Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ / INTELLIGENCE / EDUCATION OF INTELLIGENCE / STUDENTS / AXIOLOGY / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUES / VALUE BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фунтикова Надежда Валентиновна

В статье проанализированы познавательные возможности аксиологического подхода к изучению проблемы воспитания студентов образовательных организаций высшего образования. На основе анализа научной литературы (философской и педагогической) проанализированы основные категории аксиологического подхода, их содержание и взаимодействие. Выявлены аксиологические основания процесса воспитания интеллигентности у студенческой молодежи. Обоснована актуальность использования аксиологического подхода в анализе названной научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL BASES OF EDUCATION OF INTELLIGENCE AT STUDENT YOUTH

The article analyzes the cognitive possibilities of the axiological approach to the study of the problem of educating students of educational institutions of higher education. Based on the analysis of scientific literature (philosophical and pedagogical), the main categories of the axiological approach, their content and interaction are analyzed. The axiological foundations of the process of raising intelligence among students are revealed. The relevance of using the axiological approach in the analysis of the named scientific problem is substantiated.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 378.015.311 (043.3)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Фунтикова Надежда Валентиновна, кандидат педагогически наук, доцент, Луганский национальный университет им. В. Даля, г. Луганск

e-mail: nvfuntikova@outlook.com

Funtikova Nadezhda, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vladimir Dahl Lugansk National University, Lugansk

В статье проанализированы познавательные возможности аксиологического подхода к изучению проблемы воспитания студентов образовательных организаций высшего образования. На основе анализа научной литературы (философской и педагогической) проанализированы основные категории аксиологического подхода, их содержание и взаимодействие. Выявлены аксиологические основания процесса воспитания интеллигентности у студенческой молодежи. Обоснована актуальность использования аксиологического подхода в анализе названной научной проблемы.

Елючевые слова: интеллигентность, воспитание интеллигентности, студенче -

екая молодежь, аксиология, аксиологический подход, ценности, ценностные основания.

i......"i-—

Постановка проблемы. В современных условиях перспективным направлением исследований высшего профессионального образования представляется рассмотрение его как пространства культуры, в котором происходит становление личности как носителя культурных ценностей и смыслов, как субъекта общей и профессиональной культуры. Гносеологический потенциал культурологического подхода в исследовании проблемы воспитания интеллигентности у студенческой молодежи, который дает возможность рассматривать высшее образование как явление культуры, часть культурного мира, пространство воспитания человека культуры, проявляется еще и в том, что этот подход предусматривает понимание культуры как ценности и системы ценностей (Г. Выжлецов) [3], процесса «... реализации общих цен-

ностей на протяжении исторического развития» [18, с. 68], совокупности объективных ценностей, которые осуществляются в процессе исторического развития человеческого общества, как «. воплощения в жизнь идеальных ценностей» [21, с. 177], что обусловливает необходимость анализа возможностей ценностного (аксиологического) подхода и выявления ценностных оснований педагогической деятельности.

Анализ актуальных исследований. Актуальность аксиологического подхода (В. Андрущенко, Н. Асташова, Б. Гер-шунский, В. Гинецинский, П. Давыдов, И. Зязюн, И. Исаев, А. Кирьякова, В. Кры-жко, Б. Лихачев, И. Мамаева, А. Молчанова, В. Огневьюк, Ж. Омельченко, В. Пана-рин, З. Равкин, В. Сластенин, Г. Чижакова, Е. Шиянов и др.) для решения проблемы воспитания интеллигентности у студентов

высших учебных заведений обусловлена современными тенденциями развития мирового образовательного пространства, переходом к гуманистической образовательной парадигме, необходимостью построения иерархии ценностей воспитания личности в высшей школе.

Цель статьи - именно поэтому мы видим своей задачей выявление и анализ ценностных оснований как глубинного смысложизненного вектора воспитания интеллигентности у студенческой молодежи.

Изложение основного материала.

Гуманизация высшего образования происходит, в частности, как процесс приобретения гуманистическими ценностями статуса приоритетных в образовательном пространстве, как принятие и признание человека главной ценностью, стержневым, системообразующим элементом системы ценностей высшего образования.

Инструментом гуманизации является аксиологизация высшего образования как процесс ее модернизации путем усиления ценностно-смысловой направленности воспитания и обучения, трансляции ценностей культуры, создания условий для диалога культур, «... развития креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека, направленной на достижение высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста» [10, с. 6].

