Научная статья на тему 'Аксиология социокультурной среды силовых структур'

Аксиология социокультурной среды силовых структур Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
603
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТЕРЕОТИПЫ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копылов А. А.

В статье рассматривается среда органов управления внутренних дел и органов обеспечения безопасности включает в себя множество социальных взаимосвязей, систему отношений из различных ролей и статусов ее сотрудников. Данные взаимосвязи и взаимоотношения между участниками среды представляют собой ее социальное пространство, которое в данных структурах отличается высокой степенью организованности и целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиология социокультурной среды силовых структур»

КОПЫЛОВ А.А.

АКСИОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Аспирант кафедры теоретической и прикладной социологии

Аннотация. В статье рассматривается среда органов управления внутренних дел и органов обеспечения безопасности включает в себя множество социальных взаимосвязей, систему отношений из различных ролей и статусов ее сотрудников. Данные взаимосвязи и взаимоотношения между участниками среды представляют собой ее социальное пространство, которое в данных структурах отличается высокой степенью организованности и целостности.

Ключевые слова: социальные взаимосвязи, формализованные поведенческие проявления, ценностные ориентации, стереотипы аксиологического порядка.

Среда органов управления внутренних дел и органов обеспечения безопасности (МЧС) включает в себя множество социальных взаимосвязей, систему отношений из различных ролей и статусов ее сотрудников. Данные взаимосвязи и взаимоотношения между участниками среды представляют собой ее социальное пространство, которое в данных структурах отличается высокой степенью организованности и целостности. Это обусловливается, с одной стороны, высокой степенью идентичностью образа жизни сотрудников органов правопорядка и безопасности (жесткой регламентацией режима жизнедеятельности, стиля взаимоотношений, быта, вероятностностью реализации социальных ожиданий сотрудника и т.д.), с другой стороны, спецификой его гетерогенности, которая нивелируется в группах с одинаковой статусностью и усиливается между разностатусными группами. Отношения в сообществе данных профессиональных групп строятся по образцу отношений в органах государственного управления.

В системе органов внутренних дел и обеспечения безопасности можно говорить о формализованных поведенческих проявлениях (ритуалов приветствия старшего по званию, получения приказа, традиционных вербальных форм подтверждения готовности к выполнению приказа и т.д.) и неформальных, но сложившихся в сообществе и принятых большинством сотрудников органов УВД и МЧС (интонаций в обращении, мимики и жестов при беседе, поз при диалоге, характера совместной деятельности подчиненных и командиров подразделений, отдельных поступков сотрудников в мирной обстановке и условиях повышенного риска, протекающих конфликтов и их разрешении, а также время от времени возникающих сложных ситуаций этического порядка).

Одним из важных, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций, является окружающая среда, т.е. природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности, настоящем исследовании, сотрудника ОВД и МЧС. В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть понятие социальной среды, которое включает в себя «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности»1.

На развитие личности сотрудника ОВД и МЧС оказывают влияние макрофакторы среды -объекты, явления, отношения, обстоятельства. Следует выделить также мезофакторы среды -условия и обстоятельства жизнедеятельности и социально-профессиональных групп специалистов силовых структур, к которой они принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе.

Кроме того, существенно влияние микрофакторов среды - материально-бытовых условий жизни сотрудника ОВД и МЧС, его ближайшего окружения.

Далеко не безобидным является частое подчеркивание того, что МВД России является сугубо "силовой структурой". При этом ее военизирование воспринимается в качестве основного, стратегического направления ее совершенствования. Косвенно и само право, которое и должно быть предметом первостепенной заботы этого органа государства, ассоциируют только с силой, с

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.651.

карательной составляющей деятельности государства. Созидательная, позитивная работа по упрочению и развитию правового сознания как бы "выпадает". Органы внутренних дел при таком подходе предстают в образе своеобразных надсмотрщиков. И если еще в недалеком прошлом такая роль правоохранительных органов была достаточно оправданной и политически, и идеологически (так как господствовало представление о классовой природе государства), то в условиях отрицания авторитарных и тоталитарных начал сохраняющийся взгляд на органы внутренних дел как на институт устрашения и наказания всех, кто не повинуется власти, вряд ли соответствует ожиданиям россиян.

Узковедомственное, "репрессивное" понимание задач деятельности правоохранительных органов способствует росту их отчуждения от общества. Свою, роль здесь играет и тенденция к закрытости соответствующей информации, что далеко не всегда оправдано функционально. Военизация правоохранительных органов препятствует гибкому реагированию на происходящее усложнение правовой ситуации, затрудняет взаимодействие с общественными объединениями.

