Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА)'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм деятельности / профессионализм личности / профессиональная востребованность / личность / акмеологический подход / professional activity / professional personality / professional relevance / personality / acmeological approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селюч Марина Григорьевна

В статье представлен акмеологический аспект к рассмотрению феномена «профессиональная востребованность», который обусловлен параллельно двумя неотъемлемыми процессами: профессионализмом деятельности и профессионализмом личности. Содержательно профессиональная востребованность рассмотрена в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, процессуально через превращение общечеловеческих ценностей в личностные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PROFESSIONAL DEMAND FOR A PERSON (ON THE EXAMPLE OF A UNIVERSITY TEACHER)

The article presents an acmeological aspect to the consideration of the phenomenon of "professional demand", which is caused in parallel by two integral processes: the professionalism of the activity and the professionalism of the individual. The content of professional relevance is considered in the context of the expansion of the subjective space of the individual, its professional and spiritual enrichment, processually through the transformation of universal values into personal values.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА)»

Однако, когда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека, если она касается его жизненной цели, мы можем говорить о «структуре трагической личности» [5, с. 169]в терминологии А.Н. Леонтьева или о «структуре кризисной личности» в нашей терминологии.

В заключение отметим ещё один ключевой постулат теории личности А.Н. Леонтьева. Любое событие в жизни человека становится личностными лишь тогда, когда человек сознательно и активно встает в отношениек ним самим и к тем влияниям, которые они оказывают на его жизнь. В первую очередь это касается отношения к собственной жизненной цели — к смыслу своей жизни. Когда человек обнаруживает «стереотип» на месте своей жизненной цели, «когда цель оказывается иллюзией, тогда сама жизнь становится бессмысленной [...] Такую жизнь человек может прекратить, может отказаться от нее...» [4, с. 198]. Стремление к подобной «ложной» жизненной цели, по мнению А.Н. Леонтьева, отчуждает человека от общества. Единственно верный путь как к благополучию, так и к развитию личности связан буквально с «выходом в люди» — проактивной работой, состоящей из множества поступков по отношению к самому себе, своей биографии и к тем, с кем нас связывают личностно значимые отношения, в результате которой выстраивается новая связь с миром и людьми в нём. Один человек не может выстроить другому иерархию его личности, иначе говоря, никто за нас не может определить смысл нашей жизни. Однако только в деятельности и диалоге с другими мы возможны как личности. Поэтому универсальную инструкцию по нахождению смысла жизни от А.Н. Леонтьева сформулировать вряд ли получится, в то время как формула его утраты широко известна: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» [1].

Литература

1. Бродский И. Не выходи из комнаты [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/poetryandtranslations/joseph-brodsky/-don-t-leave-the-room (дата обращения: 28.02.2021).

2. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический Журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.

3. Воеводина Е. Ю. Реконструкция понятия кризиса личностного развития в отечественной психологии: к.р. бак., М., 2020. - 56 с.

4. Леонтьев А. Н. Методологические тетради // Философия психологии: Из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 163-225.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / под ред. Д. А. Леонтьев. Москва: Смысл, 2004. 352 с.

6. Леонтьев Д. А. «Закрытый Перелом» 1970-х как веха в истории Научной психологии. Институт философии РАН. Москва: Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки», 2018. С. 56-59.

УДК 159.99

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА)

Селюч Марина Григорьевна, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук, ФГБУ ВО Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Амурской области

Аннотация

В статье представлен акмеологический аспект к рассмотрению феномена «профессиональная востребованность», который обусловлен параллельно двумя неотъемлемыми процессами: профессионализмом деятельности и профессионализмом личности. Содержательно профессиональная востребованность рассмотрена в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, процессуально через превращение общечеловеческих ценностей в личностные.

Ключевые слова: профессионализм деятельности, профессионализм личности, профессиональная востребованность, личность, акмеологический подход

ACMEOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PROFESSIONAL DEMAND FOR A PERSON (ON THE EXAMPLE OF A UNIVERSITY TEACHER)

Seluch Marina G., Professor of the Department of psychology and pedagogy, faculty of social Sciences is leading the way IN the Amur state University, Blagoveshchensk, Amur region

Abstract

The article presents an acmeological aspect to the consideration of the phenomenon of "professional demand", which is caused in parallel by two integral processes: the professionalism of the activity and the professionalism of the individual. The content of professional relevance is considered in the context of the expansion of the subjective space of the individual, its professional and spiritual enrichment, processually through the transformation of universal values into personal values.

