Научная статья на тему 'Основы образования в динамике субъективных интересов'

Основы образования в динамике субъективных интересов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гришай Владимир Николаевич, Ростова Антонина Тимофеевна, Кузьмина Марина Анатольевна

Философская мотивация интересов личности призвана формировать новую парадигму индивидуального сознания, познания и деятельности. Очевидно и то, что обратный цикл предполагает встречное опосредование познавательной активности субъекта феноменальностью новых ценностных ориентаций социума. В современных условиях обоснование необходимости исследования философских аспектов субъективного сознания может восприниматься как комплексный запрос обществознания. В соответствии с принципом формирования самоорганизующихся социальных образований можно выделить концептуальные основания, отражающие социальные процессы становления и формирования обязательных человеческих качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы образования в динамике субъективных интересов»

УДК 001

Гришай Владимир Николаевич

доктор социологических наук, профессор тел. 8-915-266-89-17

Ростова Антонина Тимофеевна

кандидат физико-математических наук, доцент, докторант, заместитель директора по учебной работе филиала Ростовского государственного экономического университета в г. Георгиевске [email protected]

Кузьмина Марина Анатольевна

соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права г. Ессентуки [email protected]

Основы образования

В ДИНАМИКЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Vladimir N. Grishai

doctor of sociological Sciences, full professor, ph. 8-915-266-89-17

Antonina T. Rostova

candidate of physical and mathematical Sciences, docent, doctoral candidate, deputy Director on educational work Rostov State Economic University, branch in Georgievsk [email protected]

Marina A. Kuz’mina

applicant at the Department of all-humanitarian and natural-science disciplines, Essentuki

Institute of Management, Business and Right [email protected]

Education bases

IN DYNAMICS OF

subjective interests

Аннотация. Философская мотивация интересов личности призвана формировать новую парадигму индивидуального сознания, познания и деятельности. Очевидно и то, что обратный цикл предполагает встречное опосредование познавательной активности субъекта феноменальностью новых ценностных ориентаций социума. В современных условиях обоснование необходимости исследования философских аспектов субъективного сознания может восприниматься как комплексный запрос обществознания. В соответствии с принципом формирования самоорганизующихся социальных образований можно выделить концептуальные основания, отражающие социальные процессы становления и формирования обязательных человеческих качеств.

Ключевые слова: социум, индивидуальное сознание, образование, познание.

Annotation. The philosophical motivation of interests of the personality is urged to form a new paradigm of individual consciousness, knowledge and activity. It is obviously that the reverse cycle assumes a counter mediation of cognitive activity of the subject by the phe-nomenality of new valuable orientations of society. In modern conditions justification of need of research of philosophical aspects of subjective consciousness can be perceived as complex inquiry of social science. According to the principle of formation of the selforganizing social educations it is possible to allocate the conceptual bases reflecting social processes of formation and formation of obligatory human qualities.

Keywords: society, individual consciousness, education, knowledge.

Субъективные интересы составляют специфическую основу оценки и переоценки субъектно-объектных диспозиций социальной коммуникации. Существенным инструментом реализации практических интересов людей является способность к обоснованию и удержанию философской картины мира, как на индивидуальном уровне, так и на уровнях групповой коммуникации. В практике познания ускоренное обновление ситуации в основных сферах жизни современного социума задаёт особые параметры для каждого нового этапа развития нацио-

нальной системы образования в целом. Наряду с этим, на уровень актуальной современной задачи выдвигается необходимость переосмысления ценностных принципов индивидуального образования в области философского познания.

В основе содержания субъективных интересов традиционно принято различать широкий набор свойств и качеств личности. Категоризация субъекта по совокупности его свойств и характеристик детерминирована целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов. Тем не менее, в комму-

50

никативном пространстве социальной реальности фиксируется творческий статус субъекта. А также сопровождающие его изменения в модуле интересов конкретной личности для социально-коммуникативной сферы. Взаимодействие по признакам субъективности является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации личности. Дополнительный эффект создают взаимные влияния, основанные на взаимопонимании, межличностном отражении, предпочтениях оценки и самооценки. Как определял в своё время Н.О. Лосский: «Мы познаём только бесконечно малую часть объекта, а именно только те его стороны, которые представляют для нас интерес и которые мы распознаём на фоне действительно существующего и сохранившегося в памяти содержания бытия. Так как человеческие силы ограничены, то мы не можем сразу совершить бесконечное число актов распознавания» [1].

Философское мировоззрение становится важным условием становления и развития активной самоорганизующейся среды для взаимосогласованных действий и соотнесения полученных результатов с другими событийными фактами. Социальные реформы прошедших десятилетий оказывают существенное влияние на все уровни в системе обязательного общепринятого образования. В результате коренного слома прежних традиций система отечественного образования превратилась из чётко структурированного института, формирующего граждан страны, в коммерчески выраженную услугу. Приоритеты политики обучения на платной основе ведут к снижению уровня качества подготовки и неконтролируемому стихийному перепроизводству выпускаемых специалистов.

