Л.Ф. соловьёва
УДк 811.111:81'373.43
аксиологические неологизмы в английском языке конца хх века
Аннотация: Статья рассматривает аксиологические неологизмы в английском языке конца ХХ века в связи с категорией оценки как одной из основополагающих в познании. При этом принимается во внимание тот факт, что, познавая объект реальной действительности, человек фиксирует в значениях слов свою субъективную оценку. Аксиологические категории представлены общеоценочным и частнооценочным значениями, носителями которых выступают такие части речи, как прилагательное, существительное и глагол. Анализ аксиологических неологизмов показывает, что среди них преобладают единицы с семантикой отрицательной оценки. При этом они образуются в результате аффиксации, словосложения, сокращений и добавления послелога. Если аффиксация является общей для прилагательных, существительных, глаголов, а обратное словообразование является общим для существительных и глаголов, то усечение с добавлением суффикса и вторичная номинация встречаются у существительных и прилагательных. Кроме того, существительным свойственны словосложение и заимствование, а глаголу -использование послелога.
Ключевые слова: аксиология, аксиологическая категория, неологизм, общеоценочное значение, отрицательная оценка, оценка, оценочный компонент, положительная оценка, частнооценочное значение.
L.F. solovyova
English axiological neologisms of the late xx century
Abstract: This article examines English axiological neologisms of the late XX century. Attention is paid to the category of evaluation as one of the fundamental cognitive categories. It is also considered that all word meanings contain people's subjective evaluation of real objects, which occurs during the cognitive process. Axiological categories are represented by general-appraisal and attitudinal meanings that refer to adjectives, nouns and verbs. The analysis of axiological neologisms discovered more units with negative evaluation semantics, which are formed by affixation, compounding, contractions and postpositions. While affixation involves nouns, verbs and adjectives, and back-formation is typical of nouns and verbs, contraction with suffixation and secondary nomination commonly follow adjectives and nouns. Besides, compounding and borrowing are characteristic of nouns, while postpositions are common to verbs.
Key words: axiology, axiological category, neologism, general-appraisal meaning, negative evaluation, evaluation, appraisal component, positive evaluation, attitudinal meaning.
С
овременные лингвистические исследования направлены на выявление связей между языком и обществом/человеком, которое/ый его использует в своей повседневной деятельности (Карасик 2009). Язык не только выступает как средство общения, но и как средство оценки человеком себя и окружающей действительности. В этой связи аксиологические исследования остаются актуальными и сегодня (Шаховский2008, Титова 2009, Филатова (Шустова) 2009, Кропачева 2013).
круг вопросов современной аксиологии охватывает анализ таких понятий, как ценности и оценки, а также исследование их природы, отношения к реальному миру и научному знанию, роли аксиологических вопросов в процессе познания. в русле аксиологии решаются вопросы создания классификаций и построения иерархии ценностей, определения специфики ориентации индивида или социальных групп в системе общечеловеческих ценностей. Проблематика аксиологии включает вопросы об объекте ценностного отношения, о соотношении ценностного бытия и оценочного сознания, т.е. о характере и взаимоотношении ценности, оценки и процесса познания, их объединяющего. Особый интерес представляет понятие оценки, тесно связанное с ценностью как аксиологической категорией.
Как одна из основополагающих категорий познания оценка рассматривается в философской науке. Человеческое сознание как отражение объективной действительности не сводится лишь к познавательным процессам. Человек в своём сознании не только отражает вещи, какими они есть сами по себе, но и обнаруживает своё оценочное отношение к ним. он возмущается или восхищается ими, выражает свою любовь или ненависть. Иными словами, человек относится к предметам и явлениям природы и общества не только познавательно, интеллектуально, но и оценочно. В философском
смысле оценка определяется как отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.) (Большой энциклопедический словарь 1999). В то же время оценка трактуется как вид суждения об определенном феномене, при этом оценка бывает как количественной, так и качественной. Последняя предполагает оценку личности, ее поведения, жизненной позиции, когда устанавливается связь между феноменом и целостной ориентацией личности или группы.
однако исследования оценки не ограничиваются философией, поскольку познавая объекты реальной действительности, человек закрепляет результаты своего познания в единицах языка. При этом он фиксирует в значениях слов не только объективные характеристики предметов и явлений (понятийные категории), но и свою субъективную оценку этих предметов и явлений (аксиологические категории). Соответственно, исследование оценки становится актуальным и для науки о языке, анализирующей оценочную функцию языка.
