Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN EDUCATION / PRINCIPLES OF STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алпатов Юрий Михайлович

Автор отмечает, что аксиологический подход есть методологическое основание российского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH - METHODOLOGICAL BASIS OF RUSSIAN EDUCATION

The author notes that the axiological approach is the methodological basis of Russian education

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

АЛПАТОВ Юрий Михайлович,

доктор юридических наук,

заместитель директора Научно-исследовательского института образования и науки, Председатель Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», Почетный адвокат России, действительный член РАЕН, член Союза журналистов г. Москвы e-mail: mail@law-books.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Автор отмечает, что аксиологический подход есть методологическое основание российского образования.

Ключевые слова: российское образование, принципы государственной политики в сфере образования.

ALPATOV Yuri Mikhailovich,

doctor of law,

Deputy Director of the research Institute of education and science, Chairman of the Presidium of the Moscow Guild of lawyers, Honorary lawyer of Russia, member of the Academy of natural Sciences,

member of the Union of journalists of Moscow

AXIOLOGICAL APPROACH - METHODOLOGICAL BASIS OF RUSSIAN EDUCATION

Annotation. The author notes that the axiological approach is the methodological basis of Russian education.

Key words: Russian education, principles of state policy in the field of education.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности

сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций [1].

Огромную роль играет образование в инновационном развитии российской экономики. Здесь ведущая роль принадлежит именно университетам, призванным обеспечивать взаимовыгодный союз науки и практики [2]. Законодательство устанавливает целостную систему принципов государственной политики в сфере образования, которые формируют рамки государственной образовательной политики и показывают ее основные направления. В то же время система вызывает определенную критику со стороны научно-педагогического сообщества. A.A. Кирилловых отмечает отсутствие четкой и определенной гарантии бесплатности образования

как базового принципа, закрепленного в ст. 43 Конституции РФ, и предлагает учитывать требования «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» (05.10.1998—09.10.1998), положения которой провозглашают курс на развитие доступности образования через расширение спектра бесплатных образовательных услуг с учетом обеспечения потребности обновления знаний на протяжении всей жизни человека.

По мнению A.A. Кирилловых, в системе принципов государственной политики в сфере образования следовало бы отразить гарантии реализации принципа бесплатного образования. Перечисленные принципы, определяющие характер и направления государственной политики в сфере образования, конкретизированы в целом ряде статей Федерального закона № 273-ФЗ. Соответствующие конкретные нормы будут проанализированы далее [3].

Вопросы, связанные с правовым статусом образовательной организации, приобретают первостепенное значение в условиях развития законодательства и проводимых реформ. Отметим, что современная постклассическая наука придает большое значение конструктивизму как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

важнейшему методологическому принципу. В соответствии с ним правовая реальность конструируется, а не возникает спонтанно . Это видно на примере того, как действующее законодательство совершенствует правовой статус образовательных организаций, отменяя их виды и устанавливая новые типы, сужая либо расширяя круг их полномочий и (или) компетенций. Гражданский кодекс РФ не дает официального определения понятию «организационно-правовая форма», в отличие, например, от понятия «юридическое лицо».

Единственное нормативное определение рассматриваемого понятия содержится во Введении к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-2012, принятому и введенному в действие приказом Госстандарта от 16.10.2012 г. № 505-ст. Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Понятие юридического лица является дискуссионным в научной литературе. Существует множество теорий, объясняющих феномен юридического лица как субъекта права.

Федеральный закон № 273-Ф3 это допускает, однако не устанавливает особых правил для образовательных организаций, например, реализующих общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических традиций российского казачества. Особенности осуществляемой образовательной деятельности, а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образовательных услуг, могут быть отражены и в названии образовательной организации [4].

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-Ф3 в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Типами образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, являются:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

- дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

- общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

- профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

- образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным

программам высшего образования и научную деятельность.

Типами образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, являются:

- организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

- организация дополнительного профессионального образования -образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Федерального закона № 273-Ф3 в ч. 2 и 3 ст. 23 предоставляет указанным выше организациям как реализующим основные и дополнительные образовательные программы право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Образовательные организации вправе реа-лизовывать следующие дополнительно программы:

- дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

- общеобразовательные организации образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные

программы, программы профессионального обучения;

- профессиональные образовательные организации основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

- образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

- организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

- организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения [5].

