Научная статья на тему 'Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне'

Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКИ ПРЕСТИЖА / УВАЖЕНИЕ / ВЛИЯНИЕ / ПРЕВОСХОДСТВО / ОДОБРЕНИЕ / ПОЧЕТ / ПРЕСТИЖНЫЕ СИМВОЛЫ / PRESTIGE ESTIMATIONS / RESPECT / INFLUENCE / THE SUPERIORITY / APPROVAL / HONOR / PRESTIGIOUS SYMBOLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Алексеевна

Рассматривается оценка престижа органов внутренних дел на макроуровне. Обосновываются социальные, социально-экономические, информационные факторы, оказывающие влияние на формирование оценок престижа органов внутренних дел. На основе проведенного анализа приводится управленческий аспект регулирования формированием престижа, включающий социальные, социально-экономические и информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative aspect of regulation by prestige formation law-enforcement bodies at macro level

The estimation of prestige of law-enforcement bodies at macro level is considered. The social, social and economic, information factors influencing formation of estimations of prestige of law-enforcement bodies are proved. On the basis of the spent analysis the administrative aspect of regulation by the prestige formation, including social, social and economic and an information technology is resulted.

Текст научной работы на тему «Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

УДК 316.662.22 Т.А. Бондаренко*

Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне

Рассматривается оценка престижа органов внутренних дел на макроуровне. Обосновываются социальные, социально-экономические, информационные факторы, оказывающие влияние на формирование оценок престижа органов внутренних дел. На основе проведенного анализа приводится управленческий аспект регулирования формированием престижа, включающий социальные, социально-экономические и информационные технологии.

Ключевые слова: оценки престижа, уважение, влияние, превосходство, одобрение, почет, престижные символы.

Т.А. Bondarenko*. Administrative aspect of regulation by prestige formation law-enforcement bodies at macro level. The estimation of prestige of law-enforcement bodies at macro level is considered. The social, social and economic, information factors influencing formation of estimations of prestige of law-enforcement bodies are proved. On the basis of the spent analysis the administrative aspect of regulation by the prestige formation, including social, social and economic and an information technology is resulted.

Keywords: prestige estimations, respect, influence, the superiority, approval, honor, prestigious symbols.

Важность решения задач по формированию престижа органов внутренних дел в социуме на макроуровне (формальном — государственные органы, неформальном—общественное мнение) определяется ухудшением состояния правопорядка в стране, а с учетом роли ОВД в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, повышение престижа будет способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений.

Поскольку престиж органов внутренних дел детерминируется системой общественных ценностей и социальных отношений, принятыми образцами поведения, проявляясь в общественном мнении, то эти обстоятельства должны учитываться в управленческом аспекте его формирования. При этом государство способно играть позитивную роль в качестве третьей стороны, содействуя росту аттракции, привлекательности службы, играя значительную роль в формировании престижа органов внутренних дел на макроуровне.

В случае отсутствия целенаправленного воздействия, основанного на научном подходе, формирование престижа органов внутренних дел в социуме может приобрести стихийный характер, что нежелательно, т.к. это чревато возникновением противоречий между интересами общества и органами внутренних дел. Обеспечить эффективное сочетание этих интересов, направить развитие социальных процессов в необходимом направлении, учитывая социально-экономические условия современной России, — в этом состоит задача управления регулированием повышения престижа органов внутренних дел на макроуровне.

Кардинальное изменение престижа органов внутренних дел требует длительного времени: невозможно резко изменить психологию, сознание, мировоззренческие позиции людей. Также следует учитывать, что функционирование престижа основано на инерции стереотипов и инерции мотивов, упрощающих восприятие реальности, они стабильны и позволяют мифологизировать общественное сознание.

Социологический ракурс рассмотрения проблемы репрезентирует престиж органов внутренних дел в рамках поддержания правопорядка, ориентированный на формирование уважения и доверия населения. Психологическое знание редуцирует повышение престижа к потребностям, мотивам, устойчивым паттернам личностного и социального поведения. В границах культурологического знания эксплицируются культурно-динамические параметры престижа органов внутренних дел. С учетом вышесказанного рассмотрим престиж органов внутренних дел на макроуровне.