оценка выражает отношение субъекта к окружающей действительности, а в зависимости от вида оценки оценочные компоненты делят на нейтральные (нулевые), положительные или отрицательные. По типу оценки оценочные компоненты подразделяются на рациональные (интеллектуально-логические), эмоциональные (эмотивные), эмотивно-интеллектуальные (Ретунская 1996).
Лингвистический анализ оценки позволяет выделить несколько родов оценки. Оценки в широком смысле человек использует тогда, когда ему необходимо дать характеристику интенсивности ощущений, временной длительности, величины предметов и явлений. При вербализации таких оценок обычно используются такие оценоч-
ные категории, как большой, длинный, толстый. Основой таких оценок служит естественная для человека реакция на стимулы, когда величина стимула характеризуется за счет его соотнесения с представлениями о привычной величине этих свойств. Абсолютные оценки (хороший, плохой, безобразный) и сравнительные оценки (лучше, хуже, красивее) легко отличаются при их вербализации от оценок в широком смысле за счёт используемых оценочных категорий. И, наконец, выделяются оценки, соотносящиеся с нормами и критериями, выработанными определённой лингвокультурой (прогрессивный, отсталый, эффективный, модный) (Батурин 2008).
В то же время, аксиологические категории представлены в языке двумя типами значений: общеоценочным и частнооце-ночным. Носителями этих значений могут быть различные части речи, однако ведущее место среди них занимает, безусловно, прилагательное, что отмечается лингвистами. Например, А.Н. Шрамм утверждает, что оценка как выражение отношения субъекта к предмету находит наиболее адекватное выражение в сфере имён прилагательных (Шрамм 1980: 25). Мы не можем не согласиться с мыслью о том, что прилагательным больше, чем другим частям речи, свойственно выражать положительную или отрицательную оценку (Гюббенет 2010).
Общеоценочное положительное значение реализуется прилагательным good, близкими ему синонимами шсеи fine, а также рядом синонимов, которым ингерентно присуща экспрессивность perfect, excellent, prodigious,capital, splendid, glorious и др.в отличие от экспрессивно-нейтральных good, nice, fine.
К экспрессивным синонимам прилагательного bad, выражающего общую отрицательную оценку, относятся nasty, appalling, awful, dreadful, frightful, ghastly, terrible, horrible, monstrous, sinister и др.
Английские аксиологические прилагательные частной оценки распределяются по ряду варажаемых ими оценочных признаков на сенсорно-вкусовые, психологические (интеллектуальныеи эмоциональные), этические, эстетические, утилитарные, нормативные и телеологические.
Тем не менее, имеется значительное число аксиологических единиц, не восходящих к прилагательным, это, прежде всего, существительные с семантикой эмоциональной оценки. Связь дескриптивных значений и оценочных коннотаций особенно ярко проявляется именно в системе существительного, семантика которого включает разнообразные сочетания идентифицирующих и предикатных сем.
Многие существительные являются изначально (ингерентно) оценочными, например, devil, monster, rascal, scoundrel, renegade, cad, crook, double-crosser,prig, moron, stink, crum-bum, treachery, др.
(знак «-»); angel, beauty, pleasure, genius, joy и др. (знак«+»). Следует отметить, что в английском языке, как в большинстве современных языков, превалируют аксиологические существительные отрицательной оценки (Жельвис 1990: 122). Данное обстоятельство объясняется тем, что отрицательные, мешающие стороны бытия воспринимаются человеком намного острее, чем положительные, способствующие комфорту факторы, которые рассматриваются как естественные, нормальные, а потому и менее эмоциогенные (Ретунская 1996: 29).
Разнохарактерная деятельность современного общества провоцирует растущие потребности своего речевого выражения. Как результат, в языке образовываются новые элементы, правила их функционирования, структурные отношения между ними (Андрусяк 2001, Еникеева 2004, Заботкина 1989, Зацный 1997).
