Научная статья на тему 'Аксиологическое пространство как педагогическое явление'

Аксиологическое пространство как педагогическое явление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPACE / AXIOLOGICAL PEDAGOGICAL SPACE / VALUE RELATIONS / VALUE / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Л. В.

В статье выявляется соотношение между аксиологическим педагогическим пространством и аксиологическим пространством педагогической деятельности, обосновывается сущность и содержание аксиологического педагогического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL SPACE AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article is devoted to the problem of the relation between axiological pedagogical space and axiological space of pedagogical activity. The specificity and the context of the value pedagogical activity are expressed.

Текст научной работы на тему «Аксиологическое пространство как педагогическое явление»

УДК 378

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

© 2009 Л.В.Вершинина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 22.06.2009

В статье выявляется соотношение между аксиологическим педагогическим пространством и аксиологическим пространством педагогической деятельности, обосновывается сущность и содержание аксиологического педагогического пространства.

Ключевые слова: пространство, аксиологическое педагогическое пространство, ценностное отношение, ценность, педагогическая деятельность.

Современный педагогический вуз функционирует в условиях социально-экономических перемен, влияющих на моральное пространство, в котором живет человек. В настоящее время стало очевидным, что без развития ценностного сознания будущего учителя, деятельность которого направлена на приобщение учащихся к нравственным ценностям, на организацию их деятельности по присвоению и реализации ценностей во взаимодействии с миром и с людьми, не удастся создать такого морального пространства, которое составит основу для становления ценностного сознания учащихся.

Следуя логике восхождения от абстрактного к конкретному, обратимся к понятию «аксиологическое пространство», интерпретация которого с педагогической точки зрения в рамках взаимодействия этического и педагогического знания дает нам основание вести речь об аксиологическом педагогическом пространстве, об аксиологическом пространстве педагогической деятельности.

Мы отдаем себе отчет в том, что понятия «аксиологическое педагогическое пространство» и «аксиологическое пространство педагогической деятельности» различны по своему содержанию. Суть различий заключается в том, что второе включает понятие «деятельность». На первый взгляд, это не существенно, поскольку речь идет об аксиологическом пространстве, создаваемом учителем в условиях педагогической деятельности. Однако это только на первый взгляд.

Подход к деятельности как определенному типу отношений человека к миру и к людям, к педагогической деятельности как определенному типу отношений учителя к социуму, к педагогической реальности и к ее субъектам означает, что она определяется создаваемыми педагогом программами воспитания и обучения детей. Данные про-

° Вершинина Лидия Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков. E-mail: [email protected]

граммы по своей сути являются социокультурными программами. Программы воспитания и обучения реализуются посредством их прочтения как проблем, решение которых требует осуществить отбор способов их решения. Для целепола-гающей и целесообразной деятельности по сути нет никаких преград в выборе способов решения проблем, ибо вслед за целеполаганием следует рефлексивный отбор способов достижения целей, решения проблем.

Аксиологическое пространство педагогической деятельности также создается учителем в целесообразной педагогической деятельности, «единицей» которой является не просто цель, а ценность цели. Ценность цели придает новое «звучание» педагогической деятельности, поскольку начинает фиксироваться уже ценностное отношение учителя и к своей деятельности, и к деятельности ученика. Ценность цели выполняет ценностно-ориентационную функцию. «Функцией ценности цели, - пишет В.П.Бездухов, - является ценностно-ориентационная, которая не только ориентирует, регулирует действия, но и дает конкретное представление о критерии оценки цели, какой является результат, берущийся в отношении к продвижению ученика, достижению им успеха»1.

Отношение учителя к ценности цели есть ценностное отношение, содержание которого смысловое, а форма - психологическая (ценность цели «схватывается» ценностным сознанием).

В аксиологическом пространстве педагогической деятельности осуществляется ведущая роль учителя в совместной с учащимися деятельности на пути их восхождения к ценностям как аксиологической форме культуры. Условием вхождения учащихся в аксиологическое пространство является система педагогических влияний, педа-

1 Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ,

2002. - С. 125.

гогическое руководство деятельностью учащихся, точнее, ценностно-ориентационной деятельностью. Педагогическое руководство деятельностью учащихся есть особенность именно педагогической деятельности.