Необходимость использования аксиологического подхода связан, с одной стороны, с генезисом проблемы нашего исследования и определением его концептуальных основ, с другой - с поиском ценностных основ формирования содержания воспитания в высшей школе, современных воспитательных ориентиров, поскольку, как отмечает В. Сластенин, научно-педагогическое познание осуществляется не только с целью получения истинного знания, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей, и именно аксиологический подход создает механизм связи между познанием и практической

деятельностью, давая возможность проанализировать направленность личности на «. осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества» и решать задачи гуманизации общества [16].

Аксиологический подход, как утверждают исследователи, имманентно свойствен гуманистической педагогике, поскольку она направлена на человека как высшую социальную ценность [17].

Сущность аксиологического подхода, по мнению В. Сластенина, раскрывается через систему базовых принципов:

- равноправность философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

- экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности [16].

Педагогический вектор развития аксиологического подхода направлен на создание педагогических условий для восприятия и принятия личностью общечеловеческих и национальных ценностей как собственных, для превращения их в личные ценности, в субъективные жизненные смыслы.

Изучением образовательных ценностей и ценностных подходов к организации и изучению системы образования с позиций признания самоценности человека и ценности образования занимается отдельная отрасль педагогического знания - педагогическая аксиология. Предметом ее, с точки зрения В. Сластенина, является

формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности [16, с. 99].

Основы современной педагогической аксиологии, с точки зрения В. Крыжко и И. Мамаевой, строятся на следующих методологических позициях:

- ценности имеют большую силу и способствуют созданию нового мира культуры (Г. Лотце);

- вопросы о предназначении человека и содержании его жизни могут быть решены в свете определенных ценностей (В. Виндельбанд);

- ценности создают самостоятельное внесубъектное пространство своего существования, поэтому нельзя сказать, существуют они или нет, субъективны они или объективны, единственным их измерением является значимость или важность: ценность является универсальной системо- и смыслообразующей философской категорией (Г. Риккерт);

- центральным методологическим понятием аксиологической системы является эмоциональность: личность - это средоточие, ядро «царства ценностей»; познание ценностей -это акт преимуществ, в интуитивной очевидности которого происходит ранжирование, иерархизация ценностей (М. Шелер);

- теория ценностей поможет человеку познать себя, свои наиболее важные цели, стремления, и это знание будет для личности не менее значительным, чем знание законов природы (Р. Перри);

- ценность - это ценность, пока она признается и значима (М. Хай-деггер);

- вопрос о ценностях значительнее вопроса о достоверности: последняя находит всю серьезность при условии, что существует ответ на вопрос о ценностях (Ф. Ницше) [12, с. 2728].

Системообразующей категорией аксиологического подхода является катего-

рия «ценность», которая рассматривается как специфическая форма проявления отношений между субъектом и объектом (В. Сластенин, Г. Чижакова) [20, с. 100], позитивная значимость предметов и их свойств для субъекта деятельности с точки зрения способности этого предмета удовлетворить определенные потребности (С. Анисимов) [1], абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного (А. Кирякова) [11, с. 7].

Существуя как вещи и их свойства, общественные идеалы или индивидуальные ценностные представления, ценности, по мнению Е. Палей, представляют собой «. попытку внести упорядоченность в человеческое существование» [15, с. 81].

В современной науке ценности характеризуются, как правило, такими признаками как: целесообразность, значимость, полезность, необходимость, нормативность (С. Анисимов, Л. Буева, А. Здраво-мыслов, М. Каган, А. Кирьякова, В. Тугаринов, И. Фролов, В. Ядов) [1;7; 9]. Другие исследователи выделяют еще одну характеристику ценностей - антиномичность в общественном сознании как их противопоставленность пользе (М. Зеленцова) [8], биполярность их структуры, которая проявляется в противопоставленности каждой позитивной ценности (нравственной, эстетической, религиозной и т. д.) соответствующей антиценности (И. Бабурова) [2, с. 12] и наличии внутренних противоречий, например, принадлежность к полу, открытость-закрытость, выигрыш-проигрыш и т.п. (В. Крыжко, И. Мамаева) [12, с. 36].

Выбирая для себя значимые объекты -придавая ценностный смысл предметам, явлениям, людям, отношениям, человек осознает себя в мире, самоосуществляется как субъект сознания, творец самосознания, создает свой мир и таким образом формирует собственное ценностное сознание как форму отражения действительности, что позволяет ему строить пространство своей жизнедеятельности как духовно-нравственное и осмысливать соб-

ственную жизнь и действительность на основе духовных ценностей [20, с. 121].

