Научная статья на тему 'Стандарт дошкольного образования и перспективы реализации идеи детствосбережения'

Стандарт дошкольного образования и перспективы реализации идеи детствосбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волосовец Т.В.

В статье рассматриваются перспективы развития дошкольного образования на основе идеи детствосбережения. В этом контексте анализируется опыт проектирования стандарта дошкольного образования, которое осуществлялось при непосредственном участии автора статьи, и реализации стандарта в практике. Автор размышляет об особенностях стандарта дошкольного образования, который является не стандартом результата, а стандартом условий; о соотношении таких понятий, как «стандартизация» и «вариативность», о проектировании в дошкольной образовательной организации образовательной среды, принципе модульности в проектировании образовательных программ, других аспектах развития дошкольного образования на основе стандарта. В качестве главного вектора развития дошкольного образования автором определяется детствосбережение как цель и результат дошкольного образования; ведущая идея, определяющая отношение к детству как самоценному феномену и видение сущности педагогической деятельности в создании условий для сбережения детства в дошкольном образовании, индивидуализации, актуализации субъектности ребенка в ходе безопасной, развивающей, социализирующей жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волосовец Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard of Preschool Education and Prospects of Implementation of the Idea of Childhood of Saving

The prospects of the preschool education development on the basis of the childhood saving idea are considered in the article. In this context, the experience of designing the pre-school education standard is analyzed, which was carried out with the direct participation of the author of the article, and the implementation of the standard in practice. The author reflects on the peculiarities of the pre-school education standard, which is not a standard of result, but a standard of conditions; on the correlation of such concepts as “standardization” and “variability”, on designing in the pre-school educational organization of the educational environment, the principle of modularity in the design of educational programs, and other aspects of the development of pre-school education on the basis of the standard. As the main vector of the development of preschool education, the author defines childhood as a goal and result of pre-school education; leading idea, defining the attitude to childhood as a self-valuable phenomenon and a vision of the essence of pedagogical activity in creating conditions for the saving of childhood in preschool education, individualization, actualization of the subjectivity of the child in the course of safe, developing, socializing life activity.

Текст научной работы на тему «Стандарт дошкольного образования и перспективы реализации идеи детствосбережения»

УДК 372.3/.4+373.2+37.0

Волосовец Татьяна Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, ippdrao@yandex.ru, Москва

СТАНДАРТ ДОшКОЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития дошкольного образования на основе идеи детствосбережения. В этом контексте анализируется опыт проектирования стандарта дошкольного образования, которое осуществлялось при непосредственном участии автора статьи, и реализации стандарта в практике. Автор размышляет об особенностях стандарта дошкольного образования, который является не стандартом результата, а стандартом условий; о соотношении таких понятий, как «стандартизация» и «вариативность», о проектировании в дошкольной образовательной организации образовательной среды, принципе модульности в проектировании образовательных программ, других аспектах развития дошкольного образования на основе стандарта. В качестве главного вектора развития дошкольного образования автором определяется детствосбережение как цель и результат дошкольного образования; ведущая идея, определяющая отношение к детству как самоценному феномену и видение сущности педагогической деятельности в создании условий для сбережения детства в дошкольном образовании, индивидуализации, актуализации субъектности ребенка в ходе безопасной, развивающей, социализирующей жизнедеятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, детствосбережение, образовательный стандарт.

Образовательный стандарт дошкольного образования был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года [5]. Опыт проектирования стандарта, которое осуществлялось при непосредственном участии автора статьи, и его реализации сегодня требует переосмысления в целях дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования, определения приоритетов его развития в грядущее Десятилетие детства, объявленное с 2018 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29 мая 2017 года № 240 [5]. Десятилетие детства объявлено в целях дальнейшего развития государственной политики в интересах детства и именно в этих интересах должно осуществляться развитие системы образования в целом и дошкольного образования в частности.

Стандарт дошкольного образования был разработан нами именно для того, чтобы создать благоприятные условия для полноценного развития детей в период дошкольного детства. Ведь отсутствие стандарта в образовании само по себе являлось фактором риска, предоставляя возможность для сомнительных экспериментов, инноваций, внедрения в образование антиценностей или несоответствующих возрастным особенностям детей образовательных техно-

логий. Стандарт предоставляет гарантии качества образовательного процесса, гарантии того, каким будет его содержание, ценностная направленность, применяемые методы обучения и воспитания детей. Вместе с тем сама идея стандарта в сфере, касающейся развития личности ребенка, таит в себе риск формирования личности в соответствии со стандартом, «натаскивания» на показатели стандарта, если попытаться довести эту идею до абсурда и интерпретировать как стандарт на личность. Нет таких стандартов ни на одном из уровней современной системы российского образования, хотя в большинстве из них и сформулированы планируемые результаты. Главное же в стандартах - условия, которые создаются в образовательной организации для обучения, воспитания, развития детей. Эту мысль неоднократно высказывал Александр Григорьевич Асмолов в своих статьях и в выступлениях на конференциях: сегодня стандарт понимается не как стандарт результатов, а как стандарт условий [1].

