Научная статья на тему 'Акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества'

Акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КРИЗИС / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ / УРОВНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кумохин Александр Геннадиевич

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. Рассмотрены основные категории проблемы исследования, определены детерминанты личностнопрофессионального развития, содержание и структура акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. Также разработаны научно-практические рекомендации по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL SUPPORT SPECIALISTS IN CRITICAL PERIODS OF DEVELOPMENT OF THE COMPANY

The article describes the results of empirical research acmeological support specialists in critical periods of development of society. The main categories of problems the study identified determinants of personal and professional development, content and structure acmeological support specialists in the critical periods of development of society. Well developed scientific and practical recommendations for implementation acmeological maintenance professionals in critical periods of development of society.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества»

Необходимо отметить, что политические менеджеры не в полной мере развивают информационно-аналитическую компетенцию. В то время как информационно-аналитическая компетенция призвана обеспечить принятие адекватных управленческих решений.

Кроме того, описанный нами метод мониторинга активности избирательной кампании призван восполнить следующие пробелы аналитического сопровождения:

- мониторинг хода агитационной кампании в округах;

- оценка эффективности определенных агитационных действий, мероприятий;

- анализ потенциала / эффективности отдельных видов агитации;

- выработка рекомендаций по корректировке стратегии и тактики избирательной кампании партии и отдельных кандидатов;

- анализ качества агитационной работы на округах штабов кандидатов партии.

Стоит так же отметить, что несмотря на уже успешное применение на практике, несомненно, метод требует дополнительной проработки и проверки реалиями избирательных кампаний.

Литература

1. Акмеологическая оценка профессиональной компетенции государственных служащих: Учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2007.

2. Байкальцева Е, Ляйнеманн Р. Измерения медиарилейшнз. Как оценить вклад PR в успех компании. М., 2006.

3. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. М., 2006.

4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М., 2000.

5. Полуэктов В.В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний. М., 2003.

6. Федоркина А.П. Политическая акмеология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.А.Деркача. М., 2006.

© Рассудов П.Ю., 2010

А.Г. Кумохин

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: кризис, личностно-профессиональное развитие специалиста, психолого-акмеологическое сопровождение, психолого-акмеологические детерминанты развития, уровни эффективности акмеологического сопровождения Keywords:

Одной из главных проблем современного социума является возрастание роли негативного влияния принципиальных изменений современного общества на личность и ее трудовую деятельность. Современные социально-экономические преобразования в России вызвали существенную перестройку профессиональной сферы, приведя к психологической девальвации многих профессий, бывших ранее престижными и массовыми, и к размыванию соответствующих профессиональных слоев населения. Это проявляется в нестабильности положения специалиста в условиях либеральной экономики, его неуверенности и понижении уровня жизнеустойчивости. Актуальность рассматриваемой темы определяется и практическими задачами, связанными с разработкой акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества, целью которого является не только

оказание психолого-акмеологической помощи специалисту в сохранении и восстановлении психо-эмоционального состояния и жизнеустойчивости, но и дальнейшего его личностно-профессионального развития.

Данная проблема — проблема кризиса нашла отражение в работах исследователей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Бромлей, Ш. Бюллер, Д. Вейлант, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Э. Эриксон), которые, осуществляя периодизацию человека, описывают кризисы в зависимости от индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом. Существуют и другие подходы к кризисам: психологические особенности кризисов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников), профессиональная идентичность как основа личностного выбора в ситуации кризиса (Е.П. Ермолаева); личностно-профессионалъные кризисы безработных. (Е.В. Рябова); кризисные явления на разных этапах карьеры государственных служащих (Д.Б. Волосевич), психологические кризисы личности (Д. Сьюпер.Б. Ливехуд).

В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства (Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин), их зависимость от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом (Р.А. Ахмеров), возраст и его периодизации (В.И. Сло-бодчиков), типология кризисов личности (Э.Ф. Зеер).

Важно указать на работы, в которых показаны негативные проявления кризиса личности как на саму личность, так и на ее профессиональную деятельность (М. Бленд, М. Зелигман, Т. Ручан и Я. Митрофф).

В психологии профессиональной деятельности изучались не только кризисы личностно-профессионального развития, но и различные их проявления: противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала (А.К. Маркова); психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя (О.П. Золотова); адаптационные затруднения в профессиональной деятельности молодого учителя (Л.В. Кандыбович); профессиональные деформации (Ю.З. Шогенов) и деструкции (Э.Ф. Зеер) и др.

Интерес представляет работы последних лет, выявляющие закономерности и механизмы: адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде (Н.В. Лит-виненко), профессионального кризиса у безработных (М.А. Бендюков), реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений (Е.П. Ермолаева), психологической структуры и динамики взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации (М.В. Григорьева), самоидентичности как условия устойчивости человека в меняющемся мире (О.В. Лукьянов), психологических оснований выбора стратегий саморазвития в профессии (С.А. Минюрова), развития психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза (З.С. Акбиева).

