промышленности
УДК 101.1
Аксиологическая парадигма интеграционных процессов молодежи и образования
Axiological paradigm of integration processes of youth and education
Доцент Э.А. Пьяникова, (Юго-Западный государственный университет) кафедра товароведения, технологии и экспертизы товаров E-mail: А И а 19 6 %/ у andex.ru
доцент О.В. Птицина, доцент А.А. Попов (Курская государственная сельскохозяйственная академия) кафедра философии и социологии, тел. 8(4712) 53-15-05 E-mail: [email protected]
Associate Professor Е.А. Pyanikova, (Southwest state university) chair of merchandizing, technology and examination of goods E-mail: [email protected]
Associate Professor O.V. Ptitsyna, Associate Professor A.A. Popov (Kursk state agricultural academy) chair of philosophy and sociology, tel. 8 (4712) 53-15-05 E-mail: [email protected]
Реферат. В современном мире одной из самых актуальных социальных проблем является проблема интеграции молодежи и образования. Образование предполагает передачу «образа» от старшего поколения младшему, от компетентных, опытных п профессиональных специалистов - начинающим. Обучение в вузе - один из важнейших этапов вхождения человека в социум, формирующий иерархическую систему ценностей, интересов и влияющий на содержательную сторону деятельности личности. Ценностные ориентиры, являясь элементом духовной культуры личности, выполняют функцию регулятора поведения, определяют её мотивацию. Не вызывает сомнения бесперспективность разграничения теоретической и практической значимости в понимании и экстраполяции ценностных ориентиров в коммуникации, особенно в среде молодежи. Этим обусловлено и формирование сущностных оснований аксиологической парадигмы, где базовыми концептами являются: стремление к саморазвитию, профессиональная компетентность, социальная мобильность, желание коммуницировать, правовая и гражданская ответственность, толерантность. В технической сфере и естественных науках в современном образовании основные проблемы возникают во вневостребованности фундаментальных теоретических дисциплин, в сложности трудоустройства и отсутствии специальной программы по подготовке достойной смены плеяде выдающихся русских и советских ученых. Проблема образования тесно связана с проблемой трудоустройства молодежи. Здесь важная роль должна быть отведена профессионально-трудовой социализации, включающей в себя сформпрованность стремления к эффективному труду с учетом личных достоинств и предпочтений соискателя. Социальная интеграция молодежи на профессиональной основе является вопросом не только социальной политики государства, но и делом воспитания и культуры. Таким образом, аксиологическая парадигма интеграционных процессов молодежи и образования сегодня - это целостная система мировоззренческих установок, способных помочь реализоваться человеку в полной мере экзистенциально и профессионально.
Summary. In today's world one of the most pressing social problems is the problem of the integration of youth and education. Education involves the transmission of "image" from the older generation, Jr., from the competent, experienced and professional specialists-beginners. Training in high school is one of the most important stages of the occurrence of a person in society, forming a hierarchical system of values, interests and influencing the content aspect of personality. Valuable guidance, as part of the spiritual culture of personality, function as a regulator of conduct, define her motivation. No doubt the hopelessness of differentiation of theoretical and practical relevance in understanding and extrapolation values in communication, especially in youth Wednesday. This is due to the formation of the substantive grounds and axiological paradigm, where basic concepts are striving for self-development, professional competence, social mobility, a desire to communicate, legal and civil liability, tolerantost. In technology and natural sciences
Q Пьяникова Э.А., Птицина О.В., Попов А.А., 2017
in modern education the main problems arise in vnevostrebovannosti fundamental theoretical disciplines, complexity of employment and lack of special training programmes for decent changing Galaxy of outstanding Russian and Soviet scientists. The problem of education is closely linked to the problem of youth employment. Here an important role should be given to vocational and socialization that includes the well-formedness of striving for effective work in the light of individual merit and the applicant's preference. Social integration of youth on a professional basis is not only a question of social policy of the State, but also a matter of upbringing and culture. Thus, the axiological paradigm of integration processes of youth and education today is a complete system of attitudes that can help realize a man in full, existential and professionally.
Ключевые слова: аксиологическая парадигма, интеграционный процесс, жизненные ценности, образование, ценностные ориентиры, общепрофессиональные навыки специалиста.
Keywords: axiological paradigm, the integration process, values, education, value orientations, obshheprofessionalnye specialist skills.
В современном мире одной из самых актуальных социальных проблем является проблема интеграции молодежи и образования. Образование предполагает передачу «образа» от старшего поколения младшему, от компетентных, опытных и профессиональных специалистов - начинающим.
