Экономические науки
УДК 334.7
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-91-98
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ КЛАСТЕРООБРАЗОВАНИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
METHODICAL APPROACHES TO THE PROCESS OF CLUSTERIZATION OF
SMALL AND MEDIUM BUSINESS
В. И. Буньковский,
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск [email protected]
V. Bunkovsky,
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
Г. В. Зеленков,
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск [email protected]
G. Zelenkov,
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
Отмечено, что при формировании кластерных образований малых и средних предприятий необходимо учитывать следующие особенности: во-первых, специфику сложившейся вокруг кластера институциональной среды; во-вторых, то, что со временем кластерные структуры становятся основной движущей силой развития региональной экономики. При этом важны не только чисто экономические интересы предприятий, но и социальные аспекты коллективов, которые выступают интеллектуальными носителями предпринимательской деятельности. По мнению авторов, внешние функциональные интегративные связи малого и среднего бизнеса показывают его способность вступать в кооперацию с другими хозяйствующими субъектами, создавать коммерческие (посреднические, технологические) цепочки и сети, образовывать пространственно локализованные структуры (агломераты, альянсы и т.д.). Поэтому к основным инструментам создания кластеров малого и среднего предпринимательства следует отнести формирование институционально-организационных основ кластеризации малого и среднего бизнеса; стимулирование создания объектов и ресурсов коллективного пользования; стимулирование кооперации малых и средних предприятий; финансовую поддержку кластеров малых и средних предприятий. В качестве приоритетных механизмов развития кластеров малых и средних предприятий выделены следующие: развитие институциональной основы поддержки кластеров предприятий малого и среднего бизнеса; внедрение кластерного подхода и кластерных инициатив для модификации региональной стратегии развития; проведение постоянного мониторинга за деятельностью кластеров; комплексная поддержка кластерных инициатив, получивших положительную оценку, заключающуюся в субсидировании части затрат субъектов кластера
Ключевые слова: кластер; кластерообразование, малый и средний бизнес, предпринимательство, регион, развитие; механизмы развития кластеров; функции кластеров; кластерный подход; методы
In the opinion of the authors, when forming cluster entities of small and medium-sized enterprises, it is necessary to take into account the following features: first, the specifics of the institutional environment around the cluster; second, the fact that over time cluster structures become the main driving force for the development of the regional economy. Also, it is necessary to take into account not only the purely economic interests of enterprises, but also the social aspects of collectives that act as intellectual bearers of entrepreneurial activity. According to the authors, external functional integrative ties of small and medium-sized businesses show its ability to enter into cooperation with other economic entities, create commercial (intermediary, technological) chains and networks, form spatially localized structures (agglomerates, alliances, etc.). Therefore, the main tools for creating clusters of small and medium-sized businesses include: the formation of institutional and organizational foundations of clustering of small and medium-sized businesses; stimulation of creation of objects and resources of collective use; stimulation of cooperation of small and medium-sized enterprises; financial support for clusters of small and
91
© В. И. Буньковский, Г. В. Зеленков, 2018
medium-sized enterprises. The authors singled out the following as priority mechanisms for the development of clusters of small and medium-sized enterprises: the development of an institutional framework for supporting clusters of small and medium-sized enterprises; the introduction of a cluster approach and cluster initiatives to modify the regional development strategy; continuous monitoring of cluster activities; complex support of cluster initiatives, which received a positive assessment, which consists in subsidizing a part of the costs of cluster entities
Key words: cluster; clustering; small and medium business; entrepreneurship; region; development; mechanisms for clusters' development; functions of clusters; cluster approach; methods
ведение. Институциональные предпосылки кластерообразования малых и средних предприятий в регионах России во многом обусловлены распространением предпринимательства в целом, как важнейшего вида экономической деятельности, основанного, прежде всего, на родовых (атрибутивных) признаках: многообразии форм собственности, свободе выбора предпринимательской деятельности, личной ответственности и риске. Подходы к экономическому содержанию предпринимательства (в том числе малого и среднего бизнеса) эволюционировали вместе с развитием экономической теории, что, однако, до настоящего времени не сняло разночтений и даже некоторых противоречий в понятийном аппарате [2]. Так, Р. Кантильон наделял предпринимателя способностями предвидения, риска и принятия ответственности, но не обязательно выступающего собственником капитала. В то же время А. Смит считал предпринимателя собственником капитала, вкладывающим его в целях получения предпринимательского дохода [7]. По мнению К. Маркса, предприниматель — это капиталист, стремящийся к монополии на рынке, вытесняющей или поглощающей другие предприятия и создающей огромные конгломераты.