В основе ценностного сознания лежит представление о взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимодействии всех явлений мира. Центром гуманистического ценностного сознания, которое является основой интеллигентности как личностного качества, является человек, как высшая ценность, «. высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка» (Н. Бердяев) [3, с. 62], потому и собственно возможность процесса воспитания интеллигентности у студенческой молодежи обусловлена тем, насколько в содержании и организации высшего образования реализуется гуманистическая образовательная парадигма, в то же время, разработка системы воспитания интеллигентности у студентов и ее внедрение в педагогический процесс высших учебных заведений может стать средством аксио-логизации, гуманизации системы высшего образования.

Ценностное сознание имеет системный характер, оно формируется как определенная система ценностей, ценностных ориентаций человека.

В науке существуют разнообразные классификации ценностей, в частности, выделяют [12, с. 22-25]:

- объективные (предметные - добро и зло, культурные достижения человечества) и субъективные (ценности сознания - общественные установки, оценки, интересы) ценности (О. Дробницкий) [7];

- абсолютные ценности (жизнь, здоровье, знание, прогресс, гуманность, справедливость, духовное совершенствование человека), антиценности (преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека) и относительные (релятивные) ценности (политические, религиозные, нравственные, классовые и т.д.) (С. Анисимов) [7];

- материальные, социальные и духовные ценности [13, с. 31];

- нематериалистические (патриархаль-

ные), материалистические и постматериалистические (постпатриархальные) ценности (Р. Инглхарт, А. Митрофанова) [14];

- ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) (М. Рокич) [23, с. 421];

- наличные и целевые ценности, целевые же в свою очередь делятся на: ценности-цели, ценности-идеалы, ценности желания и ценности должного (В. Момов);

- ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-цели и ценности-средства (В. Ядов) [20];

- утилитарные (польза), познавательные (истина), управленческие (порядок), нравственные (добро), эстетические (красота), потребительские (удовлетворение), творческие (создание нового) ценностные смыслы деятельности (В. Сагатовский). Независимо от подходов к классификации ценностей, как отмечает А. Ки-рьякова, человек, истина, добро, красота, познание, счастье, творчество, свобода, труд, родина всегда признавались ключевыми ценностями, следовательно, именно они и являются общечеловеческими ценностями, поскольку обозначают доминантные ориентации человечества во все историко-культурные периоды его развития [12, с. 25-26].

Ценностное отношение к миру является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности вместе с познанием мира и его практическим освоением [9], поэтому процесс воспитания интеллигентности в высшей школе должен быть обязательно ориентирован на формирование гуманистического уровня смыслового развития личности, который характеризуется именно ценностным отношением студенческой молодежи к другим людям, внутренней направленностью на благо других людей, общества, человечества в целом [21, с. 126], что и определяет сущность интеллигентности как личностного качества и стремление личности реализовать эту направленность в собственной

деятельности, ценностно ориентированном поведении.

Аксиологический подход предусматривает такое построение научно-педагогического исследования, при котором личность выступает как главная ценность воспитательного процесса в высшей школе и одновременно как носитель ценностей, субъект ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения.

Понимание процесса воспитания в высшей школе как процесса формирования ценностного отношения и ценностного поведения личности [6;15] дает возможность рассматривать и сам процесс воспитания как приоритетную ценность для общества, поскольку именно в процессе воспитания высшая школа реализует свою главную задачу - воспитывать Человека, способного не только жить в гражданском, демократическом обществе, но и развивать его, создавать социальное пространство, основанное на ценностях гражданского общества, на стремлении к общечеловеческому благу, что и является содержательной основой интеллигентности. Именно поэтому признание интеллигентности ценностью воспитательного процесса в высшей школе придает ему ценностный смысл, формирует аксиоло-гически ориентированный вектор всей педагогической деятельности высшей школы.

Выводы. Использование аксиологического подхода в нашем исследовании дает возможность раскрыть ценностные основания и ценностный смысл воспитания интеллигентности у студенческой молодежи, которые проявляются на трех уровнях [5]:

во-первых, воспитание интеллигентности у студенческой молодежи в значительной степени обеспечивает ценность высшей школы для государства, поскольку государство, безусловно, заинтересовано в формировании интеллектуальной элиты, способной проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность на морально-этических основа-

ниях и с учетом исторического опыта и перспектив развития государства;

во-вторых, процесс воспитания интеллигентности у студентов является ценностью для общества, поскольку обеспечивает преемственность в его развитии и возможность сохранения и обогащения культурных ценностей и смыслов, общественных идеалов;

в-третьих, воспитание интеллигентности является ценностью для личности, поскольку формирует активный вектор ее развития и саморазвития как целостного, творческого, неповторимого Человека, который является одновременно ценностью и носителем культурных ценностей общества и человечества.

