Научная статья на тему 'Аксиологические проблемы образования в современной науке'

Аксиологические проблемы образования в современной науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологические проблемы / образование / ценности / гуманизм / axiological problems / education / values / humanism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серегина Екатерина Сергеевна

Введение. Современное российское общество столкнулось с серьезными вызовами и угрозами, требующими переосмысления ценностных приоритетов на основании традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данная ситуация актуализирует необходимость анализа аксиологических проблем образования, решение которых могло бы оказать существенное влияние на сохранение духовной безопасности России, ведь именно образование оказывает ключевое воздействие на процесс становления и развития личности. Теоретический анализ. Современная образовательная деятельность сталкивается с рядом проблем, имеющих под собой аксиологические основания: отсутствие единой и четкой системы ценностей в сфере образования, недостаточное внимание к моральным и этическим аспектам воспитания, гуманизация образования. Заключение. Решение указанных проблем можно найти в развитии аксиологической теории, способствующей формированию и поддержанию устойчивости мировоззренческой системы. Фундаментальными принципами данной системы, во-первых, выступает признание ценности человека как личности, во-вторых – воспитанность, которая базируется на идее приоритетности общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Необходимо концептуальное переосмысление системы образования с учетом главенства традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological problems of education in modern science

Introduction. Modern Russian society is faced with serious challenges and threats that require the rethinking of values based on traditional Russian spiritual and moral values. This situation actualizes the need to analyze the axiological problems of education, the solution of which could have a significant impact on the preservation of Russia's spiritual security, because education has a key impact on the process of formation and development of personality. Theoretical analysis. Modern educational activity is faced with a number of problems that have axiological grounds: the lack of a unified and clear system of values in the field of education, insufficient attention to the moral and ethical aspects of education, the problem of humanization of education. Conclusion. The solution to these problems can be found in the development of an axiological theory, which contributes to the formation of a worldview based on the recognition of the value of a person as a personality, as well as education based on the principles of priority of universal values, human life and health, and free personal development. It is necessary to conceptually rethink the education system, taking into account the priority of traditional spiritual and moral values inherent in the Russian culture of society.

Текст научной работы на тему «Аксиологические проблемы образования в современной науке»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 172-175 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 172-175

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-172-175

EDN: GALAJT

Научная статья

УДК [37.014+316.752](470+571)

Аксиологические проблемы образования в современной науке

Е. С. Серегина

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Россия, 123242, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Серегина Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, katushellaa@mail.ru, https://orcid. org/0009-0004-1747-8286

Аннотация. Введение. Современное российское общество столкнулось с серьезными вызовами и угрозами, требующими переосмысления ценностных приоритетов на основании традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данная ситуация актуализирует необходимость анализа аксиологических проблем образования, решение которых могло бы оказать существенное влияние на сохранение духовной безопасности России, ведь именно образование оказывает ключевое воздействие на процесс становления и развития личности. Теоретический анализ. Современная образовательная деятельность сталкивается с рядом проблем, имеющих под собой аксиологические основания: отсутствие единой и четкой системы ценностей в сфере образования, недостаточное внимание к моральным и этическим аспектам воспитания, гуманизация образования. Заключение. Решение указанных проблем можно найти в развитии аксиологической теории, способствующей формированию и поддержанию устойчивости мировоззренческой системы. Фундаментальными принципами данной системы, во-первых, выступает признание ценности человека как личности, во-вторых - воспитанность, которая базируется на идее приоритетности общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Необходимо концептуальное переосмысление системы образования с учетом главенства традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре. Ключевые слова: аксиологические проблемы, образование, ценности, гуманизм

Для цитирования: Серегина Е. С. Аксиологические проблемы образования в современной науке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 172-175. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-172-175, EDN: GALAJT

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Axiological problems of education in modern science E. S. Seregina

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 9 Sadovaya-Kudrinskaya St., Moscow 123242, Russia Ekaterina S. Seregina, katushellaa@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-1747-8286

