Саблин Д.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрываются аксиологические основания юридического образования; описываются результаты исследования, позволяющего составить картину предпочтительных ценностных ориентаций студентов - будущих юристов; предлагается опыт деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов - будущих юристов.
Ключевые слова: аксиология, юридическое образование, профессиональная подготовка юриста, ценности, ценностные ориентации.
Аксиологический подход в юридическом образовании, как следует из анализа исследований (М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин и др.), повышает качество подготовки современных специалистов в системе высшего образования, которое определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям.
К работникам правоохранительных органов в обществе предъявляются повышенные этические требования - это прежде всего связано с тем, что юридическая деятельность носит государственный характер, поскольку юрист в большинстве случаев является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Любая правовая норма, не будучи подтвержденной соответствующими юридической этике профессионально значимыми качествами правоприменителя, не может гарантировать защиту законных прав и интересов личности.
Наличие у юриста требуемых юридической этикой знаний, умений, ценностных установок и морально-волевых качеств является одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость, является важнейшим гарантом законности.
В связи с этим подготовка не просто квалифицированных, но и высоконравственных юристов должна стать одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. Исходя из этого, квалификационная характеристика выпускника специальности «Юриспруденция» говорит, что юрист должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии;
- обладать профессиональной этикой, глубоким уважением к закону и бережным отноше-
нием к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений [11-
Проблема формирования готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками может быть рассмотрена, ориентируясь на философские теоретические положения (раздел аксиология).
Какими же ценностями должен обладать будущий юрист для успешного осуществления профессиональной деятельности?
Категория «ценность» является центральным в аксиологии (теория ценностей), оно положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности [2].
Ценность - термин, широко используемый в философской, социологической и педагогической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное знание определенных явлений действительности.
Система ценностей - это нормы, сложившиеся в обществе, являющиеся высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать правильным или желательным) [3].
Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода.
Система ценностей, сложившаяся в обществе, играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Хотя все нормы отражают социальные ценности, многие нормы существуют дольше, чем условия, приведшие к их возникновению. В отличии от норм, чье влияние легко заменить в повседневном поведении, ценности иногда труднее идентифицировать. О системе можно судить по нормам, сложившимся в обществе, поэтому анализ социальных ценностей во многом зависит от интерпретаций исследователей.
Общеизвестно, что термин «аксиология» в 1902 году введен в научный тезаурус П. Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии. Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии.
Сформировавшаяся в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт), она получила затем широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М. Шелер, Н. Гартман, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, С. Пеппер).
Лишь в 60-е годы в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов (В.П. Тугаринов).
В исследованиях философов С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, Л.П. Буевой, Ю.А. За-мошкина, М.С. Кагана, Л.П. Фомина, В. Момова, В.Н. Сагатовского, И.Т. Фролова и других оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».
Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:
1) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Терминальные ценности:
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь;
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание.
Инструментальные ценности:
- жизнерадостность (чувство юмора);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- широта взглядов (умение понять другую точку зрения);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) [5].
Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и «оформлялись» в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека.
Как отмечает ряд исследователей (М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин и др.), существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь «выбирает» из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности [8].
Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:
- природный и социальный мир;
- нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
- философские и религиозные идеи и другие духовные ценности.
В процессе правового образования студенты - будущие юристы - должны получить представление о следующих правовых ценностях [4]:
- самоопределение личности;
- уважение прав и свобод человека;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение к институтам гражданского общества;
- справедливость;
- равенство людей перед законом;
- общественное благо;
- уважение к национальным традициям и культуре;
- толерантность;
- правдивость и др.
Права человека - это универсальная ценность, позволяющая изменять все важнейшие явления и события, происходящие в обществе и в мире. Содержание конкретной ценности раскрывается через комплекс идей. Такой идеей является высшая ценность - достоинство и права человека как консолидирующий принцип нравственной и правовой ориентации общества.
В правах человека взаимодополняемость права и морали складывается по поводу воспроизводства и защиты общезначимых ценностей цивилизованной деятельности и общения человека [6].
Именно о таких значимостях еще Аристотель писал как об «общих для всех, признаваемых таковыми всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого». Поэтому права человека иногда называют этико-правовой конструкцией, подчеркивая тем самым сосуществование здесь правовых и этических элементов.
Исходя из этой точки зрения, можно утверждать, что права человека - это неотъемлемый элемент общеморального подхода к человеку, отношения к нему как к автономной и самостоятельной личности, свободной и равноправной.
В докладе Римского клуба «Пересмотр международного порядка» исходным пунктом размышления о гуманистических жизненных ценностях и целях служит положение о том, что фундаментальная цель мировой общности -«достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира» [7].
Обеспечение же достойной жизни, благосостояния всех людей на земле и реализация тройственных способностей каждого человека (гражданина -производителя - потребителя) возможны лишь при претворении в жизнь следующих гуманистических ценностей:
- равенства как выражения равноценности всех граждан мира и необходимости ведения борьбы с предрассудками и дискриминацией;
- свободы как признания основных прав за каждым человеком и совместимости со свободным волеизъявлением других;
- демократии и участия людей в экономической, политической и общественной жизни;
- солидарности, свидетельствующей о проявлении чувств любви и братства, выражения общего интереса и взаимоуважения;
- сохранения культурного разнообразия как необходимой тенденции развития человечества, основанной на признании национальной самобытности народов и полезности взаимообмена культурными ценностями между различными странами;
- поддержания здоровой окружающей среды.