В этом плане образовательный стандарт дошкольного образования - самый яркий пример, так как он является не стандартом результата, а стандартом условий. Дошкольный уровень общего образования не предполагает оценку результата образования, в том числе академического. Статья 64 зако-

на «Об образовании в РФ» запрещает в детском саду какие бы то ни было виды аттестации - как промежуточной, так и итоговой. В ней говорится, что «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» [2]. Агтестовывать дошкольника нельзя. Поэтому нельзя говорить и об академических результатах дошкольного образования.

Коллектив разработчиков создавал дошкольный стандарт как стандарт условий. Чем качественнее условия, созданные в детском саду, тем лучше образование в нем. В первую очередь мы имели в виду психолого-педагогические и кадровые условия в комплексе с условиями развивающей предметно-пространственной среды. Чем более развивающей становится среда детского сада, тем лучше и эффективнее реализуется в нем программа. Конечно, финансовые и материально-технические условия важны. Нужны финансы на закупку игрушек, пособий, игрового оборудования. Но мы нередко становимся свидетелями того, как в детском саду горкой сложены и покрываются пылью игрушки, которые никому не нужны. Старенькие куклы, потрепанные машинки... И главное - воспитатель не знает, как наполнить игру с ними развивающим содержанием. Любой предмет или игрушка, любая часть игрового оборудования в детском саду должны оставаться в поле зрения воспитателя и использоваться им с конкретной целью: развитие ребенка. Речь идет об условиях развивающей предметно-пространственной среды. Вот что важно было сделать сегодня: создать из того, что есть в детском саду, предметно-пространственную среду, наполненную развивающим содержанием.

Острым вопросом в реализации любого стандарта, включая обсуждаемый в нашей статье, является соотношение стандарта и вариативности. Не ведет ли реализация стандарта к свертыванию разнообразия программ и вариативности моделей дошкольного образования, не является ли стандартизация тем шаблоном, по которому будет осуществляться работа с детьми независимо от их особенностей, интересов, индивидуальных потребностей? На протяжении последних лет нам неоднократно приходилось отвечать на подобные вопросы, которые

возникают вопреки изложенным нами в тексте стандарта принципам. Повторим, что наш стандарт - это стандарт условий. Именно для того, чтобы в дошкольной образовательной организации были созданы условия для развития индивидуальности, учета возрастных и психологических особенностей детей и семей, их актуальных потребностей, был принят стандарт.

Вспомним, что в начале 90-х были написаны первые комплексные программы, которые так или иначе отличались от существовавшей ранее типовой программы обучения и воспитания в детском саду. И это было выражением осознанной потребности. В этих программах принцип вариативности оказался как нельзя кстати. Поэтому когда вариативность была закреплена законодательно, педагогическое сообщество без дискуссий поддержало эту идею. Именно она легла в основу разработки и реализации образовательных модулей. Принцип модульности обеспечивает вариативность.

У нас в стране пока мало детских садов, которые сами пишут свои комплексные программы. Это трудная работа. По данным нашего мониторингового исследования, таких образовательных организаций в России насчитывается не более 8-10 %. Обычно происходит иначе: если образовательной организации не нравится, как прописан тот или иной раздел в комплексной программе (например, речевое развитие или художественно-эстетическое воспитание) она, не нарушая целостности единых подходов к структуре программы, изымает этот макромодуль и кладет на его место тот, который ее педагоги разработали сами.

Образовательный стандарт ориентирует нас на то, что базовая часть составляет 60 %, а остальное формируется самой образовательной организацией. В действительности, методики подсчетов этих процентов не существует. И это открывает огромные возможности для вариативности. Одни образовательные организации берут модули, посвященные народной игрушке и народному творчеству. Другие стремятся сделать лингвистический уклон, третьи идут по пути математического образования, направленного на развитие умственных способностей ребенка. В создании образовательных модулей образовательные организации опираются на потребности и особенности субъектов обра-

зовательного процесса.

Таким образом, стандарт вовсе не исключает вариативности. Вариативность зафиксирована не только в законе «Об образовании в РФ». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также подчеркивается важность и необходимость вариативности.

Обычно педагогов и руководителей образовательных организаций смущает то, что при едином подходе и едином требовании к структуре образовательной программы им рекомендуется вариативность содержания. Но наши коллеги, дошкольные педагоги, давно работающие в детсадах, прекрасно понимают, что при работе по одной программе можно продемонстрировать совершенно разную событийность, используя разные технологии. И в этом заключается секрет, почему в один детский сад родители мечтают привести своих детей, а другой обходят стороной.

