Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»'

АКТИВИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Викторовна

На основе анализа специальной литературы и опыта проведения автором учебных занятий по дисциплине «Основы уголовного процесса» по основной программе профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский» в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России исследуются методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность слушателей соответствующих курсов. Непосредственно перед рассмотрением этих методов исследуются реалии современного общества, предъявляющего особые требования к служащим МВД РФ и, следовательно, необходимость дальнейшего реформирования системы подготовки соответствующих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF FUTURE POLICE OFFICERS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF CRIMINAL PROCEDURE"

Based on the special literature analysis and the author's experience in conducting training sessions on the discipline «Fundamentals of criminal procedure» according to the basic vocational training program «Professional training of middle and senior commanding officers who were first recruited to the internal affairs bodies of the Russian Federation and have higher or secondary professional (non-legal) education» as a police officer in the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, teaching methods are being investigated, allowing to activate the cognitive activity of the relevant courses students. Immediately before considering these methods, the realities of modern society are investigated, which imposes special requirements on employees of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs and, consequently, the need for further reform of the relevant personnel training system.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»»

2. Иванова, Е.Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики / Е.Н. Иванова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 4. - С. 131-136.

3. Качалова, А.Б. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога / А.Б. Качалова // Гуманитарные, социально-экономические и социальные науки. - 2014. - № 51. - С. 123-127

4. Курганская, М.Я. Профессионально-личностные компетенции медиатора, и его роль в процессе внесудебного урегулирования споров / М.Я. Курганская // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Том 9. - № 7А. -С. 158-169.

5. Ткаченко, В.Б. Медиация как современный способ решения конфликта / В.Б. Ткаченко, О.А. Манухина // Недвижимость: экономика, управление. - 2015. - № 1. - С. 86-89.

6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Российская газета - 2010. - 30 июля. - № 168 (5247).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат политических наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Седых Татьяна Викторовна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

АКТИВИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»

Аннотация. На основе анализа специальной литературы и опыта проведения автором учебных занятий по дисциплине «Основы уголовного процесса» по основной программе профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский» в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России исследуются методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность слушателей соответствующих курсов. Непосредственно перед рассмотрением этих методов исследуются реалии современного общества, предъявляющего особые требования к служащим МВД РФ и, следовательно, необходимость дальнейшего реформирования системы подготовки соответствующих кадров.

Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников полиции, высшее образование, интерактивные методы обучения, студент, преподаватель.

Annotation. Based on the special literature analysis and the author's experience in conducting training sessions on the discipline «Fundamentals of criminal procedure» according to the basic vocational training program «Professional training of middle and senior commanding officers who were first recruited to the internal affairs bodies of the Russian Federation and have higher or secondary professional (non-legal) education» as a police officer in the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, teaching methods are being investigated, allowing to activate the cognitive activity of the relevant courses students. Immediately before considering these methods, the realities of modern society are investigated, which imposes special requirements on employees of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs and, consequently, the need for further reform of the relevant personnel training system.

Key words: professional training of police officers, higher education, interactive teaching methods, student, teacher.

Введение. На сегодняшний день одной из важнейших стратегических целей процесса дальнейшей модернизации системы высшего образования в России является создание эффективной инновационной образовательной среды в пространстве организаций, реализующих образовательную деятельность по соответствующим программам. Основой для такой среды должны стать современные образовательные технологии [3; 5; 7; 9; 14].

Сказанное является актуальным в том числе для образовательных учреждений системы МВД. Лица, успешно освоившие соответствующие программы профессионального обучения, в ходе выполнения профессиональных задач должны характеризоваться наличием способности к самостоятельной ориентации и принятию решений, часто нестандартных, в различных ситуациях, могущих возникнуть в ходе осуществления ими профессиональной деятельности. Достижению соответствующих образовательных результатов с высокой степенью вероятности будет способствовать их активизация, достигаемая широким внедрением интерактивных методов обучения [1; 9; 11; 14].

Изложение основного материала статьи. В связи с тенденциями, охарактеризованными во Введении к настоящей статье, сегодня спектр профессиональных знаний, умений и навыков, которыми надлежит овладеть будущему сотруднику МВД, в частности, слушателю курсов профессиональной подготовки по программе «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский», представляется весьма широким. Профессиональная компетентность выпускника этих курсов представляет собой систему знаний, умений и навыков, относящихся как к собственно правовым отраслям, так к другим сферам, в той или иной степени соприкасающихся с науками о праве [2, С. 191].

В связи с вышеизложенным, одной из основных задач при осуществлении профессиональной подготовки будущих специалистов МВД одна из важных задач - «научить учащихся учиться», т.е. приобретать новые знания, умения и навыки путём самостоятельного исследовательского поиска, творческого подхода к решению учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач [3; 6-7].

Таким образом, профессиональная подготовка слушателей, в том числе по дисциплине «Основы уголовного процесса» должна строиться с учётом требований, предъявляемых современным социумом к специалисту соответствующего профиля. Выпускника образовательных организаций МВД РФ должен характеризоваться развитостью профессиональных и личностных компетенций на уровне, позволяющем на протяжении всей профессиональной жизни поддерживать высокий профессионализм и адаптироваться в динамично меняющихся социальных, экономических и культурных условиях современного общества [13-14].

Важным слагаемым процесса подготовки такого профессионала является, как уже говорилось, использование интерактивных методов обучения. Последние позволяют существенно активизировать познавательную деятельность будущих сотрудников полиции в ходе изучения дисциплины «Основы уголовного процесса», так как вносят в учебный процесс определённое разнообразие, новизну. Интерактивные методы обучения способствуют выработке у слушателей

социально полезных для полицейского умений и навыков, необходимых для профессионального становления и развития на протяжении всей карьеры [1; 3; 6; 10].

Их широкое применение в целях активизации слушателей превращает их из пассивных реципиентов готовой суммы знаний в субъектов образовательного процесса. Обучающиеся включаются в процесс обсуждения тем, практической проработки вопросов. Активизируя работоспособность, эти методы также способствуют расширению контактов между слушателями одной группы как необходимому условию успешного решения проблемных вопросов. Это способствует выработке у слушателей навыков командной работы и умения адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Среди современных педагогов-исследователей и практиков существует определённый плюрализм мнений относительно того, какие образовательные методы считать интерактивными [1; 5-6; 8; 10-11]. Нет единого мнения и относительно границы понятиями «интерактивные методы обучения» и «активные методы обучения» [8; 12].

Так или иначе, но большинство авторов относят к интерактивным методам те, использование которых связано с постановкой проблемных задач, максимально приближенных к ситуациям реальной профессиональной деятельности, предусматривающих совместное решение обучающимися. Ещё одна существенная особенность интерактивных методов -осуществление в рамках учебных занятий диалога между участниками образовательного процесса [1; 11-12].

В последнее время, и это важно с точки зрения их полноценной интеграции в образовательный процесс, интерактивные методы обучения активно используются в рамках в том числе традиционных форм обучения. Их интеграция способствует появлению следующих форм обучения:

- лекция-беседа;

- дискуссия;

- лекция-кейс-метод;

- микрогрупповая технология;

- модерация [8; 10; 12].

При этом лекция-беседа, например, предполагает установление прямого контакта между преподавателем и слушателями. Применение данной формы обучения на занятиях по основам уголовного процесса позволяет пробуждать интерес и привлекать внимание слушателей к наиболее значимым проблемам изучаемых тем. Подобное диалогическое взаимодействие в ходе преподавания соответствующей дисциплины помогает эффективно формировать как профессиональные, так и общекультурные компетенции слушателей. При этом проводимые в такой форме занятия позволяют выявить многообразие точек зрения слушателей. Таким образом, происходит взаимообогащение, при котором слушатели, обращаясь к личному опыту друг друга и практическому - преподавателя, проводят интерактивное обсуждение поставленных перед ними проблемных вопросов, непосредственно связанных с правоохранительной деятельностью [6; 12; 14].

Кейс-метод представляет собой ещё одну эффективную форму интерактивного обучения. Его также можно назвать методом коллективного анализа ситуаций [5, С. 143]. В ходе преподавания дисциплины «Основы уголовного процесса» слушателям, осваивающим программу «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование», автор настоящей статьи активно применяет данный метод. В ходе преподавательской практики были собраны кейс-задания, над которыми с удовольствием работают слушатели, активно взаимодействующие между собой в ходе поиска оптимальных решений.

Такая форма обучения, как модерация также позволяет эффективно реализовывать основные идеи и принципы интерактивного обучения. Использование данной формы позволяет вовлечь слушателей в процесс выявления, осознания и анализа проблем, могущих возникнуть в ходе осуществления ими профессиональной деятельности в будущем. У обучающихся формируются умения и навыки, связанные с поиском путей их решения, а также совместными действиями в коллективе. Преподаватель при этом является модератором. Его деятельность заключается, прежде всего, в планировании содержания и организации учебных занятий, предусматривающих использование рассматриваемого метода. Модератор должен активизировать активность слушателей, обеспечивая включение каждого из них в поиск и выбор наиболее оптимальных решений [4; 7].

Использование метода проектов позволяет успешно реализовать следующие методологические подходы в подготовке слушателей:

- личностно-творческий;

- дифференцированный;

- активно-действенный [4; 13].

Предлагаемые слушателям проекты могут иметь прогностический, исследовательский, творческий, поисковый, игровой, либо аналитический характер. В основе этого метода лежит ориентация на интересы и пожелания участников. Учитывая, что слушатели планируют и реализуют проекты самостоятельно, рассматриваемый метод обеспечивает наиболее благоприятные условия для активизации их познавательной активности.

Примерами проектного задания по дисциплине «Основы уголовного процесса» могут быть:

- подготовка ролевой игры;

- осуществление правовой или судебной экспертизы.

В ходе работы над проектами и последующего группового обсуждения их результатов у слушателей формируются профессиональные и личностные качества, связанные с эффективными действиями в современной социальной среде. Кроме того, у них развивается способность брать ответственность на себя, что, в свою очередь, ведет к развитию у них таких ряда важных личностных качеств.

При этом положительный эффект на учебных занятиях по дисциплине «Основы уголовного процесса» может быть достигнут в случае, если применение различных интерактивных методов будет носить совокупный, системный характер [1; 6; 12-14].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что создание эффективной инновационной образовательной среды является на сегодняшний день одной из важнейших стратегических целей процесса дальнейшей модернизации системы подготовки кадров для МВД РФ.

Основой для неё должны стать современные образовательные технологии. Их внедрение с высокой вероятностью позволит активизировать познавательную активность слушателей, осваивающих программу «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский», в т.ч. при изучении дисциплины «Основы уголовного процесса».

Процесс подготовки по указанной дисциплине должен строиться с учётом требований, предъявляемых современным социумом к специалисту соответствующего профиля. У него должен быть сформирован уровень профессиональной и

личностной компетентности достаточно высокий для того, чтобы на протяжении всей профессиональной жизни повышать степень собственного профессионализ ма и адаптироваться в динамично меняющихся социальных, экономических и культурных условиях современного общества.

Важным слагаемым процесса подготовки такого профессионала является использование интерактивных методов обучения.

Последние позволяют существенно активизировать познавательную деятельность будущих сотрудников полиции и сформировать у них навыки адаптации к динамично меняющимся условиям, в которых будет осуществляться их профессиональная деятельность. Кроме того, применение интерактивных методов обучения позволяет развить у них осознанное стремление творчески подходить к решению различных проблем, что также является важным в современном обществе с его непредсказуемой динамикой.

Важно при этом помнить, что положительный эффект от применения интерактивных методов на учебных занятиях по дисциплине «Основы уголовного процесса» может быть достигнут в случае, если их применение будет носить системный характер.