В качестве материала для исследования нами выбраны словарные пометы из словаря Дж. Эйто (J.Ayto), который фикси-
рует новые слова современного английского языка. В группе неологизмов выделяем те, которые являются аксиологически маркированными. Анализ словарных статей позволяет сделать вывод о том, что среди неологизмов аксиологической лексики, зарегистрированных в словаре Дж. Эйто, первое место занимают существительные, что вполне объяснимо, так как потребность номинации новых предметов и явлений возникает гораздо чаще, чем потребность в наименовании новых качеств, свойств. второе место по численности занимают прилагательные, третье - глаголы. Значительная группа новой аксиологической лексики представлена словосочетаниями моделей N + N, A + N.
Среди аксиологических неологизмов явно преобладают единицы с семантикой отрицательной оценки. Так, существительные с семантикой отрицательной оценки составляют 94,7% от всех оценочных существительных. среди представленных прилагательных 53,8% имеют положительную оценку, 46,2 % - отрицательную оценку. Оценочные глаголы имеют исключительно отрицательную оценку.
среди словосочетаний субстантивные с отрицательной оценкой составляют 83,3%, в то время как оставшиеся 16,7% имеют положительную коннотацию. Выявленные в словаре оценочные адъективные, вербальные словосочетания имеют исключительно отрицательную оценку.
Анализ словообразовательных моделей неологизмов позволил нам выделить ряд моделей. так, существительные с семантикой отрицательной оценки образуются по следующим словообразовательным типам:
• аффиксация: plonker «идиот»; gloomster «пессимист», «зануда»; bufferism «крайняя консервативность», «неприятие нового»; «дискриминация нетрудоспособных граждан»;
• словосложение: scuzzball (Amer.) «неприятный, отталкивающий тип»; toy-boy «жиголо при богатой старухе»; dickhead, airhead, rubblehead «дурак»; bratpack «группа хулиганствующей молодежи»;
• различные виды сокращений (в том числе - обратное словообразование, телескопия, усечение с прибавлением суффикса) :grebo /< (gre/aser/ + -bo / «приверженец агрессивно-грубого стиля в рок-музыке»; tack/<tackiness / «грязная, неопрятная обстановка»; technobabble ^technologists' babble / «жаргон техников»; flake /<flaky / «ненадёжный человек»; vidkid/ video + kid / «ребёнок, который не отрывается от экрана телевизора».
Ряд существительных отрицательной оценки представляют собой единицы вторичной номинации: carbuncle«здание, нарушающее эстетику архитектурного ансамбля»; dink, dork «дурак»;lombard «безмозглый богач»; parachutist «некомпетентный человек, занимающий должность благодаря протекции».
Встречаются отдельные случаи заимствований: patsy/<It. pazzo / «дурак»; bimbo /<It. bimbo / «женщина, умышленно вступающая в интимную связь с высокопоставленным государственным деятелем, крупным политиком с целью его последующей компрометации».
В словаре Дж. Эйто зарегистрировано лишь два примера существительных с семантикой положительной оценки: shit (Amer.) «что-либо замечательное, превосходное» (мелиоративное изменение значения, приводящее к энантиосемии); spunk (Austr.) «красивый, неотразимый молодой человек».
Большинство аксиологических
прилагательных-неологизмов со знаком оценки «-» образовано с помощью аффик-
сации: disadaptive «неприспособленный к чему-л.»; dorkish, dorky (Amer.) «глупый»; laddish «грубый», «хамский»; posy «слишком претенциозный» и др. Этим же путём образуются немногие прилагательные-неологизмы со знаком «+»: oatsy (Amer.) «полный энергии, жизненных сил»; picturesome «красивый», «фотогеничный».
Некоторые прилагательные положительной оценки представлены структурами сокращений (усечений, усечений с прибавлением аффикса): boffo /<boffolaAmer./ «замечательный», «удивительный»; fabby / <fab- ulous / + - y (Amer.) «великолепный», «фантастический».
Аксиологические неологизмы sexy и tasty являются единицами вторичной номинации со значением «привлекательный», «престижный», «модный».
Аксиологические глаголы-неологизмы (все со знаком «-») образуются путём:
- аффиксации: awfulize, catastrophize (Amer.) «придавать слишком большое значение какой-л. мелкой неприятности, расценивая её как катастрофу»;
- обратного словообразования и усечения: arm-twist /<arm-twisting. Amer./ «силой заставлять кого-л. выполнять что-л.»; diss /<dismiss. Amer. / «пренебрежительно поставить кого-л. на место», «отмахнуться от кого-л.»;
- прибавления послелога: vegout (Austr.) «вести монотонную, серую, «растительную» жизнь».
