Научная статья на тему 'Анализ педагогической деятельности как условия детствосбережения в дошкольном образовании'

Анализ педагогической деятельности как условия детствосбережения в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ / МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CHILDHOOD SAVING / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ORGANIZATION OF CONDITIONS / MONITORING OF PRESCHOOL EDUCATION EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волосовец Татьяна Владимировна

В статье представлены результаты научно-педагогического исследования, в рамках которого разработана педагогическая концепция детствосбережения в дошкольном образовании, апробирована детствосберегающая модель, определены условия ее эффективной реализации. Одним из условий является готовность педагогов, результативность их педагогической деятельности. Концепция детствосбережения базируется на идеях самоценности детства. Детствосбережение рассматривается как главный вектор развития дошкольного образования в контексте государственной политики в интересах детства. В статье анализируются эмпирические данные результаты анкетирования воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях комбинированного и компенсирующего видов, направленного на изучение факторов риска, препятствующих детствосбережению. Представлена методика изучения педагогической деятельности в создании условий для сбережения детства в дошкольном образовании: реализован математико-статистический метод исследования коэффициент ранговой корреляций Спирмена, позволяющий выявить связь между изучаемыми явлениями, и метод статистической проверки гипотез t-критерий Стьюдента, который определяет значимость выявленной связи. Проанализированы и обобщены результаты изучения организации образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определены квалификация, опыт, методическая осведомленность педагогов в работе с детьми данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волосовец Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of the scientific and pedagogical research, within the framework of which the pedagogical concept of childhood saving in preschool education has been developed, a child saving model has been tested, and the conditions for its effective implementation have been determined. One of the conditions is readiness of teachers, the effectiveness of their pedagogical activities. The concept of childhood saving is based on ideas of the self-worth of childhood. Childhood saving is seen as the main vector of the development of preschool education in the context of state policy in the interests of childhood. The article analyzes empirical data the results of a questionnaire survey of educators working in pre-school educational organizations of combined and compensating types, aimed at studying the risk factors that impede child saving. The methodology for studying pedagogical activity in creating conditions for the preservation of childhood in preschool education is presented: a mathematical and statistical research method is implemented the Spearman rank correlation coefficient, which makes it possible to identify the relationship between the phenomena being studied, and the method of statistical testing of hypotheses the Student's t-test, which determines the significance of the identified relationship. The results of the study of the organization of educational conditions for children with disabilities (HIA) and qualifications, experience, and methodological awareness of teachers in work with children of this category have been analyzed and summarized.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогической деятельности как условия детствосбережения в дошкольном образовании»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2

Т. В. Волосовец

Анализ педагогической деятельности как условия детствосбережения в дошкольном образовании

В статье представлены результаты научно-педагогического исследования, в рамках которого разработана педагогическая концепция детствосбережения в дошкольном образовании, апробирована детствосберегающая модель, определены условия ее эффективной реализации. Одним из условий является готовность педагогов, результативность их педагогической деятельности. Концепция детствосбережения базируется на идеях самоценности детства. Детствосбережение рассматривается как главный вектор развития дошкольного образования в контексте государственной политики в интересах детства. В статье анализируются эмпирические данные - результаты анкетирования воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях комбинированного и компенсирующего видов, направленного на изучение факторов риска, препятствующих детствосбережению. Представлена методика изучения педагогической деятельности в создании условий для сбережения детства в дошкольном образовании: реализован математико-статистический метод исследования - коэффициент ранговой корреляций Спирмена, позволяющий выявить связь между изучаемыми явлениями, и метод статистической проверки гипотез - ^критерий Стьюдента, который определяет значимость выявленной связи. Проанализированы и обобщены результаты изучения организации образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определены квалификация, опыт, методическая осведомленность педагогов в работе с детьми данной категории.

Ключевые слова: детствосбережение, педагогическая деятельность, организация условий, мониторинг результативности дошкольного образования.

GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

T. V. Volosovets

Analysis of Pedagogical Activity as Conditions of Childhood Saving in Preschool Education

The article presents results of the scientific and pedagogical research, within the framework of which the pedagogical concept of childhood saving in preschool education has been developed, a child saving model has been tested, and the conditions for its effective implementation have been determined. One of the conditions is readiness of teachers, the effectiveness of their pedagogical activities. The concept of childhood saving is based on ideas of the self-worth of childhood. Childhood saving is seen as the main vector of the development of preschool education in the context of state policy in the interests of childhood. The article analyzes empirical data -the results of a questionnaire survey of educators working in pre-school educational organizations of combined and compensating types, aimed at studying the risk factors that impede child saving. The methodology for studying pedagogical activity in creating conditions for the preservation of childhood in preschool education is presented: a mathematical and statistical research method is implemented - the Spearman rank correlation coefficient, which makes it possible to identify the relationship between the phenomena being studied, and the method of statistical testing of hypotheses - the Student's t-test, which determines the significance of the identified relationship. The results of the study of the organization of educational conditions for children with disabilities (HIA) and qualifications, experience, and methodological awareness of teachers in work with children of this category have been analyzed and summarized.

Keywords: childhood saving, pedagogical activity, organization of conditions, monitoring of preschool education effectiveness.

Концептуальное значение идеи детствосбережения в развитии дошкольного образования определяется сегодня приоритетами государственной политики, которые отражены в основополагающих документах социально-экономического развития страны, государственных программах и стратегиях

действий в интересах детей, семьи, воспитания подрастающих поколений [3, 2, 1].

Особо актуальна проблема детствосбережения в дошкольных образовательных организациях, где дети часто проводят значительно больше времени, чем в семье. Сегодня необходима реализация таких

© Волосовец Т. В., 2017

педагогических концепций и моделей, которые обеспечивали бы комплексную поддержку детства в процессе образования, создавали безопасную, развивающую среду для жизнедеятельности, развития и успешной социализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках эмпирической части исследования результативности дошкольного образования было проведено анкетирование воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях комбинированного и компенсирующего видов. Анкетирование проводилось в свободной форме, в свободное время. Из 150 анкет было отобрано и обработано 84, так как полученные данные соответствовали основным принципам математической обработки.

Анкета состояла из структурно организованного набора вопросов, который носил комбинированный характер и включал открытые и закрытые (дихото-мичные, многовариантные), идентификационные и фильтрующие вопросы. Информационный компонент, реализующийся в цели анкетирования, затрагивал тематику организации образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и включал определение квалификации, опыта, методической осведомленности педагога и ее практическую реализацию в области работы с детьми данной категории. Полученная в результате анкетирования информация носит конкретный (фактический) и субъективный характер. Такое соотношение позволяет выявить корреляции между различными информационными единицами анкеты, которые содержались в вопросно-ответной форме. Для этого реализовывался математико-статистический метод исследования: коэффициент ранговой корреляций Спирмена, позволяющий выявить связь между изучаемыми явлениями, и метод статистической проверки гипотез - ^критерий Стьюдента, который определяет значимость для исследования выявленной связи. Математическая обработка проходила с помощью компьютерной программы - системы для статистического анализа данных БТАИБИСЛ 10.

Далее представлены общие результаты по каждому вопросу в анкете. Ответы на вопросы, которые в большей степени носили субъективный характер, проверялись с помощью методов математической статистики, и выявлялись корреляции с другими данными по ответам на вопросы.

В анкетировании приняли участие педагоги дошкольных образовательных организацийиз пяти районов Санкт-Петербурга, что предположительно может свидетельствовать о цельности и вариативности полученных данных.

При анализе ответов на вопрос об образовании в качестве ориентира выступала значимость уровня и направления профессиональной подготовки специалистов образовательных организаций. Из общего числа респондентов среднее профессиональное

образование имели 16 воспитателей, высшее профессиональное (педагогическое) - 62 воспитателя, высшее профессиональное (другое) - 6 воспитателей. Таким образом, из образовательных организаций, которые являлись базами для проведения анкетирования, больше 70 % воспитателей имеют высшее профессиональное педагогическое образование. Эти данные свидетельствуют о высоких требованиях руководителей образовательных организаций к реализации должностных обязанностей работников: о наличии теоретико-

методологических основ и практических навыков в организации педагогических условий для развития детей. Не отрицаются личностные и профессиональные ориентиры и качества самих воспитателей независимо от уровня образования. Полученные данные, из-за количественного разброса значений, позволяют лишь предположить о зависимости уровня образования от реализации методических приемов при взаимодействии с детьми с ОВЗ.

Следует отметить, что именно педагогическая специализация большей части воспитателей будет являться основой для дальнейшего анализа ответов, свидетельствовать о четкой профессиональной направленности.

