Научная статья на тему 'Качество профессиональной деятельности – фактор обеспечения конкурентного преимущества на рынке труда'

Качество профессиональной деятельности – фактор обеспечения конкурентного преимущества на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество деятельности / акмеологический подход / система менеджмента качества / показатели эффективности деятельности / quality of activities / akmeologicheskij approach / the quality management system / performance indicators
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паутова Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество профессиональной деятельности – фактор обеспечения конкурентного преимущества на рынке труда»

Паутова Л.Е.1

КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА

Ключевые слова: качество деятельности, акмеологический подход, система менеджмента качества, показатели эффективности деятельности.

Keywords: quality of activities, akmeologicheskij approach, the quality management system, performance indicators.

На современном этапе развития системы профессионального образования и переоценки системы образовательных ценностей в обществе понятие «качество» представляет собой одну из наиболее сложных и многоаспектных категорий. Неоднозначность этого термина определяется тем, что «качество» может восприниматься и как абсолют, и как относительное понятие. Под «качеством» в абсолютном смысле подразумевается некая категория, близкая к совершенству, эталону. Качество в относительном понимании рассматривается как нечто, соответствующее определенным критериям, требованиям. В этом плане качеству нельзя поставить в соответствие конечный набор характеристик, поскольку мы имеем дело с многообразием человеческих потребностей - у каждого свои приоритеты и, соответственно, свой набор требований, предъявляемых к качеству.

В формировании современного представления о качестве важную роль сыграла Академия проблем качества Российской Федерации: «качество - одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества». Это определяет то, что понятие качества является многогранным и применимым к различным сферам общественной жизни. Качество высшего профессионального образования определяется интеграцией сфер качества социально-экономического развития общества: качество знаний, качество деятельности, качество культуры.

Расширение образовательного пространства в России порождает потребность высших учебных заведений в укреплении своих конкурентных позиций, в первую очередь, за счет повышения качества предоставляемых образовательных услуг. От уровня профессиональной подготовки выпускников зависит дальнейшее развитие всех сфер жизни общества, поскольку именно в молодых специалистах заложен огромный потенциал. Присоединение России к Болон-ской декларации по высшему образованию определилось некоторыми переменами, главной из которых стало возникновение необходимости соблюдения Европейских стандартов качества в части высшего образования. Решение этой задачи большинство вузов связывает с внедрением системы менеджмента качества (СМК) - системы, созданной для постоянного отслеживания целей и задач в области качества, а также разрабатывающей способы и методы достижения этих целей.

На основе теоретического анализа понятий в области качества и его обеспечения можно определить, что стремление современных организаций к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни. Разработаны различные концептуальные подходы к категории «качество» - это и философский, и экономический, и системно-управленческий, и технологический, мы, в свою очередь, считаем актуальным выделение и развитие акмеологического подхода к определению, формированию и управлению качеством на системном уровне. С акмеологической позиции это объясняется тем, что между заданным уровнем качества и эффективностью производства наблюдается непосредственная связь по показателям продуктивности.

Основными разработчиками акмеологического подхода являются А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Л. А. Рудкевич и другие ученые. Акмеологический подход при изучении созидательной деятельности разных специалистов синтезирует в себе исследовательские стратегии с позиций 1) системного подхода при изучении образовательных систем, впервые примененным Н.В. Кузьминой; 2) целостного подхода к изучению человека, обоснованного Б.Г. Ананьевым; 3) теории функциональных систем, системообразующим фактором в которой выступает искомый конечный результат на выходе в новую среду, разработанной П.К. Анохиным.

Определение теоретического и практического потенциала акмеологической науки и разработка в ее рамках решения проблем качества (в профессиональной деятельности специалиста) опирается на следующие основные тезисы:

1. Профессиональная карьера необходимым образом сопровождается личностно-профессиональным развитием, а данное развитие есть предпосылка движения.

2. Высокий профессионализм является важной детерминантой успешного профессионального и личностного развития.

1 Паутова Людмила Евгеньевна - к.психол.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Государственного социально-гуманитарного университета, Коломна. Профессиональные интересы: менеджмент организаций, акмеология, управление персоналом, карьерология, технологии самоорганизации и саморазвития. Приоритетные тематические направления организации: качество образования, деятельности, комплексные исследования в области качества деятельности специалиста, акмеологические исследования. E-mail: mgosgi-ec@mail.ru

3. Акмеология предполагает рассмотрение не только психологических аспектов самого движения, но, прежде всего, динамику развития личности специалиста.

Значительную роль в этом процессе играют не только теоретические положения акмеологии, но и разработанные на ее основе практические методы акмеологических исследований, которые расширяют горизонты индивидуального самосознания, обеспечивают поступательное прогрессивное развитие специалиста в конкретной сфере деятельности. Акмеологический подход к содержанию профессиональной деятельности, технологиям ее формирования и управления позволяет перевести специалиста (субъекта деятельности) из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество его деятельности, так как стимулирующими оказываются профессионально-личностные мотивы, развитие специалиста становится внутренней потребностью, а созидательное переосмысление действительности становится ведущим.

Необходимость акмеологического подхода в профессиональной деятельности и управленческом процессе очевидна, поскольку общество ожидает от любого специалиста:

• профессионально-адекватного и самостоятельного принятия решений, согласно ситуации;

• стремление к всеобщему и личному успеху;

• саморазвития в деятельности.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что повышение качества профессиональной деятельности предполагает определение и реализацию двух направлений - это 1) оценочное (оценка ситуаций и собственных возможностей); 2) исследовательское (на уровне управленческой деятельности, конкретной системы управления), учитывая влияние на деятельность реальной ситуации.