Keywords: professional activity, professional personality, professional relevance, personality, acmeological approach

Акмеологический подход позволяет исследовать личность преподавателя вуза как активного субъекта деятельности, способного на основе имеющихся возможностей и ресурсов решить возникающие и поставленные перед ним задачи, путем самореализации. В нашем исследовании закономерностями выступают устойчивые связи и соотношения между профессионализмом профессиональной деятельности и профессионализмом личности.

Личность достигает вершины личностно-профессионального развития на определенном этапе, предполагающем формирование психических свойств и механизмов в процессе профессиональной деятельности [2], развитием способности разрешать противоречия [1], поиском смысла жизни [5]. Акмеологический подход включает выявление условий для личностных достижений и полной самореализации; учет внешних показателей деятельности (успешность, результативность) и внутренних состояний (мотивация к деятельности, самореализации); изучение индивидуальности при выборе путей движения к профессионализму; осознание «психологической цены» высоких достижений.

Акмеологический подход определяет интегративное изучение деятельности и личности по следующим направлениям:

реальные оптимальные измерения достижений развития (при выявлении наличной стадии) за счет акмеологической поддержки;

разрешение внешних и внутренних противоречий (в качестве движущих причин развития психики и личности), которые, с одной стороны, прогнозируют сам процесс развития, а с другой, позволяют более эффективно организовать психолого -акмеологическое сопровождение;

субъектная активность педагога является движущей силой, источником реализации личностных потенциалов, что предусматривает свободную самостоятельность в выборе целей профессиональной деятельности;

индивидуальный характер развития опосредован личностными качествами и складывается из таких компонентов, как отношение педагога к профессиональному

творчеству и на его основе - к уровню достижения продуктивности профессиональной деятельности, ее значению в окружающем социуме.

В основе личностно-профессионального развития преподавателя вуза лежит принцип саморазвития, детерминирующий его способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Акмеологический аспект подчеркивает, что из результатов профессиональной деятельности выводятся характеристики самоизменения посредством моделирования и практического достижения более значимого результата в профессиональной деятельности и, в конечном счете, профессиональной востребованности.

В современной науке профессиональная востребованность изучена в трудах Е.В. Харитоновой. По мнению автора, данный феномен является неотъемлемой частью Я-концепции (на стыке ее когнитивного и эмоционального компонентов) и имеет иерархическую зависимость и связь с целым рядом психологических образований.

Удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала, переживание профессиональной востребованности, отношение к себе как компетентному и авторитетному профессионалу, адекватная оценка результатов профессиональной деятельности в научных подходах Е.В. Харитоновой [12], интерпретируется как эффективность личности и это созвучно акмеологическому принципу профессионализма деятельности. Именно акмеологический подход позволяет соотносить профессиональную востребованность с проблемой становления жизненного пути, «единственного и неповторимого» (М. М. Бахтин) [3, с.7], а профессиональную деятельность как одну из наиболее значимых ценностей человека и существенный компонент структуры его смысложизненных ориентаций.

Достижению высокого уровня профессионализма способствует реализация врожденных и приобретенных характеристик. Она выражается умением интегративно увидеть и оценить разные этапы своего профессионального пути, понять причины чередования периодов достижений и потерь, охватить этапы своей профессиональной жизни в их взаимосвязи и целостности, правильно осуществить самопрогноз своего дальнейшего профессионального роста.

Основанием профессиональной востребованности выступает свободный выбор: «никто и никогда не сможет дать человеку ощущение открытия собственных безграничных возможностей. Можно лишь лично, сознательно и свободно вмещать из пространства непрерывные ступени. Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому» [9,с.15].

Акмеологический аспект исследования профессиональной деятельности заключается в том, что она становится фактором развития педагога. В постоянном развитии человек «всегда находится впереди себя» и «никогда не совпадает с собой» [13,с.47]. Показано, что «....одержимость, вырастающая из отношения человека к главному делу своей жизни... помогает ему постоянно искать все новые ресурсы в себе и пытаться по - новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи. и одновременно достигать таким образом более высокой ступени в своем развитии» [4,с.41]. В профессиональной деятельности педагог приобретает свое истинное Я.

Современная ситуация в системе высшего профессионального образования требует от педагога больших резервов самообладания, саморегуляции и самоэффективности. В основе профессиональной востребованности лежит акмеологичесий принцип профессионализма личности, детерминирующий способность педагога превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к принадлежности к профессиональному сообществу, восприятии отношения других к себе как значимому профессионалу и самоотношению к себе как значимому для других [12].

Под профессионализмом личности мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих

ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, независимость, сопричастность, нравственная чуткость и т. д..

