Научная статья на тему 'Цель и содержание системы формирования социальной компетенции студентов технического вуза'

Цель и содержание системы формирования социальной компетенции студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цель и содержание системы формирования социальной компетенции студентов технического вуза»

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

12006

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

И. Г. Захарова, филиал Самарского государственного технического университета в г. Сызрани

Глобальные изменения, охватившие

все мировое сообщество в начале XXI века, социально-экономическая ситуация в мире и России, интеграция мировой экономики, расширение международных политических и культурных контактов выдвигают новые требования к развитию и воспитанию подрастающего поколения. Бурная информатизация и всеобщая компьютеризация, переход к сетевому типу развития общества, ускорение темпов развития науки, а также нарастание научно-технической информации и практическое ее применение, развитие новых технологических основ пропз • водства ведут к созданию высокоэффективного технологического базиса и автоматизации производства.

Г. Щедровицкий отмечая, что «изменения в производстве в последнее время следуют буквально один за другим... И каждый раз человек встает перед необходимостью переучиваться. Для этого нередко нет ни времени, ни сил, да это и неэкономично... Люди уже заранее должны быть максимально подготовлены к возможным сменам профессии, они должны иметь общее научное и техническое образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для широкой группы профессий и свело процесс переучивания к минимуму» [6, с. 19]. Следовательно, образование должно быть направленно на развитие личности обучающегося, на формирование у него определенных качеств, необхо-

димых для жизни в социуме, т. е. компетенций.

Компетенция — многосмысловое понятие и включает в себя:

- круг ведения какого-либо лица;

- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, о которых может здраво судить и эффективно работать в данной области;

- единство знаний, навыков профессионального опыта, способностей действовать.

Компетентность - это способность личности к самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Ключевые компетенции ~ это

межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. В. Хутмахер в Международных документах рекомендации Совета Европы (симпозиум 27~30 марта 1996 г.) в качестве одной из основных приводит определение социальной ключевой компетенции, которой «должны быть оснащены молодые европейцы» [2]:

Социальная компетенция -способность принимать ответствен-

34

^^ШПЛППП -ф- п жшгс

Высшее образование

ность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

При проектировании и реализации формирования социальной компетенции студентов технического вуза необходимо определить цель этой педагогический системы. Существует большое количество определений понятия «цель». При всем их многообразии в каждом из них можно найти некоторые инвариантные признаки [5, с.42]. Многие исследователи в определении цели видят будущий результат, который по форме отражения может быть направлен в виде перцептивных образов и моделей или понятий, суждений, умозаключений. Однако образ или будущий результат еще не образ цели. Образ будущего результата становится целью когда имеется потребность, стремление, желание достигнуть или приблизится к этому результату. Поэтому понятие «цель» указывает на будущее состояние системы, к которому оно стремится.

В представленном исследовании своеобразие предмета цели состоит в его дуальности. Цель, обеспечиваю-

Ожидаемый результат (цель)

щая социализацию студентов, заключается в формировании социальной компетенции будущего работника. Но в конечном итоге эта цель направлена на повышение качества подготовки будущего инженера в современной социокультурной ситуации.

А. В. Мудрик, выделяя понятие «социализация» подчеркивает, что развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет [4].

Социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия личности с обществом и стихийного влияния на нее различных обстоятельств жизни; в процессе влияния государства на разные категории людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека.

На основе научных исследований можно предложить идеальную модель социализации выпускника вуза в виде совокупности приобретенных качеств, востребованных в современных социально-экономических условиях (табл. 1) [ 1, с. 111].

Таблица 1 зциализации выпускника вуза

Формируемые качества Характеристика сформированных качеств

Социальные Гуманистическое мировоззрение, активная гражданская позиция, бережное отношение к национальным и мировым традициям, уважение к старшим, способность продуктивно и творчески работать в коллективе

Общекультурные Культура общения и поведения, эстетическая, музыкальная, художественная культура, культура умственного и физического труда

Jour_N2_2008.p65 35 16.01.09,12:48

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал 2'2006

Формируемые качества Характеристика сформированных качеств

Интеллектуальные Творческий подход, эрудиция, развитая интуиция, логическое и критическое мышление, изобретательность, сообразительность

Мотивационные Положительная устойчивая мотивация на активную творческую деятельность, позитивное поведение в обществе, непрерывное образование и самообразование, широкие интересы к познанию, искусству, культуре

Духовно-нравственные Духовное богатство, гуманность, честность, совестливость, отзывчивость, скромность, искренность, доброта, милосердие, порядочность

Деловые Трудолюбие, предприимчивость, ответственность, способность к деловому риску, умение довести до конца начатое дело

Организационно-волевые Целеустремленность, собранность, требовательность к себе, самокритичность, организованность, настойчивость, воля, способность к достижению намеченной цели

Физические Крепкое здоровье, энергичность, спортивность, оптимизм, способность к физическому самосовершенствованию

При этом необходимо руководствоваться идеей о том, что основой формирования социальной компетенции будущего инженера является его социальное развитие. Это качество формируется в учебно-воспитательном процессе вуза и в дальнейшем повышении его квалификации. Социаль-

ное развитие представляет собой совокупность различных видов развития, каждый из которых имеет качественную характеристику. В результате формирования социальной компетенции и дальнейшего социального развития студент должен стать социально ориентированной личностью (рис, 1).