Аксиологические аспекты высшего образования, формируя его собственно «человеческое измерение», обусловливают необходимость определения перспектив личностного развития, потенциала личности как «границ возможного» [11, с. 7], идеала, к которому личность должна стремиться в процессе самовоспитания, самостроительства, и соответственно -направления педагогического поиска в этой сфере.

1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. -Москва : Мысль, 1988. - 253 с.

2. Бабурова И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бабурова Ирина Васильевна; ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет». - Смоленск, 2009. - 41 с.

3. Бердяев Н. А. О назначении человека / сост. Н. А. Бердяев, Л. И. Греков, А. П. Поляков, П. П. Гайденко и др. - Москва: Республика, 1993. - 383 с.

4. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - Санкт-Петербург: С.Петербург. ун-т, 1996. -150 с.

5. Гершунский Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - Москва : Флинта, 1998. - 298 с.

6. Давидов П. Г. Державна пол1тика в сфер1 осв1ти: акаологгчний вим1р / П. Г. Давидов // Всник НТУУ «КП1». Фшо-

соф!я. Психологгя. Педагогжа. - 2010. - Вип. 2. -С. 13-17.

7. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности /О. Г. Дробницкий. - Москва : Наука, 1977. - 334 с.

8. Здравомыслов А. З. Потребности, интересы, ценности / А. З. Здравомыслов. -Москва : Наука, 1986. - 223 с.

9. Зеленцова М. Г. Антиномия ценности и пользы в современной аксиологии / М. Г. Зеленцова // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. - 2007. - Вып. 2. -С. 69-73.

10. Кирьякова А. В. Аксиологический аспект воспитания личности / А. В. Кирьякова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. -С. 89-90.

11. Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования / Кирьякова А. В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 1. - Том 1: Гуманитарные науки. - С. 6-14.

12. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. -187 с.

13. Крижко В. В., Мамаева I. О. Аксоло-ачний потенщал державного управлтня освтою: навч. поабник / Василь Крижко, 1рина Мамаева. - Кигв : Осв1та Украгни, 2005. - 217 с.

14. Митрофанова А. Три системы ценностей в современном мире / Митрофанова А. -Режим доступа: http://gumilevica.tripod.com/ МаПег/АгЫс1е17. - Дата обращения 11.01.2019.

15. Молчанова А. О. Аксiологiчна моти-ващя як ттегративний аспект сучасног про-фесшног освти / А. О. Молчанова, Н. О. Та-

лалуева // Проблеми та перспективи фор-мування нацюнальног гуматтарно-техтчног елти: зб. наук. пр. / за ред Л. Л. Товаж-нянського, О. Г. Романовського. - Вип. 18 (22). -Харшв: НТУ «ХП1», 2008. - 400 с.

16. Палей Е. В. Ценностное отношение как система / Е. В. Палей // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. - Иваново, 2007. - Вып. 2. - С. 81-86.

17. Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред.

B. А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /С. А. Смирнов и др.; под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. -Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

19. Риккерт Г. Философия истории / Г. Риккерт // Философия жизни. - Кигв : Ника-Центр, 1998. - 512 с.

20. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Л. В. Бор-зикова и др.; под ред. В. А. Ядова. - Москва : Наука, 1979. - 264 с.

21. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию / Сластенин В. А., Чижа-кова Г. И. - Москва : Изд. центр «Академия», 2003. -192 с.

22. Франк С. Л. Этика нигилизма /

C. Л. Франк // Вехи. Из глубины. - Москва , 1991. - С. 167-199.

23. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий /Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. - Ростов-на Дону: Феникс, 2002. - 688 с.

Abstract. Funtikova N. AXIOLOGICAL BASES OF EDUCATION OF INTELLIGENCE AT STUDENT YOUTH. The article analyzes the cognitive possibilities of the axiological approach to the study of the problem of educating students of educational institutions of higher education. Based on the analysis of scientific literature (philosophical and pedagogical), the main categories of the axiological approach, their content and interaction are analyzed. The axiological foundations of the process of raising intelligence among students are revealed. The relevance of using the axiological approach in the analysis of the named scientific problem is substantiated.

Key words: intelligence, education of intelligence, students, axiology, axiological approach, values, value bases.

Статья представлена профессором А.И.Дзундзой.

Поступила в редакцию 15.03.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.