Q
+
О
Высшее образование
АКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ф.А. Мухаметзянов, аспирант IIIIII ПО РАО, А.И. Синюк,
кандидат пед. наук, доцент, Елабужскшй госпедуниверсшпет, P.P. Вагапова, старший преподаватель ЕГПУ
Исходной предпосылкой И. Канта является представление о человеке свободном существе, о его самоценности. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достижения высших целей, сколь бы благородными они не были. Человек - это субъект самосовершенствования и автономного, самостоятельного поведения. Единственным ограничителем человеческого своеволия и способности возвышаться над природой выступает нравственный закон. При этом действие невозможно без включения должного в его структуру. Из этого принципа этической полноты И. Кант выводит свой знаменитый категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». В своих социологических воззрениях философ выше всего ставил необходимость достижения человечеством всеобщего правового состояния и вечного мира между народами [1]. Неокантианцы (основатели аксиологии) полагали, что благодаря ценностям философия становится мировоззрением, учением об идеалах человечества, помогающим понять смысл жизни и значение нашего «Я» в мире. Свобода - прежде всего свобода выбора ценностей и ответственность за такой выбор. Аксиология - не столько даже учение о ценностях, сколько сумма от-
ветов на вопросы о смысле бытия, назначении человека, его целях и идеалах.
Ценность - потому благо, что без идеи ценности рушатся главные духовные завоевания человека, в том числе религия, этика, сама философия. Цель философии - обеспечить скольжение умов от одной системы ценностей к другой, от менее примитивной -к более многообразной и глубокой.
Сложнейшие проблемы философии ценности связаны с вопросом существования «высших», общих для всех ценностей. Вера в них не дает право навязывать другим свою систему ценностей с целью «осчастливить» человечество. Из всех политических идеалов, которыми вдохновляются, стремления сделать человека счастливым, пожалуй, наиболее опасны. Такие идеалы ведут к утопизму И насилию. Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Почти все трагедии, пережитые человечеством, были результатом приобщения к «высшим» ценностям (крестовые походы, религиозные войны, тоталитарные общества).
Ценности плюральны, ибо многообразие - основа существующего, обеспечивающая возможность эволюции и открытость ее путей. Смысл и значение ценностей определяется тем, насколько они индивидуальны, неповторимы и обладают общезначимостью
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
и истины, ценности амбивалентны: общезначимы и персональны). В представлении А.И. Суббето общечеловеческие ценности _ это тот инвариант ценностного освоения мира, который характерен для всех племен и народов, то, что характеризует человечество как единого ценностного субъекта в его отношениях к Природе, к Космосу, к самому себе, к процессам воспроизводства. Поэтому общечеловеческие ценности есть ценности самого высокого уровня абстракции, которые живут разнообразием своих проявлений в многообразии культур, локальных цивилизаций, ментальнос-тей и пр. Если общечеловеческие ценности трактовать конкретно, не понимая, что категории высокой абстрактности должны пройти цепочку ступеней конкретизации, прежде чем стать ориентиром в поведении того или иного народа, то это значит уничтожить разнообразие ценностных систем культур, форм жизнеобеспечения, уничтожить своеобразный «ценностный генофонд» человечества. Тогда под прикрытием общечеловеческих ценностей начинает утверждаться система ценностей того народа или общества, которые претендуют на мировое господство и унификацию всех форм социально-экологического и культурного бытия иод свой «образец» как якобы единственный и правильный. Такая установка является утопически-разрушительной и ведет человечество к гибели. В ней на методологическом уровне происходит замена «единства» на «одинаковость». Единство всегда есть разнообразие, объединенное в целостность, и чем больше разнообразия внутри целост-
62
З'ЮОб
ности, тем совершеннее сама целостность [2]. Сторонник конвергенции (сближения) культур и социально-экономических систем П.А. Сорокин считал систему ценностей Залогом внутреннего социального мира: Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают, увеличиваются шансы международной или гражданской войны. Культурный прогресс он видел как эволюцию к более развитой и богатой системе ценностей. Ученый пытался соединить в социологии практически все идеи и все содержание гуманитарного знания - от эмпирически-поведенческих до культурно-ценностных, подчеркивал ведущую роль истины, красоты, добра и пользы, ибо факты обретают смысл только в контексте ценностей.
Консолидация мирового сообщества на основе общечеловеческих ценностей - не утопия и свидетельств тому много: деятельность ООН, ЮНЕСКО, ЮНСЕД, Римского клуба, движение последовательных «правозащитников». На наших глазах идет становление глобальной цивилизации, культура которой (как единство многообразия) должна быть основана на приоритете общечеловеческих ценностей: идеях ненасилия, гуманизма, демократии, социальной справедливости, бережном отношении к жизни и окружающей среде, так как альтернативой могут быть лишь эгоистическая разобщенность, соперничество, войны, истощение ресурсов планеты, гибель человечества. Выживание человечества непосредственно зависит от того, сумеет ли оно обрести свое ценностное самосознание как «единый субъект» ценностного отношения прежде, чем
:
+
о
Высшее образование
индивидуалистический эгоизм и религиозный фанатизм могут привести к гибели земную цивилизацию. В то же время приходится признать, что духовно-ценностное единство человечества лишь возможность, а не действительность и пока складываются лишь предпосылки для его становления.
