УДК 378
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
H.A. Асташова
В статье рассматриваются аксиологические основы организации индивидуальной работы со студентами в образовательном процессе вуза, определяются ценностные приоритеты в индивидуальном развитии личности. Установлено, что для полноценной организации системы индивидуальной работы необходимо реализовать компоненты: диагностический, организационно - деятельностный, социально-психологическое сопровождение, коррекции личностных проявлений, стимулирования самовоспитания, саморазвития, контрольно- результативный.
Подчеркивается роль самобытного начала личности в активном приспособлении к профессиональным установкам и образцам социального поведения.
Ключевые слова: аксиологический подход, индивидуальная работа, компоненты системы индивидуальной работы, индивидуальное развитие личности, личностные характеристики специалиста, профессиональная самореализация личности.
Профессиональное развитие будущего специалиста как индивида, личности и субъекта деятельности может (и должно!) рассматриваться прежде всего не в процессуально-деятельностном, а в личностно- развивающем аспекте. Данное положение позволяет определять профессиональное развитие личности как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.
В современных условиях стратегическим направлением формирования профессионала выступает побуждение студентов к целенаправленному вхождению в систему ценностей как универсальных социокультурных ориентаций. В этом случае используется личностно-развивающая стратегия, которая не замыкается узкопрагматичными рамками формирования первичного опыта профессиональной деятельности, а направлена на преобразование внутренних механизмов, определяющих социально-профессиональную активность и направленность личности специалиста.
Овладение ценностями, качественное и количественное их накопление превращается в мощный регулятор деятельности, является актуальной характеристикой личности, в которой отражается не только ее объективная ценность, но и потенциал к аксиологическому саморазвитию.
Система образования рассматривается как главный субъект ценностей и путей их достижения. В этой связи принципиальная открытость системы образования ценностной сфере, наличие ценностного выбора, создание возможностей для проживания ценностных отношений, осмысления сущности аксиологических позиций, ценносгно-ориентационная деятельность - факторы развития ценностной системы личности. Функционирование духовных, интеллектуальных, социальных ценностей в образовании дает возможность целесообразно включать аксиологические позиции в разные области человеческой деятельности.
Среди различных направлений совершенствования системы образования в современных условиях важнейшее место занимает демократизация и гуманизация образовательного процесса, что вполне согласуется со стратегической линией педагогической аксиологии, предусматривающей реальное обеспечение индивидуальной работы со студентами как важнейшего и необходимого условия результативности любой деятельности. Поскольку одной из целей социальной системы и самого человека в новом веке является осознанное саморазвитие каждой личности, то индивидуальный подход и есть тот необходимый инструмент организации этого процесса.
В основе индивидуальной работы лежат идеи личностного подхода, ставящего в центр профессиональной деятельности проблемы личности, подчеркивающего, что жизнь человека - это высшая социальная ценность; природосообразности, предполагающей обязательный учет половозрастных особенностей личности; культуросообразности как опоры на национальные традиции народа, его обряды, привычки; гуманизации межличностных отношений, обосновывающей уважение и понимание в системе взаимодействия с коллегами.
Педагогика индивидуальной работы опирается на восприятие личности как человека с неповторимыми своеобразными характеристиками, только ему присущими особенностями. Безусловно, следует помнить о том, что каждый человек отличается от других людей своим внутренним миром, спецификой деятельности и общения, мотивами, интересами и предпочтениями. Однако, оценивая личность, необходимо отметить следующее: успешность будущей профессиональной деятельности может быть достигнута за счет разных личностных особенностей, но в этом процессе, возможно, самое главное, - умение использовать свои достоинства и нейтрализовать свои недостатки.
Ориентиром для индивидуальной работы могут служить ценностные ориентации студента, личностные характеристики специалиста, овладение которыми позволит достичь профессионального акме:
• гражданская зрелость, компетентность и высокая общественная активность;
• мировоззренческая, психологическая и правовая культура;
• профессиональная этика;
• высокая нравственность и гуманность;
• ответственность за судьбы людей и порученное дело;
• воля и настойчивость в исполнении принятых решений и другие.
Профессиональное становление студента связано с развитием системы умений, так же рассматриваемых как инструменты индивидуального развития личности: гибко адаптироваться в сложных профессиональных ситуациях, принимать оптимальные решения; приобретать необходимые знания и умело применять их на практике; критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать варианты решения проблем, делать обобщения, аргументированные выводы); быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтов; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Индивидуальная работа в образовательной системе вуза должна включать несколько компонентов, совокупность которых позволяет максимально актуализировать образовательную деятельность.