Аксиологи (В.И. Гинецинский, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.И. Лапин) утверждают, что ценности - обобщенные цели и средства их достижения, воплощающие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно важных, равно как и профессионально значимых ситуациях.
В соответствии с принципом индивидуализации, студент имеет возможность достичь определенного уровня знаний и умений согласно его уровню притязания личности. В данном случае показатели уровня потребностей в изучении правовой базы и соответственно ценностей у студентов будут различными в зависимости от уровней учебных достижений.
По мнению А.В. Кирьяковой, «социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей» [9]. Этот процесс развивается по спирали, которая расширяется как в пространстве, так и во времени. На первой фазе происходит формирование образа мира путем присвоения личности ценностей общества, формирования ценностного отношения к явлениям окружающей действительности.
Вторая фаза характеризуется преобразованием личности на основе присвоения ценностей, возникает самопознание, самосознание, самооценка, создается образ «Я-правосозна-тельный гражданин». На этом уровне происходит переоценка ценностей, их дифференциация. Личностные ценности систематизируются, выстраиваются в иерархию, проявляется система ценностных ориентаций. Эта фаза служит основой формирования жизненной перспективы.
Рисунок 1. Терминальные ценности студентов - будущих юристов
14
12
10
8
6
4
2
о
1 12 3 12 1 3- 1 3
10 11 >.ь 9.6
т 7.5
6.2 ь. Ь 6. 8
I
и —і
^ ^ ^ /Р &
Х> ¿Г Л* ЛГ ЧГ .0с .о ^ -«Г о* ор *о .с? о ^ .ос
** ¿г ^ л* Л? ** ^ ¿3 <? ** ¿г & А
"///'/У"/"/?
-Я .¡г о' к?
•Р о* «Р .« _5Г
Рисунок 2. Инструментальные ценности студентов - будущих юристов
Исследование проблемы ценностных ориентаций студентов - будущих юристов - обозначило необходимость проведения анкетирования на предмет выявления у них предпочтительных ценностей.
Мы предложили студентам юридического факультета Оренбургского государственного университета пройти тест М. Рокича.
Каждому из участвующих в анкетировании студенту был предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей (по каждой группе ценностей - терминальных и инструментальных - в отдельности).
Задача студентов состояла в том, чтобы разложить их по порядку значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в жизни.
Студентам было необходимо внимательно изучить таблицу и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее на второе место.
Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место.
На рисунке 1 и рисунке 2 приведены результаты полученного тестирования.
Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что наиболее предпочтительными терминальными ценностями для студентов -будущих юристов - являются:
- здоровье (физическое и психическое);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсут-
ствие материальных затруднений);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь.
Из группы инструментальных ценностей наиболее предпочтительными для студентов -будущих юристов - являются:
- воспитанность (хорошие манеры);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- честность (правдивость, искренность);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
12.07.2012
Список литературы:
1. Горлинский, И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. - М., 1999.
2. Кирьякова, А.В. Ориентация личности в мире ценности. - Оренбург, 1996. - 188 с.
3. Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: Мирос, 1997. - 140 с.
4. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р.Г. Гурова // Педагогика. -2000. - №10. - С. 17-20.
5. Методика «ценностные ориентации» Рокича // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 672 с.
6. Новые ценности образования. Выпуск 1-7 / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М., 1997.
7. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. - М., 1995.
8. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992.
9. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография / Под ред. А.В. Кирьяковой. - М., 2000. - 240 с.
Сведения об авторе:
Саблин Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7206, тел. (3532) 912165, e-mail: [email protected]
UDC 378 Sablin D.A.
Orenburg state university; e-mail: [email protected] THE AXIOLOGICAL BASES OF JURIDICAL EDUCATION
This article reveals axiological juridical education bases; describes results of the research, which reflects preferable valuable orientations of students - the future lawyers; and offer experience on formation of valuable orientations of students - the future lawyers.
Key words: axiology, juridical education, professional training of the lawyer, values, valuable orientations.
Bibliography:
1. Gorlinsky, I.V. Pedagogical system of continuous vocational training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and a way of its development. - М., 1999.
2. Kirjakova, A.V. Orientation of a person in the world of values. - Orenburg, 1996. - 188 p.
3. Nikandrov, N.D. Russia: values of a society in XXI century. - М., 1997. - 140 p.
4. Gurova, R.G. River Modern youth: social values and moral orientations / R.G. Gurova // Pedagogics. - 2000. - №10. -
P. 17-20.
5. The method of «value orientation» Rokeach // Practical psychodiagnostics. Methods and tests: a manual / Ed. D.Ya. Raigorod-
skii. - Samara: Bachrach-M, 2004. - 672 p.
6. New values of education. Edition 1-7 / Ed. N.B. Krylova. - М., 1997.
7. Education: ideals and values (historical and theoretical aspects) / Ed. Z.I. Ravkin. - М., 1995.
8. Rozov, N.S. Culture, values and education development. - М., 1992.
9. Realization of the valuable approach in school pedagogics: monography / Ed. A.V. Kirjakova. - М., 2000. - 240 p.