В развитие взглядов о функции предпринимательства внесли значительный вклад представители неоклассического направления (К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Е. Бем-Баверк, Дж. Кларк и др.), включившие в сферу предпринимательства производство и сбыт продукции, доказав, что факторы производства — капитал, труд и земля — прино-
сят доходы, а сам предприниматель — это собственник, управляющий [5].
В рамках региональной промышленной политики кластерный подход рассматривается как мощный инструмент регионального развития, позволяющий сформировать конкурентоспособные отрасли вокруг крупных промышленных лидеров и секторов [3].
Сложность формирования кластеров состоит в том, что исторически в России большинство регионов относится к иерархическому типу, которые характеризуются монопрофильной экономикой и зависимостью от крупных корпораций [4].
Методология исследования. Несмотря на наличие разных точек зрения относительно функций предпринимательства, практически во всех теориях представлена способность предприятий к кооперативному и интеграционному взаимодействию для решения своих экономических проблем: росту доходов, обеспечению устойчивости положения на рынке, повышению эффективности и конкурентоспособности. Налаживая вертикальные и горизонтальные связи, создавая производственно-технологические цепочки, предприятия образовывали «сгустки» деловой активности, зоны концентрации тесно взаимодействующих между собой хозяйствующих субъектов в экономическом пространстве региона, которые выступали определенными прообразами современных объединений, альянсов, групп предприятий и кластеров. При этом в зависимости от характера производственно-хозяйственной деятельности участников, особенностей продукции, комбинаций кооперационных связей и других факторов подобные образования взаимодействую-
щих предприятий специализировались по различным признакам: территориальным, по этапам жизненного цикла производимой продукции и т.д.
Значительный вклад в развитие предпринимательства внес И. Шумпетер, вменивший предпринимателю функцию ин-новатора, «созидательного разрушителя» традиционного рынка, автора нового продукта [8]. Из его теории объективно следовало, что для создания инновационного продукта недостаточно усилий и ресурсов одного предпринимателя, необходимо широкое взаимодействие других участников инновационного процесса: привлечение вузов, научно-исследовательских организаций, специализированных фирм инфраструктуры, определенной государственной политики и т.д. Такое положение потенциально требует формирования хозяйствующих образований особого типа — созидателей и производителей инновационного продукта. В дальнейшем развитие данного направления привело к формированию технопарков, технологических зон, кластеров инновационного типа («Силиконовая долина» в США) и других пространственно-территориальных образований, служащих концентраторами большого числа малых предприятий и получивших широкое распространение в настоящее время.
Следует отметить, что каким бы большим не являлось пространственно-территориальное образование хозяйствующих субъектов, оно находится в определенной внешней среде и испытывает воздействие факторов этой среды. Так, представители институционального подхода (Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Коуз и др.) показали, что предпринимательство существует в окружении институтов, несмотря на то, что малое предпринимательство выступает институтом общества. По нашему мнению, с позиций институционального подхода кластерные структуры предприятий малого и среднего бизнеса имеют отличительные особенности формирования:
— специфика сложившейся вокруг кластера институциональной среды;
— возможность кластерных структур со временем стать основной движущей силой развития региональной экономики.