Единицы со структурой словосочетаний моделей N + N, A + N могут выражать как положительную, так и отрицательную оценку (последняя преобладает):
/ «+» / - goldengoose «источник процветания»; newman «идеальный муж, не гнушающийся «женской» работы по дому».
/ «-» / - ambulancechaser «человек, стремящийся получить выгоду от несчастья других людей»; deadparrot «что-л. безнадёжно устаревшее, утратившее своё значение»; trickroll «проститутка, заманивающая
клиента в ловушку с целью ограбления»; champagnesocialist «политик, проповедующий идеи социализма, но живущий в роскоши».
Таким образом, неологизмы, зафиксированные в словаре Дж. Эйто, образуются в результате аффиксации, словосложения, сокращений, добавлением послелога. В результате исследования целого ряда словообразовательных моделей выделяем аффиксацию, общую для всех трёх частей речи. Обратное словообразование является общим для существительных и глаголов. общим для существительных и прилагательных является усечение с добавлением суффикса, а также вторичная номинация. только существительным свойственно использование словосложения и заимствования. Для глагола характерно использование послелога. Преобладание негативной коннотации неологизмов свидетельствует о большей необходимости носителя языка выражать негативную оценку, что и фиксирует словарь.
Актуальность изучения аксиологической лексики предопределяет перспективы дальнейших исследований в этой области. С одной стороны, большой интерес представит исследование аксиологической лексики с когнитивной точки зрения. Определение когнитивной сущности аксиологических единиц позволит полнее охарактеризовать их природу, функции и их дискурсивные характеристики.
с другой стороны, нуждается в существенном пересмотре и упорядочении лексикографическая презентация аксиологической лексики и система сопровождающих её помет в словарях различных типов.
в свою очередь, заслуживает подробного анализа национально-культурная и социолингвистическая специфика аксиологических номинаций, а также смена оценочных стереотипов в современных англоязычных социумах, прежде всего, - британском и американском.
Литература
Андрусяк 1.В. Людина i суспшьство: фрагмент концептуального аналiзу англшських неолоriзмiв кiнця ХХ столiття // Проблеми романо-германсько'1 фшологи: Зб. наук. праць. -Ужгород: Мистецька лЫя, 2001. - С. 9 - 22.
Батурин Н. А.Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2008.- № 31 (131). - Вып.1. - С. 17 - 31.
Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.:Норинт, 1999. - 1456 с.
Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. - М., Изд.2,доп., 2010. - 208 с.
Сшкеева С. М. Формування нових словотворчих елементсв англшсь^' мови шляхом афiксалiзацii лексичних одиниць / Загальш питання фшологл: Зб. наук. пр. -Т.1. -Дншропетровськ: Наука i осв^а, 2004. - С. 85 - 90.
Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи: Психологическая интерпретация речевого воздействия. - Ярославль: Изд-во Яр.ГУ, 1990. - 150 с.
Заботкина В.И. Новая лексика современного английскогоязыка. - М.: Высшая школа, 1989. - 127 с.
Зацний Ю.А. Неолопзми англшсьюо' мови 80-90 роюв ХХ-го сгашття. - Запорiжжя: РА «Тандем-У», 1997. - 396с.
Карасик В.И. Языковые ключи. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.
Кропачева К.И. Аксиологические характеристики английских фразеологических единиц с именами собственными // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 4. -Ч. 2. -С. 98 - 101.
Ретунская М.С. Английская аксиологическая лексика. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. - 272 с.
Титова О.А. О понятии «оценка» и её семантической интерпретации // Вестник МГПУ Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». -№ 2 (4). - М.: МГПУ, 2009. - С. 109 - 112.
Филатова (Шустова) И.Н. Использование аксиологической лексики в создании позитивного и негативного имиджа политических лидеров США // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета: серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». - Вып. №1 (11). - Воронеж: ВГАСУ, 2009. - С. 109 - 117.
Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
Шрамм А.Н. Аспекты семасиологического исследования качественных прилагательных (на материале современного русского языка).Автореф. дисс. докт. филол. наук. - Л., 1980. - 40 с.
TheLongmanRegisterofNewWords / Comp. byJ. Ayto. - M.: RusskyYazykPubl., 1990. - 426
p.