Основываясь на результатах на момент анкетирования, можно отметить: из 78 воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ, прошли повышение квалификации по проблемам обучения детей такой категории в период с 2013 по 2017 г. 57 воспитателей (73 % из числа ранее представленных). Такие данные свидетельствует о тенденции соблюдения политики образования, но поднимают вопрос о применении воспитателями полученных знаний на практике и понимании построения педагогической деятельности с детьми с ОВЗ с учетом нормативно-правовых и программных требований. Ответы на данный вопрос свидетельствуют о соблюдении стандартов в области педагогической деятельности и о соответствии тенденциям развития системы образования.

Можно отметить предположение о влиянии количества детей с ОВЗ на организацию оптимальных условий для их обучения, развития и воспитания. Проанализируем полученные результаты. Незначительное число воспитателей (6 человек) не имели опыта работы с детьми с ОВЗ, остальные 78 воспитателей имеют опыт работы с такими категориями детей. Далее расчет ведется из числа воспитателей, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ. Группы компенсирующей направленности с одной категорией детей с ОВЗ имеют следующий состав: 1) группы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - численность группы от 13 до 16 человек: 43 группы имеет численность 16 человек, 5 групп - 15 человек, 3 группы - 14 человек, 3 группы - 13 человек; 2) группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) - численность группы 11

человек; 3) группа детей с нарушениями зрения (слабовидящие) - численность группы 12 человек. Всего 63 опрошенных воспитателей работают с одной категорией детей. Из 8 образовательных организаций более 80 % воспитателей работают с группой, в которой представлена одна категория детей с ОВЗ (группы компенсирующей направленности). Численность детей превышает рекомендуемую в группах компенсирующей направленности по Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) 2.4.1.3049-13.

Для проверки значимости полученных данных с СанПиНом была проведена статистическая обработка с помощью критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t (14,1) находится в зоне значимости. На основе полученного эмпирического значения ^критерия Стьюдента, который находится в зоне значимости, подтверждается предположение о возможных рисках неоптимальной организации условий для развития, обучения и воспитания детей. Также отмечается корреляция между численностью и характером нарушения развития, что отражается в снижении ранговых показателей. В данном случае это может быть охарактеризовано в зависимости от особенностей социальной адаптации детей с различными особенностями в развитии и общей тенденции к росту численности детей с данным видом нарушения.

Численность групп компенсирующей направленности с несколькими категориями детей с ОВЗ соответствует следующим данным: 1) группа слабовидящих детей и детей с ЗПР - от 9 до 11 человек: 8 детей с ЗПР и 3 слабовидящих ребенка; 6 слабовидящих детей и трое детей с ЗПР; 2) группа слабовидящих детей и детей с ТНР - 12 человек: 7 детей с ТНР, 5 слабовидящих; 3) группа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с ТНР - 15 человек: 6 детей с нарушениями ОДА и 8 детей с ТНР; 4) группа слабовидящих детей, детей с ТНР, детей с ЗПР - 15 человек: 3 слабовидящих ребенка, 3 ребенка с ТНР, 9 детей с ЗПР. Всего 15 опрошенных воспитателей работают с группой детей разных категорий: 13 воспитателей с двумя категориями и 3 воспитателя с тремя категориями.

Для подтверждения возможной значимости влияния численности детей с различными особенностями здоровья на организацию необходимых условий для их развития была проведена статистическая обработка данных с помощью метода математической статистики - ^критерия Стьюдента. В расчет были включены усредненные данные, соответствующие числовому значению более 68 %. Полученное эмпирическое значение t (4,4) находится в зоне значимости.

На основе полученного эмпирического значения ^критерия Стьюдента подтверждается предположение о возможных рисках снижения характера

оптимальной организации условий для развития, обучения и воспитания детей. Рассматривая полученное значение и ранговое распределение, можно говорить о том, что в большей степени подтверждается предположение об общем увеличении численности детей с ОВЗ, нежели о взаимосвязи численности группы с характером нарушения и степени социализации детей. В итоге, полученные данные позволят сделать предположение о характере организованных условий для данных категорий детей и реализуемой психолого-педагогической поддержки.

Для анализа стажа работы респондентов с детьми с ОВЗ было выделено четыре временных варианта: менее 3-х лет; от 3-х до 10 лет; от 10 до 20 лет; более 20 лет. При анализе ответов на данный вопрос учитывался практический опыт взаимодействия, построение педагогического воздействия и организация необходимых условий для детей с ОВЗ. Обратимся еще раз к результатам того, что 78 воспитателей имели опыт работы с детьми с ОВЗ, а 6 воспитателей не имели такового опыта ранее. Процент от числа воспитателей, имеющих опыт работы, составил менее 3-х лет - нет; от 3-х до 10 лет - 21 человек; от 10 до 20 лет - 24; более 20 лет - 33.