Abstract. Introduction. Modern Russian society is faced with serious challenges and threats that require the rethinking of values based on traditional Russian spiritual and moral values. This situation actualizes the need to analyze the axiological problems of education, the solution of which could have a significant impact on the preservation of Russia's spiritual security, because education has a key impact on the process of formation and development of personality. Theoretical analysis. Modern educational activity is faced with a number of problems that have axiological grounds: the lack of a unified and clear system of values in the field of education, insufficient attention to the moral and ethical aspects of education, the problem of humanization of education. Conclusion. The solution to these problems can be found in the development of an axiological theory, which contributes to the formation of a worldview based on the recognition of the value of a person as a personality, as well as education based on the principles of priority of universal values, human life and health, and free personal development. It is necessary to conceptually rethink the education system, taking into account the priority of traditional spiritual and moral values inherent in the Russian culture of society. Keywords: axiological problems, education, values, humanism

For citation: Seregina E. S. Axiological problems of education in modern science. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 172-175 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-172-175, EDN: GALAJT

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Серегина Е. С., 2024

Е. С. Серегина. Аксиологические проблемы образования в современной науке

Введение

Современный период развития российского общества характеризуется особым вниманием к вопросам образования, ведь образование оказывает ключевое влияние на процесс становления и развития личности, воспитания, формирования жизненных ценностей и приоритетов. Наука как важнейший ресурс общественного развития реагирует на потребности и запросы государства и общества. В связи с этим аксиологические проблемы образования в современной науке вызывают все больший интерес и привлекают внимание ученых.

Как известно, аксиология представляет собой учение о ценностях, их происхождении, природе и специфике, иерархии, типах и т.д. Термин «аксиология» происходит от греч. axios -«ценность» и logos - «слово», «понятие» [1]. Сегодня аксиология является одной из самых востребованных, актуальных, междисциплинарных и перспективных областей исследования.

В условиях развязывания против России гибридной войны, в том числе в идейно-духовной сфере, важно переосмысление принципов образования с учетом традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Теоретический анализ

Категория «ценность» является основной категорией в аксиологической теории. Однако в зависимости от исторического периода развития философской мысли ценности рассматривались и воспринимались по-разному. Первые размышления о ценностях можно встретить в трудах античных философов. Так, в работах Сократа, Платона и Аристотеля кроются глубинные истоки аксиологической мысли. Особое влияние на ценностные ориентации оказало развитие религиозных учений в период Средневековья. Философы Нового времени внесли значительный вклад в развитие теории ценностей, их роль в жизни человека и общества, а также рассуждали о месте самого человека в ценностной иерархии. Современный этап развития науки характеризуется активным изучением ценностей, способом оценки и формирования, а также их влиянием на личностные качества человека.

Проводимые реформы в сфере образования, направленные на совершенствование образовательной системы, невозможно эффективно реализовать без осмысления аксиологических проблем.

Современная образовательная деятельность сталкивается с рядом проблем, имеющих под собой аксиологические основания. Их решение кроется в первую очередь в переосмыслении ценностных ориентаций. В связи с наличием данных проблем перед наукой ставится задача изучить их и найти наиболее эффективные теоретические и практические подходы к их минимизации и устранению.

Рассмотрим подробнее аксиологические проблемы, выделяемые современной наукой в сфере образования.

Во-первых, отсутствие единой и четкой системы ценностей на каждом уровне образования, что влечет неясность ценностных ориентаций и установок личности. В настоящее время деятельность внешних и внутренних деструктивных сил реализуется по двум направлениям: вытеснение ценностей диаметрально противоположными (индивидуализм против коллективизма, глобализм против патриотизма, сепаратизм против единства народов и т.д.), постановка под сомнение поведения общества с целью указания на несоответствие декларируемым ценностям (противопоставления «ценность свободы - репрессии», «ценность семьи - домашнее насилие» и т.д.). Цель этой деятельности - деконструкция всего массива духовно-нравственных ценностей через обесценивание элементов массива. Эта деятельность осуществляется субъектами медиапространства (средства массовой информации, блогеры, деятели культуры и искусства, инфлюенсеры различного рода, коммуникационные платформы (зарубежные социальные сети, видеохостинги)), некоммерческими и международными организациями, политическими объединениями, неинституционализированными группами подростков «креативного» класса. Основным механизмом вытеснения традиционной духовно-нравственной составляющей является пропаганда альтернативной системы ценностей при одновременном указании на несовместимость российских ценностей с пропагандируемыми и указанием на преимущества последних. Механизм дискредитации духовно-нравственных ценностей направлен на разобщение всего российского социального поля, на разрушение общества. В связи с этим крайне важно выработать четкую и единую систему ценностей образования, которая должна опираться в первую очередь на базовые традиционные ценности россиян, а также провести переоценку ценностей, отказавшись от уничижительного слепого подражательства западным идеалам.