Рис. 1. Динамика: движения социальной ориентации личности будущего специалиста

М I I гтт

4 П МП ПЕЛ

Определим ключевые понятия, характеризующие социально ориентированную личность будущего специалиста:

Социальная ориентация - осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения;

Социальная обученность - результат приобретения социальных знаний, навыков и установок поведения в социуме через идентификацию;

Социальная воспитанность ~ сформированные общественно значимые знания, умения и навыки, качества, потребности, мотивы, нормы поведения;

Социальное поведение - ответственность и гражданская зрелость;

Социальная роль - специфический способ нормативного поведения личности в зависимости от его социального статуса или позиции в обществе;

Социальная активность - способность влиять на жизненное пространство, понимаемое как совокупность условий жизнедеятельности (социально-экономическая среда жизнедеятельности и естественная среда обитания);

Социальная коммуникативность ~ способность к общению, сочувствию, эмпатии, умение налаживать контакты с людьми;

Социальное общение - навыки совместной деятельности, совместно переживаемые чувства;

Социальная позиция - совокупность ведущих мотивов деятельности.

Степень сформированности параметров социально ориентированной личности является условием ее успешной профессиональной деятельности.

Высшее образование

При проектировании содержания системы формирования социальной компетенции будущих инженеров важно помнить, что «необходим такой подход к планированию содержания и процесса подготовки выпускника, когда отбор и определение целесообразности той или иной информации производилось бы комплексно, ИСХОДЯ не только из анализа технологических процессов, с которыми имеет или будет иметь дело инженер, но и руководствуясь заданными обществом качествами и видами деятельности специалиста, ориентированного на предвидимое будущее» [3, С. 146].

Обобщая требования к качествам и видам социальной деятельности будущего работника, можно использовать следующие источники информации:

• анализ литературы, раскрывающий требования к качествам и видам социальной деятельности;

• изучение и обобщение специфики опыта специалистов технической сферы и кураторов вузов;

• обобщение опыта социальной деятельности преподавателей технического вуза на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах;

• существующие связи учебно-воспитательного процесса вуза с производством и учреждениями социальной сферы.

Из всех перечисленных источников проектирования содержания формирования социальной компетенции будущих специалистов приведем результаты анкетного опроса преподавателей технического вуза.

Анкетный опрос 53 респондентов -студентов Сызранского филиала СГТУ выявил следующие нерешенные проблемы организации социаль-

37

^^^тлшл 4 п жшгс

Казанский педагогический журнал

ной деятельности будущих инженеров:

- недостаточность знаний основ социальной психологии и педагогики;

- неумение работать в студенческом коллективе;

- неумение взаимодействовать, сотрудничать с окружающими, прислушиваться к мнению другого, неумение слышать и слушать;

2'2006

- неумение разрешать конструктивные и деструктивные конфликты;

Поэтому при формировании социальной компетенции будущего инженера необходимо такое содержание, которое будет способствовать развитию ряда специфических качеств, перечень и содержание которых приведены в таблице 2.

ТаблгшА 2

Формирование социальной компетенции студентов технического профиля

Подсистема формирования социальной компетенции студентов технических специальностей внутри образовательного учреждения (первый уровень)

!

В процессе обучения в вузе

1

Деловые, деятельност-ные и интерактивные игры

социальные, коммуникативные и тренинги личностного роста, диспуты

групповые дискуссии, круглые столы, конференции, мнемотурниры, семинарские занятия бригадное обучение студенческие советы (работа в студсоветах) секции научно-технической работы другие перспективные формы

Подсистема формирования социальной компетенции студентов технических специальностей за пределами образовательного учреждения (второй уровень)

\ 1

В процессе взаимодействия с окружающими в социуме

<

Внеурочная деятельность , молодежный центр

пресс центр

спортивные секции и школы

кружки п клубы по интересам

творческие предметные объединения, студенческий театр миниатюр,

Театральные студии, школа общественных профессий, команда КВН

Подсистема формирования социальной компетенции инженеров технического профиля (третий уровень)

\

В процессе трудовой деятельности

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступление на научно-технических и научно-практических конференциях

участие в семинарах работа в разноуровневом коллективе работа | городскими учреждениями информация с биржи труда

бюро по трудоустройству

36

Q

+

О

Высшее образование

Важными задачами, стоящими перед педагогическими коллективами вузов, является обеспечение условий, при которых практически все студенты в период обучения в вузе включались в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию социальной компетентности.

Для формирования социальной компетенции профессорско-преподавательскому составу вуза необходимо разработать систему включения студентов в социальные виды деятельности (система СВД) в процессе обучения в вузе, выполнение которых содействовало бы формированию социальной компетенции, С этой целью куратор группы должен побеседовать с каждым конкретным студентом, выявить его интересы, склонности, желания, мотивы, индивидуальные особенности, определить в каком из мероприятии работы студенческих группы, отделения, факультета и в каком конкретном мероприятии студент будет участвовать в текущем семестре.

Изучение передового педагогического опыта и специально проведенные исследования показывают, что формами включения студентов в разнообразные виды деятельности являются: организация инновационных видов обучения, контроля и оценки учебной и внеучебной работы студентов, творческой работы, производствен-

ной практики, организаторской работы, проев етител ьск ой, пр о ф е с с иона л ь -ной направленности, культурно-массо-вой и т. д.

Текущий контроль за ходом выполнения студентами системой СВД ведет куратор группы. В конце семестра вместе с труппой проводится подведение итогов, поручений, о чем делается отметка в журнале учета. В конце года подготавливается аттестация каждого студента по формированию учета социальной компетенции.

Литература:

1. Андреев В. И. 1Ijj§ai oi ика: Учебный курс для творческого Саморазвития,- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Зимняя II. Л, Ключевые комисгсн пин - новая пара.ни ма результата образования // Высшее образование сегодня.-2003,- № 5.

3. Кустов Ю. А, Преемственность в системе подготовки технических специалистов,- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982.

4.Мудрик A.B. Общение в процессе восприятия. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России. 2001.

5. Петрунева Р., Дулина Ii. , Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России,- 1998,- N° 3,-С. 40-46.

6. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика: Системы педагогических исследований.- М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.