ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.2
Т. В. Волосовец
Аксиологические основания детствосберегающей концепции дошкольного образования
Растущие вызовы глобализации, информатизации, тревожные тенденции развития современной цивилизации с ее экологическими проблемами, обострением межнациональных конфликтов, миграционными процессами, террористической угрозой, экстремизмом, высокой социокультурной динамикой, экономическими кризисами и другими факторами, угрожающими современному детству, обусловливают необходимость создания условий для детствосбережения. В дошкольном образовании детствосбережение должно стать ведущей идеей, стратегическим приоритетом, определяющим его сущностные характеристики. Проектирование педагогической концепции детствосбережения в условиях новых вызовов современной цивилизации, роста рисков социализации детей должно базироваться на аксиологических основаниях, которым и посвящена статья. Аксиологическую основу детствосбергающей концепции составляет отношение к детству как самоценному феномену, что доказывается в статье на основе анализа ценностного отношения к детству в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, положениях основополагающих международных документов и законодательных актах, отражающих приоритеты современной государственной политики Российской Федерации в интересах детства.
Ключевые слова: детство, педагогическая концепция, дошкольное образование, детствосбережение, ценность детства, аксиологический подход.
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
T. V. Volosovets
Axiological Foundations of the Childhood Safe Concept of Preschool Education
The growing challenges of globalization, informatization, alarming tendencies of the development of modern civilization with its environmental problems, the aggravation of interethnic conflicts, migration processes, the terrorist threat, extremism, high socio-cultural dynamics, economic crises and other factors threatening modern childhood, necessitate to make conditions for childcare. In preschool education, childhood saving should become a leading idea, a strategic priority that determines its essential characteristics. Designing the pedagogical concept of childhood conservation in the face of new challenges of modern civilization, increasing risks of children's socialization should be based on axiological grounds, which the article is devoted to. The axiological basis of the childhood-minded concept is the relation to childhood as a self-valuable phenomenon, which is proved in the article on the basis of the analysis of the value attitude to childhood in Russian and foreign pedagogy and psychology, regulations of the fundamental international documents, legislative acts reflecting the priorities of the current state policy of the Russian Federation in the interests of childhood.
Keywords: childhood, pedagogical concept, preschool education, childhood, the value of childhood, axiological approach.
Актуальность разработки педагогической концепции детствосбережения в дошкольном образовании объективно обусловлена растущими вызовами глобализации, информатизации, тревожными тенденциями развития современной цивилизации с ее экологическими проблемами, обострением межнациональных конфликтов, миграционными процессами, террористической угрозой, экстремизмом, кризисами и другими факторами, угрожающими детству. В современной России идея детствосбережения становится приоритетом государственной политики, что от-
ражено в основополагающих документах социально-экономического развития страны, государственных программах и стратегиях действий в интересах детей, семьи, воспитания подрастающих поколений. В соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29 мая 2017 г. № 240 период с 2018 по 2027 г. объявлен Десятилетием детства в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства. В 2017 г. завершается реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., основными направле-
© Волосовец Т. В., 2017
ниями которой являлись «семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии» [6, с. 1].
На этом фоне растет потребность современной педагогической науки и практики в проектировании и реализации таких педагогических концепций, которые обеспечивали бы комплексную поддержку детства в процессе образования, создание условий для безопасной, развивающей среды жизнедеятельности детей, их развития и успешной социализации.
«Отношение к детству... проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений «взрослый-ребенок», - пишут авторы учебника «Введение в педагогическую деятельность» и обращаются к словам Д. Сэлинджера «стеречь ребят над пропастью во ржи», чтобы при помощи метафоры показать смысл педагогической деятельности - «быть «хранителем» детства, хранителем ребенка» [1].
В ряде исследований (К. Н. Поливанова и др.) специфику ценностного отношения к детству в отечественной психологии определяют как «методологический патернализм»: это ориентация на нормативное прохождение этапов развития, которое может приводить «к некоторому алармизму в оценке современных измерений в сфере детства» [7]. Д. И. Фельдштейн подчеркивал, что детство представляет собой не просто «не взрослое» состояние людей, а особое целостно представленное социальное явление, имеющее определенное временное протяжение. Один из аспектов детства, выделяемый Д. И. Фельдштейном, -функциональный, то есть оно выполняет функцию по подготовке подрастающего поколения и воспроизводству общества. Но одновременно с этим детство рассматривается как источник новых задач для развития общества в целом «через своего рода диктат своих развивающихся потребностей» [12]: освоение детьми новых технологий ставит перед взрослыми вопросы, которые они сами еще не успели отрефлексировать (что близко к идее префигуративной культуры по М. Мид); «растущее стремление современных детей к саморазвитию, к собственному поиску
решения актуальных задач; присущая детскому сообществу динамичность; своеобразие восприятия детьми мира взрослых» [12]. Размышляя о самоценности детства, В. П. Зинченко предостерегал от увлечения проектированием в сфере детства и развития личности детей [3]. В. Т. Кудрявцев предполагает оптимистичный сценарий, в котором современные тенденции ведут к появлению «формации развитого детства», соотносимой с гармоническим, самостановящимся типом детско-взрослой общности. Конкретным воплощением такой общности является развивающий тип со-действия - равноправный совместный поиск ребенком и взрослым внутренней формы образца, ее проблематизация и переконструирование в акте сотрудничества. Доминирующий генетический вектор: «размыкание зоны ближайшего развития - через зону более отдаленного развития - в перспективу безграничного становления человека» [5].
Развиваемые современными исследователями представления о ценности детства, ценностном отношении к детству опираются на международные документы, прежде всего, на Конвенцию о правах ребенка. Характерно, что в этом документе сделан акцент на самоценности детства, поддержке ведущих видов деятельности, в частности игры. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Для целей исследования значимо понимание того, что в обязанность государства входят меры, направленные на разработку стратегий и программ по реализации и полноценному внедрению права на игру. Важно подчеркнуть, что обозначается роль и ответственность частного сектора, включая компании, работающие в сфере досуга и культуры, а также общественные организации, оказывающие услуги детям. Значимо и то, что статья 31 содержит необычную для правового документа трактовку игры, вдохновленную психологией развития и социологией детства: «Игра - это фундаментальный и ключевой аспект радости детства, .сущностный компонент физического, социального, когнитивного, эмоционального и духовного развития. Игра и досуг необходимы для здоровья и благополучия детей, они способствуют развитию креативности, воображения, уверенности в себе, а также физических, социальных, когнитивных и эмоциональных навыков и сильных сторон личности. Детская игра создает "культуру детства". Дети находятся на
переднем крае освоения цифровых платформ и виртуальных миров, устанавливая новые типы коммуникаций и социальных связей, давая начало новым культурным средам и художественным формам» [4]. Для рассмотрения проблем детст-восбережения значимы позиции, представленные в Декларации права ребенка на игру [13]. Международной ассоциации игры (The International Play Association). Она интересна тем, что подписана еще в 1977 г., задолго до Конвенции ООН о правах ребенка. Эта Декларация утверждает право детей на досуг, игру и участие в культурных и творческих мероприятиях. В 2010 г. российские специалисты участвовали в подписании еще одного программного документа - Декларации в защиту детской игры (вместе с коллегами из Германии и Швеции). Декларация ориентирована на решение следующих задач: «утверждать ценность игры для гармоничного развития ребенка; проводить квалифицированное экспертное психолого-педагогическое обследование игрушек, включающее определение их возрастного диапазона; привлекать внимание родителей, педагогов, общественности к адекватным игрушкам, популяризировать их в печатных и электронных СМИ, таким образом способствовать полноценной игре детей» [2].
Статьей 12 и первой частью статьи 13 Конвенции ООН о правах ребенка обеспечивается право детей на участие в решении проблем, оказывающих влияние на качество их жизни. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. В статье 13 подчеркивается, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. В Комментарии общего характера № 12 [14] сделана ссылка на исследование, которое показывает, что дети могут выражать свои
взгляды с самого раннего возраста, даже если не умеют делать это вербально. Полная реализация статьи 12 Конвенции о правах ребенка требует внимания к таким способам выражения детьми своего понимания ситуации, выбора и предпочтений, как язык тела и мимика, игра и рисунки. Статья не требует, чтобы ребенок досконально разобрался во всех деталях затрагивающей его ситуации, - достаточно, чтобы на основе доступной информации можно было сделать выводы о желательном/нежелательном ходе событий. Государство должно предпринять все возможные меры, чтобы выражение мнения ребенка сопровождалось его адекватной защитой. В РФ это право подтверждают Федеральный Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [10], гарантирующий соблюдение международных конвенций в отношении детей, и статья 57 Семейного Кодекса, которая утверждает, что «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства» [9].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 26) требует «в целях учета мнения обучающихся (и других участников учебного процесса)... по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы» [11], создавать советы обучающихся (или студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы. Есть правовые акты, в которых сделан акцент на учет мнения особо уязвимых групп детей. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [8] ввело условие, что «перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей» (причем без возрастных ограничений). «Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации», описывает механизмы передачи несовершеннолетним правонарушителям ответ-
ственности за свои действия. Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг. [6] стала первым документом федерального уровня, в котором ставилась задача обеспечить «участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы» (Lansdown G, 2001) [15].