Во-вторых, ориентация современного образования на процесс передачи знаний от преподавателя учащемуся. При этом уделяется недостаточное внимание моральным и этическим аспектам воспитания. Наиболее ярко указанную проблему охарактеризовал основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский: «Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество» [2, с. 431]. Образование необходимо рассматривать не как сугубо способ передачи навыков, умений, компетенций, а как особенный процесс воспитания и развития личности подрастающего поколения, направленный на усвоение знаний в совокупности с нравственными ориентациями и нацеленный на становление всесторонне развитой индивидуальной личности. «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего», - утверждал Д. И. Менделеев [цит. по: 3, с. 1217].

Особое внимание необходимо уделять вопросам патриотического воспитания молодежи, следует проводить системную, комплексную, непрерывную работу, нацеленную на формирование национально-ориентированного, патриотического самосознания молодежи, основанного на гармоничном сочетании ценностей сильной державы и благополучия человека [4]. В данном случае речь должна идти не просто об изучении достоверных исторических фактов, а о формировании определенных моральных и нравственных оценок, о воспитании глубокого уважения к прошлому страны, которое является основой патриотизма.

В-третьих, проблема гуманизации образования, т. е. проблема разработки концепций обучения, основанных на взаимном уважении, развитии самостоятельности, установлении искренних и доброжелательных воспитательных отношений. Идеи гуманизма являлись предметом изучения многих известных педагогов-исследователей, таких как В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, А. И. Радищев. В их число входит и В. А. Сухомлинский, который утвердил основные концепции гуманистического образования, а именно: личность ребенка - высшая ценность воспитания и образования; необходимость минимизации авторитарного подхода в образовании; стремление к созданию условий, способствующих всестороннему и гармонич-

174

ному развитию и самореализации личности; поощрение активно-творческих способностей ребенка; возрождение русских национальных и культурных традиций и т.д. «Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизации образования и воспитания» [5, с. 38]. При этом гуманизм не должен приобретать космополитические интерпретации, он должен раскрываться на практике через российские традиционные духовно-нравственные идеалы и принципы.

В-четвертых, распространение взглядов на образование как на услугу, однако образование является общечеловеческой ценностью, которая охватывает не только процесс обучения, но и воспитание подрастающего поколения, способствующие развитию человека как целостной личности. В 2022 г. из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» исключили понятие «образовательная услуга». Целью данного изменения является устранение ассоциации педагогов и педагогической деятельности с коммерческим предложением. В данном случае речь идет не просто о смене понятий, а о переосмыслении образования как ценности. Необходимо и дальше работать в контексте отказа от возобладавшего рыночно-сервисного понимания образования как услуги.

В-пятых, статус, место и роль педагога в системе образования. К. Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [6, с. 51]. Для возвышения (восстановления) роли педагога, его профессии следует популяризировать классическое представление о педагоге, который выполняет особую функцию социального служения, является не только источником знаний, но и наставником, примером и ориентиром молодого поколения. Только педагог, проявляющий чуткость, отзывчивость и одновременно ведущий авторитетный и конструктивный диалог, может стать примером, воспитать и направить обучающегося. Следует отметить, что через систему образования, через труд педагога осуществляются не только образование и воспитание отдельной личности, но и всего народа как единой гражданской исторической нации.

