Научная статья на тему 'Аксиологические основания юридического образования'

Аксиологические основания юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИ� СТА / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблин Дмитрий Александрович

В данной статье раскрываются аксиологические основания юридического образования; опи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL BASES OF JURIDICAL EDUCATION

This article reveals axiological juridical education bases; describes results of the research, which reflects preferable valuable orientations of students – the future lawyers; and offer experience on formation of valuable orientations of students – the future lawyers.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания юридического образования»

Саблин Д.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрываются аксиологические основания юридического образования; описываются результаты исследования, позволяющего составить картину предпочтительных ценностных ориентаций студентов - будущих юристов; предлагается опыт деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов - будущих юристов.

Ключевые слова: аксиология, юридическое образование, профессиональная подготовка юриста, ценности, ценностные ориентации.

Аксиологический подход в юридическом образовании, как следует из анализа исследований (М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин и др.), повышает качество подготовки современных специалистов в системе высшего образования, которое определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям.

К работникам правоохранительных органов в обществе предъявляются повышенные этические требования - это прежде всего связано с тем, что юридическая деятельность носит государственный характер, поскольку юрист в большинстве случаев является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Любая правовая норма, не будучи подтвержденной соответствующими юридической этике профессионально значимыми качествами правоприменителя, не может гарантировать защиту законных прав и интересов личности.

Наличие у юриста требуемых юридической этикой знаний, умений, ценностных установок и морально-волевых качеств является одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость, является важнейшим гарантом законности.

В связи с этим подготовка не просто квалифицированных, но и высоконравственных юристов должна стать одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. Исходя из этого, квалификационная характеристика выпускника специальности «Юриспруденция» говорит, что юрист должен:

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии;

- обладать профессиональной этикой, глубоким уважением к закону и бережным отноше-

нием к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений [11-

Проблема формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками может быть рассмотрена, ориентируясь на философские теоретические положения (раздел аксиология).

Какими же ценностями должен обладать будущий юрист для успешного осуществления профессиональной деятельности?

Категория «ценность» является центральным в аксиологии (теория ценностей), оно положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности [2].

Ценность - термин, широко используемый в философской, социологической и педагогической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное знание определенных явлений действительности.

Система ценностей - это нормы, сложившиеся в обществе, являющиеся высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать правильным или желательным) [3].

Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода.

Система ценностей, сложившаяся в обществе, играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Хотя все нормы отражают социальные ценности, многие нормы существуют дольше, чем условия, приведшие к их возникновению. В отличии от норм, чье влияние легко заменить в повседневном поведении, ценности иногда труднее идентифицировать. О системе можно судить по нормам, сложившимся в обществе, поэтому анализ социальных ценностей во многом зависит от интерпретаций исследователей.

Общеизвестно, что термин «аксиология» в 1902 году введен в научный тезаурус П. Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии. Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии.

Сформировавшаяся в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт), она получила затем широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М. Шелер, Н. Гартман, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, С. Пеппер).

Лишь в 60-е годы в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов (В.П. Тугаринов).

В исследованиях философов С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, Л.П. Буевой, Ю.А. За-мошкина, М.С. Кагана, Л.П. Фомина, В. Момова, В.Н. Сагатовского, И.Т. Фролова и других оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

1) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Терминальные ценности:

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь;

- наличие хороших и верных друзей;

- общественное признание.

Инструментальные ценности:

- жизнерадостность (чувство юмора);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- широта взглядов (умение понять другую точку зрения);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) [5].

Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и «оформлялись» в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека.

Как отмечает ряд исследователей (М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин и др.), существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь «выбирает» из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности [8].

Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:

- природный и социальный мир;

- нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;

- философские и религиозные идеи и другие духовные ценности.

В процессе правового образования студенты - будущие юристы - должны получить представление о следующих правовых ценностях [4]:

- самоопределение личности;

- уважение прав и свобод человека;

- уважение человеческого достоинства;

- уважение к институтам гражданского общества;

- справедливость;

- равенство людей перед законом;

- общественное благо;

- уважение к национальным традициям и культуре;

- толерантность;

- правдивость и др.

Права человека - это универсальная ценность, позволяющая изменять все важнейшие явления и события, происходящие в обществе и в мире. Содержание конкретной ценности раскрывается через комплекс идей. Такой идеей является высшая ценность - достоинство и права человека как консолидирующий принцип нравственной и правовой ориентации общества.

В правах человека взаимодополняемость права и морали складывается по поводу воспроизводства и защиты общезначимых ценностей цивилизованной деятельности и общения человека [6].

Именно о таких значимостях еще Аристотель писал как об «общих для всех, признаваемых таковыми всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого». Поэтому права человека иногда называют этико-правовой конструкцией, подчеркивая тем самым сосуществование здесь правовых и этических элементов.

Исходя из этой точки зрения, можно утверждать, что права человека - это неотъемлемый элемент общеморального подхода к человеку, отношения к нему как к автономной и самостоятельной личности, свободной и равноправной.

В докладе Римского клуба «Пересмотр международного порядка» исходным пунктом размышления о гуманистических жизненных ценностях и целях служит положение о том, что фундаментальная цель мировой общности -«достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира» [7].

