УДК 159.922 : 351.74
С. С. Пестова
Акмеологический подход к изучению профессиональной
мотивации молодых сотрудников органов внутренних дел
В статье представлен анализ проблемы профессиональной мотивации служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). В акмеологиче-ском ключе рассматриваются особенности профессиональной мотивации, её составляющие компоненты, понимание направленности действий на результат и эффективность деятельности. Внимание уделено влиянию мотивационной составляющей на саморазвитие, самоактуализацию сотрудников и достижение профессионализма в процессе личностно-профессионального развития. Выбор профессии является значимой проблемой, несущей в себе особенность совокупности мотива-ционных компонентов, способствующих благоприятному выполнению должностных обязанностей сотрудниками ОВД.
The article presents an analysis of the problem of professional motivation of employees of The internal Affairs bodies (ATS). The features of professional motivation, its components, the understanding of the focus on the result and the effectiveness of activities are considered in the acmeological context. Attention is paid to the influence of the motivational component on self-development, self-actualization of employees and achieving professionalism in the process of personal and professional development. Significant is the problem of choosing a profession, which carries the feature of a set of motivational components that contribute to the favorable performance of duties by police officers.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональная деятельность сотрудников ОВД, поведение, потребность, направленность, мотиваци-онная сфера, саморазвитие, самоактуализация, профессионализм.
Key words: professional motivation, professional activity of employees of internal Affairs, behavior, need, orientation, motivational sphere, self-development, self-actualization, professionalism.
В условиях широкой демократизации современного общества и постоянно происходящих изменениях в социально-политической, экономической и духовной сфере такой вид деятельности, как служение Родине нуждается в высококвалифицированной подготовке молодых сотрудников и переподготовке уже действующих для повышения компетентности кадров. Возложенные государством на сотрудников полномочия по защите интересов личности, общества и страны в целом требуют более достойного и успешного выполнения задач по пресечению преступных и иных противоправных посягательств, которые реализуются ими во имя и именем закона путем повышения эффективности результатов деятельности во всех областях. Сама социализация уже в новых условиях предполагает изменение и в личностных структурах человека
© Пестова С. С., 2019
как субъекта труда. Качества личности, которые определяют профессиональное мастерство, формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности. Из них, например, к психическим свойствам, необходимым для формирования качеств личности, можно отнести мотивационно-по-требностную сферу субъекта деятельности, проявляющуюся в форме нужды, интереса, стремления, привычек и которая должна соответствовать настоящим условиям [15, с. 8].
В акмеологии одним из путей развития личности принято считать достижение выдающихся результатов в труде, т. е. связанных с развитием человека как субъекта деятельности. Показателем зрелости субъекта деятельности можно считать пройденный отрезок его жизненного пути, когда человек, с полной самоотдачей уже являясь обладателем специальности, способен нести ответственность за результаты своего труда, в его деятельности проявляется профессионализм, но при этом он не останавливается на достигнутом, пытается выйти на уровень мастера.
В современном мире особое внимание уделяется проблеме профессиональной мотивации, так как вопрос о сформированной системе мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности как динамическую характеристику личности, но и приобретает особое значение для его саморазвития, самосовершенствования, что эффективно сказывается на служебной деятельности. Учёт мотивационных аспектов в процессе подготовки молодых сотрудников на профессиональном обучении важен. По этой причине есть необходимость дать анализ проблемы профессиональной мотивации в профессиональной деятельности.
Под определением профессиональной мотивации С.А. Шапиро понимает некое стремление человека к удовлетворению потребностей. Потребности или получение определённых (необходимых) благ должны соответствовать социально обусловленным потребностям (нужде) человека по отношению к предметам, необходимым для его существования.
Профессиональная мотивация постоянно находится в поле зрения исследователей, так как характеризуется множеством особенностей.
Во-первых, при постепенном осознании человеческой нужды возрастают потребности, что предшествует образованию источника энергетически движущих сил трудовой активности. По мнению Сиагиан Сондра П (2004), эта энергетическая сила в участнике стремится в форме навыков или опыта, времени и усилий выполнить свою ответственность в целях достижения целей и задач организации, которые были запланированы.
Во-вторых, она представлена сложным системным образованием; в-третьих, она регулирует трудовые полномочия, которые удерживают и поддерживают индивидов для продолжения усилий в любой организации.