Современные исследователи обращают внимание на то, что дети обладают уникальным опытом и знанием своей жизненной ситуации «изнутри». Реформы социальной и образовательной политики, которые прямо или косвенно влияют на жизнь детей, оставляют «за кадром» изменения, которые происходят в повседневной жизни детей, их связь с фактическим и прогнозируемым уровнями благополучия. Сейчас работа по улучшению доступа к образованию мало учитывает представления самих детей о том, какие образовательные методики хорошо работают для них, соответствует ли учебный план их потребностями, от чего зависят хорошая посещаемость или желание бросить школу и др. Исследования показывают, что вовлечение школьников в процесс принятия решений помогает улучшить отношения между учениками и педагогами и в итоге создает более эффективную учебную среду [12]. Предположительно это происходит благодаря чувству своей ценности для взрослых, частичной ответственности («владения», ownership) за судьбу школы. Обеспечение безопасности среды - например, защита детей от ДТП или от наркотиков - происходит по траектории ограничения свободы передвижения детей и усиления контроля над ними. Их собственный опыт столкновения с опасностями и избегания / преодоления их не рассматривается как серьезный источник стратегий, а дети в итоге теряют возможности для свободной игры, дружеских связей, самостоятельных проб. Борьба с детским трудом, не учитывающая субъективную реальность и фактическую ситуацию детей и их семей, иногда даже ухудшает положение дел. Обращается внимание на то, что качество принимаемых решений может также улучшаться за счет специфических «детских» качеств: оптимизма, гибкости, открытости изменениям. Особо следует отметить два современных направления развития правовой поддержки детства: направление, связанное с определением статуса детей в научных исследованиях в качестве соисследователей; направление, обеспечивающее участие детей в принятии решений (C. Shaw, L. M. Brady, C. Davey, 2011) [18]. Авторы первого направления видят ряд преимуществ такой позиции. Они отмечают, что исследование «укореняется» в ре-
альном опыте детей благодаря тому, что исследователи стабильно удерживают фокус внимания на восприятии ситуации детьми. Упрощается процесс вовлечения участников исследования (или, например, доля заполненных опросников). Работа с детьми-соисследователями может упростить доступ к потенциальным участникам исследования; подтвердить (или опровергнуть) тот факт, что информация об исследовании понятна и актуальна для их сверстников; повысить уровень доверия детей к исследованию. Общение с детьми может помочь скорректировать методологию, разработать творческие, инновационные способы сбора данных. Можно выявить и интегрировать дополнительную точку зрения в интерпретацию результатов исследования.
Второе направление связано с изучением типологии участия детей в принятии решений. ЮНИСЕФ подразделяет практики участия детей на три категории: 1. Консультативный процесс (consultative processes): взрослые инициируют процесс получения информации у детей о том, как можно улучшить законодательство, работу с детьми и др. 2. Участие в инициативах (participative initiatives): создание условий для понимания и применения детьми принципов на практике; вовлечение детей в разработку политик или социально-психологических услуг, влияющих на них. 3. Поддержка самоадвокации (promoting self advocacy): передача полномочий и содействие детям для осознания и реализации собственных целей и инициатив [15].
Объем практических рекомендаций по опера-ционализации принципов и ценностей в процессе привлечения детей к участию в принятии решений весьма велик (Save the Children, 2010) [17]. В зарубежной практике существуют такие «высокоуровневые» проекты, как детские парламенты или привлечение детей к подготовке докладов о реализации Конвенции о правах ребенка (J. Miller) [16].
На основе анализа ценностного отношения к детству в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, положений основополагающих международных документов и законодательных актов, отражающих приоритеты современной государственной политики Российской Федерации в интересах детства, в качестве аксиологического основания педагогической концепции дест-восбережения в дошкольном образовании рассмотрено отношение к детству как самоценному феномену. Детствосбережение должно стать ведущей идеей дошкольного образования, определяющей его сущностные характеристики.