Повышение качества деятельности отдельного специалиста способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и расширению доли рынка. В связи с этим акмеология качества определяется как основная характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции, услуги и деятельности на рынке. Качество профессиональной деятельности любого специалиста определяется обоснованностью принимаемых решений и системой планирования, уровнем достигнутых результатов деятельности организации в целом. Это качество руководства, системы управления (планирование, анализ и контроль) в целом.

Эффективности в обеспечении качества в системе менеджмента организации, согласно В.Л. Джхуняну и Т.Г. Никольской, возможно достигнуть с помощью скоординированной деятельности по руководству (направлению) и оперативному управлению организацией (предприятием) применительно к качеству, которая направлена на достижение целей и осуществляется с помощью коммуникаций. Согласно этому, менеджмент качества выполняет свои задачи, скоординированные с целями предприятия и поддерживающие их. Цели менеджмента качества должны способствовать решению задач, стоящих перед организацией.

Для измерения показателей достигнутого уровня качества необходимо осуществлять конкретные измерения полученных параметров и результатов в области качества. Такие измерения являются предметом изучения специальной научной области знаний - квалиметрии. Квалиметрия - наука об измерении и оценке качества продукции и услуг. Квалиметрия предоставляет возможность определять количественные оценки качественным показателям объекта. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от значительного числа свойств исследуемого продукта. Основной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик измерения качества конкретного объекта в количественных показателях, характеризующих степень удовлетворения объектом общественной или личной потребности.

На основе концепции интеграции акмеологического подхода к изучению и решению проблем обеспечения качества деятельности специалиста и менеджмента качества современной организации можно определить, что первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Рассматривая категорию «потребность», особенно в образовательном процессе, необходимо учитывать единство объективных и субъективных ее сторон, поскольку она может выступать как материальная, так и духовная связь человека с объективными условиями его существования. Тем самым, потребность в качественном образовании - это отношения между основными субъектами (учащиеся - учитель; абитуриент - студент - преподаватель; студент - учащиеся) и объективными условиями в образовательном процессе, направленные как на изменение и развитие каждого субъекта, так и окружающей действительности в целях удовлетворения потребностей в саморазвитии личности и конкретного общества.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что применение акмеологического подхода к решению задач в области качества деятельности позволяет на научно-практическом уровне продуктивно и органично внедрять требования заданного стандарта в деятельность каждого сотрудника и руководителя. Это обосновано тем, что наука «акмеология» и СМК имеют достаточно общих концептуальных показателей при достижении заданных требований качества в деятельности и конечном результате:

1. Методология качества (научно-практические подходы).

2. Технологии и стандарты (средства внедрении и развития).

3. Управление ресурсами (человеческими как определяющими уровень качества).

На основе результатов научно-практического анализа качества можно определить, что одной из сложных проблем является взаимодействие и взаимосвязь интересов личности, коллектива и общества. Применительно к профессиональной деятельности преподавателя, его личные и профессиональные интересы не только побуждают к взаимодействию между студентами, но и направляют их целесообразную деятельность на достижение конечного результата. Поэтому осознанный интерес порождает цель. Цель является основным элементом поведения и сознательной деятельности человека, характеризуя предвосхищение результата деятельности и путей его достижения. Такое осмысление

способствует переходу на более высокий уровень развития отдельной личности и общества в целом - «преобразование хаоса в порядок».

Общим критерием самоорганизации является рост степени синтеза порядка и свободы, связанного со стремлением системы к максимальной устойчивости. Поэтому, в соответствии с акмеологическим подходом, для эффективной самоорганизации в образовательном процессе высшей школы необходимо учитывать и знать закономерности:

• самодвижения к вершинам мастерства в конкретной профессии;

• обучения основам профессионального мастерства в профессиональной школе всех уровней образования (начального, среднего, высшего);

• совершенствования коррекции и реорганизации профессиональной деятельности специалистов, уже имеющих соответствующее образование и опыт работы с учетом классов задач, решаемых им на производстве1.

Реализация комплексного интегрированного подхода к обеспечению, управлению и достижению заданного уровня качества предполагает участие высокоэффективных специалистов в определенной профессиональной области, тем самым, определяя необходимость в формировании системной модели качественного человека и специалиста, который обладает определенным набором личностно-профессиональных характеристик в области решения профессиональных задач с обеспечением заданного уровня качества.

Список литературы

1. Акмеологические технологии продуктивного развития профессиональной компетентности. - http://moyuniver.net

2. Борисова, И.С. Проблемы совершенствования системы менеджмента качества на промышленных предприятиях // Экономические науки. 2010. - № 10.

3. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Методы акмеологического исследования качества подготовки педагогов. Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

4. Методологические основы формирования профессионализма преподавателя в процессе реализации СМК вуза // Материалы ХУ-й Международной научной конференции «Модернизация России: проблемы и решения», ИНИОН, РАН, г. Москва. - 2015.

5. Система менеджмента качества и сбалансированных показателей вуза как факторы обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг // Акмеология 2015. Методологические и методические проблемы. Вып. 25 / Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. - С. 64-74.

1 Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Методы акмеологического исследования качества подготовки педагогов. Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 79-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.