Как видно, типология образовательных организаций построена в соответствии с образовательными программами, реализация которых относится к основным целям их деятельности. При этом разрешено реализовывать некоторые образовательные программы, которые не относятся к основным целям деятельности образовательной организации. Типы образовательных организаций и виды образовательных программ, которые они реализуют в качестве основных целей своей деятельности, а также виды образовательных программ, которые им разрешено реализовать дополнительно, определены ст. 23 Федерального закона № 273-Ф3.

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. В условиях образовательной организации такими структурными подразделениями могут быть прежде всего филиалы школы, центры, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, библиотеки, музеи, школьные спортивные клубы, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся.

При этом перечень, указанный в ст. 27 Федерального закона № 273-Ф3, не является исчерпывающим. Когда организация сравнительно невелика, каждый работник может выполнять определенную функцию, а руководитель - осуществлять управление, ставя задачи непосредственно перед работником.

Должность работника в этом смысле является минимальной структурной единицей образовательной организации. При росте же численности организации возникает необходимость объединить работников в определенные группы, с тем чтобы руководство организацией осуществлялось посредством руководства группами работников, ответственность же за организацию деятельности группы передавалась нижестоящему руководителю. Для этого в организации формируются определенные структурные подразделения, выполняющие поставленный круг задач [6; 7].

Вопрос о том, какие именно структурные подразделения будут сформированы, зависит от внутренних потребностей организации. Если в крупной образовательной организации целесообразно выделять такие подразделения, как бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров и т.п., в небольшой организации может даже не быть специфической ставки для работника соответствующего профиля, не говоря уже о выделении структурного подразделения.

Структура организации может отличаться не только по выделяемым подразделениям и их количеству, но и по иерархической сложности, наличию уровней. В рамках одного структурного подразделения могут быть сформированы собственные структурные подразделения, если это необходимо, поскольку управлять целым подразделением без создания внутренней структуры сложно. Например, в составе управлений, центров выделяются отделы. Вряд ли подобное актуально для небольших образовательных организаций, но такая возможность есть у любого юридического лица.

Структурное подразделение — это часть юридического лица, которая официально выделена, имеет положение (иной локальный нормативный акт), фиксирующий его статус, руководителя, определенные цели, задачи, функции, штатную численность. Структурное подразделение может быть обособленным или необособленным. Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, т.е. не может пользоваться правами и выполнять обязанности, не может действовать от собственного имени. Оно является частью юридического лица и функционирует как часть юридического лица и от имени юридического лица, если ему

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

отдельно была дана такая возможность (например, выдана доверенность на имя руководителя).

Структурное подразделение не является юридическим лицом, потому у него нет работников, договоров — все работники структурного подразделения являются работниками юридического лица, договоры заключаются самим юридическим лицом, юридическую ответственность также несет юридическое лицо в целом.

Образовательная организация фактически самостоятельно определяет свою внутреннюю структуру с учетом существующих требований законодательства. При этом определенные особенности предусмотрены для филиалов и представительств (последние, например, в дошкольных и общеобразовательных организациях встречаются крайне редко).

Общие требования к филиалам и представительствам юридического лица изложены в ст. 55 ГК РФ.

Филиал, как и представительство, располагается вне места нахождения юридического лица. В гражданском законодательстве и юридической литературе нет единого подхода к определению понятия «вне места нахождения юридического лица». Можно согласиться с позицией, что нахождение обособленного структурного подразделения в другой административно-территориальной единице (например, в другом муниципальном образовании) рассматривается как наличие филиала образовательной организации. С этим согласуются и положения п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно данной статье место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) [8].

Отличие филиала от представительства состоит в том, что филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства, а представительство только представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Иными словами, в представительствах образовательных организаций запрещено ведение образовательной деятельности (ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273-Ф3), а разрешена работа, например, по обеспечению связи образовательной организации с иными организациями или органами власти. Нарушение запрета на ведение образовательной деятельности представительствами образовательных организаций может повлечь за собой привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Филиалы, как и представительства, не обладают самостоятельной правоспособностью, не являются юридическими лицами. Директор филиала назначается руководителем образовательной организации и действует на основании выданной ему доверенности. Важным отличием филиала и представительства от иных структурных подразделений (например, библиотеки или столовой) является тот факт, что сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в уставе образовательной организации (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ). Поскольку устав образовательной организации, созданной в форме учреждения, изменения и дополнения к нему утверждаются учредителем (органом, выполняющим функции и полномочия учредителя образовательной организации), то фактически можно сделать вывод, что образовательная организация может создать филиал или открыть представительство по согласованию с учредителем, который утверждает внесение соответствующих изменений в устав [9].

