Научная статья на тему 'Аксиология образования'

Аксиология образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ / FORMATION / MANDIRECTEDEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидельник В.В.

В статье обосновывается положение о том, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости. Образование есть воспитание души, системы ценностей, это помощь в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, саморазвитием и самоопределением.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the statement that the basic value of formation is achievement by the person of a moral, psychological and social maturity is proved. Formation is soul education, freedom education, it is the help in those Kinds of activity which are connected with interaction of the people one of which help another to change for the better, be improved.

Текст научной работы на тему «Аксиология образования»

Важное значение для развития ребенка имеет принцип индивидуально-личностного подхода, который определяет положение ребенка в образовании, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в образовательно-воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного образования, а её саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности [3. с. 11-17].

Личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей педагогической работы является формирование её идентичности, создание условий для развития её творческого потенциала. Развитие интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и её становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных её возможностям и особенностям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. -М.: Знание, 1992.- 238 с.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 1995.

3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования. Е.В. Бон-даревская // Педагогика. - 1997. - С. 11-17.

4. Гузяева, Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: автореф. дисс. ... канд. псих. наук / Н.В. Гузяева. - Томск, 1999. - 26 с.

5. Молодцова, Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: дисс. докт. пед. наук / Т.Д. Молодцова. - Ростов-на-Дону, 1998. - 446 с.

6. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. / В.С. Мухина -М.: Просвещение, 1990. - 94 с.

7. Петрунеко В.П. Младший школьник / В.П. Петруненко, Л.Н. Таран. - М., 1981.

УДК 37.013.77 ББК 88.40

В.В. Сидельник АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается положение о том, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости. Образование есть воспитание души, системы ценностей, это помощь в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, саморазвитием и самоопределением.

Ключевые слова: ценности, сознание, культура, человекоцентрированное образование,

воспитание, развитие.

EDUCATION AXIOLOGY

Abstract. In article the statement that the basic value of formation is achievement by the person of a moral, psychological and social maturity is proved. Formation is soul education, freedom education, it is the help in those Kinds of activity which are connected with interaction of the people one of which help another to change for the better, be improved.

Key words: values, consciousness, culture, formation, mandirectededucation, formation, development.

Проблема модернизации современного отечественного образования «человекоцентриро-вана» [6] и предполагает необходимость включения аксиологических факторов в его содержание. Социально-философский и психолого-педагогический анализ аксиологических аспектов образования в современный период дает исследователям основание для утверждения о том, что его эффективность и качество определяется системой господствующих ценностных ориентаций, целей и стратегий развития социума. Многие ученые считают, что решение проблемы преодоления кризиса в образовании должно быть направлено в сторону духовно-нравственного саморазвития субъектов образовательного процесса, сочетающего в себе развитие креативных способностей, высшую духовность, нравственное поведение и ценностное отношение к окружающему социуму [7].

Именно в процессе образования личности свойственно состояние «поиска ценностей», «поиска смысла жизни». Ситуацию между ценностной пустотой и высшими ценностями В. Франкл называет «экзистенциальным вакуумом» [8, с. 308]. Спасаясь от «экзистенциального ва-

180

куума», личность предпочитает находиться в «безопасной» середине системы ценностей, соответствующей определенной культуре, в объективированном официальном социокультурном мире общепринятых и социально одобряемых ценностей. Поскольку культурные ценностно-смысловые образования существуют объективно и независимо от каждого отдельного человека, они выступают для него в качестве приглашающей силы, своего рода вызова, а человек для культуры становится «желаемостью и ожидаемостью» [1]. Можно предположить, вслед за М.М. Бахтиным, что для человека основные ценности имеют не столько пассивный характер, сколько характер активной причастности бытию. В связи с этим, чтобы приобщить индивида к ценностям, перед ним следует поставить психологическую задачу - «проникнуться действительной, конкретной архитектоникой ценностного переживания мира в единственном событии бытия» [1, с. 56].

Приобщение к культурным ценностям не может быть пассивным. Индивиду мало их просто принять, их надо утвердить для себя. Поэтому всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте, в процессе становления субъектности. Ее «эмоционально-волевое утверждение обретает свой тон не в контексте культуры, вся культура в целом интегрируется в едином и единственном контексте жизни, которой я причастен» [1, с. 34]. Эмоционально-волевым тоном М.М. Бахтин обозначает именно индивидуальную активность в переживании. Это отнесение к субъекту, как активному, имеет чувственно-свершаемый характер и в то же время представляет собой ответственно осознанное движение сознания.

Поскольку в данное представление о ценностях входят и мир (объект), и личность (субъект), то, согласно В.П. Зинченко, для ценностного слоя сознания могли бы быть пригодными те же образующие, что и для рефлексивного слоя сознания, то есть значение и смысл. Однако понятие «значение» функционально, объективно, оно адекватно в качестве образующей «сферы сознания» как таковой, но недостаточно для характеристики индивидуального сознания. Поэтому психолог В.П. Зинченко вводит понятия «значимость» и «со-значение», которые объединяют в некоторое единое образование культурные значения и индивидуальные смыслы. Таким образом, у человека в течение жизни постепенно формируется и постоянно обновляется «ценностный слой сознания» [3].

В связи с этим возникает вопрос: на каких принципах может базироваться аксиологическая модель современного образования? Какое влияние оказывает существующая система образования как приобщения индивида к жизни и культуре, на формирование и постоянное обновление этого ценностного слоя?