С учетом этого возрастает теоретическая и практическая значимость обоснования и реализации мотивационной составляющей как основы личностного развития в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Представленная система мотивационной сферы в профессиональной деятельности, по мнению А. К. Марковой и Е.Я. Мелибруда включает в себя следующие структурные элементы:
- профессиональное призвание, которое определяется влечением к профессиональной деятельности и основано на знаниях о её предназначении;
- профессиональные намерения, которые выражаются в сознательном отношении к определённому виду деятельности;
- ценностные ориентации, выступающие в принятых личностью и обществом оценочных сторон функционального значения профессиональной деятельности, профессионального образа мыслей и профессионально-этических норм и правил;
- собственные мотивы, отвечающие за поведение в профессиональной деятельности (внутренние и внешние движущие силы), направляющие человеческую активность на осуществление профессиональных планов и выступающие её ориентиром;
- профессиональные притязания, характеризующиеся целенаправленностью к достижению результатов на определённом уровне профессиональной деятельности, зная и оценивая при этом собственные возможности;
- профессиональные ожидания - все свои представленные возможности об успешной профессиональной деятельности, взаимоотношениях и взаимодействии с коллегами [11, с. 224].
Вся совокупность рассмотренных выше побуждений в профессиональной деятельности определяет непростой характер взаимоотношений, в силу которого выступают противоречивые профессиональные устремления сотрудников ОВД.
Мотивационная сфера в профессиональной деятельности выполняет ряд основных функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, мотивация является сущностной характеристикой профессионализма и компетентности специалиста. Так, побуждающая функция выступает в виде достижения цели, указывая на путь её достижения, активизирует поведение и деятельность. Направляющая функция отвечает за то, каким образом человек будет достигать своих целей, что будет предпринимать, т. е. осуществляется выбор линии поведения. Регулирующая функция в свою очередь будет
проявляться в поведенческой регуляции, отвечать за то, как действовать, либо с намерением получить что-то, либо избежать неприятных последствий. В данном случае реализация функции связана с иерархией мотивов, их значимости, что обусловливает поведение личности.
Анализ акмеологических исследований последних лет говорит о том, что сам процесс личностно-профессионального развития затрагивает прогрессивные изменения в направленности личности: происходит расширение круга интересов, система потребностей также терпит изменения; актуализируются мотивы профессиональных достижений; потребность в самореализации и саморазвитии возрастает; повышается креативность личности, что, в свою очередь, способствует увеличению опыта и повышению квалификации.
Рассматривая профессиональную мотивацию через призму акмео-логического подхода, путь к самореализации и достижению профессионализма будет осуществляться через акмеологические факторы (причины, движущие силы), акмеологические условия (значимые обстоятельства) и личностно-профессиональное развитие (личностные качества, черты характера, совершенствование профессиональных умений с раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием).
Если у сотрудника нет способностей, то он может пройти соответствующее обучение, развить их. Однако, если проблема в мотивации, то решение будет более сложным. Для решения мотивационных задач, лучший источник информации это сотрудник. Действуя и руководствуясь преимущественно определенными целями, мотивами и средствами в служебной деятельности он должен выстраивать свое поведение таким образом, чтобы анализ последующих осознаваемых действий был всецело приемлем и соответствовал законодательной основе.
Процесс личностно-профессионального развития сотрудников правоохранительных органов рассматривается юридической акмеологией. Целью к достижению вершин будет выступать стремление в совокупности и взаимосвязи с «сильными и адекватными мотивами профессиональных достижений и профессиональной самореализации» [3]. Например, такой мотив как потребность в актуализации, по мнению представителя гуманистической психологии К. Роджерса, полностью регулирует поведение и деятельность человека тенденцией развития способностей с целью сохранения и развития личности.
Успешное выполнение деятельности предполагает представление сотрудника о своих возможностях, способность сознательно ставить перед собой цель и определять направление деятельности. Согласно немецкой идеологии общепризнанным является положение, что любая осознанная человеком деятельность есть способ удовлетворения собственных потребностей, т. е. никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей [7, с. 245].