Библиографический список
1. Введение в педагогическую деятельность (под ред. А. С. Роботовой) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // studentam.net/content/view / 1215/122 / Электронная библиотека учебников
2. Декларация в защиту детской игры - Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // psyjournals.ru/psyedu / 2011 / n2/42064_full.shtml
3. Зинченко В. П. Детство - ценность, а не объект проектирования и воспитания [Электронный ресурс] / В. П. Зинченко. - Режим доступа: http: // ecsocman.hse.ru/data / 2010/12/09/1214860928 / ]
4. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
5. Кудрявцев, В. Т. Культурно -исторический статус детства: эскиз нового понимания [Электронный ресурс] / В. Т. Кудрявцев. - Режим доступа: http: // virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp1 / Kudrjavcev.pdf
6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
7. Поливанова, К. Н. Детство в меняющемся мире К. Н Поливанова // Современная зарубежная психология. - 2016. - № 2. - Том. 5. - С. 5-10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // psyjournals.ru/jmfp / 2016 / n2/82357.shtml
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
9. Семейный кодекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_8982 /
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
12. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 4. - С. 3-12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // psyjournals.ru/vestnik_psyobr / 2011 n4/56243.shtml
13. Declaration of the Child's Right to Play [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // ipaworld.org/about-us/declaration/ipa-declaration-of-the-childs-right-to-play /
14. GENERAL COMMENT № 12 (2009) The right of the child to be heard [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www2.ohchr.org/english/bodies/crc/docs / AdvanceVer-sions / CRC-C-GC-12.pdf
15. Lansdown G. (2001) Promoting children's participation in democratic decision-making. Florence: UNICEF (Innocenti Insights) [Электронный ресурс]. -https: // www.unicef-irc.org/publications/pdf/insight6.pdf
16. Miller J. Children as Change Agents: A review of child participation in periodic reporting on the Convention on the Rights of the Child, Ontario: World Vision
17. Save the Children. Putting Children at the Centre: a practical guide to children's participation, London: Save the Children. - 2010.
18. Shaw C., Brady L. M., Davey C. Guidelines for research with Children and young people, London: National Children's Bureau Research Centre [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // www.nfer.ac.uk/nfer/schools/developing-young-researchers / NCBguidelines.pdf / - 2011.
19. The Euridem Project, Davies and Kirkpatrick, Children's Rights Alliance for England, London, 2000.
Bibliograficheskij spisok
1. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost' (pod red. A. S. Robotovoj) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // studentam.net/content/view / 1215/122 / Jelektronnaja biblioteka uchebnikov
2. Deklaracija v zashhitu detskoj igry - Psiholog-icheskaja nauka i obrazovanie. - 2011. - № 2 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // psyjour-nals.ru/psyedu / 2011 / n2/42064_full.shtml
3. Zinchenko V. P. Detstvo - cennost', a ne ob#ekt proektirovanija i vospitanija [Jelektronnyj resurs] / V P. Zinchenko. - Rezhim dostupa: http: // ecsoc-man.hse.ru/data / 2010/12/09/1214860928 / ]
4. Konvencija o pravah rebenka [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
5. Kudijavcev, V. T. Kul'turno-istoricheskij status detstva: jeskiz novogo ponimanija [Jelektronnyj resurs] / V. T. Kudrjavcev. - Rezhim dostupa: http: // vir-tkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp1 / Kudrjavcev.pdf
6. Nacional'naja strategija dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gg.
7. Polivanova, K. N. Detstvo v menjajushhemsja mire K. N Polivanova // Sovremennaja zarubezhnaja psihologi-ja. - 2016. - № 2. - Tom. 5. - S. 5-10 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // psyjournals.ru/jmfp / 2016 / n2/82357.shtml
8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 maja 2014 g. № 481 g. Moskva «O dejatel'nosti organ-izacij dlja detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, i ob ustrojstve v nih detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej».
9. Semejnyj kodeks [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982 /
10. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 1998 g. № 124-FZ «Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Fed-eracii».
11. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».
