Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Потенциал / акмеология / акмеологический потенциал

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Р.Д.

В статье рассматривается акмеологический потенциал учителя как предмет психолого-педагогического анализа. Основное внимание уделяется определению и структуре акмеологического потенциала, его роли в профессиональной деятельности учителя, а также методам изучения данного понятия. В ходе исследования авторы приходят к выводу о важности изучения акмеологического потенциала учителя для повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

целей. Эти навыки являются неотъемлемой частью лидерства и формируются через активное участие во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, выступать с публичными выступлениями и убеждать других в своей точке зрения. Это также способствует формированию ответственности перед коллективом и выполнению поставленных задач.

Таким образом, внеурочная деятельность играет значительную роль в формировании лидерских качеств у старшеклассников, способствуя развитию их лидерских навыков, самостоятельности, коммуникативных способностей и ответственности. Организация внеурочной деятельности с использованием разнообразных методов является важным инструментом для достижения этой цели и требует дальнейших исследований и разработок в области школьной педагогики. Список использованной литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - с.365

2. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота / Т. Вежевич // Народное образование. - 2009. - №3. - с. 194197.

3. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2006. - №5. -с. 23-25.

© Исаев Р.Д., 2023

УДК 378

Исаев Р.Д.

магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВО «АГУ им. В.Н. Татищева» г. Астрахань, РФ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация

В статье рассматривается акмеологический потенциал учителя как предмет психолого-педагогического анализа. Основное внимание уделяется определению и структуре акмеологического потенциала, его роли в профессиональной деятельности учителя, а также методам изучения данного понятия. В ходе исследования авторы приходят к выводу о важности изучения акмеологического потенциала учителя для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: Потенциал, акмеология, акмеологический потенциал.

Современное образование требует от педагогов постоянного развития и совершенствования своих профессиональных навыков. В этом контексте акмеологический потенциал учителя становится предметом все более глубокого исследования в психолого-педагогической науке. В данной статье мы предпримем попытку проанализировать содержание и структуру акмеологического потенциала учителя, его роль в профессиональной деятельности и методы изучения данного понятия.

Акмеологический потенциал учителя представляет собой совокупность профессионально-важных

качеств личности, определяющих готовность и способность к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию. В его структуре выделяются мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты.

Мотивационный компонент включает в себя ценностно-мотивационные ориентации учителя, его личностные установки, стремление к профессиональному росту и развитию. Когнитивный компонент связан с знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для успешного осуществления педагогической деятельности. Операциональный компонент отражает способность учителя к применению полученных знаний и навыков в конкретных образовательных ситуациях.

Акмеологический потенциал учителя играет ключевую роль в формировании его профессиональной компетентности, способствует развитию творческого подхода к образовательному процессу, повышению качества образования. Грамотное использование акмеологического потенциала позволяет учителю эффективно решать педагогические задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям обучения и воспитания.

Акмеологический потенциал способствует развитию творческого подхода учителя к образовательному процессу. Благодаря своим мотивационным и когнитивным компонентам, он побуждает педагога к поиску новых методов обучения, использованию инновационных технологий и разработке индивидуальных образовательных программ, что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.

Для развития акмеологического потенциала учителя могут применяться различные методы, такие как самообразование, профессиональная переподготовка, консультирование, мастер-классы и тренинги. Развитие акмеологического потенциала способствует повышению эффективности образовательного процесса, созданию условий для гармоничного развития личности учащихся и формированию их ключевых компетенций.

Для изучения акмеологического потенциала учителя могут применяться различные методы, такие как анкетирование, интервью, психологические тесты, наблюдение за педагогической деятельностью. Комплексное использование этих методов позволяет получить более полное представление о состоянии и развитии акмеологического потенциала учителя.

Изучение акмеологического потенциала учителя имеет большое значение для повышения качества образования. Развитие акмеологического потенциала способствует не только профессиональному росту учителя, но и повышению эффективности образовательного процесса в целом. Дальнейшие исследования в этой области могут способствовать разработке методик развития акмеологического потенциала учителей и оптимизации процесса профессиональной подготовки педагогов.

Список использованной литературы:

1. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

2. Балыкова И.Е. К вопросу о содержания понятия «потенциал» // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов XXIV Молодежной международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.31—34.

3. Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека: Учеб. пос. /СПб ГАСУ; Балтийская педагогическая академия. -СПб., 1994. - 75 с.

4. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С.1223-1225.

5. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О.Б. Акимовой. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «РГППУ», 2012. - 251 с.

© Исаев Р.Д., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.