Научная статья на тему 'Активизация инновационного развития территории на базе кластерного подхода'

Активизация инновационного развития территории на базе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ / MANAGEMENT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудкина Нина Сергеевна

Кластерная концепция на протяжении последних лет находится в центре внимания научной общественности и руководителей органов государственного управления и представляет собой действенный инструмент в процессе создания инфраструктуры инновационной деятельности в регионах. Известно, что в реализации кластерной политики преобладает роль государственных органов власти, отсюда следует, что формирование кластерных структур является приоритетным направлением в государственной политике по повышению региональной и национальной конкурентоспособности, так как реализуется на региональном и федеральном уровнях. Кластерная политика призвана сглаживать диспропорции в региональном развитии, поддержка со стороны государства предприятиям кластера должна представлять собой адресный, целенаправленный характер. Цель. Рассмотреть особенности и проблемы инновационного развития территорий на базе кластерного подхода и отразить факторы формирования кластеризации. Результаты. Автором представлен алгоритм формирования системы кластеров территории на основе вовлечения в механизм кластеризации институтов бизнеса, государства, науки и гражданского общества. Данный алгоритм состоит из шести последовательных этапов: выделение перспективных кластерных образований территории на основе рыночно-отраслевой направленности; классификация выделенных кластеров по их отношению к механизму инновационного развития; выявление основных институциональных характеристик кластеров, которые признаны наиболее перспективными для формирования в данном регионе; разработка альтернатив в области организации и институциональных основ кластеров; формирование карты кластерных образований территории. На заключительном этапе предлагается привлечение широких масс и общественности для обсуждения разработанных предложений. Отражены преимущества использования кластерного подхода в отечественной экономике. Приведены основные причины, препятствующие активизации развития кластеров в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of Innovative Development of the Territory Based on the Cluster Approach

The cluster concept in recent years is the focus of the scientific community and government leaders. It is an effective tool in the creation of innovation infrastructure in the regions. It is known that public authorities play the dominant role in the implementation of cluster policy. It means that the formation of cluster structures is a priority of public policy aimed to improve regional and national competitiveness, as the policy is implemented at the regional and federal levels. Cluster policy is designed to smooth out imbalances in regional development. Government support for cluster enterprises has to be targeted and focused. Aim. The goal is to analyze the characteristics and problems of innovative development of territories based on cluster approach and to demonstrate the factors of clustering. Results. We present an algorithm of cluster formation on a territory based on the involvement of business institutions, government, science and civil society in the mechanism of clustering. This algorithm consists of six consecutive stages: the selection of the territory’s promising cluster formations based on market-oriented industry; classification of the selected clusters by their relation to the mechanisms of innovative development; identification of the main institutional features of clusters, ranked as the most promising for the formation in the region; development of alternatives in the organization and institutional foundations of clusters; the development of the map of cluster formations of the territory. At the final stage, involvement of the public in the discussion of the development is proposed. Author demonstrates the benefits of using the cluster approach in the domestic economy. Discussed are the main obstacles to stimulation of the development of clusters in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Активизация инновационного развития территории на базе кластерного подхода»

Активизация инновационного развития территории на базе кластерного подхода

Stimulation of Innovative Development of the Territory Based on the Cluster Approach

УДК 332.14

Дудкина Нина Сергеевна

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Dudkina Nina Sergeevna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Кластерная концепция на протяжении последних лет находится в центре внимания научной общественности и руководителей органов государственного управления и представляет собой действенный инструмент в процессе создания инфраструктуры инновационной деятельности в регионах. Известно, что в реализации кластерной политики преобладает роль государственных органов власти, отсюда следует, что формирование кластерных структур является приоритетным направлением в государственной политике по повышению региональной и национальной конкурентоспособности, так как реализуется на региональном и федеральном уровнях. Кластерная политика призвана сглаживать диспропорции в региональном развитии, поддержка со стороны государства предприятиям кластера должна представлять собой адресный, целенаправленный характер.

Цель. Рассмотреть особенности и проблемы инновационного развития территорий на базе кластерного подхода и отразить факторы формирования кластеризации.

