УДК 372.857
ББК Ш4.586.201 ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01
А. А. Ниязова
Тобольск
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманизация; экологизация; ценности; социально-экологическое образование; взаимодействие; филиативный подход.
АННОТАЦИЯ. Представляются основные тенденции социально-экологического образования, связанные с формированием социально значимых ценностей у молодежи и проблемой взаимодействия природы и общества. Современное социально-экологическое образование строится на основе филиативного подхода с позиции наличия в окружающей среде ценностного потенциала, необходимого для устойчивого развития общества.
A. A. Niyazova
Tobolsk
AXIOLOGICAL BASES OF SOCIAL ECOLOGICAL EDUCATION
KEY WORDS: humanization; ecologization; values; social and ecological education; interaction; filiative approach.
ABSTRACT. The article deals with the main tendencies and contradictions of social and ecological education connected with forming social and significant values among the youth and the problem of interaction of nature and society. Modern social and ecological education is based on filiative approach with regard to existence in environment of valuable potential that is necessary for a sustainable development of society.
Российское общество, проходя через полосу сложнейших социокультурных трансформаций, реформ, связанных с общемировыми тенденциями перехода в новую, постиндустриальную фазу, затрагивает все аспекты жизнедеятельности человека. Однако техногенный тип экономического развития общества и индустриальная парадигма культуры привели к противоречивому характеру взаимоотношений общества и природы. В качестве основных причин кризисной экологической ситуации выступают как естественные, так и социальные нагрузки на окружающую природную среду: быстрое преобразование российского общества, переоценка ценностей, критика и непринятие новых идей, технологий и т. д. Постигая законы природы, и овладевая силами природы, человек, тем не менее, не способен изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям. Поэтому необходимо формирование у молодежи ценностной системы взглядов на мир и место человека в нем.
Осознание остроты экологического кризиса поставило перед учеными задачу разработки как стратегии, так и технологии выхода из него. Данный социальный заказ обусловил усиление гуманизации и экологизации образования, которые направлены на смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания через развитие культуры личности.
Гуманизация — это базисная ценностная ориентация общества, которая возможна лишь через гуманизацию образования [11. С. 30]. Гуманизация образования — это
процесс, направленный на решение проблемы оптимизации взаимодействия личности и социоприродной среды [1. С. 41]. По мнению В. А. Сластенина и Е. Н. Шиянова, гуманизация — это «...важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования» [9. С. 61].
Гуманизация образования направлена на создание мирового сообщества, ценностью которого является гуманизм. Основной чертой личности, принявшей ценности гуманизма и выбравшей для себя стратегию жизни в рамках экологического императива, является гуманистическое отношение к природе. Гуманистическое отношение есть сплав чувств, знаний и действий, предполагающих действенную ответственность человека перед природой [11. С. 31].
В исследовании В. И. Снесара гуманизм определяется в XXI в. как универсальное методологическое основание гуманизации личности, включающий в себя:
- светский гуманизм — юридические, нравственные нормы и гарантии благополучия людей;
- общесоциальный гуманизм, т. е. материальные и духовные ценности, которые стали непосредственно доступными для всех граждан общества;
- антропологический гуманизм, который функционирует как вид реальных возможностей выбора каждым человеком приоритетных для себя
ценностей, средств применения, приумножения их для роста качества своей жизни и общества в целом [10. С. 132].
В рамках данного исследования необходимо выделить экологический гуманизм. Экологический гуманизм — это мировоззрение, в основе которого лежит целостное представление о природе, обществе, человеке, организация их рациональных взаимоотношений, не разрушающих сущностных свойств ни человека, ни общества, ни окружающей его среды [7. С. 10].
Гуманизация в образовании — ключевой элемент нового педагогического мышления, который связан с экологизацией общественного сознания. В общем плане под экологизацией понимают учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательных результатов природопреобразовательной деятельности. Эта тенденция — насущная потребность современного общества, способная решить экологическую проблему на всех уровнях: глобальном, региональном и локальном [3. С. 134]. Процесс экологизации направлен на создание благоприятных предпосылок для формирования ценностей сохранения природы и экологической культуры личности. Именно здесь скрыты огромные резервы социальноэкологического образования.
Социально-экологическое образование — особый вид образовательной деятельности, направленный на решение социально-экологических проблем и выступающий важнейшим условием устойчивого развития общества.