В силу этого возникает рассогласованность между обществом, его социально-культурными запросами и интересами и деятельностью органов правопорядка, рассогласованность, без устранения которой невозможны прежде всего правовой прогресс и эффективность органов права. Преодоление этого разрыва возможно лишь на пути выделения и практической реализации органами правопорядка общих с другими социальными субъектами и государственными структурами интересов и целей.

Общей целью и социокультурной платформой, в которых выражены интересы как государственных и прежде всего правоохранительных структур и организаций, так и трудовых, территориальных и конфессиональных групп россиян, может стать стабилизация правоотношений и достижение устойчивого правового порядка в России.

Устойчивый правопорядок - это такое состояние общества, при котором все сферы общественной жизни и соответствующие им отношения регламентируются социальными нормами, соответствующими действующему законодательству. Способы и формы урегулирования отношений при этом могут быть не только юридическими, но имеющими другие, в том числе и культурные основания (традиции, обычаи, моральные предпочтения). Но в целом устойчивость правового порядка выражается в таком состоянии общества, при котором эффективно реализуется приоритет соблюдения гражданами, государственными и общественными институтами, их представителями и служащими действующего законодательства. Это предполагает адекватное отражение самим законодательством интересов и запросов культуры социума, приоритетов и предпочтений граждан. Устойчивый правовой порядок недостижим без определенных изменений в духовно-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан, без осознания и добровольного выполнения абсолютным большинством своих обязанностей перед обществом и российским государством2.

Анализ содержания профессионально-служебной деятельности ОВД и МЧС показывает, что для их специалистов и руководителей особое значение имеют не только познавательные способности и психологические характеристики, но и индивидуальные личностные качества, которые станут основой для развития самосознания и по следующего саморазвития личности профессионала. В исследовании Ф.К. Свободного доказано, что в самосознании сотрудника ОВД существует структурное образование — профессиональный «Я-образ», представляющее собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Его основными структурными составляющими являются когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Профессиональный «Я-образ» специалиста органов внутренних дел включает в себя представления сотрудника о себе как о субъекте профессиональной деятельности, профессиональную самооценку и влияет на готовность сотрудника к действиям, связанным с его самоотношением и представлениями о самом себе как о профессионале. Профессиональный «Я-образ» курсанта в сопоставлении (по девяти статистически значимым параметрам) с профессиональным «Я-образом» опытного сотрудника ОВД характеризуется: когнитивной упрощенностью, неполным представлением о

2

Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социология права. -2000 - С.52.

профессионально значимых личностных качествах, наличием стремления к получению нового знания о себе и готовности к модификации поведения3 .

Формирование ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС осуществляется в условиях поддержания традиций, соблюдении ритуалов. В соответствии с этим можно выделить две группы функционального назначения системы ценностей сотрудников данных профессиональных групп.

К первой группе, мы считаем, можно отнести такие функции, как: мировоззренческая; познавательная; нормативная; общественно-организующая (интегрирующая); коммуникативная; профессионально-деятельная; социально-культурная.

Вторая группа ритуалов включает в себя функции: нравственную; эмоциональночувственную; идейно-воспитательную; служебно-строевую; адаптивную; регулятивную.

Мировоззренческая функция формируемой системы ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел и МЧС, является, на наш взгляд, базовой и предусматривает активное восприятие окружающего мира и происходящих на этом фоне событий в жизни каждого сотрудника.

Сущность нормативной функции системы ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС заключается в том, что ее формирование осуществляется в соответствии с имеющимися законодательными актами, правилами, инструкциями и уставами Министерства внутренних дел и чрезвычайных ситуаций.

Познавательная функция системы ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел и МЧС заключается в приобретении и приращении не только общих знаний о причине события, явления, но и новых, специальных, специфических знаний, касающихся особенностей деятельности правоохранительных органов и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В общественно-организующей функции системы ценностных ориентаций сотрудников данных профессиональных групп сконцентрированы и отражены наиболее важные сущностные признаки правоохранительных органов. Органы внутренних дел и МЧС, находясь вне политики, не выражая конкретных интересов ни одной существующей партии или группы людей, представляют интересы всего населения в поддержании общественного правопорядка, защищают конституционный порядок в стране, обеспечивают мир и согласие между слоями общества, обеспечивают соблюдение безопасности жизнедеятельности человека.

Как показывает исторический опты организации деятельности ОВД и МЧС вся служебнобоевая деятельность и быт органов внутренних дел и МЧС пронизывала обязанность сотрудников оказывать так называемые знаки чинопочитания, призванные выражать уважение друг к другу и символизировать принадлежность к единой правоохранительной организации. Индивидуальный воинский обряд отдания воинской чести в древние времена и средневековье в виде поклонов, снятия головных уборов со временем приобрел коллективный характер. Суть ритуала отдания чести составляли действия, показывающие уважение сотрудников друг к другу, а также к символам России и символам доблести как одной из профессиональных ценностей. Если и были какие-то изменения в правилах и приемах выполнения этого ритуала, то они обусловливались теми изменениями и трансформациями, которые происходили в служебной деятельности органов внутренних дел и МЧС, а также в общественно-политической обстановке в стране.