Федеральным законом № 273-Ф3 установлены определенные особенности создания и ликвидации филиалов образовательных организаций, которые касаются государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 273-Ф3 принятие органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной общеобразовательной организации допускается в том же порядке, что и решение о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, т.е. на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а при реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, — с учетом мнения жителей данного сельского поселения (ч. 11 - 12 ст. 22).

Федеральным законом № 273-Ф3 установлена еще одна особенность для создания филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Федерации или территории другого муниципального образования (муниципального района или городского округа). Создание таких филиалов осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования,

по месту нахождения создаваемого филиала [10].

Собственное понимание обособленного структурного подразделения существует в налоговом законодательстве. Следует учитывать, что если гражданское законодательство формирует само понятие структурного подразделения, филиала и представительства, то положения Налогового кодекса РФ не носят универсального характера — эти нормы используются исключительно в целях осуществления налогообложения деятельности учреждения, т.е. не применяются вне рамок налоговых правоотношений [11].

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца ( ст. 11 НК РФ).

Поскольку вышеприведенное определение дано в целях осуществления обязанностей по уплате налогов и сборов, его применение не носит универсального характера [12].

Контроль и надзор выступают важной составной частью управленческой деятельности. В конечном счете именно от эффективности контроля и надзора зависит эффективность управления образованием в целом. Государственный контроль (надзор) в сфере образования представляет собой строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением законодательства субъектами образовательной деятельности [13].

Образовательная деятельность не может полноценно осуществляться без соответствующего контроля и надзора, но вопрос о формах, направлениях контроля (надзора), степени его жесткости представляется дискуссионным. В пользу важности контрольно-надзорных мероприятий в сфере образования свидетельствует тот факт, что соответствующие структуры и полномочия возникли на самых ранних этапах становления системы образования. Министерство народного просвещения Российской Империи было создано в 1802 г. вместе с такими важными для государства органами, как Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и т.д. В период его существования полномочия этого органа менялись, но он всегда имел в своем составе под-

разделения и структуры, основной задачей которых было осуществление контрольно-надзорной деятельности [14].

Система государственной регламентации образовательной деятельности коренным образом поменялась после революционных событий 1917 г.

В первый период своего существования советские органы управления образованием решали новые и важные задачи, в том числе в контрольно-надзорной сфере: организация борьбы с неграмотностью, реорганизация школы, проведение в жизнь норм об отделении школы от церкви, о совместном обучении полов, о единой трудовой и национальной школах. Для осуществления контрольно-надзорных функций был создан аппарат инструкторов, который фактически пришел на смену дореволюционному аппарату инспекторов [15].

Штаты инструкторов создавались при городских и губернских отделах образования. Инструкторы наделялись широкими полномочиями: от наблюдения за исполнением законодательства до охраны прав ребенка. В то же время никаких административных полномочий инструктор не имел.

После окончания Гражданской войны и перехода к новой экономической политике вопросы контроля приобрели особое значение. Это было связано и с объективными факторами, которые требовали наведения порядка и укрепления исполнительской дисциплины во всех сферах, включая сферу образования, и с проявившейся тенденцией к бюрократизации государственного и партийного аппаратов. В 1921 г. начинают формировать советскую инспекцию, в соответствии с чем инструкторы были переименованы в инспекторы. При Наркомпросе был создан контрольно-надзорный отдел, который в 1922 г. преобразовали в единый инспекторский аппарат, а в декабре 1923 г. состоялась Первая Всероссийская конференция инспекторов.

Развитие контрольно-надзорного аппарата в образовании требовало решения двух вопросов: институционального и кадрового. Второй представлялся более сложным, он был связан с повышением квалификации уже работавших инспекторов и подготовкой новых кадров.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных ч. 9 ст. 93 Федерального закона №

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

273-Ф3. Это значительно меняет предмет проверок федерального государственного контроля качества образования и приближает его к аккре-дитационной экспертизе.

Исходя из этого определения, результатом проверок будет соответствие или несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС.