В образовательных организациях, которые принимали участие в исследовании, большинство воспитателей имели достаточный опыт работы с детьми с ОВЗ. Для данного исследования это является значимым, так как дальнейшие показатели будут являться базовыми составляющими, строящимися на их личном опыте. Выраженной корреляции между опытом и прохождением курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ не выявлено, так как процентное соотношение стажа и прохождения квалификации не выходит за рамки нормативного статистического значения (68 %). При на вопрос о том, что такое адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ОВЗ, предлагались следующие варианты ответов: 1) образовательная программа, адаптированная для обучения разных категорий детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, реализуемая в условиях специальной дошкольной образовательной организации; 2) образовательная программа, адаптированная для обучения разных категорий детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, реализуемая при обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; 3) образовательная программа, адаптированная для обучения разных категорий детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию наруше-

ний развития и социальную адаптацию, реализуемая в условиях дошкольной образовательной организации.

Данный вопрос позволил выявить уровень освоения воспитателями нормативно-правовой базы для построения и организации образовательных условий для детей с ОВЗ. Получены следующие общие результаты по процентному соотношению от общего числа воспитателей: первый вариант ответа - 26 человек; второй вариант ответа - 23 человека; третий вариант ответа - 35 человек. Корреляция с данными о прохождении повышения квалификации воспитателями по проблемам обучения детей с ОВЗ представлена следующим образом. Из 57 воспитателей, которые прошли повышение квалификации, 35 дали третий вариант ответа - 61,5 % (правильный); 12 воспитателей дали первый вариант ответа - 21 %; 10 воспитателей дали второй вариант ответа - 18,5 %. Из воспитателей, которые не прошли повышение квалификации (27 человек), 14 дали первый вариант ответа - 51,8 %; 13 дали второй вариант ответа - 48,2 %.

Для определения корреляции между данными о повышении квалификации и ответом об АООП ДО для детей с ОВЗ была проведена статистическая обработка полученных результатов с помощью коэффициента корреляций Спирмена. Значения А -прохождение воспитателями курсов повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ: 1 - проходили; 0 - не проходили. Значения Б - ответ на вопрос об АООП ДО для детей с ОВЗ: 1 - правильный ответ; 0 - неправильный ответ. d (ранг А - ранг В) - разность между рангами значений. d2 - возведение разности в квадрат. Гипотеза Но (основная) выдвигает предположение, что корреляции между значениями не будет выявлена (коэффициент корреляции Спирмена равен 0). Гипотеза Н1 (альтернативная) выдвигает предположение, что будет выявлена корреляция между двумя значениями (коэффициент корреляции Спирмена не равен 0). При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента, равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи. Полученное эмпирическое значение t (3,8) находится в зоне значимости. Данная корреляция является значимой для исследования.

Менее половины от общего числа воспитателей (42 %) правильно ответили на вопрос и показали наличие четких ориентиров в нормативно-правовой сфере в области образования. Следует отметить эффективность прохождения повышения квалификации по проблеме обучения детей с ОВЗ: именно воспитатели, прошедшие повышение квалификации, верно дали определение АООП ДО для детей с

ОВЗ. Больший процент воспитателей недостаточно точно владеют терминологией. Такие случаи отмечаются среди воспитателей, как прошедших, так и не прошедших повышение квалификации. Следует предположить, что если увеличится процент воспитателей, прошедших повышение квалификации, то увеличится и показатель эффективности их работы.

Для ответа на вопрос о том, что является основой для разработки АООП ДО для детей с ОВЗ, предлагались следующие варианты ответов: 1) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ОВЗ; 2) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 3) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования детей с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ответы на данный вопрос отражают, насколько воспитатели ориентируются в построении своей практической деятельности на поставленную нормативно-правовой и образовательной сферой документацию. Общий результат составил: первый вариант ответа - 27 человек; второй вариант ответа - 38 человек; третий вариант ответа - 19 человек.

Корреляция с данными о прохождении повышения квалификации по проблемам обучения детей с ОВЗ представлена по результатам анкетирования следующим образом. Из 57 воспитателей, которые прошли повышение квалификации, 36 дали второй вариант ответа; 20 - первый вариант ответа; 2 воспитателя - третий вариант ответа. Из 27 воспитателей, которые не проходили на момент анкетирования повышение квалификации, 17 воспитателей дали второй вариант ответа; 8 воспитателей - первый вариант ответа; 2 воспитателя - третий вариант ответа. Для выявления степени значимости корреляции применялся расчет коэффициента корреляции Спирмена. Гипотеза Н0 (основная) отражает предположение, что корреляция между значениями не будет выявлена (коэффициент корреляции Спирмена равен 0). Гипотеза Н1 (альтернативная) соответствует предположению, что будет выявлена корреляция между двумя значениями (коэффициент корреляции Спирмена не равен 0).