Акмеологическое сопровождение имеет многолетнюю историю изучения. Разработка проблемы акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества опиралась на исследования, касающиеся вопросов развития персонала: психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодого специалиста (С.В. Филиппова), психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества (Е.Б. Касьян), акмеологический мониторинг как средство обеспечения качества подготовки кадров управления (Д.Ю. Бабаев), психологическое сопровождение антитеррористической деятельности (И.В. Хвалько), акмеологическое обеспечение профессионального развития руководителей и специалистов органов законодательной власти Российской Федерации (Е.П. Осипова), акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятии газодобывающей отрасли (Т.В. Ковалева), эффективность акмеологических методов в развитии профессионально-диагностической компетентности государственных служащих (Л.А. Шиленко), акмеологическое обеспечение развития партнерской позиции руководителя (О.С. Евдокимов), акмеологическая система руководства качеством подготовки кадров управления (Т.А. Огородикова), акмеориенти-рованное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма (А.А. Мусохранов), продуктивность акмеологического развития государственных служащих (Л.Ф. Фурси).

При этом важно показать, что структура критических периодов развития общества влияет на поведение личности следующим образом: предшествующее событие — критические периоды развития общества, личностно-опосредованное восприятие значения критических периодов развития общества, эмоциональное состояние, нарушающее и предшествующее неадекватному уровню исполнения деятельности и непродуктивные (неадекватные) методы разрешения кризисной ситуации: безуспешные методы решения проблем. При этом критические периоды развития общества, их интерпретация приводит к кризису личности, который может обладать следующими чертами: это событие выходит за рамки обычного уклада вещей и событий; предъявляет особые требования к личностным ресурсам; требует внимания или немедленного действия; потенциально несет вред специалисту; ограничивает управление и контроль своей деятельностью личностью, потеря жизнеустойчивости. Данный кризис определен как функциональный кризис специалиста «неизвестности — неуверенности». Он имеет следующие характеристики поведения личности и ее профессиональной деятельности в результате данного кризиса: функционально ослабленное эмоциональное состояние, проистекающее из реакции индивида на кризис общества, воспринимаемое им как настолько опасное, что вызывает у него чувство беспомощности и неспособности эффективно справляться с проблемами обычными методами, потерю жизнеустойчивости.

Понятие «поведение личности в критические периоды общества» может быть уточнено: его можно определить как функционально ослабленное эмоциональное состояние, проистекающее из реакции индивида на кризис общества, воспринимаемое им как настолько опасное, что вызывает у него чувство беспомощности и неспособности эффективно справляться с проблемами обычными методами.

Критические периоды развития общества имеют не только негативные результаты для личности, но и позитивные: личностный рост; ощущение достижения; стимуляция развития; предотвращение застоя (стагнации); открываются новые возможности личностного самосовершенствования и перспективы организационного развития карьеры.

Позитивное или негативное развитие личности в критические периоды общества зависит от психолого-акмеологических детерминант личностно-профессионального развития специалиста, которые содержат следующие блоки: анализ психо-эмоционального состояния и жизнеустойчивости специалиста в критические периоды развития общества и осознание своей роли в данный период развития общества; уровень профессиональной подготовленности специалиста и ее самооценка (профессиональное самоопределение в профессии, профессиональная адаптация, профессиональные знания, умения, навыки, профессиональная пригодность); уровень актуального личностно-профессионального развития (актуальные уровни развития профессионального самосознания и сформированности профессиональной компетентности, уровень владения продуктивными профессиональными технологиями, удовлетворенность трудом); уровень реализации личностно-профессионального потенциала (профессиональные цели и направленность, частичная или полная реализация личности в профессиональном труде, готовность к профессиональной деятельности, профессиональные мотивация и интересы).

«Развернуть» кризис «неизвестности — неуверенности» в позитивную или негативную сторону можно с помощью акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, которое представляется как целостная система психологических и акмеологических мероприятий, способствующих его развитию и предупреждению, а также по необходимости «борьбе» с кризисом «неизвестности — неуверенности», повышению его жизнеустойчивости, что является основой профессионального становления и фундаментом дальнейшего личностно-профессионального роста в критические периоды развития общества. На основе данного определения выделены основные составляющие акмеологического сопровождения:

• подготовительно-экспертный этап, заключающийся в изучении психо-эмоционального состояния и профессиональных и личностных качеств специалистов — оценка профессионального самоопределения, профессиональной адаптации, профессиональной пригодности, диагностика профессиональных знаний, умений, навыков; фиксируется

наличие или отсутствие у специалиста кризиса «неизвестности — неуверенности», уровень жизнеустойчивости;

• реорганизационный этап, содержащий коррекцию актуального уровня психоэмоционального состояния и личностно-профессионального развития, предупреждение и «борьба» с кризисом «неизвестности — неуверенности», повышение жизнеустойчивости, выстраивания индивидуальной траектории личностно-профессионального развития (планирование и внедрение программ профессионального самосовершенствования, формирование потребности к самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации) в критические периоды развития общества и, таким образом, реализация личностно-профессионального потенциала в критические периоды развития общества; оказание психологической поддержки и обучение навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса; в результате происходит формирование новых профессиональных целей и направленности, готовности к профессиональной деятельности, профессиональных мотивации и интересов, осознание актуальных уровней развития профессионального самосознания и сформированности профессиональной компетентности, частичной реализации специалиста в профессиональном труде, уровня владения продуктивными психологическими, акмеологическими и профессиональными технологиями в результате проведения акмеологических семинаров;