Обучение в вузе - один из важнейших этапов вхождения человека в социум, формирующий иерархическую систему ценностей, интересов и влияющий на содержательную сторону деятельности личности. Ценностные ориентиры, являясь элементом духовной культуры личности, выполняют функцию регулятора поведения, определяют её мотивацию.
Для определения ведущих ценностей и установок поступивших первокурсников кафедрой философии и социологии Курской ГСХА проведено сплошное социологическое исследование методом анкетирования. Общее количество опрошенных - 406 человек, из них 51 % - девушек, 49 % - юношей.
В социально-аксиологической парадигме сегодня ценностные основания человека как единицы бытия и социальной группы в нашем исследовании определяются через такие категории, как «значение» и «значимость», что позволяет представить феномен ценности как объективное отношение, а его оценку респондентами субъективным выражением качества жизни.
Подавляющее большинство студентов-первокурсников составляют выпускники сельских школ (72 % опрошенных). Их ценностные ориентации сформировались под влиянием особенностей сельского образа жизни. В качестве доминирующих агентов социализации выступают родители, родственники, односельчане. Сельский социум отличается от городского тем, что он более консервативен и традиционен. Тем не менее, опрошенные очень объективно оценивают черты и качества, присущие современным молодым людям: стремление к самостоятельности (58,8 %), целеустремленность (45,6 %), потребительское отношение молодежи к жизни (42 %), равнодушие и безразличие (39,1 %), безответственность и индивидуализм (36,9 %) (рис. 1). Перечисленные характеристики являются проекцией собственных черт и качеств студенческой молодежи.
Так, стремление к самостоятельности рассматривается молодежью скорее как возможность не считаться с чьим-либо мнением, желание стать независимым, а также необходимость отстаивать свою точку зрению. Необходимо отметить критичную оценку первокурсниками черт современной молодежи, которая выражается в потребительском отношении молодежи к жизни, равнодушии и безразличии к окружающим и явном индивидуализме. В массовом сознании этого поколения отсутствуют «маски» о взаимопомощи ближним, всеобщей солидарности, взаимоподдержке, культивируемые старшими поколениями.
У сельской молодежи достаточно рано и устойчиво формируются ценности уважительного отношения к повседневному труду, который всегда был источником
благосостояния крестьянской семьи. На очень высоком уровне находятся традиционные семейные ценности, включающие ценности супружества, родительства, ценности благополучной жизни, ценности родственных и межсемейных связей и отношений. Однако сохранять привычные для сельского социума жизненные ориентиры в период обучения в вузе очень сложно.
Самостоятельность_
Целеустремленность_
Потребительское отношение к жизни
Равнодушие, безразличие_
Безответственност] |_
И н диви дуализм_
Ответственност],_
Пассивность в общественной жизх и Творческий поиск, стремление к инноваии ш
Патриотизм. Образованность Коллективизм Трудолюбие Организованное^
Инициативност >
Другое
0,0
Ц45,е
1126,6
□ 17,:?
□ 13,5
Ц21.5
] о9.1
Ц 36,9
□ 36,9
□ 35,0
□ 34,3
□ 42,0
20,0
]5в.8
50,0
Рис. 1. Качества, характерные для современной молодежи
Среди ценностей, значимых для опрошенных первокурсников, преобладают две группы: семейные и учебно-профессиональные. Это может говорить: о сужении фокусируемого пространства для первокурсников до семьи и учебы; о вероятности сильного напряжения между этими сферами, выраженного в острой дилемме: или семья, или учеба и работа после окончания вуза.
Так, при оценке ближайших жизненных перспектив подавляющее большинство участников опроса проявляют схожесть во мнении: успешно закончить вуз (97,4 % опрошенных) и работать по специальности - 77,4 %; создать семью -56,9 %; приобрести знания по специальности - 56,6 % (рис. 2).
Успешно закончить ву
Работать по специальности
Создать семью
Приобрести знания по специальности
владеть не только знаниями по специальности, но и умениям* организатора производства, руководителя коллектива
Заработать деньга. Заучиться правильно планировать и организовывать свою раб Расширить кругозор, повысить уровень эрудированное^ [_ Научиться работать творчески Поступить в аспирантур) Сдать задолженности Приобрести навыки научного исследование;
Другое
Затрудняюсь ответит! ]
ч Г
"I I Г I г
П 51,1
>3,1
0.0 10,0 iO.il зал ¿0,0 60.0 ела той ЙО.О ОС 0 100.0
Рис. 2. Оценки ближайших жизненных целей и задач
123
Респонденты воспринимают обучение в основном как средство реализации профессиональных ожиданий. С одной стороны, знания, «нужные для жизни», предоставляемые вузом, хоть и в значительно меньшей степени, но все же характеризуют эту группу, подтверждая её ориентированность на будущее, на деятельность уже после окончания вуза. С другой, студенческая молодежь не уповает на знания как на самоцель.