Первый компонент - диагностический. Данные диагностики, полученные с помощью объективных методов исследования, дают основания для определения личностных качеств, психологических особенностей, уровня образования, потенциала развития профессиональной сферы. Для проведения такого рода исследований не стоит использовать громоздкий диагностический инструментарий, поскольку изучение студентов должно носить оперативный характер, а информация, полученная в ходе изучения личности, должна быть ориентировочной. Для глубокого и всестороннего изучения личности студентов следует воспользоваться услугами психологической службы.
Решение диагностических задач может строиться по алгоритму:
• понимание потребности в исследовании определенных качеств личности;
• выявление критериев и показателей, являющихся эталонными для данной категории студентов;
• определение методик для выявления уровня развития соответствующих личностных характеристик;
• составление программы диагностирования;
• реализация диагностической программы, фиксация полученных результатов;
• анализ полученных результатов, установление уровня развития диагностируемых качеств;
• подведение итогов, принятие решений о направленности индивидуальной работы и организации профессиональной деятельности.
Изучение воспитанности студентов имеет принципиальное значение для организации индивидуальной работы. Одним из основных критериев эффективности воспитательной системы является уровень воспитанности, интегральной характеристикой которого может быть направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях. Направленность личности проявляется через ведущие мотивы деятельности, интерес к определенным видам социальной активности, особенности отношения к окружающему миру.
Важным показателем в определении уровня воспитанности студентов выступает личносгно -смысловое наполнение таких универсальных ценностных категорий, как человек, труд, право, природа, семья, Родина.
В качестве эффективных методов и методик изучения уровня воспитанности могут быть использованы такие, как беседа, анкетирование, шкалирование, ранжирование, ситуация выбора, «недописанный тезис».
Второй компонент - организационно-деятельностный. Он непосредственно связан с процессом формирования качеств личности, профессиональных умений, культурных нормативов, системы отношений, преодоления разного рода проблем.
В рамках этого процессуально - определенного компонента (цель - средства - результат) с учетом имеющихся диагностических данных студент включается в образовательный процесс. Использование методов убеждения, внушения, беседы, диалога, упражнения, поощрения, наказания позволяет в условиях субъект-субъектных отношений формировать культуру личности, стиль будущей профессиональной деятельности, варианты поведения в социальной системе. Актуализируются внутренние потенциальные возможности, реализуются сознательно поставленные задачи. При этом следует иметь в виду, что затрагиваются все сферы личности: физиологическое, физическое развитие, являющееся основой физической выносливости, повышения работоспособности, укрепления здоровья. Специальное внимание уделяется психическим, психологическим характеристикам личности. С учетом приоритетности в практической сфере в условиях индивидуальной работы выделяются такие психологические процессы, как внимание, мышление, память, воля и др. Их развитие сугубо индивидуально, но при систематичности работы можно достичь довольно высоких результатов. Определенное место в индивидуальном развитии личности имеют профессиональные способности. Поскольку они в разной степени требуются для всех категорий будущих специалистов, индивидуальная работа, связанная с развитием способностей, ориентирована на совершенствование гностических, дидактических, организаторских, коммуникативных способностей личности. Их развитие в основном следует связывать с проведением тренингов и системы специальных упражнений.
Безусловно, следует обратить внимание на социальную характеристику личности, которая включает социальные нормы, правила, традиции, приоритеты. Они являются важным условием социального функционирования личности, но, отражая особенности субкультуры семьи и ближайшего окружения, зачастую нуждаются в корректировке.
Среди современных технологий в контексте индивидуализации педагогического процесса выделяются личностно ориентированные, концептуальные технологии, основы которых, как правило, сфокусированы на уникальность личности, ее ценность и целостность, интеллектуальное и эмоциональное богатство отношений в образовательной системе, процессуальное и содержательное разнообразие, предполагающее результат как культурно-возвышающий акт, фиксирующий движение к личностному идеалу. Система этих идей может быть усилена за счет стимулирования инициативы личности и продуктивного обмена идеями; развития диалога и рефлексивного мышления; побуждения к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли; повышения восприимчивости и толерантности к новым идеям; объемного и многопланового видения явлений.