Системе ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС, по нашему мнению, присуща и имеет немаловажное значение коммуникативная функция, так как формируемые ценности имеют социально-значимый характер в определенных границах, то есть они ограничены той социальной группой, в которой каждый сотрудник и осуществляет свою служебную деятельность.

Профессионально-деятельная функция системы ценностных ориентаций струнников ОВД и МЧС заключается в том, что она предопределяет мотивацию поведения и действий каждого сотрудника во время организации и проведения профессиональной деятельности, выборе жизненной стратегии.

Динамика ценностных ориентации сотрудников ОВД и МЧС в период прохождения службы имеет динамичный характер, нопри этом ранжирование ценностных ориентаций

3

Свободный Ф.К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника ОВД и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.06 / Ф.К. Свободный.— М., 2003.— С.6-7.

происходит волнообразно. В этом случае справедливым является вывод о том, что на начальном этапе профессиональной деятельности понимание значимости жизни и профессиональных ценностей низкая при высоком уровне потребности в достижениях. В процессе накопления опыта значительно актуализируется потребность в достижении успеха в профессиональной деятельности, усиление контроля и повышение ответственности как поведенческой ценности сотрудников ОВД и МЧС. В план нервно-психологической устойчивости следует выделить предпенсионный возраст, при этом усиливается мотивация к трудовой деятельности и потребность в коммуникации.

У сотрудников уголовного розыска в первый год работы система ценностных ориентации не соответствует профессиональным требованиям в связи с явным преобладанием индивидуалистических тенденций в ущерб профессиональным ценностям, что выражено в актуализации таких личностных потребностей, как материальная достаточность и социальная защищённость, личная комфортность и комфортность условий труда, степень совпадения личных и служебных интересов.

Формирование системы ценностных ориентаций должно осуществляться посредством целенаправленного воздействия на процесс осознания смыслового содержания профессиональной деятельности и повышение субъективной значимости профессиональных ценностей у молодых сотрудников ОВД и МЧС. В следствии этого достигается устойчивость и согласованность личностной и профессиональной систем ценностей и успешно разрешается противоречие между системой ценностных ориентации личности и системой профессиональных ценностей сотрудника ОВД и МЧС, как представителя власти.

В нашем исследовании мы рассмотрим более подробно функции второй группы: эмоционально-чувственную, идейно-воспитательную, служебно-строевую, представляющие для нас большой интерес ввиду их определяющего воздействия на личность сотрудника ОВД и МЧС в условиях становления новых ценностных ориентаций в период реформирования органов внутренних дел.

Нравственная функция предполагает наличие благородства целей и идеалов, сопровождающих процесс формирования ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел и МЧС, объединяющих сотрудников в сплоченный коллектив.

Идейно-воспитательная функция формируемой системы ценностных ориентаций сотрудников профессиональных групп ОВД и МЧС, с нашей точки зрения, способствует пропаганде образцов высоконравственного поведения, чести, верности служебному долгу, воспитанию чувства собственного достоинства.

Анализ профессиональной деятельности ОВД и МЧС России в историческом контексте достаточно убедительно подтверждает объективное проявление идейно-воспитательной функции системы ценностей органов внутренних дел.

Вместе с тем, следует обозначить служебно-строевой характер профессиональной деятельности ОВД и МЧС, являющийся неотъемлемой частью жизни подразделений правоохранительных органов государства. Он придает лаконизм, четкость, однозначность ставящимся задачам, подаваемым командам и требует такого же строгого их исполнения. Данная функция утверждает четкость ритма оперативно-служебной жизни, субординационную сторону служебного уклада, отдельные элементы быта сотрудников, порядок проведения, организации и содержания массовых мероприятий; профессиональный уровень и служебные заслуги личного состава.

Немаловажное значение в формировании системы ценностных ориентаций имеет эстетизированность проводимых ритуалов органов внутренних дел и МЧС. В эстетической стороне обязательной для служебных мероприятий ритуальности существует органическая связь включенных в нее элементов с реальными жизненными переживаниями сотрудников органов внутренних дел и подразделений МЧС. Эта связь осуществляется включением в ритуал символики. При этом ритуалы, активно формируя у сотрудников восприятие и представления, то есть осознание отдельной личностью тех или иных общечеловеческих ценностей, формируют на этой основе и эстетические вкусы личности как систему человеческих представлений и ориентаций. Следствием этого является эмоционально-образное представление о высокой гармонии, о совершенстве, которое становится целью саморазвития и самовоспитания сотрудника правоохранительных органов.