Аксиологическое педагогическое пространство, в отличие от аксиологического пространства педагогической деятельности, есть пространство «проживания» и учителя, и ученика в педагогической реальности, в которой и происходит «встреча» ученика с ценностями, с ценностными устремлениями учителя, а учителя - с ценностными устремлениями учащихся.

Итак, аксиологическое пространство педагогической деятельности и аксиологическое педагогическое пространство - это различные по своему содержанию пространства. Несмотря на это, в нашей дальнейшей работе мы будем употреблять эти выражения как близкие, хотя и не идентичные. Это объясняется, во-первых, тем, что провести грань между данными пространствами можно только на уровне теории. Саму теоретическую процедуру обоснования аксиологического пространства, выявления различий между аксиологическим педагогические пространством и аксиологическим пространством педагогической деятельности не следует путать с созданием (практическим) того или иного пространства. На практике, например, аксиологическое пространство педагогической деятельности обогащает аксиологическое педагогическое пространство, осмысление содержания которого учителем побуждает его вносить изменения в содержание своей деятельности, корректировать программы воспитания и обучения, оценивать результаты их реализации. Данные пространства многомерны, а потому они дополнительны не дихотомически (учитель/ученик, ценности учителя/ценности ученика и т.п.), а комплементарно. Комплементарны отношения отражения учителем и учеником педагогической реальности подвластным и ценностному сознанию, и его «опережающему отражению». Данные пространства дополнительны, как дополнительны познание и ценностное осмысление педагогической реальности, как «дополнительны ценностные суждения и утилитарные, а затем и разные формы ценностных оценок»2.

Во-вторых, педагогическое пространство, в котором проживают дети, создается в деятельности учителя, достигающего определенных педагогических целей и решающего конкретные задачи.

В-третьих, основную смысловую нагрузку в понятии «аксиологическое педагогическое пространство» несет термин «педагогический», ха-

2 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С.84.

рактеризующий именно педагогическую деятельность, а никакую другую.

Раскрытие сущности аксиологического пространства требует обратиться к этическому знанию.

Проведенный анализ этической и психолого-педагогической литературы и исследований, тематически связанных с нашим, выявил, что понятие «аксиологическое пространство» еще не вошло в полной мере в научный обиход. Если ученые и употребляют данное понятие, то только в контексте своих размышлений о моральных феноменах, нравственных ценностях. Так, В.Н.Сагатовский, обосновывая проблему ценностей, выявляя соотношение между аксиологическими видами деятельности и ценностями, пишет о необходимости реализации принципа взаимодополнительности базовых ценностей, совокупность которых достаточна для осуществления целостного человеческого бытия. Возведение же какой-нибудь ценности в ранг всеобщей или признание ее доминирующей приведут, по мысли ученого, «к искривлению аксиологического про-странства»3.

В.Н.Сагатовский, употребляя понятие «аксиологическое пространство», не дает ему определения. Однако можно полагать, что аксиологическое пространство у В.Н.Сагатовского, состоит из ценностей. Такой вывод мы делаем на том основании, что ученый пишет о взаимодополнительности ценностей и о таком содержании, которое обеспечивает оптимальное выполнение предназначения каждой ценности и развивающуюся гармонию их целокупности. В качестве точки отсчета для обоснования системы ценностей, определяющих аксиологическое пространство, ученый берет результат деятельности.

Результатом педагогической деятельности является созданная учителем система отношений (познавательных, праксеологических, этических, аксиологических и иных отношений), где ценности выполняют ориентирующую функцию при определении цели как предполагаемого результата деятельности. Педагогическая деятельность как целеполагающая деятельность предстает как полагание учителем себя в этом результате, то есть в отношениях и связях с учащимися.

Сущность аксиологического пространства следует определять исходя из смысла термина «ценностный», который в первую очередь означает «относящийся к ценности». Ценность, будучи полюсом ценностного отношения, выступает в функции общего методологического ориентира

3 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. III: Антропология. - СПб.: Петрополис, 1999. - С.133.

для уяснения сущности и содержания аксиологического пространства.

