ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ПРЕСТИЖА ПОЛИЦЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Д.В. ЧАЛЫЙ,
соискатель Саратовского юридического института МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право,
информационное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации по формированию общественного мнения и престижа полицейской службы в современной России.
Ключевые слова: общественное мнение, средства массовой информации, пресс-служба, органы внутренних дел, служба в полиции, взаимодействие.
LAW ENFORCEMENT AND MASS MEDIA COOPERATION FOR DEVELOPING POSITIVE PUBLIC OPINION AND PRESTIGE OF POLICE SERVICE IN MODERN RUSSIA
D.V. CHALY,
post-graduate student of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. This article concerns the law enforcement and Mass Media cooperation for developing the public opinion and prestige of police service in modern Russia.
Keywords: public opinion, Mass Media, PR service, law enforcement agencies, service in the Police, cooperation.
Основным международным правовым актом, регламентирующим взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации, является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [1]. В пункте ст. 8 этого Кодекса закреплено, что в ряде стран средства массовой информации могут рассматриваться как учреждения, выполняющие функции по рассмотрению жалоб. Поэтому должностные лица по поддержанию правопорядка могут обоснованно, в качестве крайней меры и в соответствии с законами и обычаями своих собственных стран обратить на эти нарушения внимание общественности через средства массовой информации.
В целях реализации положений международных правовых актов в системе МВД России разра-
ботан ряд ведомственных правовых актов по вопросам организации и совершенствования информационно-правовой деятельности. Приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5 утверждены Основные направления совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007—2017 гг., целью которого является создание качественно новых, более оптимальных правовых механизмов, обеспечивающих эффективное решение органами внутренних дел и внутренними войсками оперативно-служебных и служебно-боевых задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе. В приказе указано, что для достижения этой цели, кроме прочего, необходимо также совершенствование информационно-правовой деятельно-
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
сти. Оно призвано обеспечить своевременное и полное доведение требований правовых актов до сотрудников подразделений, учреждений на основе создания системы правового информирования и правовой пропаганды.
Другой нормативный правовой акт, регулирующий информационно-правовую работу в системе МВД России, — Наставление по организации правовой работы, утвержденное приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6. Этим приказом среди основных направлений правовой работы в системе МВД России определена информационно-правовая деятельность, осуществляемая в двух направлениях: правовой пропаганде и консультировании по правовым вопросам. Правовая пропаганда направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел и осуществляется по направлениям служебной деятельности путем:
♦ издания и распространения печатной продукции;
♦ проведения лекций, семинаров, конференций;
♦ выступлений в СМИ;
♦ создания и оформления кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации;
♦ проведения тематических занятий в системе повышения квалификации и в других формах профессиональной подготовки.
Консультирование проводится по вопросам, связанным со служебной деятельностью, как в устной, так и в письменной формах.
В настоящее время созданы специализированные подразделения, правовой основой деятельности которых является приказ МВД России от 12 октября 2007 г. № 888 «Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей ОВД РФ» [2]. Приказом утверждено Положение об управлении (отделе, отделении) информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъекту Федерации, отделении (группе) информации и общественных связей УВДТ, ОВДРО.
В соответствии с рассматриваемым приказом, взаимодействие со СМИ осуществляется путем организации встреч, пресс-конференций, брифингов, «круглых столов». Основной целью работы подразделений информации и общественных связей исходя из их задач можно считать формирование
общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Чем прочнее в сознании населения укрепится понимание целей деятельности органов внутренних дел, необходимость применения ими конкретных мер, в том числе принуждения, неоспоримость положительности образа сотрудников ОВД, тем эффективнее будет деятельность по профилактике административных правонарушений. По мнению автора статьи, целесообразно включить в систему мер убеждения такую меру, как формирование общественного мнения о деятельности ОВД.
На сегодняшний день МВД России разработаны методические рекомендации по изучению общественного мнения о деятельности органов внутренних дел [3]. В соответствии с этими рекомендациями исходным пунктом исследования является проблемная ситуация. С точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация — это всегда противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей и средств реализации этих потребностей.