Вечные ценности - высшие образцы-достижения наиболее одаренных, гуманных и мужественных представителей человечества, совершивших духовный подвиг и утвердивших достоинство человеческой личности, способной нравственно подняться (иногда ценой жизни) над временем, обстоятельствами, современниками, -святыни, философские прозрения, духовно-интеллектуальные прорывы, научно обоснованные предостережения, великие шедевры искусства, мудрые этические учения, гармоничные правовые нормы.
Ценности, ценностные ориентации определяют духовный стержень Человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества и человечества, превращения социокультурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения и самосознания. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее _ ценности, связанные с идеалами и смысложизненными целями личности в контексте духовной культуры человечества.
Рассмотрим главные концептуальныеидеи, которые можно положить в основу аксиологической подготовки будущего специалиста. В первую очередь это новая концепция человека, обусловленная антропокосмическим характером современной культуры. Ведущей можно назвать концепцию человека как носителя ноосферно-экологического сознания, способного к планетарному мышлению, ответственного за будущее человечества, живущего по принципу «мыслить глобально, действовать локально». Глобальное мышление насущно необходимо в эпоху появления глобальных проблем. Новые проблемы возникают и с появлением нанотехнологий. К примеру, стоит насыпать немного «нанопорошка» определенного качества в море - и структура воды в нем может необратимо измениться. В связи с новыми опасностями и угрозами неизмеримо возрастает роль институтов воспитания и образования. Ядром содержания образования должны стать демократические, гуманистические, экологические и научно-пофессиональные ценности, принципы и нормы. Формирование и развитие личности возможно только в пространстве культуры и ее ценностей и только через личность авторитетного педагога, носителя подлинных ценностей и идеалов. Более того, педагог должен хорошо представлять природу человека и знать гуманные и эффективные методы воздействия на него. Необходимо еще раз обратить внимание педагогов на важность правильной трактовки «природы человека» для грамотного формирования и развития личности [3]. Свою
63
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
модель человека как субъекта ценностного отношения дает М.С. Каган, который считает, что человек является носителем качеств, присущих его полу, возрасту, его нации, сословию, классу, профессиональной и конфессиональной группе, тем самым оказывается носителем всей пирамиды ценностей, выражающей интересы и идеалы пирамидальной структуры субъекта. Ценностный мир личности приходит к ней извне - из богатства культуры, опредмечивающей все вырабатываемые ею ценности и создающей аксио-сферу, из которой черпает своп ценности каждый входящий в мир человек [4]. Наши рассуждения выводят нас на следующие концепции, тесно взаимосвязанные с предыдущими: российскую концепцию модернизации, гуманизации и демократизации образования органично вписывающуюся в широкомасштабную, разработанную европейскими учеными концепцию единого информационного, образовательного, правового, экологического, экономического и таможенного пространства Европы. Рассмотрим эти концепции более подробно, с диалектических позиций, раскрывающих все их плюсы и минусы.
Европейское высшее образование декларирует намерение и впредь следовать гуманистическим традициям и должно строиться на принципах ответственности образования перед обществом, на широком доступе как к достеленному, так и послестепенному обучению, на образовании для развития личности и обучении в течение всей жизни, на диверсификации образовательных услуг. Высшее образование в Европе всегда стремилось
64
З'ЮОб
быть разнообразным в части языков, национальных систем, типов институтов, профилей подготовки и учебных планов, но сейчас его будущее зависит от способности организовать это ценное разнообразие настолько эффективно, чтобы получить положительные результаты, а не трудности, гибкость, а не непрозрачность. Для решения этих задач европейские министры образования 19 июня 1999 года в Болонье подписали совместное заявление, которое впоследствии послужило началом «Болонского процесса». Согласно этому общеевропейскому документу правительства Европейского Союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования, включить свои вузы в единую сеть образовательных учреждений и поощрять беспримерную миграцию студентов в Европе в зависимости от личных интересов, вакансий в университетах, имиджа местной профессуры и интересов рынка труда. Первые результаты реформы ожидаются после 2010 года. Открытость системы подготовки кадров допускает широкие возможности экспорта и импорта образовательных услуг, возможность получать образование в любой стране. И это - реальность сегодняшнего дня, когда идет конкурентная борьба за умы, происходит то, что мы называем «утечкой мозгов», то есть борьба за образованных людей, их концентрацию в стране, претендующей на ведущую роль в мире. Эти услуги в первую очередь должны быть совместимыми с европейским рынком труда, что в свою очередь должно отражаться в прог-
^^^тлшл п жшгс
раммах, профилях дисциплин, качестве подготовки специалистов.