Эстетика ритуалов органов внутренних дел проявляется, во-первых, в историческом содержании символов, наполненных эстетической выразительностью во время проведения

ритуала, связанного с празднованием торжественных юбилеев, памятных дней. Во-вторых - в музыкальном оформлении ритуалов, способствующих воспитанию сотрудников в духе патриотизма, верности Закону и служебному долгу. Музыка является одним из самых действенных компонентов художественного оформления ритуалов, вносит в ритуал торжественность, создает приподнятое настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает. Таким образом, музыка способна выполнять воспитательную, организующуюся и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир сотрудников, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать четкие, точные, согласованные действия.

Эмоционально-психологическое воздействие на сотрудников ОВД и МЧС усиливается, если идеи, заложенные в ритуалах, одновременно с общественно значимым носят и индивидуальный, личностно значимый характер. Например, память о погибших сотрудниках органов внутренних дел - одна из главных традиций.

Анализ функций системы ценностных ориентаций проведен нами с целью выявления эмоционального фактора как определяющего условия в воспитании профессиональной чести, служебного долга и чувства собственного достоинства сотрудников силовых структур, в частности ОВД и МЧС.

Мы выделяем в качестве основополагающего понятийного аппарата при составлении компонентов модели формирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС понятие «ценность», согласно которому ценность - это общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной, который входит в социально-психологическую структуру личности как личностные ценности - один из источников мотивации поведения личности.

Важное значение при определении факторного воздействия на процесс формирования ценностей имеет направленность личности сотрудника силовых структур. Под направленностью личности мы принимаем позицию В.С. Мерлина и понимаем под данным компонентом совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. Эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и в конечном итоге определяет облик человека в социальном плане4.

Выделим следующие типы личностной направленности, каждая из которых опосредуется собственной системой ценностей: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и

суицидальную. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации. При этом побудительную силу самим мотивам придают личностные ценности.

Направленность личности как структурный компонент процесса формирования ценностных ориентаций сотрудников профессиональных групп ОВД и МЧС может быть временной, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. Детерминантами личностных ценностей выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

Личностные смыслы не могут сами по себе быть порождены лишь специальными сознательными усилиями; при таком подходе будет утрачена специфика восприятия реальности, произойдет упрощение процесса образования личностных ценностных ориентаций до механизма рационального их продуцирования и усвоения.

В личностных смыслах и предпочтениях следует выделить истоки понятия ответственности за личностные решения, т. к. в таком контексте решения о приемлемости для себя

4 Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971.

тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и «моральными» решениями. Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний5.

Вместе с тем, формирование системы ценностных ориентаций сотрудников силовых структур напрямую связаны с введением в качестве терминальных ценностей общеэтических представлений о добре и необходимости служения ему, о ценности прав человека, гуманизме, справедливости, равенстве, свободе, законности, чести и достоинстве, совести, патриотизме, товариществе и взаимопомощи, мужестве и бескорыстии, благородстве и самопожертвовании, верности долгу, мастерстве и профессионализме, ориентирующие сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, проявляющуюся в единстве правосознания и обусловленного им правомерного поведения.

Процесс формирования ценностных ориентаций в условиях профессиональной среды базируется на фундаменте общенациональных российских ценностей, таких как: духовность, верховенство нравственных интересов над материальными, вера и потребность в добре и справедливости при осуществлении профессиональной деятельности; соборность, воплощающая идею единения людей ради процветания своего рода и Отечества; державность и государственность как основа социальной справедливости и нравственного авторитета власти; толерантность к другим обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; патриотизм -жертвенность в служении Родине и своему народу.

Система формирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС - это органическое единство правосознания, морально-нравственного сознания, интеллектуального саморазвития и правового воспитания, воплощающее меру и способ освоения ими знаний, оценок, убеждений, ценностей, относящихся к сфере действия профессиональной среды правоохранительных органов и МЧС, отражение этих элементов в поведении, определяемом социальным статусом сотрудника, а также возможность на высоком уровне выполнять в публичных интересах конституционно значимые функции по обеспечению безопасности и защите прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, система формирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС включает в себя следующие аспекты: информационный или познавательный, оценочный, диалектико-логический, профессионально-этический (когнитивный и регулятивный), поведенческий.

Исследуя сложившуюся систему ценностей сотрудников силовых структур на основе многолетней практики, автор приходит к выводу, что низкий уровень духовно-нравственного развития сотрудников данных профессиональных групп во многом обусловлен поспешностью и неразборчивостью в выборе кадров для правоохранительных органов и органов обеспечения безопасности. Проводимые российские исследования свидетельствуют о наличии несоответствия квалификационного уровня сотрудников правоохранительных органов требованиям, необходимым для реализации целей и задач, стоящих перед стражами правопорядка, отсутствие соответствующих знаний, умений, навыков по обеспечения безопасности, прав и свобод граждан. Это приводит и к ухудшению общего уровня правовой культуры других сотрудников, а как следствие, формирование личностно-ориентированной системы ценности без учета потребностей общества и государства в целом.

Для решения сложившейся ситуации мы предлагаем разработать систему профессиональных ценностей сотрудника ОВД и МЧС, т.е. так называемый профессиональный стандарт, предусматривающий соответствие специалистов силовых структур следующим требованиям, необходимых для определения должностных обязанностей работников, а также знаний, умений и личностных качеств, способствующих формированию профессиональных ценностей. В модели профессионального стандарта сотрудника ОВД и МЧС предусмотрены следующие квалификационные требования: общие требования (возраст, образование, состояние здоровья и т.д.); личностные качества (уровень общей культуры, эмоциональная устойчивость, целеустремленность и др.); мировоззренческие установки (гуманистические ценности, принципы,

5

Алексеев А. И. Социальная ценность и нравственные основы агентурной работы // Оперативно-розыскная работа. -1993. -№2. - С. 20.

приоритеты, в основе которых лежит уважение прав и свобод человека, признание его в качестве основной ценности); профессиональные качества (профессиональные знания, умения и навыки, возможность их применения на практике, соответствие профессиональных навыков сотрудника желаемой должности); информационная компетентность (желание самообразования, знание профессиональных аспектов деятельности); организационно-управленческие качества (навыки и умения организации людей, особенно в экстремальных обстоятельствах и ситуациях); педагогические качества (умение воздействовать на людей аргументированно, через убеждение и собственный пример); творческие способности и т.д. При этом необходимо вводить и шкалу оценочных параметров для каждого раздела квалификационных требований, что позволит проводить мониторинг сформированности профессиональных ценностей как структурного компонента модели ценностных ориентаций. Отдельное внимание должно быть уделено нравственно-правовым критериям оценки личности сотрудника органов внутренних дел и МЧС.

Для оценки уровня сформированности ценностных ориентаций выделяются количественный и качественный показатели оценки. Количественные показатели позволяют оценить систему ценностей сотрудника силовых структур через призму проделанной им работы. Для руководителя подразделения это будет одним из показателей правильной оценки сотрудником своего профессионального долга, умения и способности пользоваться предоставленными ему полномочиями в рамках закона и в интересах общества и государства. К качественным критериям относятся ценностные ориентации каждого отдельного сотрудника, которые возможно оценить с помощью различных оценочных шкал, вопросников или тестов. При оценке системы ценностей сотрудника правоохранительных органов и МЧС на первый план выходят те ценности, которые имеют наибольшее значение для достижения высоких результатов: справедливость, равенство, совесть, честь и достоинство, уважение прав и свобод граждан, неукоснительное соблюдение норм закона, непримиримое отношение к его нарушению и др. Оценка профессиональной деятельности призвана определить, в какой степени сотруднику ОВД и МЧС свойственен служебный этикет, поведение в трудных ситуациях и в условиях повышенного риска, особенности рабочего поведения при взаимодействии с руководителем и коллегами по работе.

Система ценностных ориентаций исследуемых профессиональных групп имеет ряд особенностей, которые сформировались под влиянием факторного влияния служебнопрофессиональной деятельности и личностно-ценностных установок и ориентиров каждого сотрудника органов внутренних дел и МЧС. Во-первых, формирование ценностной иерархии сотрудников силовых структур во многом предопределяется осознанием социальной значимости своего профессионального долга и ответственности за выполнение возложенных на них конституционных обязанностей по защите прав и свобод каждого гражданина РФ. Во-вторых, важнейшей составляющей, формирующей иерархию ценностных ориентаций сотрудника органов внутренних дел и МЧС, является уровень его правовой культуры и правового мышления. Следует учитывать, что на духовно-нравственный компонент системы ценностных ориентаций сотрудника органов внутренних дел и МЧС имеет прямое воздействие базовый принцип: «запрещено все, что прямо не разрешено законом», в отличие от принципа «разрешено все, что не запрещено законом», действующего в отношении граждан. В-третьих, система ценностных ориентаций сотрудников силовых структур должна отличаться гуманностью, восприятием человека как высшей ценности. Ведь сущность профессиональной деятельности составляют права, свободы и интересы каждого гражданина. В-четвертых, эта система должна быть максимально доступной для усвоения, обладать возможностью массового распространения, утверждения в общественном сознании специалистов, быть понятной и близкой по духу любому представителю различных социальных слоев общества. Последнее требование касается не столько содержания, сколько формы выражения основных ценностей и идеалов.