Учитывая, что в связи с внесенными изменениями выявляются не нарушения, как прежде, а несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС, то и применять меры, которые ранее применялись, невозможно, именно поэтому и внесено дополнение в ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-Ф3.

При выявлении несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС предписание не выдается, а сразу приостанавливается действие государственной аккредитации и устанавливается срок устранения выявленных несоответствий.

Если несоответствия не будут устранены в установленный срок, то организация лишается государственной аккредитации образовательной деятельности в порядке, который установлен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, федеральный государственный контроль качества образования приближен к государственной аккредитации образовательной деятельности, и путь к лишению организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности стал короче.

Отличается от предыдущего порядка и новый порядок действия органов по контролю и надзору в сфере образования в случае неисполнения предписания, выданного при выявлении нарушений обязательных требований законодательства, т.е. по результатам проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования.

Согласно новой редакции статьи в случае неисполнения предписания орган по контролю и надзору в сфере образования одновременно возбуждает дело об административной ответственности, выдает повторно предписание со сроком исполнения до трех месяцев и запрещает прием в организацию полностью или частично [16].

При принятии судом решения о прекращении производства по делу об административном

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

правонарушении в связи с отсутствуем состава административного правонарушения прием в организацию возобновляется со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения суда.

При принятии судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования в течение 30дней после получения уведомления об исполнении повторно выданного предписания проводит внеплановую проверку содержащейся в уведомлении информации и возобновляет прием в организацию при условии устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный срок. Внеплановая проверка проводится в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-Ф3, по основанию в связи с истечением срока исполнения предписания.

Если же повторное предписание не исполнено, то орган по контролю и надзору приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности до решения суда и обращается в суд за аннулированием данной лицензии.

В части применения мер, установленных в связи с неисполнением повторно выданного предписания органам исполнительной власти субъектов Федерации органам местного самоуправления, то они остались без изменения. Дальнейшие изменения будут связаны с вступлением в силу законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», который разработан в соответствии с поручением Президента РФ и направлен на совершенствование контрольно-надзорных процедур в Российской Федерации.

Любая контрольно-надзорная деятельность может эффективно осуществляться только на основе жесткого правового регулирования. Принцип законности можно рассматривать как один из базовых для контроля и надзора, в том числе и в сфере образования. Неуклонное соблюдение действующего законодательство способно не только обеспечить достижение всех целей контрольно-надзорной деятельности, но и будет способствовать предотвращению возможных злоупотреблений полномочиями. К отношениям, связанным с осуществлением государственного (контроля) надзора в сфере образования, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществле-

нии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [17].

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных законодательством мер.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований [18].

Статьей 93 установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного ст. 97 Федерального закона № 273-Ф3.

В соответствии с ч. 10 ст. 93 Федерального закона № 273-Ф3 Правительство РФ Постановлением от 25.07.2013 г. № 627 утвердило требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие

сведения, составляющие государственную тайну. Особенностью данного акта является то, что он предусматривает проведение проверки деятельности образовательной организации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, на основе законодательства о государственной тайне.

Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Рособрнадзор. Служба находится в ведении Министерства образования и науки РФ. Кроме того, полномочия по контролю и надзору, переданные Российской Федерацией в сфере образования, исполняются уполномоченными органами в субъектах Федерации.

Контрольно-надзорные функции реализуются на основе соответствующих административных регламентов. Согласно действующему законодательству административные регламенты по вопросам осуществления переданных полномочий принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так же в соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закон № 273-Ф3 высшее должностное лицо субъекта Федерации имеет право до принятия административных регламентов Минобрнауки России принять административные регламенты в субъекте Российской Федерации.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Молчанов Б.А., Мамедов С.Н., Задорин М.Ю. Правовая охрана культурного и религиозного наследия коренных народов США // Вестник Владимирского юридического института. -2015. -№ 1 (34). - С. 214 - 219.

[2] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Нетипичная форма государственного устройства: конфедерация России и Беларуси // Государство и право. - 2012. - № 7. - С. 82 - 91.

[3] Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества // В сб.: Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф.- 2018. - С. 183 - 186.

[4] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений Кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Росс. юстиция. - 2018. - № 5. - С. 43 - 45.

[5] Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

судами административных исковых заявлений в современных условиях // Росс. судья. - 2018. -№ 5. - С. 49 - 53.

[6] Шестак В.А. Транспортная безопасность как юридический институт // Транспортное право и безопасность. - 2018. - № 1 (25). - С. 196 - 200.