Престиж, являясь общественно одобряемой ценностью, регулирует выбор жизненных целей, санкционирует социальные ориентации и поведение людей. Как мера неравенства и различия, престиж дистанцирует социальные объекты, оценивая и сопоставляя их между собой. Это приводит к асимметричности определенных отношений между элементами этой системы, иерархизации духовной жизни общества.

Встающие перед обществом объективные задачи могут решаться лишь в определенной последовательности, поэтому социум ранжирует свои потребности и задачи по степени их актуальности. Наиболее необходимые, важные для функционирования общества виды деятельности наделяются большим престижем. Так создается иерархия предпочтений и приоритетов, которыми общество наделяет социальные институты и социальные организации.

* Бондаренко, Татьяна Алексеевна. Докторант кафедры теории и социологии управления. Кандидат психологических наук, доцент. Академия управления МВД России. Адрес: Россия, 125239, г. Москва, Коптевская ул., д.63-а, ком. 415. Тел. 8-965-177-92-43. Email: tabo21@mail.ru.

* Bondarenko, Tatyana Alekseevna. Assistant professor, faculties theories and sociology of management. Candidate of psychological sciences, docent. Ministry Russian Federation Academy of administration, Russian Federation, Moscow. E-mail: tabo21@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 13 декабря 2010 года.

Престиж органов внутренних дел

Рис. 1. Оценка престижа органов внутренних дел на макроуровне

В обществе могут происходить изменения в оценке актуальных проблем. В настоящее время, например, это — опасность внешней угрозы России, рост международной преступности и рост преступности в стране, экономический кризис в сельском хозяйстве и т.п. Тогда в пользу наиболее важного для настоящего момента вида профессиональной деятельности перераспределяются ресурсы, материальное и моральное вознаграждение. Представители таких социальных подсистем наделяются особой значимостью. Так создается некоторое приращение престижа за счет значимости и актуальности деятельности в данный период времени.

Престиж выступает показателем общественной значимости, и так как индивиды наделены сознанием и волей, активно стремятся к достижению собственных целей, то с точки зрения задач социального регулирования важно правильно оценить возможности профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, общества в целом, реальные возможности по регулированию их поведения обществом.

Престиж органов внутренних дел — комплекс институализированных ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое, структурное значение для социальной системы в сфере поддержания правопорядка в стране. Престиж данной профессиональной группы и ее сотрудников может повышаться, являясь своеобразным поощрением за те дополнительные затраты сил, которые требуются для эффективного выполнения возложенных на них обществом функциональных обязанностей. Если для этого необходимо преодоление значительных трудностей или развитие специфических способностей, то повышенное общественное признание может стать частичной компенсацией за дополнительные усилия. В этом случае можно говорить о поощрении высокого уровня профессионализма, базирующегося на специальных знаниях, умениях и навыках сотрудников органов внутренних дел.

Необходимо отметить и иллюзорную сторону престижа, выражающуюся в обмане чувств (превосходства, влияния) сотрудников органов внутренних дел, компенсации желаемых, но иногда отсутствующих характеристик (уважения, одобрения). Вызвано это тем, что они обладают определенным уровнем престижа уже в силу принадлежности к данной профессиональной группе, наделенной властными полномочиями. Однако наделение себя иллюзорным престижем свойственно не всем сотрудникам органов внутренних дел, а только тем из них, которые не могут самореализоваться в обществе другим способом, ощущают нестабильность своего положения или неудовлетворенность им. Таким образом реализуется стремление компенсировать фрустрированные социальные потребности, например, в уважении и самоуважении, общении и т.п.

Общественные оценки престижа органов внутренних дел основаны на важности, значимости миссии по обеспечению и защите конституционных прав и свобод, законности и правопорядка, общественной безопасности, соответствии ожиданиям граждан. Встает вопрос о совпадении притязаний граждан к исполнению органами внутренних дел функциональных обязанностей с реальным положением дел.

В целом условием стабильности и нормального функционирования общества выступает ценностно-нормативная система, сложившаяся в социуме. Престиж, выступая одним из способов морального вознаграждения, является общественно одобряемой ценностью, которая поощряет функционирование государственных институтов. При этом ценностно-нормативная система, принятая его членами, иерархизирована таким образом, что высокие ранги в ней будут занимать наиболее значимые для развития общества ценности и цели, а низкие — отвечающие интересам отдельных социальных групп и индивидов.