Обеспечение же достойной жизни, благосостояния всех людей на земле и реализация тройственных способностей каждого человека (гражданина -производителя - потребителя) возможны лишь при претворении в жизнь следующих гуманистических ценностей:

- равенства как выражения равноценности всех граждан мира и необходимости ведения борьбы с предрассудками и дискриминацией;

- свободы как признания основных прав за каждым человеком и совместимости со свободным волеизъявлением других;

- демократии и участия людей в экономической, политической и общественной жизни;

- солидарности, свидетельствующей о проявлении чувств любви и братства, выражения общего интереса и взаимоуважения;

- сохранения культурного разнообразия как необходимой тенденции развития человечества, основанной на признании национальной самобытности народов и полезности взаимообмена культурными ценностями между различными странами;

- поддержания здоровой окружающей среды.

Аксиологи (В.И. Гинецинский, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин) утверждают, что ценности - обобщенные цели и средства их достижения, воплощающие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно важных, равно как и профессионально значимых ситуациях.

В соответствии с принципом индивидуализации, студент имеет возможность достичь определенного уровня знаний и умений согласно его уровню притязания личности. В данном случае показатели уровня потребностей в изучении правовой базы и соответственно ценностей у студентов будут различными в зависимости от уровней учебных достижений.

По мнению А.В. Кирьяковой, «социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей» [9]. Этот процесс развивается по спирали, которая расширяется как в пространстве, так и во времени. На первой фазе происходит формирование образа мира путем присвоения личности ценностей общества, формирования ценностного отношения к явлениям окружающей действительности.

Вторая фаза характеризуется преобразованием личности на основе присвоения ценностей, возникает самопознание, самосознание, самооценка, создается образ «Я-правосозна-тельный гражданин». На этом уровне происходит переоценка ценностей, их дифференциация. Личностные ценности систематизируются, выстраиваются в иерархию, проявляется система ценностных ориентаций. Эта фаза служит основой формирования жизненной перспективы.

Рисунок 1. Терминальные ценности студентов - будущих юристов

14

12

10

8

6

4

2

о

1 12 3 12 1 3- 1 3

10 11 >.ь 9.6

т 7.5

6.2 ь. Ь 6. 8

I

и —і

^ ^ ^ /Р &

Х> ¿Г Л* ЛГ ЧГ .0с .о ^ -«Г о* ор *о .с? о ^ .ос

** ¿г ^ л* Л? ** ^ ¿3 <? ** ¿г & А

"///'/У"/"/?

-Я .¡г о' к?

•Р о* «Р .« _5Г

Рисунок 2. Инструментальные ценности студентов - будущих юристов

Исследование проблемы ценностных ориентаций студентов - будущих юристов - обозначило необходимость проведения анкетирования на предмет выявления у них предпочтительных ценностей.

Мы предложили студентам юридического факультета Оренбургского государственного университета пройти тест М. Рокича.

Каждому из участвующих в анкетировании студенту был предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей (по каждой группе ценностей - терминальных и инструментальных - в отдельности).

Задача студентов состояла в том, чтобы разложить их по порядку значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентам было необходимо внимательно изучить таблицу и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее на второе место.

Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место.

На рисунке 1 и рисунке 2 приведены результаты полученного тестирования.

Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что наиболее предпочтительными терминальными ценностями для студентов -будущих юристов - являются:

- здоровье (физическое и психическое);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь (отсут-

ствие материальных затруднений);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- счастливая семейная жизнь.

Из группы инструментальных ценностей наиболее предпочтительными для студентов -будущих юристов - являются:

- воспитанность (хорошие манеры);

- жизнерадостность (чувство юмора);

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- честность (правдивость, искренность);

- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

12.07.2012

Список литературы:

1. Горлинский, И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. - М., 1999.

2. Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценности. - Оренбург, 1996. - 188 с.

3. Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: Мирос, 1997. - 140 с.

4. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р.Г. Гурова // Педагогика. -2000. - №10. - С. 17-20.

5. Методика «ценностные ориентации» Рокича // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 672 с.

6. Новые ценности образования. Выпуск 1-7 / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М., 1997.

7. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. - М., 1995.

8. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992.

9. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография / Под ред. А.В. Кирьяковой. - М., 2000. - 240 с.

Сведения об авторе:

Саблин Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7206, тел. (3532) 912165, e-mail: [email protected]

UDC 378 Sablin D.A.

Orenburg state university; e-mail: [email protected] THE AXIOLOGICAL BASES OF JURIDICAL EDUCATION

This article reveals axiological juridical education bases; describes results of the research, which reflects preferable valuable orientations of students - the future lawyers; and offer experience on formation of valuable orientations of students - the future lawyers.

Key words: axiology, juridical education, professional training of the lawyer, values, valuable orientations.

Bibliography:

1. Gorlinsky, I.V. Pedagogical system of continuous vocational training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and a way of its development. - М., 1999.

2. Kirjakova, A.V. Orientation of a person in the world of values. - Orenburg, 1996. - 188 p.

3. Nikandrov, N.D. Russia: values of a society in XXI century. - М., 1997. - 140 p.

4. Gurova, R.G. River Modern youth: social values and moral orientations / R.G. Gurova // Pedagogics. - 2000. - №10. -

P. 17-20.

5. The method of «value orientation» Rokeach // Practical psychodiagnostics. Methods and tests: a manual / Ed. D.Ya. Raigorod-

skii. - Samara: Bachrach-M, 2004. - 672 p.

6. New values of education. Edition 1-7 / Ed. N.B. Krylova. - М., 1997.

7. Education: ideals and values (historical and theoretical aspects) / Ed. Z.I. Ravkin. - М., 1995.

8. Rozov, N.S. Culture, values and education development. - М., 1992.

9. Realization of the valuable approach in school pedagogics: monography / Ed. A.V. Kirjakova. - М., 2000. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.