Таким образом, наличие у субъекта удовлетворённых потребностей, соответствующего уровня сформированного профессионального интереса, склонности к выбранной деятельности, способностей и профессионально важных качеств, раскрывающих сущность мотивов трудовых действий, предшествует условиям для формирования адекватной цели.
Сама по себе мотивация как процесс начинается с возникающей потребности в человеке, которая генерируется во внутреннюю движущую силу и поддерживает цепь действия и реакции. Потребности начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые решения и намерения. При выборе человеком, профессии, он как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей [13, с. 100].
Это определяет мотивацию как внутреннюю или внешнюю движущую силу, которая производит готовность совершить действие до окончательного конца. Наполняющее энергией исполнение движущей силы мотивирует поведение человека, а понять его и предсказать можно лишь тогда, когда пришло осознание этой силы в одновременной взаимосвязи с внешним миром. Поэтому первый побудительный аспект будет определен внутренней мотивацией, так как движущая сила исходит изнутри человека. Внутренняя аргументация концептуализируется как самодостаточная мотивация. Человек по своей сути мотивирован, когда он участвует в какой-либо деятельности, потому что он считает ее интересной, тем самым испытывает удовольствие и удовлетворение в ее практике. Само внутреннее мотивирование, являясь сложным процессом, предполагает формирование определённой мотивационной структуры человека. В этом случае присутствует необходимость в применении действенного психологического способа по снижению однообразия деятельности, повышения значимости требующихся качеств личности и уменьшения негативных факторов.
Второй аспект - внешняя мотивация, которая подразумевает, что удовлетворение исходит не от самой деятельности, а от внешних факторов, связанных с обязательством в ней. Здесь можно говорить о внешнем мотивировании, скорее как о процессе административного воздействия или управления, в данном случае руководителю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного сотрудника выполнить работу качественно и в срок (премия, простая похвала или иной вид морального поощрения [8, с. 200-211].
Так и Р1^ег (1998) описывает трудовую мотивацию как совокупность внутренних и внешних сил, инициирующих трудовую взаимосвязь поведение, а также определяющих форму, направление, интенсивность и продолжительность. Таким образом, совокупность внешних и внутрен-
них факторов побуждает человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости [4, с. 22-29].
Опираясь на парадигму теоретических высказываний, этот подход позволяет точно проанализировать мотивацию сотрудников ОВД, четко определяя её целостность и структурность. Тем самым, благодаря пониманию принципов мотивации человек будет способен изменить свою личность, жизнь и общество.
Но мало одного внутреннего состояния мотивации, которое питает людей, направляет и поддерживает человеческое поведение, которое является направленными целями, на достижение подлинного «акме» в определенной области труда, необходимо соблюдение ещё двух условий: человек не должен изменять своему призванию и не позволять себе идти на поводу у социальной конъюнктуры [2, с. 5]. В данном случае профессиональное призвание с объективными и субъективными составляющими (способности, склонности, интерес) формирует психическое состояние, которое в свою очередь является направляющим вектором личности на определенную профессию, не изменяя своим принципам и убеждениям.
Не менее значим вопрос о том, что способствует мотивации достижения профессионализма, а что тормозит. Здесь, пожалуй, присутствует необходимость обратиться к акмеологическим условиям и факторам.
Так, задатки, общие и специальные способности субъекта труда, как показывают ранее проведенные исследования, можно назвать существенными акмеологическими условиями. Мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др. выступают в виде субъективных акмеологических факторов. Этими внутренними факторами - мотиваторами могут быть достижения, интерес к поставленной задаче, ответственность за расширение задачи, рост и продвижение на более высокий уровень.
Например, Виктор Врум полагал то, что цели человека выступают как продукт ожидаемой ценности в действии и конкретное действие приведет к нужному результату. Если у человека есть определенная цель, для ее достижения необходимо определенное поведение. Сотрудник правоохранительной деятельности должен тщательно взвесить вероятность проявления различных форм поведения, которые позволят достичь желаемых целей и выбрать наиболее удачное поведение. Также ему необходимо понимание и осознание тех обязанностей и задач, в которые он включается в своей профессиональной деятельности. Как только личность сотрудника начинает овладевать необходимыми навыками, появляется основа для оценки и повышения уровня его компетентности, развития профессионализма. Таким образом, при освоении профессии у сотрудников ОВД происходит развитие в двух направлениях:
личностные мотивы перестраиваются в трудовые; вступая на уровень профессионализации, изменения затрагивают и систему профессиональных мотивов.