В-пятых, система ценностных ориентаций сотрудника органов внутренних дел и МЧС имеет общенациональный характер, при этом она строится из совокупности общечеловеческих нравственных, правовых, духовных ценностей, конституционно-правовых ценностей нашего государства, а также специфических правовых ценностей, присущих профессиональной деятельности. В-шестых, иерархия ценностных ориентаций сотрудника органов внутренних дел МЧС является отражением национально-исторических ценностей различных этапов развития нашего государства. Система ценностей должна характеризоваться высокой степенью преемственности, уделяя особое внимание нравственно-духовной составляющей обычаев и традиций русского народа. Только тогда в сознании и поведении людей будут воспроизводиться ценностно-значимые для социума образы сотрудников силовых структур.

Вместе с тем, анализ периодической печати, рассматривающих особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в условиях проводимого реформирования. Так, А.Л. Шатохин (1987) выделил следующие признаки ценностных деформаций: «обезличивание» сотрудников ОВД, социальное иждивенчество и пассивность, острое ощущение вражды к себе со стороны населения, оценка собственной профессии как малопрестижной, отношения конкуренции, антипатия к представителям других служб милиции. Одним из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД В.Ф. Робозеров (1979) называет феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками милиции своей социальной роли. По мнению А.Н. Роши (1989) подобную деформацию можно обозначить как «профессиональный эгоизм». (Безносов С.П., 2004). Личный опты показывает, что на формирование системы ценностных ориентаций сотрудников силовых структур влияют такие факторы, как: снижение уровня чувствительности, отчуждение в сфере межличностных контактов, смещение жизненно важных ориентаций, трансформация ценностной структуры сознания - показатели наличия профессиональной деформации, проявлений «эмоционального выгорания».

Кроме ранее перечисленных факторов, влияющих на процесс продвижения сотрудника органов внутренних дел к ступени самореализации, нужно назвать еще один - это личная жизнь работников правоохранительных органов. Ратинов А.Р. отмечает, что личная жизнь, связи, поведение в быту не должны вступать в противоречия с требованиями профессии сотрудника органов внутренних дел. Однако личная жизнь работников органов охраны правопорядка не всегда складывается в этом отношении благополучно. В связи с этим появляются внешние и внутренние конфликты у людей данной профессии. Так, например, по данным исследования

О.В.Хлудовой, 74 % опрошенных сотрудников органов внутренних дел указали, что специфика их работы оказывает непосредственное влияние на возникновение конфликтов. Причем, причинами были отмечены: — ненормированный рабочий день (52 % случаев); — нервные перегрузки на работе (27 % случаев).

Итак, говоря о проблеме формирования системы ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС, нужно отметить, что для перехода от самопознания к действиям по реализации его результатов необходимо несколько субъективных условий, которые могли бы способствовать полной самореализаци.

Другими словами, выявив свои достоинства и недостатки, сотрудник правоохранительных органов должен принять твердое решение - сделать все возможное для развития достоинств и устранения ценностей низшего порядка и принять как программу к действию духовно-значимые ценностные ориентации. Однако сам факт отношения человека к своим достоинствам и недостаткам является вторичным: он зависит от мировоззренческих и нравственных принципов сотрудника органов внутренних дел. Одна из важнейших функций морали - быть средством саморегуляции поведения индивидума, его самовоспитания и становления. Вот почему внутренним условием самореализации выступали и будут выступать нравственные принципы человека, степень его нравственного развития. Подчас это внутреннее воздействие морали на саморегуляцию индивида оказывается более сильным и действенным, чем любые влияния на него извне.

Осознание своих достоинств (недостатков) и желание преодолеть последние еще не могут обеспечить переход от мысли к действию. Сотруднику органов внутренних дел здесь необходима твердая воля, самодисциплина, отказ от жизненных соблазнов, мешающих выполнению задуманной цели. Она мобилизует и физические и духовные возможности человека на преодоление трудностей, встающих перед ним в процессе реализации себя в профессиональной деятельности.

Спецификой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и МЧС является то, что она характеризуется повышенной экстремальностью, связанной с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

В последние годы сотрудники правоохранительных органов постоянно привлекаются к выполнению сложных оперативно-служебных задач антитеррористической операции в СевероКавказском регионе, обеспечивая поддержание конституционного порядка, пресечение преступных действий бандформирований и организованной преступности. Выполнение данных задач в условиях, сопряженных с постоянным риском для жизни и здоровья, у значительного числа сотрудников вызывает развитие состояний психической дезадаптации, приводит к

социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья личного состава, служебных и семейных взаимоотношениях, увеличивают вероятность самоубийств.

Следовательно, актуализируется такая ценность как психологическое здоровье сотрудников силовых структур. В то же время, в процессе формирования ценностных ориентаций необходимо учитывать факторное влияние профессионального здоровья в формировании профессиональных ценностей.

