Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ростова Антонина Тимофеевна, Килясханов Магомед Хизриевич, Тищенко Александр Викторович, Бакланов Игорь Спартакович

В статье представлено философское обоснование системной динамики воспроизводства социальности, выявлены аксиологические установки и закономерности формирования символического пространства функционирования общества. Авторы отмечают, что в целевых установках развития, человек вынужден ориентироваться на различные, часто - разнонаправленные ценности, идеалы, нормы. Признание и следование системе социальных норм, обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия, ориентацию на справедливое ролевое и статусное расположение индивидов и групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ростова Антонина Тимофеевна, Килясханов Магомед Хизриевич, Тищенко Александр Викторович, Бакланов Игорь Спартакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL INSTALLATION AND REGULARITIES OF FORMATION OF SYMBOLIC SPACE FOR THE FUNCTIONING OF SOCIETY

The philosophical substantiation of system dynamics of reproduction of sociality is presented, axiological installations and regularities of formation of symbolic space of functioning of society are revealed.The authors note that purposeful development, people have to rely on various, often-different values, ideals, standards. Recognition of and adherence to the system of social norms, ensures public order interaction, orientation to a fair role and status location of individuals and groups.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 001

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

••••••

AXIOLOGICAL INSTALLATION AND REGULARITIES OF FORMATION OF SYMBOLIC SPACE FOR THE FUNCTIONING OF SOCIETY

Ростова Антонина Тимофеевна

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики, электротехники и электроэнергетики, Северо-Кавказский филиал Пятигорский институт сервиса, туризма и дизайна rostova_1177@mail.ru

Antonina T. Rostova

Candidate of physical and mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of physics, electrical engineering and power engineering, North Caucasus branch Pyatigorsk Institute of service, tourism and design rostova_ 1177@mail.ru

Килясханов Магомед Хизриевич

кандидат философских наук, доцент, представитель МВД России в Республике Таджикистан milena.555@mail.ru

Magomed H. Kilyashanov

candidate of philosophical Sciences, Associate Professor, Representative of the MIA of Russia in the Republic of Tajikistanmilena. milena.555@mail.ru

Тищенко Александр Викторович

соискатель кафедры философии и социологии, Адыгейский государственный университет milena.555@mail.ru

Бакланов Игорь Спартакович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, Северо-Кавказский федеральный университет milena.555@mail.ru

Alexander V. Tishchenko

Candidate of the Department of philosophy and sociology, Adygei STATE University milena.555@mail.ru

Igor S. Baklanov

Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophy, North Caucasus Federal University milena.555@mail.ru

Аннотация.

Ключевые

слова:

Annotation.

В статье представлено философское обоснование системной динамики воспроизводства социальности, выявлены аксиологические установки и закономерности формирования символического пространства функционирования общества. Авторы отмечают, что в целевых установках развития, человек вынужден ориентироваться на различные, часто - разнонаправленные ценности, идеалы, нормы. Признание и следование системе социальных норм, обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия, ориентацию на справедливое ролевое и статусное расположение индивидов и групп.

социальность, взаимодействие, пространство.

ТИе philosophical substantiation of system dynamics of reproduction of sociality is presented, axiological installations and regularities of formation of symbolic space of functioning of society are revealed.The authors note that purposeful development,

people have to rely on various, often-different values, ideals, standards. Recognition of and adherence to the system of social norms, ensures public order interaction, orientation to a fair role and status location of individuals and groups. Keywords: sociality, interaction, space.

Истоки научного исследования социальности относятся к общим процессам трансформации имеющегося знания и разработки на этой основе новых представлений о взаимной обусловленности жизнилюдей, прежде всего, в совместной и индивидуальной деятельности. В философском исследовании системной динамики воспроизводства социальности, типичными являются следующие задачи:

- поиск и выявление социальных диспропорций в динамике производительной активности и потребительского потенциала общества;

- отбор элементов актуальной концепции познания и взаимодействия, в том числе, в сопоставлении меры духовных благ и социальных услуг, в структуре потребления населения;

- обоснование выбора индикаторов социального благополучия компенсирующих, либо устраняющих диспропорции социального воспроизводства.

Динамика современного социально-философского знания предполагает обязательный учёт тенденций развития и воспроизводства социальности, характерных для нашего времени. Это, прежде всего:

- исторически обусловленная закономерность возрастания интереса к человеку, как главному предмету философии, инициатору науки и потребителю результатов научных исследований;

- расширение информационного компонента в динамике обоснования правильности выбранного пути развития, в динамике поиска и предложения перспективных стратегических ориентироввоспроизводства социальности;

- многоуровневая интенсификация глобальных проблем человечества, понимаемая как расширение их масштабов и возрастание обусловленных глобализацией затрат;

- научное обоснование экологических проблем, корреляция человечества как единого целого во взаимодействии с природой, ориентации на преодоление разногласий и созидательное развитие цивилизации;

- формализация элементов научного анализа в составе системы воспроизводства социальности;

- обоснование тотальности социального, как структурируемого и организуемого пространства социального познания и эксперимента.