Результаты. Автором представлен алгоритм формирования системы кластеров территории на основе вовлечения в механизм кластеризации институтов бизнеса, государства, науки и гражданского общества. Данный алгоритм состоит из шести последовательных этапов: выделение перспективных кластерных образований территории на основе рыночно-отраслевой направленности; классификация выделенных кластеров по их отношению к механизму инновационного развития; выявление основных институциональных характеристик кластеров, которые признаны наиболее перспективными для формирования в данном регионе; разработка альтернатив в области организации и институциональных основ кластеров; формирование карты кластерных образований территории. На заключительном этапе предлагается привлечение широких масс и общественности для обсуждения разработанных предложений. Отражены преимущества использования кластерного подхода в отечественной экономике. Приведены основные причины, препятствующие активизации развития кластеров в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновации, кластерный подход, инновационная деятельность, региональная политика, управление экономическим развитием территории

The cluster concept in recent years is the focus of the scientific community and government leaders. It is an effective tool in the creation of innovation infrastructure in the regions. It is known that public authorities play the dominant role in the implementation of cluster policy. It means that the formation of cluster structures is a priority of public policy aimed to improve regional and

national competitiveness, as the policy is implemented at the regional and federal levels. Cluster policy is designed to smooth out imbalances in regional development. Government support for cluster enterprises has to be targeted and focused.

Aim. The goal is to analyze the characteristics and problems of innovative development of territories based on cluster approach and to demonstrate the factors of clustering.

Results. We present an algorithm of cluster formation on a territory based on the involvement of business institutions, government, science and civil society in the mechanism of clustering. This algorithm consists of six consecutive stages: the selection of the territory's promising cluster formations based on market-oriented industry; classification of the selected clusters by their relation to the mechanisms of innovative development; identification of the main institutional features of clusters, ranked as the most promising for the formation in the region; development of alternatives in the organization and institutional foundations of clusters; the development of the map of cluster formations of the territory. At the final stage, involvement of the public in the discussion of the development is proposed. Author demonstrates the benefits of using the cluster approach in the domestic economy. Discussed are the main obstacles to stimulation of the development of clusters in the Russian Federation.

Keywords: innovation, the cluster approach, innovation activity, regional policy, management of economic development of the territory

Важнейшей задачей при формировании инновационной экономики является создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионах.

В Концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Министерство экономического развития ставит на повестку дня в качестве одного из приоритетных направлений перехода к инновационному типу экономического развития создание сети территориально-производственных кластеров [1].

Исходя из мирового опыта, мы можем определить, что кластер способствует увеличению конкурентоспособности региона путем реализации ориентированной региональной политики.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о развитии региона на основе кластерной политики, предлагаем рассмотреть само понятие «кластер», опираясь на трактовки признанных авторов концепции кластеризации (табл. 1).

Анализируя данные определения, можно сделать вывод, что под кластером понимается сеть, состоящая из производственных предприятий, компаний, НИИ, формирующих новые технологии, образующие рыночные институты и новый класс потребителей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом на инновационной основе с целью создания и получения конкурентных преимуществ.

Анализ сущности понятия «кластеризация» позволяет нам сделать вывод о сущности региональных кластеров в условиях глобализации. Их особенность

С А

о

С С

Определения кластерных образований Таблица 1

Определение Источник

Кластер — постоянно совершенствующие свои конкурентные преимущества взаимосвязанные организации, географически сконцентрированные и объединенные общей сферой деятельности. Кластер обладает рядом общих и особенных признаков. Общим признаком кластера является географическая концентрация организаций в определенной сфере деятельности. Особенными признаками кластера являются наличие «критической массы» участников, высокий уровень связанности участников кластера, инновационная активность участников кластера [2]

Хозяйственная агломерация представляет собой совокупность географически сконцентрированных организаций, объединенных общей сферой деятельности, которая удовлетворяет как минимум двум из трех ключевых признаков кластера: критическая масса организаций, высокая плотность связей между организациями, высокий уровень инновационной активности [2]

Кластерная группа — статистически выявляемая совокупность торгуемых видов деятельности, которые обладают тематической близостью и демонстрируют тенденцию к совместной локализации. По критерию неравномерности распределения виды деятельности принято разделять на местные (local) и торгуемые (traded). Под местной отраслью понимается отрасль, занятость в которой пропорциональна численности населения. Характерной чертой местных отраслей является их ориентация преимущественно на местный спрос. Примерами таких отраслей являются общие медицинские услуги, бытовые услуги, неспециализированная розничная торговля, производство и реализация некоторых строительных материалов. В торгуемых видах деятельности занятость не пропорциональна численности населения и зависит от большого числа факторов, определяющих локализацию предприятий торгуемых отраслей. При этом такие отрасли, размещаясь гораздо более неравномерно, ориентированы на межрегиональную и международную торговлю. В качестве примеров можно привести самолетостроение, автомобилестроение, производство фильмов, металлургию, межрегиональный и международный туризм и др. В кластерные группы включаются исключительно торгуемые виды деятельности [2]