Научный отдел

Е. С. Серегина. Аксиологические проблемы образования в современной науке

Заключение

В современной науке выделяется несколько групп аксиологических проблем, основанных на отсутствии единой четкой системы ценностей в образовании, а также на недостаточном использовании воспитательных подходов. Решение указанных проблем можно найти в развитии аксиологической теории, которая способствует раскрытию ценностного содержания явлений. Кроме того, следует провести концептуальный анализ и пересмотр системы образования с учетом приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре общества. Очевидно, что национальная система образования не может быть оторвана от воспитательных функций, касающихся в том числе последовательного привития гражданственности и патриотизма. Необходима выработка новых принципов воспитания, включающих особые механизмы работы с «чувствительными» темами. К таким темам следует отнести домашнее насилие в контексте семейных ценностей, репрессии и религиозные гонения в контексте исторической преемственности, роль духовенства в контексте нравственных ценностей, национальный вопрос в контексте национального единства. С учетом современных реалий указанные темы представляются наиболее актуальными. Кроме того, необходима системная работа по преодолению укоренившегося в образовании сервисно-предпринимательского подхода, а также по повышению общественного статуса педагога.

Рассмотренные аксиологические проблемы по существу могут быть решены только путем переосмысления системы российского образования всех уровней с учетом базовых, традиционных духовно-нравственных ценностей, таких как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Список литературы

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика, 2001. 719 с.

2. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2 : Педагогические статьи 1857-1861 гг. М. ; Л : Академия педагогических наук РСФСР, 1948. С. 425-488.

3. Рахматуллина З. Я. «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего» (о духовном воспитании современной молодежи) // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 3-1. С. 1217-1221.

4. Сергей Кабышев: традиционные ценности - основа образования // Справедливая Россия - Патриоты -за правду. URL: https://spravedlivo.ru/13918310 (дата обращения: 03.05.2024).

5. Колесникова И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб. : СПГУПМ, 1994. С. 37-45.

6. Ушинский К. Д. «Три элемента школы» (1857) // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2 : Педагогические статьи 1857-1861 гг. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1948. С. 42-68.

References

1. Filosofskiy slovar' [Frolov I. T., ed. Philosophical Dictionary]. Moscow, Respublika, 2001. 719 p.

2. Ushinskiy K. D. On the moral element in Russian education. In: Ushinskiy K. D. Sobranie sochineniy: v 11 t. T. 2: Pedagogicheskie stat'i 1857-1861 gg. [Collected Works: in 11 vols. Vol. 2: Pedagogical Articles of 1857-1861]. Moscow, Leningrad, Akademiya peda-gogicheskikh nauk RSFSR Publ., 1948, pp. 425-488 (in Russian).

3. Rakhmatullina Z. Ya. "Knowledge without education is a sword in the hands of a madman" (about the spiritual education of modern youth). Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2009, vol. 14, no. 3-1, pp. 1217-1221 (in Russian).

4. Sergey Kabyshev: Traditional values are the basis of education. In: Spravedlivaya Rossiya - Patrioty - za pravdu (Just Russia - Patriots - for the truth). Available at: https://spravedlivo.ru/13918310 (accessed 3 May 2024) (in Russian).

5. Kolesnikova I. A. On the criteria for the humanization of education. In: Gumanizatsiya obrazovaniya: Teoriya. Praktika [Humanization of Education: Theory. Practice]. St. Petersburg, SPGUPM Publ., 1994, pp. 37-45 (in Russian).

6. Ushinskiy K. D. "Three elements of school" (1857). Ushinskiy K. D. Sobranie sochineniy: v 11 t. T. 2: Pedagogicheskie stat'i 1857-1861 gg. [Collected Works: in 11 vols. Vol. 2: Pedagogical Articles of 1857-1861]. Moscow, Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR Publ., 1948, pp. 42-68 (in Russian).

Поступила в редакцию 19.04.2024; одобрена после рецензирования 26.04.2024; принята к публикации 02.05.2024 The article was submitted 19.04.2024; approved after reviewing 26.04.2024; accepted for publication 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.