Ценность, «вплетенная в ткань» социальной и педагогической действительности, создает вокруг нее вполне определенный культурный контекст. Ценности, как это установлено наукой, регулируют и направляют деятельность, общение и взаимодействие учителя с учащимися. Аксиологическое пространство создается в процессе духовно-практического освоения мира. При духовном освоении мира происходит смещение угла зрения «на внепознавательное отношение субъекта к объекту, что и должно < ... > в конечном счете привести к осознанию этого отношения как ценностного»4. В наличии таких отношений и следует видеть сущность и содержание аксиологического пространства, аксиологического педагогического пространства и аксиологического пространства педагогической деятельности. Сделаем необходимые пояснения.

Мы раскрываем явление аксиологического педагогического пространства в особом методологическом ракурсе - сквозь призму морали как формы общественного сознания (гносеологический подход при ее изучении), как регулятора поведения (социологический подход), как особого способа духовно-практического освоения мира (этический подход).

Методологическими ориентирами для раскрытия сущности и содержания аксиологического пространства являются положение о том, что пространство морали, как подчеркивает А.А.Гусейнов, есть отношения между людьми5. Раскрытие сущности аксиологического пространства связано с определением основной доминирующей его характеристики.

Педагогический смысл собственно аксиологического пространства, создаваемого учителем, повторим, заключен в термине «педагогический», который свидетельствует и о том, что мы входим в область педагогического исследования, а не остаемся в области этического исследования. Термин «педагогический» в понятии «аксиологическое педагогическое пространство» означает, что мы анализируем и раскрываем содержание данного понятия не только в рамках объекта этической науки, но и в рамках объекта педагогической науки.

Результатом приобщения учащихся к жизни общества, усвоения деятельностного опыта является система отношений, возникающих в образовательной деятельности, которая и является объектом педагогической науки.

4 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С.13.

5 Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гарда-

рика, 1998. - С.20.

При раскрытии сущности аксиологического педагогического пространства мы берем за основу идею об отношениях, которые создаются и реализуются учителем во взаимодействии учителя с учащимися. Это ценностные отношения.

Учитель, включая учащихся в деятельность, руководя их деятельностью, целенаправленно формирует и развивает ценностные отношения. В целенаправленности и целесообразности формирования и развития ценностных отношений учащихся к миру и к людям и заключается сущность аксиологического педагогического пространства. Целенаправленность и целесообразность педагогической деятельности, являющейся продуктом отношений учителя к ученику посредством социального опыта, к которому он приобщает учащихся в процессе образования и воспитания, есть один из педагогических аспектов сущности аксиологического педагогического пространства.

Другой педагогический аспект сущности аксиологического педагогического пространства заключается в том, что и учитель, и учащиеся как субъекты отношений ставят себя в центр взаимодействия, деятельностного отношения. В этом взаимодействии возникает антиномичность позиций учителя и ученика. С одной стороны, учитель, будучи центром взаимодействия, организует восхождение учащихся к культуре, формирует у них систему ценностных отношений к миру, к людям и к себе. С другой стороны, ученик также является центром взаимодействия. Разрешение этой антиномии и составляет содержание процесса формирования и становления учителя и ученика как субъектов культуры.

Разрешению этой антиномии способствует и то, что взаимодействие есть своего рода «встреча» ценностных устремлений учителя и ученика. Пространство взаимодействия, как подчеркивает В.П.Бездухов, «это не точка-центр, в которой встречаются учитель и ученик. Эти взаимодействующие друг с другом открытые миры, встречающиеся устремленности созидают мир учителя и учащихся»6. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю, который благодаря целесообразности и целенаправленности педагогической деятельности формирует и развивает у учащихся систему ценностных отношений в рамках ведущего педагогического отношения «учитель - ученик».

Обоснуем содержание этого пространства. Содержание аксиологического педагогического пространства составляют ценностные отношения. Не входит ли данное положение в противоречие с

6 Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя - Самара: СГПУ, 2002. - С. 356 - 357.

тем, что ведущей характеристикой, раскрывающей сущность аксиологического педагогического пространства, также являются ценностные отношения? На первый взгляд, это действительно так. Этот «первый взгляд» объясняется тем, что при раскрытии сущности и содержания аксиологического педагогического пространства мы взяли за основу идею об отношениях, описываемых этически и формируемых педагогически.

Собственно понятие «аксиологическое педагогическое пространство» состоит из двух терминов, один из которых используется этической наукой для описания ценностных характеристик морали, моральной деятельности, моральной практики и т.д. Данный термин, получивший широкое распространение и в педагогической науке, используется для описания ценностных характеристик педагогического процесса, педагогической деятельности и т.д.

Возможно ли «объединение» в одном понятии терминов, относящихся к различным наукам? Если да, то, на каком основании, и какой из них несет основную смысловую нагрузку в понятии «аксиологическое педагогическое пространство»?

Ответ на эти вопросы позволит уяснить, почему ценностные отношения образуют содержание аксиологического педагогического пространства. «Объединение» терминов «аксиологический» и «педагогический» в одном понятии не дань моде (ценностный подход к анализу педагогических фактов и явлений получил широкое и, отметим, вполне оправданное применение). Такое «объединение» имеет под собой прочную научную основу - взаимодействие этического и педагогического знания.

Отметим, что если понятие «аксиологическое педагогическое пространство» исследуется в рамках этики, то основную смысловую нагрузку в нем несет термин «аксиологический». Если в рамках педагогики, то термин «педагогический». Однако и преуменьшать роль второго по значимости термина не следует.

Исследование понятия «аксиологическое педагогическое пространство» должно осуществляться таким образом, чтобы ценностные отношения вписывались в объект педагогики и в основное педагогическое отношение - «учитель -ученик», где учитель является субъектом, а ученик - объектом педагогического воздействия и педагогического руководства. Естественно, ученик является субъектом собственной деятельности, субъектом отношений.

«Полюсами» ценностного отношения, которое образуется особой формой связи объекта и субъекта, как подчеркивает М.С.Каган, являются цен-

ность и оценка7. Ценностное отношение, рассмотренное со стороны субъекта, по мысли ученого, реализуется двояко - как отнесение к ценности оцениваемого объекта и его осмысление8. Действительно, отнесение субъектом какого-то объекта к ценности связано с оценкой, которая предполагает осмысление этого объекта. Осмысление оцениваемого есть не что иное, как выявление и понимание смысла объекта, наделение его смыслом.

В.П.Бездухов, развивая положение М.С.Ка-гана о том, что в структуру ценностного отношения входят ценность и оценка, обосновывает роль и значение рефлексии в становлении ценностного отношения учителя к ученику. Так, отмечая, что познание учителем ученика связано с оценкой его достижений, а сама оценка осуществляется на основе знания, которым он владеет, ученый приходит к мысли, что результаты оценки становятся основой для определения цели деятельности, вслед за задаванием которой (цель) следует целе-полагание. На этапе целеполагания происходит рефлексивный отбор способов достижения цели. Рефлексия, как личностный процесс, не может осуществляться без выражения ценностного отношения к ученику и к научному знанию9.

Организующим началом ценностных отношений, образующих содержание аксиологического педагогического пространства, являются законы объективного взаимодействия и воздействия объективных условий (в широком смысле) на субъекта. Учитель, включая учащихся в систему создаваемых ценностных отношений, в которых в снятом виде находят свое отражение общественные отношения, учитывает, что последние оказывают влияние на сознание ученика. Данные отношения обуславливают внешнюю детерминацию деятельности и поведения учащихся. При воздействии любых отношений, в том числе и общественных, всегда имеет место следствие. Задача учителя - помочь учащимся «разглядеть», «увидеть» конструктивные следствия воздействия общественных отношений на их сознание, помочь осуществить выбор между конструктивными и деструктивными следствиями, или осуществить «выбор между хорошей и плохой жизнью». Осуществлению такого выбора способствуют ценности, обуславливающие внутреннюю детерминацию деятельности и общения и являющиеся полюсом ценностного отношения.

7 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С.50.

8 Там же. - С.52.

9 Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя - Самара: СГПУ, 2002. - С. 78.

AXIOLOGICAL SPACE AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

© 2009 LV.Vershinina

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to the problem of the relation between axiological pedagogical space and axiological space of pedagogical activity. The specificity and the context of the value pedagogical activity are expressed.

Key words: space, axiological pedagogical space, value relations, value, pedagogical activity.

° Vershinina Lydia Vasilevna, Cand. Sc. in Education, Professor, Head of Foreign languages department E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.