• методический этап, включающий реформационный семинар — проведение деловых игр, социально-психологических тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, вооружение новыми продуктивными психологическими, акмеологическими и профессиональными технологиями для закрепления высокого уровня жизнеустойчивости и развития профессиональной деятельности в критические периоды развития общества;

• итогово-обобщающий этап, охватывающий проведение индивидуальных и групповых консультаций и бесед, с целью разбора «полученных ошибок», их анализа, оказывается психологическая и профессиональная помощь по запросу специалиста.

В исследовании (2007—2010гг.) построена и апробирована модель акмеологическо-го сопровождения специалистов в критические периоды развития общества на выборке ^ = 186) и эмпирически выявлены интегральный — эмоционально-константный — и частные: перцептивно-когнитивный, профессионально-оценочный, потенциально-субъектный, организационно-результатив-ный — критерии эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества.

Эмпирически обоснованы акмеологические условия эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества, которые включают: социально-психологические, педагогические, психологические, собственно акмеологические, организационные, методические и акмеологические факторы — служебно-производственный, познавательно-перцептивный, личностно-субъектный.

Проведенное исследование позволило выявить уровни эффективности акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. Высокоэффективным следует считать сопровождение, отличающееся высокими показателями качества (по основным критериям) профессиональной деятельности и позитивными социально-личностными характеристиками специалиста в критические периоды развития, прежде всего, положительным психо-эмоциональным состоянием и высоким уровнем жизнеустойчивости. Эффективным является сопровождение, не отличающееся высокими показателями качества профессиональной деятельности и позитивными социально-личностными характеристиками специалиста в критические периоды развития; прежде всего, у него неустойчивое положительное психоэмоциональное состояние и средний уровень жизнеустойчивости. Неэффективным признается то сопровождение, которое характеризуется низким показателем качества профессиональной деятельности и негативными социально-личностными характеристиками специалиста в критические периоды развития, прежде всего, отрицательное психо-эмоциональное состояние и низкий уровень жизнеустойчивости.

Результатом исследования выступили научно-практические рекомендации по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. Разработанные рекомендации содержат теоретические основы и практические формы и методы акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества: методологию, структурную организацию, динамику развития, принципы его использования в профессиональной деятельности, а также технологические основы: стратегии, совокупности тактик и техник выбора и применения соответствующего комплекса средств, способов, методов и форм данного сопровождения.

© Кумохин А.Г., 2010

И.В. Успенский

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: деятельность в экстремальных условиях, профессионализм, успешность деятельности, психологическая готовность, экстремальные факторы, эффективность деятельности, формирование психологической готовности Keywords: activity in extreme conditions, professionalism, success of activity, psychological readiness, extreme factors, efficiency ofactivity, formation ofpsychological readiness

Опрос, проведенный А.В. Щербиной на репрезентативной выборке руководителей предприятий, показал, что экстремальные управленческие ситуации возникают практически постоянно с различной частотой, имеют не разрушающий характер и формируют особые условия деятельности (по классификации В.Г. Зазыкина [4]). Они приводят к сбоям в работе, провоцируют возникновение высокой напряженности как функционального состояния и характеристики отношений, приводят к перегрузкам руководителя и персонала, негативно влияют на морально-психологический климат. Сами экстремальные ситуации проявляются в виде управленческих проблем, требующих оперативного разрешения, и носят субъективный характер.

Успешность деятельности в экстремальных управленческих ситуациях зависит, в первую очередь, от интеллектуальных качеств личности, высокой работоспособности, воли, умения принимать точные и своевременные решения, умения предвидеть, «просчитывать» ситуацию и ее последствия. В экстремальных ситуациях наиболее приемлемым является авторитарный стиль руководства, а также сочетание стилей в зависимости от характеристик ситуации. Для работы в экстремальных ситуациях кадры целесообразно подбирать по критериям профессионализма.

Руководитель должен не только знать, какие экстремальные факторы могут действовать и к чему они приведут, но и быть настроенным на эффективную работу в таких условиях и соответствующим образом настраивать коллектив. Тогда экстремальные ситуации не застанут врасплох, не дезорганизуют взаимодействия, при их появлении не будет растерянности.

Психологические исследования (Г.Т. Береговой, Г.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. По-номаренко) свидетельствуют, что само появление экстремальных ситуаций может вызвать различные формы поведенческих реакций [2]. Наиболее распространенными из них являются следующие:

- приспособительно-защитные (типа ориентировочного исследовательского рефлекса);

- сложные интеллектуальные действия, связанные с оценкой обстановки, формированием стратегии деятельности в изменившихся условиях, тщательным анализом ситуации, выдвижением гипотез, выработкой решений, их реализации, коррекции, организации взаимодействий;

- стохастические нецеленаправленные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.