[7] Кроткова Н.В. Теоретические проблемы формирования транспортного права (Всероссийская научно-практическая конференция) // Государство и право. - 2004. - № 9.- С. 109-118.

[8] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений. - М.: Щит - М, 2006.

[9] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. - 2009. - № 16. - С. 34 - 36.

[10] Шестак В.А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Росс. юстиция. - 2017. - № 10. - С. 24 - 27.

[11] Шестак В.А. Поддержание военными прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей // Росс. следователь. - 2017. - № 16.

- С. 19 - 23.

[12] Печникова А.П. Становление советской государственной системы охраны здоровья граждан // Научные школы Московского университета МВД России: Н.В. Михайлова: Традиции и инновации в постижении истории государства и права. Разд. 2: Научные труды учеников и последователей Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ

- ДАНА, 2009.

[13] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие. -М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.

[14] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире: материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. - М.

- Тамбов, 2009. - С. 146-151.

[15] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти: сб. науч. тр. - М. - Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 581-591.

[16] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения: учеб. пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.

[17] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

и здравоохранения: учебн. пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.

[18] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X - XVI вв. / / Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84 - 89.

Spisok literatury:

[1] Molchanov B.A., Mamedov S.N., Zadorin M.Yu. Pravovaya ohrana kul'turnogo i religioznogo naslediya korennyh narodov SShA // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. -2015. -№ 1 (34). - S. 214 - 219.

[2] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Netipichnaya forma gosudarstvennogo ustrojstva: konfederaciya Rossii i Belarusi // Gosudarstvo i pravo. - 2012. - № 7. - S. 82 - 91.

[3] Shestak V.A. Problemy kachestva ugolovnogo zakona o konfiskacii imushchestva // V sb.: Ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke: materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 2018. - S. 183 - 186.

[4] Shestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Ross. yusticiya. - 2018. - № 5. - S. 43 - 45.

[5] Shestak V.A. O nekotoryh prakticheskih aspektah podgotovki i rassmotreniya sudami administrativnyh iskovyh zayavlenij v sovremennyh usloviyah // Ross. sud'ya. - 2018. -№ 5. - S. 49 - 53.

[6] Shestak V.A. Transportnaya bezopasnost' kak yuridicheskij institut // Transportnoe pravo i bezopasnost'. - 2018. - № 1 (25). - S. 196 - 200.

[7] Krotkova N.V. Teoreticheskie problemy formirovaniya transportnogo prava (Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya) // Gosudarstvo i pravo. - 2004. - № 9.- S. 109-118.

[8] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij. - M.: Shchit - M, 2006.

[9] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya // Istoriya gosudarstva i prava. - 2009. - № 16. - S. 34 - 36.

[10] Shestak V.A. Sovremennye osobennosti privlecheniya k ugolovnoj otvetstvennosti za prestupleniya v sfere predprinimatel'skoj i inoj ekonomicheskoj deyatel'nosti // Ross. yusticiya. -2017. - № 10. - S. 24 - 27.

[11] Shestak V.A. Podderzhanie voennymi prokurorami gosudarstvennogo obvineniya po

ugolovnym delam, rassmatrivaemym

garnizonnymi voennymi sudami s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Ross. sledovatel'. -2017. - № 16. - S. 19 - 23.

[12] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj gosudarstvennoj sistemy ohrany zdorov'ya grazhdan // Nauchnye shkoly Moskovskogo universiteta MVD Rossii: N.V. Mihajlova: Tradicii i innovacii v postizhenii istorii gosudarstva i prava. Razd. 2: Nauchnye trudy uchenikov i posledovatelej N.V. Mihajlovoj. - M.: YuNITI -DANA, 2009.

[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb.-metod. posobie. - M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.

[14] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Modernizaciya obrazovaniya v

sovremennom mire: materialy 2-j Vseross. nauch.-prakt. konf. - M. - Tambov, 2009. - S. 146-151.

[15] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti: sb. nauch. tr. - M. - Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 581-591.

[16] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdravoohraneniya: ucheb. posobie. - M.: MGUU PM, 2006. - 107 s.

[17] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdravoohraneniya: uchebn. posobie. - M.: MGUU PM, 2006. - 107 s.

[18] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Predposylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo - 2007. - № 5. -S. 84 - 89.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.