Добиться успеха б жизни
Способ получения хорошей профессии
Улучшение материального
О
Возможность работать эа рубежом
Приобрести соответствующий статус
Повысить уровень культуры
Приятно провести I ^ д студенческие годы _|
Возможность избежать -1 ,, ^
службу в армии _I
Затрудняюсь ответить | 2 2
Диплом/высшее образование -1
ничего не даёт _I ^ ^
Друтое и 1,1
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0
Рис.. 3. Цели получения высшего образования
Поступление в Курскую ГСХА является для первокурсников способом реализации их жизненных целей и планов. Анализ мотивов получения образования показывает, что оно необходимо для успеха в жизни 58 % респондентов, 41,6 % опрошенных считает его способом получения хорошей профессии, 20,4 % первокурсников уверены в улучшении материального состояния с его помощью (рис. 3). Только 1,8 % опрошенных уверены, что высшее образование ничего не даёт.
Следует отметить, что большая масса первокурсников достаточно сильно мотивирована на получение высшего образования и в плане профессиональной подготовки: 40 % опрошенных хотят развить в себе стремление к получению новых знаний, высокий интеллектуальный уровень.
Молодежь, оценивая роль высшего образования, объективно высказывается об имеющихся у нее возможностях и ставит перед собой реальные цели. Обогащение само по себе отходит на второй план, уступая место профессиональным и карьерным устремлениям. Необходимо отметить, что у значительной части первокурсников уже сформировалась устойчивая профессиональная направленность, связанная с получением избранной профессии.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что роль и значение высшего образования для первокурсников узкопрофессиональная и прагматичная. Опрошенные более всего уверены, что для них обучение в вузе - это возможность стать профессионалом, получив хорошее образование, при этом сформировав круг общения и мировоззренческие установки, а также впоследствии устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу с уже приобретенными в процессе обучения связями, необходимыми для построения карьеры.
_| 41,8
I 20,4
| ! 1.1
| 6,2 | 6,6
| 2,9 | 2.6
| 2,2
□ 1,
>
Интересно, что при оценке качеств, необходимых специалисту, позиции профессионализм, инициативность, организаторские умения, знания и навыки вытеснены на второй план (рис. 4).
80,0
78,5
77.7
Рис.4. Оценка качеств, присущих современному специсиписту
Данное обстоятельство связано с неверием молодых людей в то, что эти качества помогут получить хорошую работу. Столь неоптимистичные настроения обусловлены общей ситуацией на рынке труда, где работа по основной специальности после окончания вуза - большая редкость и впоследствии ситуация заставит их поменять профессиональные ориентиры. Поэтому на первый план ответов респондентов выходят общепрофессиональные навыки специалиста, такие, как коммуникабельность, высокая культура общения, дисциплинированность и ответственность.
В результате суммирования ответов студентов на вопрос анкеты о пяти наиболее важных для них жизненных ценностях самыми распространенными оказались следующие ценности (рис. 5):
1) крепкая семья и дети - 92,7 %;
2) дружба - 43,7 %;
3) брак по любви - 42,9 %
4) материальное благополучие - 42 %;
5) здоровье и физическая сила - 34,7 %.
100,0 ■
80,0 ■
40,0 ■
92,7
42 0 42,9 43,4
30,6
31,5
21 0 21,9 22,4 22,4
23,3
26,9
11,0
13,7
0,5
3,7 4.1
п. п
7,3
1
У //*/"УУ/V////У,/ /
<У°
//
# УУ ^
/ ✓ ^
Рис. 5. Важнейшие жизненные ценности первокурсников
В технической сфере и естественных науках в современном образовании основные проблемы возникают во вневостребованности фундаментальных теоретических дисциплин, в сложности трудоустройства и отсутствии специальной программы по подготовке достойной смены плеяде выдающихся русских и советских ученых. Теоретическое наследие отечественной естественно-научной школы является уникальным достоянием всего общества, важнейшим общественным и политическим козырем в мировой конкуренции для укрепления статуса России как великой державы. Научный потенциал входит в число тех критериев, которые определяют степень развития и силы государства и общества. Передача естественно-научных знаний отечественной академической школы, изучение опыта зарубежных ученых является необходимым элементом социально-политической полноценности России. Власть должна осознавать это значение и рассматривать поддержание научной школы как важнейший элемент государственности. А субъективная задача молодых людей, имеющих склонность к естественным наукам, развивать в себе интересы и научные навыки, с уверенностью в необходимости своих трудов, усилий и открытий для всего общества.