Концепции конвергенции и трансформации капитализма (У. Ростоу, Р. Арон, Я. Тинберген, Дж. Гелбрэйт, Д. Белл) привели к формированию теории постиндустриального общества, в котором предпринимателю отводится роль генератора и носителя знаний, «цивилизованного» преобразователя внешней среды. Предприниматель наделяется значительным числом функций, трансформируя производственные отношения посредством использования достижений НТП, способствуя общественному развитию и сглаживанию противоречий [2]. При этом в функциях предпринимателя выделяется умение оптимально комбинировать собственность, труд, капитал и управление ресурсами, знать ситуацию на рынке и закономерности его динамики (П. Дракер, Б. Карлофф, Ф. Котлер и др.). М. Портер показал, что результат деятельности предпринимателя определяется его умением устойчиво функционировать в конкурентной среде [6]. Подобные научные воззрения непосредственно стоят у истоков теории кластеров, фактически обосновывая предпосылки и необходимость взаимодействия малых хозяйствующих субъектов для целей выживаемости и достижения результата хозяйственной деятельности в условиях конкуренции с более мощными структурами.
Вместе с тем становится очевидно, что на экономическое содержание малого и среднего предпринимательства все большее влияние оказывают неэкономические факторы, что связано с развитием поведенческой или бихевиористской теории фирмы (Ньюстром Дж. В. и др.), изучающей особенности поведения предприятия под влиянием факторов внешней среды (людей, структур, технологий) и в которой оно обладает дополнительной функцией самообучающейся организации (П. Сендж и др.) [10]. Экономические изменения во внешней среде также требуют постоянных адаптационных реакций предприятий малого бизнеса, что в целом соответствует эволюционной
теории фирмы (Р. Нельсон, С. Уинтер), согласно которой предприятия управляются не точными расчетами по оптимизации действий, а уникальными способностями (рутинами), являющимися результатом процесса организационного обучения, при котором создается и накапливается неявное знание, как правило, недоступное конкурентам [9].
Таким образом, в процессе кластеро-образования малых и средних предприятий следует учитывать не только чисто экономические интересы предприятий, но и социальные аспекты коллективов, которые выступают интеллектуальными носителями предпринимательской деятельности.
Использование кластерного подхода для поддержки малого и среднего бизнеса в регионе требует пересмотра традиционных целей и показателей. Для подавляющего большинства российских регионов стратегическая роль заключается в следующих показателях.
1. Развитие существующих кластеров, в которых действуют предприятия малого и среднего бизнеса:
- количество кластеров в регионе, в которых действуют предприятия малого и среднего бизнеса;
- количество кластеров, в которых действуют предприятия малого и среднего бизнеса и в которых уже существуют сформированные цепочки производства продукции.
2. Налаживание выпуска промышленной продукции:
- общий объем выпускаемой продукции предприятиями, входящими в кластер;
- процент высокотехнологичной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой предприятиями, входящими в кластер.
3. Повышение результативности производства на новой технологической базе:
- производительность труда на малых и средних предприятиях, входящих в кластер;
- инвестиции в основные средства малых и средних предприятий;
- средняя фондообеспеченность на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- число вновь созданных рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса.
4. Диверсификация экономики региона:
- доля обрабатывающих производств в производстве региона;
- доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте (ВРП).
5. Специфические задачи конкретных регионов:
- объем продукции малых и средних предприятий, поставляемой на экспорт;
- объем продукции предприятий малого и среднего бизнеса, изготавливаемой для реализации определенных проектов.
Результаты исследования и их обсуждение. В экономическом содержании предпринимательства следует различать функциональные признаки и критерии отнесения субъекта предпринимательства к малой или средней форме (размеру).
Функциональные признаки в целом присущи всем субъектам предпринимательской деятельности и практически не зависят от их размера. Эти признаки раскрывают предпринимательство как экономическое явление, обладающее своей внутренней природой и спецификой процессов.