Сотрудники мотивированы своей собственной внутренней потребностью выполнять более сложные задачи для достижения высоких вершин в своей служебной профессиональной деятельности. Тем самым, не снимается и задача с руководителей. Они воплощают свои решения в дела, применяя на практике в основном привычные принципы мотивации. Мотивы современного человека в условиях служебной деятельности более сложны для воздействия, поэтому эффективность мотивации всегда связана с конкретной ситуацией.
Чтобы мотивировать сотрудников к достижению своих целей, руководители должны предоставить служителям порядка возможность для решения своей задачи к достижению своего «акме», замотивировав их, воздействуя на сотрудника личным примером. В первую очередь необходимо создать все условия для удовлетворения личных потребностей, во-вторых, избегать феномена отчуждения к службе путем демонстрации собственного халатного отношения к ней, поскольку в большинстве случаев сотрудник будет лишь ориентирован на материальную составляющую. В-третьих, это предоставление возможности личного роста и продвижения по службе, преобладание поощрения над наказанием, свобода выбора и достаточная самостоятельность, регулируемые правосознанием, что в свою очередь порождает творческий подход, развитие личности в профессиональной деятельности, где направленность будет ориентирована на поиск и анализ последующих событий, задач путем творческих решений.
В. В. Ярошенко предлагает свою обоснованную формулу мотивации выбора профессии и наделяет её следующими компонентами: долженствование, желание и возможности, где долг, по ее мнению, рассматривается как совокупность мотивов, связанных с осознанием объективной необходимости этого труда, готовности к преодолению трудностей. Интерес представлен в виде элемента эмоциональной привлекательности, куда она включает самые разнообразные по содержанию и степени выраженности побуждения, а возможности представлены как использование наилучшим образом собственных сил.
Так, например, удовлетворение физиологических (более существенных и естественных) потребностей как низшей первоначальной ступени, по А. Маслоу, и последующих, вышестоящих будет способствовать в итоге проявлению самореализации, а впоследствии самоактуализации личности, ее становлению. Если учесть мнение представителя гуманистической психологии А. Маслоу, согласно теории самоактуализации, то поведение самоактуализирующихся людей будет нравственным, они будут ориентированы на цели и при этом у них наблюдается четкое разграничение средств и целей.
Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, призвание к духовной деятельности, выбора средств и методов решения, стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием человека как личности безгранично расширяются его потенциальные возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены. Если эта потребность актуализирована, но не удовлетворена, то нарушается регуляция творческой деятельности, человек не в состоянии осуществлять инновационное созидание [10, с. 56].
При этом присутствует надобность и в волевом компоненте «долженствования» («Я должен», «Я обязан это сделать»), поскольку сам по себе волевой компонент «долг служение Родине» является для сотрудника ОВД основной выступающей характеристикой личности при исполнении профессиональной деятельности. Путь к службе в ОВД предполагает в качестве основного мотивационного элемента наличие потребности в добровольном выборе своего предназначения, который предполагает стремление владеть собой и умение рисковать в интересах службы.
Без проявления осознанности выполняемых задач будет превалировать эмоциональная составляющая в виде интереса к профессиональной деятельности как одного из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы [6, с. 17-18], но в нашем случае для развития профессионализма присутствует необходимость в его устойчивости и неизменности. В целях получения благ эмоциональная составляющая выступает энергетическим источником для мобилизации сил человека. Без удовлетворения низших (базовых) потребностей и отсутствия какого-то из средств жизнеобеспечения не будет положительной окраски самого процесса деятельности человека и успешного применения знаний, умений, навыков в практическом применении, будут блокироваться желания, любое препятствие будет сопровождаться состоянием внутреннего дискомфорта, растерянности, озабоченности. Таким образом, мотивация к выполнению профессиональной деятельности определяется совокупностью трех компонентов: физиологического, эмоционального и волевого.