Среди педагогических технологий, ориентированных на развитие аксиологического потенциала личности, в первую очередь, выделяются технологические решения в рамках личностно ориентированного, диалогического, рефлексивного, имитационного подходов к организации педагогического процесса. Именно эти подходы подчеркивают ценность личности и создают благоприятные условия для ее развития.
Еще один компонент педагогической работы на основе индивидуального подхода - это социально-психологическое сопровождение, проявляющееся в поддержке личности, которая находится в поиске личных, социальных и профессиональных приоритетов. В этом процессе предусматривается вычленение проблем личного или профессионального характера, детальный анализ их противоречий, определение программы, плана действий и путей выхода из проблемы.
Индивидуальная работа в данном случае должна сориентировать студента на ключевые позиции в преодолении проблемы личного или профессионального характера: осознание сущности проблемы, поиск способов ее решения с учетом имеющихся возможностей и личностных особенностей участников ситуации; решение проблемы и обоснование правильности принятого решения. Оптимизация социально-психологического сопровождения связана с формированием у студентов интеллектуальных умений сравнения, установления причинно-следственных связей, моделирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также развитием видения альтернатив, новых подходов, целостного рассмотрения проблемы.
Гарантией качественной индивидуальной работы со студентами является высокий уровень профессионализма преподавателя, характеризующийся глубинным проникновением его в сущность педагогических явлений, его способностью находить соответствующие профессионально значимым ценностям способы, формы и средства организации образовательного процесса.
Компонент коррекции личностных проявлений в организации индивидуальной работы связан, прежде всего, с сопоставлением реальных характеристик личности с теми особенностями будущего специалиста, которые включены в идеальную модель. Коррекция личности проводится с учетом моделирования системы успешной профессиональной деятельности, организации сотрудничества, микросреды с измененными отношениями, продуцирования ситуаций успеха и, не только трансформации представлений личности о себе, но и психосоциального сдвига в направлении качественного изменения профессиональных характеристик. Для решения такого рода задач в педагогическом процессе используются моделирование, диалог, ситуация успеха, положительное подкрепление и другие методы.
Одним из важнейших компонентов индивидуальной работы, который выводит ее на новый качественный уровень, является компонент стимулирования самовоспитания, саморазвития. Понятно, что индивидуальная работа как процесс кропотливого поиска и поддержки самобытного начала личности логически выходит на реализацию внутренних потенциальных возможностей конкретного человека через его активное приспособление к профессиональной роли, нормативным установкам и образцам социального поведения.
Индивидуальная работа - это уникальный инструмент стимулирования саморазвития, поскольку в этом процессе диагностируются, поддерживаются и развиваются личные, профессиональные и социальные качества. Индивидуальная работа направлена на развитие веры в свои силы при осуществлении самоизменений, создание творческого самочувствия, выяснение основ управления своим эмоциональным состоянием, волевой сферой, определение мотивов личного самосовершенствования. Поэтому освоение методов рефлексии, самоубеждения, самооценки, самокритики, самоактивизации и других - основа стимулирования саморазвития личности в определенных направлениях и параметрах.
Еще один компонент индивидуальной работы - контрольно- результативный. Он имеет диагностическую природу и фиксирует качественные и количественные результаты профессионально-личностного развития студента. Этот компонент пронизывает индивидуальную работу и регулирует ее систему.
Индивидуальная работа - это полифункциональный и многоаспектый процесс, ориентированный на личность с учетом ее половозрастных, индивидуально-типологических и социальных характеристик. Известно, что в процессе своего индивидуально-личностного развития ко времени зрелости человек постепенно приобретает стабильную Я- концепцию, высокий уровень сформированное™ психических процессов и способностей, развитую эмоционально-волевую сферу специалиста. Между тем, индивидуальная работа создает оптимальные условия для профессиональной самореализации личности.
The article deals with axiological basis of organization of individual work with students in the educational process of high school, value priorities in the individual development of personality.For the full organization of the system of individual work it is necessary to implement the following components: diagnostic, organizational activity, social and psychological support, correction of personal manifestations of self-promotion, self-development, control and effective ones.The role of the original personality in active adapting to professional installations and patterns of social behavior is stressed.
The key words: axiological approach, individual work, the components of the system of individual work, individual development of personality, personal characteristics of specialist, professional self-realization of personality.