Литература:

1. Аветисян, А.Д. Компетентностный подход в обучении курсантов высшего учебного заведения МВД России для работы в оперативно-розыскных подразделениях / А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 27-29.

2. Аветисян, А.Д. Использование инновационных методов обучения при подготовке сотрудников уголовного розыска в высших учебных заведениях МВД России / А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 76-79.

3. Базулина, А.А. Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / А.А. Базулина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2(78). -С. 190-193.

4. Ерина, И.А. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации / И.А. Ерина, И.Р. Позднякова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315.

5. Жадан, В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин / В.Н. Жадан // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 3(24). - 200-209.

6. Иваненко, А.Ю. Интерактивные методы правового обучения как элемент взаимодействия педагога и учащихся / А.Ю. Иваненко, Я.И. Иваненко // Матрица научного познания. - 2020. - № 12. - С. 395-397.

7. Калекин, А.А. К вопросу об активизации патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода / А.А, Калекин // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5(72). - С. 110-112.

8. Куршев, А.Х. Эффективные методы обучения в системе организации самостоятельной работы студентов / А.Х. Куршев // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 185-188.

9. Муляр, Е.Н. Инновации в обучении праву: сочетание традиционных и инновационных технологий в правовом обучении / Е.Н. Муляр, А.О. Прошутинская // Инновационная наука. - 2016. - № 5-3. - С. 151-154.

10. Нигматуллина, В.И. Педагогические инновации в высшей школе: психологические особенности интерактивных методов обучения / В.И. Нигматуллина // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 7. - С. 10-15.

11. Османов, М.М. Современные методы активного и интерактивного обучения, применяемые в ходе освоения правовых дисциплин / М.М. Османов, А.Х. Куршев // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 7. - С. 437-438.

12. Рахманова, Ю.К. Метод учебного проекта в профессиональном образовании / Ю.К. Рахманова, С.И. Каргапольцева // Наука без границ. - 2018. - № 3(20). - С. 54-59.

13. Седых, Т.В. Применение интерактивных методов на занятиях с курсантами вузов МВД по дисциплине "Уголовно процессуальное право" / Т.В. Седых // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 243-245.

14. Седых, Т.В. Применение интерактивных методов в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу / Т.В. Седых // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5(72). - С. 304-306.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Угренинова Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИМИ

СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В данной статье обсуждаются проблемы восприятия музыкальной терминологии в процессе обучения китайскими студентами. Проблема восприятия музыкальной терминологии у иностранных студентов проявляется с первых дней обучения. Опора на родной язык, принятая при обучении, не позволяет им полноценно интерпретировать музыкальные произведения так, как это привычно российскому преподавателю. При знакомстве с нотным текстом недостаточно освоить его в знаковом понимании: ноты, длительности, размер, тональности, модуляции. Большое значение имеет терминология, преимущественно итальянская. Первые занятия, посвященные разбору музыкального произведения, проходят ровно, так как студент пытается кратко охватить музыкальный материал. Однако, когда речь заходит об агогике, фразировке, динамике -выясняется, что указания, данные в нотах, учащемуся абсолютно непонятны. В рамках проведенного исследования была выявлена необходимость четкого контроля со стороны преподавателя степени усвоения материала, а также соответствие охваченного объема музыкальных терминов, актуальное и верное их применение при освоении нотного текста.

Ключевые слова: музыка, иностранные студенты, музыкальное образование, терминология, музыкальная лексика. Annotation. This article discusses the problems of perception of musical terminology in the learning process by Chinese students. The problem of perception of musical terminology among foreign students manifests itself from the first days of study. The reliance on their native language, adopted during training, does not allow them to fully interpret musical works in the way that a Russian teacher is accustomed to. When getting acquainted with a musical text, it is not enough to master it in a symbolic sense: notes, duration, size, tonality, modulation. Terminology, mainly Italian, is of great importance. The first classes devoted to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.