Кластер — территориально обособленная группа взаимодействующих (чаще всего мелких и средних) предприятий различного назначения (промышленных, сервисных и пр.) и связанных с ними организаций (образовательных заведений, органов государственного управления, инфраструктурных компаний), что позволяет компаниям повысить конкурентоспособность за счет синергетического эффекта [3]

Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики [4]

Кластер — это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений), в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [5]

Кластер (англ. duster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США [6]

Экономический кластер предполагает, что договорные отношения между отдельными предприятиями достаточно устойчивые, т. е. носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера обслуживают определенный сектор рынка, т. е. нацелены на покупателей определенной продукции конкретной территории. Кластер не является юридическим лицом. Структура экономического кластера не объединена единым для всех соглашением [7]

Сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [8]

Кластер — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка [9]

заключается в открытости, готовности к взаимодействию. Границы кластеров могут распространяться далеко за пределы региона и иметь цель использовать различные виды внешних ресурсов.

На формирование и развитие кластеров в регионе влияют многие факторы, среди которых мы выделим основные (рис. 1).

Кластерный подход во многих странах используется при формировании национальной промышленной

политики, кластеры стали одной из форм бизнес-сообщества. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с выходом на новые рыночные высоты. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных интересов и стимулировании инновационного развития.

Кластеризация уже охватывает более 50% экономик ведущих стран мира. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий путем реализации кластерной региональной политики, среди которых находятся такие страны, как США, Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Южная Корея, Китай. В этих странах функционирует сеть конкурентоспособных кластеров, в которых задействовано около 40% от численности всех занятых в экономике и которые производят более 50% ВНП.

Образование кластеров ускоряет процесс в отдельно взятых отраслях, вызывает всплеск инноваций и укрепляет способность к конкуренции на мировых рынках. В зависимости от изменений внешней среды и рыночной конъюнктуры кластеры формируются, расширяются, углубляются, а при неблагоприятных условиях могут со временем распадаться.

Кластерная политика является совокупностью действий по развитию кластерных структур в экономическом пространстве региона. В реализации кластерной политики преобладает роль государственных органов власти, следовательно, формирование кластерных структур является приоритетным направлением в государственной политике по повышению региональной и национальной конкурентоспособности, так как реализуется на региональном и федеральном уровнях.

Кластерная политика призвана сглаживать диспропорции в региональном развитии, поддержка со стороны государства предприятиям кластера представляет собой адресный характер.

В научной литературе выделяют различные подходы к определению типов кластеров и форм их организации:

• по территориальному признаку (региональные, приграничные и приграничные международные);

• по рыночной ориентации (ориентируемые на внешние и внутренние рынки);

• по типу взаимосвязей (вертикальные и горизонтальные);

• по признаку участия государства (с участием государства и без его участия);

• отраслевые кластеры (кластеры, задействованные в отрасли машиностроения, здравоохранения, энергетической, транспортной, пищевой и т. д.), инновационные кластеры.

Кластерный подход предоставляет дополнительную возможность участникам кластера осуществлять инновационную деятельность, выполнять научно-исследовательские разработки.

В Концепции кластерной политики в РФ выделяют следующие типы кластеров с учетом отраслевой специфики:

• дискретные кластеры, включающие предприятия, производящие продукты и услуги, состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов;

• процессные кластеры, образуемые предприятиями химической, целлюлозно-бумажной, металлургической отраслей, а также сельским хозяйством, пищевой промышленностью и др.;

• инновационные и «творческие» кластеры, которые развиваются в таких секторах, как информационные услуги, биотехнологии, новые материалы, и секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности;

• туристические кластеры, которые формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов;

• транспортно-логистические кластеры, включающие в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластеры смешанных типов могут сочетать в себе признаки нескольких кластеров.

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований использование кластерного подхода уже заняло одно из клю-

^ чевых мест в стратегиях социально-экономического ^ развития. Тем не менее в России развитие кластеров

< сталкивается с серьезными препятствиями, можно вы-Ц делить следующие основные причины, препятствую-

0 щие активизации развития кластеров в Российской к Федерации:

^ 1) экономика России отличается высокой моно-5 полизацией региональных и локальных рынков, что

снижает общую конкурентоспособность; ^ 2) недостаточное взаимодействие между органами ^ государственной власти и местного самоуправления, х бизнесом и научно-образовательными учреждения-з ми по повышению инновационности производства и Е^ сферы услуг;

< 3) низкая восприимчивость предприятий к иннова-

1 циям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;

4) низкий уровень культуры взаимоотношений, доверия и единой производственной идеологии;

5) отсутствие общего экономического интереса между предприятиями, особенно между взаимосвязанными в рамках технологической производственной цепочки;

6) недостаточное качество и доступность инфраструктурной базы, в том числе инновационной, транспортной и инженерной;

7) низкий уровень развития бизнес-климата;

8) наличие различных административных барьеров;

9) государственные инициативы в кластерной политике ориентированы в первую очередь на поддержку крупных предприятий, в то время анализ зарубежной практики показывает, что кластер формирует развитая сеть малых и средних фирм;

10) недостаток кластерных инициатив от потенциальных участников кластера;

11) отсутствие механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

12) недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера;

13) ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников, нехватка доступного капитала;

14) недостаток квалифицированных кадров.

В основе кластерной политики, на наш взгляд, должен лежать анализ рынков, определение границ рынков, на которых предстоит работать предприятиям кластера. Именно рынок — его масштаб, товарная, территориальная и корпоративная структура — задает требования к организации производства на конкретной территории.

Развитие кластера как новой формы хозяйствования, экономического взаимодействия и связей позволяет достичь определенного социально-экономического эффекта, который проявляется в следующих направлениях:

1) повышении производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики;

2) широком распространении инноваций и повышении инновационного потенциала территории;

3) возникновении новых деловых и бизнес-структур внутри кластера, возникают тесные внутрифирменные связи;

4) стимулировании новых компаний;

5) повышении конкурентоспособности и экономического развития регионов.

М. Портер дает три расширенных объяснения влиянию кластеров на конкурентоспособность регионов:

1) повышение конкурентоспособности через открытие доступа для специализированного вклада и работников-специалистов, расширение доступа к информации, институтам и общественным товарам и поощрение дополняющей хозяйственной деятельности;

2) повышение инновационного потенциала фирмы путем более быстрого распространения технологических знаний и инноваций. Конкурентное давление в рамках каждого кластера повышает мотивацию компаний к инновационной деятельности;

3) стимулирование высоких темпов создания новых предприятий через создание работниками фирмы собственных предприятий путем отделения.

Географическая, культурная и институциональная близость дают компаниям возможность иметь лучший доступ, более тесные связи, больший объем информации, мощные стимулы и прочие преимущества, которыми трудно воспользоваться на расстоянии.

Развитие кластеров в регионе обеспечивает региональной экономике устойчивое развитие социально-экономических процессов, повышение конкурентоспособности и привлекательности региона. Активизация регионального развития обеспечивает увеличение занятости и заработной платы, ведет к повышению устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, т. е. способствует эффективному экономическому росту региона.

Однако стоит отметить, что большинство проектов кластеров в регионах еще не достигли стадии практической реализации, что вызвано рядом причин, среди которых:

• отсутствие механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

• недостаток квалифицированных кадров;

• отсутствие необходимой координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;

• ограниченная финансовая поддержка кластерных проектов из бюджетных источников;

• наличие различных административных барьеров. Кластеризация способствует созданию эффективной экономики, целью которой являются производство и экспорт наукоемкой продукции через коммерциализацию научных открытий и изобретений. Это в свою очередь предполагает трансформацию экспортно-сырьевого типа экономического роста в инновационный. Поэтому необходимым является проведение анализа рыночных позиций отраслей региона, а затем и предприятий приоритетной отрасли.

Обязательным в кластере являются и наличие прямых продолжительных связей между всеми участниками в виде тесного сотрудничества, и производство однородной продукции, и наличие конкуренции внутри кластера (предполагающего участие различных предприятий, выпускающих однородную продукцию), а также концентрация трудовых, финансовых, сырьевых ресурсов.

Принципиальным аспектом кластерной политики должна стать широкая поддержка со стороны общества на институциональном уровне. Это в свою очередь означает, что должна быть сформирована или обеспечена заинтересованность институтов общества в создаваемых кластерах.

Таким образом, принципиальной задачей инновационного развития и модернизации является вовлечение общественных институтов в формирование кластерной модели экономики. В процессе формирования данного механизма необходимо выявить потенциально возможные кластеры территории (либо уже существующие, либо отчасти сформированные, либо вовсе отсутствующие) и отобрать наиболее перспективные из них. Затем сформировать карту потенциальных перспективных кластерных образований региона и путем широкого привлечения к обсуждению данной проблемы различных институтов общества выявить те, которые получат наибольшую поддержку в своем развитии со стороны основных заинтересованных институтов общества. Далее необходимо закрепить правовые основы формирования и развития данных кластеров, обеспечить необходимой организационной и финансовой поддержкой. В качестве реализации данной идеи предлагаем использовать следующий алгоритм формирования системы кластеров региона. Эффективность формируемой системы обеспечивается вовлечением в механизм кластеризации институтов бизнеса, государства и гражданского общества. В алгоритме последовательно используются три подхода к типизации и анализу кластеров.

Первый подход — это типизация кластеров как гибридных экономических институтов, которая включает наличие ядра, или центра кластера; локализация связей участников кластера; механизмы возникновения и развития кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй подход включает множество предложений типизировать кластеры по их отношению к механизму инновационного развития.

Третий подход — типизация по рыночно-отраслевой направленности. Кластеры как группа предприятий взаимосвязанных отраслей: предприятий, выпускающих конечный продукт ключевой отрасли; предприятий, обеспечивающих поставки для производства данного продукта; предприятий, обеспечивающих разработку, сбыт и использование данного продукта.

Данный подход включает оценку территориальной локализации предприятий, принадлежность предприятий к связанными отраслям или подотраслям, наличие тесных связей, наличие конкуренции предприятий, занимающихся разработкой, производством и продвижением товаров или предоставлением услуг, являющихся близкими заменителями.

Системное применение данных подходов закладывает основу алгоритма формирования комплекса кластеров региона на основе ориентации на цели инновационного развития и взаимодополнения. Алгоритм состоит из пяти этапов.

Первый этап предполагает выделение перспективных кластерных образований региона на основе рыночно-отраслевой направленности. Здесь необходимо определить, что должно быть продуктом деятельности кластера исходя из территориальной локализации предприятий, принадлежности предприятий к связанным отраслям или подотраслям, наличия тесных связей и конкуренции предприятий, занимающихся разработкой, производством и продвижением товаров или предоставлением услуг, являющихся близкими заменителями.

Второй этап включает классификацию выделенных кластеров по их отношению к механизму инновационного развития и по их внутренней организации.

Третий этап направлен на выявление основных организационных и институциональных характеристик кластеров, которые признаны наиболее пер-

спективными для формирования в данном регионе. ^ Данный этап необходим, чтобы понять, как должны ^ быть организованы кластеры, какие организационные < ресурсы для этого имеются, а каких недостаточно, ц сколько необходимо времени для формирования со- о ответствующих кластеров. к

Четвертый этап должен обеспечить разработку аль- ^ тернатив в области организации и институциональных 5 основ кластеров.

Пятый этап — формирование карты кластерных ^ образований территории. ^

Шестой этап — привлечение широких масс и обще- х ственности для обсуждения разработанных предложе- з ний. В своей основе это должны быть представители ^ наиболее заинтересованных институтов. <

Конечным этапом процедуры формирования кон- 1 цептуального плана кластеризации региона должна стать кластерная карта региона, развернутая по двум направлениям: рыночно-отраслевой направленности кластеров и типизации кластеров по функции в инновационном развитии. Спроектированная таким образом система кластеров позволит оценить и согласовать необходимые рынки сбыта, ресурсы и социальную базу модернизации региона.

Таким образом, кластерный подход позволяет повысить эффективность взаимодействия государства, частного сектора, бизнес-структур, научно-исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе развития региона.

Для субъектов экономических отношений можно выделить следующие преимущества кластерного подхода:

1. Власть в регионах:

• рост налоговых отчислений в бюджеты разных уровней;

• координация взаимоотношений с бизнесом через механизм государственно-частного партнерства;

• снижение зависимости от отдельных бизнес-групп;

• диверсификация экономики региона;

• уменьшение безработицы, появление новых рабочих мест;

• увеличение конкурентоспособности территории;

• рост инвестиционной привлекательности региона.

2. Научная сфера:

• развитие научных исследований, творческой, инновационной деятельности;

• рост качества и объемов финансирования научных исследований инновационных проектов;

• обеспечение современного уровня технической поддержки научных исследований и организация научно-исследовательских работ и инновационной деятельности;

• возможность участия в крупных инвестиционных проектах;

• повышение уровня квалификации кадров.

3. Бизнес-сообщества:

• улучшение кадровой инфраструктуры;

• появление инфраструктуры для исследований и разработок;

• получение дополнительного дохода;

• появление возможности для более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки;

• возможность участия в крупных инвестиционных проектах;

• повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и за его пределами;

• повышение уровня квалификации кадров. Несмотря на особенности функционирования российской экономики в последние десятилетия, необ-

g ходимость развития кластеров осознана на произ-^ водственном и государственном уровнях, в регионах

< постепенно набирают обороты процессы кластери-Ц зации.

0 Следует добавить, что кластеризация региона к подразумевает доработку промышленной политики

1 конкретного региона и принятие ряда нормативных S актов для создания благоприятных сетевых взаимоотношений и реализации широкого спектра кластерных

^ проектов всеми участниками кластеров, а именно g учеными, студентами, государственными служащими, х бизнесменами. Вследствие чего ожидаются усиление з экономической активности населения и развитие при-Е^ оритетного для региона производства при поддержке

< со стороны государства в виде выделения полюсов 1 роста для последующего развития и стимулирования

экономической деятельности на территориях, входящих в кластер.

Кластерный подход в инновационном развитии регионов позволяет повысить конкурентоспособность, усилить инновационную направленность, повысить уровень жизни населения и, как следствие, является мощным инструментом в процессе активизации инновационного развития территории.

В настоящий момент, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически нет. При этом их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности; следовательно, активизация инновационного развития на базе возникновения экономических кластеров должна относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.

Литература

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_90601/.

2. Куценко Е. С. Проект «Выявление основных направлений для развития кластеров в субъектах РФ: методологическая справка»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.promcluster.ru/.

3. Отчет о НИР: формирование региональных инновационных кластеров по теме «Инновационные кластеры и структурные изменения в российской экономике»: Проект № 0908-0006 (итоговый). М.: ГУ ВШЭ, 2010. 92 c.

4. Портер М. Э. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.

5. Портер М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.

6. Кластер // Википедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0 %B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80.

7. Никольский Ю. Понятие экономического кластера: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.4plus5. ru/7_4.htm.

8. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.subcontract.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_17.html.

9. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. М., 2003. № 5: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sub-contract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_168.html.

References

1. On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Order of the Government of the Russian Federation № 1662-r of November 17, 2008. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_90601/. (in Russ.).

2. Kutsenko E. S. Project "Identification of the main directions for the development of clusters in the RF subjects: Methodological note". Available at: http://www.promcluster.ru/. (in Russ.).

3. R&D Report. Formation of regional innovation clusters on the theme "Innovation clusters and structural changes in the Russian economy". Project № 09-08-0006 (Final). Moscow, NRU Higher School of Economics Publ., 2010. 92 p.

4. Porter M. E. Competitive advantage of nations. New York, Free Press, 1990. 896 p. (Russ. ed.: Porter M. Mezhduna-rodnaya konkurentsiya: Konkurentnye preimushchestva stran. Moscow, International Relations Publ., 1993. 896 p.).

5. Porter M. E. On competition. Boston, Harvard Business School Press, 1998. 485 p. (Russ. ed.: Porter M. Konkurentsiya. Moscow, Vil'yams Publ., 2005. 608 p.).

6. Cluster. Wikipedia — the free encyclopedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D 1%81%D1%82%D0%B5%D1%80. (in Russ.).

7. Nikol'skiy Yu. The concept of economic cluster. Available at: http://www.4plus5.ru/7_4.htm. (in Russ.).

8. Yalov D. A. The cluster approach as a management technology for regional economic development. Available at: http://www. subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_17.html. (in Russ.).

9. Tsikhan T. V. Cluster theory of economic development. Teoriya i praktika upravleniya, 2003, no. 5. Available at: http://www. subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_168.html. (in Russ.).

Издания СПбУУиЭ

Евсеев А. В., Лядов А. О., Петров И. В. Теория государства и права: учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 200 с.; ил.

ISBN 978-5-94047-322-0

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция». В нем рассматриваются основные вопросы современной теории государства и права; представлены взгляды различных научных школ.

Издание рекомендуется студентам высших учебных заведений в качестве пособия для подготовки к экзаменам по таким дисциплинам, как «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», аспирантам и преподавателям вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.