История показывает, что на протяжении всего существования государства ему сопутствует преступность. Для современной России нет и не может быть альтернатив в выборе той или иной модели социально-правовой ориентации органов внутренних дел в обществе.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Правоохранительная система страны развивалась одновременно с российским обществом. Отвергнув тоталитарный режим, закрепив на конституционном уровне принципы построения правового и социального государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, Россия формально сделала свой выбор и в части определения приоритетов решаемых органами внутренних дел задач, и в части определения принципов деятельности.

Однако признание российским обществом целей и задач органов внутренних дел представляет значительные трудности потому, что потребности общества в деле борьбы с преступностью всегда опережают общественное сознание. При этом если одна категория граждан придерживается репрессионных методов, жестких мер, то другие являются сторонниками более лояльного отношения к правонарушителям.

В настоящее время структурный кризис общества породил такое состояние, которое Э.Дюркгейм и Р.Мертон назвали аномией, беззаконием, безнормативностью. При этом состоянии многие члены общества, зная о существовании обязывающих их норм, относятся к ним безразлично или негативно. Аномия означает резкий рост масштабов девиантного и аддиктивного поведения, а также преступности.

Часто констатируется антагонистическое противостояние двух видов морали: богатого меньшинства и бедного меньшинства. В общественном сознании одновременно присутствуют полярно противоположные и несовместимые идеи, между которыми нет единого смыслового поля.

Изменились в худшую сторону ценностные ориентации населения, его отношение к нормам права и морали, органам внутренних дел. В создавшихся условиях преступный мир старается расширить границы своего влияния, запугать население, дезорганизовать работу правоохранительных органов с целью облегчения совершения противоправных деяний. Состояние аномии общества, когда старые нормы и стереотипы правопослушного поведения перестали действовать, а новые не укрепились в обществе, отразилось на оценках престижа органов внутренних дел в социуме.

Сообразно этому одной из главных социальных проблем современной России является не дефицит свободы, а прямо противоположное — нехватка контроля, как внешнего, являющегося основной функцией государства и общества, так и внутреннего, основанного на интернализованных личностью нравственных запретах. Деградация и дегуманизация российского народа под воздействием либеральных западных ценностей будет продолжаться, пока не будет создана новая идеология, соответствующая менталитету российских граждан.

В настоящее время основным вектором развития российского общества должно стать преобразование дошедшей до крайних пределов разврата и произвола свободы в цивилизованную независимость, предполагающую разумные ограничения, как внешние, обеспечиваемые законами, так и внутренние, налагаемые моралью. Применительно к вопросу о государственном идеологическом воздействии на общественное правосознание речь должна идти об идеологических целевых установках, которые детерминируют правовую активность общества, внешне проявляющуюся в конкретных актах правомерного поведения.

Как нами отмечалось ранее, изменение оценок престижа связано с динамикой ценностнонормативной системы, ломкой устоявшихся стереотипов и установок. Как следствие, при изменении системы ценностно-нормативной системы, произойдет перемена оценок престижа в обществе. И наоборот, изменение престижной оценки непременно является показателем изменений системы ценностей так же, как отличие престижных оценок одной группы от другой непременно будет свидетельствовать о различиях в ценностях этих групп.

И от сотрудников органов внутренних дел ожидаются соответствие ценностно-нормативной системе, которая связана с преданностью обществу, которому они служат; беспристрастность в принятии решений; приоритет интересов населения перед личностными; отношение к человеку как к высшей ценности; уважение принятых в государстве законов; верность Присяге, осознание высокой ответственности за выполнение своего служебного долга и т.п. В случае соответствия моделей поведения и личностных качеств сотрудников ценностно-нормативной системе, основанием престижа становится образ жизнедеятельности, степень его совпадения с нормативными стандартами, существующими в обществе.