12. Fel'dshtejn, D. I. Glubinnye izmenenija sov-remennogo detstva i obuslovlennaja imi aktualizacija psi-hologo-pedagogicheskih problem razvitija obrazovanija / D. I. Fel'dshtejn // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. - 2011. - № 4. - S. 3-12 [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http: // psyjournals.ru/vestnik_psyobr / 2011 n4/56243.shtml
13. Declaration of the Child's Right to Play [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // ipaworld.org/about-us/declaration/ipa-declaration-of-the-childs-right-to-play /
14. GENERAL COMMENT № 12 (2009) The right of the child to be heard [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // www2.ohchr.org/english/bodies/crc/docs / AdvanceVer-sions / CRC-C-GC-12.pdf
15. Lansdown G. (2001) Promoting children's participation in democratic decision-making. Florence: UNICEF (Innocenti Insights) [Jelektronnyj resurs]. -https: // www.unicef-irc.org/publications/pdf/insight6.pdf
16. Miller J. Children as Change Agents: A review of child participation in periodic reporting on the Convention on the Rights of the Child, Ontario: World Vision
17. Save the Children. Putting Children at the Centre: a practical guide to children's participation, London: Save the Children. - 2010.
18. Shaw C., Brady L. M., Davey C. Guidelines for research with Children and young people, London: National Children's Bureau Research Centre [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https: // www. nfer. ac.uk/nfer/schools/developing-young-researchers / NCBguidelines.pdf / - 2011.
19. The Euridem Project, Davies and Kirkpatrick, Children's Rights Alliance for England, London, 2000.
Reference List
1. Introduction into pedagogical activity (under the editorship of A. S. Robotova) [An electronic resource]. -Access mode: http: // studen-tam.net/content/view/1215/122/ Electronic library of textbooks
2. The declaration in protection of a children's game -Psychological science and education. - 2011. - № 2 [An electronic resource]. - Access mode: http: // psyjour-nals.ru/psyedu/2011/n2/42064_full.shtml
3. Zinchenko V P. The childhood - value, not a subject to design and education [Electronic resource] / V P. Zinchenko. - Access mode: http: // ecsoc-man.hse.ru/data/2010/ 12/09/1214860928/]
4. Convention on the Rights of the Child [An electronic resource]. - Access mode: http: // www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
5. Kudryavtsev, V. T. Cultural and historical status of the childhood: sketch of new understanding [An electron-
ic resource] / V T. Kudryavtsev. - Access mode: http: // virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp1/Kudrjavcev.pdf
6. The national strategy of actions for the benefit of children for 2012-2017 years.
7. Polivanova K. N. Childhood in changing world // Modern foreign psychology. - 2016. - № 2. - Vol. 5. -P. 5-10 [An electronic resource]. - Access mode: http: // psyj ournals .ru/j mfp/2016/n2/82357.shtml
8. The resolution of the Russian Federation Government dated from May 24, 2014 № 481, Moscow «About activity of organizations for orphan children and children without parental support, and about accomadation of children without parental support there».
9. Family code [An electronic resource]. - Access mode: http: // www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_8982/
10. The federal law dated from July 24, 1998 № 124-FZ «About the main guarantees of the child' rights in the Russian Federation».
11. The federal law dated from December 29, 2012 № 273-FZ «About education in the Russian Federation».
12. Feldstein D. I. Deep changes of the modern childhood and the updating of psychological and pedagogical problems of education development caused by them // the Bulletin of practical psychology of education. - 2011. - № 4. - P. 3-12 [An electronic resource]. -Access mode: http: // psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011 n4/56243.shtml
13. Declaration of the Child's Right to Play [An electronic resource]. - Access mode: http: // ipaworld.org/about-us/declaration/ipa-declaration-of-the-childs-right-to-play/
14. GENERAL COMMENT № 12 (2009) The right of the child to be heard [An electronic resource]. - Режим доступа: http: // www2.ohchr.org/english/bodies/crc/docs/ Advance Ver-sions/CRC-C-GC- 12.pdf
15. Lansdown G. (2001) Promoting children's participation in democratic decision-making. Florence: UNICEF (Innocenti Insights) [An electronic resource]. -https: // www.unicef-irc.org/publications/pdf/insight6.pdf
16. Miller J. Children as Change Agents: A review of child participation in periodic reporting on the Convention on the Rights of the Child, Ontario: World Vision
17. Save the Children. Putting Children at the Centre: a practical guide to children's participation, London: Save the Children. - 2010.
18. Shaw C., Brady L. M., Davey C. Guidelines for research with Children and young people, London: National Children's Bureau Research Centre [An electronic resource]. - Режим доступа: https: // www.nfer.ac.uk/nfer/schools/developing-young-researchers /NCBguidelines.pdf/ - 2011.
19. The Euridem Project, Davies and Kirkpatrick, Children's Rights Alliance for England, London, 2000.