Критерии отнесения субъекта предпринимательства к малой или средней форме — условное их разграничение по определенным характеристикам (показателям, параметрам) для целей государственного регулирования, статистического анализа и т. п. [2]. Критерии могут существенно различаться по государствам и регионам, временным периодам, видам деятельности, не отражаясь при этом на функциональных признаках.
Для целей дальнейшего анализа роли малого и среднего бизнеса в пространственно организованных структурах и агломерациях далее следует рассмотреть его функциональные и интегративные свойства. На наш взгляд, это требует разграничения и исследования:
1) внутренних функционально-инте-гративных свойств малого и среднего предпринимательства;
2) внешних интегративных связей малого и среднего предпринимательства.
Внутренние функционально-интегра-тивные свойства малого и среднего бизнеса опосредуются его функциональными признаками, включающими первичные (или атрибутивные) функциональные признаки; общие критериальные признаки; региональные критериальные признаки. Данные функциональные признаки, взаимодействуя между собой, образуют внутреннее сущностное единство бизнеса как целостного экономического явления, отличающегося от других явлений в экономическом пространстве. Внутренние интегративные свойства малого и среднего бизнеса носят горизонтальный и вертикальный характер. Горизонтальный характер увязывает между собой отдельные признаки бизнеса внутри их групп, а вертикальный — между группами признаков.
Первичные (или атрибутивные) функциональные признаки малого и среднего бизнеса содержательно не отличаются от общих признаков, присущих предпринимательству вообще, в числе которых находятся:
- наличие идеи осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие собственности (государственной, частной, смешанной);
- ответственность за действия (в том числе имущественная);
- самостоятельность принятия решений по осуществлению деятельности;
- способность к риску;
- коммуникабельность (умение взаимодействовать с другими субъектами предпринимательской деятельности, государством и т.д.);
- активность рыночного поведения (для осуществления деятельности).
Внешние интегративные связи малого и среднего бизнеса показывают его способность вступать в кооперацию с другими хозяйствующими субъектами, создавать коммерческие (посреднические, технологические) цепочки и сети, образовывать пространственно локализованные структуры (агломераты, альянсы и т.д.).
По нашему мнению, в экономическом содержании следует различать статисти-ко-правовое определение малых и средних предприятий, которое подразумевает некоторую однородность их сообщества в виде предпринимательства и функциональное содержание их особенностей, возможностей и роли в обществе.
Ведь на самом деле многообразие организационно-правовых форм и их размерности не является отличительной особенностью современного состояния мировой экономики. Ее особенность заключается во все ускоряющемся динамизме, когда постоянно изменяются факторы и составляющие элементы, а под их воздействием у субъектов рынка разрушается единая детерминированная модель поведения. В зависимости от конкретно сложившейся экономической ситуации субъекты рынка непредсказуемо меняют характер своего поведения и ролевые функции, отдавая предпочтение действиям, обеспечивающим достижение выгод. При этом успех предпринимательской деятельности, а значит, и целесообразность кластерообразования на современном этапе носят многозначный характер и могут быть связаны с интеллектуальной собственностью и знаниями, инновациями, человеческим потенциалом, развитием государственно-частного партнерства, экономическими механизмами хозяйствования, стратегиями управления и т.д. [2].
В этой связи генезис экономического содержания кластерообразования малого и среднего предпринимательства тесно коррелирован с условиями исторически обусловленного типа производства, приоритетами экономического развития и институтами данного общества.
Общим базисом решения многих социально-экономических проблем в ряде стран стало признание малого и среднего предпринимательства как феномена и мощного фактора общественного прогресса, а ориентация на развитие и использование его потенциала приобрела всемирное распространение.
Экономическое содержание кластеро-образования малого и среднего предприни-
мательства является частью хозяйственного механизма региона и страны, представляя собой совокупность институциональных условий, конкретных форм хозяйствования, методов управления и экономических отношений, с помощью которых малые и средние предприятия обеспечивают свою деятельность.