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более -показателями высокой тесноты связи. Результат расчета коэффициента ранговой корреляции гя = 0,329. Критические значения для N = 42. Н0 отвергается. Между значениями существует слабая корреляционная связь. Статистическая значимость полученного коэффициента оценивалась

при помощи ^критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение ^критерия (0,7) находится в зоне незначимости.

Результаты математической обработки говорят о низкой степени значимости полученных ответов. В практической деятельности воспитатели должны ориентироваться на документацию, которая отражает образовательную базу работы с детьми с ОВЗ. Меньше половины воспитателей ориентируются на данную документацию - 42 % от общего числа. Также в этом случае особую значимость показал критерий повышения квалификации педагогов, так как больший процент верных ответов получили воспитатели, которые прошли повышение квалификации. Но в силу того, что данный вопрос приближен к практике и является наиболее теоретически и практически понятным, воспитатели, не прошедшие повышения квалификации, ответили на данный вопрос, что подтверждено математической статистикой, которая не выявила корреляцию между пониманием основ построения педагогической деятельности с детьми с ОВЗ и повышением квалификации.

Для на вопрос о критериях, характеризующих успешность ребенка с ОВЗ, были представлены следующие варианты ответов: 1) динамика развития ребенка; 2) независимая экспертная оценка внешних экспертов. Общий результат ответов следующий: первый вариант ответа - 82 человека; второй вариант ответа - 2 человека (воспитатели имеют опыт работы с детьми от 10-ти до 20-ти и проходили повышение квалификации). Данные результаты показывают, что воспитатели в большей степени ориентированы на общую динамику ребенка во время образовательного процесса. Такая тенденция создает базу для применения на практике общеполагающего принципа - единства диагностики и коррекции. Критерий успешности развития ребенка с ОВЗ оценивается в организованных условиях. Следует отметить, что такая тенденции отмечается не только в сфере специального образования, так как воспитатели, не имеющие опыта работы с детьми с ОВЗ, указали именно динамику развития.

Осуществление дошкольного образования как системной последовательной деятельности по комплексной поддержке детства будет эффективным при необходимой и достаточной подготовленности специалистов для работы с детьми с различными стартовыми возможностями. Необходима подготовка педагогических кадров к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мониторинг его результативности в контексте задач детствосбережения, которое должно

стать ведущей идеей развития дошкольного образования на среднесрочную перспективу.

Библиографический список

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru /products/ipo/ prime/ doc/71517610/ (дата обращения 31.10.2017)

2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - URL: o_nacion_ strategii_v_ interesah_rebenka.pdf (дата обращения 31.10.2017).

3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.garant.ru/news/11 13244/#ixzz4lV34JHwu (дата обращения 31.10.2017).

Bibliograficheskij spisok

1. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maja 2015 g. № 996-r) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru /products/ipo/ prime/ doc/71517610/ (data obrashhenija 31.10.2017)

2. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 20122017 gody» [Jelektronnyj resurs]. - URL: o_nacion_ strategii_v_ interesah_rebenka.pdf (data obrashhenija 31.10.2017).

3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2017 goda № 240 «Ob ob#javlenii v Rossijskoj Federacii Desjatiletija detstva» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http:// www. garant. ru/news/11 13244/#ixzz4l V3 4 JHwu (data obrashhenija 31.10.2017).

Reference List

1. The strategy of education development in the Russian Federation until 2025 (confirmed with the order of the Government of the Russian Federation from May 29, 2015 № 996-r) [Electronic resource]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71517610/(d ate of the address 31.10.2017)

2. The decree of the Russian President from 01.06.2012 № 761 «About the National strategy of actions for the benefit of children for 2012-2017» [An electronic resource]. - URL: o_nacion_ strategii_v_ in-teresah_rebenka.pdf (date of the address 31.10.2017).

3. The decree of the Russian Federation President from May 29, 2017 № 240 «About the announcement in the Russian Federation of Decade of the childhood» [An electronic resource]. - URL: http:// www.garant.ru/news/11 13244/#ixzz4lV34JHwu (date of the address 31.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.