В настоящее время взят курс на реформирование системы органов внутренних дел, один из основных принципов которого — создание системы, которая предоставляет своим гражданам социальные услуги, т.е. обеспечивает и защищает их конституционные права и свободы, законность и правопорядок, личную и общественную безопасность. Учитывая, что высоким престижем общество поощряет деятельность, наилучшим образом соответствующую принятому в общности нормативу поведения, отвечающему ценностному стандарту, можно ожидать повышения престижа органов внутренних дел в социуме.

Как показали результаты нашего исследования, благодаря проводимым в Министерстве внутренних дел организационным и правовым мероприятиям, направленным на оптимизацию существующих структур, в период с 2004 по 2010 гг. повысился престиж и авторитет органов внутренних дел в иерархии силовых ведомств. Можно предположить, что и в дальнейшем будет происходить рост престижа органов внутренних дел в социуме. Однако эффективное реформирование правовой системы в целом и органов внутренних дел, в частности, не представляется возможным без четких ценностных ориентаций.

Рассмотрим движущие силы, причины формирования престижа органов внутренних дел в социуме на макроуровне.

Как видно из рисунка 2, к социально-экономическим факторам формирования престижа органов внутренних дел относится социальная защищенность сотрудников, предполагающая создание необходимых условий для нормальной деятельности. Сюда можно отнести медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами; государственное страхование на случай причинения ущерба

Рис. 2. Факторы и условия формирования престижа органов внутренних дел на макроуровне

жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступившими в период прохождения службы; пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсий по случаю потери кормильца.

Следующий компонент — стабильность социального положения, под которой мы понимаем своевременное получение достойной заработной платы, обеспеченность работой в будущем, уверенность в завтрашнем дне и т.п. Как нами отмечалось ранее, большинство сотрудников органов внутренних дел не удовлетворены уровнем материального обеспечения, что является демотивирующим фактором. Решение этой проблемы, наносящий прямой ущерб престижу органов внутренних дел, следует искать в рыночных отношениях и изменении оплаты труда. На наш взгляд, целесообразно изменить существующую практику административного запрета совместительства, как не оправдавшую себя.

Одним из способов решения проблемы социально-экономического положения сотрудников может стать индивидуализация работы, т.е. учет индивидуальных предложений работников. В данном случае можно ввести официальные процедуры тестирования пожеланий, позволяющие проанализировать служебные и внеслужебные предпочтения сотрудников. Затем предложить им выбрать те социальные блага, которые они хотят получить (прибавка к окладу, «библиотечный день», предоставление служебного жилья или предоставление кредита на льготных условиях для приобретения жилья и т.п.). Кроме этого, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования профессиональной деятельности, поощряя дополнительным вознаграждением за результативность и наказывая снижением оклада за грубые нарушения дисциплины, халатное отношение к исполнению функциональных обязанностей и т.п.

Следующий компонент социально-экономического фактора — привилегии для сотрудников, которые рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, получаемые за сам факт работы в данной профессиональной сфере. К привилегиям относят бесплатные обеды, компенсацию транспортных расходов, скидки при оплате коммунальных услуг и т.п., определенные законодательством и присущие только определенной профессиональной группе. Цели введения таких привилегий для органов внутренних дел, в отличие от других правоохранительных органов, достаточно разнообразны: привлечение и закрепление высокопрофессионального персонала, косвенное и прямое стимулирование профессиональной деятельности, создание благоприятного общественного мнения об ОВД (РЯ-цели), увеличение реального благосостояния собственных работников.

Эффективному выполнению функциональных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел способствуют не только профессионализм и личностные качества, но и материально-техническое обеспечение. Системное использование инновационных методов — технических, информационноаналитических, телекоммуникационных — увеличивает возможности сокращения преступности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Необходимо оптимизировать внедрение современных технологий, что позволит повысить оперативность в предупреждении и раскрытии преступлений.

К социальным факторам формирования престижа органов внутренних дел на макроуровне относятся положительная реакция официальных государственных институтов к социальной организации, признание профессиональной деятельности важнейшей общественной ценностью на всех уровнях управления. Данное положение тесно связано с гомеостазом Министерства внутренних дел РФ, т.е. стабильностью, организованностью, управляемостью, качественным составом кадров, наличием управленческой команды, объединенных четко поставленными целями и задачами. Частое реформирование государственного органа не способствует гомеостазу, устойчивости и эффективной управляемости, а в конечном итоге — формированию гомеостатических параметров престижа органов внутренних дел. При этом социальный контроль и социальные санкции должны носить конструктивный характер, способствуя стабилизации профессиональной деятельности.