Рассматривая социальное положение сотрудников силовых структур в современном российском обществе, невозможно обойти вниманием вопрос о социальных рисках, сопутствующих профессиональной деятельности в органах внутренних дел, а также прямо или косвенно воздействующих на социальное самочувствие родных и близких сотрудников ОВД и МЧС.

Вообще риск в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел - это «такие действия, когда при выполнении профессиональных обязанностей работник достигает результата по предотвращению, либо раскрывает преступление, хотя и может при этом нанести определенный ущерб (окружающим, их интересам, себе лично)»6. При этом важно отметить, что любым другим способом результат недостижим. Поэтому не являются риском действия, связанные с нарушением подзаконных актов, законности (необоснованное задержание, привод, обыск и др.)7.

Необходимо отметить, что многие оперативные мероприятия ставят работника органов внутренних дел и МЧС в ситуацию риска. Если проанализировать некоторые из форм риска, то можно выделить:

1) риск нарушения законности, прав и законных интересов граждан при проведении оперативной работы (к примеру, во время проведения поисковых мероприятий с целью выявления очевидцев преступления, а также лиц, подозреваемых в его совершении могут быть ошибочно задержаны граждане, не имеющие отношения к делу, но по ряду внешних признаков - следы на одежде, поведение, приметы - похожих на разыскиваемых лиц);

2) риск в процессе применения оружия - множество ситуаций профессиональной деятельности, связанной с возникающей возможностью превышения пределов необходимой обороны, когда наступает ответственность за правомерность таких действий сотрудников;

3) риск необъективной, ошибочной оценки информации, принятия неправильных решений - огромное количество «мертвых» версий, искусно преподносимой преступниками дезинформации и т.п. ставит под угрозу не только сам факт раскрытия преступления, но и престиж органов дознания;

4) риска в применении методов борьбы с теми видами преступности, которые еще не нашли отражение в законодательных актах - проведение динамичных, «острых» действий в условиях нестандартных по нейтрализации экстремальных ситуаций чревато опасностью нарушения закон, а потому важно, чтобы примененный риск был оправдан, то есть точно рассчитан, хорошо обеспечен и организован.

Социальные риски подразумевают «меру ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничение экономической самостоятельности и социального благополучия»8, «учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей»9.

Оценка риска включает определение вероятности вреда, тяжести последствий производится путем выявления факторов риска, их интенсивности, величины ущерба. Под фактором риска понимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов социального

6 Аберкромби Н.М. Социологический словарь. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. - 496 с.

7 Административная деятельность органов внутренних дел. [Под ред. А.П. Корнева. - М.: МЮИ МВД России, 2000. - 362 с.

8 Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 420 с.

Асаулова Л.В. Сердце под прицелом. М.: Союз, 2001. - 320 с.

риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы как минимум натуральные показатели, характеризующие опасность10 .

Интенсивность риска - это вероятность (частота) реализации опасности для заданного промежутка времени, т.е. число рассматриваемых случаев (например, гибели сотрудников, заболеваний, т.п.) в единицу времени, отнесенное к численности контингента.

Величина ущерба характеризуется перечнем результирующих показателей, которые можно сгруппировать как социальные и экономические.

Индикаторы социального риска - показатели, свидетельствующие об его наличии или вероятности наступления. Индикаторами социального риска могут выступать как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие особенности профессиональной деятельности и условия труда, взаимоотношения между коллегами и с потенциальными клиентами (пользователями предоставляемых благ и услуг), удовлетворенность человека занимаемой должностью и сопутствующими ей профессиональными обязанностями, правовой защищенностью и внутрисемейными отношениями, а также многое другое11.

Социальные показатели ущерба - это показатели смертности либо последствий, вызывающих ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам. Экономические показатели ущерба - это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей, а экономические - позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

Все факторы социального риска для сотрудников органов внутренних дел можно определить, используя следующие индикаторы (показатели).

1. Семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Семья сотрудника - это «своеобразный тыл, обеспечивающий его работу». Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и т.п. - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду.

2. Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника. Качество жилищно-бытовых условий жизни, а также наличие постоянного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным МВД, в очередь на улучшение жилищных условий стоит от 30 до 40 % сотрудников органов внутренних дел. В большинстве своем - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах (комнатах). Примерно 10 % сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу.

3. Финансовое положение сотрудников (семьи сотрудника). В течение 1990-х годов резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий сотрудников органов внутренних дел. Тенденция к снижению доходов работников силовых структур наблюдается и в последние годы: средняя зарплата рядового полицейского составляет 10 000 - 12 000 рублей, офицера специального подразделения в звании старшего лейтенанта - порядка 20 000 рублей, начальника специального подразделения в звании подполковника - 25 000 рублей. Пенсии и зарплаты сотрудников органов внутренних дел и МЧС при 5-10- кратном увеличении цен по стране увеличились лишь в 2 раза. При существующих нагрузках на органы внутренних дел такие доходы считаются мизерными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Условия труда. Сотрудники правоохранительных органов вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств

10

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. - М.: Кодекс, объединенная

редакция МВД, 1990. - С.138-139.