А. В. Лосев и Г. Г. Провадкин выделяют следующие направления социально-экологического образования:
- усиление эколого-мировоззрен-ческой нагруженности образования в виде широкого освещения духовно-нравственных и эстетических проблем экологии;
- выделение в различных науках социально-экологического аспекта;
- включение новейших результатов научных исследований в области окружающей среды, связанных с регионально-отраслевой особенностью [6].
Актуальность социально-экологического образования на современном этапе определяется наличием потребности общества в ценностно-гуманистической направленности личности на преобразование и созидание культуры, опыта человечества, с одной стороны, и отсутствием умения личности взаимодействовать в социоприродной среде — с другой. Данное противоречие рас-
крывает психологию отношения человека к природе через процесс взаимодействия, который оказывает решающее влияние на динамическое равновесие между человеком и природой.
Взаимодействие — одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимо-переход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие — это вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.
В области социально-экологического образования можно выделить следующие системы взаимодействия: «общество — природа», «общество — человек», «природа — человек», «человек — человек». Данные системы взаимодействия, согласно исследованиям Е. В. Коротаевой, можно отнести к гуманитарным, внутри которых выделяют следующие сферы:
- социальную, которая включает объективные законы взаимопроникновения социальных явлений: взаимодействие языков, национальных литератур, культур и т. д.;
- психологическую, составными компонентами которой являются закономерности процессов межличностного воздействия субъектов друг на друга в процессе совместной деятельности;
- педагогическую, отражающую сущность, закономерности, принципы, содержание, формы, методы, приемы и условия взаимодействия различных субъектов и элементов, составляющих основу образовательного процесса [5. С. 104].
Для нашего исследования значимым является социально-экологическое взаимодействие. Однако четкого определения данного термина мы не находим. В исследованиях Л. В. Максимовой выделяются два основных аспекта при изучении взаимодействия человека с природной и социальной средой. Первый аспект взаимодействия человека и среды рассматривается через всю совокупность воздействий, оказываемых на человека средой и различными средовыми факторами, и второй аспект — через изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям. Как видим из содержания данных аспектов, в основе взаимодействия лежит воздействие среды (природы) на человека и наоборот.
Специфическим предметом конкретной экологической науки является не всякое экологическое взаимодействие, а то, которое разыгрывается между уровнями гео-
графического и негеографического, живого и косного, социального и природного. Поэтому представляется важным раскрытие структуры и механизма экологического взаимодействия объектов как взаимопроникающих образований [4. С. 132]. Данная система взаимодействия объектов формируется в процессе социоприродных отношений и функционирует в результате сознательной, целенаправленной и ценностно ориентированной деятельности людей, что является предметом социальной экологии. А это значит, что развитие экологического взаимодействия как аксиологической составляющей в указанных системах есть задача социально-экологического образования.
В. А. Кобылянский пишет: «Если верно, что взаимоотношения природы и общества возможно и необходимо поставить под контроль человека, то, целенаправленно формируя эти взаимоотношения, человек будет фиксировать своё отношение к природе в виде социально-экономических, моральных, эстетических и правовых норм. Отсюда следует, что человек в своих действиях будет опираться на знание природных и социальных законов, а не на процесс “взаимодействия природы и общества”» [4. С. 134].
Взаимодействие включает внутреннее отношение человека, т. е. проявление его субъективности. Субъективность — это выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувств, убеждений и желаний. Под субъективным отношением понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, обусловливающих поведение человека [13].
Таким образом, субъективное отношение к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Отсутствие системы взглядов, идей и ценностей на природную среду привело к тому, что «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством», поэтому необходимы глубокие социальные изменения, под которыми разумеют «смену системы ценностей», трансформацию мировоззрения, перестройку сознания, «революцию в умах» [2. С. 45]. Ориентир на экологическую и нравственную парадигму через систему ценностей, по мнению В. А. Яс-вина, рассматривается уже как психологопедагогическая проблема решения экологического кризиса [13].
Из сказанного следует, что современное социально-экологическое образование должно быть ориентированным на формирование социально значимых ценностей у подрастающего поколения и молодежи. Однако следует подчеркнуть недостаточность разработанности подходов, путей, условий и средств, необходимых для развития аксиологической составляющей общества. В этом направлении следует выделить гуманистическую модель социально-экологического образования, главной идеей которой выступает формирование и развитие социальноэкологических отношений. Данные отношения формируются в процессе подготовки молодежи к оптимальному взаимодействию со средой путем усвоения ими ценностного потенциала этих отношений в условиях образовательного учреждения при субъект-субъектном и субъект-объектном взаимодействии.
