Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леснова Екатерина Олеговна

В статье рассматриваются проблемы формирования у старшеклассников представлений о семейной жизни, основные характеристики реализации аксиологического подхода к их решению, который определяет формирование ценностных ориентаций личности по отношению к семье, семейным отношениям, родственным связям, а также обеспечивает реализацию основополагающих гуманистических принципов образовательной работы с обучающимися

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леснова Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS' IDEAS ABOUT FAMILY LIFE

Тhe article deals with the problems of formation of ideas about family life among high school students, the main characteristics of the implementation of the axiological approach to their solution, which determines the formation of the value orientations of the individual in relation to the family, family relations, family ties, and also ensures the implementation of the fundamental humanistic principles of educational work with students.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

УДК 37.01

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Леснова Е.О.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования у старшеклассников представлений о семейной жизни, основные характеристики реализации аксиологического подхода к их решению, который определяет формирование ценностных ориентаций личности по отношению к семье, семейным отношениям, родственным связям, а также обеспечивает реализацию основополагающих гуманистических принципов образовательной работы с обучающимися.

Ключевые слова: аксиология, аксиологический подход, ценностные ориентации, семейные отношения, старшеклассники.

AXIOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS'

IDEAS ABOUT FAMILY LIFE

Lesnova E.O.

FSBEI of HE «Kostroma State University»

(Kostroma, Russia)

Abstract. The article deals with the problems of formation of ideas about family life among high school students, the main characteristics of the implementation of the axiological approach to their solution, which determines the formation of the value orientations of the individual in relation to the family, family relations, family ties, and also ensures the implementation of the fundamental humanistic principles of educational work with students.

Key words: axiology, axiological approach, value orientations, family relations, high school students.

Социально-политические преобразования в России последних десятилетий вызвали разрушение многих духовных и культурных ценностей, в том числе, и ценностей семейных отношений, в связи с чем наблюдается дискредитация общечеловеческих ценностей: верности, дружеской поддержки, уважения личности окружающих: близких, родственников, знакомых и незнакомых людей, что приводит к возрастанию количества разводов, снижению рождаемости детей в браке, разрушению детско-родительских отношений, к нарушениям привязанности родителей к детям, соблюдения супружеской верности, наблюдается неудовлетворенность супругов семейными отношениями.

Одним из решений в преодолении этих проблем может стать реализация аксиологического подхода в формировании у обучающихся старшего школьного возраста представлений о семейной жизни.

Аксиология (ценность, учение) - теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности [3].

Как отмечает Д.А. Подольский, «ценность» - это значимость чего-либо для жизни человека. Ценностные отношения помогают раскрыть общечеловеческую значимость семейных отношений, основанных на любви, дружбе, заботе о детях [3].

По мнению Н.Ю. Зубенко, важнейшими ценностями семейной жизни, с которыми знакомят старшеклассников, являются ценности супружества, родительства, родства [1].

Ценности супружества заключаются в ценностях брака, равноправных отношений, ответственности каждого за свою семью, семейные отношения.

Ценности родительства включают ценности рождения детей, ответственность за их воспитание, создание условий для их развития в семье.

Ценности родства определяют ценности родственных отношений, как с близкими родственниками, так и с родственниками старшего и младшего поколения, ценности родственной поддержки и помощи.

Также, по мнению Н.Ю. Зубенко, наряду с семейными ценностями, старшеклассников необходимо знакомить и с семейными анти-ценностями, что позволяет формировать национальный взгляд на российскую семью, как на отношения родителей - матери и отца к детям (а не родителя 1 и родителя 2).

По мнению М.С. Кореньковой, аксиологический подход к формированию у старшеклассников представлений о семейной жизни раскрывает следующие группы ценностей [2].

Первой и ведущей ценностью семейной жизни является гуманизм, обеспечивающий благоприятный доброжелательный фон семейных отношений, определяющий гуманистическую сущность семейных отношений: верность, преданность, заботу взрослых о детях, уважение детей к старшему поколению.

Второй основополагающей ценностью семьи является ее единство, родственная сплоченность, следование общим принципам и правилам семейных отношений, поведения, взаимопомощи. Каждый член семьи может быть уверен в получении поддержки в своей семье, надеяться на готовность каждого члена семьи оказать помощь, обеспечить защиту и безопасность.

Третьей ценностью семьи является ее многопоколенность. Ребенок наблюдает в семье не только отношение представителей разных поколений, но и может увидеть этапы развития семьи, ее будущее и прошлое, познакомиться с историей своего рода, традициями своего народа, которые передаются от старшего поколения к младшему.

М.С. Коренькова выделяет три основных компонента системы формирования ценностных представлений у старшеклассников о семье и семейных отношениях:

1) когнитивный, или смысловой, который представлен в осмыслении социального опыта, который старшеклассники приобретают в собственной семье или на основе знаний из художественной литературы, или на основе представлений о семейных отношениях, полученных в процессе наблюдений за жизнью одноклассников, друзей, родственников;

2) эмоциональный компонент, который определяет систему отношений старшеклассников, их оценок объектов и явлений окружающего мира, составляет мотивационную основу, побуждающую или препятствующую межличностным взаимодействиям с окружающими, с близкими, друзьями, подругами, знакомыми;

3) поведенческий компонент является результатом взаимодействия когнитивного и эмоционального компонентов, определяет уровень готовности и сформированности коммуникативных навыков, социальных умений у старшеклассников устанавливать дружеские, романтические отношения, в соответствии с собственными оценками и представлениями о ценностно-смысловой реализации положительных отношений в поступках, действиях, поведении [2].

Таким образом, аксиологический подход к формированию у старшеклассников представлений о семейной жизни обеспечивает становление ценностных отношений к семье,

формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента системы ценностных представлений о семье и семейных отношениях.

Аксиологический подход в формировании у старшеклассников представлений о семейной жизни раскрывает гуманистический идеал семьи и семейной жизни, основанной на высших духовных отношениях любви, верности, заботы, уважительного отношения супругов.

Результатом реализации аксиологического подхода в формировании у старшеклассников представлений о семейной жизни является сложившаяся система представлений о семейных ценностях и традициях российской семьи, отношений к семье как к высшей ценности человека, знание семейных традиций и базовых ценностей семейных отношений, воспитание семейной культуры, формирование представлений о семье, как одной из главных ценностей в жизни человека.

Библиографеский список

1. Зубенко, Н.Ю. Семья и жизненный успех в системе ценностей россиян/ Н.Ю. Зубенко, Г.В. Сабитова. - URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-5/1-zubenko-sabitova.pdf (дата обращения 27.03.2022)

2. Коренькова, М.С. Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в условиях проектной деятельности/ М.С. Коренькова. - URL: http://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/korenkova_m._s._dissertaciya_0.pdf (дата обращения 28.03.2022)

3. Подольский, Д.А. Ценности современных подростков: сравнение различных методов исследования/ Д.А. Подольский. - URL: https://publications.hse.ru/articles/85219612 (дата обращения 25.03.2022)

Леснова Екатерина Олеговна, магистрант кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома, Россия).

e-mail: lesnova141999@mail.ru

Дата поступления статьи: 29.04.2022

© Леснова Е.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.