Уважение сотрудников органов внутренних дел, выступая в качестве социального фактора престижа, воспринимается как моральное вознаграждение их профессиональной деятельности. Престиж становится источником дополнительного уважения. Связано это с тем фактом, что в общественном мнении реально оцениваются не личностные качества каждого сотрудника, а типичные характеристики профессиональной группы. Данные оценки в условиях интенсивных социокультурных изменений, происходящих в нашей стране, весьма разнообразны в силу множественности ценностных ориентаций членов общества.

К социальным факторам, обеспечивающим формирование престижа органов внутренних дел на макроуровне, относятся законодательная база, обеспечивающая пакет правовой защищенности сотрудников при исполнении служебных обязанностей, достаточные должностные полномочия, необходимые для эффективного выполнения функциональных обязанностей. Несоответствие престижа службы в органах внутренних дел ее важности обусловлено тяжелыми условиями профессиональной деятельности (тяготы, лишения, ненормированный рабочий день и т.п.), риском для жизни, ограничениями выезда за пределы населенного пункта без постановки в известность вышестоящего руководства и т.п. Все это должно учитываться при разработке системы государственной правовой защищенности сотрудников.

Социальные факторы формирования престижа органов внутренних дел включают общественную значимость, высокую результативность профессиональной деятельности. В целом же в глазах населения органы внутренних дел функционируют эффективно, если уровень преступности находится в допустимом с точки зрения безопасности диапазоне. В противном случае цель органов внутренних дел не считается достигнутой, следовательно, и говорить о ее эффективности нельзя.

Следующий социальный фактор формирования престижа органов внутренних дел — деловая репутация, создавшееся общее мнение о профессиональных достоинствах и недостатках данного органа правопорядка. В этой связи необходимо отметить, что в целом за последние годы работа органов внутренних дел, хоть и медленно, но всё же улучшалась. Однако при этом общественные ожидания росли быстрее — люди стали больше требовать от власти и строже спрашивать с нее. Этим объясняется противоречивая оценка деловой репутации органов внутренних дел — от позитивной до отрицательной.

Символы и знаки отличия в профессиональной деятельности органов внутренних дел являются особыми знаками отличия, средствами выражения и фиксации престижа. Сюда можно отнести плечевые и нагрудные знаки, лампасы и т.п. В общественном мнении они закрепляются как индикаторы, показатели положения органов внутренних дел в системе правоохранительных органов. Поскольку общественное мнение в различных конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным реальному положению вещей (может содержать в себе как верные, реалистичные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности), обладание символами вскоре становится достаточным основанием для отождествления индивида с престижной группой, стратой. В сознании большинства обладатель символов автоматически наделяется всеми привлекательными чертами и достоинствами престижного объекта.

Одними из наиболее удобных инструментов, институционально регулируемых и имеющих существенное влияние на формирование престижа органов внутренних дел в обществе, являются средства массовой информации. Формирование уважительного отношения к профессии должно идти через показ в СМИ сотрудника ОВД как человека, занимающегося делом охраны правопорядка по призванию.

В связи с этим необходимо отметить, что в последние годы увеличилось количество информации об органах внутренних дел в документальных и новостных передачах, кинофильмах, телевизионных сериалах. Однако информативность сообщений, передаваемых с помощью каналов массовой коммуникации, характеризует не абсолютное количество информации в тексте, не его общую информационную насыщенность, а ту смысловую информацию, которая станет достоянием реципиентов. При этом следует учитывать, что массовая коммуникация не служит необходимой и достаточной причиной изменения престижных оценок органов внутренних дел. Она скорее усиливает и закрепляет уже сложившиеся социальные установки, чем приводит к их значительному изменению престижа.