Формулировка проблемы исследования влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть процесс, социальное явление, взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Объект — то, на что направлен процесс познания. Как правило, объектом исследования при изучении общественного мнения выступают население района, города, области, региона или всей страны; различные политические, профессиональные, возрастные, этнические, экспертные и другие группы граждан. Кроме того, в качестве объекта исследования могут выступать и документальные источники, средства массовой информации, письма граждан и т.д.
Помимо объекта выделяется предмет исследования. Это значимые с практической или теоретической точки зрения стороны, характеристики объекта. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы. При изучении общественного мнения о деятельности органов внутренних дел предметом могут выступать:
♦ мнение граждан о деятельности полиции;
♦ удовлетворенность общества ее деятельностью;
♦ оценка деятельности органов внутренних дел в целом и отдельных ее направлений;
♦ мнение работников полиции о проблеме правопорядка и правоохранительной деятельности;
№ 4 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
227
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
♦ опыт взаимоотношений полиции и населения;
♦ степень понимания гражданами специфики и проблем полицейской службы;
♦ готовность граждан содействовать охране общественного порядка и поддержанию общественной безопасности;
♦ оценка профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел, манеры их поведения, общения, человеческих качеств и т.п.
В настоящее время наиболее распространенными показателями, отражающими отношение населения к деятельности полиции, являются:
♦ доверие к полиции как к органу государственной власти (социальному институту);
♦ защищенность населения от преступных посягательств;
♦ удовлетворенность результатами взаимодействия (обращения, контакта) граждан с сотрудниками полиции;
♦ одобрение (неодобрение) деятельности полиции как в целом, так и ее отдельных служб и подразделений.
МВД России разработан ряд программ, своим содержанием направленных на формирование общественного мнения о деятельности ОВД. К таким программам, например, относятся «Программа информационно-пропагандистской работы МВД России в сфере профилактики экономических и налоговых преступлений», «Информационно-пропагандистские инициативы МВД России по привлечению общественных объединений правоохранительной направленности, граждан к обеспечению правопорядка», «Программа информационно-пропагандистской деятельности по освещению вопросов социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России», «Программа информационно-пропагандистской деятельности по тематике героизма, профессионализма и компетентности сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России».
Формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел направлено на повышение авторитета полиции в глазах населения и объективно возможно лишь при соблюдении ряда условий, основными из которых являются реальное укрепление правопорядка, внимательное и чуткое отношение к повседневным
нуждам и запросам граждан, эффективность защиты их прав и законных интересов.
В повседневной работе сотрудников ОВД приоритетным направлением их деятельности остается переход во взаимоотношениях с гражданами к новой социальной стратегии, направленной на усиление социального партнерства и сотрудничества. Особую роль здесь играет комплексное использование всех имеющихся сил, средств и возможностей ОВД в решении возложенных на них задач с привлечением широкого круга общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации и населения. Это становится возможным только на основе проведения единой информационной политики ОВД, базирующейся на объективности, оперативности, регулярности, а также открытости информации о деятельности полиции в рамках действующего законодательства.
Подводя итог анализу взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в осуществлении профилактической деятельности, целесообразно сделать вывод о том, что органы внутренних дел используют достаточно широкий спектр мер, по своей правовой природе относящихся к методу убеждения. Кроме всего прочего осуществляется постоянная правовая подготовка сотрудников ОВД.
Вместе с тем использование положительного опыта аналогичной деятельности полиции зарубежных стран позволяет утверждать, что обучение сотрудников ОВД не должно замыкаться только на вопросах служебной деятельности. Значительное внимание следует уделять психологической подготовке, способности вести беседу с гражданами, а преддверием такой подготовки может стать строгий отбор на службу в органы внутренних дел граждан, обладающих общественно полезными личностными установками и гуманитарной подготовкой.
Литература
1. Международная защита прав и свобод человека: сб. док-тов. М., 2001.
2. Правовая система КонсультантПлюс.
3. Методические рекомендации по изучению общественного мнения о деятельности ОВД // Управление общественных связей Административного департамента МВД России. 2008.