Требуется целевое и программное финансирование отечественной науки как важнейшей составляющей государственного суверенитета. Без обеспечения преемственности естественно-научных знаний Россия не сможет конкурировать с другими развитыми державами.
Проблема образования тесно связана с проблемой трудоустройства молодежи. Нельзя не отметить, что свобода, труд представляют важность только для каждого пятого первокурсника. 30,6 % опрошенных отмечают в качестве важной ценности-цели «карьеру». К сожалению, незначимыми ценностями с точки зрения респондентов являются труд, религиозность, энергичность и предприимчивость,
промышленности
стремление к авторитету, которые оказались приравнены опрошенными к гедонистическим ценностям-целям.
Проблема трудоустройства молодежи остро стоит не только перед получившими высшее образование, но и перед выпускниками иных учебных заведений - в том числе средних школ. В обществе пользуется устойчивым спросом лишь небольшой спектр профессий. Остальным найти работу непросто.
Сложности трудоустройства молодежи - не только социальный, но и психологический фактор. Многие молодые люди под влиянием наблюдений и массовой культуры привыкают к мысли о «легкой и красивой жизни», которой удостоились не самые высоконравственные персонажи (т.н. «новые русские», состоящие из криминальных авторитетов, авантюристов или мошенников, а также коррумпированных чиновников). Это заставляет их избегать усилий, скептически относиться к этике труда и дисциплины, искать легкий путь обогащения. Все это сопровождается брезгливостью к «черному труду», что приводит к занятию рабочих мест в малооплачиваемых и трудоемких профессиях мигрантами и безработице среди коренного населения. Такое положение порождает социальную депрессию, способствует развитию алкоголизма, наркомании в молодежной среде, пополняет число криминальных или экстремистских группировок.
Социальная интеграция молодежи на профессиональной основе является вопросом не только социальной политики государства, но и делом воспитания и культуры. Значительная ответственность падает на СМИ, которым вместо коммерческой эксплуатации образа «удачливого негодяя» и «топ-менеджера» следовало бы разрабатывать линию молодежных героев новой России, выбирающих высокую степень профессионализма как идею, дисциплину как добровольный императив, патриотизм и социальное служение как ментальный конструкт.
Без представления о труде как ценности, как о своего рода этическом, эстетическом и патриотическом долге проблема трудоустройства и полноценной интеграции молодежи в строительство новой России решена не будет. Это должно сопровождаться целевыми государственными программами, специально направленными на системное трудоустройство молодежи и обеспечение ее достойным материальным минимумом.
1. Попов, A.A. Ведущие ценности студентов - первокурсников аграрного вуза [Текст] / A.A. Попов, О.В. Птицина // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция науки и сельскохозяйственного производства».- 2017. - 454 с.
2. Дурнева, C.B. Ценностные ориентиры студентов-первокурсников аграрного вуза [Текст] / C.B. Дурнева, О.В. Птицина, A.A. Попов // Матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края».- В 2 т. - Т.2. - 2015. - С. 146-153.
3. Об истоках нравственного поведения человека / / Вестник философии и социологии. - Курский государственный университет. - 2013.
1. Popov A.A., Ptitsina O.V. Vedushchie tsennosti studentov - pervokursnikov agrarnogo vuza [Leading values of students - first-year students of an agricultural university] Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Integratsiya nauki i sel'skokho-zyaystvennogo proizvodstva», 2017, 454 p. (Russian).
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
2. Durneva S.V., Pticina O.V., Popov A.A. Tsennostnye orientiiy studentov-pervokursnikov agrarnogo vuza [Value benchmarks of first-year students of an agricultural university] Mater. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Sotsial'no-nravstvennoe stanovlenie lichnosti v kul'turno-obrazovatel'noy srede Otchego kraya», 2015, pp. 146-153 (Russian).
3. Ob istokakh nravstvennogo povedeniya cheloveka [On the origins of moral behavior of man] Vestnik filosofii i sotsiologii, 2013 (Russian).