Ведущие приоритеты научного прогнозирования для сферы образования прямо отражают степень востребованности выпускника на рынке труда. Особую нишу занимают позиции массового сознания в модуле возрождения сети учреждений среднего специального и профессионального образования. В пределах видимой социальной и экономической перспективы государства это позволит развивать общую и профессионально выраженную грамотность российского социума в целом. Такие меры могут положительно сказаться на повышении уровня подготовки высококвалифицированных кадров в России, что является определяющим условием последовательной модернизации при формировании перспективной экономики, основанной на знаниях. Повышается общая профессиональная культура и культура философского миропонимания в сознании конкретного человека.

Особенности современной философской рефлексии связаны с обращением к новым установкам сознания и оценки в стратегиях развития личности. В связи с этим определенные возможности философского миропонимания открываются через обращение к творчеству в системе интересов действующего субъекта. По мнению Н.А. Бердяева, «... творчество есть благодатная энергия, делающая свободную волю свободной от страха, от закона, от рефлексии и раздвоения» [2].

В центре внимания научной теории самопознания актуализируется проблемное сопоставление позиций оценки и переоценки в ситуациях деятельности в аспекте актуализации происходящего в конкретном месте события, процесса или их совокупности. Вхождение в каждое новое социальное пространство предполагает сохранение памяти о жизненной среде, где рождается и взрослеет человек. Социализация в образовательной коммуникации предполагает как экзистенциальный опыт, так и процессы эмоционального контакта. Понимание особенностей формирования субъективности позволяет следовать философски обозначенным стратегиям образования, нацеленным на включение индивида в социум.

В связи с объективностью проблемного поля интересов действующего субъекта выводится вектор затруднения индивидуального развития по различным основаниям социальной изоляции. Философская аргументация субъективного сознания позволяет предусмотреть и влиять на ситуации, когда складывающиеся благоприятные условия для общения затруднены мотивацией по поводу нарастающих кризисов социального взаимодействия.

Без овладения основами философского мировоззрения затруднены логические операции причинности, следствия и сравнения. Развитие способности к получению знаний в области философии тесно связано с современными лингвистическими исследованиями, с работами в психологии, конфликтологии, культурологии, исследованиями историков. Так, миропонимание в системе феноменальности субъективных интересов предполагает познание частной природы институтов коммуникации, ориентированных в системе связей между деятельностью, языком и мышлением. Такой подход позволяет рассматривать динамику субъективных интересов в трактовках видового разнообразия, многовариантности и функциональности их бытийной и научной феноменальности. В указанном многообразии предполагаем и актуализацию проблемы качества образования в целом, как ментально ориентированной характеристики, соответствующей требованиям времени.

Приведём актуальный для данного раздела тезис К. Поппера: «Инструменталистское понимание науки требует проводить различие между: 1) универсумом сущностей; 2) универсумом наблюдаемых феноменов; 3) универсумом языка. В данном случае первый науку не интересует, она занимается вторым с помощью третьего. Причем наука выполняет не только инструментальную, но и дескриптивную функции» [3].

В данном случае мы ведём речь о специфике и усложнении социальной депривации, расширительно понимаемой для пространства всех возможных условий социализации личности. Соответственно, в проблеме философского самосознания актуализируются следующие ключевые феномены: субъективность миропонимания, переоценка в динамике эмоциональных переживаний, факторы социальной мобильности. Существенное внимание

51

при философской аргументации установок развития и деятельности направлено на сопоставление в субъективном опыте сферы практики и воображаемого пространства. Здесь абстрактные философские смыслы конкретизируются. На этой основе новые установки сознания позволяют наиболее достоверно совместить представления о развитии человека, общества и природы.

Таким образом, философски ориентированное сознание при обращении к феномену развития социальной динамики сталкивается с проблемой осуществления философских установок в индивидуальном опыте. При решении данной проблематики рассматриваются возможные стратегии образования, социальной диагностики и реабилитации. Делается предположение, что представленные выше ситуации следует рассматривать как осуществление предельного состояния, возникающего в стремлении освободиться от неопределенности и проявляющего себя через сохранение коммуникационного стремления в имплицитной форме. Именно с учетом субъективной компоненты феномена философского восприятия определяются и развиваются стратегии самосознания. В сущностных предпосылках здесь отражены элементы и этапы комплексного подхода. Философское миропонимание объективирует ценность устойчивости и стабильности в индивидуальном опыте. Метафоры и символы способствуют выработке программ адаптации человека к существованию в ситуации неопределенности. Это повышает значимость толерантных аспектов коммуникации в стратегиях социализации и образования. В рассматриваемом аспекте актуализируется пространство личных стратегий понимания и принятия других людей в многообразии и непредсказуемости жизненных впечатлений.

Коммуникация, по условиям философского миропонимания, является современной формой интеграционного процесса государств и их граждан в ценностном обосновании глобального пространства культуры и образования. Так, Рихард Авенариус высказывал актуальную и в наше время идею о том, что построение теоретических систем имеет мотивом «экономию сил» [4].