Для России важно, чтобы и наш диплом ценился наравне с дипломами европейских вузов, хотя успехи США на рынке образовательных услуг привели к тому, что даже в процветающей Европе стали думать, как сделать образование конкурентоспособным. По данным 2000 г. в США учится больше иностранных студентов, чем в Европейском Союзе, причем из высокоразвитых государств. В Европе же учится молодежь из сопредельных и развивающихся стран. В российских вузах основную массу иностранцев составляет молодежь из нашего ближнего зарубежья, а хотелось бы, чтобы основную массу иностранных студентов составляла талантливая молодежь из самых разных стран мира. Участие России в Болонском процессе дает ей возможность изменить культуру высшего образования в целом. Занимаясь модернизацией образования внутри страны, надо связывать ее с теми процессами, которые идут в мировом образовательном пространстве, чтобы не остаться в изоляции и потом не догонять других. Не следует все же терять и преимуществ нашего образования: мы всегда боролись за фундаментальную подготовку, поэтому по ряду дисциплин объем часов у нас намного больше и качество знаний лучше, нужно лишь пересмотреть организацию учебного процесса таким образом, чтобы он вписывался в европейские стандарты и принципы. Мы должны постараться убедить наших европейских коллег в преимуществе тех сторон системы российского образования, в которых она сильна (лучше
Высшее образование
принимать участие в реформе европейской системы образования и иметь возможность хоть как-то влиять на этот процесс, чем оставаться в стороне и в неведении).
Российские аналитики предупреждают: нам не следует упускать из виду, что некоторые профессора европейских университетов все же критикуют Болонский процесс, считая, что механизмы принятия решений ЕС находятся в сверхсложной причинной связи с недекларированными (теневыми) интересами политических и экономических кругов. Так, старательно декларируется, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их продвижению, содействовать их мобильности. Но это будет возможно с помощью системы «кредитов» или «очков». Например, студент занимается правом полгода в Париже, набирает столько-то очков, потом продолжает учиться в Вене и там занимается историей искусства или чем угодно. В конце концов набирает достаточно очков, чтобы получить непонятно какой диплом, причем этот проект поддерживают предприятия и их лобби. Почему? Вероятно потому, что работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень своего образования. Таким образом теневая политика ЕС приводит к уничижению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Заметим, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и др.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что ЕС строит дерегламентированную
65
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
сферу образования для масс, для «среднего класса», но остается нормальная сфера образования для одаренной элиты. Наличие среднего класса является залогом стабильности и процветания всех развитых стран. Нам, как и Европе, насущно необходима стабильность, а значит «стандартизация» ценностей среднего класса, их усвоение. С другой стороны, надо изучать все эти процессы параллельно с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО -превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы наших российских исследователей: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность? Критикуют Болонский процесс и российские историки (И.Я. Фролов и др.). Они считают, что включение высшего образования в Болонский процесс может привести к слому ценностного архетипа русского народа, «размыванию» и разрушению традиционных ценностей православной России. Действительно, если учесть влияние идеологии космополитизма, то из учащегося в Европе российского студента вполне может получиться космополит - человек, лишенный чувства патриотизма, оторванный от интересов своей Родины, чуждый своему народу, относящийся с пренебрежением к его культуре. Следовательно, у молодежи со школьной скамьи должны быть сфор-
З'ЮОб
мированы высокие моральные убеждения, любовь и уважение к национальной культуре, патриотические ценностные ориентации, чтобы противостоять космополитизму.
Наша система образования должна предусматривать и выбор дисциплины по желанию (что является хорошей мотивацией для студентов других стран) и доброжелательный сервис для иностранных учащихся и ученых. Кроме того, пока еще ограничено число российских преподавателей, способных выехать за рубеж для чтения лекций, и мало преподавателей, которые могут эти лекции читать внутри страны для иностранных студентов (не все могут преподавать на основных мировых языках, в первую очередь на английском).
Литература:
1. Кант И. Сочинения в шести томах,- М.: Мысль, 1963-1966.
2. Суббето А. И. Ценности в системе общественного интеллекта, «Ценностная воина■> и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации / «Академия Тринитаризма»,- М., Эл № 77-6567, публ. 10815, 14.11.2003.
3. Синюк АЛ. Применение метода пирамид в педагогическом процессе / / Новые технологии преподавания социально-философских наук: Сборник методических работ преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ,- Елабуга: Изд-во Елабужск. гос. пед. ун-та, 2004,- С. 37-44.
4. Каган М.С. Философская теория ценности,- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997,- С. 177.