И в том, и в другом случае в детском саду реализуется одна и та же (по названию) программа. Но технологии ее реализации - разные. При жестких требованиях к структуре программы, образовательная организация свободна по-своему наполнять ее содержательный и организационный разделы, а это дает абсолютную свободу в выборе образовательных модулей. Индивидуализация образования в дошкольной организации проявляется в работе педагога с малыми группами, объединяющими детей с одними и теми же особенностями. Не обязательно это дети с ОВЗ. У каждого ребенка - разные способности, интересы, мотивации. Кто-то схватывает материал быстро и быстро выдает ответ. Кому-то нужно подумать, сформулировать свою мысль и затем эту мысль высказать.

Исследования сотрудников нашего института (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования») показывают, что эффективность педагогического процесса заметно повышается, если педагогу удается сформировать микрогруппы детей по возможностям, способностям, интересам, мотивации. Ведь в основе формирования микрогрупп лежит принцип индивидуализации образования.

Раскрывая особенности стандарта, мы акцентировали внимание на тех положениях, в которых заложен новый вектор развития образования. Сегодня мы определяем его

как вектор детствосбережения и рассматриваем действующий стандарт как первый шаг на этом пути, позволивший сформировать определенную базу, основы новой модели. Мы считаем, что пора, наконец, педагогам сам термин «детствосбережение» произнести в полный голос, использовать не только как метафору или цитату из Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [5], а ввести в научный оборот современной педагогики, определить в качестве ориентира, главного вектора развития образования и сущностной характеристики новых моделей дошкольного образования. Дошкольные образовательные организации и другие институты детства уже сегодня обладают существенным потенциалом в обеспечении комплексной поддержки детства. Необходимо создавать условия для повышения этого потенциала всей инфраструктуры детства и его полноценной реализации. Нужны эффективные механизмы проектирования детствосберегающей среды в образовательной организации и механизмы реализации детствосберегающего потенциала развивающей среды в повседневной педагогической практике.

Мы рассматриваем детствосбережение как стратегический приоритет развития дошкольного образования, его цель и результат, ведущую идею, определяющую отношение к детству как самоценному феномену и видение сущности педагогической деятельности в создании условий для актуализации субъектности ребенка в ходе безопасной, развивающей, социализирующей жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации.

Идеи ценностного отношения к детству, представления о самоценности данного феномена развиваются сегодня отечественными и зарубежными исследователями, в первую очередь в контексте положении о Конвенции о правах ребенка. Именно Конвенция акцентирует внимание на ценности детства. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основе представлений о ценности детства развиваются подходы исследователей

к изучению феномена детства, поддержке детства, образованию. Так, в зарубежной теории и практике защиты детства развивается направление, связанное с определением статуса детей в научных исследованиях в качестве соисследователей; направление, обеспечивающее участие детей в принятии решений (Shaw C., Brady L.M., Davey C., 2011) [11]. Преимущество видится авторами в том, что исследование «укореняется» в реальном опыте детей благодаря тому, что исследователи стабильно удерживают фокус внимания на восприятии ситуации детьми. Другое направление - изучение типологии участия детей в принятии решений. ЮНИСЕФ выделяет три группы практик участия детей: консультативный процесс; участие в инициативах; поддержка самоадвокации как передачи полномочий и содействия «детям для осознания и реализации собственных целей и инициатив» [8]. Объем практических рекомендаций по операционализации принципов и ценностей в процессе привлечения детей к участию в принятии решений весьма велик (Save the Children, 2010) [10]. В зарубежной практике существуют такие «высокоуровневые» проекты, как детские парламенты или привлечение детей к подготовке докладов о реализации Конвенции о правах ребенка (Miller J.) [9].

В отечественной науке идея ценностного отношения к детству находит выражение в гуманистической педагогике, идеях субъ-ектности, личностно-ориентированном подходе. Интересно, что размышляя о самоценности детства, В. П. Зинченко предостерегал от увлечения проектированием в сфере развития личности детей [3]. В. Т. Кудрявцев считает, что современные тенденции ведут к возникновению «формации развитого детства» как гармонического, самостановящегося типа детско-взрослой общности, конкретным воплощением которой является «развивающий тип со-действия - равноправный совместный поиск ребенком и взрослым внутренней формы образца, ее проблематизация и переконструирование в акте сотрудничества» [4].

Разработанная нами детствосберегаю-щая модель предполагает осуществление процесса дошкольного образования как системной последовательной деятельности по комплексной поддержке детства, способствующей реализации адаптационных и потенциальных возможностей индивида, самоактуализации ребенка в его психическом, физическом развитии и социализации.

В Десятилетие Детства вектор детство-сбережения должен обеспечить развитие дошкольного образования как образования в интересах детства.