В современном обществе возрастающее значение имеет проблема распространения знаний и информации. Определённая сложность заключается в том, что распространение информации не тождественно распространению и усвоению знания. Современное глобальное общество, узнаваемо оформленное связями коммуникативных взаимодействий, предоставляет новые возможности обучения и трансляции знаний и опыта. Здесь, в частности, отмечаются новые тенденции развития образования, опосредованные объективными проекциями развития общества и технологий. Мобилизуются возможности методологий дистанционного и факультативного образования. Близкую к этому мысль высказывал венский неопозитивист Мориц Шлик: «Философия занимается выявлением смысла научных знаний, т.е. пытается ответить на вопрос о том, что же мы собственно подразумеваем под нашими суждениями» [5].

Прямые и косвенные философски выраженные источники проблемы структурирования социальной динамики свидетельствуют о том, что рефлексия сознания представляет собой потенциальную возможность выявления и предотвращения разнонаправленных ошибок. Наличие тех причинно-следственных связей, от которых зависит ожидаемая результативность от реализации интересов действующего субъекта, позволяет аргументировать значимость философии человеческого поведения, мотивации, исходных мировоззренческих установок и последствий их воплощения.

Польский ученый Л. Флек обращал внимание на то, что «содержание научных воззрений обусловлено средой, в которой они развиваются» [6]. В перспективах исследований по теме можно приобщить к указанному пространству систему ценностей, которыми руководствуется человек, социальные группы и институты по их родовой принадлежности. Соответствующая система ценностей складывается под влиянием потребностей познания, практики, опыта и оформляется в обычаи, традиции, мифологию, религию и в нормы права.

При выдвижении цели и путей её достижения обращение к философии способствует постановке и формулированию вопросов, полнота и последовательность ответов на которые позволяют воспринимать степень осознания, глубину осмысления фундаментальных положений материальной и духовной реальности. Здесь философские акценты индивидуального сознания проявляются как жизненно необходимые для ответственного принятия решений. Философия призвана способствовать формированию таких знаний и навыков, которые раскрывают для человека окружающую действительность в совокупности реальных условий, позволяющих аргументировать выдвижение продуктивных и эффективных для реализации целей.

В современных условиях обоснование необходимости исследования философских аспектов субъективного сознания может восприниматься как комплексный запрос обществознания. В соответствии с принципом формирования самоорганизующихся социальных образований можно выделить концептуальные основания, отражающие социальные процессы становления и формирования обязательных человеческих качеств. Прежде всего, таких, как мышление, оценка и осмысленная деятельность. Здесь могут быть сопоставлены и дополнены принципы онтологической сущности образования; гносеологической состоятельности науки и образования; аксиологической мотивации мыслительных алгоритмов. Как специфическое основание познания, современная философия сохраняет свой статус законодателя для новых ориентиров самосознания и самооценки, ценностных идеалов и новых направлений педагогической мысли. Состояние образования и сфер жизнедеятельности общества обеспечивают качественные изменения и предопределяют его будущее устройство. Следовательно, потенциал философского отношения к миру служит основанием для моделирова-

52

ния процессов прогнозирования развития общества с учётом понимания личности, её интересов и ценностей. Реализуемые прямо или опосредованно, функции философии отражают возможность науки моделировать изменения субъективных интересов в сторону социальной эффективности.

В качестве вывода отметим, что выявление и Литература:

1. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М., Советский писатель, 1991. С. 291.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., Республика. 1993. С. 135.

3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., Прогресс. 1983. С. 299.

4. Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил. Prolegomena к критике чистого опыта. М., КомКнига. 2007. С. 9.

5. Шлик М. Философия и естествознание. Философия и естествознание. Журнал «Erkentnis» («Познание»): Избранное. М., 2010. С. 467.

6. Флек Л. Наука и среда. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию научного стиля и мыслительного коллектива. М., 1999. С. 167.

систематизация факторов философского обоснования динамики развития субъективных интересов имеют явные перспективы для целостной теории развития общества. Здесь взаимосвязаны ценности свободы и социальной безопасности, а также определяются перспективы ценностной картины мира и системы образования, нацеленной на формирование личностных качеств человека нового общества.

Literature:

1. Losskii N.O. History of the Russian philosophy. ^ans. from English. M., Soviet writer, 1991. P. 291.

2. Berdyaev N.A. On the meaning of human being. M., Republic. 1993. P. 135.

3. Popper K. Logic and growth of scientific knowledge. M., Progress. 1983. P. 299.

4. Avenarius R. Philosophy as thinking about the world in compliance with the principle of the smallest measure of forces. Prolegomena to criticism of pure experience. M., Komkniga. 2007. P. 9.

5. Shlik M. Philosophy and natural sciences. «Er-kentnis» Journal («Poznanie»): Favorites. M., 2010. P. 467.

6. Flek L. Science and environment. Origin and development of the scientific fact: Introduction to the theory of scientific style and cogitative collective. M., 1999. P. 167.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.