11

Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности профессиональной деятельности правоохранительных органов и требования к нравственно-эстетической культур сотрудников органов внутренних дел. - Киев: Изд-во Украша, 1991. - 220 с.

индивидуальной защиты, работая в неприспособленных тесных помещениях. Материальнотехническое обеспечение командировок сотрудников специальных подразделений ОВД и МЧС в «горячие точки» находится на самом низком уровне, практически все необходимое - продукты питания, питьевую воду, постельные принадлежности и т.д. и т.п. - приходится вести с собой.

5. Интенсивность труда. Значительное увеличение интенсивности труда сотрудников может оказать отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска увеличилась в 2 и более раза, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Аналогичное положение складывается в ППС, ГИБДД и других подразделениях криминальной милиции и милиции общественной безопасности. В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники милиции все чаще стали привлекаться к охране общественного порядка (в том числе в выходные и праздничные дни). В случае отъезда ряда сотрудников в республики Северного Кавказа, другие «горячие точки» для охраны конституционного строя и сохранения территориальной целостности России, увеличивается нагрузка на оставшихся работников отделов и подразделений органов внутренних дел и МЧС.

6. Уровень физической подготовки и состояние здоровья сотрудников. Одним из требований к сотрудникам силовых структур является обязательное медицинское освидетельствование, а также прохождение ежегодных мед. осмотров. При обнаружении отклонений в состоянии здоровья сотрудники ОВД и МЧС переводятся на работы с меньшими нагрузками или подлежат увольнению. Уровень физической подготовки личного состава также проверяется в ходе плановых смотров. Поэтому у подавляющего большинства сотрудников милиции отсутствуют серьезные хронические заболевания или физические увечья, а состояние здоровья и физической подготовки может быть признано удовлетворительным и соответствующим требованиям к службе в органах внутренних дел. В случаях получения увечья или травмы при выполнении служебных обязанностей, созывается военно-врачебная комиссия, которая определяет сроки, характер лечения и решает вопрос о годности к службе в органах внутренних дел и выплате страховки.

7. Стрессогенность профессиональной деятельности. Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников органов внутренних дел вызвана, во-первых, характером объекта деятельности - особой категории населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; во-вторых, риском для личной безопасности сотрудника (и[или членов его семьи, родных и близких), вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; в-третьих, ненормированный рабочий день (неделя), сверхурочные работ, усталость, действие «синдрома эмоционального сгорания» приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов.

8. Правовая защищенность, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников. Правовые гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел, закрепленные в российском законодательстве, в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются на локальном уровне.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о следующих группах факторов социального риска в деятельности сотрудников органов внутренних дел:

1) правовые - несовершенство законодательства (в том числе уголовнопроцессуального и социального), нечеткая урегулированность оперативной работы, отсутствие четких юридических гарантий, ограничивающих сотрудников органов внутренних дел от противозаконных приказов и указаний начальников;

2) экономические - отсутствие четких экономических стимулов, уравниловка в оплате труда, неэффективность «потолочных» званий, возможность извлечения побочной материальной и иной выгоды в повседневной работе, недостаточная техническая оснащенность и отсутствие совершенной материально-технической базы;

3) организационные - слабый подбор персонала и расстановка кадров, слабый контроль со стороны руководства, специфичность работы органов внутренних дел, плохая организация внутреннего учета и контроля (в том числе неверные критерии оценки работы), недостаточные меры по повышению профессиональной квалификации сотрудников, некомпетентное вмешательство руководства в работу;

4) интеллектуальные - низкий уровень профессиональных знаний, недостаточный уровень политической, правовой и общей культуры, недостатки воспитания и самовоспитания сотрудников;

5) социально-психологические - грубость и неуравновешенность руководителей, социальная, групповая, национальная нетерпимость, излишняя самоуверенность, тщеславие и карьеризм, низкий самоконтроль и другое.

Воздействие негативных факторов в профессиональной деятельности (физические и эмоциональные нагрузки, стрессы, наблюдение факторов преступного, аморального поведения и так далее) является неотъемлемой, а потому объективно необходимой стороной работы сотрудников органов внутренних дел. Однако, считать факторы социального и в том числе профессионального риска вследствие этого неустранимой причиной низкого социального самочувствия сотрудников - значит делать уступку фатализму и непрофессионализму, а потому необходимо предпринимать меры по минимизации неблагоприятного воздействия или полного устранения названых факторов социального риска, и сделать это возможно в ходе организации и осуществления социальной защиты сотрудников и членов их семей в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.