Для достижения наибольшего влияния средств массовой коммуникации на формирование престижа органов внутренних дел необходима оптимизация массовой коммуникации, которая предполагает не увеличение информационных ресурсов (широты охвата, количества времени и информационной площади, в конечном итоге — количества затраченных денежных средств), а учет выявленных психологических закономерностей. Подобная оптимизация может быть достигнута прежде всего за счет изменения психологической структуры массовой коммуникации, психологического подключения органов внутренних дел к населению посредством совмещения их психологических пространств.

Следовательно, формирование престижа органов внутренних дел достигается путем создания системы массовой коммуникации, эффективной информационной политики. Для этого недостаточно только информирования населения о деятельности органов внутренних дел в документальных телепередачах, телевизионных сериалах и т.п., необходимо создание системы коммуникационных отношений, массовой коммуникации по горизонтали и вертикали административной власти, основанной на дискурсе, обратной связи с общественным мнением, профилактике преступлений. В данных условиях задачи, стоящие перед средствами массовой информации, — поэтизация не «честных воров», а трудного и столь необходимого обществу профессионального труда сотрудников органов внутренних дел, смена виртуальной героизации милиционера на реальный, коррекция многочисленных сериалов, фильмов в направлении социального творчества с позиции принципов идентичности.

Выводы

I. Чем ниже престиж органов внутренних дел, тем больше мотивационных предпосылок к несоблюдению и нарушению законов, совершению правонарушений и преступлений, а следовательно, ниже результативность и эффективность профессиональной деятельности. Существование государства как социального института и его предназначение по централизованному управлению обществом создают объективные возможности для формирования престижа органов внутренних дел. Управляющее воздействие должно включать учет социально-экономических, социальных, информационных факторов, способствующих формированию престижа органов внутренних дел.

II. Детерминантами формирования престижа органов внутренних дел будут выступать условия, когда вознаграждение моральное (внимание средств массовой информации, награждения, привилегии, уважение и т.п.) и материальное (высокий уровень заработной платы, пенсионное обеспечение, доступ к общественным фондам потребления, различные льготы и т.п.) будут соответствовать и даже превышать те затраты сил, которые требуются у сотрудников для добросовестного выполнения служебных обязанностей.

III. Управленческий аспект регулирования формированием престижа органов внутренних дел на макроуровне включает в себя социально-экономические, социальные, информационные технологии.

1. Социально-экономические технологии:

1.1. Обеспечение социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и членов их семей с помощью предусмотренных законодательством льгот и гарантий.

1.2. Создание условий для жизнедеятельности личного состава, в т.ч. рядового, на уровне зафиксированного среднего слоя.

1.3. Совершенствование условий служебно-профессиональной деятельности, обновление технической и технологической оснащенности.

1.4. Осуществление комплекса мер по повышению привлекательности службы в органах внутренних дел с помощью введения дополнительной знаково-символической системы.

1.5. Введение в подразделениях системы комплексного изучения нужд вновь прибывающих сотрудников (в т.ч. и выпускников специализированных учебных заведений системы МВД).

1.6. Создание в подразделениях системы постоянного изучения нужд и запросов сотрудников, а также членов их семей.

1.7. Приведение в действие всех социальных резервов и возможностей для коренного улучшения условий жизнедеятельности всех категорий личного состава с учетом осуществляемых в обществе социально-экономических преобразований.

1.8. Увеличение бюджетных средств на улучшение жилищно-бытовых условий как работающих сотрудников, так уволенных на пенсию, в т.ч. и за счет участия в долевом строительстве.

1.9. Согласование зависимости оплаты труда сотрудников ОВД от его качества, условий жизни, учета проживания в экологически неблагополучных районах страны, состава семьи и удаленности от Москвы.

2. Социальные технологии:

2.1. Совершенствование законодательных основ прохождения службы в органах внутренних дел, направленных на правовую защиту сотрудников при прохождении службы, наделение пакетом властных полномочий, необходимых для эффективного исполнения функциональных обязанностей.

2.2. Гомеостаз, стабильность, организованность, управляемость, окончательное формирование современной профессиональной структуры МВД РФ с учетом возможностей, которыми располагает государство, и потребностей в обеспечении правопорядка в обществе.