Структурирование социальности ориентировано в следующей динамике:

- исследование феномена социальности;

- анализ особенностей структуры воспроизводства социальности;

- социальное взаимодействие в установках воспроизводства социальности;

- современные источники воспроизводства социальных структур.

В концепции системной динамики воспроизводства социальности вариативность исторического выбора определяется, исходя из условий существования и развития социума, культурных традиций и ценностных ориентаций [1]. Идеи и практика социального контроля уверенно разрабатывались на самых ранних этапах обществознания. В трудах и в дошедших до нашего времени идеях мыслителей древности аргументация социального контроля реализована как многоуровневый и разнонаправленный процесс [2].

Социальный контроль предполагает наличие санкций, воспринимаемых большинством населения, как справедливые и применимые в преднамеренно согласованных условиях. В той или иной степени, на это указывают Конфуций (нормирование и контроль в этике социального поведения), Сократ (возрастающее значение этики и политики в развитии общества), Платон (общество и государство, как объективная потребность развития человечества),Аристотель (ориентация на приоритеты государства).

Традиционный для различных видов и форм обществознанияперечень основных функций познания, при обращении к исследованию символического пространства общественного взаимодействия людей, приобретает некоторые дополнительные,предметно обусловленные характеристики. В том числе:

- избирательность мировоззренческой функции социального познания;

- доступность - для теоретической функциипознания;

- критерии и границы достоверности - для методологической функции;

- управляемость, в составе макро комплекса требований, предъявляемых к воспитательной функции;

- аргументированность и надёжность прогностической функции.

В научных трактовках социального государства управление народнохозяйственным комплексом не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия для видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения. Соотношение рыночных и государственных регуляторов сбыта продукции, удачно формулируется на основе идеи комплексного развития региона. Здесь оказываются востребованными такие источники, как эффект масштаба, вертикальная интеграция и технологическое лидерство. Ценностные предпосылки и приоритеты философского исследования, определяют не только выбор объекта познания, но и позволяют реализовать наиболее успешные формы и методы исследования, повышающие аргументациюполученных результатов.

Изначально, основные положения философии ценности (аксиологии) сформулированы в трактовках неокантианства (В. Виндельбанд), где подчёркивалось, что теория ценности возникает «как новый вид философской основной науки». Для современного исследования воспроизводства социальных отношений, исключительно акцент на всеобщее обязательное признание ценностных характеристик развития общества. Это служит и самостоятельным оригинальным подтверждением гипотезы настоящего исследования о том, что воспроизводство социальных отношений - постоянный, непрекращающийся процесс разрешения противоречий совместной деятельности людей [3]. А также, добавим - оценки и переоценки хода и результатов этой деятельности. Соответствующее нормативное долженствование ценности приобретает основаниеорганизационной формы в разви-тиии нормировании процессов социального воспроизводства.

Одной из проблем формирования нового аксиологического пространства в установках социального воспроизводства, стало то, что символ ценности подменяет саму ценность. Обращение к проблемам культуры, экономики, политики, ко всему спектру проблем современного общества, демонстрирует расхождение, а часто - и противопоставление слова и дела, намерений и практики в реализации ценностных смыслов общественного бытия.

В целевых установках развития, человек вынужден ориентироваться на различные, часто - разнонаправленные ценности, идеалы, нормы. Признание и следование системе социальных норм, обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия, ориентацию на справедливое ролевое и статусное расположение индивидов и групп. Иерархия нормв развитии процессов социального воспроизводстваскладывается на основе законов, традиций, привычных правил и т.п. Чаще всего здесь представлены следующие основные элементы:

1) ожидаемые результаты от реализации нормы;

2) познание и практика регулирования характера предписывания, разрешения-запрещения (в исследуемом аспекте - по отношению к ценностным установкам социального воспроизводства);

3) условия и обстоятельства, минимальный набор которых обеспечиваетреализацию заданных функций;

4) выделение и описание субъекта, группы, коллектива, общности,которым адресован «запрос» в пределах символического пространства общественного взаимодействия людей.

Таким образом, социально-экономические условия нашего времени вызывают критику со стороны большинства граждан современного общества, прежде всего - в отношении справедливости распределения и перераспределенияматериальных благ, финансовых ресурсов. Современный человек видит в ценности жизни не только возможность обеспечения собственного выживания за счёт собственных усилий. Возрастающее значение имеет апелляция к ожиданию предоставления жизненных благ за счёт государства, комплекса единого хозяйства, равных для всех требований законодательства.

Литература:

1. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. - Ставрополь : СГУ 1995. - С. 9.

2. Анисимова С.Ф., Василенко В.А., Дробницкого О.Г., Каган, М.С. и др. / Труды.

3. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. - М., 1910. - С. 149.

Literature:

1. Medvedev N.P. Revaluation of values as a social phenomenon. - Stavropol : SSU 1995. - P. 9.

2. Anisimov S.F., Vasilenko V.A., Travnickova O.G., Kagan M.S., etc. / Works.

3. Windelband V. Philosophy in German spiritual life of the XIX century. - M., 1910. - P. 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.