Политика по развитию малого и среднего предпринимательства на основе кластерного подхода предполагает определенное изменение традиционных форм и инструментария поддержки. К основным инструментам создания кластеров малого и среднего предпринимательства следует отнести:
1) формирование институционально-организационных основ кластеризации малого и среднего бизнеса. Во многих субъектах России действуют центры кластерного развития, функционирующие на основе технопарков. Однако они делают упор на кластеры с большой долей крупных промышленных предприятий. Для более эффективного развития кластеров предприятий малого и среднего бизнеса требуется создавать коллективные механизмы сотрудничества, которые позволили бы объединить усилия органов власти регионов с такими предприятиями;
2) стимулирование создания объектов и ресурсов коллективного пользования, в частности, торгово-выставочных, транс-портно-логистических объектов и центров подготовки и переподготовки трудовых ресурсов, создание аутсорсинговых компаний, выполняющих работу, в которой заинтересованы все участники кластера;
3) стимулирование кооперации малых и средних предприятий, интеграционных процессов, регулирование внутрикластер-ного оборота. Интенсивность внутрикла-стерного обмена является специфической характеристикой кластера, в связи с этим требуется развитие производства на основе обмена информацией, внедрения новых логистических подходов. Важно создать стабильные взаимоотношения малых и средних предприятий с образовательными учреждениями и научными организациями;
4) финансовая поддержка кластеров малых и средних предприятий в условиях ограниченности региональных средств является самой важной проблемой. Хотя наиболее эффективно было бы часть средств, выделенных из федерального бюджета на поддержу малого и среднего предпринимательства, направить на развитие кластерных структур [1].
Выводы. Процессы кластерообразова-ния малого и среднего бизнеса модифицируют и сводят в единое целое ряд экономических категорий (труд, товар, стоимость, цена, эффективность и т.д.), создавая новые потребительские стоимости (ценности), отражая институциональные условия хозяйствования, методы регионального управления и регулирования, эффективность и конкурентоспособность.
Таким образом, в экономическом содержании кластерообразования малого и среднего бизнеса следует выделять взаимообусловленные компоненты: институциональный, функционально-экономический, интеграционный и конкретно-хозяйственный [2].
Институциональный компонент отражает роль института — действующую совокупность устойчивых социально-экономических правил и норм, над которыми субъекты малого и среднего бизнеса не властны. С экономической точки зрения институты определяют условия и результаты хозяйствования предприятий, в том числе входящих в кластеры.
В условиях современной российской экономики кластеры предприятий малого и среднего бизнеса могут выполнять следующие функции: способствовать увеличению конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, входящих в кластер; модифицировать экономику региона путем внедрения инноваций; поддерживать отечественных производителей; обеспечивать рынок необходимыми видами товаров и услуг.
В то же время создание кластеров для развития предприятий малого и среднего бизнеса не требует значительных инвестиций и долгих периодов окупаемости, ими
легче управлять, так как нет необходимости создавать сложные административные структуры.
Формирование и функционирование кластеров малых и средних предприятий обладает существенным потенциалом для решения ключевых задач регионального развития. В свою очередь, это требует
Список литературы_
проработанной региональной кластерной политики, связанной с общими стратегическими целями и интегрирующей различные направления территориального регулирования. При наличии этих условий потенциал кластеров малых и средних предприятий может быть конструктивно реализован на практике.
1. Антипин И. А. Кластерный подход в развитии малого и среднего предпринимательства региона / / Universum: экономика и юриспруденция. 2017. № 2. С. 11-16.
2. Березов А. Т. Региональные основы формирования и развития экономических кластеров малыгх предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Владикавказ, 2012. 24 с.
3. Бородина М. А. Формирование экономических кластеров в регионе / / Вестник ПГУ. Сер. Экономика. 2010. № 2. С. 37-44.
4. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций // Экономист. 2008. № 1. С. 14-25.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 414 с.
6. Портер М. Э. Конкуренция. М: Вильямс, 2005. 608 с.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эконов-Ключ, 1993. 680 с.
8. Шумпетер И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
9. Nelson R. R., Werner S. G. Evolutionary theory of economic change. Cambridge Mass: Harvard University Press, 1982.
10. Newstrom J. W., Davies K. Organizational behavior: human behavior and work. New York: McGraw Hill Book Company, 1993.
References_
1. Antipin I. A. Universum: ekonomika i yurisprudentsiya (Universum: Economics and Jurisprudence), 2017, no. 2, pp. 11-16.
2. Berezov A. T. Regionalnye osnovy formirovaniya i razvitiya ekonomicheskih klasterov malyh predpriyatiy: avtoreferatdis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 (Regional bases of formation and development of economic clusters of small enterprises: abstract diss. ... cand. econ. sciences: 08.00.05). Vladikavkaz, 2012. 24 p.
3. Borodina M. A. Vestnik PGU. Ser. Ekonomika (Vestnik PSU. Ser. Economy), 2010, no. 2, pp. 37-44.
4. Kuzmin S. Ekonomist (Economist), 2008, no. 1, pp. 14-25.
5. Marshall A. Printsipy ekonomicheskoy nauki: per. s angl. (Principles of Economic Science: transl. from English). Moscow: Progress, 1993. Vol. 1. 414 p.
6. Porter M. E. Konkurentsiya (Competitiveness). Moscow: Williams, 2005. 608 p.
7. Smith A. Issledovanie o prirode ipritsinah bogatstva narodov (Research on nature and causes of peoples' wealth). Moscow: Ekonov-Klyuch, 1993. 680 p.
8. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya (The theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy). Moscow: EKSMO, 2007. 864 p.
9. Nelson R. R., Weiner S. G. Evolutionary theory of economic change (Evolutionary theory of economic change). Cambridge Mass: Harvard University Press, 1982.
10. Newstrom J. W., Davies K. Organizational behavior: human behavior and work (Organizational behavior: human behavior and work). New York: McGraw Hill Book Company, 1993.
Коротко об авторах_
Буньковский Владимир Иосифович, д-p экон. наук, пpoфeccop, ^кутший национальный иccлeдoвaтeльcкий тex-иичecкий уиивepcитeт, г. Якутск, Россия. Область иaучиыx иитepecoв: paзpaбoткa мeтoдoлoгичecкиx и мeтoдичecкиx пoдxoдoв к peшeнию пpoблeм в области экономики, opгaнизaции упpaвлeиия, фopмиpoвaиия мexaиизмoв инновационного paзвития пpeдпpиятий (opгaнизaций) [email protected]
Зеленков Георгий Витальевич, acn^am, ^кутский национальный иccлeдoвaтeльcкий тexиичecкий уиивepcитeт,
г. Иpкутcк, Россия. Область иaучиыx интepecoв: инноватика, opгaиизaция пpoизвoдcтвa
Briefly about the authors_
Vladimir Bunkovsky, doctor of economic sciences, professor, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia. Sphere of scientific interests: development of methodological and methodical approaches to solving problems in the field of economics, management organization, formation of innovative development mechanisms for enterprises (organizations)
Georgy Zelenkov, postgraduate, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia. Sphere of scientific interests: innovation, production organization
Образец цитирования
Буньковский В. И., Зеленков Г. В. Методические подходы к процессу кластерообразования малого и среднего бизнеса // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 2. С. 91-98. DOI: 10.21209/22279245-2018-24-91-98.
Bunkovsky V. Zelenkov G. Methodical approaches to the process of clusterization of small and medium business // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 2, pp. 91-98. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-91-98.
Статья поступила в peдaкцию: 15.02.2018 г. Статья ^инята к публикации: 27.02.2018 г.