2.3. Создание на уровне общества, его институтов особой управленческой структуры, которая, опираясь на данные социологов об иерархии престижа профессий, их динамике, получаемые в ходе социологического обеспечения управления социальными процессами в обществе, будет осуществлять научно обоснованное регулирование процессов формирования престижа правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел в частности.

2.4. Обеспечение защиты чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел в судебных и иных инстанциях.

3. Информационные технологии:

3.1. Формирование единой государственной политики всей системы правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел, в частности, направленной на воспитание правового сознания населения, создание атмосферы нетерпимости к преступности и криминальным элементам.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Технологии:

3.1.1. Разработка на законодательном уровне мер, не противоречащих конституционным принципам, по недопущению злонамеренной деятельности лиц, функционирующих в сфере массовых коммуникаций, имеющих цель опорочить честь сотрудника органов внутренних дел.

3.1.2. Направление руководителями ОВД субъектов округа официальных писем и обращений в адрес главных редакторов СМИ, содержащих требования об опубликовании опровержений на заведомо ложные, порочащие репутацию органов внутренних дел материалы, либо размещение в указанном СМИ комментариев ответственных работников ОВД по спорным вопросам.

3.1.3. Систематическое информирование населения о результатах служебной деятельности, расследовании и раскрытии резонансных преступлений.

3.1.4. Пропаганда через средства массовой информации фактов помощи граждан в раскрытии преступлений.

3.1.5. Иллюстрированные публикации о сотрудниках милиции, успешно выполняющих свой профессиональный долг.

3.1.6. В случае появления критических публикаций в адрес органов внутренних дел — незамедлительный ответ.

3.1.7. Проведение коммуникационной политики «развенчания уголовной романтики», обнародование цифр совершенных преступлений «ворами в законе», показ неприглядных будней отбывания наказания в местах лишения свободы и т.п.

3.1.8. Организация и проведение органами внутренних дел творческих конкурсов для журналистов, освещающих правоохранительную тематику.

3.2. Проведение комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера по разъяснению особой роли и значимости органов внутренних дел в жизни общества.

Технологии:

3.2.1. Создание вербальных ассоциаций — использование афоризмов и слоганов, формирующих привлекательность службы в органах внутренних дел, вызывающих уважение к сотрудникам, связавшим свою профессиональную деятельность с охраной правопорядка (например, используемую в телесериале «Однажды в милиции» фразы «милые лица»).

3.2.2. Архаизация — возвращение к глубинным ценностям, проповедующим добро и взаимопомощь, негативное отношение к преступности.

3.2.3. Позиционирование — формирование новых значений за счет изменения реальных характеристик органов внутренних дел.

3.2.4. Контекстное введение — создание сообщений, ориентированных на поддержку имеющихся у граждан ценностно-нормативных представлений.

3.3. Обеспечение роста популярности органов внутренних дел на основе увеличения доверия к руководству ОВД посредством расширения информационного, коммуникативного поля публичности. Для повышения рейтинга доверия населения руководители органов внутренних дел должны быть и акторами (активными субъектами интеракции), и аттракторами (притягивающими, привлекающими к себе, создающими вокруг себя единомышленников), и коммуникаторами (активными участниками диалога, желающими и умеющими общаться с населением, прессой).

Технологии:

3.3.1. Проведение личных встреч и бесед с руководством редакций электронных и печатных СМИ, в которых наиболее часто размещаются критические материалы, а также непосредственно с журналистами — авторами негативных публикаций, репортажей и сюжетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3.2. Подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов по наиболее острым и важным направлениям деятельности ОВД.

3.3.3. Ответы на критические замечания в СМИ авторитетного должностного лица. Как показывают результаты исследований социальных психологов, чем выше социальный статус, престиж и авторитет суггестора, тем большее влияние он оказывает на суггерендов.

3.3.4. Работа «прямых» телефонных линий — прием звонков от населения начальником УВД и его заместителями. Предварительно проводится большая рекламная кампания по доведению до населения графика приема звонков от граждан.

3.3.5. Организация и проведение встреч населения с начальником УВД, руководителями территориальных ОВД, руководителями местной администрации, на которых осуществляется их отчетность перед гражданами. В период проведения этих встреч использовать возможности наглядной агитации, вручение подарков гражданам, активно сотрудничающим с милицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.