Также немаловажное значение отводится роли вхождения сотрудника в новый коллектив, где имеют место формальные и неформальные отношения, отвечающие за удовлетворение социальных потребностей. В процессе профессионализации происходит осознание профессиональных мотивов, формируется их структура. Так, И.С. Кон, рассуждая о самореализации, связывает её с выполнением дела (труда, работы) и взаимоотношениями с окружающими людьми. Таким образом, деятельность приобретает личностный смысл и через его осознание способствует стремлению выполнять специфику деятельности в её динамике и напряженности, что в итоге отражается на качестве решаемых задач.
Выводы:
1. Несмотря на то что отношение личности к труду является частичным результатом процесса реализации потребностей, мотивы при конкретных условиях приобретают определённые формы удовлетворения и трансформируются в профессиональные.
2. На разных этапах профессионализации мотивационная сфера видоизменяется в процессе профессиональной деятельности сотрудников ОВД путем инволюции старых мотивов в преобразование новых более значимых, тем самым происходит изменение ценностных ориентаций.
3. Процесс формирования профессиональной мотивации и принятия самой профессии будет раскрыт через уровень профессионального мастерства при удовлетворении, таких например конкретных форм потребностей, как познавательные, которые черпаются из деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, их способов и технологий, а также при удовлетворении психогенных потребностей, которые находят в престиже профессии, призвании, достижении определённого статуса и общении в конкретной социальной группе.
4. Важными акмеологическими факторами в служебной деятельности сотрудников ОВД будет выступать высокий уровень профессиональной мотивации, стремление к самореализации, потребность в достижении, являясь психологическим источником, определяющим профессиональные достижения и совершенствование личности.
5. Представленная теоретическая парадигма в виде акмеологиче-ского подхода объясняет особенность мотивационных процессов сотрудников ОВД в таких деятельностном и личностном проявлениях как овладение профессиональной квалификацией и компетентностью, наряду с современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, с одной стороны, приобретение эффективных профессиональных навыков и умений, развитие уровня профессионально важных, личностно-деловых качеств и акмеологических составляющих профессионализма, с другой стороны.
6. Сама мотивационная сфера будет направлена на прогрессивное развитие профессионализма сотрудника ОВД через беспрекословное выполнение требований любого приказа и достижение гармонизации собственно мотивационно-смысловой сферы служителей правопорядка, деятельность которых предполагает осознанный выбор целей и средств их реализации на основе сформированного правосознания.
7. Анализ проблемы профессиональной мотивации через теоретические аспекты акмеологического подхода представляет целостный феномен формирования профессиональной направленности и достижения профессионального «акме» в служебной деятельности сотрудников ОВД на разных этапах становления профессионализма: от стадии выбора профессии (профессионально-психологического от-
бора), затрагивая этап первоначального профессионального становления (стажировку), период обучения в центре профессиональной подготовки и до обретения профессиональной зрелости, где должны быть исключены составляющие профессиональной деформации личности, а в итоге приобретена социально-профессиональная ответственность, стремление и умение оценивать своё поведение и деятельность в целом.
Список литературы
1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 161 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
3. Деркач А.А. Акмеология. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 424 с.
4. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: учеб. - М.: Инфра
- М., 2010. - 320 с.
5. Каверин С. Б. Мотивация труда. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998. -224 с.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. - 2-е изд. Т. 2. - М.: Политиздат, 1955. - 544 с.
8. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов.
- М.: Инфра-М, 2010. - 312 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность - СПб.: Питер, Серия: Мастера психологии, 2014. - 352 с.
10. Почебут Л. Г. Мейжис И. А. Социальная психология. - СПб.: Питер, Серия: Мастера психологии, 2010. - 287 с.
11. Розанов В.А. Психология управления: учеб. пособие. - М.: Бизнес-школа Интел-Синзен, 1999. - 352 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
13. Суворова Г. А. Психология деятельности: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 176 с.
14. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: Гросс Медиа, 2005. - 224 с.
15. Юридическая психология: основные вопросы и проблемы: справ. пособие / Т. В. Мальцева, Т. А. Хрусталева. - М.: УМВД России, 2011. - 65 с.
16. Ярошенко В. В. Школа и профессиональное самоопределение. - Киев: Ра-дянська школа. 1983. - 113 с.
17. Employees Motivation in Organizations: An integrative literature revie International Conference on Sociality and Economics Development IPEDR vol.10 (2011) © (2011) IACSIT Press, Singapore.
Статья поступила: 11.10.2019. Принята к печати: 12.11.2019