в статусе общественной организации, коммерческая деятельность которой существенно ограничена.

5. Кластерная инициатива в среде малых и средних предприятий требует большой информационной и образовательной работы по обучению руководящего состава предприятий кластерным технологиям. Такие мероприятия длительны во времени, требуют организаторских усилий и финансовых затрат и не входят в перспективные планы развития частных малых и средних предприятий. Поэтому в нынешних условиях незавершенного становления рыночных механизмов и культу-

ры взаимодействие хозяйствующих субъектов государство остается единственным эффективным инициатором и проводником масштабных региональных проектов, такими, как кластерные объединения предприятий.

В заключение необходимо отметить, что основной ценностью любой модели, и кластерной в частности, является её системный, а не математический характер, который упрощает описание и способствует пониманию поведения экономической структуры в известных условиях, хотя и не обеспечивает полной достоверности и не гарантирует достижения результата реальным экономическим субъектам. Кластерная модель организации производственных отношений в регионе, адекватно корректируемая в ходе реализации, может предоставлять возможность наметить сценарий действий участников процесса, но рассматривать модель как практическое руководство нецелесообразно. Ф. Хайек, нобелевский лауреат в области экономики, отмечал, что «все социально-экономические модели—это всего лишь ориентир, применимый в конкретных временных рамках с условной степенью достоверности». В процессе реализации модель неизбежно должна подвергаться корректировке и уточнению целого ряда аналитических данных и внесению поправок в исходные условия моделирования для получения большего приближения к реально протекающим процессам.

Становления кластерных образований в экономике Украины свидетельствуют о том, что всё большее число влиятельных структур власти, бизнеса и науки воспринимают новую философию инновационного развития экономики в формировании не только соответствующих инновационно ориентированных предпринимательских структур, но и обеспечении всеобщей направленности общества на путь инновационного развития, что позволит Украине выйти на мировой уровень применения современных технологий.

Литература

1. Цукерман В.А. Проблемы и возможности формирования кластеров как метода активизации инновационных процессов / В.А. Цукерман // [Электронный ресурс]. — Режим доступа http : //uiis.com/ ua. 2. Николаев М.В. О проблеме формирования кластеров в российской экономике (на примере алмазно-бриллиантового комплекса Якутии) / М.В. Николаев, И.Е. Егорова // Проблемы современной экономики. — №3(19). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http : //www.m-economy.ru 3. Прайс В. Концепгуальш тдходи до формування кластерiв на Хмельниччине / В. Прайс // Економют — 2008. — № 10 — С. 24 — 26. 4. Сарно А. Субъектность и инновационные сети Санкт-Петербурга / А. Сарно, И. Сарно,

Э. Кокконен // Инновации. — 2008. — № 8 (118). — С. 24 — 30. 5. Сарно А. Менеджеры Санкт-Петербурга на пути создания инновационной экономики /

A. Сарно, И. Сарно, Э. Кокконен // Инновации. —

2007. — № 11 (109). — С. 91 — 97. 6. Акаев А.А. Инновации и развитие / А. А. Акаев // Економют. —

2008. — №5 — 6. — С. 56 — 61. 7. Богма О.С. Роз-виток тдприемств машинобудавного комплексу на ос-новi кластерного тдходу : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук : спец. 08.00.04 «Еко-номша та управлшня тдприемствами» (за видами еко-номiчноl дiяльностi) / О.С. Богма. — Запор1жжя, 2008.

— 20 с. 8. Геець В. Кластери i мережевi структури в економiцi — тема досить щкава, але на сьогодш ще до шнця вивчена / В. Геець // Економют. — 2008. — №10. — С. 10 — 11. 9. Малий М. «Якщо защкавле-них людей об'еднуе спiльна мета, то можна подолати будь-як перешкоди» / М. Малий // Економют. — 2008.

— №10. — С. 14 —15. 10. Мороз О.М. Утворення нових територiально-виробничих форм оптишзаци гос-подарства регiону : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора екон. наук : спец. 08.00.05. Розвиток продуктивних сил i репональна економiка / О.М. Мороз. — Донецьк, 2009. — 35 с. 11. Ляшенко В.И. Регуляторная нагрузка на предпринимательство и её влияние на тенизацию малого и среднего бизнеса /

B.И. Ляшенко, А.Ф. Толмачева // Економша та право.

— 2009. — №1. — С. 55 — 62.

Дементьева Т. А. Активiзацiя шновацшноТ дiяльностi малих та середшх пiдприемств на ос-новi кластернот структури Тх оргашзацп

Розглянуто кластерний тип оргашзаци малих та середшх тдприемств для активiзацil 1х iнновацiйноl

дiяльностi. Визначенi чинники, як негативно впли-вають на формування кластерно! структури органi-зацil тдприемств. Розроблена модель регюнально-го промислового кластера для малих i середшх тдприемств.

Ключовi слова: малi пiдприемства, середнi пiдприемства, кластер, iнновацiйна дiяльнiсть, еконо-мiка, розвиток.

Дементьева Т. А. Активизация инновационной деятельности малых и средних предприятий на основе кластерной структуры их организации

Рассмотрен кластерный тип организации малых и средних предприятий для активизации их инновационной деятельности. Приведены факторы, которые негативно влияют на формирование кластерной структуры организации предприятий. Разработана модель регионального промышленного кластера для малых и средних предприятий.

Ключевые слова: малые предприятия, средние предприятия, кластер, инновационная деятельность, экономика, развитие.

Dementyeva T. A. Activation of innovative activity of small and middle enterprises on the basis of cluster structure of their organization

The cluster type of organization of small and middle enterprises is considered for activation of their innovative activity. Factors which negatively influence on forming of cluster structure of organization of enterprises are resulted. The model of regional industrial cluster is developed for small and middle enterprises.

Key words: small enterprises, middle enterprises, cluster, innovative activity, economy, development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стаття надшшла до редакцл 13.01.2010

Прийнято до друку 26.02.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.