В научной литературе, посвященной психолого-педагогическим проблемам, неоднократно заострялось внимание на том, что желаемый для всех аксиологический аспект в образовании («школа для жизни») «вымывается» за счет преобладания в практике образования сциентистского подхода («жизнь для школы»). Во-первых, это ведет к сильной перегруженности учебных программ, убивающей творческие задатки у учащихся. Во-вторых, провоцирует постоянное увеличение учебных дисциплин вследствие дифференциации научного знания. В-третьих, сциентизм не приводит к налаживанию междисциплинарных связей, а увеличивает разобщенность учебных дисциплин. В результате этого у учащихся не формируется целостное видение мира, нет твердых убеждений, нет прочной привязки к культуре и ценностям. Сциентистский подход в образовании дезинтегрирует учителей и учеников, школу и родителей, разум, чувства и волю в психике учащегося [4].

Современная средняя и высшая школа становится на рельсы культуро-антропоцентрированного (человекоцентрированного) подходов. Это означает, что образование начинает опираться на весь совокупный опыт человечества, бережно относясь ко всем формам культуры: религии, морали, праву, искусству, народному творчеству, а также, разумеется, и к целостному научному знанию о человеке. В связи с общей сменой парадигмы в современном образовании (от знаниевой к развивающей), меняются и представления об идеале (эталонной модели) выпускника школы и специалиста высшего учебного заведения. На смену идеалу образованного человека приходит идеал культурного, творческого, саморазвивающегося человека.

По характеру стержневых ценностей аксиологические модели образования можно условно разделить на две основные группы: ценности сохранения существующего порядка вещей и ценности его преобразования. К первой группе можно отнести те образовательные системы, которые первоочередное значение придают принципу сохранения и передачи культурного наследия. Представители классического подхода начинают размышления об образовании с вопроса: как развивать способности приобретать знания и использовать их. Поэтому образование должно быть направлено на формирование навыков приобретения знаний и их использования.

Альтернативой классического подхода является аксиологическая модель образования, которая предполагает активное взаимодействие с реальностью с целью преобразования мира и себя в нем. В рамках этой аксиологической модели существуют концепции, для которых больший интерес представляет не организованная, а спонтанная составляющая образования. Такова, в частно-

сти, концепция, рассматривающая в качестве основной ценности образования возможность достижения личностью психологической зрелости посредством самопознания, самоопределения и саморазвития. Образование естьсамоактуализация, саморазвитие и воспитание души - вот тезис, который выдвигают сторонники этого направления, и предлагают основывать это воспитание на современной гуманистической психологии. Например, Д. Бьюдженталь называл свою интенсивную психотерапию ускоренным образовательным процессом, направленным на то, чтобы достичь зрелости, задержавшейся на двадцать, тридцать и более лет из-за попыток прожить взрослую жизнь с детским отношением к ней. Нам не нужно ничего делать с собой, чтобы быть тем, чем действительно хотим быть; вместо этого нам следует просто быть по-настоящему самими собой и как можно более широко осознавать свое бытие [2].

Рассматривая психолого-педагогическое образование в аксиологическом измерении, мы полностью солидарны с позицией основоположника гуманистической психологии К. Роджерса [5], который сформулировал ряд установок, необходимых для саморазвития и самоактуализации:

1. Помочь обучающимся соприкасаться с важными проблемами своей жизни, спорными вопросами, которые ему необходимо решить, можно лишь на основе их безоценочно позитивного принятия.

2. Понять, что главное не в том, прошел ли преподаватель положенную часть программы или использовал самые лучшие инновационные технологии, а в том, насколько он был конгруэнтным, живым в отношениях с учащимися.

3. Развивать тенденцию к самоактуализации личности, укреплять в нем чувство успешности на основе эмпатического понимания.

Таким образом, если в качестве основной ценности образования рассматривать достижение моральной, психологической и социальной зрелости личности, то само образование становится пространством духовно-нравственного становления, воспитанием души, воспитанием свободы, помощью в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, самоопределением и саморазвитием. Аксиология образования, как поиск человека и возврат к человеку может в таком случае рассматриваться в качестве основного принципа подлинной философии образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин, М.М. Философская эстетика 1920-х годов / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. - 960 с.

2. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

3. Зинченко, В.П. Ценности в структуре сознания / В.П. Зинченко // Вопросы философии. - 2011. - С. 85-97.

4. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.

5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс - М.: Прогресс, 1994 / Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB, 2004.

6. Скуднова, Т.Д. Человекоцентрированная модель подготовки специалистов психолого-педагогического образования / Т.Д. Скуднова // Вестник ТГПИ имени А.П.Чехова. Гуманитарные науки. 2014. - №2. - С. 168-172.

7. Скуднова, Т.Д. Человековедение./ Т.Д. Скуднова, Е.И. Еговцова. - Таганрог, 2004. - 207 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - С. 130-155.

УДК 37.013.77 ББК 88.40

Н. М. Тарасова

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА М. МОНТЕССОРИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье представлен анализ развивающего метода М. Монтессори. Показана актуальность применения основных идей прогрессивного итальянского педагога в современных условиях организации опережающего образования в России.

Ключевые слова: опережающее образование, развивающий метод, развивающая среда, дидактические материалы.

N. M. Тarasova

THE RELEVANCE OF MONTESSORI METHOD IN MODERN EDUCATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.