Гуманистическая модель социальноэкологического образования строится на филиативном подходе (от лат. ДИаШ — сыновий). Данный подход рассматривает все явления объективной реальности, в том числе и социально-экологическое образование, с учетом принципов интеграции, развития, дезинтеграции во времени и пространстве, наличия в окружающей среде ценностного потенциала, необходимого для устойчивого развития человеческого общества [12. С. 58]. Выделенная и обусловленная этим подходом система принципов обеспечивает ценностно-гуманистическую направленность содержания социальноэкологического образования, выявление педагогических условий, способствующих реализации возможного и действительного в образовательной практике. Ценностногуманистическое, интегрированное, универсальное социально-экологическое образование, основывающееся на филиативном подходе, должно стать системоообразую-щим фактором развития личности и общества. Использование филиативного подхода в социально-экологическом образовании позволяет выделить систему:
- исходных принципов изучения, построения и функционирования процессов обучения и воспитания;
- целей, содержания и организации педагогического процесса, направленных на изучение наук экологической направленности;
- учета возможностей преподавателей в формировании экологической культуры и ценностно-гуманистической направленности личности студента.
Научный анализ показывает, что аксиологический характер социально-эколо-
гического образования позволяет человеку и обществу сознательно отбирать в окружающем мире объекты, удовлетворяющие потребности, которые выступают для него ценностью (А. М. Коршунов, Б. С. Украинцев и др.). Под ценностями понимают специфически социальную значимость объектов окружающего мира. Согласно исследованиям Н. Ф. Реймерса, определены ценностные характеристики среды, отражающие следующие потребности: естественные, трудовые, социальные, этнические, психологические, экономические. Педагогическая ценность окружающей природной среды выделена в отдельную группу, так как предполагает непосредственное воздействие на личность человека, поэтому ценностный потенциал природы должен присутствовать в содержании вузовского социально-экологического образования, что позволит повысить уровень экологических знаний, сформировать разумные потребности и умение удовлетворять их на нормативной основе, воспитать ценностно-гуманистическую направленность личности.
Социально-экологическое образование призвано отразить ценность природы и показать ее значимость в развитии социальноэкологических отношений. Это образование, являясь педагогической проекцией рассматриваемых отношений, воссоздает в
своем содержании различные ценности среды, созданные естественным путем или в результате творческой преобразующей деятельности людей.
Аксиологические основания социальноэкологического образования представляют его многоаспектность и многоуровневость, включающие в себя:
- личностную ценность, проявляющуюся в уровне подготовленности личности к установлению оптимального социально-экологического взаимодействия со средой и выражению субъективности через гуманизацию и экологизацию образования;
- общественную ценность, предполагающую образованность населения в области взаимодействия с природной средой, формирующую экологический гуманизм, сдвигающую общественное сознание в сторону гармонизации социально-экологических отношений и повышающую уровень экологической культуры;
- государственную ценность, направленную на внедрение филиативного подхода в процесс подготовки граждан к включению в социальноэкологические отношения и успешное функционирование в них.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕРУЛАВА М. Н. Некоторые аспекты гуманизации образования // Гуманизация образования — императив XXI века. Набережные Челны, 1996. Вып. 1.
2. БЫЛЯНСКИЙ В., БАНЬКОВСКАЯ С. П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.
3. ГОРЕЛОВ А. А. Экология : учеб. пособие. М. : Центр, 2002.
4. КОБЫЛЯНСКИЙ В. А. Концептуальные основы экологического образования / / Экология, культура, цивилизация : хрестоматия по экологическому образованию : в 3 ч. Чебоксары, 2004. Ч. 4.
5. КОРОТАЕВА Е. В. Педагогическое взаимодействие как научная категория / / Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург : Изд-во «СВ-96», 1998. Вып. 3.
6. ЛОСЕВ А. В., ПРОВАДКИН Г. Г. Социальная экология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
7. НИЯЗОВА А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2003.
8. РЕЙМЕРС Н. Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. М. : Российский открытый университет, 1992.
9. СЛАСТЕНИН В. А., ШИЯНОВ Е. Н. Гуманизация образования и педагогические ценности // Гуманизация образования — императив XXI века. Набережные Челны, 1996. Вып. 1.
10. СНЕСАР В. И Основания и факторы будущей гуманизации личности в XXI веке / / Разум и культура. Саратов, 2001.
11. ТРУШНИКОВ Д. Ю. Воспитание гуманистического отношения к природе у учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2004.
12. ШИЛОВА В. С. Филиативный подход — методологическая основа исследования и построения системы социально-экологического образования учащейся молодежи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5.
13. ЯСВИН В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2000.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева