Научная статья на тему 'АКМЕСТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ'

АКМЕСТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеологическая теория фундаментального образования / акме / акместратегия / профессиональное развитие / карьера / продуктивность специалиста / конкурентоспособность специалиста / акмемодель профессионализма. / acmeological theory of fundamental education / acme / acme strategy / professional development / career / specialist productivity / specialist competitiveness / acme model of professionalism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паутова Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКМЕСТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ»

Паутова Л.Е.1

АКМЕСТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: акмеологическая теория фундаментального образования, акме, акместратегия, профессиональное развитие, карьера, продуктивность специалиста, конкурентоспособность специалиста, акмемодель профессионализма.

Keywords: acmeological theory of fundamental education, acme, acme strategy, professional development, career, specialist productivity, specialist competitiveness, acme model of professionalism.

Без целенаправленности и представлений образа-результата (промежуточного и конечного) современному специалисту в динамичных условиях профессиональной среды невозможно достигать личностно-профессионального роста и развития, «акме» в собственной деятельности и социально-профессиональном взаимодействии. Личностно-профессиональному планированию целесообразно обучать всех специалистов во всех отраслях экономики, особенно в образовании, т.к. система образования готовит специалистов для всех отраслей экономики. В системе образования, прежде всего, необходимо обучать студентов и преподавателей акмемоделированию, акмепланированию, стратегиро-ванию и акмеразвитию, что обеспечивает высокопродуктивный уровень сформированности общекультурных, профессиональных компетентностей будущих специалистов как условие конкурентоспособности специалиста в реальном секторе экономике.

С учетом накопленных знаний и опыта по схожим проблемам исследования, считаем необходимым выделить и определить совокупность научных подходов в качестве доказательства актуальности и комплексности в разработке понятия «акместратегия», ее продуктивности в профессиональной деятельности преподавателя. В предшествующих исследованиях Паутовой Л.Е. и Жариновой Е.Н.2 обосновано и определено понятие «акместратегия»:

- на макроуровне формирования и реализации акместратегий - это «система жизненных ценностей и баланс интересов различных групп населения определенной территории, обеспечивающая их благосостояние и высокопродуктивное качество жизни»;

- на микроуровне личности - это «система жизнеобеспечивающих акмеценностей и потребностей саморазвития, самоактуализации личности, достигающая акме-цели в продуктах деятельности и прогнозирующая факторы риска, кризиса («кате»), с учетом этого корректируя личностно-профессиональную траекторию развития или АСД»;

- на профессиональном уровне специалиста - это «одновременно и запланированная деятельность, и реакция на изменения обстоятельств (условий реализации запланированных мер), и продуктивный образ-результат организации в будущем».

На основе проанализированных3 научно-практических подходов к понятиям «стратегия», «стратегия деятельности» и разработанного понятия «акместратегия»4 (рис. 1), определим акмеологические основы к формированию карьеры и конкурентоспособности в профессиональной деятельности современного специалиста5, научно-практические условия акместратегий карьерного роста на примере деятельности преподавателя.

На основе акмеологической теории фундаментального образования Н.В. Кузьминой6, условием разработки и реализации акме-стратегии в профессиональной деятельности преподавателя (специалиста) является выявление обратной связи - «выхода» системного акмевзаимодействия. Что, в свою очередь, служит выявлению показателей качества акместратегии: сравнение искомых продуктов с реально созданными; вхождение (переход) всех или подавляю-

1 Паутова Людмила Евгеньевна - к.психол.н., с.н.с. ВНИИ «Радуга», г.о. Коломна, Россия. Профессиональные интересы: акмеология, социально-экономические вопросы социума и личности. Приоритетные тематические направления организации: комплексные социально-экономические исследования. E-mail: cosidanie35@yandex.ru

2 Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. - Т. 8, № 1. - С. 4-11.

3 Акмеология: теория, практика и перспективы развития. Монография / Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.,

2018.

4 Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеология - основы профессионализма преподавателя в XXI веке: учебное пособие в трех частях, Ч. 1. / Н.В. Кузьмина, Л.Е. Паутова, Е.Н. Жаринова. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - 200 с.

5 Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акметеория фундаментального образования - основа конкурентоспособности и профессионализма преподавателя в национальной системе образования России // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М., 2019. - Ч. 1. - С. 490-495.

6 Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей: монография. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. - 272 с.

щего большинства выпускников (сотрудников) в последующие системы и успешное саморазвитие в них; владения интеллектуальными процессами в деятельности - анализ, синтез, обобщение, перенос их на практическую ситуацию; системный мониторинг сформированности продуктивной компетентности специалистов одной подсистемы к успешному решению предстоящих задач на входе в последующую систему (образовательную или профессиональную).

Источник: разработано автором.

Рисунок 1.

Научные подходы к разработке понятия «акместратегия»

Применительно к разработке карьерных траекторий специалиста образования, наличие акместратегии является определяющим фактором целеполагания и продуктивного результата в профессиональной деятельности. В силу этого, согласно системному подходу к целеполаганию карьеры А.Я. Кибанова1, руководству образовательной организации необходимо планомерно определять и внедрять мероприятия по горизонтальному и вертикальному продвижению работника в системе должностей организации. В связи с этим, основополагающим при разработке стратегии карьерного роста специалиста образования является обеспечение гарантии занятости действующих высокопродуктивных специалистов в процессе управления персоналом организации.

В процессе стратегического планирования карьерного роста любого специалиста образования (в т.ч. преподавателя) необходимо учитывать акме-синергетический подход и закон, согласно которому, специалист на современном уровне конкурентоспособности созидает и получает общественную оценку со стороны общества. Это обосновано тем, что преподаватель как созидатель призван обеспечивать в обществе (Бранский В.П., Пожарский Н.В., Кузьмина Н.В.):

- научный обмен (научные разработки, открытия, публикации, проекты и т.п.);

- технический обмен (технологические разработки, изобретения, совершенствование процесса деятельности

и т. п.);

- мировоззренческий обмен (развитие системы восприятия, мышления личности, формирование системы ценностей, идеалов, обмен опытом и т. п.);

- политический обмен (анализ и заимствование методов, стиля выполнения деятельности, руководства коллективом, установление системы идеологических взглядов и т.п.);

- образовательный обмен (изучение передового опыта, самообучение, обмен необходимой информацией и опытом выполнения производственных операций и т.п.).

На основе этого руководителю образовательной организации, прежде всего, высшего уровня управления, необходимо способствовать формированию и учету:

- показателей и стимулов качества деятельности для преподавателя;

- его потребности самовыражения в деятельности;

- результатов его профессиональной деятельности, их совершенствованию.

Акмеологическая модель индивидуальной стратегии карьерного развития2 состоит из следующих блоков:

- первый блок представляет изучение карьерного развития при помощи показателей и уровней каждого критерия оптимизации карьерного развития;

- второй блок включает акмеологические условия (важные обстоятельства) и акмеологические факторы (внешние и внутренние детерминанты), способствующие карьерному развитию;

- в третьем блоке представлен алгоритм индивидуальной стратегии карьерного развития, включающий в себя планирование, организацию исполнения, контроль и корректировку, систему оптимизации;

- четвертый блок представляет программу психолого-акмеологического сопровождения оптимизации индивидуальной стратегии карьерного развития как технологию использования инструментария психодиагностики, формирования, развития и коррекции их психофизиологических, психологических и социально-психологических характери-

1 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 430-431

2 Килба А.Р. Акмеологические особенности индивидуальной стратегии карьерного развития государственных служащих: дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - М., 2007. - С. 5.

стик, обеспечивающих нормальное психическое состояние в реальных условиях профессиональной деятельности, в плане карьерного развития.

Данные по выделенным блокам определяют эффективность профессиональной деятельности и успешность карьерного развития. Каждая из составляющих блока может быть рассмотрена как часть структуры или как самостоятельное целое и выполнять функции в структуре целого.

Основные типы стратегий в карьере, согласно акмеологической теории фундаментального образования Н.В. Кузьминой и концепции А.Я. Кибанова, представлены на рис. 2.

Рисунок 2.

Типы стратегий профессиональной карьеры специалиста образования

- Стратегия накопления - постепенное накопление некоторого качества профессиональной деятельности;

- Стратегия возможностей - поиск возможностей и ресурсов профессионального развития и подготовка к тому, чтобы в наибольшей степени ее использовать;

- Стратегия действия - постепенная подготовка к значительному профессиональному действию (совершение его), изменению;

- Стратегия успеха - совершение многочисленных попыток к развитию и утверждению результатов в надежде добиться однажды успеха;

- Акместратегия - акмеразвитие в деятельности.

Определение целей карьерного роста на основе акмеологической концепции профессионализма как образа результата деятельности специалиста зависит от поэтапного достижения высокопродуктивных результатов. Классификация целей карьерного развития в профессиональной деятельности специалиста представлена на рис. 3, она разработана на основе концепции поэтапного формирования карьеры А.Я. Кибанова и акмеологической концепции профессионализма Н.В. Кузьминой.

Рисунок 3.

Цели и этапы карьерного роста специалиста1

1 Источник: Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеология - основы профессионализма преподавателя в XXI веке. Учебное пособие. - СПб.: Издательство: НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - Ч. 1. - С. 109-117.

Согласно акме-синергетическому подходу (С. Д. Пожарский, Н.В. Кузьмина) и акмеологическим законам продуктивной деятельности специалиста (Н.В. Кузьмина), решение проблемы карьерного роста в любой профессиональной деятельности и система целей специалиста определяется как поэтапно, так и на основе ценностно-значимых показателей для личности и общества. В соответствии с этим, мы считаем важным то, что в деятельности специалиста образования и преподавателя необходимо формировать стратегическую систему идеализированных целей высокопродуктивного образа результата. Такую систему мы попытались представить схематично (рис. 4).

Рисунок 4.

Модель системы ценностей карьерного развития специалиста1

Общими требованиями к формированию целей карьеры в процессе ее управления, в соответствии с разработками Могилевкина Е.А.2, являются следующие: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность, задан-ность во времени, мотивация, наличие вызова (или амбициозность), ответственность, «экологичность».

Согласно поэтапной концепции формирования карьеры специалиста (А.Я. Кибанов, Е.А. Могилевкин и др.) автором3 разработана модель становления карьеры специалиста образования (преподавателя) в личностном и профессиональном аспектах (рис. 5)4. Эта модель в основе своей имеет акмеологический подход к проектированию процесса управления профессиональным развитием.

Понятие конкурентоспособности в научно-практической литературе интерпретируется и анализируется в зависимости от социально-экономического объекта, к которому оно применяется. Характеристики, критерии и факторы динамики конкурентоспособности на уровне организации, отрасли или же государства различны и имеют свою специфику. Главная задача исследователя, который изучает проблемы конкурентоспособности специалиста, состоит в определении критериев, источников и факторов конкурентоспособности.

На основе результатов научно-практического анализа проблемы конкуренции организаций в современных условиях и учета акмеологической теории фундаментального образования, автор5 считает целесообразным определить конкурентоспособность как интегральную характеристику совокупности потенциалов предприятия: финансового, ин-

1 Источник: Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеология - основы профессионализма преподавателя в XXI веке. Учебное пособие. - СПб.: Издательство: НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - Ч. 1. - С. 109-117.

2 Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - С. 37-40.

3 Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности: учебное пособие. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2016. - С. 140-145.

4 Там же.

5 Актуальные социально-экономические вопросы: проблемы и варианты решений. Сборник материалов международной научно-практической конференции (19-20 апреля 2017г., Россия, Коломна) / Государственный социально-гуманитарный университет [отв.ред. Ж.К. Леонова, ред-сост. Е.И. Медведева, С.В. Крошилин]. - Коломна, 2017. - С. 32-36.

теллектуального, маркетингового, организационного, производственного, технологического, информационного, кадрового, инвестиционного, инновационного.

Рисунок 5.

Акмемодель становления деловой карьеры специалиста

Применительно к кадровому потенциалу, основным критерием его оценки представляются интегральные характеристики конкурентоспособности личности специалиста. Схематично структура конкурентоспособности специалиста на основе акмеологической теории фундаментального образования представлена в рис. 61.

1 Актуальные социально-экономические вопросы: проблемы и варианты решений. Сборник материалов международной научно-практической конференции (19-20 апреля 2017г., Россия, Коломна) / Государственный социально-гуманитарный университет [отв.ред. Ж.К. Леонова, ред-сост. Е.И. Медведева, С.В. Крошилин]. - Коломна, 2017. - С. 32-36.

Источник: разработано автором

Рисунок 6.

Структура конкурентоспособности специалиста

В рамках акмеологической концепции профессионализма, теории фундаментального образования в системе профессионального образования и развития конкурентоспособности специалиста на психологическом уровне Максимовым Г.К.1 определены три основные группы навыков:

- Технологические - освоение конкретной профессии.

- Коммуникативные - относящиеся к общению с различного рода людьми и с самим собой.

- Концептуальные - искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

Персональная модель развития конкурентоспособности специалиста, согласно А.А. Деркачу, основана на ак-меологических закономерностях развития профессионализма: существовании устойчивых связей между профессионализмом личности и деятельности и опытом профессиональной деятельности, личностным потенциалом и его отдельными видами, уровнем акмеологической компетенции, профессиональным творчеством, продуктивностью Я-концепции.

На основе акмеологической теории фундаментального образования Н.В. Кузьминой мы определяем характеристики конкурентоспособного специалиста. К таким относятся2:

- технические - специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях; уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования; получаемый документ;

- технологические - способы, методы, технологии профессиональной подготовки специалиста;

- экономические - затраты на подготовку и переподготовку специалиста с учетом всех расходов;

- социально-организационные - учет социальной структуры работодателей; национальных и региональных особенностей в организации производства, подготовки выпускников, трудоустройства и рекламы будущих специалистов;

- психологические - структура мотивации, способностей, профессионально важных качеств специалиста;

- акмеологические - нацеленность на саморазвитие, наличие персональной модели развития профессиональной карьеры и конкурентоспособности.

С целью разработки и определения направлений формирования конкурентоспособности современного специалиста на основе акмеологической теории фундаментального образования нами разработана персональная модель развития конкурентоспособности специалиста3, которая может быть применима к специалисту любой сферы деятельности.

К основополагающим требованиям профессионально-карьерного развития в образовательной системе в рыночных условиях мы относим:

- рациональное использование периодов подъема человеческой активности и кризисов;

- действующие антикризисные мероприятия карьерного развития;

1 Максимов Г.К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста: автореф. на соиск. уч. ст. к. психол. н. - М., 2008. - С. 11.

2 Там же, с. 10.

3 Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеология - основы профессионализма преподавателя в XXI веке: учебное пособие в трех частях, Ч. 1. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - С. 116.

- стратегическая направленность - определение долгосрочных целей персонала, наличие карьерной стратегии организации;

- активизация самоорганизационного и самосовершенствующего аспекта у персонала;

- реализация программно-целевого подхода, с учетом необходимых и возможных ресурсов организации;

- внедрение проектного, системного и акмеологического подходов к управлению индивидуальной карьерой персонала.

С учетом вышесказанного, говоря о конкурентоспособности специалиста-преподавателя, нельзя сводить ее только к профессиональному аспекту, в частности, рассматривать в числе ее факторов исключительно как профессиональную компетентность. Не менее важными являются не профессиональные, социально обусловленные аспекты компетентности личности. Следовательно, компетентность как компонент конкурентоспособности специалиста образования включает два блока характеристик: профессиональной и не профессиональной (социально значимой) компетентности. С учетом этого целесообразно определять и реализовывать акметехнологии профессионального развития и карьерного роста специалиста образования и преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.