Личностное становление с позиции акмеологического подхода полностью опирается на самостоятельный выбор как «безграничное достижение границы и всегдашней неопределенности ее достигнуть» [6, с.542]. Личность, выбирая цель и прогнозируя будущую активность в каждый момент времени, стремится соответствовать не только себе, но и миру. Для этого необходима полная собранность и возможность вызреть из собственного будущего. Иными словами, прогнозируя активность, педагог всегда занимает личностную и социальную позицию, потому что он одновременно обращен и в мир и в себя [8].

Содержательно профессиональную востребованность следует рассматривать в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, включающего повышение инициативы и ответственности, личностной свободы, овладение социокультурными нормами и критического отношения к ним, когда «данные извне нормы становятся творчески преобразованными и свободно избранными» [7, с.235]. Процессуально - с системных позиций превращение общечеловеческих ценностей в личностные, в нравственную чувствительность.

Таким образом, профессиональная востребованность с позиции акмеологического подхода рассматривается как составляющая Я-концепции. Она включает высокий уровень востребованности («пользуется огромным спросом») как успешного профессионала и как социально востребованного нужного и значимого члена профессионального коллектива.

Сформулируем выводы.

Специфика акмеологического подхода определяется: а)выявлением условий для личностных достижений и полной самореализации; б)учетом внешних показателей деятельности и внутренних состояний ; в)осознанием индивидуальности в выборе путей к профессионализму; г)«психологической ценой» высоких достижений.

Профессиональная востребованность педагога реализуется параллельно двумя неотъемлемыми процессами: изменением характера профессиональной деятельности, которая в свою очередь одновременно обуславливает одно из главных профессиональных предназначений (стимулирует личностные потенции) - профессионализм личности (сотворение личности) через ее возможности, задавая задачи и цели деятельности и определяя ее виды.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.5-14

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2001.288с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979. 423с.

4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М, 1998. 168с.

5. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия.// Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-9.

6. Лосев А.Ф. Самое само: сочинения. М.:ЭКСМО-пресс,1999.

7. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство,2003.

8. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.

9. Рерих Н.К., Рерих Е.И. Учение живой этики: воспитание в общине. -Новосибирск, 1996.

10. Cелюч М.Г. Акмеологические особенности профессионального творчества руководителя образовательной организации (научная монография). Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский институт развития образования. 2013. 154 с. ISBN 978-5-43-95-0016-1

11. Селюч М.Г. Акмеологическая направленность управленческой деятельности руководителя системы образования (научная монография). Благовещенск: ГАУ ДПО «АмИРО», 2015. 217 с. ISBN 978-5-4395-0026-0

12. Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности [Текст]: дис. ... док. псих. наук: М., 2012. 569 с.

13. Хайдеггер М. Время и бытие. М: Республика, 1993

УДК 159.923

ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ КАК ФАКТОР

САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Скворцова Лариса Леонидовна - старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»; Гродно, Ожешко, 22,

e-mail starling2009@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического обоснования взаимосвязи имплицитных концепций личностной зрелости и саморазвития. Выявлено, что наибольшее влияние на интенсивность саморазвития оказывают представления о социальной реализованности зрелой личности.

Ключевые слова: личностная зрелость, зрелая личность, имплицитные концепции, саморазвитие, инициатива к личностному росту

PERSONAL MATURITY IMPLICIT CONCEPTS AS A FACTOR OF SELF-

DEVELOPMENT

Skvortsova Larisa Leonidovna - Senior Lecturer,YankaKupala State University of Grodno, Grodno,Ozheshko street, 22, e-mail starling2009@gmail.com

Abstract

The results of an empirical study of the relationship of personal maturity implicit concepts and self-development are presented. It has been revealed that the greatest influence on the intensity of self-development is exerted by representation about the social realization of a mature person.

Keywords: maturityof personality; mature person, implicit concepts; personal growth initiative, self-development

С позиции акмеологического подхода личностная зрелость определяется как вершина развития личности, такой уровень развития всех личностных подструктур, который позволяет обеспечивать продуктивное выполнение общественных функций в различных сферах жизнедеятельности. В связи с этим многие исследователи подчеркивают эталонный характер личностной зрелости. Как отмечает В.М. Русалов, истинная зрелость наступает тогда, когда «человек не только достигает вершины в своем развитии, но и приобретает способность передать плоды своего развития другому человеку, становится образцом, эталоном, своего рода идеалом, достойным подражания и тиражирования посредством обучения» [1, c.33].

Практически во всех исследованиях, посвященных зрелой личности, важным ее показателем является способность к саморазвитию. Открытость для новых возможностей и личностного роста, способность и готовность зрелой личности к самореализации, самоактуализации, саморазвитию и самосовершенствованию выделяется как в работах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.