Библиографический список

1. Асмопов А. Г. Стандарт - это норма необходимого разнообразия // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - N° 5. - С. 14-18.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.09.2017).

3. Зинченко В. П. Детство - ценность, а не объект проектирования и воспитания [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/12/09/1214860928/Zinchenko.pdf (дата обращения: 27.09.2017).

4. Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания [Электронный ресурс]. - URL: http://virtkafedra.ucoz. ua/el_gurnal/pages/vyp1/Kudrjavcev.pdf (дата обращения: 27.09.2017).

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [Электронный ресурс]. -

URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_154637/ (дата обращения: 27.09.2017).

6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240. -URL: https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (дата обращения: 27.09.2017).

7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 27.09.2017).

8. Lansdown G. Promoting children's participation in democratic decision-making. Florence: UNICEF, 2001 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/ insight6.pdf (дата обращения: 27.09.2017).

9. Miller J. Children as Change Agents: A review of child participation in periodic reporting on the Convention on the Rights of the Child. -Ontario: World Vision, 2010.

10. Save the Children. Putting Children at the

Centre: a practical guide to children's participation. - London: National Children's Bureau Research

London: Save the Children, 2010. Centre [Электронный ресурс]. - URL: https://

11. Shaw C., Brady L. M., Davey C. Guidelines www.nfer.ac.uk/pdf/NCBguidelines.pdf (дата обра-

for research with Children and young people, щения: 27.09.2017).

Поступила в редакцию 30.09.2017

Volosovets Tatyana Vladimirovna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Institute for Childhood Studying, Family and Socialization of the Russian Academy of Education, ippdrao@yandex.ru, Moscow

STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE IDEA OF CHILDHOOD OF SAVING

Abstract. The prospects of the preschool education development on the basis of the childhood saving idea are considered in the article. In this context, the experience of designing the pre-school education standard is analyzed, which was carried out with the direct participation of the author of the article, and the implementation of the standard in practice. The author reflects on the peculiarities of the pre-school education standard, which is not a standard of result, but a standard of conditions; on the correlation of such concepts as "standardization" and "variability", on designing in the pre-school educational organization of the educational environment, the principle of modularity in the design of educational programs, and other aspects of the development of pre-school education on the basis of the standard. As the main vector of the development of preschool education, the author defines childhood as a goal and result of pre-school education; leading idea, defining the attitude to childhood as a self-valuable phenomenon and a vision of the essence of pedagogical activity in creating conditions for the saving of childhood in preschool education, individualization, actualization of the subjectivity of the child in the course of safe, developing, socializing life activity.

Keywords: preschool education, childhood, educational standard.

References

1. Asmolov, A. G., 2013. The standard is the tion" [online]. Available at: https://rg.ru/2017/05/29/ norm of necessary diversity. Modern preschool edu- prezident-ukaz240-site-dok.html (accessed cation. Theory and practice, 5, pp. 14-18. (In Russ.) 27.09.2017). (In Russ.)

2. Law on Education in the Russian Federa- 7. Presidential Decree of June 1, 2012 N 761 tion [online]. Available at: http://www.consultant. "On the National Strategy for Children for 2012-ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 2017" [online]. Available at: http://base.garant. 27.10.2017). (In Russ.) ru/70183566/ (accessed 27.09.2017). (In Russ.)

3. Zinchenko, V. P. Childhood is a val- 8. Lansdown, G., 2001. Promoting children's ue, not an object of design and education [on- participation in democratic decision-making. Florline]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/ ence: UNICEF (Innocenti Insights) [online]. Avail-data/2010/12/09/1214860928/Zinchenko.pdf (ac- able at: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/ cessed 27.09.2017). (In Russ.) insight6.pdf (accessed 27.09.2017).

4. Kudryavtsev, V. T. Cultural and historical 9. Miller, J., 2010. Children as Change Agents: status of childhood: a sketch of a new understand- A review of child participation in periodic reporting ing [online]. Available at: http://virtkafedra.ucoz. on the Convention on the Rights of the Child. Ontar-ua/el_gurnal/pages/vyp1/Kudrjavcev.pdf (accessed io: World Vision Publ.

27.09.2017). (In Russ.) 10. Save the Children. Putting Children at the

5. The Law on Education of the Russian Feder- Centre: a practical guide to children's participation. ation [online]. Available at: http://www.consultant. London: Save the Children Publ. ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (accessed 11. Shaw, C., Brady, L. M., Davey, C. Guidelines 27.09.2017). (In Russ.) for research with Children and young people, Lon-

6. Decree No. 240 of the President of the Russian don: National Children's Bureau Research Centre Federation of May 29, 2017 "On the Announcement [online]. Available at: https://www.nfer.ac.uk/pdf/ of the Decade of Childhood in the Russian Federa- NCBguidelines.pdf (accessed 27.09.2017).

Submitted 30.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.